Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Функции налогов

Функции налогов

Функции налогов
Введение.......................................................................................3
1. Регулирующая функция налогов и финансовые последствия
ее практической реализации...............................................................4
2. Практическая часть......................................................................9
2.1 Задача 1....................................................................................9
2.2 Задача 2..................................................................................11
2.3 Задача 3..................................................................................13
2.4 Задача 4..................................................................................15
Заключение..................................................................................18
Список использованной литературы...................................................19
Приложение А. Налоговая декларация по НДС.....................................20
Введение
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Основная задача налога - формировать ресурсы государства, то есть те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций, в том числе регулирующей функции.
Регулирующая функция налогов - это функция, направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма.
Важность практическое применения данной функции осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.
Этим и определяется актуальность темы работы.
Целью данной работы является изучение особенностей регулирующей функции налогов и ее практической реализации в РФ на современном этапе, а также решение практических заданий.
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть регулирующую функцию налогов и финансовые последствия ее практической реализации;
- выполнить практические задания.
Данная работа состоит из двух частей, теоретической и практической, введения, заключения, списка использованной литературы и содержит одно приложение.
1. Регулирующая функция налогов и финансовые последствия ее практической реализации
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д1.
Налоги представляют собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти, с другой стороны, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.
Являясь основной формой финансового обеспечения деятельности государства в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним из мощнейших рычагов в руках государства, посредством которого оно может осуществлять регулирование процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, работ и услуг.
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы.
Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функция налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное на¬значение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Регулирующая функция налогов призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада¬чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе.
Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов.
Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть - плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.
Практической реализацией регулирующей функции налогов является налоговая политика государства.
Налоговая политика представляет собой совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов1.
В соответствии с Проектом «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это в первую очередь повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Среди конкретных мер выделены следующие.
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов страховых взносов, совершенствование амортизационной политики, предоставление налоговых преференций при осуществлении социально значимых расходов. Предлагается, в частности, отменить стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей взамен предоставления стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 рублей на каждого третьего и последующего ребенка.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
Представляется необходимым регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.
Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
3. Акцизное налогообложение.
В плановом периоде будет проводиться периодическая индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (приведены конкретные цифры ставок акцизов, планируемых к введению в период до 2015 года).
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями.
Планируется принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
5. Налог на прибыль организаций.
Предлагается, в частности, уточнить порядок признания дохода от реализации имущества, права на которое подлежат госрегистрации.
6. Налогообложение природных ресурсов.
В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых. Предполагается также корректировка ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» для применения индивидуальными предпринимателями. Помимо этого предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД, а с 2014 года ее отмена.
8. Введение налога на недвижимость. Указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость. Предусматривается разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
9. Налоговое администрирование.
Предлагается внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Помимо этого, в частности, в плановом периоде предусматривается проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках1.
2. Практическая часть
2.1 Задача 1
Организация оказала услуги на суммы:
- в апреле - 300 000 руб. (сумма дана без учета НДС);
- в мае - 240 000 руб. (сумма дана без учета НДС);
- в июне - 270 000 руб. (сумма дана без учета НДС);
От покупателей в течение этого же периода поступили следующие платежи:
- в апреле в сумме 600 000 руб. (сумма дана с учетом НДС), за услуги, оказанные в первом квартале;
- в мае в сумме 120 000 руб. (сумма дана с учетом НДС), за услуги, оказанные в апреле;
- в июне в сумме 624000 руб. (сумма дана с учетом НДС), за услуги, оказанные за апрель-июнь.
Поступила частичная оплата в сумме 390 000 руб.
Во всех операциях ставка НДС - 18%.
В течение II квартала организация оплатила за товары производственного назначения:
- в апреле 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб.;
- в мае 261090 руб., в том числе НДС 39827 руб.;
- в июне 145212 руб., в том числе НДС 22151 руб.
Во всех счет-фактура НДС выделен.
Рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.
Заполнить налоговую декларацию по НДС за данный налоговый период.
Решение:
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения для налога на добавленную стоимость признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
- передача на территории РФ товаров (для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Сумма налога при определении налоговой исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ).
В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов. (ст. 173 НК РФ).
Рассчитаем НДС, предъявленный к оплате покупателям:
руб.
Рассчитаем НДС, оплаченный при приобретении товаров и НДС, исчисленный с частичной оплаты, который также принимается к вычету:
руб.
Таким образом, НДС к уплате в бюджет будет равен:
руб.
Таким образом, НДС, подлежащий возврату из бюджета, составит 107313 руб.
В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал. НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по НДС представлена в Приложении А.
2.2 Задача 2
Работник организации в 1986 г. принимал участие в ликвидации катастрофы в Чернобыле, в пределах зоны отчуждения атомной электростанции. В налоговом периоде имел следующие доходы:
1.За январь - 28500 руб.
2. Компенсация в связи с возмещением вреда принесенному повреждению здоровья, в пределах установленных норм, за январь и февраль - 3200 руб.
3. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов в командировке, за январь 5200 руб.
4. Февраль - 34000 руб.
5. Стоимость подарка за январь - 1700 руб., февраль - 2100 рублей.
Состав семьи: жена, сын двадцати трех лет - курсант военного училища.
Определить налог на доходы физических лиц.
Решение:
В соответствии с пп.1 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
- налоговый вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода;
- налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей.
В соответствии со ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%, а сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке доля налогооблагаемой базы по данному налогу.
Рассчитаем налоговую базу, размер налога и суммы к выплате налогоплательщику в таблице 1.
Таблица 21
Расчет налога на доходы физических лиц
Месяц выплаты Вид дохода Сумма дохода Вычеты Основание для вычета Налоговая база Сумма налога
Январь Заработная плата 28500 4000 пп.1 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 24500 3185
Компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов в командировке 5200 5200 п.1ст.217 НК РФ 0 0
Стоимость подарка 1700 1700 п. 28 ст. 217 НК РФ 0 0
Итого за январь 35400 10900 х 24500 3185
Февраль Компенсация в связи с возмещением вреда принесенному повреждению здоровья 3200 3200 п. 3 ст. 217 НК РФ 0 0
Заработная плата 34000 4000 пп.1 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 30000 3900
Стоимость подарка 2100 2100 п. 28 ст. 217 НК РФ 0 0
Итого за февраль 39300 9300 х 30000 3900
Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц работника составит 7085 руб., в том числе за январь - 3185 руб., и за февраль - 3900 руб.
2.3 Задача 3
Главному бухгалтеру фирмы «Актив», замужем, имеющей дочь в возрасте 11 лет, начислена заработная плата по основному месту работы: в январе - 2750 руб., в феврале - 18800 руб.; в марте - 39940 руб.; в апреле - 28100 руб.; в мае - 56200 руб., в июне - 46460 руб.
Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предоставляются по заявлению на основном месте работы.
Получен доход от продажи приватизированной квартиры в марте в размере 2200 000 руб. (квартира находилась в собственности два года, налог не уплачен).
В марте получена компенсационная выплата в сумме 15000 руб., связанная с повреждением здоровья. Компенсационная выплата выдана в пределах норм, установленных законодательством РФ.
В январе начислена материальная помощь в размере 4500 руб.
В июне получен денежный приз - 5000 руб. (налог не уплачен).
Рассчитать фактически уплаченный НДФЛ за полугодие и сумму налога, подлежащего доплате по налоговой декларации.
Решение:
В соответствии с пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
- налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 40 000 рублей;
- налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей.
Произведем расчет суммы фактически уплаченного НДФЛ за полугодие и сумму налога, подлежащего доплате в таблице 2.
Таблица 2
Расчет налога на доходы физических лиц
Месяц дохода Вид дохода Сумма дохода Вычет Основание Нало-
говая
база НДФЛ
начис-
лен-
ный НДФЛ уплачен-ный
Январь Заработная плата 2750 1400 пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 1350 175,5 175,5
Материальная помощь 4500 4000 п.28 ст. 217 НК РФ 500 65 65
Итого за январь 7250 5400 - 18500 240,5 240,5
Февраль Заработная плата 18800 1400 пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 17400 2262 2262
Итого за февраль 18800 1400 - 17400 2262 2262
Март Заработная плата 39940 1000 пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 38940 5062,2 5062,2
Доход от продажи квартиры 2 200 000 1 000 000 ст.220 НК РФ 1 200 000 156 000 0
Компенса-ционная выплата 15000 15000 п. 3 ст. 217 НК РФ 0 0 0
Итого за март 2 254 940 1 016 000 - 1 238 940 161 062,2 5062,2
Апрель Заработная плата 28100 1000 пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 27100 3523 3523
Итого за апрель 28100 1000 27100 3523 3523
Май Заработная плата 56200 1000 пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 55200 7176 7176
Итого за май 56200 1000 55200 7176 7176
Продолжение таблицы 2
Месяц дохода Вид дохода Сумма дохода Вычет Основание Нало-
говая
база НДФЛ
начис-
лен-
ный НДФЛ уплачен-ный
Июнь Заработная плата 46460 1000 пп.3 и пп.4 п.1 ст. 218 НК РФ 45460 5909,8 5909,8
Денежный приз 5000 0 Ставка 35% 5000 1750 0
Итого за июнь 51460 1000 - 50460 7659,8 5909,8
Итого за 1 полугодие 2 416 750 1025800 - 1 407 600 181 923,5 24173,5
Таким образом, налогоплательщик должен доплатить в бюджет налог на доходы физических лиц в размере:
руб.
2.4 Задача 4
Организация с 1 января текущего года перешла на упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения выбраны «доходы, уменьшенные на величину расходов». В 1 квартале осуществлены следующие операции:
- отпущен товар без оплаты на сумму 1500 руб.;
- на расчетный счет поступила выручка от реализации продукции в сумме 2 000 000 руб.;
- приобретено и оплачено сырье для производства продукции на сумму 15000 руб., в том числе НДС - 2288 руб.;
- приобретен лес необрезной на сумму 7000 руб. Оплата в отчетном периоде не произведена;
- произведена оплата за аренду производственных помещений сумме 3000 руб. и НДС - 540 руб.;
- начислена и выплачена работникам заработная плата в сумме 900 000 руб.;
- перечислен налог на доходы физических лиц в бюджет в сумме 117000 руб.
Определить сумму единого налога.
Решение:
Для определения суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения произведем расчет налоговой базы в таблице 3.
Таблица 3
Расчет налоговой базы
№ п/п Содержание операции Сумма операции Доходы, руб. Расходы, руб. Основание
1 Отпущен товар без оплаты 1500 0 0 Ст. 346.17
2 На расчетный счет поступила выручка от реализации продукции 2 000 000 2000000 Ст. 346.15 НК РФ
3 Приобретено и оплачено сырье для производства продукции, в т.ч. НДС 15 000 15000 Ст.346.16 НК РФ
4 Приобретен лес необрезной. Оплата в отчетном периоде не произведена, в т.ч НДС 7000 0 Ст.346.17 НК РФ
5 Произведена оплата за аренду производственных помещений 3540 3450 Ст.346.16 НК РФ
6 Начислена и выплачена работникам заработная плата 900 000 900000 Ст.346.16 НК РФ
7 Перечислен налог на доходы физических лиц в бюджет 117000 0 Ст.346.16 НК РФ
8 Итого 3044040 2000000 918450
Таким образом, налоговая база предприятия, исчисленная в соответствии с ст.346.18 в отчетном периоде составит:
руб.
Налоговая ставка в отношении налоговой базы, исчисленной как разница между доходами и расходами установлена в размере 15% (ст. 346.20 НК РФ).
руб.
Заключение
В результате выполнения данной работы была достигнута поставленная цель - изучены особенности регулирующей функции налогов и ее практической реализации в РФ на современном этапе, были решены практические задания.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Регулирующая функция налогов призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе.
Практической реализацией регулирующей функции налогов является налоговая политика государства.
Налоговая политика представляет собой совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.
В соответствии с Проектом «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, №31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. - СПб: Питер, 2011. - 105 с.
4. Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 320 с.
5. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
загрузка...
Проверить тИЦ и PR