Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Экономика Франции до первой мировой войны

Экономика Франции до первой мировой войны

Экономика Франции до первой мировой войны
Введение 3
1. Особенности протекания второй технологической революции в Западной Европе 4
2. Становление монополистического капитализма во Франции 9
3. Экономическое развитие Франции в начале XX века 14
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Государственно-монополистический капитализм во Франции складывался в сложных исторических условиях. Среди наиболее характерных его особенностей обращают на себя внимание два обстоятельства, которые определили основное направление последующей эволюции. Первое - это сравнительная слабость промышленных монополий как прямое историческое следствие ростовщической природы французского империализма. Второе - множественность и многосторонность методов государственного вмешательства и регулирования экономики.
Актуальность работы заключается в рассмотрении перехода Франции от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции.
Цель работы состоит в изучении особенностей экономики Франции с 70-х годов ХIХ в. до Первой мировой войны.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть особенности протекания второй технологической революции в Западной Европе;
2) охарактеризовать становление монополистического капитализма во Франции;
3) изучить экономическое развитие Франции в начале XX века.
1. Особенности протекания второй технологической революции в Западной Европе
Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918 гг.).
Важнейшее значение имело «изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии» [4; с. 218]. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.
Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.
В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 19121-913 гг. впервые был применен конвейер.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.
Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ.
В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги.
В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885-1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.
Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии [2; с. 437].
Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.
Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света; второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн. человек, в США в 600 кооперативах состояло 70 тыс. человек.
Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии.
Монополия капиталистическая - это «объединение капиталистов, возникающее на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли, установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей» [3; с. 217]. Простейшими формами монополий являются пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.
Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, развитие патентного права, различного рода махинации и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Структурные сдвиги в промышленности обусловили не только концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения производства и обновления основного капитала способствовали централизации банковского дела. Постепенно стала меняться роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банк превращался в активного участника рынка. Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обращаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависимости крупной промышленности от немногих банковских групп. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
За 1850-1900 гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти - в 25 раз, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней торговли. С 1891 по 1910 г. экспорт вырос на 77% в США, 52 - в Англии, 107 - в Германии, 54% во Франции [3; с. 221]. Вся международная торговля за этот период увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось мировое движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.
Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд. франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.
Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития» [6; с. 304]. Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм». Позже большее распространение получил термин «монополистический капитализм».
Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Франко-Прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е годы XIX в. бороться за гегемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милитаризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-политических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.
В последней трети XIX в. в Европе обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформились в начале XX в. и привели европейские народы к первой мировой войне.
2. Становление монополистического капитализма во Франции
Франция, несмотря на поражение во Франко-Прусской войне, оставалась великой державой, обладавшей большими экономическими возможностями, огромной колониальной империей, мощной армией и крупным флотом, уступавшим, однако, английскому. Темпы промышленного роста Франции в начале XX в. составляли 2,6% в год (в Англии - 2,1%). По темпам роста экономики Франция отставала от Германии и США, а по объему промышленного производства - и от Англии.
В 1870-1871 гг. Франция пережила не только войну с Пруссией, закончившуюся для нее поражением, но и еще одну революцию - Парижскую коммуну. Эти события разорили и обескровили страну. Общая сумма ущерба, нанесенного войной, составила 16 млрд. франков. Резко «сократилось производство промышленной продукции, экспорт готовых изделий и импорт сырья, машин, топлива. Опустошению подверглись 43 наиболее промышленно развитых департамента» [7; с. 232]. Оборудование предприятий вывезли в Германию, были уничтожены многие общественные здания, склады, хранилища; повсеместно в зоне оккупации были вырублены леса, вывезен скот, конфискованы запасы продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Мирный договор 1871 г. был подписан на кабальных условиях. Франция обязывалась выплатить в короткие сроки контрибуцию в 5 млрд. франков, и в качестве гарантии выплаты часть ее территории (18 департаментов) подлежала оккупации германскими войсками. Их содержание возлагалось на французскую сторону. Эти расходы не включались в контрибуцию. Кроме того, провинции Эльзас и Лотарингия переходили во владение Германии. Франция лишалась двух экономически развитых областей.
Серьезным фактором общеэкономического отставания Франции стали аграрные проблемы французского капитализма. Отсталость сельского хозяйства являлась следствием парцеллярности земледелия. Отсталое сельское хозяйство сдерживало развитие внутреннего рынка и промышленности, мешало формированию рынка труда, замедляло прирост населения.
Парцеллярное хозяйство представляло собой лоскутную сумму разрозненных клочков земли, принадлежащих одному хозяину. В 1892 г. на одно хозяйство приходилось около 30 парцелл общей площадью от 5 до 40 аров. На таких крохотных участках миллионы крестьян не могли использовать даже рабочий скот.
Стремясь расширить хозяйство, крестьянин или покупал, или арендовал дополнительные участки земли. Но не имея капитала, свободных средств, он вынужден был брать займы под залог земли, что приводило к задолженности и кабале. К концу XIX в. «свободные» парцеллярные крестьяне платили ростовщикам ежегодную дань в 2 млрд. франков. Доходы крестьян поглощались выплатой процентов, налогов, долгов. Для улучшения хозяйства средств не оставалось. Рост задолженности способствовал постепенному превращению владельца мелкой парцеллы в формального собственника земли.
В конце XIX в. во французской деревне ускорились процесс формирования фермерских хозяйств и процесс концентрации земли при одновременном росте числа парцеллярных хозяйств.
Аграрный кризис усилил тенденцию к превращению животноводства в ведущую отрасль сельского хозяйства, к изменению структуры растениеводства в пользу технических культур, к увеличению доли плодоводства и овощеводства в объемах производимой продукции. Расширилось применение техники, углублялась специализация производства по районам страны. В 1892 г. государство повысило пошлины на ввозимую в страну сельскохозяйственную продукцию, что расширило внутренний рынок для отечественных производителей.
Важной причиной экономического отставания «являлась своеобразная структура французской промышленности. Правда, в конце XIX в. во Франции, как и в других странах, отмечался рост концентрации производства» [7; с. 334]. Так, крупнейшим центром металлургической и военной промышленности стали предприятия Шнейдера и Крезо; другим районом металлургии стали заводы в Лонгви, на северо-востоке Франции, объединившиеся в 1876 г. в синдикат. Возник ряд акционерных компаний в других отраслях промышленности. Однако наряду с крупным производством по-прежнему значительную роль играла средняя и мелкая промышленность. В конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от 1 до 10 рабочих. В 1906 г. насчитывалось только 611 фабрик, где работало по 500 и более человек.
В целом тяжелая промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем легкая. Создавались новые отрасли - электроэнергетика, автомобилестроение, паровозостроение, производство цветных металлов. Большое значение для экономики страны имело железнодорожное строительство, ставшее емким рынком для многих отраслей тяжелой промышленности. С 1870 по 1900 г. протяженность железных дорог во Франции увеличилась в 2,5 раза и достигла 42,8 тыс. км. По длине железнодорожных линий Франция в этот период превосходила Англию и Германию.
Однако по числу предприятий и по объему производства ведущее место занимала легкая промышленность. На мировой рынок Франция вывозила шелковые ткани, парфюмерию и косметику, одежду, ювелирные изделия, другие предметы роскоши. Производство этих товаров было сосредоточено на мелких предприятиях, применявших ручной труд.
Французская промышленность резко отставала от своих главных конкурентов по техническому уровню производства. Оборудование, установленное на предприятиях в годы промышленного переворота, к концу XIX в. физически и морально устарело и требовало замены. В стране началось строительство гидроэлектростанций, но масштабы его были незначительными.
Французская промышленность ощущала нехватку сырья и топлива, поэтому вынуждена была ввозить в значительных количествах коксующийся уголь и железную руду, черные металлы, медь, хлопок. Дорогое привозное сырье повышало стоимость французских товаров и понижало их конкурентоспособность на мировом рынке.
Темпы концентрации были ниже, чем в США, Германии, Англии. Процесс концентрации развивался неравномерно. Наиболее быстрыми темпами он проходил в тяжелой промышленности - металлургической, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях; медленнее - в легкой промышленности.
Концентрация производства приводила к образованию монополий. В 1876 г. был создан металлургический синдикат, объединивший 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. - керосиновый картель. Наиболее крупные монополии создавались в отраслях тяжелой промышленности. Так, монополия «Комитэ де форж» объединяла около 250 металлургических и машиностроительных заводов и контролировала 3/4 производства чугуна и стали в стране. Основные предприятия военной промышленности объединялись концерном «Шнейдер-Крезо». В химической промышленности монополистическими объединениями стали компании «Сен-Гобен», «Кюльман» [5; с. 69]. Процесс монополизации охватил текстильную, пищевую промышленность. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объединений стали картели и синдикаты. Однако возникали и концерны, которые объединяли предприятия смежных отраслей.
Темпы концентрации и централизации банковского капитала во Франции были исключительно высокими. В этом она занимала первое место среди других капиталистических государств.
Образование финансового капитала во Франции происходило при решающей роли банковского капитала. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. 200 крупнейших акционеров банка составили верхушку финансовой олигархии, которая сосредоточила в своих руках экономическую и политическую власть в стране. В совет Французского банка входили представители финансовой олигархии - Ротшильд, Де Вандель, Шнейдер, Пежо. Премьер-министр Франции Клемансо признавал, что во Франции полнотой власти обладают «члены правления Французского банка».
Экономическое развитие Франции сдерживалось вывозом капитала. Были накоплены огромные денежные ресурсы, которые не вкладывались в национальную экономику, поскольку прибыли, получаемые от мелких предприятий и хозяйств, были значительно ниже, чем доходы от заграничных инвестиций и иностранных ценных бумаг. В конце XIX в. доходность внутренних ценных бумаг составляла 3,1-3,2%, а иностранных - 4,28%. Кроме того, банки избегали распылять средства между тысячами мелких предприятий и ставить себя в зависимость от успеха их деятельности. В 70-е годы XIX в. французские капиталы инвестировались в Турции, Испании, в странах Латинской Америки, а с начала 80-х годов - в Австро-Венгрии, России. С 80-х годов французский экспорт капитала становится преимущественно вывозом ссудного капитала в форме государственных займов, приобретает ростовщические черты. Вывоз капитала из Франции к 1914 г. увеличился более чем в три раза по сравнению с концом XIX в. и почти в четыре раза превзошел капиталовложения во французскую промышленность. По экспорту капитала Франция вышла на второе место в мире, но все же уступала Англии.

3. Экономическое развитие Франции в начале XX века

Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики. В 1869 г. население Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. - 39,1 млн., в 1906 - 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных работников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. промышленных рабочих было 6,8 млн. [2; с. 438].
В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией.
Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.
Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобильных заводах, построенных в начале XX в. в парижском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.
Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталистических государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 - 1,5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия - 16, 6 млн., а Франция - всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому [5; с. 78].
Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недостаток угля, особенно коксующегося, усиливал экспансионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми германскими угольными бассейнами.
Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась в структурных особенностях французской экономики, важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и железных дорогах за границей. К середине 1900-х годов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд.
Политическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже. По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала территорию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превосходило по численности население метрополии.
Во Франции после крушения Коммуны окончательно консолидировался строй сильно централизованной. Верховными законодательными учреждениями Франции согласно конституции были палата депутатов, формируемая на основе прямых выборов, и сенат, основанный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений - генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избирали главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед законодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.
Ключевые позиции французской экономики - «банки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках могущественная группа финансистов» [2; с. 456]. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства. В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составляли так называемые средние слои - мелкие предприниматели города и деревни.
Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабочее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.
Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике радикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.
На все решающие посты в правительстве были назначены лица, тесно связанные с крупными предпринимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо более решительно, чем его предшественники. Антиклерикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес. Тем не менее, антиклерикальные мероприятия правительства вызвали резкое сопротивление церкви и римского папы, что вынудило Комба порвать дипломатические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямолинейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Новому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства. Проведение этого закона содействовало демократизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени франко-прусской войны около 60, упал в первом десятилетии XX в. до 2 - 3.
Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так называемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции - та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Германии, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка.
На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы разных специальностей в одном и том же городе - «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Генеральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках работы, в приобретении знаний и т.п. Рабочие синдикаты во Франции стали точками сопротивления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.
Особенностью Франции была раздробленность социалистических сил. В конце XIX в. в стране было четыре социалистические партии:
1) бланкисты, стремившиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;
2) гедисты, они же коллективисты, последователи марксизма;
3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать население крайними требованиями и рекомендовавшие ограничиваться пределами возможного (откуда их второе название);
4) аллеманисты, группа, отколовшаяся от третьей и видевшая в выборах только агитационное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку [5; с. 77].
В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мелкими группами на съезде в Иври образовали «Социалистическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их противники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом противоречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «автономисты» объединились в одну группу под названием «Социалистическая партия французской секции рабочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.
Съезд Социалистической партии в 1914 г. принял постановление о том, что в случае войны Интернационал должен призвать к всеобщей стачке. Такие же решения принимались неоднократно конгрессами Всеобщей конфедерации труда. Однако руководители Социалистической партии и профессиональных союзов, не считаясь с тем, что надвигающаяся война неизбежно будет с обеих сторон империалистической, единодушно высказывались за необходимость «защиты отечества» в случае, если на Францию «нападут» [6; с. 231]. В профессиональных союзах анархо-синдикалистское руководство во главе с Леоном Жуо свертывало антимилитаристскую деятельность.
Таким образом, указанный период характеризуется становлением капитализма - общественно-экономической формации, основанной на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; капитализм сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами.
Заключение
Монополия капиталистическая - это объединение капиталистов, возникающее на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли, установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии.
Франция, несмотря на поражение во Франко-Прусской войне, оставалась великой державой, обладавшей большими экономическими возможностями, огромной колониальной империей, мощной армией и крупным флотом, уступавшим, однако, английскому.
Важной причиной экономического отставания являлась своеобразная структура французской промышленности. Правда, в конце XIX в. во Франции, как и в других странах, отмечался рост концентрации производства. Экономическое развитие Франции сдерживалось вывозом капитала. Были накоплены огромные денежные ресурсы, которые не вкладывались в национальную экономику
Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики.
Ключевые позиции французской экономики - банки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках могущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.
Список литературы
1. Загрязкина, Т.Ю. Франция сегодня / Т.Ю. Загрязкина. - М.: КДУ, 2008. - 439 с.
2. История мировой экономики / под ред. А.Н. Марковой, Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 727 с.
3. История экономики / под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2007. - 384 с.
4. Конотопов, М.В., Сметанин, С.И. Очерки истории экономики / М.В. Конотопов, С. И. Сметанин. - М.: Академический проект, 2006. - 368 с.
5. Смирнов, В.П. Франция: Страна, люди, традиции / В.П. Смирнов. - М.: Мысль, 2008. - 288 с.
6. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / под ред. Н.И. Полетаева, В.И. Голубович и др. - Минск: Экоперспектива, 2006. - 432 с.
7. Экономическая история капиталистических стран / под ред. Ф.Я. Полянского, В.А. Жамина. - М.: МГУ, 2006. - 334 с.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR