Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Эконономика arrow Бюджетные санкции, их роль в усилении финансово-бюджетной дисциплины

Бюджетные санкции, их роль в усилении финансово-бюджетной дисциплины

Бюджетные санкции, их роль в усилении финансово-бюджетной дисциплины
Содержание
Введение 3
1. Финансово-бюджетная политика и финансово-бюджетная дисциплина
в Российской Федерации 5
1.1. Организация финансово-бюджетной политики в России 5
1.2. Роль бюджетного кодекса в обеспечении
бюджетной политики России 7
2. Анализ применимости санкций,
закрепленных в бюджетном кодексе России 13
2.1. Санкции, отмеченные в бюджетном кодексе 13
2.2. Действия, подлежащие регулированию
согласно бюджетного кодекса 19
2.3. Анализ эффективности бюджетных санкций 24
Заключение 30
Литература 32
ВведениеВыполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.
Характер организации этих взаимоотношений определяется проводимой государством финансово-бюджетной политикой.
Таким образом финансово-бюджетная политика - это совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций. Актуальность выбранной темы обусловлена высокой значимостью санкций при обеспечении финансово-бюджетной дисциплины в России.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение цели и задач в области финансов, разработку механизмов мобилизации денежных средств, определение приоритетов в использовании бюджетных средств, управление финансами с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Цель работы - определить роль бюджетных санкций в усилении финансово-бюджетной дисциплины в России.
Сегодня вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, способы и методы образования государственных и муниципальных денежных фондов, порядок осуществления бюджетного финансирования и др.
Следует отметить, что в качестве эффективной меры правового регулирования бюджетных отношений было и остается применение государственного принуждения, мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Наличие правонарушений в бюджетной сфере следует отнести к одним из основных факторов, обусловливающих необходимость государственного принуждения. Бюджетные правонарушения представляют собой реальную угрозу экономической безопасности страны. Поэтому в силу своей важности часть отношений в области бюджета, связанных с нарушениями различного рода обязательств, касающихся целевого использования бюджетных средств, возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, предоставления бюджетных кредитов с нарушением установленного бюджетным законодательством порядка, охраняются мерами финансовой, административной и уголовной ответственности.Важно помнить, что право без ответственности - декларация. Как известно, история развития государства и права подтверждает мысль о том, что непонимание, а скорее игнорирование этого принципиального положения законодателями - одна из причин упадка государственного управления, одно из проявлений системного кризиса в любой стране. 
1. Финансово-бюджетная политика и финансово-бюджетная дисциплина в Российской Федерации1.1. Организация финансово-бюджетной политики в РоссииОсновными инструментами финансово-бюджетной политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.
Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому году.
Послание определяет для Правительства РФ ориентиры при формировании и исполнении бюджета на предстоящий финансовый год.
Финансовый год (бюджетный период) в России совпадает с календарным годом.
На региональном уровне, в зависимости от существующего законодательства в каждом конкретном субъекте РФ, могут предусматриваться бюджетные послания руководителей субъектов, но вместо посланий могут быть только направления бюджетной политики, прилагаемые в качестве одного из документов к проекту бюджета.
Существенным моментом в финансово-бюджетной политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном процессе.
Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает :
- органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;
- финансовые и налоговые органы;
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного финансового контроля;
- главные распорядители кредитов;
- государственные целевые внебюджетные фонды.
Остановимся на краткой характеристике основных бюджетных полномочий перечисленных структур.
Законодательные (представительные) органы - рассматривают и утверждают бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении.
Исполнительные органы осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, вносят их на рассмотрение законодательных органов, осуществляют исполнение бюджетов, готовят проекты отчетов об их исполнении.
Денежно-кредитное регулирование осуществляет Центральный банк России, который совместно с Правительством Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Через структуры Центрального банка на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных внебюджетных фондов.
Главные распорядители бюджетных средств (министерства, государственные комитеты, федеральные службы и др.) - первые прямые получатели бюджетных средств, обладающие правом распределять средства между распорядителями и получателями . Главный распорядитель бюджетных средств готовит бюджетную роспись распределения денег по распорядителям и получателям бюджетных ассигнований.
Контрольно-счетные органы - представлены Счетной палатой РФ, аналогичными контрольными органами в субъектах РФ, образуются представительными органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.
Все перечисленные органы являются участниками бюджетного процесса.
Бюджетный процесс - совокупность действий представительных, исполнительных органов власти, бюджетных организаций по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Бюджетный процесс включает:
- сводное финансовое планирование;
- составление, рассмотрение, утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
анализ и контроль за исполнением бюджета.1.2. Роль бюджетного кодекса в обеспечении бюджетной политики России К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов России, законов субъектов России, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному Кодексу и федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, которые предусмотрены бюджетным Кодексом, федеральными законами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
 установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
 определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
 установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
 составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
 установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
 определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
 определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
 определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
 определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
 определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
 установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
 определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
 определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
 осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
 установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
 предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
 определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
 осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;
 установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
 установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;
 установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
 установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
 временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
 установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
 установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
иные бюджетные полномочия, отнесенные бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации. 
2. Анализ применимости санкций, закрепленных в бюджетном кодексе России2.1. Санкции, отмеченные в бюджетном кодексе Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства России. Организации и функционирования её бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации .
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения .
Меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" .
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
 предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
 блокировка расходов;
 изъятие бюджетных средств;
 приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
 наложение штрафа;
 начисление пени;
 иные меры в соответствии с бюджетным Кодексом и федеральными законами.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:
 неисполнение закона (решения) о бюджете;
 нецелевое использование бюджетных средств;
 неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
 неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
 несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
 несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
 несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
 несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
 несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
 несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
 несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
 несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
 несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
 несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
 отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом;
 несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
 финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
 финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
 несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
 несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;
 открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
 несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242.2 бюджетным Кодекса;
 несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
 иные основания в соответствии с бюджетным Кодексом и федеральными законами.
Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:
 списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;
 списывать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
 взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
 списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.
Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 бюджетного Кодекса:
 принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
 выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;
 привлекают к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях. Действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
В случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с бюджетным Кодексом. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном бюджетным Кодексом, имеют право:
 списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных бюджетным Кодексом;
 списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
 списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
 взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
 выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
 составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.2.2. Действия, подлежащие регулированию согласно бюджетного кодексаДействия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и должностных лиц указанных органов могут быть обжалованы в установленном порядке. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Предоставление бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного бюджетным Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного бюджетным Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного бюджетным Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного бюджетным Кодексом, влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного бюджетным Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Незачисление либо несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, предусмотренных бюджетным Кодексом, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.2.3. Анализ эффективности бюджетных санкцийАнализ норм четвертой части БК РФ позволяет отметить, что вопрос о правовой природе юридической ответственности в бюджетной сфере сводится к разрешению проблем бюджетного правонарушения, мер государственного принуждения в бюджетной деятельности государства, а также соотношения санкций, установленных Бюджетным кодексом, с мерами административного наказания, установленными Кодексом об административных правонарушениях РФ .
Несмотря на серьезные изменения и дополнения в действующем законодательстве, регулирующем отношения в бюджетной сфере, Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия "бюджетное правонарушение". Вместо него используется понятие "нарушение бюджетного законодательства", под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В преамбуле к Бюджетному кодексу РФ указано, что он определяет основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. При этом ч. 2 ст. 1 БК РФ гласит, что Кодекс устанавливает правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Указанные положения не нашли четкого и ясного отражения в данной части, поскольку здесь закреплены лишь основания и виды ответственности, а правовые основы порядка и условий привлечения к ней остались без внимания, т.е. изначально "выпал" процессуальный аспект привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. При этом меры процессуального принуждения в бюджетной сфере и меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства следует различать. В основании ответственности лежит факт совершения бюджетного правонарушения. Применение мер процессуального принуждения не всегда связывается с противоправным поведением обязанного лица.
Прослеживается несоответствие положений ряда статей Бюджетного кодекса . Так, в ст. 282 БК РФ предусмотрена такая мера, применяемая к нарушителям бюджетного законодательства, как начисление пени. Относительно данной меры следует уточнить позицию законодателя. Начисление пени заключается в исчислении определенной суммы пропорционально за каждый просроченный, определенный период времени, т.е. фактически является арифметическим действием. Разница между понятиями "начислить" и "взыскивать" очевидна и предполагает именно во втором понятии особое содержание принудительного механизма. Следовательно, к мерам принуждения нельзя отнести действия, процедуру по начислению пени. При этом следует отметить, что взысканию подлежат только начисленные пени. Следовательно, к мерам принуждения, применяемым к нарушителям бюджетного законодательства, необходимо отнести правовую конструкцию "взыскание пени", а не "начисление".
При проведении сравнительного анализа ст. 283 БК РФ и норм Бюджетного кодекса, устанавливающих отдельные виды бюджетных правонарушений, прослеживается их несовершенство. Так, в единый перечень правонарушений, содержащийся в указанной статье, не включены бюджетные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 290, 291, 298 - 302 БК РФ:
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК);
- неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе (ст. 291 БК);
- предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298 БК);
- предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299 БК);
- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300 БК);
- осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301);
- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо на передачу их в доверительное управление (ст. 302 БК).
Относительно такого основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, которая продолжает оставаться в четвертой части Бюджетного кодекса, как несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг, необходимо указать, что ст. 177 БК РФ "Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг" в соответствии с ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ с 1 января 2008 г. утратила силу.
Особого внимания требуют положения ст. 289 БК РФ о нецелевом использовании бюджетных средств. Сущность и содержание нецелевого использования бюджетных средств в юридической литературе достаточно исследованы. Не менее важным нарушением бюджетного законодательства является неэффективное использование бюджетных средств, которому в настоящее время не уделяется должного внимания. Вместе с тем в ст. 162 Бюджетного кодекса указано, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Следовательно, если получатель бюджетных средств не обеспечивает и результативное (эффективное), и целевое использование бюджетных средств, то должен нести на себе бремя юридической ответственности.
Анализируя ст. 296 БК РФ, можно сделать вывод, что название статьи не соответствует содержанию, поскольку финансирование расходов вообще предполагает определенное действие по расходованию денежных средств из бюджета. При этом финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, является правонарушением, за которое КоАП РФ ответственность, предусмотренная данной статьей, не установлена.
Вместе с тем следует отметить, что порядок исполнения бюджета по расходам, установленным нормами БК РФ, практически исключает возможность направления средств бюджета на финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись.
Ст. 298 БК РФ указывает на такое правонарушение, как предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка. Анализ данной статьи позволяет сделать следующие выводы.
БК РФ в ст. 6 определяет бюджетный кредит как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Данное определение не указывает на категорию "срочность", которая в числе традиционных принципов кредитования (возвратность и возмездность) имеет важное значение для квалификации нарушений в механизме предоставления бюджетных кредитов.
Порядку предоставления бюджетных кредитов посвящена ст. 93.2 БК РФ, где указывается, что отношения по предоставлению бюджетных кредитов регулируются нормами бюджетного и гражданского законодательства. При этом в упомянутой статье указывается, что заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, которые установлены условиями предоставления кредита и (или) договором. Следовательно, к нарушению порядка предоставления бюджетных кредитов необходимо отнести нарушение сроков возмездного возвращения выданных бюджетных средств.
Анализ ст. 304 БК РФ предусматривает ответственность за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов. Здесь необходимо отметить следующее.
Осуществление контроля над своевременностью зачисления средств в доход бюджета осуществляется согласно ст. 304 налоговыми органами и органами Федерального казначейства, а учреждения Банка России либо иные кредитные организации, в которых открыты счета по учету доходов соответствующего бюджета, не имеют таких полномочий. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, что соответствует Постановлению Конституционного Суда РФ .
В соотношении со ст. 304 БК РФ необходимо уточнить позицию законодателя по п. 9 ст. 93.2 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой обязанность по возврату бюджетных кредитов, а также по внесению платы за пользование ими считается исполненной с момента совершения Центральным банком Российской Федерации операции по зачислению (учету) денежных средств на счет. Следовательно, моментом исполнения обязанности по возврату кредита является "момент совершения ЦБ РФ операций по зачислению денежных средств", а не момент предъявления заемщиком соответствующих платежных документов в банк на перечисление денежных средств в погашение кредита. При этом в указанной статье не определен порядок наступления указанного "момента совершения".
Кроме того, согласно БК РФ (ст. ст. 282, 289 - 306), из всех мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства в отношении должностных лиц возможно применение только двух: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и наложение штрафа. 
ЗаключениеОсновными инструментами финансово-бюджетной политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования. Бюджетный процесс - совокупность действий представительных, исполнительных органов власти, бюджетных организаций по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов России, законов субъектов России, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
На протяжении последних лет законодатель, к сожалению, не уделял должного и необходимого внимания институту ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В ныне действующей редакции Бюджетного кодекса четвертая часть, посвященная ответственности за нарушения бюджетного законодательства, практически не претерпела изменений. Вместе с тем все действующие 23 статьи четвертой части Кодекса требуют серьезных доработок . Как отмечает Конституционный Суд РФ , нормативное регулирование мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства (мер принуждения), не отличается необходимой конкретностью и непротиворечивостью, что подтверждается как названиями ст. ст. 282, 283, 284 и 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и их содержанием.
Бюджетный кодекс РФ содержит элементы системной противоречивости норм об ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Невозможность применения отдельных норм об ответственности является отрицательным последствием издержек правового регулирования.
Любая цель должна обладать свойством достижимости, измеримости, конкретности . Следовательно, Бюджетный кодекс в контексте эффективности применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства должен отражать, прежде всего, отношения между результатом действия правовой нормы и той целью, ради которой она принята.
1. Литература
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2008) // Парламентская газета, № 2-5, 05.01.2002
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008) // Парламентская газета, № 209-210, 02.11.2002
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия"
6. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Бек., 2002.
7. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 2004.
8. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2005.
9. Бачило И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. - М.: Высшая школа, 2004.
10. Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2006.
11. Государственное право Российской Федерации: Сборник нормативных актов. - СПб: Изд-во Санкт- Петербург. ун-та, 2006.
12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2003.
13. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Уч.пособие.- М: Юристъ, 2004.
14. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для вузов.- 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
15. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2003.
16. Саттарова Н.А. О части четвертой бюджетного кодекса РФ // Финансовое право, 2008, № 3
17. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.
18. http://localbudget.karelia.ru/book2/5_1.htm
19. www.minfin.ru
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR