Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow проведение Олимпийских игр в Сочи с экономической точки зрения

проведение Олимпийских игр в Сочи с экономической точки зрения

Рефераты - Экономика
проведение Олимпийских игр в Сочи с экономической точки зрения
Введение 3
Глава 1. Потенциал Сочи как места проведения Олимпийских игр 5
1.1. Общая характеристика объекта исследования 5
1.2. Основные олимпийские объекты 10
Глава 2. Экономические аспекты проведения Зимних Олимпийских игр Сочи - 2014 15
2.1. Строительство и финансирование олимпийских объектов 15
2.2. Экономические аспекты проведения игр 18
2.3. Экономические риски 27
Глава 3. Экономические проблемы подготовки Олимпиады в Сочи 29
3.1. Проблемы энергоснабжения олимпийских объектов и развития транспортной инфраструктуры 29
3.2. Перспективы развития курортного потенциала города 32
3.3. Проблемы, связанные с реализацией олимпийского проекта 33
Заключение 37
Список литературы: 38
Приожение 40

Введение
Международный Олимпийский комитет выбрал город Сочи столицей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Благодаря этому решению Россия сможет провести первые в своей истории зимние Олимпийские игры, которые станут важнейшим событием в жизни нашей страны. Игры будут способствовать экономическому росту региона, превращению Сочи в курорт мирового уровня и центр деловой активности. При поддержке Правительства РФ в течение ближайших семи лет в уникальном городе-курорте Сочи будет построена новая транспортная инфраструктура, расширена сеть гостиниц, модернизированы инженерные коммуникации, а также возведен ряд современных спортивных сооружений. Спортсмены из России и стран ближнего зарубежья получат самую современную тренировочную базу.
На данный момент ведется активная работа по развитию города Сочи и продвижению курорта совместными усилиями российского правительства и местной администрации. В лице правительства у известного российского курорта появился надежный деловой партнер. Сотрудничество по линии Москва-Сочи-Краснодар становится всё более прочным и более конструктивным. Также намечена совместная программа взаимодействия российской прессы, и администрации города Сочи, направленная на популяризацию курорта.
Мэр г. Сочи Виктор Колодяжный подчеркивает, что одна из главных задач - сделать курорт круглогодичным. Город Сочи по праву считается ведущим курортным центром России. Уже сейчас в летние месяцы гостиницы, пансионаты и другие учреждения санаторно-курортного комплекса заполнены на 100%, зимний отдых во всероссийской здравнице также привлекает большое количество туристов. Учитывая великолепный климат - уникальный в масштабах страны, прекрасную природу и интенсивное развитие сервиса, пройдет не так много времени и поток туристов со всего мира в этот регион возрастёт, увеличится и число людей желающих приобрести здесь недвижимость. Сейчас, основными покупателями являются москвичи и представители нефтяных регионов. Рынок недвижимости Сочи является одной из самых динамично развивающихся областей экономики Краснодарского края.
Правительство России поместило заявку &la; quo;Сочи-2014» в центр существующей Федеральной целевой программы по развитию города Сочи, которая гарантирует в рамках федерального законодательства завершение всех работ до 2014 года. Амбициозный план по проведению Олимпиады-2014 в Сочи включает в себя строительство 11 новых современных объектов, опираясь на обширный опыт России в сфере создания масштабных конструкторских сооружений в рамках установленных сроков и бюджетов. Строительство ключевых объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи в рамках ФЦП уже началось, включая создание нового терминала в международном аэропорту Сочи и развитие горнолыжного центра «Роза Хутор».
Город Сочи вновь стал «Летней столицей» и новым центром деловой и политической активности в России. В последние годы в Сочи было проведено большое число международных встреч на высшем уровне, многие российские компании уже открыли на курорте свои представительства.
Целью данной курсовой работы является исследование экономических аспектов проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
• Определен потенциал Сочи как места проведения Олимпийских игр;
• Рассмотрены экономические аспекты проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году;
• Исследованы основные экономические риски проекта;
• Определены основные проблемы, связанные с подготовкой к играм.
Глава 1. Потенциал Сочи как места проведения Олимпийских игр
1.1. Общая характеристика объекта исследования
Сочи находится на побережье Черного моря, у подножья Кавказских гор. 2. Город находится в субтропическом климатическом поясе Земли. Средняя зимняя температура -3˚С, летняя - +26˚С. 3. Район курорта «Красная Поляна», высота над уровнем моря которого достигает 2000 метров, находится всего в 40 км от Черного моря. 4. Сочи - крупнейший курорт на территории России. Он протянулся на 150 км вдоль побережья Черного моря. 5. Численность населения города Сочи составляет 400 тыс. чел.
Единственный в России субтропический город-курорт протянулся вдоль побережья Черного моря на 145 км. Территория Большого Сочи разделена на четыре района: Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский. Санаторно-курортный комплекс Сочи является крупнейшим в России. В городе сосредоточено более 50% всего курортного потенциала Краснодарского края.
В Сочи расположено 227 различных учреждений лечения и отдыха, отелей и туристических баз, общая вместимость которых в летний период составляет около 70 тысяч мест, а круглогодично в Сочи могут разместиться порядка 50 тысяч гостей. Санаторно-курортный комплекс города представлен как комфортабельными санаториями и четырехзвездочными гостиницами мирового уровня, так и менее дорогими, но не менее уютными здравницами, гостиницами и частными пансионатами.
Летом средняя температура воздуха в Сочи - 26,5o, морской воды - 24,5o. Зимы в обычном ее понимании в городе-курорте практически не бывает, средняя зимняя температура воздуха держится на уровне +8o.
Прекрасный климат, чистое море, свежий морской воздух, уникальный рельеф местности, пышная южная растительность - все это способствует укреплению здоровья.
Минеральные источники долин рек Мацеста, Агура и Хоста, протекающих по территории Сочи, помогли городу сложиться как бальнеологическому и климатическому курорту еще со времен античности. Наибольшую известность получили сульфатно-хлоридно-натриевые воды Мацесты. В 1902 г здесь было построено ванное здание для отпуска мацестинских процедур. Первое курортное учреждение - гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера» с электросветоводолечебницей, ванным зданием, лабораторией, концертным залом, казино, рестораном, кафе, читальней - открылось в Сочи в 1909 году.
Сегодня в Сочинском регионе существует более 50 источников минеральных вод бальнеологического и питьевого профиля. Наиболее широко в настоящее время используются сероводородные и йодобромные воды. Применение в практике курортологии питьевых минеральных вод позволило значительно расширить перечень заболеваний, успешно поддающихся лечению на курорте Сочи.
В настоящее время в Сочи используются для питьевого лечения и промышленного розлива воды 4-х месторождений: Пластунского (минеральная вода «Пластунская»), Мамайского (минеральная вода «Сочинская»), Волконского (минеральная вода «Лазаревская»), Чвижепсинского (минеральные воды «Чвижепсинская», «Медвежий угол»). Минеральные воды такого состава, как в источниках месторождения Чвижепсе, обнаружены на территории Краснодарского края только в районе Сочи. Кроме того, на сегодняшний день открыто еще 23 участка перспективных для добычи различных по составу минеральных вод.
Курорт Сочи обладает также большими запасами лечебных грязей. Имеретинское месторождение иловых лечебных грязей, расположенное в Адлерском районе города, занимает площадь около 400 тыс. кв. метров. Запасы ее составляют более 2,5 млн. тонн. Адлерские грязи обладают хорошей теплоудерживающей способностью и высокой пластичностью. По своим физико-химическим свойствам относятся к типу иловых грязей. Наиболее известные месторождения подобного типа имеются в Старой Руссе, Хаапсалу, Садгороде.
Опытные врачи-курортологи, применяя самое современное медицинское оборудование, новейшие методики в сочетании с уникальными природными факторами, получают значительные результаты и таким образом успешно решают важную государственную задачу по оздоровлению граждан.
Самый благоприятный климатический сезон для проведения лечебно-оздоровительных программ - межсезонье, с октября по июнь.
Однако забота о здоровье - далеко не единственный повод для поездки на курорт. В календаре города-курорта значатся такие интересные события, как Всероссийский и Международный кинофестивали «Кинотавр», театральный фестиваль «Сочинские бархатные сезоны», фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи», фестивали органной и джазовой музыки, фестиваль КВН. В Сочи также проводятся клубный чемпионат мира по бильярду, международная велогонка, регата, ралли, чемпионат России по маунтинбайку, международные выставки-ярмарки. На высоком уровне проходят детские фестивали «Магия танца», «Кинотаврик», «Волшебство сказки».
Пребывание в Сочи может быть не только безмятежным отдыхом у моря, но и запоминающимся приключением со сплавом по бурной горной реке, вознесением на воздушном шаре, полетом на параплане, восхождением на высокие горы, к снежным вершинам и альпийским лугам... Выбор у любителей острых ощущений велик: на суше это турпоходы любой категории сложности, маунтинбайк, спелеомаршруты, горные лыжи, скалолазание, конные маршруты, альпинизм, каньонинг, джипинг, на море - виндсерфинг, дайвинг, парусный спорт, гидроплан, аквабайк.
Одним из самых перспективных инвестиционных районов называют поселок Красная Поляна, что расположен за Адлером. Сказочная горная страна в 40 км от побережья, маленькая русская Швейцария на высоте 600 м над уровнем моря. Это горноклиматический курорт с большим будущим, которое начинается уже сегодня - с реализации градоэкологической концепции развития Красной Поляны.
Президент Российской Федерации Владимир Путин, поклонник горных лыж, несколько раз посещал этот уголок и дал ему высокую оценку. Естественные природные условия Красной Поляны - море снега, мягкая зима - позволяют развиваться этому региону как зимнему курорту. Идет активное строительство новых лыжных трасс, подъемников, отелей и других элементов туристской инфраструктуры.
Поклонники экстремальных горных лыж могут подняться на вертолетах выше облаков, к вершинам гор, достигающим в этом районе высоты более 2 тысяч метров. Красная Поляна привлекает и любителей сплавов по горным рекам. Водные туры имеют различную степень сложности, поэтому ими могут воспользоваться как опытные спортсмены, так и новички и даже дети.
В горах температура воздуха падает на 6o каждые тысячу метров. Поэтому если на побережье +25o, то на высоте 3000 м она будет не выше +7o. В связи с этим Красная Поляна предлагает своим посетителям уникальный пакет - горные лыжи плюс море. Вдоволь накатавшись на лыжах, можно спуститься на побережье и через полчаса поплавать в море.
Сочи - лучшее место для реабилитации спортсменов - особенно в период «низкого» сезона, с октября по апрель. Все необходимые условия для этого здесь есть: стадионы, футбольные поля, теннисные корты, тренажерные залы, спортивные площадки, развитая инфраструктура, мощная лечебно-диагностическая база и уникальные природные условия курорта, способствующие быстрому восстановлению жизнедеятельности организма. А сезонный уровень цен на услуги размещения выгодно отличает Сочи от аналогичных европейских курортов.
Деловые люди проводят в Сочи конгрессы, конференции различного уровня, причем комплексное обслуживание в 4-звездочном отеле в течение 5 дней обходится в 1,5-2 раза дешевле, чем организация подобного форума в столичном отеле.
В летнее время в Сочи перемещается политическая элита, что позволяет руководству страны совмещать активный отдых с текущими государственными делами - приглашать в Сочи на отдых и деловые встречи руководителей иностранных государств, российских и иностранных политических деятелей, ведущих банкиров и бизнесменов, проводить в Сочи масштабные международные встречи и форумы.
Экономика города представлена 6 845 предприятиями.
Из них:
Промышленных - 384, в том числе крупных и средних - 34; Сельского хозяйства - 49, в том числе крупных и средних - 20; Транспорта и связи - 461, в том числе крупных и средних - 53; Строительных - 1 078, в том числе крупных и средних - 47; Торговых - 2125, в том числе крупных и средних - 77;
Здравоохранения и социальных услуг - 212, в том числе крупных и средних -ПО; Гостиниц и ресторанов - 671, в том числе крупных и средних - 53.
Роль и место города Сочи как ведущего оздоровительного и рекреационного центра России и Краснодарского края определяется состоянием и перспективами развития его санаторно-курортной и рекреационной отрасли, являющейся градообразующей отраслью. Город Сочи стал столицей 22 зимних Олимпийских игр 2014 года, что делает его более интересным и привлекательным.
В городе расположено 227 крупных учреждений лечения и отдыха, отелей и туристических баз, общей вместимостью в летний период 65 тысяч мест, в том числе круглогодичного действия - 47 тысяч мест.
Численность трудоспособного населения составляет 249 тысяч человек или 62% от общей численности населения.
Стоимость основных фондов города составляет 57,2 млрд.рублей. Основные фонды по формам собственности распределяются следующим образом:' 12,3 млрд рублей - федеральная, 6 млрд.рублей - субъектов федерации, 4,8 млрд.рублей - муниципальная, 9 млрд.рублей - частная, иностранная - 0,9 млрд.рублей, федеральная смешанная с иностранной - 2,0 млрд.рублей и др.
По отраслям и видам деятельности основные фонды распределяются следующим образом: в хозяйствующих субъектах здравоохранения и предоставления социальных услуг, культуры и спорта, деятельности организаций отдыха и развлечений, деятельности гостиниц и ресторанов, где представлено в основном курортное хозяйство - 42,7%, транспорт и связь - 17,1%, промышленность - 17%, сельское хозяйство - 1,6%, строительство - 2,0%, торговля - 0,4%, прочие - 18,0%.
К базовым отраслям экономики города относятся: торговля и общественное питание, строительство, курортно-туристский комплекс, промышленность.
1.2. Основны олимпийские объекты
Игры будут проводиться в двух кластерах - Олимпийском парке Сочи и Красной Поляне.
Олимпийский парк Сочи будет расположен на побережье Чёрного моря в Имеретинской низменности. Ни одно из спортивных сооружений ещё не построено. Все проектные работы по олимпийским объектам планируется завершить в начале сентября 2007 года, чтобы уже в конце года начать их строительство. Строительство предполагается завершить в 2013 году.
• Большая ледовая арена - хоккей, 12000 зрителей.
• Малая ледовая арена - хоккей, 7000 зрителей.
• Конькобежный центр - конькобежный спорт, 8000 зрителей.
• Ледовый дворец спорта - фигурное катание, шорт-трек, 12000 зрителей.
• Арена для керлинга - кёрлинг, 3000 зрителей.
• Олимпийский стадион, 40000 зрителей.
• Главная олимпийская деревня.
Красная Поляна
• Санно-бобслейная трасса - бобслей, скелетон, санный спорт, 11000 зрителей, стоимость $135,7 млн, сроки сдачи - 2007-2009.
• Комплекс «Лаура» - лыжный спорт, двоеборье, 20000 зрителей, стоимость $19,3 млн, сроки строительства - 2008-2009.
• Комплекс «Роза Хутор» - горнолыжный спорт, биатлон, сноубординг, 18000 мест (из них 10000 стоячих), уникальность - в едином финише для всех горнолыжных дисциплин,[4] стоимость $17,7 млн - сноуборд, $274,5 млн - горные лыжи; сроки - 2007-2011.
• Курорт «Альпика-Сервис» - фристайл, 13000[5] зрителей, $17,5 млн, сдача - 2008-2011.
• Горнолыжный центр - прыжки с трамплина, 15000 зрителей.
• Горная олимпийская деревня.
Рис. 1.Расположение спортивных объектов
Данное сбытие подразумевает приведение транспортной, энергетической и гостиничной инфраструктуры в соответствие с мировыми стандартами крупного морского и горнолыжного курорта. Сочи, на наш взгляд, должен стать одним из основных факторов экономического роста не только для юга России, но и всей страны в целом. Данный проект потребует значительных финансовых ассигнований со стороны государства и частных инвесторов.
Согласно федеральной программе, государство уже сегодня планирует потратить около 12,5 млрд. долл. США на развитие олимпийских проектов в Сочи, что уже превращает зимнюю Олимпиаду 2014 г. самой дорогой за всю историю проведения зимних Олимпийских игр. Необходимость таких значительных ассигнований объясняется тем фактом, что практически все олимпийские объекты и инфраструктуру придется создавать с нуля.
Руководство страны дало понять, что готово покрыть все «непредвиденные» расходы, которые могут возникнуть в ходе подготовки (например, администрация г. Сочи полагает, - для того, чтобы предотвратить появление пробок на дорогах во время игр, необходимо построить 7 путевых развязок вместо 2 запланированных). Общая сумма таких расходов может превысить 10 млрд. долл. США, учитывая предыдущий опыт выхода за рамки бюджета при финансировании летних олимпиад в Афинах (превышение составило более 10 млрд. долл. США), Пекине (текущий бюджет - 33 млрд. долл. США, изначально планировалось затратить 15 млрд. долл. США), Лондоне в 2012 г. (согласно подсчетам консалтингового агентства EC Harris, предполагаемая сумма расходов на данный момент выросла с 4,8 до 18,6 млрд. долл. США). Руководство страны надеется, что помимо государственных расходов, вложения частных инвесторов в различные проекты, связанные с Олимпиадой составят приблизительно 10 млрд. долл. США. Среди компаний, уже заявивших об участии в олимпийских проектах называются Ренова, Базэл, Интеррос, Евраз, Северсталь, Газпром.
Проведение Олимпиады должно привлечь внимание мирового сообщества к России, подобно тому, как это произошло в отношении Японии в 1960х гг., в начале длительного периода экономического роста этой страны. Сравнение аналогичных периодов политического и экономического развития России и Японии, на наш взгляд, вполне оправдано. Более того, мы полагаем, что широкое освещение в прессе такого события как Сочи 2014 будет способствовать улучшению негативного имиджа России, который преобладает в оценке западных СМИ политических и экономических событий в стране. Ожидаем, что Олимпиада презентует Россию как современную страну с достаточно развитой экономической инфраструктурой. Кроме этого, Олимпиада позволит Сочи стать горнолыжным и морским курортом мирового уровня в период и после 2014 г.
Очевидно, что президент Путин сыграл важную роль в выборе Сочи в качестве места проведения зимней олимпиады в 2014 г. Как известно, он приехал в Гватемалу и лично провел презентацию города перед Международным олимпийским комитетом. В этой связи, полагаем, что Сочи 2014 можно рассматривать как личный проект президента. Доказательством этому служит тот факт, что среди участвующих компаний преобладают лояльные руководству бизнес- структуры. Это означает, что президент, вероятно, станет не только сторонним наблюдателем, но и будет активно участвовать в олимпийских проектах после завершения президентского срока. Он отдает себе отчет в том, что от того, насколько успешно пройдет зимняя Олимпиада в Сочи, зависит восприятие страны на международной арене, что снова позволяет нам провести параллель с Японией 1960х гг.
Полагаем, что олимпийские проекты должны способствовать экономическому росту Российской Федерации. В последние 5 лет рост ВВП в среднем составлял 6,5% в год (по данным Росстата). Этот факт наряду со взвешенной макроэкономической политикой сделали Россию инвестиционно привлекательной страной, о чем свидетельствует динамика индекса РТС. Согласно прогнозу правительства, в течение ближайших пяти лет, благодаря развитию олимпийских проектов, экономический рост Южного федерального округа должен составить 8,5% в год, в то время как ВВП страны будет расти в данный период темпом в 7% в год.
Считаем, что на региональном уровне выбор проведения Олимпиады в пользу Сочи станет важной тенденцией развития российских регионов со смещением акцента с Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга в пользу Южного федерального округа. Ожидаем, что промышленное развитие ЮФО будет идти темпами равными, или даже превышающими аналогичные показатели Центрального и Северо-Западного федеральных округов (приблизительно в 10-11% в год в период с 2004 по 2006 гг.)

Глава 2. Экономические аспекты проведения Зимних Олимпийских игр Сочи - 2014
2.1. Строительство и финансирование олимпийских объектов
Согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) предполагается создание олимпийской инфраструктуры района.
Осуществлять строительство будет планируемая к созданию госкорпорация Олимпстрой.
Предусмотренные ФЦП бюджетные средства и частные инвестиции в размере $580 млн будут направлены на строительство и модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры региона. Будут построены: сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA на 100 пользовательских групп (ёмкостью 10 тыс. абонентов), 700 км волоконно-оптических линий передач вдоль автомобильных дорог на участках Анапа - Джубга - Сочи с ответвлением Джубга - Краснодар, инфраструктура цифрового телерадиовещания, включая радиотелевизионную передающую станцию (здание и башню) с покрытием территории от Грушевой Поляны до Сочи и Анапы. В проект также входит создание инфокоммуникационного центра вещания на зарубежные страны через три спутника связи в стандарте HDTV.
Во время проведения олимпиады будут задействованы магистральные каналы связи операторов «ЮТК», «Ростелеком» и «ТрансТелеКом».
До 2011 года планируется строительство и модернизация четырёх электростанций и четырёх каскадных ГЭС общей мощностью 1129 МВт. Объем работ оценивается в 83,6 млрд рублей ($3,2 млрд). Планируется удвоить мощность Сочинской ТЭС, реконструировать Краснополянскую ГЭС, построить Краснодарскую и Адлерскую ТЭЦ, энергетический комплекс из четырёх каскадных ГЭС на реке Мзымта и парогазовые электростанции в районах соседних городов Туапсе и Новороссийск. 33,7 млрд рублей ($1,3 млрд) придётся на генерацию и 49,9 млрд рублей ($1,9) - на инвестиции в электросетевое хозяйство, все городские сети планируется полностью заменить. На июль 2007 года мощность электростанций Сочи составляла 350 МВт. В апреле 2007 года начато строительство ЛЭП 220 кВ Псоу - Поселковая, которая призвана обеспечить электроснабжение курортной зоны Красной Поляны, особенность трассы - то, что она проходит в сложных условиях. Планируется строительство кабельно-воздушной линии электропередач, частично проложенной по дну Чёрного моря.
115 млрд рублей планируется потратить на организацию транспортного сообщения. Будет проведена специализированная железнодорожная линия (лёгкое метро) от Адлера до Красной Поляны, которая свяжет Олимпийский парк, аэропорт и объекты в Красной Поляне. Будет проведена реконструкция существующей железнодорожной линии Туапсе - Адлер (102 км), которая на всём своём протяжении станет двухпутной, что позволит организовать нормальные региональные перевозки и повысить пропускную способность линии. Кроме того, её предлагается продолжить до аэропорта «Адлер». Также ОАО «РЖД» планирует построить новую железнодорожную ветку длиной не менее 66 км в обход территории Украины[14] и организовать скоростное железнодорожное движение Москва - Адлер. В аэропорту «Сочи», где построено новое здание аэровокзала, планируется удлинение взлётной полосы до 3,5 км, с возможным перекрытием реки Мзымта. В Геленджике, Минеральных Водах и Краснодаре к 2009 году будут построены резервные аэродромы. Помимо этого средства пойдут на возведение 15 современных спортивных объектов и нескольких гостиниц на 10,3 тыс. мест. Первым начнётся строительство олимпийского отеля «Звёздный»: на месте старых корпусов построят один новый на 270 мест для приёма гостей и участников Олимпийских игр.
В морском порту Сочи будет создан выносной терминал, который позволит принимать круизные суда вместимостью 3 тыс. человек, терминал будет располагаться в 1,5 км от берега. Грузовой район порта планируется переместить из центра города.
Также планируется строительство гостиничного «О́строва Федерация». Всего планируется постройка более десяти искусственных островов.
Значительные средства планируется потратить на строительство очистных сооружений.
Власти Сочи планируют запретить иногороднему транспорту въезд в город. Это связано с разворачивающимся в городе строительством олимпийских объектов и транспортных магистралей.
По состоянию на октябрь 2007 года подготовка Олимпиады в Сочи в 2014 году выполнялась с опережением графика на 2,5 месяца.
Существуют планы реализации проекта кольцевой автодороги вокруг Чёрного моря до Олимпиады-2014 года в Сочи.
Согласно Федеральной целевой программе по развитию Сочи из федерального бюджета было выделено в 2006 году 4,9 млрд рублей, в 2007 выделяется 15,9 млрд рублей, в 2008 году будет выделено 31,6 млрд рублей, в 2009 году - 27,3 млрд рублей, в 2010 году - 22,2 млрд рублей, в 2011 году - 27,1 млрд рублей, в 2012 году - 26,3 млрд рублей, в 2013 году - 22,1 млрд рублей, в 2014 году - 8,4 млрд рублей.
Всего согласно Федеральной целевой программе будет выделено и инвестированно 327,2 млрд рублей. 192,4 млрд рублей должно поступить из федерального бюджета, 7,1 млрд рублей - из бюджетов Краснодарского края и Сочи.
Финансирование из внебюджетных источников (включая средства частных инвесторов) распределятся следующим образом :
Туристическая инфраструктура - $2600 млн,
Олимпийские объекты - $500 млн,
Транспортная инфраструктура - $270 млн,
Объекты энергоснабжения - $100 млн.
В январе 2008 года официально объявлено о свёртывании Федеральной целевой программы развития Сочи на 2006-2014 годы, вместо неё будет выполняться семилетняя программа строительства олимпийских объектов и развития Сочи.
2.2. Экоомические аспекты проведения игр
До настоящего момента строительство в городе велось хаотично, так как последний сочинский генплан был принят ещё в 1967 году, и был рассчитан на 25-30 лет. В настоящий момент ведется разработка нового Генерального плана, направленного на утверждение градостроительной политики города. Основная цель программы развития Сочи на ближайшие четыре года является двукратное увеличение количества отдыхающих. Основные элементы генплана включают в себя: реконструкцию береговой зоны, обустройство пляжных комплексов и объектов инфраструктуры яхтинга, использование современных и перспективных решений с сохранением исторических традиций.
Горнолыжные трассы курорта «Роза Хутор», который претендует на зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года, будут готовы уже в январе 2009 года. Общий бюджет строительства горнолыжного курорта «Роза Хутор» превышает 240 миллионов долларов. Шесть подъемников уже построены летом 2007 года. Начиная с 2010 года, Красная Поляна сможет принимать международные соревнования - сначала соревнования Международной федерации лыжных видов спорта, затем этапы Кубка Европы и Кубка мира. После реализации проекта на трассах курорта смогут кататься до 9 500 человек ежедневно. Общая протяженность трасс - около 60 км. Проект будет реализован с использованием современных природоохранных технологий, что позволит сохранить уникальную экологическую систему в районе плато Роза Хутор.
Проект строительства горнолыжного курорта «Роза Хутор» реализуется при поддержке администрации Краснодарского края и Олимпийского комитета России в тесном взаимодействии с Государственным учреждением «Сочинский национальный парк». Разработчиком концепции строительства горнолыжного курорта «Роза Хутор» стала известная канадская компания «Экосайн Маунтен Ресорт Плэннерс Лтд." (Канада). Генеральным проектировщиком выступает компания «ИЛФ Русланд, Инжиниринг и Проектное управление», являющаяся российским представительством крупнейшего австрийского проектного бюро ILF Beratende Ingenieure ZT GmbH.
Рост спроса на недвижимость обоснован огромным потенциалом Сочи, развитием курортной инфраструктуры и масштабными инвестиционными проектами, осуществление которых ведется на побережье и на стремительно развивающемся горнолыжном курорте «Красная Поляна». Сочинский рынок недвижимости, находится на начальном этапе формирования и является очень привлекательным для инвесторов.
На сегодняшний день проводится разработка «Градостроительной инвестиционной концепции размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов гостиничной инфраструктуры на территории Большого Сочи». Полномасштабная реализация этого проекта потребует привлечения более 1 миллиарда долларов инвестиций. Формирование сети гостиничных объектов в Сочи, позволит создать оптимальную и современную туристическую инфраструктуру доступную, как для российских граждан, так и для зарубежных туристов. Параллельно с созданием новых объектов, также планируется модернизировать гостиницы «Москва» и «Чайка». Данные проекты являются приоритетными и получили поддержку на краевом уровне.
Оргкомитет «Сочи-2014» и Министерство природных ресурсов объявили о запуске круглосуточной мониторинговой спутниковой системы, которая позволит минимизировать воздействие на экологию при строительстве олимпийской инфраструктуры в Сочи. Система использует российские спутники для снимков олимпийских объектов и прилегающих территорий, затраты на функционирование системы в размере 11,7 миллиардов долларов, предусмотрены в Федеральной целевой программе «Развитие Сочи как горноклиматического курорта».
Одним из наиболее масштабных инвестиционных проектов в Сочи является сооружение «Острова Федерация», которое начнется в 2008-2009 году по проекту знаменитого голландского архитектора Эрик ван Эгераата. Сооружение острова потребует общих инвестиций в размере 6 миллиардов долларов, при этом к 2011 году планируется завершить создание самого острова, к 2014 году - строительство спортивных и гостиничных сооружений, а к 2017 году проект может быть завершен целиком. За инженерную сторону проекта отвечает голландская компания участвовавшая, в том числе, в реализации насыпного архипелага Palm Islands в ОАЭ. Согласно проекту, на острове будет постоянно проживать около 20 тысяч человек, и ещё приблизительно 70 тысяч - будут приезжать на него работать и осматривать достопримечательности. Основной особенностью «Острова Федерация» будет его разнообразие. Ван Эгераат планирует настоящий мини-архипелаг общей площадью 350 гектаров. На нем будут реки, примерно повторяющие положение основных рек Российской Федерации, дюны, пляжи, холмы, луга, леса и прибрежная портовая зона с магазинами, ресторанами и гостиницами. Планируется также сооружение стадиона, развлекательных сооружений и трех церквей.
«Нацбизнесбанк» намерен вложить 3,8 миллиарда рублей (более 150 миллионов долларов) в строительство офисно-торгового комплекса «Сочи Плаза» на месте существующей гостиницы «Москва» в центре Сочи. Согласно проекту, в комплекс площадью до 100.000 кв.м. войдут отель класса 5*, торговый центр, апартаменты, офисные помещения класса А. Строительство комплекса планируется завершить в 2011 году.
