Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Международный лизинг

Международный лизинг

Рефераты - Экономика

Международный лизинг
Введение 3
1. Понятие международного лизинга 4
2. Разновидности лизинга в международной практике 5
3. Особенности деятельности предприятий на российском рынке лизинговых услуг 10
4. Особенности лизинга в условиях кризиса 14
Заключение 20
Список литературы: 21
Введение
Идея лизинга не является новой, даже термина «лизинг» как такового вплоть до последнего времени не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит ко временам Аристотеля (IV в. до н. э.). Именно ему принадлежат слова «богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», т. е., чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получить доход.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией "United States Leasing Corporation", и таким образом, США стали родиной нового бизнеса.
Лизинг - комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества (оборудования, машин, судов и др.) в пользование после его приобретения у производителя (продавца), где участниками выступают: во-первых, лизингодатель, т.е. собственник имущества, который передает его на условиях лизингового соглашения (им могут быть лизинговые компании, банки, предприятия, имеющие средства для проведения лизинговых операций, и др.); во-вторых, лизингополучатель, который может быть юридическим лицом любой организационно-правовой формы (государственное, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), и наконец, в-третьих, производитель (продавец) имущества, который впоследствии будет выступать в роли продавца имущества будущему собственнику - лизингодателю. Производитель (продавец) имущества, как правило, является юридическим лицом.
В современных российских условиях лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения.
Сегодня лизинговый рынок в России развивается огромными темпами, достигая ежегодного прироста более 40%. При помощи услуг лизинговых компаний значительное число отечественных предприятий получило возможности реализовывать крупные инвестиционные проекты. Значение и роль лизинга очень велики, так как он помогает решить вопрос минимизации рисков при осуществлении инвестиций, оптимизировать пути приобретения основных фондов и сократить налоговое бремя предприятий.
1. Понятие международного лизинга
Понятие «лизинг&raq uo; происходит от английского слова lease - сдавать и получать имущество во временное владение и пользование, то есть сдавать и получать его на условиях аренды. Однако в международной коммерческой практике постепенно сложилось понятие лизинга, содержание которого не сводится к обычным арендным отношениям. Содержание сложившегося в настоящее время в международной коммерческой практике понятия лизинга заключается в том, что одна коммерческая организация (лизингополучатель) обращается к другой коммерческой организации (лизингодателю) приобрести определенное первой организацией имущество у третьей коммерческой организации (продавца, поставщика), опять-таки определенной первой организацией, и передать такое имущество первой организации во временное владение и пользование, срок которого по продолжительности примерно равен сроку службы такого имущества (сроку его амортизации).
Хотя предметом лизинга может быть фактически любое непотребляемое имущество, движимое и недвижимое, в данном случае модельный договор относится к лизингу оборудования, перемещаемого в ходе международного экономического оборота через таможенные границы государств, как наиболее коммерчески значимому виду имущества, являющимся предметом международного лизинга.
В соответствии с п. 1 «а» ст. 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовой аренде (лизинге) 1988 года, участницей которой является Российская Федерация, под «оборудованием» понимается «комплектное оборудование, средства производства и иное оборудование». Такое оборудование должно согласно этой Конвенции использоваться в предпринимательских целях (но не для личного, семейного или домашнего использования). Это - практически все виды машин, оборудования, промышленных установок, приборов и транспортных средств, перечисленных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в соответствии с которой классифицируются в Таможенном тарифе Российской Федерации все товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.
При международном лизинге принципиально важно, что коммерческие организации лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах. В данном случае не рассматривается «косвенный международный лизинг»», то есть лизинг, участниками которого являются юридические лица одного государства, однако уставной (или складочный) капитал принадлежит полностью или в существенной доле иностранному юридическому лицу, так как в правовом отношении это - «внутренний лизинг» (стороны договора - юридические лица одного и того же государства).
Говоря о лизинге, подчеркивают важность его финансового характера. В чем заключается финансовый характер лизинга? Он заключается в том, что путем приобретения лизингодателем имущества у продавца и передачи его лизингополучателю на срок, примерно равный сроку амортизации имущества, финансируется будущее пользование имуществом с постепенным возвратом его стоимости посредством рассредоточенных во времени периодических лизинговых платежей пользователя имущества. Международный лизинг оборудования, особенно дорогостоящего оборудования, позволяет, не привлекая единовременно значительных денежных средств, как это обычно имеет место при международной купле-продаже товаров (за исключением случаев, когда такая купля-продажа сопровождая существенной рассрочкой или отсрочкой платежей), получить из-за границы необходимое для предпринимательской деятельности оборудование, оплачивая его по мере использования.
Международная коммерческая практика свидетельствует о том, что банки и другие кредитные организации при предоставлении кредитов и займов для приобретения покупателем оборудования в свою собственность, требуют, чтобы покупатель имел опыт предпринимательской деятельности не менее 2 - 3 лет, между тем многие лизинговые компании (то есть лизингодатели) оценивают кредитную историю лизингополучателя за более короткий период (обычно 6 месяцев является достаточным).
Современные технологические процессы изготовления передовых видов оборудования имеют тенденцию к постоянному обновлению. Поэтому лизинг такого оборудования может оказаться предпочтительнее его закупки, конечно, если предприниматель ставит целью в своей хозяйственной деятельности применять наиболее современное оборудование.
2. Разновидности лизинга в международной практике
Международная коммерческая практика знает ряд разновидностей лизинга.
При «чистом лизинге» (net leasing) лизингополучатель несет все расходы по техническому и ремонтному обслуживанию оборудования и его лизинговые платежи являются «чистыми» в том отношении, что не включают в себя возмещение каких либо дополнительных услуг лизингодателя.
При «полном лизинге» (или, как его еще называют, «мокром лизинге» - wet leasing) лизингодатель принимает на себя обязательство оказывать услуги по техническому и ремонтному обслуживанию оборудования.
При «частичном лизинге» обязанности по обслуживанию оборудования распределяются между лизингодателем и лизингополучателем по соглашению между ними.
При «возвратном лизинге» продавец имущества - предмета будущего лизинга продает его лизинговой компании, а та в свою очередь сдает его в лизинг бывшему продавцу, который став лизингополучателем, окупил путем сделки купли-продажи свои затраты, связанные с таким имуществом. В этом случае в этом случае нет характерного признака лизинга: приобретение лизингодателем предмета лизинга, определенного лизингополучателем, у продавца, определенного лизингополучателем, то есть в данном случае мы имеем дело с обычной арендой.
При «раздельном лизинге» (leveraged leasing) на стороне лизингодателя в договорные отношения с лизингополучателем вступают несколько организаций, что обычно связано с реализацией крупномасштабных проектов, когда необходимы кредитные ресурсы банков, гарантии платежей, привлечение прямых иностранных инвестиций.
При «револьверном лизинге» лизингополучатель в течение срока действия договора вправе требовать замены одного вида оборудования другим, поскольку это необходимо ему в технологических и коммерческих целях. Лизинг в этом случае носит «револьверный» то есть возобновляемый характер.
Строго говоря, с правовой точки зрения все перечисленные особенности коммерческой практики использования лизинга не свидетельствуют о наличии видоообразующих признаков договора, отличающих один вид договора от другого: все это подпадает под общую категорию договора лизинга с характерными для него существенными условиями - закупка определенного оборудования у определенного продавца с передачей оборудования лизингополучателю во владение и пользование на срок, соизмеримый со сроком амортизации оборудования, при условии совершения лизингополучателем периодических платежей .
Иной, видообразующий характер в правовом отношении носят особенности «оперативного лизинга». Предмет лизинга при оперативном лизинге может многократно передаваться разным лизингополучателям и срок владения и пользования оборудованием в общем прямо не связан с его амортизацией. Термин «оперативный лизинг» характерен для стран с англо-американской системой права. С точки зрения стран с континентальной системой права, к которой относится и Россия, этот договор не отличатся от обычного договора аренды.
Базовым положением Конвенции является положение о том, что лизингополучатель определяет нужное ему оборудование, выбирает продавца, который уведомляется, что оборудование у него приобретается для целей лизинга. Лизинговые платежи начисляются с учетом амортизации всей или существенной части оборудования. Места основной предпринимательской деятельности лизингодателя и лизингополучателя должны находится непременно в разных государствах. Место основной предпринимательской деятельности продавца же может находиться в государстве лизингодателя либо государстве лизингополучателя, либо в третьем государстве.
Право сторон договора международного лизинга отступать в большинстве случаев от положений Конвенции и самостоятельно устанавливать последствия нарушения тех или иных условий договора является практически важным. При разработке Конвенции в УНИДРУА были представлены государства с разными правовыми системами и положения Конвенции в результате явились в определенной мере компромиссными. Так, по англо-американской правовой системе при нарушении обязательств одной из сторон договора возможно расторжение договора и взыскание убытков с нее. Взимание штрафных же санкций является неправомерным. По континентальной правовой системе, к которой относится и Россия, допускается наряду с взысканием убытков применение штрафных санкций (взимание зачетной или полной неустойки). В этой связи, когда в Конвенции говорится только о праве стороны расторгнуть договор, например, в подпункте «а» п. 1 ст. 12, тем не менее по соглашению сторон могут быть установлены штрафные санкции за просрочку передачи (поставки) предмета лизинга лизингополучателю.
Конвенция, кроме России, вступила в силу также для Беларуси с 1 марта 1999 года, Венгрии с 1 декабря 1996 года, Италии с 1 мая 1995 года, Латвии с 1 марта 1998 года, Нигерии с 1 мая 1995 года, Панамы с 1 октября 1997 года, Узбекистана с 1 февраля 2001 года и Франции с 1 мая 1995 года.
Может возникнуть вопрос: почему так мало государств стало участниками Конвенции?
Казалась бы, что, например, положительной стороной Конвенции является признание вещных прав лизингодателя на оборудование в соответствии с ее ст. 7 на тот случай, если в некоторых странах не будут безусловно соблюдаются права лизингодателя при банкротстве лизингополучателя.
По мнению ряда иностранных юристов, Конвенция по многим практически возникающим вопросам оставляет на усмотрение сторон договора международного лизинга детальное определение условий такого договора. Более того, ряд вопросов она регулирует таким образом, что это расходится с фактической международной коммерческой практикой. Международный лизинг почти неизменно имеет дело с дорогостоящим для пользователя оборудованием и в этом контексте разграничение ответственности и рисков между лизингодателем и лизингополучателем осуществляется иным, чем предусмотрено Конвенцией, образом. Это наглядно видно на примере ст. 14 Конвенции, в которой речь идет о передаче прав на оборудование по договору международного лизинга. Как считают западноевропейские юристы положения этой статьи чрезмерно упрощены. Так, в статье говорится, что Лизингодатель вправе передать все или часть принадлежащих ему по договору международного лизинга прав на оборудование и такая «передача не должна освобождать лизингодателя от его обязанностей по договору лизинга». На деле имеется целый ряд способов, чтобы осуществить такую передачу прав. Передача прав может быть осуществлена на основе цессии (уступки права требования) и при этом лизингодатель действительно не освобождается от выполнения его обязанностей по договору международного лизинга. Однако передача прав может произойти и в результате новации обязательств, при которой лизингодатель освобождается от выполнения таких обязанностей. Решение этого вопроса может быть детально урегулировано в конкретной договорной практике.
Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.
Франция, Бельгия и Италия придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга), другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия, а также США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для одной, так и для другой правовой системы.
В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.
Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.
В Великобритании и Франции многие соглашения трактуются как лизинговые; а в Германии они могут отвечать понятию сделки в рассрочку. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.
Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.
Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической функцией банков (Италия, Франция), государственные органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом. В Великобритании, Германии банки контролируют лишь за ту часть лизинговых операций, которая проводится подведомственными им структурами. Во Франции вся лизинговая деятельность строго регулируется со стороны государства наравне с банками. В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено.
Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в лизинг, и др.
В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается.
Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Наиболее благоприятные условия для лизингового рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др.
Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухучета (JASC) разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты Бельгией, Великобританией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, США, Японией и другими странами. В их основу положен принцип экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, однако некоторые страны Западной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и Организация европейского лизинга придерживаются юридического права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Из-за различий владения имуществом отличаются и системы бухгалтерского учета и методы начисления амортизации и налогов, поскольку, согласно экономической концепции, имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а согласно юридической - на балансе лизингодателя.
Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает
С 1998 г. Россия является участником Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (далее - Конвенция), заключенной в Оттаве 28.05.1988. Россия присоединилась к ней в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге". Международным лизингом в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о лизинге признаются договоры, в которых лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Такие договоры регулируются внутренним российским законодательством и международными документами о лизинге.
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Поэтому Конвенция имеет приоритет перед Гражданским кодексом РФ и Законом о лизинге.
Международный лизинг с позиции местопребывания сторон делится на экспортный, при котором лизингополучатель - нерезидент РФ, и импортный, при котором продавец и/или лизингодатель - нерезидент РФ. Рассмотрим налогообложение международного импортного лизинга, так как он встречается чаще, чем экспортный.
3. Осбенности деятельности предприятий на российском рынке лизинговых услуг
Объем нового бизнеса на рынке лизинга в 1 полугодии текущего года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лишь на 3%. Объем новых сделок составил 430 млрд. руб. В прошлом году прирост данного показателя за аналогичный период составил 235%. Столь существенное замедление темпов роста рынка произошло вследствие ухудшения конъюнктуры на рынках капитала - повышения процентных ставок, длительных сроков рассмотрения заявок на получение кредита, ужесточения требований к заемщику и сокращения объемов финансирования.
Только ликвидные, только надежные: в условиях неблагоприятной конъюнктуры лизингодатели концентрируются на наименее рисковых сегментах лизингового рынка, стремясь работать только с высоколивидными и надежными предметами лизинга. В условиях нехватки ресурсов лизинговые компании не готовы осуществлять высокорисковые сделки, а предпочитают вкладывать средства в проекты со знакомыми им предметами лизинга, практика работы с которыми уже налажена, а риски по сделке более приемлемы. Среди лидеров роста объемов нового бизнеса - авторемонтное и автосервисное оборудование (+120,3%), оборудование для производства химических изделий и пластмасс (+76,3%) и оборудование для нефтедобычи и переработки (+72,6%).
Спрос растет, а рынок - нет: в 1 полугодии увеличилось количество обращений в лизинговые компании со стороны тех предприятий, которые не смогли получить кредитные ресурсы в банках. Впрочем, рост количества заявок не влечет за собой быстрое развитие лизингового рынка.
Нестабильность на финансовых рынках негативно отразилась на деятельности лизинговых компаний. С начала года продолжали расти процентные ставки, увеличиваться срок рассмотрения заявок на получение кредита, ужесточались требования к заемщикам, сокращались объемы финансирования. В результате произошло значительное замедление темпов роста рынка. Если в первой половине прошлого года прирост суммы новых сделок на рынке лизинга составил 235% к результату 1 полугодия 2006 года, то в нынешнем году аналогичный прирост к результату 1 полугодия 2007 года едва достиг 3%.
Рис. 1. Рынок лизинга в 1 половине 2008 года рос в 3 раза медленнее, чем в аналогичный период 2007 года
Объем нового бизнеса в 1 полугодии 2008 года составил 430 млрд. руб. (18 млрд. долл.), а суммарный портфель лизинговых компаний - 1320 млрд. руб. При этом сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам достигла 260 млрд руб. (10,9 млрд долл.). Данный показатель используется для оценки объема рынка в практике Европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope.
Таблица 1
Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели 2005г. 1 пол. 2006г. 2006 г. 1 пол. 2007г. 2007г. 1 пол. 2008г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. (млрд долл.) 226,3 (8) 124,6(4,5) 399,6 (14,7) 417,3 (16) 997,5 (39) 430 (18)
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 79.2 41.5 136 125.2 294 215.5
Объем профинансированных средств млрд руб. 110.3 - 201.1 195.6 537 242
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 339 - 530 873.7 1202 132
Концентрация на рынке немного снизилась: доля ТОП-10 компаний в объеме нового бизнеса составила 39% (в 1 половине 2007 года - 42,1%). Изменения в первой десятке лидеров наглядно показывают, какие игроки рынка испытывали наименьшие трудности с привлечением финансирования - это дочерние компании крупных банков, а также лизингодатели занимающиеся приоритетными и инфраструктурными проектами - авиастроением, энергетикой. По первым двадцати компаниям можно судить также и о том, какие сегменты рынка были наиболее востребованы - легковой и грузовой автотранспорт (лидирование Европлана, стремительный рост Каркаде и Элемент Лизинга), а также строительная и дорожно-строительная техника (улучшение позиций ЛК Уралсиб, Интерлизинг, ТГИ-Лизинг).
Итоги работы компаний в 1 полугодии текущего года выявили нового лидера: "ЛК Уралсиб" в три раза увеличила объем нового бизнеса по сравнению с 1 половиной 2007 года, и обошла ОАО "ВТБ-Лизинг", сумма новых сделок которого уменьшилась на 22% за тот же период. ЛК Уралсиб заняла первое место по объемам сделок в 4-х из 9 регионов (согласно делению рынка в рамках исследования "Эксперт РА"), а также в 8-ми из 34 сегментов по видам оборудования.
Рис. 2. Доли рынка лизинга
Ключевым фактором роста лизинговой компании на сегодняшний день является доступ к необходимым для реализации новых проектов финансовым ресурсам (что в свою очередь зависит от многих факторов - начиная от состава учредителей компании, наличия отчетности подготовленной по международным стандартам и заканчивая степенью прозрачности ее деятельности и уровнем кредитных рейтингов). Поэтому в наибольшей степени кризис повлиял на компании, не имеющие возможности диверсифицировать свои источники финансирования.
Сокращение объемов фондирования привело к тому, что с некоторых сегментов рынка ушли небольшие региональные компании, не имеющие постоянных источников ресурсов, а остались более сильные конкуренты. Некоторые мелкие лизинговые компании стали выступать скорее лизинговыми брокерами, чем независимыми структурами, предлагая своих клиентов банкам и более крупным лизингодателям по причине отсутствия финансирования.
На фоне негативных последствий кризиса ликвидности положительным следствием является то, что сужение ресурсной базы заставило руководство банков и лизинговых компаний задуматься о более тщательном выборе клиентов для предоставления ресурсов, пересмотреть программы по оценке платежеспособности клиентов. Если в течение предыдущих лет активно наращивался кредитный и лизинговый портфель в количественном выражении, то в текущем году пристальное внимание уделяется качеству клиентов. Ужесточились подходы банков к оценке платежеспособности клиентов, как следствие произошло общее ужесточение требований лизинговых компаний к финансовому состоянию лизингополучателя и ликвидности предмета лизинга. Ввиду ограниченности ресурсов у большинства лизинговых компаний, лизингодатели стали более тщательно подходить к вопросам оценки рисков по сделкам, что должно положительно сказаться на качестве лизингового портфеля.
Таблица 2
Последствия сжатия ликвидности
Отрицательные Положительные
1. Сокращение объемов кредитования банками 1. Увеличение количества обращений в лизинговые компании со стороны потенциальных клиентов
2. Ужесточение требований к заемщикам 2. Повышение внимания лизингодателей к надежности клиентов и кредитному качеству лизингового портфеля
3. Сжатие объема рынка облигационных займов
4. Повышение процентных ставок по всем долговым инструментам
По оценкам лизинговых компаний, в связи с резким усложнением доступа предприятий к прямому кредитованию от банков, их заинтересованность в лизинге оборудования возросла. По сравнению с прошлыми годами, снижения количества заявок в летний период отпускного затишья не произошло. И все же рынок рос гораздо медленней, чем раньше. Очевидно, причина замедления темпов роста состоит, в частности, в нехватке средств у потенциальных лизингополучателей, в связи с чем сократились объемы их инвестиционных программ. Средняя сумма договора лизинга уменьшилась в 1 полугодии 2008 года до 7,2 млн. руб. по сравнению с 8,5 млн. руб. в 2007 году.
В сторону сокращения изменились сроки заключаемых договоров. Доля сделок длительностью от 3 до 5 лет составила 20,3% (в 2007 году - 26,8%), а доля договоров сроком до одного года включительно увеличилась на 5 п.п. и составила 6,8% (в 2007 году - 1,6%)
4. Особенности лизинга в условиях кризиса
Положение дел в настоящее время таково, что около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе таких компаний - крупнейшие игроки рынка; 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение.
Ужесточение условий лизинга прошло сразу по всем основным параметрам сделки. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить сейчас лизинг, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов - новых автомобилей и даже если оно готово оплатить достаточно высокий аванс - 30-40%.
Другая линия ужесточения условий - это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании. Пока желанными активами остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы, ряд видов ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет.
Гораздо менее охотно лизинговые компании сейчас финансируют железнодорожный подвижной состав, цена на который упала на 20-40% с начала кризиса в зависимости от конкретного типа вагона.
Практически никто не желает работать с любым производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае, если оборудование попадает под гарантии зарубежных экспортных агентств. В таком случае сделку осуществить реально, правда, ее размер должен составлять не менее 1 млн долларов (иначе не окупаются затраты на сложное структурирование сделки).
Следующее направление изменений условий лизинга - это повышение требуемого аванса и процентной ставки по договору. Небольшие авансы (10%) доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью и в сегменте легковых автомобилей. Обычный размер аванса для новой грузовой и специальной техники - сейчас от 30% .
Процентные ставки выросли очень по-разному. В случае легковых автомобилей у ведущих компаний (в основном с иностранным капиталом) увеличение могло составить лишь 3-4 процентных пункта. В лизинговых программах, изначально связанных с высоким риском (подержанная техника и транспорт, лизинг «без оценки финансового состояния заемщика»), ставки выросли до фантастических уровней - 60-70% годовых. Приемлемой процентной ставкой на рынке лизинга сейчас можно считать 25% годовых (что эквивалентно 12% «удорожания» предмета лизинга в год). Компании сокращают и сроки сделок: если до кризиса сроки лизинга достигали 10 лет, сейчас многие компании ограничивают максимальный срок тремя годами.
Наконец, еще одно новое ограничение касается региональной принадлежности клиентов. Многие лизинговые компании сворачивают свою региональную сеть, в связи с чем существенно сокращают финансирование клиентов в «не родных» для себя регионах. И это на фоне того, что в последние годы происходила стремительная региональная экспансия лизинговых компаний. Филиалы открывались в расчете на то, что прирост рынка и дальше будет составлять 50-100% в год, как это было с 2002 года. Многие филиалы даже не успели выйти на окупаемость. Они и закрываются в первую очередь. Обычно в региональных филиалах гораздо меньше реальных возможностей по оценке рисков, по изъятию и реализации имущества, чем в головном офисе. Это тоже является мотивом сокращения региональной сети. Происходит возврат к ситуации 2004-2005 годов, когда офисы лизинговых компаний в основном были сконцентрированы в крупнейших городах - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
Подводя резюме, можно сказать, что признаки наиболее желанного клиента лизинговой компании сейчас - это его местоположение в Центральном федеральном округе (еще лучше в Москве или Московской области) или в Санкт-Петербурге и области, высокая кредитоспособность, желание взять в лизинг новые легковые или грузовые автомобили или оборудование, которое можно профинансировать с помощью экспортных гарантий, и, наконец, готовность оплатить достаточный аванс.
По всем основным параметрам сделок и по ожидаемому объему сделок рынок лизинга в 2009 году возвратился к уровню 2005 года.
Таблица 3
Основные параметры лизинговых предложений до и после октября 2008 года
Параметр До октября 2008 года В настоящее время Комментарий
Процентная ставка и ставка удорожания* предмета лизинга у крупных лизингодателей Процентная ставка от 12 до 24%,
удорожание от 7 до 12% Процентная ставка от 20%,
удорожание от 10% Здесь не учитываются предложения «лизинг под 0%» или «лизинг под 2%», поскольку в реальности такое снижение ставки является результатом скидок поставщика для лизингодателя, а не снижением цены финансирования
Аванс От 0% для автотранспорта,
от 10% для других активов От 10% для автотранспорта,
от 30% для других активов
Активы Любые активы Практически полностью остановлено финансирование недвижимости и оборудования Исключение может быть сделано в случае высокой кредитоспособности клиента или если оборудование попадает под гарантии экспортных агентств
Регионы Постоянное увеличение финансирования региональных клиентов Резкое сжатие финансирования всех регионов, кроме ЦФО и нескольких крупнейших городов
Требования к обеспечению сделки Чаще всего минимальные Требуются любые виды обеспечения: поручительство, залог, гарантии и др.
Кредитоспособность клиента Кредитоспособность оценивалась гибко: часто не требовалось наличия основных средств на балансе, принимались во внимание данные неофициальной управленческой отчетности, действовали лизинговые программы «без оценки финансового состояния заемщика», программы «лизинга для физических лиц» Требования к кредитоспособности стали более формализованными и жесткими: наличие достаточного количества основных средств, требования к минимальному размеру выручки и т.д.
Валюта сделки Рубль, доллары, евро Доллары и евро, рубль очень редко
Как видно по описанной выше ситуации, практически все лизинговые компании применили «защитные» стратегии. Оставляя в основе имевшиеся продукты, они сократили количество лизинговых программ, ужесточили требования к заемщикам, вообще перестали предоставлять финансирование для многих категорий заемщиков и под многие активы. Пока речь идет только о сокращении предложения, что является, в общем-то, естественной реакцией на кризис после нескольких лет растущей конкуренции, которая спровоцировала гонку за увеличением портфеля, невзирая на риски.
За более чем 4 месяца, прошедшие с начала октября 2008 года - начала острой фазы кризиса в России, произошли большие изменения в поведении клиентов - потребителей лизинговых услуг. Предприятия реального сектора вначале были менее чувствительны к кризису, чем финансовые компании, поэтому в октябре-ноябре еще продолжали поступать заявки на лизинг, нацеленные на реализацию инвестиционных планов, разработанных до кризиса. Большинство этих заявок были отозваны спустя месяц, поскольку заемщики начали переосмысливать перспективы своего бизнеса и свои инвестиционные планы.
Безусловно, остались и определенные категории клиентов, чьи инвестиционные намерения не изменились из-за кризиса. Прежде всего, это компании, работающие по государственным контрактам на уровне федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Кроме того, это компании, производящие продукцию, цена которой неэластична, а спрос меняется мало (например, некоторые продукты питания, повседневного потребления и др.). Сюда же можно отнести и компании, производящие продукцию, которая начала выполнять в связи с кризисом роль заменителя по отношению к более дорогой продукции (например, точки быстрого питания по отношению к обычным ресторанам или кофе-автоматы по отношению к кофейням).
К декабрю 2008 года заявки на лизинг стали более осознанными, с учетом понимания клиентами изменившейся ситуации. Для большинства предприятий сейчас на первом месте стоит вопрос целесообразности осуществления долгосрочных инвестиций, а лишь на втором месте - вопрос о способе финансирования этих инвестиций. Однако именно «целесообразность инвестиций» вызывает массу вопросов. С одной стороны, очевидно, что в текущих условиях невозможно точно прогнозировать развитие кризиса и ситуации со спросом на конкретных рынках. Также совершенно неизвестно, сколько продлится кризис.
С другой стороны, эти факторы не являются основанием для того, чтобы полностью остановить деятельность и запуск новых проектов. Во время кризиса на первый план выходит не вопрос прибыли, а вопрос удержания или увеличения доли рынка при минимальной рентабельности в расчете на прибыль после кризиса. А для этого необходимо осуществлять инвестиции. Кроме того, обычно инвестиционный проект является достаточно долгосрочным; прибыль от него не всегда ожидается в течение первого года. Поэтому риентироваться на сегодняшнюю ситуацию при планировании инвестиций на три-пять лет тоже не совсем корректно.
Рис. 3. Антикризисный лизинговый продукт
Таким образом, меняется мотивация инвестиций (удержание или увеличение доли рынка вместо быстрой прибыли), но не отменяется необходимость осуществлять инвестиции. Нельзя забывать и о том, что в большинстве отраслей сохраняется крайне высокий уровень износа основных фондов. В среднем по экономике он достигает 50%, а в отдельных отраслях, например в сельском хозяйстве, - 80%. В некоторых видах бизнеса, например в такси, полное обновление фондов осуществляется раз в три-четыре года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации. Уже только по этим причинам предприятия будут вынуждены продолжать закупать новый транспорт, технику, оборудование - чтобы не произошла остановка бизнеса по причине выбытия имевшихся мощностей.
Повышение стоимости будет происходить в отношении импортного транспорта и оборудования, во-первых, по причине ослабления рубля, во-вторых, по причине увеличения тарифов на ввоз импортных автомобилей и техники. Есть основания полагать, что недавнее решение по повышению тарифов на ввоз импортных автомобилей - не последняя протекционистская мера по защите отечественного машиностроения.
С одной стороны, к снижению стоимости будут вести такие факторы, как снижение спроса, а в связи с этим - всевозможные скидки со стороны производителей. Размер скидок небезграничен, поскольку себестоимость машиностроительной продукции достаточно высока. Тем не менее можно ожидать более сильного снижения цен на вторичных рынках, поскольку при производстве новой продукции производители имеют возможность регулировать цену, ограничивая предложение в соответствии с упавшим спросом, в то время как объем предложения на вторичном рынке остается на прежнем уровне, хотя спрос может упасть в разы. С другой стороны, подорожание валюты и импортных товаров, а также увеличение тарифов обозначат более высокий ценовой ориентир и для активов на вторичном рынке.
Вместе с тем ситуация на рынке каждого вида оборудования, транспорта, техники складывается индивидуально, и изучать ее надо отдельно. Например, с октября произошло резкое падение цены железнодорожного подвижного состава - от 20 до 40% в зависимости от типа вагона. Цена на вагоны была раздута вследствие постоянно растущего спроса на фоне явного дефицита их производства. Однако подобные риски падения цены можно отследить путем сопоставления рыночной стоимости и себестоимости производства: здесь не должно быть больших отклонений от пропорций, сложившихся на высококонкурентных рынках (например, легковых и грузовых автомобилей).
Особое значение во время кризиса приобретают бизнес-процессы лизинговой компании, нацеленные на предотвращение неплатежей и защиту интересов лизингодателя в случае дефолта заемщика. Принципиально можно выделить два подхода банков и лизинговых компаний к неплатежам.
Первый и наиболее распространенный состоит в том, что финансовой организации невыгодны неплатежи и дефолт клиента даже в том случае, если риски полностью закрыты гарантией, поручительством, залогом, авансом и прочим обеспечением.
Второй подход состоит в том, что лизингодатель так структурирует сделку и защищает свои интересы, что ему не важно, платит клиент после этого или нет. Свою прибыль он получит в любом случае. Таких стратегий на рынке до кризиса было немного, но, по нашему мнению, сейчас их должно стать больше. Примером являются некоторые лизинговые компании, предлагавшие наиболее рискованные продукты, такие как «лизинг без оценки финансового состояния заемщика» или «лизинг для физических лиц» (причем де-факто в роли заемщиков - физических лиц здесь выступали предприниматели, по каким-либо причинам не желавшие оформлять лизинг на ИП или юрлицо). Часто в рамках этих продуктов предполагалось финансирование подержанного транспорта, риски которого также гораздо выше по сравнению с новым.
Однако изначально в этих компаниях был сделан акцент на эффективной работе в случае неплатежей заемщика. Во-первых, высокий аванс (до 50%), во-вторых, высокие процентные ставки (свыше 30% до кризиса), позволяющие управлять портфельным риском, в-третьих, эффективная работа службы безопасности и юристов по изъятию имущества при неплатежах, в-четвертых, отлаженная система продажи изъятой техники. Таким образом, компания гарантировала себе прибыль с момента заключения сделки и оплаты аванса лизингополучателем, независимо от того, будет он дальше платить или нет.
В настоящий момент на рынке существует масса способов снизить риски кредитования и лизинга. Проблема состоит в том, что финансовые организации не умеют использовать эти способы, все их бизнес-процессы нацелены на работу с платежеспособными клиентами. За годы процветания все привыкли воспринимать неплатежи как редкое и совершенно нежелательное явление.
Можно выделить несколько основных способов, позволяющих снижать риски финансирования, которым до сих пор уделялось недостаточно внимания:
• гарантии региональных фондов поддержки малого бизнеса (обычно до 50% суммы сделки, вместе с авансом 30% это закрывает риски сделки уже на 80%);
• гарантия обратного выкупа со стороны поставщика (закрывает риски при достаточной кредитоспособности самого поставщика);
• поручительства юридических и физических лиц;
• залог имущества.
Таким образом, если лизингодатель настраивает свои бизнес-процессы на эффективную работу в случае неплатежей клиента, он может обеспечить себе прибыль и в этой ситуации. В условиях кризиса такой подход позволяет продолжать работу и даже наращивать портфель.
Третий аспект разработки лизингового продукта - «технологичность», массовость - подразумевает акцент именно на такой организации бизнес-процессов, как это описано выше. В условиях кризиса недопустимо, чтобы неплатежи клиентов означали аврал для работы всех служб финансовой организации.
Что касается четвертого параметра лизингового продукта - анализа конкуренции, в настоящее время этот аспект представляется наименее актуальным. В ситуации, когда с рынка ушло 70% компаний, а остальные сократили предложение, конкуренция не является актуальным фактором. Именно поэтому настоящий момент несет в себе значительные шансы по захвату доли рынка для тех финансовых организаций, которые раньше других выявят перспективные отрасли, сформируют методы работы с ними.
Заключение
Рынок лизинга развивается огромными темпами, достигая ежегодного прироста более 40%, наиболее активно растущими сегментами рынка являются железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт и авиатехника. Компания «БалтИнвест», деятельность которой рассматривалась для написания данной работы, действует на рынке лизинга и является узкоспециализированной компанией на сегменте автотехники.
Помимо узкоспециализированных компаний с автотранспортом также работают и широкопрофильные компании, на данный момент наиболее активных игроков рынка лизинга автотранспорта - 400 компаний.
В сложившейся ситуации и с учётом тенденций развития рынка (близость фазы «замедления роста») бесспорно высока роль маркетинга в деятельность лизинговой компании как неотъемлемой составляющей процесса управления.
Положение дел в настоящее время таково, что около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе таких компаний - крупнейшие игроки рынка; 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение.
Ужесточение условий лизинга прошло сразу по всем основным параметрам сделки. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить сейчас лизинг, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов - новых автомобилей и даже если оно готово оплатить достаточно высокий аванс - 30-40%.
Другая линия ужесточения условий - это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании. Пока желанными активами остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы, ряд видов ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет.
Список литературы:
1 Белоус А. Лизинг - 50 лет на мировом рынке и первые шаги в России. // Человек и труд, 2005, № 8.
2. Газман В. История с удвоением // Коммерсантъ, Business Guide (Лизинг), 11.04.2007
3. Гуккаев В.Б. Лизинг. Правовые основы, учет, налогообложение. М.: «Главбух», 2002
4. Ендовицкий Д.А., Панина И.В. Лизинг в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Финансы. - 2004. - № 11
5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. - М., 2007.
6. Караваев А.В. Теоретические основы управления лизинговой системой в российской экономике. - Саратов: ПАГС им. Столыпина, 2004. - 48 с
7. Кашкин В. Антикризисные стратегии для лизинга. // Банковское обозрение, № 118, февраль 2009.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С.-П.: «Питер», 2006. 464 с.
9. Романов П.П. Лизинг. - Киев, 2002
10. Технологии лизинга и инвестиций/ Вестник Российской ассоциации лизинговых компаний. 2008, №1.

 

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR