Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

национализм

Рефераты - Философия, Политология, Социология
национализм
Введение 3
1. Определение национализма и его виды 4
2. Теоретические взгляды на проблему национализма 6
3. Современные межнациональные конфликты 9 
Заключение 19
Список литературы 21
Введение
В России растет количество преступлений, порожденных социальной или этнической враждой. За 2006 год в три раза возросло количество преступлений экстремистской направленности. Так, по данным криминальной статистики, в период с 2001 по 2005 год количество нападений на иностранных граждан в России увеличилось на 84%: с 7,3 тысячи до 13,3. На профилактическом учете в органах внутренних дел состоит почти 6 тысяч несовершеннолетних, привлекавшихся к ответственности за правонарушения экстремистской направленности
Тесная историческая связь религии и этноса привела к тому, что многие народы воспринимают то или иное вероисповедание как свою национальную религию. (К примеру, русские, украинцы, белорусы, греки, сербы - православие; арабы, татары, башкиры, аварцы, даргинцы, кумыки и многие другие народы Северного Кавказа - ислам; монголы, буряты, калмыки, тувинцы - буддизм). Их образ жизни, традиции, обычаи, менталитет сформировались под влиянием соответствующих религиозных учений, обрядов, предписаний. В результате, в этническом самосознании эти народы представляются как этноконфессиональные общности. Это обстоятельство создает возможность лидерам этнонационалистических экстремистских формирований апеллировать к "национальной религии", использовать ее постулаты для привлечения соплеменников в свои ряды, а лидерам религиозно-политических экстремистских группировок обращаться к этнонациональным чувствам и ценностям для увеличения числа сторонников своего движения.
Переплетению религиозно-политического экстремизма и этнонационалистического экстремизма содействует также их одинаковая направленность на достижение во многом совпадающих политических целей. Смыкаясь и переплетаясь, они взаимно питают друг друга, что способствует укреплению их позиций, содействует расширению их социальной базы.
Переплетение этнонационалистического экстремизма с религиозно-политическим экстремизмом стало побудительным стимулом к смыканию объединенного движения с международным терроризмом. Печальные последствия не заставили себя долго ждать.
1. Определение национализма и его виды
Национализм (фр. nationalisme) - идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.
«Нация - первична, государство - вторично», - основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие - патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.
Перечислим основные направления национализма. Большинство современных течений в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.
1. Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством.
2. Формой гражданского национализма является либеральный национализм, который делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека.
3. Государственный национализм, напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
4. Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
5. Культурный национализм определяет нацию общностью языка и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни.
6. Этнический национализм отождествляет нацию с этносом, т. е., с генетической общностью.
Крайние формы национализма часто ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм), а культурные националисты - культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия).
Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.
Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание (см. также статью «Нация»). Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма.
Если органический национализм конца XVIII века делал акцент на широко понимаемом культурном единстве населения страны, на протяжении XIX века всё большее влияние стал приобретать этнический национализм. Его сторонники считают, что национальное единство основано на общем этническом происхождении и что те, кто имеют иное происхождение, не могут по своей природе быть частью национальной культуры. Со временем это течение вобрало в себя многие элементы ксенофобии и расизма.
В начале XX века идея, что государство должно формироваться вокруг этнически однородной нации, получила широкую поддержку и стала одной из причин распада ряда мультинациональных империй: Австро-Венгрии, Оттоманской империи, Российской империи, Германии. Одновременно Первая мировая война подорвала веру в гуманизм, который является фундаментом для либерализма. В сочетании с другими факторами, это привело к возникновению фашизма, который призывал к построению такого общества, в котором люди лишены стремления к индивидуальному самовыражению и полностью подчинают свои интересы задачам нации. Для нацизма также был характерен расизм, а национализм выродился в стремление к расширению территории страны до включения всех областей проживания этнических немцев.
Поражение нацизма во Второй мировой войне привело к дискредитации крайних форм национализма и кризису этнического национализма в целом, хотя в странах третьего мира он продолжал играть значительную роль и способствовал распаду колониальной системы.
Вместе с тем, гражданский национализм до сих пор является одной из ведущих идеологий во многих либерально-демократических режимах. В этих странах национализм фокусируется на таких вопросах, как участие граждан в процессе принятия политических решений в стране, обеспечение суверенитета на уровне законодательства и экономики, повышение конкурентноспособности нации, сохранение культуры. Последнее обычно включает требования, что все граждане должны говорить на государственном языке, знать историю страны и разделять базовые ценности.
В то же время радикальный национализм заявляет о необходимости открытой борьбы против мультикультурализма и насаждения общечеловеческих ценностей, которые размывают межнациональные различия.
2. Теоретические взгляды на проблему национализма
В современом русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами. Следствием является подмена терминов, которую в своих целях используют как противники национализма, так и сторонники национального антагонизма.
Известным примером подмены терминов являются статьи «Национализм» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона и «Большой советской энциклопедии», отражающие официальную точку зрения дореволюционного и советского режимов.
Брокгауз и Ефрон определяют национализм следующим образом: «превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность "чужеземного".
Большая советская энциклопедия: «Национализм, буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии».
Вместе с тем, существует точка зрения, что в СССР в период правления Брежнева разрабатывалась концепция «советского народа», которая включала в себя многие элементы гражданского национализма.
По поводу взаимоствязи национализма и фашизма - применительно к СССР и России - продолжаются споры. Одни полагают, что благодаря отсутствию национализма в СССР (в силу либо его подавления режимом, либо культурных традиций), идеология фашизма также не получила распространения. Другие считают, что сталинский режим включал элементы шовинизма и расизма. Существует также точка зрения, что национализм был свойствен большевикам с самого начала и что Октябрьская революция 1917 г. была сродни национально-освободительной борьбе, отвергнув старый режим как если бы он был инородным .
Национализм - представление об идентичности, которое может коллективно ощущаться членами некоторого государства, нации, общества или территории. Согласно Эрнесту Геллнеру, политический национализм есть требование совпадения политических и национальных границ. Другое определение национализма сводится к тому, что нация выступает для националиста высшей ценностью. Националисты стремятся создать или сохранить нацию, основываясь на различных представлениях о политической легитимности. Такие представления могут идти от теории «культурной идентичности», восходящей к романтикам, либерального аргумента, согласно которому политическая легитимность основывается на общественном согласии населения данной территории, или быть их комбинацией.
Антинационализм - это идея о том, что национализм опасен и ведёт к конфликтам и войнам. Согласно современным теориям антинационализма, например, представленной в трудах Э. Балибара сопутствующим моментом любого национализма является расизм.
В современной науке отмечается, что понятие национализма, как и понятие нации, чрезвычайно трудно для определения и вызывает множество разногласий.
В общем виде можно выделить три основных подхода к проблеме национализма:
1. примордиализм утверждает, что нации и национализм существовали всегда как некоторая изначальная данность с самого начала человеческой истории. Данное представление характерно для многих концепций национализма, существовавших до XX века.
2. модернизм утверждает, что нации и национализм есть историческое явление, появившееся на заре индустриальной эры и связанные с первыми буржуазными революциями в Европе (XVI-XVII веков) и ослаблением традиционных религий и государств-империй, основанных на священной власти правителя. В дальнейшем в эпоху постколониализма национализм был «экспортирован» в другие регионы мира, такие как Африка и Латинская Америка, где также был начат процесс конструирования наций. Радикальные версии модернизма утверждают, что национализм всегда создаёт объект своего поклонения - нацию, а нация в свою очередь является воображаемым сообществом (существование которого, связывается, например, с развитием общенациональной литературы и газет, см. Б. Андерсон). Данный подход представлен в работах Эрнеста Геллнера, Джоном Бройи и Бенедиктом Андерсоном.
3. этносимволизм утверждает, что хотя многие выводы модернизма верны, неверно говорить о том, что нация является произвольным конструктом националистов, так как в основе представления о единстве нации лежат многие более древние символические системы, такие как общая религия, язык и обычаи, а также общая этничность. Данный подход представлен в работах Энтони Смита.
3. Современные межнациональные конфликты
З.В. Сикевич, проводя конкретные социологические исследования в Петербурге и выясняя степень и формы этнической неприязни русских к нерусским, дает следующую классификацию:
• региональный негативизм (региональная принадлежность): среднеазиаты (1,1%), прибалты (1,0%), кавказцы (15,8%), южные народы, юго-восточные народы, восточные народы (в совокупности 2,9%). Распространенность этого неприятия указывает на то, что этнические «чужаки» воспринимаются скорее как исключение, чаще выступая в виде обобщённого образа «южного», «западного», «восточного врага», национальность которого по сути особого значения не имеет;
• конфессиональный негативизм (антипатичны иноверцы: мусульмане, католики, иудеи -всего 2,3%). Как мы видим, этот тип неприязни достаточно редок;
• ксенофобия - вызывают отторжение все «чужаки», «нерусские», «чёрные» и т.п. Этого рода характеристики зачастую формулировались в виде унизительных кличек, включая нецензурные выражения. Всего 1,7% ответов, преимущественно принадлежавших молодым людям с низким образовательным уровнем;
• этнофобия - указывается этноним национальности - объекта неприязни. По степени антипатии список наиболее отвергаемых народов выглядит следующим образом (этнонимы, упомянутые более чем 1% респондентов): азербайджанцы - 8,4%, евреи - 5,4%, грузины - 3,2%, чеченцы- 3,2%, цыгане -3,1%, армяне - 3,0%, татары - 1,9% . Исследователь обнаружила, что практически все националисты (96%) испытывают неприязнь к представителям одного или нескольких народов .
«Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жесткости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, использование новейших технических достижений, средств массового поражения (компоненты химического, бактериологического оружия, похищения радиоактивных материалов); стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных странах и международном масштабе» .
Одной из составляющей экстремизма является интолерантное отношение к другим этническим группам и сообществам. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя этническая принадлежность и система ценностей выше остальных. Поэтому экстремизму чужды новшества, отвергающие привычные модели.
Основными формами интолерантности являются:
• этноцентризм (оценка окружающих через призму ценностей своего этноса, рассматривающихся как эталонные для людей других культур);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
• поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы);
• преследования, угрозы;
• дискриминация по признаку пола и других различий;
• расизм, ксенофобия, фашизм;
• ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобии;
• религиозные преследования;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• осквернение религиозных и культурных памятников.
В условиях модернизации общества почти неизбежен так называемый "кризис идентичности", связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных или, как их еще называют, примордиальных общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются проявления ксенофобии; возрастает влияние идеологии традиционализма, перерастающей зачастую в фундаментализм (идея "очищения от нововведений и возврата к истокам").
На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что в России существует, развивается и приобретает радикальные формы экстремистская деятельность, проявляющаяся в этнической неприязни и ксенофобии. Потенциальными участниками различных группировок является, прежде всего, молодёжь. Особенно популярными становятся организации, пропагандирующие псевдопатриотические идеи, имеющие «героическую» подоплёку.
Положение социальной психологии о ведущей роли деятельности, отношений и общения в становлении и развитии личности и коллектива, объективной преобразующей роли взаимодействия с другими людьми и явлениями окружающей среды как ведущем механизме воспитывающего влияния деятельности и общения является основным в изучении психологических особенностей неформальных групп.
Следует указать на психологические особенности участников молодёжных экстремистских националистических группировок:
• склонность видеть противоречивый мир через упрощённую призму одной только что усвоенной идеи и думать, что все, не соответствующие этой идее, подлежат уничтожению;
• антиномичное видение мира («мы-они»), нетерпимое отношение к инакомыслию, колебаниям, сомнениям;
• утрата ролевой идентификации (социальная роль в социуме не найдена или представляется недостижимой, а нормы-ожидания, соответствующие ролям, не принимаются, отсюда - неблагоприятный исход социализации, в результате которого общество и индивид взаимно отвергают друг друга);
• обретение самоидентификации в экстремистской организации, групповая сплочённость (довольно часто подсознание участника организации манипулятивно программируется так, что выйти из системы взаимоотношений практически невозможно);
• низкая самооценка;
• конформизм;
• беспрекословное подчинению лидеру;
• агрессивность, отрицание общечеловеческих ценностей;
• патриотическая фанатичность.
Правоэкстремистские объединения (национал-патриотические, неофашистские и неонацистские) выступают за господство русской нации, а в некоторых случаях и за создание наднациональной империи.
Приведем минимальный список таких организаций и независимых изданий, только из числа ныне существующих:
• Национально-республиканская партия Юрия Беляева,
• Партия "Национальный фронт" Ильи Лазаренко,
• "Русское национальное единство" Александра Баркашова, основанное на принципах Национального долга, Национальной идеологии и Русских Православных традициях. Главной целью Движения является обеспечение настоящего и будущего Русской Нации, ее достойного исторического пути, то есть возвращение Русскому Народу его исторического места и роли в государстве и мире;
• Национально-патриотический фронт "Память" Дмитрия Васильева,
• Общество "Память" Валерия Емельянова,
• Праворадикальная партия Андрея Архипова и Сергея Жарикова,
• Союз венедов Виктора Безверхого,
• Черная сотня Александра Штильмарка,
• Русский национальный союз Алексея Вдовина и Константина Касимовского,
• Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, образец новой оппозиции фашистского типа (с ориентацией на ранний нацизм Штрассера и Рема), не обремененный тесной связью с традиционной национал-патриотической оппозицией и даже противопоставляющий себя ей. Идеологом "новой оппозиции" выступает А.Дугин, являющийся транслятором идей западной "новой правой" для России. В чистом виде этой идеологии следует только НБП, в которой и состоит Дугин. Но в той или иной степени ее выражают Право-радикальная партия, Народная национальная партия и московский Русский национальный союз.
• "За русское дело" Олега Гусева,
• "Элементы" Александра Дугина.
Более или менее подходят под определение фашизма, но скорее могут быть названы радикальными русскими националистами с некоторыми элементами фашизма:
• Национально-республиканская партия Николая Лысенко,
• Русский национальный собор Александра Стерлигова,
• Верность Александра Турика (Иркутск),
• Национально-государственная партия Сергея Костромина,
• Русская партия России Виктора Корчагина,
• Русская партия Владимира Милосердова,
• Русская гвардия Михаила Власова,
• Русский союз Юрия Цибули (ранее - Юрия Липатникова) (Урал),
• Русский национальный союз Николая Воробьева (Урал),
• Союз "Христианское возрождение" Владимира Осипова и Вячеслава Демина,
• Союз русского народа Станислава Терентьева,
• "Завтра" Александра Проханова,
• "Русская правда" Александра Аратова,
• "Русский пульс" Владимира Кожевникова (ранее - Владимира Фомичева),
• "Народная защита" М. Костюка. Большинство казачьих организаций, таких, как Союз казачьих войск России и Зарубежья, Кубанская казачья рада и т.д., не являются собственно националистическими организациями, но элементы национализма в них весьма заметны;
• "Скинхеды" (Бритоголовые) - расистско-национальная организация, «белые воины», призывающие к межрасовой борьбе, основанной на патриотических идеях единения и процветания людей, принадлежащих к славянскому братству российских народов - русских, украинцев и белорусов.
Религиозно-экстремистские организации характеризуются рядом общих черт: претензией на "харизматическое" лидерство (от "харизма" -вдохновение свыше, то есть провозглашение божественности или особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией); полной нетерпимостью или, по меньшей мере, снисходительно - пренебрежительным отношением к традиционным религиям и национально-духовным ценностям; внешней благопристойностью (все культовые новообразования провозглашают только самые добрые цели); эзотеричностью (сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и жесткой изоляцией своих адептов от доступа иной информации; целенаправленным искажением священных текстов с их "подгонкой" под свои догмы.
4. Грузино-осетинский конфликт
Опыт современных локальных конфликтов учит, что любая «обычная» война должна предваряться мощной войной информационной.
«Информационная война - это комплекс мероприятий и операций, проводимых в мирное и военное время, в которых информация является одновременно оружием, ресурсом и целью. Каждый человек, военный или гражданский, участвует в информационной войне в той или иной ее форме». Одной из форм информационной войны является «формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям информационного воздействия дезинформации или тенденциозно подобранной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война)» (автор этого определения - генерал-майор Золотарев В.А.).
«Информационная война - это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем» .
Информационная война во время войны в Южной Осетии 2008 года играла значительную роль, так как влияла на общественное мнение относительно действий той или иной стороны.
По сообщению секретаря Совета национальной безопасности Грузии Александра Ломая, российские СМИ ведут против Грузии «информационную войну». В связи с этим грузинские власти с 9 августа прекращают вещание на подконтрольной территории всех российских телеканалов, сообщил 8 августа вечером телеканал «Вести». 9 августа Грузия прекратила вещание всех российских телеканалов на своей территории, время вещания «Голоса Америки» на грузинском языке было увеличено . По другим сведениям, запрещены были только телеканалы с новостными программами - Первый канал, РТР, НТВ и RTVi; такие каналы, как ДТВ, ТНТ, СТС, «Культура» можно принимать в обычном режиме. Большая часть эфира российских новостных каналов действительно была занята комментариями ситуации со стороны властей непризнанной республики Южная Осетия, сообщает Lenta.ru.
10 августа Первый канал сообщил об избиении в Тбилиси своих журналистов, освещавших митинг беженцев.
18 августа было сообщено о прекращении вещания RTVi, транслировавшего программы радиостанции «Эхо Москвы». По официальному заявлению, это было сделано в связи с военным положением, по мнению главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, в связи с тем, что по нему было транслировано выступление на радио министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Это случилось после интервью Лаврова, потому, что больше никаких интервью российских политических деятелей на территории Грузии никто не показывал, а мы это сделали специально для RTVI, чтобы грузины знали российскую позицию» .
События в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ. Так, британский телеканал «Sky News» показал в новостном выпуске 8 августа видеосюжет об обстреле сёл Южной Осетии и столицы республики - Цхинвали грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующий день сопроводил его сообщением, что «Россия ведёт обстрел территории Южной Осетии, входящей в состав Грузии».
Долгое время западные телевизионные каналы не вели репортажи непосредственно из Цхинвали, однако почти все сообщали о катастрофических разрушениях города сперва под огнём грузинской артиллерии, затем под огнём артиллерии российской . Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Поти, военные объекты в которых подвергались не вполне точечным российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения В Цхинвали находились только российские телеканалы и один украинский. И только впоследствии Цхинвал посетили более 100 иностранных журналистов .
Российский информационный канал «Вести» приводит слова депутата Европарламента Джульетто Кьеза, что итальянские СМИ «сообщают о том, что Грузия была подвергнута атаке со стороны Южной Осетии, что Россия ведёт войну против Грузии с целью захвата этой страны. Это сплошная ложь».
Владимир Путин заявил 11 августа, что западные СМИ и политики цинично пытаются представить агрессора в качестве жертвы: «Удивляет, конечно, не сам цинизм политики - политика, как часто говорят, сама цинична - удивляет масштаб цинизма, умение выдавать белое за чёрное, чёрное за белое, умение ловко выставлять агрессоров в качестве жертвы агрессии и возлагать ответственность за последствия на самих жертв... Нынешних грузинских политиков, которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, - вот этих деятелей надо взять на защиту. Когда-то президент США говорил в отношении одного из латиноамериканских диктаторов: Сомоса, конечно, мерзавец, но это наш мерзавец ».
Позже из трансляции BBC была вырезана часть заявления «которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, - вот этих деятелей».
14 августа председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв заявил, что западные СМИ, в частности, американский телеканал CNN, «безобразно» освещали события в Южной Осетии: «почти сутки CNN, BBC и другие каналы не показывали и сейчас не показывают Цхинвали». По его словам, в определённый момент на CNN и BBC до буквы совпал даже заголовок новостей - «Грузия сражается». И на фоне этого - картинки разрушенных домов - неважно, кем они разрушались, неважно, что это грузины стреляли по Цхинвали, добавил Косачёв. «Все это очень удобно ложится в ту теорию, которую до сих пор исповедовал Запад по отношению к „свободной демократической Грузии" и по отношению к „агрессивной России", которая эту Грузию пытается как-то подавить», заявил Косачёв .
21 августа правозащитник, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод отметил необъективность зарубежных СМИ и правозащитных организаций в освещении событий. «Вчера был весьма показательный звонок из Риги. Звонили из русской газеты люди, которые прочли на информационных лентах о нашей встрече в Общественной палате. Для них было просто открытием, насколько страшной была бойня в Южной Осетии. Видимо, свое представление о произошедшем коллеги формировали на основе материалов CNN и зарубежных информагентств, где Россия абсолютно неоправданно рисовалась агрессором». По его мнению, некоторые правозащитные организации стремятся умолчать о погибших жителях Южной Осетии или занизить цифры. Как сказал Брод, «зарубежные коллеги либо не удосужились приехать в республику, либо высасывали информацию из пальца ».
27 августа профессор Барселонского университета Франсиско Вейга заявил, что в испанской прессе были опубликованы многочисленные смонтированные фотографии грузин-жертв конфликта. По его словам, «одновременно на страницы испанских СМИ не попала ни одна фотография жертв среди населения столицы Южной Осетии Цхинвали, вызванных варварскими бомбардировками грузинской армии ».
8 сентября журналисты телеканала Russia Today обвинили CNN в подлоге и грубой фальсификации. По их словам, американский телеканал, демонстрируя кадры разрушений осетинского Цхинвала, заявил, что речь идёт о грузинском Гори. Один из журналистов сказал по поводу освещения событий западными СМИ: «война Грузии в Южной Осетии нанесла катастрофический удар по их репутации. Впервые они замалчивали события в военном конфликте, а порой, как показал пример с CNN, занимались и фальсификацией ».
11 сентября премьер-министр России Владимир Путин заявил: «Меня удивляет, насколько мощной является пропагандистская машина так называемого Запада. Потрясён! Это удивительно! Это ни в какие ворота, как у нас говорят, не лезет, но тем не менее пролезает! Рядовой человек не следит за событиями, и ему легко навязывается точка зрения.» Он выразил удивление, что, пока грузинские войска бомбили миротворцев и Цхинвал, в западной прессе была «полная тишина, как по команде. ...Замечательная работа, я вас поздравляю!»
12 сентября Нарасимхан Рам, главный редактор одной из крупнейших индийских газет - The Hindu, подверг резкой критике деятельность западных СМИ при освещении конфликта. Рам назвал их работу «идеологической пропагандой, прикидывающейся журналистикой», подчеркнув, что считает нападение Грузии на Южную Осетию актом геноцида и этническими чистками .
В российских СМИ августовскую эскалацию южноосетинского конфликта преподносили как «геноцидальную агрессию режима Саакашвили », часто к действиям грузинской стороны применялся термин блицкриг.
Пресс-служба министерства обороны РФ заявляла, что грузинские военные «расстреливают мирных жителей и миротворцев» и «добивают раненых ».
Была представлена информация о бомбёжке грузинской авиацией колонны с гуманитарной помощью. Позднее другие источники опровергали эту информацию.
Российские СМИ выставляли грузинского президента как «человека с неустойчивой психикой», имеющего «поражение мозга на органическом уровне». Вице-спикер Госдумы России Любовь Слиска сравнила Саакашвили с Гитлером.
Действия российской стороны получили название «миротворческой операции» или «операции по принуждению к миру ».
21 августа 2008 всемирно известный дирижёр Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил в Цхинвали с концертом на заполненной до отказа площади в центре города в связи с жертвами среди мирного населения в войне. Перед концертом он произнёс краткую речь, в которой, в частности, сказал:
...Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям - это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!...
- Лидия Денисенко: Цхинвал: послезавтра после дня независимости
Гергиев был небрит: когда осетины скорбят о погибших, они не бреются. В программе концерта символически прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича - та самая, которая звучала в блокадном Ленинграде.
Некоторыми СМИ концерт был воспринят как «инструмент российской внешней политики».
Телеканал «Вести» в спецвыпуске о войне в Осетии процитировал слова абхазского президента Сергея Багапша: «После трагических событий в Цхинвали международное сообщество должно признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Действия Грузии в Южной Осетии можно охарактеризовать исключительно как геноцид осетинского народа. Думаю, что после таких событий ни у кого не должно остаться иллюзий, что Абхазия и Южная Осетия смогут сосуществовать с Грузией в едином государстве ».
Журнал «Власть» от 1 сентября 2008 года приводил ряд конкретных примеров ошибок, искажений и намеренной дезинформации со стороны российских официальных лиц, электронных СМИ и таблоидов («Комсомольская правда» и «Известия») при освещениии событий и обстоятельств конфликта.
Заключение
Эффективность профилактики экстремистских настроений зависит от соблюдения социально-культурных условий, синтезирующих в себе следующие технологические компоненты современной социально-культурной деятельности: организационно-педагогический, направленный на формирование кросс-культурной грамотности (развитие культуры межнационального и межконфессионального общения); повышение уровня информативного характера по проблеме экстремизма; социально-психологический, основными задачами которого являются формирование толерантного отношения к представителям различных наций и вероисповеданий; моделирование жизненных перспектив, стимулирование активной жизненной позиции; развитие лидерских качеств, творческих инициатив молодого поколения; кадровый компонент молодёжной политики посредством обеспечения благоприятных условий для самореализации личности молодого человека в данном направлении; организации пропагандистской работы по активизации участия молодежи в социально-экономической и политической жизни страны; привлечения молодёжи в систему регионального и муниципального управления; развития молодёжных студенческих движений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Россия не смогла оперативно отреагировать на информационную войну, развернутую западными и грузинскими СМИ.
1. В оперативном отношении:
- Не предоставила в кратчайшие сроки документальные свидетельства геноцида, совершенного в Южной Осетии по приказу Тбилиси.
- Не организовала максимально широкий доступ для всех желающих российских и иностранных журналистов в зону конфликта.
2. В тактическом отношении:
- Не подготовила превентивных разъяснительных мер относительно ситуации, складывающейся на ее кавказских границах, в частности, в Южной Осетии.
- Не организовала информационную кампанию с разъяснением того, кем на самом деле является Саакашвили, и какой режим ему удалось создать в Грузии.
В свою очередь Западу удалось в тактическом отношении представить данный конфликт как конфликт нефтегазового крана'. Резко обозначившаяся в последнее время зависимость Запада, прежде всего ЕС, от российских энергоносителей воспринимается общественным мнением не как 'взаимозависимость', по терминологии Москвы, а как предпосылка для будущего энергетического шантажа (отсюда, кстати, и появление сюжета о якобы имевшей место бомбардировке нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан).
Антироссийская информационная кампания пришла на смену антисоветской кампании после непродолжительного периода, связанного с распадом СССР и резким ослаблением позиций Москвы на международной арене. В последние годы она имела несколько очевидных пиков: дело 'ЮКОСа', трагедия Беслана, дело Литвиненко, президентские выборы 2008 года. Эта кампания базируется на откровенно предвзятом отношении к России, негативные стереотипы которого формировались у Запада на протяжении веков и с особой силой были закреплены в общественном сознании в годы 'холодной войны'.
Негативный образ, сформированный и тиражируемый глобальными СМИ, Россия реально может изменить, только став неотъемлемой частью этой медиа-системы, что гораздо труднее, чем вступить в 'большую восьмерку' или ВТО.
Список литературы
1. CNN выдал кадры из Цхинвали за вид разрушенного Гори - российские СМИ // РИА Новости, 8 сентября 2008 http://rian.ru/osetia_news/20080908/151078965.html
2. http://rutube.ru/tracks/929615.html?v=b0b5dd8b1c1a4b00c329d9d224ea6ba4
3. Peace bid as Ossetia crisis rages(англ.). BBC (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008 г.
4. Александр Брод: западных правозащитников не интересует трагедия Южной Осетии Полит.ру, 21 августа 2008 http://www.polit.ru/dossie/2008/08/21/brod.html?refresh=1
5. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2007.
6. Более 100 иностранных журналистов побывали за три дня в Цхинвали. РИА «Новости» (16 августа 2008). Проверено 16 августа 2008 . http://www.rian.ru/society/20080816/150421576.html
7. В Грузии в субботу отключат вещание всех российских телеканалов. Интерфакс (8 августа 2008). http://www.interfax.ru/politics/news.asp?id=25994
8. В Грузии прекратил вещание телеканал, транслировавший «Эхо Москвы». РИА «Новости» (18 августа 2008). http://www.rian.ru/osetia_news/20080818/150470231.html
9. Грузия прекращает вещание российских телеканалов. Лента.ру (8 августа 2008). http://lenta.ru/news/2008/08/08/tv/
10. Запад проводит по отношению к РФ необъективную политику - ученый // РИА Новости, 27 августа 2008 http://www.rian.ru/politics/20080827/150729741.html
11. Западные СМИ о Южной Осетии: не пропагандистский заговор, а рефлекс // РИА Новости, 12 сентября 2008 http://www.rian.ru/politics/20080912/151201623.html
12. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 2007.
13. Лидия Денисенко. Цхинвал: послезавтра после дня независимости. Еженедельник «2000», № 36 (428), 5 сентября 2008 http://2000.net.ua/a/59288?p=1
14. Медведев поручил разработать программу перевооружения армии с учетом итогов миротворческой операции в Южной Осетии http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=810256&ct=news
15. Минобороны РФ заявило о расстреле российских миротворцев http://lenta.ru/news/2008/08/08/peacekeepers/
16. Мнацканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
17. Мыльников А.С. Народы центральной Европы: формирование национального самосознания XVIII - XIX вв. СПб., 1997.
18. Нарочницкая Е.Н. Национализм: история и современность. М., 2007.
19. Национализм и формирование наций. Теории - модели - концепции. М., 1994.
20. Платонов Ю.П. Основы этнической толерантности. - СПб.: Старт 2003.
21. Политическая психология / Под общ. ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. - М.: Академический проект, 2006.
22. Путин возмущён цинизмом западных политиков, защищающих Грузию. «Известия», Новости@mail.ru (11 августа 2008). Проверено 12 августа 2008 г., http://news.mail.ru/politics/1938004/
23. Северная Осетия опровергла информацию об обстреле колонны с президентом http://www.vz.ru/news/2008/8/8/194399.html
24. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. М., 1996.
25. Трансляция интервью В. В. Путина на Всемирном телеканале BBC с подстрочным переводом. 12 августа, несколько раз.
26. Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности, Сборник «Массовая коммуникация и массовое сознание», М., МГИМО, 2003

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
загрузка...
Проверить тИЦ и PR