Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта

По экологии

Контрольные работы - Без категории
В прокуратуру области поступила жалоба о том, что в период с октября по декабрь 2001 года ООО «Губкинское дорожное ремонтно-строительное управление» производило строительство дороги, в ходе которого была допу-щена вырубка 1057,6 куб.м. древесины в лесах 3-й группы Таросалинского лесхоза без оформления лесорубочного билета. Факт правонарушения зафик-сирован протоколом.
Какие положения лесного законодательства нарушены?
Каковы формы прокурорского реагирования на данное правонарушение?
Охарактеризуйте особенности таксовой имущественной ответственности за лесонарушения.
Произведите примерный расчет ущерба, причиненного данным правонару-шением.
Из условия задания не совсем понятно, когда именно поступила жалоба в прокуратуру - на момент действия Лесного кодекса РФ от 1997г или позже, с принятием нового Лесного кодекса РФ 2006 г, который вступил в силу с 01.01.2007г, (правонарушение произошло в 2001г), т.к. в разного времени Лесных кодексах определение группы лесов, целевого назначения лесных участков, а также порядок предоставления лесных участков в пользование - разный.
Рассмотрение задачи производиться по действующему законодательст-ву.
Статья 8 Лесного кодекса РФ определяет право собственности на лес-ные участки, согласно которой:
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в феде-ральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных ка-тегорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Также Лесным кодексом РФ установлен порядок предоставления граж-данам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государствен-ной или муниципальной собственности: «в постоянное (бессрочное) пользо-вание, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находя-щиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставля-ются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам».
Юридические лица и граждане, которым предоставляются лесные уча-стки, называются лесопользователями, также обозначаются лица, которым предоставлены права на пользование участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесоользователи в установленных случаях для реализации получен-ного права лесопользования обязаны получать лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Основанием для выдачи указанных документов является договор аренды участка лесного фонда, договор бессрочного пользования, либо безвозмездного срочного пользования участком лесного фонда, прото-кол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
Согласно действующему Лесному кодексу РФ:
1.Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7)осуществление научно-исследовательской деятельности, образова-тельной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусствен-ных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализи-рованных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропереда-чи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды (ст. 25).
В вышеперечисленных случаях использования лесных участков с лесо-пользователями заключается договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43, 44, 45 Лесного кодекса РФ: при использовании лесов для выполнения работ по геологиче-скому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; при использовании лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооруже-ний, специализированных портов; при использовании лесов для строительст-ва, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - на срок от одного года до со-рока девяти лет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципаль-ной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Без проведения аукциона договоры аренды лес-ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собст-венности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ;
2)реализации приоритетных инвестиционных проектов в области ос-воения лесов.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в феде-ральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственно-сти, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 74 ЛК РФ).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессроч-ное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполно-моченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 88 ЛК РФ)
Статья 89 Лесного кодекса РФ регламентирует проведение государст-венной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов:
1. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципаль-ной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным ор-ганом исполнительной власти.
2. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Фе-дерации.
3. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположен-ных в границах территорий субъектов Российской Федерации, а также проек-тов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, зем-лях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномочен-ным федеральным органом исполнительной власти.
4. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается ор-ганом местного самоуправления.
Требования о получении положительного заключения государственной экспертизы перед началом строительных работ содержится также в ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7- ФЗ (В ред. ФЗ от 18.01.2006 № 232-ФЗ): «экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосно-вывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды».
В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ:
1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связан-ных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допуска-ются для:
1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объек-тов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4)использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубо-проводов и других линейных объектов;
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) существления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.
2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связан-ных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на ко-торых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими фе-деральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения со-ответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.
4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвида-ции в соответствии с водным законодательством.
5. В целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безо-пасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соот-ветствующих объектов.
6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструк-туры, подлежат рекультивации.
Статья 81. п. 12 ЛК РФ устанавливает полномочия органов государст-венной власти Российской Федерации в области лесных отношений при ус-тановлении порядка использования лесных участков для строительства, ре-конструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, тру-бопроводов и других линейных объектов;
В ст. 45 ЛК РФ установлен порядок использования лесов для строи-тельства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов:
1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуата-ции линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других ли-нейных объектов.
2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципаль-ной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соот-ветствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линий электро-передачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов.
3. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Об использовании лесов гражданами, юридическими лицами, осущест-вляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления представляется отчет (информация об объеме изъ-ятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) (ст. 49 ЛК РФ).
Леса подразделяются по целевому назначению:
1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назна-чению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резерв-ные леса.
2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесе-ны к защитным лесам.
3. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства за-щитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Лесного кодекса РФ (ст. 10 ЛК РФ).
Защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102):
1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в це-лях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ - защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохран-ных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полез-ных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.)
2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов опреде-ляются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной ох-раны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) ащитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего поль-зования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собст-венности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны, лесопарки;
г) ородские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов сани-тарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры.
3. К особо защитным участкам лесов относятся
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) постоянные лесосеменные участки;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения ди-ких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
4 Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных ле-сах и эксплуатационных лесах.
5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
6. Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных уча-стков лесов и установление их границ осуществляются органами государст-венной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномо-чий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природ-ных территориях (ст. 103 ЛК РФ):
1. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных террито-риях, относятся леса, расположенные на территориях государственных при-родных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
2. В лесах, расположенных на территориях государственных природ-ных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правово-му режиму особой охраны территорий государственных природных заповед-ников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в це-лях обеспечения функционирования государственных природных заповедни-ков и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.
3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, при-родных парков и государственных природных заказников, запрещается про-ведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
4. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных на-саждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
5. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных террито-риях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается ис-пользование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
6 Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ле-сов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанав-ливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах (ст. 104 ЛК РФ):
1. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются прове-дение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных хими-ческих препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ле-сов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномочен-ным федеральным органом исполнительной власти.
Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105 ЛК РФ):
1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объек-тов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исклю-чением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ - «В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачиваю-щих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздо-ровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечи-вающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций», и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены со-ответствующие леса.
2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
3. В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и за-щиты лесов, в том числе в научных целях;
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) едение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
4. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ле-сов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавли-ваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правовой режим ценных лесов (ст. 106 ЛК РФ):
1. В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ - «В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных на-саждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные наса-ждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций».
2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства цен-ных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом испол-нительной власти
Правовой режим особо защитных участков лесов (ст. 107 ЛК РФ):
1. Особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, экс-плуатационных лесах, резервных лесах.
2. На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лес-ных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ - «В защитных ле-сах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные руб-ки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средо-образующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохране-ние целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций»
3. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных на-саждений.
4. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ле-сов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Эксплуатационные леса (ст. 108 ЛК РФ):
1. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освое-нию в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 Лесного кодекса - «Экс-плуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов».
2. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов (рассматривалось выше).
3. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам и установление их гра-ниц осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Резервные леса (ст. 109 ЛК РФ):
1. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
3. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.
4. Отнесение лесов к резервным лесам и установление их границ осу-ществляются органами государственной власти, органами местного само-управления в пределах их полномочий.
В соответствии с действующим законодательством осуществляется го-сударственный лесной контроль и надзор. Осуществляется он органами госу-дарственной власти в пределах их полномочий, своей целью имеет обеспече-ние соблюдения лесного законодательства.
В связи с этим должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), имеют пра-во:
1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для оз-накомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использова-ние лесных участков;
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуще-ствляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесо-разведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
7) предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устра-нении выявленных в результате проверок нарушений;
8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетен-ции;
9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответст-вующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключе-ний;
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами пра-ва.
Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государст-венный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть об-жалованы в судебном порядке (ст. 96 ЛК РФ).
Исходя из условия задания строительство дороги производилось на территории резервных лесов (ч.1 ст. 10 ЛК РФ - 3 группа - «резервные леса». Земля лесхоза по идее должна находиться на землях лесного фонда, а соглас-но ч. 3 ст. 109 ЛК РФ «использование резервных лесов допускается после их отнесения их к эксплуатационным или защитным лесам», то в данном случае нарушены требования ст. 109 Лесного кодекса РФ, ст. 59 ФЗ «Об охране ок-ружающей среды», в которой содержится правовой режим охраны природ-ных объектов: «Правовой режим охраны природных объектов устанавливает-ся законодательством в области охраны окружающей среды, законодательст-вом о природном и культурном наследии, а также иным законодательством. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничто-жению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной», ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выка-пывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - (часть вторая введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).
Рассматриваемое правонарушение выражается в противоправных дей-ствиях лица без заключения соответствующих договоров на лесопользование либо лица, наделенного правомочиями лесопользователя, не соблюдающего условия лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Повреждение осуществляется методом механического или иного воздействия на указанные объекты лесной растительности. Деревья и кустарники относятся к недвижи-мым имущественным объектам, которые могут находиться в государствен-ной, частной, муниципальной и иных формах собственности. Рассматривае-мые нарушения могут быть совершены в процессе побочного лесопользова-ния, заготовки второстепенных лесных ресурсов и других видов лесопользо-вания. Для незаконной порубки нарушителем - физическим лицом древесно-кустарниковой растительности, а также уничтожения лесных культур харак-терна умышленная вина; повреждение объектов лесной растительности мо-жет быть совершено также по неосторожности. Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного би-лета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с на-рушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещен-ных к рубке. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекра-щения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в осо-бо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и ли-ан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, квалифицируются в качестве экологиче-ских преступлений (ст. 260 УК). В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения суда-ми законодательства об ответственности за экологические правонарушения" при рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, а равно поврежде-нием до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК), судам необходимо иметь в виду, что предметом преступного посяга-тельства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий. Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и са-довых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не пре-дусмотрено специальными правовыми актами. Завладение деревьями, кото-рые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества. При рас-смотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников следует иметь в виду, что разграничение преступления с административным правонарушени-ем проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1, 2 ст. 260 УК, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в ле-сах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп, а также де-ревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (комментарий к ст. 8.28 КоАП РФ).
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут админи-стративную, уголовную ответственность в порядке, установленном законода-тельством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательст-ва не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное на-рушение и возместить причиненный этими лицами вред (ст. 99 ЛК РФ).
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в су-дебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правитель-ством Российской Федерации (ст. 100 ЛК РФ).
Статья 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» также предусматривает виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны ок-ружающей среды: за нарушение законодательства в области охраны окру-жающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, админист-ративная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Деа об административных правонарушениях в этой области рас-сматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по над-зору в сфере природопользования, уполномоченных в области использова-ния, охра-ны и защиты лесного фонда (ст. 23.24), а по ч. 2 - судьями (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются долж-ностными лицами указанных органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутрен-них дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Согласно ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 146 УПК РФ прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела против долж-ностного лица сам или соглашается с подобным постановлени-ем, полученным от дознавателя либо следователя. Исходя из характера на-рушения закона долж-ностным лицом, предусматривается вынесение двух видов постановлений: о возбуждении уголовного дела и о возбуждении про-изводства об администра-тивном правонарушении. Нарушение, содержащее признаки преступления, служит основанием вынесения постановления о воз-буждении уголовного дела. Если нарушение носит характер административ-ного проступка, выносится постановление о возбуждении производства об административном правонаруше-нии.
Постановление о возбуждении уголовного дела, помимо того, что долж-но отвечать общим требованиям к процессуальным документам (пол-нота, обос-нованность, определенность и законность), должно содержать в себе следую-щие сведения: дата, время и место его вынесения; кем оно выне-сено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, ста-тья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Уголовное дело возбуждает-ся либо по факту обнаружения признаков преступления, ли-бо в отношении конкретного лица. Это в числе прочего следует учитывать при оформлении со-ответствующего постановления. Само по себе упомина-ние лица в постановле-нии обычно не порождает особого порядка судопро-изводства. Если же уголов-ное дело возбуждается именно против названного в постановлении лица, то это кардинально меняет его процессуальный ста-тус, свидетельствует о том, что он находится под подозрением.
При возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица сле-ду-ет учитывать положения, касающиеся особенностей производства по от-дель-ным категориям уголовных дел.
Настоящим ФЗ и ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголов-ное де-ло или производство об административном правонарушении, требует привле-чения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответ-ственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор также вправе (ст. 28.4 КоАП РФ) возбудить дело о любом дру-гом административном правонарушении, ответственность за которое преду-смотрена Кодексом или законом субъекта РФ. В части 2 ст. 28.7 КоАП РФ пре-дусмотрено право прокурора принять решение о возбуждении дела об админи-стративном правонарушении и проведении административного расследования. Такое решение принимается прокурором в виде постановле-ния немедленно по-сле выявления факта совершения административного правонарушения.
Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об админи-стративном правонарушении должно содержать те же сведения, что и прото-кол об административном правонарушении. В нем должны быть указаны:
дата и место составления постановления;
должность, фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего по-
становление;
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об админист-ративном правонарушении;
в случае, если имеются свидетели и потерпевшие, - их фамилии, имена,
отчества, адреса места жительства;
место, время совершения и событие административного правонаруше-ния;
статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая админи-стративную ответственность за данное административное правонарушение;
объяснение физического лица или законного представителя юридиче-ского лица, в отношении которых возбуждено дело;
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Сроки составления постановления об административном правонаруше-нии установлены ст. 28.5 КоАП РФ. Он составляется немедленно после выяв-ления совершения административного правонарушения. В случае, если тре-бу-ется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физи-ческом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых воз-буждается дело об административном правонарушении, постановления об администра-тивном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявле-ния административного правонарушения. В случае проведе-ния административ-ного расследования постановления об административном правонарушении со-ставляется по окончании расследования в сроки, преду-смотренные ст. 28.7 КоАП РФ. Срок проведения административного рассле-дования не может превы-шать один месяц с момента возбуждения дела об административном правона-рушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному хода-тайству должностного лица, в производстве кото-рого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным ли-цом на срок не более одного ме-сяца.
По окончании административного расследования выносится постанов-ле-ние об административном правонарушении либо выносится постановле-ние о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» и ст. 28.8 КоАП РФ постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направля-ет-ся судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента со-ставления протокола (вынесения постановления) об административном пра-вонарушении. Система органов, осуществляющих рассмотрение администра-тивных наруше-ний, устанавливается административным законодательством.
Постановление прокурора об административном правонарушении, со-вершение которого влечет административный арест, передается на рассмот-ре-ние судье немедленно после его составления (вынесения).
В случае, если протокол об административном правонарушении со-став-лен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об администра-тивном пра-вонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматри-вающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об ад-министративном правонарушении с внесенными в них изменениями и до-полнениями возвраща-ются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня уст-ранения соответствующих недостатков.
Постановление прокурора должно быть рассмотрено в сроки, установ-ленные ст. 29.6 КоАП РФ для дел об административных правонарушениях. Де-ло об административном правонарушении рассматривается в пятнадца-тиднев-ный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомоч-ными рассматривать дело, протокола об административном право-нарушении и других материалов дела. Дела об административных правона-рушениях, преду-смотренных рядом статей КоАП РФ, рассматриваются в пя-тидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом по-становления об адми-нистративном правонарушении и других материалов дела. Продление указан-ного срока не допускается.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в до-полни-тельном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими де-ло, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, ор-ган, должно-стное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дело об административном правонарушении, совершение которого вле-чет административный арест, рассматривается в день получения поста-новления об административном правонарушении и других материалов дела, а в отноше-нии лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 ча-сов с момента его задержания.
О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение. В случае, когда решение принято с нарушением за-кона, прокурором на него приносится протест.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нару-шением законодательства в области охраны окружающей среды также пре-дусмотрен статьей 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в об-ласти охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по ре-шению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружаю-щей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на вос-становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесен-ных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с про-ектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсут-ствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда ок-ружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуще-ствляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».
В целях исчисления размера ущерба, причиненного лесам, вынесено постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законода-тельства".
В соответствии с новым Лесным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, вред, причиненный лесным насаждениям или не отнесен-ным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие на-рушения лесного законодательства, подлежит обязательному возмещению.
Правительством РФ утверждена Методика исчисления размера причи-ненного лесам вреда. Возмещению подлежит причиненный ущерб и упущен-ная выгода. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результа-те нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления разме-ра ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесно-го законодательства. При уничтожении или повреждении деревьев, кустар-ников и лиан вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактив-ных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба также включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригод-ное для дальнейшего использования, и расходы, связанные с тушением лес-ных пожаров.
Установлены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного ле-сам. При этом отдельно предусмотрены таксы для исчисления размера ущер-ба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается. Размер ущерба, причиненного таким деревьям и кустарникам, исчисляется путем умножения установленных такс на объемы древесины (ко-личество) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустар-ников).
В указанное постановление были внесены изменения, утвержденные постановление Правительства РФ от 26.11.2007г № 806:
1. В пункте 1: абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, со-гласно приложению № 3 (приложение № 3 работы); дополнить абзацем сле-дующего содержания: "таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению № 4" (приложение № 3 работы).
2. В приложении № 1 (приложение № 1 работы) к указанному поста-новлению: в графе "Размер ущерба" в пунктах 1 и 2 раздела I слова "деревьев хвойных пород, не достигших диаметра ствола 12 см, и деревьев лиственных пород, не достигших диаметра ствола 16 см" заменить словами "деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см"; в разделе II слова ", расположенных на территори-ях остальных субъектов Российской Федерации" исключить.
3. В приложении № 3 (приложение № 3 работы) к указанному поста-новлению:
а) наименование изложить в следующей редакции: "Методика исчис-ления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства";
б) в абзаце первом пункта 1 слова "причиненного лесным насаждени-ям" заменить словами "причиненного лесам, в том числе лесным насаждени-ям,";
в) пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Размер ущерба опреде-ляется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причинен-ного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям де-ревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодатель-ства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причи-ненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключе-нием ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лес-ным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы).";
г) в пункте 3 слова "уничтожении или повреждении деревьев, кустар-ников и лиан" заменить словами "причинении вреда лесам, в том числе лес-ным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кус-тарникам и лианам";
д) пункт 4 изложить в следующей редакции: "4. В случае если в соот-ветствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, свя-занных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, ле-сосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхожде-ния и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригод-ное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоуст-роительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действую-щие на момент совершения правонарушения установленные уполномочен-ными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естествен-ного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста унич-тоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в со-стояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и уста-новкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повре-ждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.";
е) в пункте 9: абзац второй после слов "защитных лесах" дополнить словами "(за исключением особо охраняемых природных территорий)";
абзац третий после слов "защитных лесов" дополнить словами "(за ис-ключением особо охраняемых природных территорий)"; дополнить абзацами следующего содержания: "в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;
в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Рос-сийской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федера-ции.";
ж) пункт 11 признать утратившим силу;
з) дополнить пунктом 14 следующего содержания: "14. Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законода-тельства".
4. Дополнить приложением № 4 (Приложение № 4 работы).
ООО «Губкинское дорожное ремонтно-строительное управление» на-ходится в Ямало-Нененцком автономном круге (www.pulset.net/find13), в свя-зи с этим расчет будем производить согласно таксам по данному автономно-му округу.
Согласно Приложения № 2, п. 10 и 12 Приложения № 3 к постановле-нию Правительства РФ от 8.05.2007 г. № 273 (Приложения № 2 и 3 работы соответственно) расчет ущерба, причиненного данным правонарушением, будет такой:
(такса х объем древесины уничтоженных, срубленных или поврежден-ных деревьев) х 2 =
= (5190 х 1057,6 м2) х 2 = 10977888р или 10 млн. 977 тыс. 888 руб. Это с учетом того, что данная категория лесов не относится к эксплуатационным лесам и в ней не выделены особо защитные участки п. 9 приложения № 3. В противном случае результат умножается еще на 2Список использованных источников
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Россий-ской Федерации». Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федера-ции от 20 февраля 1992 г. № 8, ст. 366.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. № 6 в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. № 9, в Со-брании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 2 ст. 133.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный за-кон "О прокуратуре Российской Федерации". Опубликован 1 августа 2007 г.
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административ-ных правонарушекниях». Текст Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. № 4427.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера ущерба, причиненного лесам вследствие нару-шения лесного законодательства. Текст постановления опубликован в Соб-рании законодательства Российской Федерации от 14 мая 2007 г. № 20, ст. 2437, «Российской газете» от 23 мая 2007 г. № 207.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 806 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера ущерба, причи-ненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Постанов-ление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 3 декабря 2007 г. Постановление вступило в силу 11 декабря 2007 г.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Текст опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 2006 г. № 4243.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Текст Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. № 2868, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть !) ст. 1, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. № 2-5.
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 5-е изд., перераб. И доп./под общ.ред. Е.Н. Сидоренко. - ТКВелби, Изд-во Проспект, 2006.
10. Комментарий к Кодексу российской Федерации об административных правонарушениях (под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова). - ООО «Новая правовая культура», 2007.
11. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицин-форм, 2005.
12. Основы экологического права. Учебное пособие. Под ред. Т.Г. Пучини-ной. - М.: Юриспруденция, 2006.
13. Веденин Н.Н. Экологическое право: вопросы и ответы. - М.: Новый юрист, 1998.
14. Кузнецова Н.В. Экологическое право. Учебное пособие. - М.: Юриспру-денция, 2000.
15. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 1998.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Проверить тИЦ и PR