«Нацбизнесбанк» также профинансирует строительство спортивно-туристического комплекса на Красной Поляне «Горная карусель». Основной целью проекта «Горная карусель» является создание нового российского горнолыжного и туристического центра мирового уровня. «Горная карусель» имеет разветвленную инфраструктуру, включающую лыжные трассы, сеть современных подъемников, зону шале и гостиниц, в которой в случае проведения Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, предлагается разместить журналистов, освещающих спортивные события, происходящие на Красной Поляне. Общая территория комплекса составляет 1920 га, протяженность трасс - 70 км, общая вместимость комплекса - 12.000 человек, предварительная стоимость проекта - 20 миллиардов рублей. В проекте комплекса «Горная карусель» участвуют известные международные компании. Компания DGA (Diener Guirrard Architectes) - градостроительное и архитектурное бюро, известное разработками туристических и развлекательных комплексов и оборудования. Международный опыт DGA также включает разработку проектов яхт-клубов, гольф-курортов. Опыт работы DGA в горных курортах включает планирование и проекты нескольких интегрированных лыжных курортов во французских Альпах. Компания Poma Group - признанный мировой лидер в производстве горнолыжных подъемников и других канатно-транспортных систем, чье название давно является синонимом качества и надежности. Французская архитектурная группа Dianeige, которая является одной из ведущих европейских компаний по разработке концепций, архитектурных и проектных решений для круглогодичной эксплуатации горных комплексов. Контроль над проектированием спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» осуществляет Луи Гили - Председатель Совета директоров компании Dianeige, географ, эксперт по снегу, советник GEO, специалист по мастерпланам. Луи Гили разрабатывал концепцию известного курорта Куршевель и в течение 10 лет был его неизменным руководителем.
ОАО «Инвестиционная компания «ТПС» в 2008 году планирует начать строительство в Сочи конгресс-холла стоимостью 500 миллионов евро, который в перспективе будет использоваться для проведения сочинского инвестиционного форума, а также для других презентационных мероприятий. Строительство займет 2-3 года, это будет крупнейший комплекс, который совместит и площади для экспозиций, и торговые павильоны, и конгресс- центр, и места для размещения. Конгресс-холл разместится на месте существующего комплекса «Фестивальный». В него войдут 20.000 кв.м. выставочных площадей, 30.000 кв.м. торговых площадей, зал для конференций на 3.200 участников.
Австрийская компания Strabag Group заключила контракты на строительство объектов в олимпийском Сочи, как минимум на сумму в 150 миллионов евро. Группа примет участие в тендерах на строительство большого числа объектов в Сочи. В настоящее время компания Strabag Group проводит реконструкцию аэропорта в Адлере и строительство Олимпийского стадиона.
Подразделение компании «Базовый Элемент» Altius Development выступает в качестве девелопера многофункционального проекта «Имеретинская Ривьера» в Сочи и планирует инвестировать в проект 3 миллиарда долларов. На территории «Имеретинской Ривьеры» во время проведения зимних Олимпийских игр 2014 года будет размещена Олимпийская деревня. Проект предполагает возведение нескольких гостиниц, элитной жилой недвижимости, спортивно-развлекательного комплекса, торговых комплексов, тематического парка развлечений с аквапарком, а также крупного причала для яхт. Согласно предварительным планам, общая площадь возводимых помещений составит около 1 миллиона квадратных метров. Объем инвестиций в проект составит около 3 миллиардов долларов.
В 2008 году в устье реки Мзымта в Сочи компания «Экспо» начнет строительство парка развлечений, расположенного на противоположном от Имеретинской низменности берегу. Проект станет единственным в Европе парком развлечений такого рода, в котором будут представлены аттракционы, бассейн с искусственной волной для занятия серфингом и скалодром. Главной особенностью парка станет его непосредственная близость к будущей олимпийской деревне. Строительство планируется завершить в 2010 году.
Объем предстоящих в Сочи работ действительно колоссальный. Но пока все идет по плану, и организаторы Игр уверены, что основные сочинские олимпийские сооружения будут готовы к тестовым соревнованиям уже в 2012 году. Об этом недавно, проводя встречу с инспекторами Международного олимпийского комитета (МОК) Жан-Клодом Килли и Жильбером Фелли, заявил премьер-министр Владимир Путин.
Глава российского правительства сообщил высокопоставленным чиновникам МОК, что 21 объект, имеющий непосредственное отношение к Олимпиаде, в Сочи уже строится. Некоторые объекты, без которых невозможно развертывание масштабной стройки, а она должна начаться весной нынешнего года, уже готовы или вот-вот будут сданы в эксплуатацию.
В частности, завершено строительство первой очереди железнодорожного грузового двора, который будет принимать составы с песком, гравием и щебнем (5 млн тонн инертных и других строительных материалов в год); к концу февраля будет готова первая очередь (3 тыс. мест) городка для строителей олимпийских сооружений в Нижнеимеретинской долине; будет введен в строй очередной участок объездной дороги вокруг города.
Работы, непосредственно связанные с Олимпиадой, идут в Адлерском районе Сочи на двух территориях курорта -- в Нижнеимеретинской долине (приморский кластер) и в окрестностях поселка Красная Поляна (горный кластер). В приморском кластере разместятся ледовые дворцы, необходимые для проведения соревнований по хоккею, бегу на коньках, фигурному катанию и т.д., Олимпийская деревня, пресс-центр, а также стадион для церемоний открытия и закрытия Игр. Все это будет объединено в один компактный «Олимпийский парк». В горном кластере будут построены сооружения для проведения соревнований по горным лыжам, сноуборду, биатлону, прыжкам с трамплина, бегу на лыжах и т.д. Здесь, к примеру, уже введена в строй первая очередь курорта «Горная карусель», на территории которого разместится олимпийский медиацентр.
Приморский и горный олимпийские кластеры будут соединены железной и автомобильной дорогой протяженностью около 50 км. Она должна быть построена к 2013 году. Этот проект, реализацией которого занимается ОАО «Российские железные дороги», предусматривает прокладку в горах тоннелей общей протяженностью 26,5 км и 35 км мостов и эстакад. Предварительная сметная стоимость этой дороги -- 242 млрд руб. Всего на развитие дорожной сети Сочи к Олимпиаде, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, из разных источников, в основном из федерального и регионального бюджета, будет израсходовано 400 млрд рублей .
На сегодняшний день еще нет точного ответа на вопрос, во сколько обойдется все олимпийское строительство в Сочи. По предварительным данным, на все потребуется 12 млрд долл. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак, отвечающий за подготовку Сочи к Играм, 31 января на пресс-конференции после встречи с инспекторами МОК говорил, что бюджет Олимпиады сейчас определяется и, конечно, изменится в связи с известными событиями в мировой экономике. Но, возможно, не вырастет, потому что пока из-за кризиса снижается стоимость строительных материалов. В свою очередь Владимир Путин заверил инспекторов МОК, что финансовый кризис никак не повлияет на процесс олимпийского строительства в Сочи, потому что «все, что касается олимпийского проекта, защищено статьями бюджета и государственными гарантиями».
Что необходимо построить в Сочи к Олимпийским играм:
• Биатлонный комплекс (20 тыс. зрителей);
• Лыжный комплекс (16 тыс. зрителей);
• Горнолыжный центр (18 тыс. зрителей);
• Санно-бобслейная трасса (11 тыс. зрителей);
• Малая ледовая арена для хоккея с шайбой (7 тыс. зрителей);
• Ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку (12 тыс. зрителей);
• Крытый конькобежный центр (8 тыс. зрителей);
• Большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 тыс. зрителей);
• Центральный стадион (40 тыс. зрителей);
• Ледовая арена для керлинга (3 тыс. зрителей);
• Комплекс трамплинов К-125, К-95 (15 тыс. зрителей);
• Сноуборд-парк (15 тыс. зрителей);
• Фристайл-центр (14 тыс. зрителей);
• Олимпийская деревня в Нижнеимеретинской долине (3 тыс. мест);
• Олимпийская деревня в районе Красной Поляны (2,6 тыс. мест);
• Комплекс зданий и сооружений для размещения партнеров МОК и оргкомитета «Сочи-2014»;
• Пять автомобильных дорог, соединяющих объекты горного кластера;
• Специализированные автотранспортные парки по обслуживанию машин для перевозки гостей и участников Олимпийских игр;
• Три трансформаторные подстанции по 110 кВ для обеспечения энергией ледовых дворцов;
• Главный медиацентр (пресс-, телецентр) в Нижнеимеретинской долине;
• Сеть пресс-, интернет-, call-центров;
• Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер -- Красная Поляна;
• Десять транспортных развязок на автомобильных дорогах Сочи;
• Центральная автомагистраль Сочи «Дублер Курортного проспекта»;
• Федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга--Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер-Веселое;
• Автомобильные дороги в Нижнеимеретинской долине;
• Два автодорожных моста через реку Сочи;
• Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой для создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок;
• 15 морских терминалов порта Сочи в прибрежных поселках для осуществления морских пассажирских перевозок;
• Аэровокзальный комплекс Сочи;
• Железнодорожная линия от Туапсе до Адлера;
• Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи;
• Адлерская ТЭС;
• Сочинская ТЭС, вторая очередь;
• Больница на 150 коек и поликлиника в Красной Поляне;
• Антидопинговая лаборатория.
Это далеко не полный список объектов, которые будут построены в Сочи к Играм. Полностью он приведен в постановлении правительства РФ №1086 от 31 декабря 2008 года, которым были внесены некоторые поправки в ранее изданное постановление №991 от 29 декабря 2007 года «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». Всего в списке 213 позиций, включая, например, и такие, как «Приобретение скоростных пассажирских судов (морское такси) для организации пассажирских перевозок».
2.3. Экономические риски
Деятельность корпорации, на которую возложена ответственность за подготовку Олимпийских игр в Сочи. Есть неопределенность,- как будет финансироваться предстоящая зимняя Олимпиада 2014 г. На сегодняшний день, основной организацией, осуществляющей контроль над проектами и распределением бюджетных средств должна стать Государственная олимпийская корпорация. Интрига заключается в том, сможет ли эта корпорация нивелировать коллизии по поводу распределения проектных средств между частными и государственными компаниями. Если такие решения будут недостаточно прозрачными и несправедливыми, а механизм имплементации этих решений будет недостаточно эффективным, возникнет риск потери уверенности со стороны инвесторов.
Риск вытеснения иностранных инвесторов. Еще одним существенным риском может стать «подъем патриотизма», и связанное с этим стремление заказчиков полагаться исключительно на отечественные компании. Несмотря на то, что часть российских корпораций, заявивших об участии в проектах имеют доли в иностранных компаниях (компании Базэл, например, принадлежит 30% строительной компании Strabag и 9,99% Hochtief), полагаем, что такой важный проект не может быть реализован без ощутимого участия со стороны иностранных инвесторов. В августе 2007 г. инвесторы из Турции, Китая и Сингапура уже посетили Сочи с целью закрепить за собой возможность заключения контрактов на строительство гостиниц и транспортной инфраструктуры.
Недостаточный уровень развития инфраструктуры. Текущий низкий уровень развития инфраструктуры в Сочи может стать препятствием на пути осуществления олимпийских проектов. Российские федеральные и региональные власти предпринимают шаги по решению этой проблемы, привлекая к участию крупные компании, такие как РЖД, РАО ЕЭС, Связьинвест и Газпром.
Требования защитников окружающей среды. Развитие олимпийских проектов может столкнуться с критикой со стороны защитников окружающей среды, которые полагают, что широкомасштабное строительство может нанести вред Западнокавказскому заповеднику (включенному в список объектов под охраной ЮНЕСКО). Необходимо отметить, что подобные нападки случаются при подготовке к каждой зимней Олимпиаде, и до сих пор проблемы подобного рода удачно разрешались. Представители государственных органов уже начали переговоры с ЮНЕСКО и недавно было принято решение, что все строительные работы около Западнокавказского заповедника будут вестись с согласия ЮНЕСКО, и что ЮНЕСКО, в свою очередь, будет консультировать правительство по всем вопросам, связанным с охраной окружающей среды
Глава 3. Экономические проблемы подготовки Олимпиады в Сочи
3.1. Проблемы энергоснабжения олимпийских объектов и развития транспортной инфраструктуры
На протяжении нескольких десятилетий, энергообеспечение г. Сочи было «узким местом» энергетики Краснодарского края из-за отсутствия резервов энергомощностей. Для решения данной проблемы в районе Большого Сочи сегодня реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. В Сочи была построена новая Сочинская ТЭС, ведется строительство высоковольтных воздушных линий электропередачи напряжением 220-500 киловольт, трансформаторных подстанций, ведется реконструкция Сочинских электрических сетей. В районе горнолыжного курорта Красная Поляна была введена в строй малая гидроэлектростанция мощностью 1,5 мегаватта.
Введена в строй новая Сочинская ТЭС, генеральным подрядчиком строительства выступила организация «Мосэнергострой». Предусмотренный объем капиталовложений составил 5 миллиардов рублей. Проектная мощность станции - 78 мегаватт. Вместе с недавно проведенной российскими специалистами реконструкцией сетей энергосистемы «Кавкасиони», значительная часть которых проходит по территории Абхазии, строительство ТЭС существенно снизит зависимость Сочинского энергетического района от аварий на ЛЭП в зимнее время. Основной целью проекта является бесперебойное энергообеспечение города Сочи. Ввод Сочинской ТЭС позволит покрыть возрастающее энергопотребление в регионе в связи с созданием рекреационной зоны на курорте Красная Поляна.
Особое значение при строительстве курорта международного уровня уделяется развитию транспортной сети. Завершена работа над строительством новой современной трассы Адлер - Красная Поляна. На данный момент ведется строительство объездной дороги в обход Сочи, второго моста через реку Сочи и развязки на Краснодарском кольце. По проекту объездная дорога вокруг Сочи состоит из двух очередей. Уже введен в эксплуатацию самый трудный участок - Мацестинский тоннель.
Одним из этапов в развитии курорта является перенос железнодорожной дороги на участке Туапсе-Адлер вглубь побережья. По экспертным оценкам администрации Краснодарского края, после выноса железнодорожного полотна на освобожденной территории можно построить не менее 70 крупных санаторно-курортных комплексов примерно на 35 000 мест. А высокий рыночный спрос на земельные участки в курортной зоне позволяет оценить объем привлекаемых инвестиций на уровне 2 миллиардов долларов. По словам Президента России, «перенос железнодорожной линии, параллельно с развитием автомобильных дорог, создаст условия для масштабного строительства объектов курортно-туристического комплекса, как на побережье, так и в горных районах». В 2007 году Юго-Восточной железной дороге предстоит освоить 7,6 миллиардов рублей инвестиций. Средства будут направлены для строительства железнодорожного моста через реку Дон, реконструкцию ряда станций, внедрение ресурсосберегающих технологий и обновление путей. Свыше 1,5 миллиардов рублей ОАО «РЖД» направит в этом году на обновление подвижного состава магистрали. Время пути из Москвы до Сочи сократиться до 15 часов.
Северо-Кавказская железная дорога планирует направить, по предварительным расчетам, 450 миллиардов рублей на подготовку к Олимпиаде 2014 года. В 2008 году начнется строительство 3 км железнодорожных линий интермодальных перевозок по маршруту Адлер - аэропорт. Существует программа по развитию вторых путей на всем побережье.
Администрация города объявила о переводе всего общественного транспорта с бензина на экологически чистый вид топлива, такой как водород. Водородный транспорт почти в три раза менее вреден для окружающей среды, чем транспорт на бензине, и абсолютно экологически безопасен, выделяя исключительно пары воды.
На привлекательности Сочи отразилось завершение реконструкции международного аэропорта в городе Адлер. Это является необходимым условием для полноценного развития горно-морского курорта и осуществления крупных проектов на территории Большого Сочи. 1 июня 2007 года в рамках Международного транспортного форума в Сочи состоялось открытие взлетно-посадочной полосы в аэропорту Адлер длиной 2500 метров. Реконструкция взлетно-посадочной полосы проводилась в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Продолжение реконструкции взлетно-посадочной полосы (удлинение ещё на 500 метров) планируется после завершения летней навигации 2007 года с последующим вводом в эксплуатацию в мае 2008 года. Аэропорт Сочи в январе-сентябре увеличил перевозку пассажиров на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1.357.592 человек.
Значительные инвестиции направляются и на развитие порта г. Сочи. Предполагается реконструировать Сочинский морской торговый порт и создать на его базе Российскую морскую компанию для организации круизного туризма. Первый этап развития Сочинского порта - приведение порта в техническое состояние, соответствующее действующим международным нормам. В этой связи предстоит выполнить реконструкцию и ремонт существующих зданий, гидротехнических сооружений, инженерных сетей общей стоимостью 900 миллионов рублей.
Одно из главных мероприятий первого этапа, которое успешно выполнено - это ремонт морского вокзала. Ввод его в эксплуатацию значительно повысил конкурентоспособность Сочинского порта. Решение о развитии Сочинского морского порта принято на уровне Министерства транспорта Российской Федерации, на данный момент разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Его реализация позволит принимать одновременно три круизных лайнера вместимостью до двух тысяч пассажиров каждый. По предварительным подсчетам, на реконструкцию Сочинского морского порта потребуется около 10 миллиардов рублей. После этого порт сможет принимать до 150-200 круизных судов в год.
3.2. Перспективы развития курортного потенциала города
В границы проекта, помимо непосредственно горнолыжного курорта Красная Поляна, включены приморские территории Имеретинской долины, предгорные зоны и проектируемый в районе поселка Галицино самостоятельный «Сочи Гольф и СПА курорт». Круглогодичный гольф-курорт «Сочи Гольф и СПА Курорт» является одним из самых масштабных проектов. Строительство комплекса оценивается в 150 миллионов евро. Место расположения курорта: центр треугольника г. Сочи - горнолыжный курорт «Красная Поляна» - международный аэропорт Сочи. Место застройки выбрано идеально: на высоте от 200 до 375 метров над уровнем моря на склонах гор, в месте слияния рек Кудепста и Псахо. Площадь курорта составит 166 га. По своему рельефу территория, выделенная под строительство гольф-поля, напоминает лучшие клубы Испании и Португалии. Поездка от аэропорта до территории курорта «Сочи Гольф и СПА Курорт» займет около 25 минут. Консультантами по данному проекту выступает - Ernst & Young (CIS) Ltd., ведущая международная компания по оказанию профессиональных консалтинговых услуг. Территория будущего курорта со всех сторон окружена лесом и входит в особую санитарно-охранную зону Сочинского национального парка. В 15 минутах езды от курорта будет находиться собственный пляж, что создаст идеальные условия для развития круглогодичного клубного курорта с широкими возможностями для горного и морского отдыха. Центром притяжения курорта станет гольф-клуб с чемпионским 18-ти луночным полем, позволяющим проводить соревнования международного уровня. К его проектированию привлекаются лучшие гольф-архитекторы мира. В состав клуба войдет академия гольфа с учебно-тренировочными полями.
Но самые грандиозные планы связаны с преобразованием сочинского побережья, созданием так называемых искусственных территорий - островов, на которых планируется создавать аквапарки, а также небольшие гостиницы. Перед Сочи, по мнению мэра Москвы Ю. М. Лужкова, стоят две главные задачи: расширение пляжной полосы, которая катастрофически «тает» с каждым годом, и строительство портов для стоянки морских яхт, что придаст курорту международный статус.
У Сочи есть все основания и возможности, стать значимым курортным центром с современной инфраструктурой и качественным обслуживанием, так как он обладает огромным потеиалом и не имеет альтернатив в масштабе нашей страны.
3.3. Проблемы, связанные с реализацией олимпийского проекта
По данным аналитического агентства IRN.Ru, стоимость новых сочинских домов, расположенных на первой линии у моря, доходит до $15 тыс. за кв. м, а цена квадратного метра в обычном панельном доме на окраине города уже сегодня достигает $2 тыс. «В результате эйфории в связи с Олимпиадой-2014 цены будут расти на 15-20 % в год», - полагает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Спрос на [Центральный район] Сочи снижается, по популярности город проигрывает и Анапе, и Геленджику, и даже Адлеру». На прибрежных участках Сочи стоимость земли достигает $150 тыс. за сотку.
МОК фактически проигнорировал многократные заявления экспертов о недопустимости обширной застройки спортивными объектами буферной зоны Кавказского биосферного заповедника, взятого под защиту ЮНЕСКО, и Сочинского нацпарка, особенно заповедного Грушевого хребта. «Гринпис России» сразу после оглашения результатов голосования в Гватемале заявил, что с этого момента МОК наравне с российским правительством несет полную ответственность за ущерб объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ». Согласно заявке, в районе Грушевого хребта запланированы каскад ГЭС на реке Мзымта, очистные станции, скоростная железная дорога, горная олимпийская деревня, санно-бобслейная трасса, биатлонный комплекс. В районе плато Роза Хутор и хребта Псехако проектируются горнолыжные трассы. Экологи же предлагают вместо разрушения природоохранных участков застроить до конца Красную Поляну. Планы строительства «якобы олимпийских объектов» экологи назвали «только поводом» для того, чтобы изменить зонирование Сочинского национального парка и выставить наиболее ценные участки заповедника под застройку частными структурами. На территории нацпарка строятся «не олимпийские» и «не курортные» объекты: девять частных элитных спортивных баз, включая гольф-клуб и SPA-центр.
Экологи выступают против строительства перегрузочных комплексов в Имеретинской низменности в устье реки Псоу, так как это приведёт к уничтожению наиболее крупных из сохранившихся участков приморской литорали и водно-болотных угодий.
В 2006 году Счётная палата при проверке использования бюджетных средств на программу развития Сочи как горно-климатического курорта выявила многочисленные нарушения законодательства. Так, лишь пять договоров аренды земель на территории национального парка из 18 проверенных имели необходимые разрешения и заключения экологической экспертизы.
Реализация проекта в виде ФГУП, а не в виде федеральной целевой программы (ФЦП), по мнению некоторых экономистов, потребует намного больше затрат. Об этом свидетельствуют исследования госкорпораций, которые показывают, что в среднем проекты госкорпораций обходятся в 2 раза дороже, чем аналогичные частные, и создаются дольше.
В связи участием России в вооруженном конфликте с Грузией, Конгресс США обсуждал резолюцию с призывом к МОК лишить Сочи права проведения Олимпийских игр.
Олимпийские стройки сейчас - это актив, под который банки готовы давать деньги. Сбербанк, например, уже выделил компании «Красная поляна», владеющей «Горной каруселью», кредит в размере 1 млрд руб., являющийся пока лишь первым траншем кредитной линии в 2,5 млрд руб. При этом известно, что собственники проекта и госбанк сейчас ведут переговоры о возможном вхождении Сбербанка в число акционеров нового горнолыжного комплекса.
Надо сказать, на фоне общего финансового катаклизма постоянный интерес банков к сочинским олимпийским проектам говорит сам за себя. У главы Краснодарского края Александра Ткачева есть все поводы для гордости - инвестиции в девелопмент в Сочи остаются привлекательными даже сейчас, когда амбициозные миллиардные проекты в финансовом центре страны - Москве, трещат по швам. Не исключено, что Краснодарский край в ближайшее время вообще станет инвестплощадкой номер один для отечественных банков. «Интерес банков к олимпийским проектам, в частности таким горнолыжным курортам, как «Горная карусель», понятен, - говорит первый зампред краевого Законодательного собрания Ахмед Билалов. - Сейчас немного проектов с подобным рыночным потенциалом, расположенных в регионах, умеющих так работать с инвесторами, как это делает Краснодарский край». Банки даже не пугает отягощение проектов в Красной Поляне заведомо некоммерческими объектами - как, например, горнолыжные трамплины. Во-первых, понятно, что если их строят частные компании, то затраты будут меньше, чем при прямом участии государства, а кроме того, господдержка инвесторов является для финансистов очевидной дополнительной гарантией. Всем уже ясно, что вложения в Олимпиаду окупятся.
ГОРНАЯ КАРУСЕЛЬ. Строительство стартовало 8 октября 2004 года, а открыт курорт был в конце декабря 2008 года. Сейчас горнолыжники катаются на 8 трассах общей протяженностью 7 км, всего же по проекту будет проложено 70 км трасс различной сложности. На склонах комплекса построят 4 станции подъемников (сейчас уже работает 3) на высотах 540, 960, 1450 и 2150 метров, соединенные между собой 28 линиями канатных дорог гондольного, кресельного и бугельного типов. Собственно олимпийской инфраструктурой проекта является трамплинный комплекс вместимостью 15 тысяч зрителей и медиадеревня - жилой массив для журналистского корпуса Олимпиады-2014 на 2150 номеров с полной сервисной инфраструктурой
Заключение
В соответствии с текущими планами, руководство страны намеревается ассигновать около 12,5 млрд. долл. США на проекты в районе Сочи, а так же выразило готовность выделить средства в случае перерасхода бюджета, сумма которого, по подсчетам Российского Олимпийского комитета, может превысить 10 млрд. долл. США. Ожидается, что частные инвестиции составят еще около 10 млрд. долл. США.
Основная задача заключается в предоставлении широких возможностей для привлечения частных инвестиций. Среди уже задействованных в олимпийских проектах российских компаний можно назвать Ренова, Базел, Интеррос, Евраз, Северсталь и Газпром. Полагаем, участие этих компаний положительно отразится на ценах их акций.
Очевидно, что президент Путин сыграл важную роль в выборе Сочи в качестве места проведения зимней олимпиады в 2014 г. В связи с этим, полагаем, в какой-то мере Сочи 2014 можно рассматривать как личный проект президента. Доказательством этому служит то, что среди участвующих в проекте компаний преобладают те компании, которые пользуются поддержкой руководства страны. Это означает, что президент, скорее всего, не станет сторонним наблюдателем олимпийских проектов, а будет активно в них участвовать и по завершении президентского срока.
На региональном уровне, на наш взгляд, выбор в проведении Олимпиады в пользу Сочи должен стать важным шагом в региональном развитии России со смещением акцента с Северо-Западного на Южный федеральный округ. Ожидаем, экономическое развитие ЮФО будет идти темпами равными, или даже превышающими аналогичные показатели Центрального и Северо-Западного федеральных округов (приблизительно в 10-11% в год в период с 2004 по 2006 гг.
Список литературы:
1. Александра Дианова. Остров в Сочи на 70 % будет принадлежать арабам «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) 24 сентября 2007, http://www.dpmoney.ru/Default2.aspx?ArticleID=cdcb25a4-3f3c-4c2b-abfe-9f9e819b4da3
2. В Сочи борются с «олимпийскими» мошенниками Страна.ру, 19 июля 2007, http://www.strana.ru/doc.html?id=69493
3. В Сочи начинается строительство первого олимпийского отеля РИА «Новости», 7 августа 2007
4. В порту Сочи создадут выносной терминал КМ.ру, 7 июля 2007, http://www.km.ru/news/view.asp?id=CC849CF12459441DB39C9B1DBC33ED98&data=
5. Взлётно-посадочная полоса в аэропорту Сочи пройдёт через реку ЮГА.ру, 8 июля 2007 , http://www.yuga.ru/news/99375/
6. Власти Сочи закрывают въезд в город, http://www.dpmoney.ru/
7. Всемирное наследие в опасности Газета.ру, 5 июля 2007 http://www.gazeta.ru/sport/2007/07/a_1881085.shtml
8. Жегулев И., Говорун Ю. Спасти Олимпиаду // SmartMoney, № 31 (72), 20 августа 2007
9. Заявление экологов против проведения Олимпиады-2014 в Сочи 29 декабря 2006 http://www.ikd.ru/node/1876,
10. Зимняя Олимпиада-2014 пройдёт в Сочи РБК, 5 июля 2007 http://top.rbc.ru/society/05/07/2007/108352.shtml
11. Инструкция для госкорпорации Олимпстрой http://www.novomor.ru/press.asp?index=5
12. Официально свернута федеральная программа развития Сочи на 2006-2014 г. Новости@news.mail.ru, http://news.mail.ru/economics/1562296/
13. Сочи-2014 выходит на связь «Сети», #10/2007
14. Сочи - место не для отдыха Газета.ру, 5 июля 2007 http://www.gazeta.ru/sport/2007/07/a_1880984.shtml,
15. Строительство новой линии электропередачи Псоу - Поселковая завершат в октябре ЮГА.ру, 17 января 2008 , http://www.yuga.ru/news/112880/
16. Тягачев: подготовка к Олимпиаде опережает график «Деловой Петербург», ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на интернет-газету «Взгляд», 2 октября 2007, http://dg-yug.ru/Default2.aspx?ArticleID=cc0f3b03-e2ba-4ad7-be14-613919f4e352
17. Федеральный бюджет выделяет в 2007 году на развитие Сочи почти 16 млрд руб Интерфакс, 6 июля 2007 года
18. Чернов И. Стройки ударной пятилетки. // Время новостей, 9 февраля 2009.
19. Экологи: власти Кубани готовят в жертву Олимпиаде еще один природный объект Кавказский узел, 18 июля 2007 http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1192223.html
20. Эксперты проанализировали, каким отраслям выгодна Олимпиада в Сочи Росбалт-Бизнес, 6 июля 2007, http://www.rosbalt.ru/404.html
21. Энергомощности Сочинского региона вырастут к Олимпиаде вчетверо РБК, 6 июля 2007
22. Японские компании будут строить искусственные острова к Олимпиаде в Сочи pro-n.ru, 11 января 2008, http://pro-n.ru/news/11.01.2008/2.html
23. http://www.sochiadm.ru
24. http://city-sochi.net
25. http://sochi2014.com
Приложение

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR