Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Электронная демократия и электронное правительство

Электронная демократия и электронное правительство

Электронная демократия и электронное правительство
Введение 3
1. Концепции и реалии информационного общества. Социальная и политическая роль информации 5
2. Функции СМИ и Интернета в демократическом и авторитарном обществах 8
3. Концепция «электронной демократии» 13
4. «Электронное правительство»: теория и практика 17
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
Введение
Проблема работы заключается в необходимости разработки идей о том, что развитие системы электронного правительства и электронной демократии как части государственного управления посредством внедрения информационных компьютерных технологий с учетом административных преобразований. происходящих в России, является непременным требованием для вхождения в глобальное информационное общество.
Актуальность работы заключается в рассмотрении стремительного развития современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией.
Степень разработанности темы. Основой для написания работы выступили работы И. Олейника, А.С. Панарина, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, посвященные общим проблемам политической науки. Особенности электронного правительства и электронной демократии были освещены в трудах И.Ю. Алексеевой, П.В. Беспалова, А Грунвальд. При этом авторы по-разному подходят к освещению проблемы: так, И.Ю. Алексеева рассматривает демократию в рамках изучения информационного общества, а П.В. Беспалов и А Грунвальд характеризует современное общество с позиций современных информационно-технологический возможностей.
Объектом исследования выступает функционирование современного информационного общества.
Предметом исследование является электронная демократия и электронное правительство.
Цель работы состоит в изучении особенностей электронной демократии и электронного правительства.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть концепции и реалии информационного общества, социальную и политическую роль информации;
2) изучить функции СМИ и Интернета в демократическом и авторитарном обществах;
3) охарактеризовать концепцию «электронной демократии»;
4) рассмотреть теорию и практику «электронного правительства».
Основными методами исследования выступили анализ содержания источников литературы, а также сравнительный и описательный методы.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего девять наименований.
1. Концепции и реалии информационного общества. Социальная и политическая роль информации
В соответствии с логикой истории срок существования в нашем мире информационных компьютерных технологий очень мал, однако человечество уже предопределило путь развития цивилизации - это информационное общество. В настоящее время информационное общество можно определить как «общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической - новой средой обитания человека» .
Формирование информационного общества оценивается как неизбежный этап развития человечества, поэтому уже все развитые страны мира переходят к нему. Уже более двадцати лет формирование информационного общества является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, которые нацелены на определение и воплощение в жизнь эффективных путей продвижения стран к информационному обществу, а также на полноценное использование возможностей и преимуществ, которые возникают по мере продвижения по выбранному пути у этих стран.
В различных странах процесс утверждения информационного общества протекает с различной интенсивностью и особенностями. В самом общем виде можно выделить две модели такого становления: «западную» и «восточную». Главенствующая роль в «западной» модели отводится либерализации рынка информационных супермагистралей и их универсальному обслуживанию. В «восточной» уделяется большее внимание взаимоотношениям государства и рынка, где воплощается стремление установить связь между традиционными культурными ценностями и социальными изменениями, которые становятся неизбежны с формированием глобального информационного общества. Одновременно каждая модель обладает своими различиями, на которые влияет уровень экономического и социально-политического развития определенного социума. Сегодня становится ясно, что, однако, еще не все страны готовы переступить новую ступень эволюции человеческого общества или приблизиться к ней. Тем не менее в рамках всего мирового развития процесс формирования глобального информационного общества представляется необратимым.
Концепции и реалии информационного общество формируются в современной постиндустриальной фазе исторического развития цивилизации и характеризуются прежде всего всесторонней информатизацией и воздействием на управленческую сторону интенсивно развивающейся экономики конкретной страны и информационного производства.
Становление идеи информационного общества пришелся на начало 70-х годов XX века, когда многие социологи пришли к выводу, что в новых условиях «культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества» .
В научный оборот термин «информационное общество» был введен в начале 60-х годов практически одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умесао. Появление этого понятия было определено развитием информатики, кибернетики, информационной теории управления, информационной теории стоимости, которые определяют социальные рамки информационного общества в постиндустриальном мире. Стоимость человеческой деятельности и ее продуктов определяется уже реализованной информацией, становящейся источником добавочной стоимости.
Наибольшее значение имеет проведенный сторонниками новой теории анализ роли информации в хозяйственном развитии западных стран. Результатом стала трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производства. В рамках этого было отмечено, что распространение информации ведет к ее самовозрастанию, что исключает применение к этому феномену понятия редкости, а ее потребление не вызывает ее исчерпаемости как производственного ресурса . В соответствии с этим сторонники теории информационного общества пришли к справедливой мысли о том, что в современной экономике редкость ресурсов заменена на их распространенность.
Таким образом, в отличие от постиндустриалистов сторонники теории информационного общества вполне осознанно обратились к исследованию более частных проблем. Если, например, Д. Белл особенно выделял преемственность постиндустриального общества по отношению к индустриальному, то в теории информационного общества противостояние этой новой социальной формы всем предшествующим определяется гораздо резче.
В настоящее время, в первой половине XXI века, в жизни человека роль информации является определяющей, так как чем больше навыками и знаниями обладает индивид, тем выше он ценится как, например, специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе. В окружающем мире, в своей жизни человек постоянно имеет дело с информацией, которая помогает ему правильно оценивать происходящие события, принимать обдуманные решения, находить наиболее приемлемый вариант для своих действий. На уровне интуиции мы осознаем, что информация - это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по определенному вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
2. Функции СМИ и Интернета в демократическом и авторитарном обществах
Среди функций СМИ можно выделить две плоскости изучения: это значимость, которой обладает деятельность СМИ, во-первых, для индивидов и, во-вторых, для общества. Как правило, анализ проводится именно на этих двух уровнях. К исследователям первого уровня относятся такие авторы, как А. Бергер, Д. Мак-Куэмл, Дж. Меровиц, предлагающие разнообразные классификации тех потребностей, которые с помощью СМИ может удовлетворить индивид.
При всем реальном многообразии функций СМИ в более поздних классификациях нашли отражение попытки обобщить критерии удовлетворения потребностей индивида для существования в обществе, что находит отражение в ставших уже классическими функциях:
1. информационная функция: получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; обучение и самообразование; расширение кругозора, поиск советов, необходимой информации для принятия решений;
2. функция личностной идентификации: подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с духовными ценностями других, достижение понимания самого себя;
3. функция социальной интеграции: формирование основы для толерантности, социального общения, помощь в реализации социальных ролей;
4. развлекательная функция: эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, эскапизм, уход от проблем .
Общественные функции СМИ отражают условия отдельной страны, а именно: своеобразие политической системы, приоритеты политики в области экономики, культуры, социальной сферы и прочее. Их осуществление зависит от осознания роли СМИ обществом, традиций работы и форм собственности СМИ.
В соответствии с критерием общего интереса можно выделить четыре основные функции СМИ: оперативное информирование об окружающем мире; социализация и воспитание; развлечение и досуг; сплочение и интеграция общества. Их дополняют познавательно-просветительская, эмоциональная, художественно-эстетическая и духовно-нравственная функции. Каждой модели работы СМИ соответствует определенный набор и соотношение функций, которые зависят от целого ряда факторов.
Согласно преобладанию в модели реализации определенной группы интересов, намечаются следующие логичные векторы развития моделей СМИ в любом государстве: коммерческо-протекционистский и социальный, которые характеризуются как абсолютные модели.
Коммерческо-протекционистскому вектору свойственна «реализация через СМИ в основном властных или финансовых интересов узких групп и слоев, которые расходятся с общественным интересом. При этом можно выделить два типа работы СМИ: производство и поставка информации как товара; формирование и продажа аудиторий как товара» . При первом типе информация и эфирное время рассматриваются, прежде всего, как ресурс власти или товар, который используется для получения прибыли. Например, если СМИ становятся средством формирования конформистской публики в интересах узких политических и финансовых групп, то они, как правило, являются дотационными, зависимыми от спонсорского финансирования. Примером могут быть корпоративные или партийные СМИ.
Работающие по второму типу каналы для привлечения аудитории зачастую отказываются от рекламы, приглашают талантливых специалистов. Но в их задачи не входит выполнять значимые для общества и государства функции, так как они ориентированы прежде всего на удовлетворение индивидуальных потребностей. В России к этому типу вещания можно отнести, например, цифровое вещание с возможностью заказа программ через выделенный канал Интернет - связи и некоторые виды спутниковых сетей, доступных достаточно узкому кругу зрительской аудитории России.
Для размещения рекламы и PR-материалов нужен максимально высокий рейтинг, который, как правило, имеется у развлекательных передач. П. Бурдье называет это рейтинговым менталитетом, способом мышления, где «все пропускается через некий фильтр, и то, что противоречит идее рейтинга, отметается» . Критики американского телевидения отмечают, что в США, несмотря на огромный выбор каналов и передач, стоящие вещи попадаются редко. Любым проявлением искусства там жертвуют ради рейтинга и прибыли.
Если телевидение в государстве развивается по этому вектору, его нельзя считать полноценным и эффективным каналом политической коммуникации. Такая работа может привести к очередной трансформации политической системы, так как гражданин не может, основываясь на полученной информации, рационально осуществлять свои политические права.
Социальный вектор развития моделей СМИ, в отличие от коммерческо-протекционистского, подразумевает преимущественную работу масс-медиа в интересах большинства, для поддержания основ общества и воспитания людей с целью становления их как социальных субъектов. Телевидение тогда выступает как средство информации, которое способно снабжать потоками информации людей, независимо от их удаленности, в полноценном культурном пространстве. Оно всепроникающе и формирует интересы и культуру общества. Поэтому, когда речь идет о миллионных аудиториях, важен ответственный выбор, как показывать и что показывать.
Соответственно, можно выделить два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода настаивают на том, что все интересное и важное для аудитории должно быть отражено в новостях. Наиболее ярко эта идеология проявляется в США, где право личности на доступ к информации обеспечивается Первой поправкой к Конституции страны.
Социально-ответственная журналистика осуществляет использование СМИ для поддержания моральных основ общества и воспитания людей с целью совершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход характерен для обществ, где СМИ монополизировано государством, а само государство одержимо опекой своих граждан.
В демократических странах СМИ является «агентом» общества, который присматривает за государством. В задачи СМИ входит, например, следить за чиновниками, чтобы они не злоупотребляли властью, не нарушали права граждан и т.д. Идея транспарентности западных демократий в том и состоит, что государство должно быть максимально открытым для граждан.
Другая функция СМИ состоит в посредничестве между партиями и обществом. В устоявшихся демократиях сформировалась определенная социальная структура общества, где социальные группы имеют вполне сложившиеся политические ориентации, набор требований к власти, которые они воплощают с помощью партий. В свою очередь, партии заинтересованы в том, чтобы постоянно состоять в «диалоге» со своими избирателями, для чего они привлекают СМИ. Западные СМИ партийны не потому, что являются «органом» какой-то партии, а потому что должны придерживаться ценностных установок и вкусов своей аудитории.
Проблема оппозиционности решается в этом случае следующим образом: СМИ всегда в оппозиции к власти, когда дело касается защиты прав граждан. Если государство их каким-то образом нарушает, то СМИ тут же на это должны реагировать.
В авторитарной модели же «государство полностью контролирует СМИ, поэтому оппозиционных СМИ, соответственно, не должно быть. СМИ выступают «агентом» государства в обществе» . Их функция состоит в том, чтобы обеспечивать идеологический контроль над обществом. Поэтому в авторитарных режимах СМИ часто выполняют воспитательную функцию.
В авторитарных государствах партии являются не выразителями интересов тех или иных социальных групп, а лишь одним из элементов государственной машины, «вертикали власти». Их задача состоит в обеспечении мобилизации населения в нужное время (например, в период выборов), осуществлении политического и идеологического контроля над обществом.
Соответственно, и проблема обеспечения толерантности в обществе имеет два решения. Первое, в рамках авторитарной модели, воплотилось в советской практике: это жесткая система запретов, четкие правила «политкорректности», которым должны были следовать все журналисты. В интересах «дружбы народов» многие реальные проблемы замалчивались, виртуальная реальность выдавалась за истинную и т.д. Второе решение, в рамках демократической модели, предполагает нормальный общественный диалог, участником которого выступают партии, СМИ и государство.


3. Концепция «электронной демократии»

Электронная демократия (э-демократия) является формой прямой демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений - электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.
В основе представления об эффективности э-демократии лежат как теоретические исследования (информационная теория демократии), так и экспериментальные данные, полученные, например, в ходе исследований коллективного разума.
Следует различать э-демократию и электронное правительство. Стивен Клифт подчёркивает: «Электронная демократия» (e-democracy) и «электронное правительство» (e-government) - это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина» .
Идея электронной демократии относятся к тем теориям, которые рассматривают компьютеры и компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента в работе демократической политической системы. Электронной демократией можно считать ту демократическую политическую систему, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования). Эти концепции отличаются по возможности использования прямой формы демократического правления и по степени активности граждан в государстве. Общим у этих концепций является уверенность в том, что различные свойства новых средств информации, такие как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами могут положительно влиять на демократическую политическую систему.
Во многих исследованиях основной целью электронной демократии провозглашается повышение уровня политического участия.
Массовое политическое участие считается лишь одной из множества функций политики средствами Интернета. Равными по значимости функциями Интернета, способными усилить институты представительной демократии, являются: обеспечение условий для конкуренции партий и соревнования кандидатов, активизация и привлечение гражданского общества, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан. Для России эти функции даже более важны, чем уровень массового участия.
Выборные демократии могут способствовать высоким уровням явки избирателей, но другие политические права и гражданские свободы останутся нереализованными, если:
- гражданское общество останется слабым и разрозненным,
- представительные институты будут недостаточно объединены и согласованы,
- соревнование между партиями, осуществляемое избирателями посредством реального выбора кандидатов сведено к минимуму, власть поражена коррупцией,
- попирается закон,
- подавляются оппозиционные движения .
Именно информационные технологии могут усилить институты представительной власти и гражданского общества.
С развитием электронных, компьютеро-опосредованных коммуникаций идеи формирования эффективного гражданского общества с опережающим развитием горизонтальных связей между избирателями приобретают необходимую материальную базу.
Основной вопрос при оценке роли информационных технологий для демократии заключается в том, насколько правительства и гражданское общество научатся использовать возможности, предоставляемые новыми каналами информации и коммуникации, чтобы продвигать и усиливать базовые представительные институты, объединяющие граждан и государство. При таком рассмотрении возможности для общественного участия, создаваемые посредством новой технологии, важны, но Интернет способен и генерировать информацию, усиливая прозрачность, открытость деятельности и ответственность властных органов национального и межнационального уровней, а также укреплять каналы интерактивного общения между гражданами и посредническими институтами. Интернет реализует некоторые из этих функций лучше, чем любые другие средства. Например, Интернет способен:
- предоставить более подходящие средства для взаимодействия в политических кампаниях партиям меньшинства, чем традиционные массовые средства информации (газеты, радио, телевидение);
- обеспечивать более широкий единовременный доступ к информации для журналистов к официальным документам и текущим законодательным инициативам и предложениям;
- способствовать усилению внутренней организации партий и взаимодействия членов партий и др.
Однако нужно отметить, что существуют и опасности электронной демократии, например:
- опасность манипулирования данными голосований и выборов из-за отсутствия достаточной защиты данных,
- опасность разделения общества на тех, кто владеет информацией, и тех, кто не владеет (цифровое разделение), и, как следствие, ущемление принципа демократии выбора,
- опасность пропаганды преступных и экстремистских группировок и их влияние, особенно на молодое поколение .
Наибольшие перспективы в России имеет процесс применения именно Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующий системы представительной демократии и развития процессов «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в использовании Интернета для следующих целей: 1) расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности; 2) снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей; 3) повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти
4. «Электронное правительство»: теория и практика
Электронное правительство (англ. e-Government) характеризуется как «способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии» .
Электронное правительство воплощает систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Воплощение электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Электронное правительство можно считать в целом частью электронной экономики.
В настоящее время близко к идеалу электронное правительство работает только в Сингапуре и Эстонии.
К задачам электронного правительства можно отнести:
- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
- снижение воздействия фактора географического местоположения;
Электронное правительство способно обеспечить:
- эффективное и менее затратное администрирование;
- кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
- совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом .
Все сферы деятельности государственных органов в условиях развития информационно-коммуникационных технологий в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления определяется динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.
Электронное правительство нельзя признать дополнением или аналогом традиционного правительства, оно определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0, что существенно расширит возможности политической коммуникации и позволит достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства, хотя выделяется набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации объединяет различные категории потребителей, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Виды взаимодействия в этом случае могут быть следующими:
- между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
- между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
- между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
- между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees) .
Например, в США развитие электронного правительства отдано специальному подразделению администрации президента США - Управлению Электронного правительства, которое в свою очередь является подразделением Управления менеджмента и бюджета. Управление Электронного правительства возглавляет Федеральный директор по информационным технологиям. Должность федерального директора по информационным технологиям была введена Законом об электронном правительстве 2002 года, до 2009 эта должность носила название «Администратор электронного правительства и информационных технологий» при Управлении менеджмента и бюджета.
В России концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России, в соответствии с которой электронное правительство будет создаваться в два этапа:
- 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов
- 2009-2010 годы - практическое внедрение
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы)"».
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, которые нацелены на становление инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.
Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
В российском случае электронное правительство означает в первую очередь повышение эффективности механизмов контроля государства над гражданами в сферах сбора налогов, борьбы с преступностью и т.д. Безусловно, государство заинтересовано насытить информационными технологиями свои службы, чтобы те могли более оперативно и качественно принимать решения. В первую очередь службы с повышенной долей ответственности, а также связанные с осуществлением учета различного вида: материальных ресурсов, физических и юридических лиц, их доходов.
Заключение
Формирование информационного общества оценивается как неизбежный этап развития человечества, поэтому уже все развитые страны мира переходят к нему. Концепции и реалии информационного общество формируются в современной постиндустриальной фазе исторического развития цивилизации и характеризуются прежде всего всесторонней информатизацией и воздействием на управленческую сторону интенсивно развивающейся экономики конкретной страны и информационного производства.
В настоящее время, в первой половине XXI века, в жизни человека роль информации является определяющей, так как чем больше навыками и знаниями обладает индивид, тем выше он ценится как, например, специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
В соответствии с критерием общего интереса можно выделить четыре основные функции СМИ: оперативное информирование об окружающем мире; социализация и воспитание; развлечение и досуг; сплочение и интеграция общества. Их дополняют познавательно-просветительская, эмоциональная, художественно-эстетическая и духовно-нравственная функции. Каждой модели работы СМИ соответствует определенный набор и соотношение функций, которые зависят от целого ряда факторов.
Согласно преобладанию в модели реализации определенной группы интересов, намечаются следующие логичные векторы развития моделей СМИ в любом государстве: коммерческо-протекционистский и социальный, которые характеризуются как абсолютные модели.
В демократических странах СМИ является «агентом» общества, который присматривает за государством. В авторитарной модели же государство полностью контролирует СМИ, поэтому оппозиционных СМИ, соответственно, не должно быть. СМИ выступают «агентом» государства в обществе.
Электронная демократия (э-демократия) является формой прямой демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений - электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.
Идея электронной демократии относятся к тем теориям, которые рассматривают компьютеры и компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента в работе демократической политической системы. Электронной демократией можно считать ту демократическую политическую систему, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования).
Электронное правительство (англ. e-Government) характеризуется как способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Электронное правительство воплощает систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Список использованных источников и литературы
1. Алексеева И.Ю. Вызовы демократии в информационном обществе // Политическая наука. 2008. № 2. С. 14-19.
2. Беспалов П.В. Концепция электронного правительства и информационно-технологическая компетентность государственных служащих // Социология власти. 2008. № 3. С. 21-26.
3. Васильева Е. «Социальное государство» и новая модель социальной политики в России // Власть. 2008. № 11. С. 23-27.
4. Грунвальд А. и др. Сетевая общественность и цифровая демократия. Тенденции политической коммуникации в Интернете // Политическая наука. 2008. № 2. С. 6-15.
5. Ефременко Д.В. Политический риск в информационном обществе // Политическая наука. 2008. № 2. С. 13-22.
6. Кожев А. Понятие Власти. М.: Праксис, 2007. 182 с.
7. Олейник И. Политология. М.: ФОРУМ, 2008. 160 с.
8. Панарин А.С. Политология. М.: Гардарики, 2004. 480 с.
9. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2010. 559 с.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
29 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR