Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Финансовая дифференциация

Финансовая дифференциация

Финансовая дифференциация
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................
Глава 1. Система финансовой деятельности........................................
Глава 2. Подходы к рассмотрению причин дифференциации
финансовой деятельности регионов......................................
Глава 3. Группировка районов по методике многопризнаковой
классификации...............................................................
Глава 4. Сравнительная характеристика финансовой деятельности
регионов........................................................................
Глава 5. Характеристика финансовой деятельности Москвы..................
Заключение...............................................................................
Приложение..............................................................................
Список литературы.....................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая деятельность - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. С помощью финансов удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: 1) Образование; 2) Наука; 3) Военные потребности; 4) Затраты на социальные цели; 5) Улучшение воспроизводства капитала; 6) Охрана окружающей среды и т.д. Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы: 1) финансы предприятий, 2) страхование, 3) государственные финансы. На уровне микроэкономики (на предприятиях и в домашних хозяйствах) образуются первичные финансы. Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом в виде налогов.
Основной целью данной работы является изучение дифференциации финансовой деятель ности различных территорий РФ в условиях рыночной экономики.
Переход российской экономики к рынку предопреде¬лил потребность всех экономических субъектов в формировании принципиаль¬но нового механизма осуществления финансовой деятельности, что обусловлено существенным измене¬нием финансового статуса государства, региональных, отраслевых и ком¬мерческих структур, перераспределением и усложнением их функций в финансовом процессе.
Глава 1. Система финансовой деятельности.
Система финансовой деятельности схематично представлена на рис. 2 .
Рис. 2 . Кругооборот финансовых и материальных средств
Все представленные здесь экономические агенты на протяжении свой жизнедеятельности тратят свои средства, что составляет их расход, и, реализовав товар, получают доход. Итак, мы получили такую картину: везде и всегда кто-то тратит и кто-то приобретает - это финансовая деятельность. Потоки финансовых средств как бы кружат в экономике. Именно доход и расход (и их многократное повторение) являются тем аспектом экономики предприятий, по которому мы можем отделить финансовую сторону в экономике предприятий от других, это и есть классификационный признак финансов.
Наличие финансов обусловлено существованием товарно-денежных отношений. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы - это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.
Финансовые решения воплощаются с помощью финансовой системы. Финансовая система - это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.
Другими словами, финансовая система включает в себя рынки, посредников, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения.
Особую роль в финансовых отношениях все больше играют финансовые посредники.
Финансовыми посредниками называют фирмы, основная роль которых заключается в предоставлении финансовых услуг и продаже финансовых продуктов. К ним относятся банки, инвестиционные и страховые компании. В число их финансовых услуг входит открытие чековых счетов, выдача коммерческих займов, ипотечных кредитов, предоставление доступа к широкому диапазону страховых контрактов и участию во взаимных фондах.
Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы осуществляется за счет того, что средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств, к тем, у кого наблюдается их дефицит. Некоторые финансовые потоки направлены от одних экономических субъектов (с избыточными средствами) к другим (с дефицитом) через финансовых посредников, например через банки. В то же самое время другие перемещаются, минуя этих посредников, т.е. через финансовые рынки.
Глава 2. Подходы к рассмотрению причин дифференциации
финансовой деятельности регионов.
Дифференциации финансовой деятельности на различных территориях РФ обусловлена следующими факторами.
1. Переходный период в финансовой области.
Экономика России переживает период выхода из глубокого спада. За годы реформ валовой внутренний продукт страны сократился почти на 40%, в промышленности и строительстве - более чем наполовину. Разрушительное падение производства произошло во многих отраслях промышленности, что стало причиной неустойчивости экономики. Чтобы переломить негативные процессы, активизировать перестройку экономики, необходимо скорректировать проводимую экономическую политику в соответствии с требованиями объективных законов развития общества, экономики, производства и финансовых отношений.
В период реформ финансово-кредитные рычаги не случайно выдвинулись на первое место в механизме управления экономикой. Правительственные программы уже который год подряд исходят из первоочередности обеспечения финансовой стабилизации посредством снижения инфляции, положительного уровня процентных ставок, развития рынка ценных бумаг, ужесточения бюджетно-кредитной политики. При этом финансовая стабилизация рассматривается как предварительное условие для преодоления спада производства и развития инвестиционной активности предпринимателей.
2. Необходимость систематизации решаемых проблем.
Для организации стабильного финансового рынка используются все финансовые инструменты. Уровень жизни населения региона зависит от его финансовых доходов. А это напрямую связано с доходами предприятий региона. И те, и другие зависят от инфляции, т.к. стремясь уменьшить расходы, они не рады увеличению цен. Большое множество проблем нуждается в решении, но это невозможно без систематизации.
Все финансовые проблемы можно поделить на 3 группы (рис. 4) , которые в свою очередь могут быть представлены своими внутренними проблемами.
Проблемы, изучаемые финансами
Формирование бюджета
Проблемы инвестирования
Уровень жизни
Рис. 4. Проблемы, изучаемые финансами
Деление всех финансовых проблем на эти три группы не означает полной автономности каждой группы от остальных. Так, например, мы можем говорить о проблеме инфляции в аспекте ее влияния на формирование бюджета и сразу же заметить, что повышение ее уровня плохо скажется на финансовом состоянии предприятий, следовательно, понизится уровень жизни населения и т.д. Такая же ситуация и с проблемами финансового характера во внешней торговле. Уже несколько месяцев продолжается скандал с санкциями США на ввоз стали. Хорошо видно, сколько областей экономики многих стран это затронуло (особенно России) и как результат - «ответные» запреты РФ на ввоз американской курятины, а пострадает в основном население (понизится уровень жизни), которому придется оплачивать издержки таких запретов, т.к. рынок отвечает на нерыночные действия волне адекватно и цены на «защищаемые» товары непременно возрастут. Таких примеров можно привести много.
Можно заметить, что все три основные группы финансовых проблем как бы представляют собой интересы определенных экономических единиц, а именно экономических агентов. Формирование бюджета в основном необходимо государственным органам, поэтому их можно отнести в сферу государства. Проблемы инвестирования и кредитования наиболее часто встречаются в сфере деятельности предприятий. И, конечно же, уровень жизни населения отражает интересы домохозяйств.
Итак, почему бы не предположить, что финансовые проблемы можно классифицировать, исходя из 3-х столпов экономической теории, т.е. для определения каждой группы можно использовать интересы:
• формирование бюджета государство;
• проблемы инвестирования предприятие;
• уровень жизни домашнее хозяйство.
Эта взаимосвязь "финансовая проблема - сфера интересов одного из экономических агентов" может служить классификационным признаком, на основе которого финансовые проблемы разделяются на группы.
Глава 3. Группировка районов по методике
многопризнаковой классификации
Региональная политика в сфере финансовой деятельности должна основываться на региональной экономической дифференциации. Одним из основных критериев экономической дифференциации регионов является объем и структура производства.
При определении внешнеэкономической самостоятельности региона необходимо учитывать 4 важнейших фактора:
- отраслевая специализация региона, связанная с особенностями его природно-ресурсного потенциала и отражающая экспортные возможности;
- доля федеральной собственности, в первую очередь в оборонной промышленности, а также в транспортной и энергетической инфраструктуре экономики;
- географическое положение, обуславливающее различия в транспортных издержках и других затратах;
- политическая стабильность.
Территориальные особенности динамики промышленного, сельскохозяйственного и иного производства определяются целями регионального развития и характеризуются темпами и характером изменений в объеме производства, а также степенью его устойчивости. Так, например, экономика сибирских регионов была ориентирована вследствие их природных богатств, географического положения, особенностей исторического развития на снабжение сырьем, энергоресурсами центральных районов страны. В 90-е годы сырьевая специализация ряда регионов РФ усилилась. Благополучие регионов стало зависеть от условий функционирования ограниченного круга отраслей: Тюменской области - от нефтяной и газовой промышленности, Кемеровской - от угольной промышленности, черной и цветной металлургии и т.д. С одной стороны, поскольку сырье может быть реализовано на внешнем рынке, в указанных регионах меньше экономический спад, сохраняются рабочие места, довольно высок уровень заработной платы. С другой стороны, экономика регионов стала более уязвимой, зависимой от небольшого числа внешних факторов. Очевидно, что нефть и другие сырьевые ресурсы являются главными экспортными товарами России. Это предполагает сохранение сырьевого профиля ряда регионов, ориентацию в его развитии на сложившиеся отрасли специализации. Следует учитывать, что экономический рост в этих условиях будет ограничен динамикой спроса на мировом и внутреннем рынках и ухудшением условий производства сырья. Следовательно, без диверсификации местного производства по мере исчерпания природных ресурсов ресурсоориентированные регионы могут превратиться в регионы с депрессивной экономикой.
По условиям формирования экономической политики можно выделить 4 типа регионов:
1) опорные промышленно развитые с благоприятными условиями для самофинансирования за счет экспорта;
2) депрессивные (кризисные, нуждающиеся в коренной структурной перестройке);
3) ориентированные на самоснабжение топливом, энергией и продовольствием при невысоком уровне развития;
4) приграничные (ставшие таковыми в результате распада СССР), ориентированы на доходы от реализации услуг.
Анализ финансовых проблем Российской Федерации и ее субъектов позволяет утверждать, что в нашей стране наблюдается значительная территориальная дифференциация и финансовых показателей. Экономические проблемы с разной силой влияет на отдельные районы РФ. Однако, следует отметить, что помимо экономических и природных условий, на дифференциацию оказывает большое влияние и демографический, и национальный, и ряд других факторов.
Существующая политика властей не учитывает в полной мере всех территориальных различий страны. Большинство программ, действующих у нас, во многом направлены на поддержку населения, проживающего в центральных районах и столицах субъектов федерации, не говоря уже о таких городах как Москва и Санкт-Петербург. Меньше учитывают интересы населения, проживающего на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, других районах с тяжелыми природными и социально-экономическими условиями.
Все районы по комплексу социально-экономических, в том числе и финансовых проблем можно, на наш взгляд, объединить в четыре группы:
1) благополучные районы - это районы, имеющие снабжение из центра, экспортноориентированное хозяйство и т.п. Финансовая политика здесь ориентирована на поддержание сложившегося довольно высокого уровня жизни.
2) районы с преобладанием коренного населения. Финансовая политика здесь ориентирована на решение проблем занятости и развитие социальной инфраструктуры, на так называемом среднереспубликанском уровне.
3) районы с депрессивными отраслями хозяйства и преобладанием русского населения. Финансовая политика здесь, в основном, сводится к решению проблем выдачи зарплаты и обеспечения, более менее, сносных условий жизни населения.
4) смешанно-переходные районы, сочетающие в себе черты как второго, так и третьего типа, и поэтому финансовая политика здесь направлена на совмещение основных стратегий этих двух типов.
На опыте нашей страны прослеживается то, что экономическое положение России является результатом изначально существующих недоработок в области экономической теории и финансов в частности. Причины создавшегося положения нужно искать, прежде всего, в наметившемся в последнее время переносе интересов экономической науки из области теоретической в область практическую, т.к. именно конкретные практические меры непосредственно в регионах страны нужны для осуществления экономических преобразований во время реформ.
Глава 4. Сравнительная характеристика финансовой деятельности регионов
Изучение литературы по исследуемой проблематике показало, что существуют определенные отличия и региональные особенности денежных потоков в сфере обращения и в финансово-кредитной системе регионов; разница и динамика инфляционных процессов в стране и их воздействие на кредитно-денежную систему; весомые отличия оборотов денежных ресурсов в финансово-кредитной системе регионов.
Схожие роли коммерческих банков в общей структуре банковской сети, основные принципы функционирования системы коммерческих банков в регионах; примерно одинаковы механизмы миграции денег на региональном уровне в целях обеспечения нормального денежного обращения, баланса в сфере формирования денежных доходов, в сфере торговли и платных услуг, в финансово-кредитной системе.
Работа над темой показала, что во многих регионах, несмотря на незначительные территориальные различия, бюджеты областей имеют большие отличия, например, бюджет Нижегородской области составляет сегодня 13.5 млрд. руб., Самарской - 22 млрд., Татарстана - 56, а Пензенской - всего 5 млрд. рублей.
Даже такая «незначительная» статистика указывает на то, что в благополучных районах по сравнению с районами с депрессивными отраслями хозяйства финансовая деятельность намного «активнее», а суммы отведенные на те или иные проекты превышают «менее значимые» регионы в десятки раз. Это хорошо видно на примере Москвы.
Глава 5. Характеристика финансовой деятельности Москвы
Основными направлениями финансовой деятельности Москвы (приложение, рис. 1) являются:
- обеспечение надежного функционирования всех систем жизнеобеспечения города;
- сдерживание роста безработицы;
- предотвращение возможного спада потребления и обнищания населения;
- поддержка социальной сферы;
- оздоровление предприятий реального сектора экономики;
- нормализация банковской платежно-расчетной системы города;
- расширение налоговой базы городского бюджета;
- улучшение экологической ситуации.
Объем доходов бюджета г. Москвы в 1999 год определен в 71578,3 млн. рублей.
Государственной налоговой инспекции по г. Москве предписано обеспечить мобилизацию текущих доходов в сумме 65912,3 млн. рублей (без учета поступления налогов и доходов в иностранной валюте).
Комплексу по экономической политике и имущественно-земельным отношениям предписано обеспечить привлечение доходов в денежной форме в сумме 3666 млн. рублей, в том числе:
- от государственной собственности - 2504,5 млн. рублей;
- от приватизации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включая продажу объектов незавершенного строительства - 951,5 млн. рублей;
- от платы за заключение договоров аренды - 20 млн. рублей;
- от долевых передач предприятий и организаций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города - 30 млн. рублей.
Управлению внебюджетного планирования развития города предписано обеспечить перечисление средств из Внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда в сумме 2000 млн. рублей для целевого финансирования расходов бюджета на строительство бесплатного муниципального жилья.
Лимит заимствований на 1999 год установлен в размере 9 млрд. рублей с направлением их на финансовое обеспечение городской инвестиционной программы.
Установлено дополнительное задание по мобилизации средств путем проведения расчетов в особом порядке в счет недоимки по платежам в бюджет г. Москвы с направлением указанных средств на погашение кредиторской задолженности и выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы, жилищного фонда и дорожно-мостового хозяйства, а также строительству объектов инженерной инфраструктуры в следующих объемах:
- комплексу социальной сферы - 700 млн. рублей,
- комплексу городского хозяйства - 1750 млн. рублей,
- комплексу перспективного развития города - 1750 млн. рублей.
Сформированы за счет доходов от использования имущества города (дивидендов, аренды и продажи нежилых помещений) целевой бюджетный ресурс в сумме 2176,5 млн. рублей по обеспечению следующих статей расходов:
- поддержка промышленности - 1360 млн. рублей;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 317 млн. рублей;
- участие в формировании акционерных обществ - 149,5 млн. рублей;
- субсидии на строительство жилья и компенсации строительства домов в ЖСК, - 350 млн. рублей.
Установлено, что средства на проведение мероприятий по поддержке промышленности выделяются в сумме 1360 млн. рублей,
Департаменту науки и промышленной политики предписано обеспечить возврат от промышленных предприятий средств в объеме 500 млн. рублей (в том числе за счет реализации ими программ и проектов, профинансированных путем привлечения в предшествующие годы кредитных ресурсов для поддержки промышленности).
Много внимания уделено развитию образования, например, на изготовление и доставку школьных учебников выделено средств в объеме 232 млн. рублей, в том числе на 1999-2000 учебный год - 189 млн. рублей, на первое полугодие 2000-2001 учебного года - 43 млн. рублей.
Перечисленные аспекты распределения бюджета Москвы показывают, что город ведет вполне самостоятельную финансовую деятельность, в то время как даже крупные города и даже целые области других регионов не имеют такой возможности.
Например, я изучил областной бюджет Амурской области (приложение, рис. 1) за 2000 - 2002 года и региональные внебюджетные фонды, а также сущность бюджетного федерализма, т.е. отношения областного бюджета и бюджетов других уровней.
В части региональных бюджетных фондов были изучены Региональный продовольственный фонд и Фонд государственной финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Было отмечено, что данные фонды были выведены из состава областного бюджета. Это косвенно говорит о снижении актуальность данных задач, в данный момент эти фонды функционируют целиком на средства, ранее полученные из бюджета, а также на средства, полученные от процентов, штрафов и пеней, полученных в результате использования данных средств их заёмщиками.
В части бюджета Амурской области были подробно изучены доходы бюджета, проанализирована их структура, выяснили основные тенденции изменения доходов бюджета, выяснили источники финансирования дефицита бюджета. Мною было выяснено, что область за три рассматриваемых года не финансировала дефицит бюджета из внутренних источников, использовались только внешние источники финансирования в виде дотаций. В среднем областной бюджет финансировался на 60 процентов из статьи "Безвозмездные перечисления", в основном из "дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности".
Мы выяснили, что Амурская область, несмотря на общий экономический рост нашего государства, в целом остаётся дотационным регионом. Об этом говорит то, что областной бюджет существует большей частью, на средства полученные из вышестоящего бюджета. Также можно сказать, что данный регион характеризуется своей отсталостью от регионов европейской части России и регионов с развитыми предприятиями нефтегазового комплекса. В части финансов данные регионы являются донорами по отношению к Амурской области, соответственно наш регион является акцептором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Место финансовой деятельности в российской экономике всем сегодня хорошо известно. Она обеспечивает ход рыночных реформ, оказывает влияние на темпы инфляции, состояние дефицита государственного бюджета, производства, розничного товарооборота и многое другое.
Дифференциации финансовой деятельности на различных территориях РФ обусловлена различными объемами ВВП регионов.
Ее влияние сказывается в первую очередь в социальной сфере. Главное здесь то сегодня, что в стране удалось остановить падение реальных доходов, которыми располагает население. Впервые за годы реформ начал сокращаться и разрыв доходов между самыми бедными и самыми богатыми. Показательно также и то, что число людей с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилось. Однако, к этой категории в настоящее время относится каждый пятый россиянин.
Особо хотелось бы обратить внимание на главное, что «результативность» финансовой деятельности сказывается на состоянии дел с выплатой заработной платы. В «отсталых» регионах задолженность по заработной плате по всем источникам финансирования составляет миллионы рублей.
Вместе с тем, в каждом пятом регионе страны произошло сокращение задолженности. Характер финансовой деятельности сказывается и на бюджетной задолженности. Надо сказать, что в части федерального бюджета она постепенно сокращается.
Конечно, очень многое, прежде всего упирается в сбор налогов. Недоимщики также имеют территориальную дифференциацию.
О выплате пенсий. Можно сказать, что ситуация, сложившаяся в настоящее время, нормализована. Однако размеры пенсий одинаковым категориям граждан регионов различаются иногда на порядок.
Суть дела, видимо, в том, что слишком различна нагрузка налогов и социальных выплат, начисляемых фондом оплаты труда. В то же время, по данным Госкомстата, не менее 10 процентов заработной платы выплачивается помимо ведомостей. Ясно, что при этом, естественно, сокращаются и взносы в Пенсионный фонд и другие фонды. Различна по территориям эта нагрузка на другие объекты обложения: на движимость, на добавленную стоимость и другие. По-разному осуществляется и индивидуальный учет страховых взносов, и принимаются меры, которые позволяют (не) снять проблему навсегда и, более того, сделать пенсионные фонды источником инвестиций в экономику.
«Результативность» финансовой деятельности влияет и на проблему занятости. В разных регионах различный уровень безработных.
Непосредственное влияние оказывает финансовая деятельность и на исполнение бюджета, поскольку само «исполнение» является частью финансовой деятельности.
Обобщая все сказанное, делаем вывод, что от уровня финансовой деятельности в регионе зависит качество жизни людей. В то же время нельзя не допонимать, что различная география является объективной причиной дифференциацией данного качества.
Л и т е р а т у р а:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.
2. Боди З., Мертон Р. Финансы: Учебник - М.: 2000.
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.:
Институт новой экономики, 1999.
4. Гермогентова М.Н. Некоторые вопросы анализа сущности финансовых категорий//Вестник Финансовой Академии, №2, 2000.
5. Дарвина О. Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003.
6. Новоселов А.С. Финансово - кредитный рынок и денежное обращение в регионе // Экономическая самостоятельность и финансовые проблемы региона. - Новосибирск, 1992. - С.41-58.
7. Программа социально-экономического развития Москвы на 1999 г.
8. Территориальная дифференциация социального развития Амурской обл.//Сборник тезисов докладов по материалам Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов-2000", секция география. М: Географический факультет МГУ. 2000.
9. Трунин И., Межбюджетные трансферты в Российской Федерации. - М., 1999.
10. Ухова Е.В. Финансовые проблемы региона//Информационные системы в экономике. - М., 2003.
11. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Вавиловой. - М.: Финансы и статистика, 1993.
12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2001.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей
Проверить тИЦ и PR