Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

Байрон

Байрон
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство.
Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и рево-люционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.
Творчество Байрона было новаторским, в нем содержались идеи, ко-торые волновали как современников, так и последующие поколения. Недо-сказанное, непонятое Байроном досказывалось или рождало новые споры, но всегда его творчество тревожило умы, будило фантазию. И поэт, как
бы предвидя это, сказал:
...жил я не напрасно!
Хоть, может быть, под бурею невзгод,
Борьбою сломлен, рано я угасну,
Но нечто есть во мне, что не умрет,
Чего ни смерть, ни времени полет,
Ни клевета врагов не уничтожит,
Что в эхо многократном оживет...
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 - 1824) родился в Лондоне 22 ян-варя 1788 года. По линии отца, гвардейского офицера Джона Байрона Байрон происходил из высшей аристократической знати. Брак родителей, как считается, не удался, и вскоре после рождения Гордона мать увезла ма-ленького сына в Шотландию в город Абердин. Байрон вернулся в Лондон в 1791 году, когда его отец, разорив семью, скончался. После смерти деда Байрон стал лордом, и по наследству ему перешло родовое поместье - Нью-стедское аббатство где он и поселился.
В 1801 году Байрон поступил в Хэрроу, закрытую школу для детей из богатых и знатных семей. Старшие мальчики насмехались над его хромотой, и Гордон чувствовал себя несчастным. Байрон проводил школьные каникулы в Саусвелле, недалеко от Ноттингема. Там началась его юношеская безответная любовь к своей старшей кузине Мэри Чаворт, которая была к тому времени помолвлена. Этот горький опыт повлия л на все романтические устремления Байрона в будущем.
Затем Байрон поступил в Тринити-Колледж в Кембридже. Байрон провел в Лондоне 1808 год в развлечениях, отдаваясь "бездне чувственно-сти", как говорил об этом сам поэт. В 1809 году вместе с близким другом по Тринити-Колледжу Джоном Кэмом Хобхаузом Байрон предпринял дли-тельную поездку в Португалию, Испанию, Албанию, Грецию и Константи-нополь. Это путешествие изменило его жизнь. Поэт влюбился в природу Средиземноморья, людей, его населяющих, и их образ жизни, который после Англии казался ему простым, естественным, раскрепощенным.
Появившиеся в 1812 году первые две песни "Паломничества Чайльд-Гарольда", созданные во время путешествия по Средиземному морю, при-несли Байрону известность. У поэта был бурный роман с леди Кэролайн Лэм, он также вкусил "осенних чар" леди Оксфорд, которая поддерживала его радикальные политические настроения. В 1813 году Байрон безрассудно увлекся своей сводной сестрой Августой Лей. Чтобы выпутаться из со-здавшегося положения, спустя два года Байрон женится на Аннабелле Мильбенк. Однако уже через год жена ушла от поэта. Последующий скандал вынудил Байрона навсегда покинуть Англию в апреле 1816 года. Осень 1816 года застала Байрона в Венеции, где его спутником был Хобхауз и где, помимо романов с замужними и незамужними женщинами, поэт начал писать "Дон Жуана", остроумное описание подвигов легендарного и неутомимого героя-любовника. Позднее, он перезжает в Пизу, где снова встречается с Шелли.
В июле 1823 года Байрон направился на остров Иония в Кефалонии. Поэт поселился в Миссолонгах, где располагалась армия принца Мавро-кордатоса. Однако еще до наступления греков на турок у Байрона начался приступ лихорадки. Поэта не стало 19 апреля 1824 года. Его последние три стихотворения - "В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет", "По-следние слова о Греции" и "Любовь и смерть".
Байрон был легендой своего времени и остается таковым в наше время. Он был романтиком, однако в отличие от своих собратьев по перу его романтизм был окрашен в более прагматичные тона, поскольку поэт при-держивался несколько иных взглядов на ту непреодолимую пропасть, кото-рая разделяет наши идеалы и реальность. Герой Байрона презирает услов-ности, его судьба предрешена, он страстен.
Гениальный поэт-романтик, Байрон с равным блеском владел всеми формами и жанрами поэзии. Его перу принадлежат великолепные образцы интимной, философской и политической лирики, романтические поэмы ("Гяур", 1813, "Корсар", 1814, "Паризина", 1816, и др.), драматические по-эмы, или мистерии, как их называл Байрон ("Манфред", 1817, "Каин", 1821), поэмы юмористические и сатирические ("Беппо", 1818, "Видение суда", 1822, "Бронзовый век", 1823, и др.), исторические трагедии, биографическая проза, сатирико-нравоописательный роман в стихах "Дон Жуан" (1818-1823), оставшийся незавершенным.
2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
И вечно буду я войну вести
Словами - а случится, и делами! -
С врагами мысли. Мне не по пути
С тиранами...
«Дон-Жуан». Перевод Т. Гнедич
Творчество Байрона было новаторским, его поэзия вошла в историю художественной жизни человечества как выдающееся явление, связанное с эпохой романтизма; жизненный путь его был славен участием в движении карбонариев и греческих повстанцев за независимость Италии и Греции от чужеземного ига. И как поэт, и как борец за свободу Байрон для своего времени был, по выражению А.С. Пушкина, «властителем дум»; но и в по-следующие годы, вплоть до наших дней, творчество его продолжает оста-ваться актуальным и современным.
Творчество Байрона неразрывно связано с эпохой романтизма в исто-рии мировой литературы.
Неудовлетворенность результатами Французской революции конца XVIII века, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демо-кратических и революционных масс, призывая продолжить дело Француз-ской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании, политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новатор-ский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.
Поэты России, начиная с Пушкина и Лермонтова, открыли русскому читателю духовный мир английского поэта, своеобразие его поэтического видения, и благодаря им вольнолюбивая поэзия Байрона распространилась по всей стране, пришла и к другим народам России.
Изменения, происшедшие в судьбе юного Байрона, получили отражение в его ранних стихах. Ньюстед с его прошлым пробуждал интерес к истории страны, к предкам, принимавшим участие в знаменитых сражениях (см. стихотворение «При отъезде из Ньюстедского аббатства»). И в то же время юношу тяготил новый для него образ жизни среди титулованных особ, являющихся рабами условностей («Хочу я быть ребенком вольным...»).
Детство и отрочество поэта были омрачены не только бедностью, от которой олень страдала его мать, прилагавшая немалые усилия, чтобы найти средства, для воспитания сына в соответствии с его аристократическим происхождением, но еще и тем, что от рождения он был хромым. Несмотря на лечение, хромота осталась. Правда, Байрон почти осилил ее, занимаясь различными видами спорта - плаванием, верховой ездой, боксом, фехто-ванием. Для своего времени он был одним из лучших спортсменов. Особенно он гордился достижениями в плавании,- они в самом деле были за-мечательны: так, Байрон переплыл пролив Дарданеллы; на такой заплыв тогда редко кто отваживался («Стихи, написанные после пересечения вплавь Дарданелл между Сестосом и Абидосом»).
Как указывалось выше, в 1801 году Байрон поступил в школу закрытого типа в Харроу, где обучались дети из знатных и богатых семей. Их готовили к карьере политиков и дипломатов, к парламентской деятельности. В школе царила атмосфера религиозного ханжества, угодничества перед власть имущими, и многое здесь приводило будущего поэта в негодование, что в самой непосредственной форме запечатлено в его письмах из Харроу. Он не раз просит мать взять его из этой школы. В одном из писем Байрон с горечью пишет матери, что его «клеймят без причины», что брат ректора школы, один из наставников, постоянно напоминает ему о бедности.
В этом же письме есть и такие строки: «Я могу пробить себе дорогу в мире, и я это сделаю или погибну. Многие начинали жизнь ни с чем, а кон-чали великими людьми. Неужели я, обладая достаточным, пусть и неболь-шим, состоянием, стану бездействовать? Нет, я пробью себе дорогу к Вер-шинам Славы, но только не бесчестьем...»
В школе Байрон нашел и товарищей - среди тех, кого восхищала в нем нетерпимость ко всякой несправедливости, смелость, готовность сразу же встать на сторону беззащитного и защищать его постоянно. Эта школьная дружба стала для него источником радости, что делало пребывание в Харроу не столь тягостным, как было в начале обучения.
Байрон с пяти лет полюбил чтение. «Я читал, - вспоминал поэт, - за едой и в постели - читал, когда никто не читает»; благодаря чтению он от-личался в школе «широтой общих познаний». Особенно много читал Байрон по истории. В составленном им списке книг, прочитанных к 1807 году, книги по истории занимают первое и преимущественное по объему место.
Прочитанные книги Байрон помнил не только по содержанию - он мог наизусть цитировать обширные отрывки из них. Память его, по свидетельству поэта Томаса Мура, близко знавшего Байрона и ставшего впоследствии первым его биографом, была «в высшей степени цепкой». Неудивительно, что в произведения Байрона легко и органично входят цитаты из сочинений древних и современных ему авторов,- он пользуется ими для сравнений, пародий, авторской иронии. Широкие познания Байрона, обогащая содержание его поэзии, придают ей и своеобразную стилевую окраску.
В школе у Байрона обнаружились и способности к актерскому искус-ству: он был непременным участником школьных спектаклей. В одном из его ранних стихотворений есть такие строки:
Вот вновь эта зала народом обильна,
Где я, в роли Занги, Алонзо топтал,
Где хлопали мне так усердно, так сильно,
Что Моссопа славу затмить я мечтал.
Здесь, бешеный Лир, дочерей проклиная,
Гремел я, утратив рассудок и трон;
И горд был, в своем самомненье мечтая,
Что Гаррик великий во мне повторён.
Перевод Н. Холодковского
Но если ораторское искусство и участие в любительских спектаклях одобрялись в школе, то сочинение стихов считалось недостойным для уча-щихся, которых готовили к политической деятельности. «Мои первые стихи, сочиненные в Харроу (в качестве учебного задания по английскому языку), - перевод хора из Эсхилова „Прометея", - пишет поэт, - были встречены им (ректором школы) холодно,- никто не предполагал, что я могу опуститься до стихотворства».
В 1803 году, во время каникул, пятнадцатилетний Байрон встретился с Мэри Чаворт. Память о сильном, поэтичном чувстве к ней он сохранил до конца жизни. В разные периоды творчества он посвящал Мэри Чаворт (в замужестве Мастере) свои стихотворения, но глубже всего передал любовь к ней в поэме «Сон», написанной в 1816 году.
После окончания школы, в 1805 году, Байрон поступил в Кембридж-ский университет. У него появляются новые товарищи, некоторые из них становятся друзьями на всю жизнь. Байрон отдает дань молодости, веселью, увлечениям. Но это лишь внешняя сторона его пребывания в Кембридже. Он по-прежнему много читает. Знания, почерпнутые в эти годы из множества книг, размышления над прочитанным стали основой для самостоятельного развития его личности.
Школа в Харроу и университет в Кембридже были частью уклада жизни, установленного аристократической кастой Англии. События века получали здесь нужную этой касте оценку, и у Байрона уже тогда форми-ровалось к этому скептическое отношение. Так, будучи студентом, он от-крыто выражал свои симпатии общественным деятелям, выступавшим против колониальной политики Англии.
Эпоха Байрона, начавшаяся под знаком Великой французской рево-люции (1789-1793), была бурной и противоречивой. Молодой Байрон не сразу в ней разобрался. Но эволюция его мировоззрения показывает, как чуткость к прогрессивным идеям века, умение связывать исторические знания с современностью позволяли ему видеть перспективу развития важнейших событий своего времени.
В конце июня 1809 года Байрон, завершив обучение в университете, отправился в двухлетнее путешествие, которое имело огромное значение для развития его поэтического дарования. Он посетил Португалию, Испанию, Ал-банию, Турцию, Грецию.
Какой бы ни была удивительной по своей красоте природа и величе-ственной древняя культура этих стран, Байрон не воспринимал их отдельно, вне жизни и истории народов, их населявших. Люди, их быт, язык, обычаи, одежда - все вызывает пристальный интерес поэта. Его поражают социальные контрасты в этих странах: с одной стороны, нищета, рабство народов, с другой - неограниченная власть и произвол кучки тиранов. Во время путешествия Байрон глубоко осознал общественное призвание поэта как борца за справедливость, свободу, равноправие. Наряду с лирическими стихами у него появляются стихи, обличающие политику тех стран, которые поддерживали тиранов, их произвол и насилие над народами.
В эти два года Байрон создает произведения, ставшие программными
для последующего его творчества. Это, прежде всего две первые песни ро-мантической поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» и стихотворения, в которых Байрон проявляется уже как поэт-романтик.
Байрон возвращался в Англию в конце лета 1811 года. По пути домой он узнал о тяжелой болезни матери, которую не застал в живых. Он уеди-нился в Ньюстеде, и из писем его видно, что он не хотел бывать в обществе. Горе поэта усугубилось еще и тем, что вслед за матерью погиб его близкий друг. Помогала отвлечься от горестного состояния подготовка к изданию первых песен «Паломничества Чайльд-Гарольда».
Незадолго до путешествия Байрон, как лорд, занял свое место в пар-ламенте. Тогда он не совсем ясно представлял, какова будет его парламент-ская деятельность. Путешествие, размышления об увиденном развили в нем интерес и к социальным проблемам собственной страны. К тому же воз-вращение его в Англию произошло в разгар луддитского движения, начав-шегося в Ноттингеме, крупнейшем центре ткацкой промышленности. При-менение новых ткацких машин оставляло многих ткачей без работы, а у тех, кто работал, резко снижалась заработная плата. Обездоленные ткачи разрушали станки. Правительством был подготовлен закон (билль), по ко-торому разрушение машин каралось смертной казнью, Байрон избрал этот билль темой своей первой речи. Перед выступлением в парламенте он предпринял специальную поездку, чтобы изучить положение дел на месте. Главный судья Ноттингема, член палаты лордов Холланд, наставлял Байрона, указывал, какой должна быть его речь. Но накануне своего выступления Байрон написал письмо Холланду, в котором заявил, что будет отстаивать права ткачей.
«Я считаю, милорд, - писал Байрон, - что можно приветствовать бла-годетельный для человечества прогресс промышленности, но нельзя допу-стить, чтобы человечество приносилось в жертву усовершенствованию ма-шин. Обеспечить существование трудящихся бедняков - более важная для общества задача, чем обогащение нескольких монополистов с помощью усовершенствованных орудий, которые отнимают хлеб у рабочего и делают невыгодным его наем.
Я возражаю против билля из-за его явной несправедливости и совер-шенной бесполезности. Я видел, как живут эти несчастные и какой это позор для цивилизованной страны...
В тех немногих словах, которые я позволю себе сказать в четверг, я выскажу именно это мнение, составленное на основании собственных наблюдений».
Билль о смертной казни для ткачей-луддитов был узаконен вопреки усилиям Байрона, его выступлению в парламенте в конце февраля 1812 года. Но 2 марта того же года Байрон «продолжил» свою речь уже как поэт, опубликовав «Оду авторам билля, направленного против разрушителей станков».
Действие билля не замедлило сказаться: движение луддитов жестоко подавлялось военными частями, ткачей осуждали на казнь через повешение, приговаривали к тюремному заключению и ссылке. Байрон не мог забыть террор, учиненный правительством против ткачей, и спустя несколько лет, в изгнании, написал «Песню для луддитов», в которой звучал призыв к продолжению борьбы: «...или сгинем в бою. Иль к вольному все перейдем мы житью».
Первые песни «Чайльд-Гарольда», вышедшие в свет 10 марта 1812 года, принесли Байрону широкую известность. «Чайльд-Гарольд» выдерживает издание за изданием, популярность его автора растет со дня на день. Байрон часто бывает в свете, в модных литературных салонах. Встречи с писателями и поэтами, новые знакомые из политических кругов, успех у женщин увлекают и занимают поэта, но не настолько, чтобы забыть об условиях жизни народов Великобритании.
Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции
и ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XIX века пе-реживала жестокий кризис. В 1810-х годах с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов - разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех бед. Размах движения, получившего название по имени легендарного "генерала Лудда" - рабочего, который якобы первым разбил ткацкий станок, - напугал правительство. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта.
Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал "узурпатор" - Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным и поддержке нацио-нально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле, воспользовавшись бракоразводным процессом Байрона с его первой женой. Суд лишил Байрона прав отцовства.
21 апреля 1812 года Байрон выступает в парламенте с речью о поло-жении ирландского народа. Хорошо зная историю Ирландии и события ее современной жизни, Байрон в своей речи показал, что из-за вражды като-ликов и протестантов в Ирландии создается напряженная обстановка, кото-рую издавна поддерживает правительство Англии в своих интересах. Байрон напоминал, как после кровопролитного подавления ирландского восстания в 1798 году, по Унии (объединению, союзу), навязанной Ирландии Англией, парламент Ирландии был ликвидирован, а взамен этого Ирландия получила право посылать нескольких своих депутатов в английский парламент. «Если это можно назвать Унией, - сказал Байрон, - то это Уния акулы и ее добычи: хищник поедает свою жертву и таким образом они приходят к единству. Так поглотила Великобритания парламент, конституцию и независимость Ирландии...»
Парламентская деятельность Байрона была краткой: третья и последняя его речь состоялась в 1813 году и была посвящена защите петиции одного из ветеранов демократического движения. За эту речь, как пишет Байрон, он получил «немало оскорблений». Очень скоро Байрон понял, что в парламенте он одинок и его обличительные речи не дают ожидаемых результатов: они не изменили к лучшему ни положения луддитов, ни жизни ирландцев. Поэт воочию убеждался, что парламентские дебаты, критика в адрес правительства мало беспокоили тех, кто вершил делами внутренней и внешней политики Англии. «Надоела парламентская комедия...» - записал он в дневнике в 1813 году.
Но если речи Байрона не стали достоянием широких общественных кругов, то его сатирические стихи имели огромную читательскую аудиторию, большая часть которой с одобрением и восхищением приветствовала смелость поэта. Эти стихи приводили в замешательство правительство, вы-зывали ярость королевской семьи. В поэме «Вальс», опубликованной в 1813 году, поэт зло высмеивал лицемерие высшего света, осуждал антинародную политику правительства. В то время как высшее общество, королевская семья кружатся в вихре модного вальса, в стране, как пишет поэт, голодают бедняки, вводятся безжалостные законы против них, затеваются новые войны. Получила широкую известность и сатира «Проклятие Минервы». В ней Байрон осуждал официальных представителей Англии в Греции за разграбление памятников этой страны.
Среди политических стихотворений этого периода особое место за-нимают произведения, посвященные Наполеону. В них отношение Байрона к Наполеону было еще противоречивым, но он твердо стоял на антишови-нистической позиции, считая, что Англия, ведя войну с Францией, преследуя Наполеона, принесла немало лишений собственному народу.
В своих сатирических и политических произведениях поэт говорил от имени своих соотечественников, от имени тех, кого волновала судьба ан-глийского народа, тревожило будущее страны. А обвинения в его адрес, что он якобы не патриотичен, были не чем иным, как признаком все возрастав-шей «политической ненависти к Байрону» (слова Стендаля) высших прави-тельственных кругов, планы которых он обличал перед широкой обще-ственностью Англии.
Наряду с сатирическими и политическими произведениями в это же время Байрон создает одну за другой романтические поэмы - «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара». Поэмы произвели необычайно сильное впечатление на читателей не только на родине их создателя, но и далеко за ее пределами. Известность Байрона становится общеевропейской.
В январе 1815 года Байрон женился на Аннабелле Милбенк, происхо-дившей из богатой аристократической семьи. Брак оказался неудачным, принесшим поэту тяжкие невзгоды. Через год, вскоре после рождения дочери Ады, жена Байрона уходит от него, не объяснив ему причины. Родители жены, не одобрявшие выступлений Байрона и вообще не любившие его, с ведома леди Байрон начинают бракоразводный процесс, который получает широкую огласку. Власти, политические деятели, давно уже настороженно относившиеся к Байрону, дали ход травле поэта в газетах.
В газете «Чемпион» было опубликовано - без разрешения Байрона - его стихотворение «Прости». В стихотворении, не рассчитанном на широкого читателя, Байрон, обращаясь к жене, хочет разобраться в причине их разрыва. Издатель газеты сопроводил стихотворение замечанием, что при оценке политических сочинений Байрона необходимо иметь в виду его от-ношение к своему «моральному и семейному долгу». Газета, таким образом, сама раскрыла политический характер начавшейся травли поэта, которая становилась настолько ожесточенной, что Байрон был вынужден покинуть, родину. 25 апреля 1816 года Байрон уехал из Англии. Как оказалось, навсегда.
Байрон поселился в Швейцарии, на берегу Женевского озера, в вилле Диодати. Поэт тяжело переживал разрыв с родиной и с семьей. О своем со-стоянии он писал сестре Августе: «...разрыв разбил мне сердце: мне кажется, будто по нему прошел слон». Но, несмотря на мрачные мысли о своей судьбе, в Байроне оживает присущий ему интерес к жизни той страны, в какой ему случается быть. Вот и в Швейцарии он старается запечатлеть в письмах, в специально заведенном для сестры дневнике все, что видит примечательного: исторические места, природу, людей, их быт. Эти записи получили затем поэтическое воплощение в «Шильонском узнике», в третьей песни «Чайльд-Гарольда», в «Манфреде».
Байрон выступал с идеей непримиримой, хотя и трагической, борьбы против враждебной действительности. Эта "революционная черта романтизма Байрона определила художественное новаторство его поэмы "Паломничество Чайльд-Гарольда".
Замысел поэмы, задуманной во многом как хроника скитаний гордого юноши, в ходе воплощения претерпел значительные изменения. Живая ис-тория того времени вторгалась в поэму, общественная проблематика вы-двигалась на первый план. В "Паломничестве..." Байрон дал анализ важ-нейших политических вопросов современности. Постоянные переходы от настоящего к прошедшему и будущему - главное движущее начало поэмы. "Паломничество..." проникнуто вольнолюбивым пафосом, в нем прозвучал гимн революционным преобразованиям.
Чайльд-Гарольд - типично романтический герой: разочарованный и скучающий, он в непримиримом конфликте с буржуазным обществом и его моралью.
Герою поэмы, который повторяет его путешествие, поэт придает черты своих современников, молодых людей из среды, хорошо ему известной. Чайльд-Гарольд устал от веселого и бездумного времяпрепровождения, его тяготят друзья по кутежам, женщины, с готовностью отвечающие на любовь. Разочарованный во всем, признав, что жизнь его пуста и бессмысленна, он решает уехать в незнакомые края.
Личное отношение Байрона к тому, что он видел во время своих странствий, отражено в поэме, и часто именно лирический герой определяет ее звучание. Предчувствуя, однако, что его - автора - будут отождествлять с Чайльд-Гарольдом, Байрон писал Далласу: "Я ни в коем случае не намерен отождествлять себя с Гарольдом; я отрицаю всякое родство с ним. Если местами может показаться, будто я написал собственный портрет, поверьте, что это только местами, и я на хочу признавать даже этого... Я ни за что на свете не хотел бы походить на своего героя".
Эпическое начало органично сочетается в поэме с лирическим. "Поэт раскрывает перед нами свой внутренний мир. Этот мир отличается большим богатством, сложностью и красотой, ибо лирический герой поэмы наделен способностью чувствовать сильно и страстно, - пишет о "Паломничестве..." советский литературовед А. Аникст. - То звучат слова восхищения женской красотой, то выражается нежное чувство отца к дочери, с которой он разлучен, то воспоминания о неразделенной первой любви, то горечь разочарования в людях. Наряду с элегическими мотивами в поэме не раз возникает гимн силе и мужеству человека. В простых людях, не испорченных буржуазной цивилизацией, Байрон находит подлинное величие, а когда он его не видит у современников, то вспоминает о титанической мощи героев прошлого, будь то афиняне или спартанцы, трибуны республиканского Рима или просветители Вольтер и Руссо. В страстных поисках героических характеров сказывается действенный, революционный характер гуманизма Байрона".
Новаторский жанр "Паломничества..." - лиро-эпическая поэма - был развит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других классиков мировой ли-тературы.
Большим событием в жизни Байрона в Швейцарии стала встреча с со-отечественником - Перси Биши Шелли (1792-1822). Имена двух великих поэтов Англии - Байрона и Шелли - в истории мировой литературы всегда стоят рядом. Оба они занимали непримиримую позицию в отношении реак-ционных политических режимов, обличали коррупцию и лицемерие высшего общества, оба защищали идеи свободы и справедливости. Впоследствии Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» напишет о них: «Шелли, гениальный пророк Шелли, и Байрон со своей страстностью и горькой сатирой на современное общество имеют больше всего читателей среди рабочих...».
Встреча в Швейцарии положила начало дружбе Байрона и Шелли. Затем эта дружба еще более укрепилась в Италии, куда Шелли приехал, навсегда покинув родину, - он тоже не выдержал травли, подобной той, какая в свое время выпала на долю Байрона.
В Швейцарии Байрон пробыл недолго: уже в октябре 1816 года он выехал в Италию. Однако за время пребывания в Швейцарии он создал ряд значительных произведений, начал драматическую поэму «Манфред», в ко-торой с особенной силой раскрывается его трагическое мироощущение, его «мировая скорбь». Итальянский период в жизни и творчестве Байрона был ярким и плодотворным, полным напряженного труда и борьбы. В Италии поэт стал в ряды карбонариев - борцов за ее независимость, «сочувствуя национальному делу итальянцев, - как он писал, - более, чем любому дру-гому».
Движение карбонариев возникло в Италии в самом начале XIX века, когда было организовано тайное революционное общество, боровшееся против французского, а затем австрийского владычества. В программу движения входило воссоединение Италии после, освобождения ее от чуже-земного ига.
В 1819 году Байрон из Венеции, где прожил более трех лет, переезжает в Равенну. С начала 1821 года карбонарии Равенны стали готовиться к восстанию. В январе этого года Байрон записал в дневнике: «Они хотят поднять здесь восстание и почтить меня приглашением участвовать. Что ж, я не отступлю, хотя не вижу в них достаточно силы и решимости, чтобы добиться больших результатов. Но, вперед! - пора действовать настала, и что значит твоя особа, если можно передать в грядущее хоть одну живую искру того нетленного, что достойно сохраниться от прошлого? Дело не в одном человеке и не в миллионе людей, а в духе свободы, который надо распространять. Волны, атакующие берег, разбиваются одна за другой, но океан все же побеждает».
Байрон весьма ответственно подошел к своему участию в организации восстания. В доме его был склад оружия, и в случае необходимости он предполагал приспособить дом для ведения боя. Но, делая все что можно для успеха восстания, Байрон тем не менее видел, что карбонарии слабы, так как оторваны от народа: «...простой народ не заинтересован -только высшие и средние слои. А хорошо было бы привлечь на нашу сторону крестьян...» 24 февраля 1821 года Байрон записывает в дневнике:
«План не удался - главари, военные и гражданские, - преданы... итак, итальянцы из-за отсутствия единства терпят поражение...
Мне всегда казалось, что дело провалится, но я хотел и до сих пор хочу надеяться. Все, что я могу сделать деньгами, или иными средствами, или личным участием, все это я готов сделать ради их освобождения; я так и сказал им (некоторым из здешних предводителей) полчаса назад...»
Как видно из приведенных записей, Байрон до конца был предан делу карбонариев, хотя и предвидел их неудачу. Впрочем, неудачу он рассмат-ривал как небходимый урок для последующей борьбы с оккупантами.
После провала карбонариев поэт признавался в одном из писем, что в Равенне его жизнь «нельзя считать в безопасности» и что «такое положение длится уже год». К письму своему английскому издателю от 4 сентября 1821 года Байрон приложил анонимное письмо, в котором ему угрожали расправой, как руководителю карбонариев в Романье. «Почему меня сочли их вождем, не знаю. Вождей у них много, „имя им легион...", - пишет Байрон, но в то же время и не отрицает этого: - ...сейчас, когда их преследуют, я обязан им помочь, что я и делаю в меру своих возможностей. В один прекрасный день они снова восстанут...»
Борьба итальянского народа вдохновила Байрона на создание трагедий из истории Италии - «Марино Фельеро», «Двое Фоскари». Кроме того, за сравнительно короткий срок он написал такие драматические произведения, как «Сарданапал», «Каин», «Небо и земля», «Вернер», политические сатиры «Ирландская аватара», «Видение суда», «Бронзовый век», продолжал работу над поэмой «Дон-Жуан».
В Италии Байрон обрел личное счастье, встретившись с Терезой Гви-ччиоди. Графиня Тереза Гвиччиоли происходила из семьи Гамба, прини-мавшей активное участие в движении карбонариев. Брат ее, Пьетро Гамба, был одним из вождей карбонариев Равенны.
В декабре 1823 года Байрон покидает Италию и едет в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческого народа за независимость. В последних своих стихотворениях - «Из дневника в Кефалонии», «В день моего тридца-тишестилетия» - Байрон пишет, что смыслом его жизни отныне будет борьба за Грецию, за ее свободу. Из Кефалонского дневника мы узнаем о его напряженной работе по сплочению греческих повстанцев в единую армию, способную сбросить чужеземное иго.
Весной 1824 года Байрон тяжело заболел, и 19 апреля того же года поэта не стало. Смерть его потрясла весь культурный мир, - поэт, говоря словами Пушкина, был «оплакан свободой». Греция отметила смерть Байрона национальным трауром, останкам поэта отдавались воинские почести. Гроб с его телом был отправлен на родину.
Байрон похоронен неподалеку от Ньюстеда, в небольшой церкви. На надгробной плите выбито: «Здесь... покоятся останки Джорджа Гордона Ноэля Байрона... автора «Паломничества Чайльд-Гарольда»... который умер в Миссолонгах, в Западной Греции... при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу и славу».
В одном из стихотворений Байрон с предельной краткостью и выра-зительностью раскрыл существо своего недолгого и блистательного жиз-ненного пути:
«Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и бла-женства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следо-вательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества", - писал В. Г. Белинский, определяя место великого английского поэта Джор-джа Гордона Байрона в мировой литературе.
В поэме "Паломничество Чайльд Гарольда" (1812-18), "восточных по-эмах (в т.ч. "Гяур", "Лара", "Корсар"), философско-символических драма-тических поэмах - "мистериях" "Манфред" (1817) и "Каин" (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы "Еврейские мелодии" (1813-15) - острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби - "космического пессимизма"). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую (поэма "Бронзовый век", 1823), нравоописательскую (роман в стихах "Дон Жуан", 1819-24, не закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции. Он создал тип "байронического рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос "Манфреда" и "Каина"), трагически переживающий разлад с миром и соб-ственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. "русского".
Литература:
1. Алексеев М.П. Из истории английской литературы: Этюды. Очерки. Иссле-дования / Алексеев М.П. - М.: Худож. лит., 1960. - 499с.
2. Байрон. Дневники. Письма. М., Изд-во АН СССР, 1963, с. 311.
3. Байрон. Избранные произведения. - М., ГИХЛ, 1953, с, 453.
4. Байрон: Дневники и письма/Ред. В.М. Жирмунский; АН СССР. - М.: Наука, 1963. - 440с.
5. Белинский. В.Г. ПСС, т. 7, с, 209, 28.
6. Веселовский А. Байрон в Венеции.1806-1819. /Веселовский А. //Вестник Европы, 1901.-Т.2,кн.4.- С.645-692.
7. Виноградов А. Байрон (1788-1824) /Виноградов А.-Б.м.: Б.и., 0 .(Жизнь за-мечательных людей).
8. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания /Дьяконова Н.Я.-Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1974. -191с.
9. Кузьмин Б. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке...: Статьи о литерату-ре/Кузьмин Б.; Сост. Н.Галь, Э.Кузьмина - М.: Худож. лит., 1977. - 310с.
10. Кургинян М. Джордж Байрон: Критико-биографический очерк / Кургинян М. - М.: Гослитиздат, 1958. - 202с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
загрузка...
Проверить тИЦ и PR