Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

Политические партии и власть

Рефераты - Философия, Политология, Социология
Политические партии и власть
1. Партии в обществе: сущность, классификация и функции.
2. Сущность политической власти ее источники и особенности проявления
3. Типы партийных систем
4. Типы Власти. Разделение власти.
Литература
Введение
Актуальность данной темы обусловлена происходящими в нашей стране реформами не только в экономике, но и в политической надстройке общества.
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии - политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц. Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.
Говорить о партиях - это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д. Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества...
1. Партии в обществе: сущность, классификация и функции.
Важным объектом политологического анализа являются политические партии и партийные системы. Сегодня невозможно представить себе политическую жизнь общества без партии, как одного из основных политических институтов. Особый интерес эта проблема представляет в условиях возникновения и развития политических партий и формирования партийного плюрализма и новой партийной системы в Российской Федерации.
Само название «партия» означает «доля», «часть», т. е. часть населения социального слоя, часть класса. Впервые это понятие вошло в оборот в античное время. Тем не менее, первые протопартии возникают в Англии с появлением в этой стране парламент (XIII в.), а с конца XVIII в. в Европе оформляются политические объединения, близкие к современному типу партий. Устоявшийся вид политические партии приобрели с середины XIX в., а к началу первой мировой войны они повсеместно превращаются в важнейшее общественно-политическое явление, в постоянный политический фактор. После второй мировой войны политические партии получают конструктивное признание; положение о политических партиях включены ныне в конструкции многих стран.
C момента появления политических партий оценка их была неоднозначной и чаще всего остро критической. Они рассматривались как источн ики общественных конфликтов и мятежей (Ф. Бэкон), а по мнению Т. Гоббса, государи, допускающие деятельность партий, по существу впускают в собственные стены врага, что противоречит благу граждан. В науке о партиях - партиологии - сложившейся в рамках политической науки, также первоначально господствовало негативное отношение к этому политическому институту. В настоящее время в партиологии утвердилась идея о взаимосвязи политических партий не только и не столько как оппозиционной силы, сколько как организации лояльной по отношению к государству, играющей позитивную роль в функционировании политической системы общества.
В современной науке политическая партия определяется как добровольный союз, основанный на идеологической связи, нацеленный на овладение государственной властью (или на участие в ней) для реализации интересов определенных общественных групп. Такое понимание в целом согласуется с известной марксисткой трактовкой политической партии как организации, имеющей классовую природу и выступающей как инструмент решения классовых задач. В то же время следует обратить внимание на то обстоятельство, что в западной науке призвание связи партии с каким-либо классом или общественной группой интерпретирует иначе, чем в марксизме: политическая партия рассматривается не как инструмент борьбы, а как институт, представляющий общественные интересы.
Важнейшей отличительной чертой политической партии является ее стремление к овладению государственной властью. Всякая политическая партия ставит перед собой задачу - участие в общественной жизни через обладание властью в государстве, что обеспечивает ей наиболее эффективные возможности для реализации своих программных целей. Политические партии характеризуются также идейной общностью, добровольностью объединения, «Партикулярностью» (отсутствием претензий на всеобщность, за исключением партий тоталитарного типа, которые, сращиваясь с государственным аппаратом, перестают быть партиями).
В научной классификации партий прослеживается две основные тенденции: марксистская, в основе которой лежит совокупность признаков, и так называемая «критериальная», опирающаяся, на какой-либо один всеобщий критерий.
Марксистский подход в определении типов партий ориентируется на выяснение социально-классовой природы политических партий, их идеологической основы и стратегических целей, которые находят выражение в конкретной политической практике. В соответствии с таким подходом различают:
1. Партии социальной ориентации («партии трудящихся»), выражающие прежде всего интересы лиц наемного труда и выступающие в защиту их от социально-классового угнетения и эксплуатации под лозунгом социальной справедливости. К ним относятся: коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские партии.
2. Буржуазные партии - партии, которые выражают требование сохранения и развития частнособственнических отношений, свободы конкуренции и предпринимательства. Это партии правоконсервативной, центристской и либерально-демократической направленности.
3. Мелкобуржуазные партии - партии, защищающие интересы мелких собственников и выступающие в поддержку предпринимательства, но под патронажем государства. Такая двойственная природа требований присуща тому общественному слою, представители которого воплощают в себе и труженика, и собственника в одной лице. Мелкобуржуазные партии представлены крестьянскими партиями, партиями мелких предпринимателей, служащих определенных слоев интеллигенции.
Кроме этих основных типов партий данная классификация выделяет также национально демократические (национально-революционные), клерикальные и некоторые другие партии.
Критериальная традиция в оценке политических партий содержит самые различные критерии, которые используются при их классификации. На основе какого-либо основного критерия и обеспечивается классификация в рамках данной традиции. Чаще всего используются следующие критерии:
1. Идеологический, с помощью которого выявляется тип идеологической доктрины, которой руководствуется объединение. На этой основе выделяются революционные, реформистские, либеральные, консервативные и иные партии;
2. Ролевой, в центр внимания при оценке партии ставит ту общественную роль, которую она играет; при этом выделяются такие виды партий, как парламентские и авангардные;
3. Критерий взаимосвязи партии с массами, используемый при анализе, дает возможность дифференциации партий на представительские (выражают и представляют власти интересы своих сторонников) и мобилизационные, способные объединить и направить массы людей на решение конкретных задач.
В современной западной партиологии широкое признание получила классификация, предложенная М. Дюверже, основанная на организационном (институциональном) критерии, при котором акцент делается на характеристике организационного строения партии. В соответствии с этой классификацией все политические партии делятся на два основных типа: кадровые и массовые.
К кадровым относятся партии, объединяющие в своих рядах преимущественно представителей социальных элит, влиятельных и известных деятелей в различных областях жизни, что отражает принцип приоритета качества над количеством при формировании состава партийных рядов. Структура такой партии в общем и целом децентрализована, содержит минимальное число сотрудников партийного аппарата, это не исключает наличие бюрократических структур, но они имеют гибкий характер. Поскольку кадровые партии ориентируются в основном на продвижение своих кандидатов на высокие государственные должности, при наступлении предвыборного периода партийные структуры пополняются значительным числом активистов, выполняющих большой объем рутинной партийной работы. Основной источник финансирования таких партий находится вовне, поэтому в своих действиях партийные лидеры во многом зависят от финансово-промышленных групп и крупных спонсоров.
Массовые партии, напротив, ориентированы на четкую организацию, связанную с развитой сетью партийных органов на различных уровнях. При этом неизбежно существование значительного бюрократического аппарата, имеющего иерархическую структуру, и наличие твердой партийной дисциплины. Деятельность массовых партий сориентирована на политическое воспитание значительных групп своих сторонников, на ведение широкомасштабной идеологической и пропагандистской работы. Финансирование такого типа партий осуществляется за счет внутренних источников (партвзносы, доходы от издательской деятельности и др.), а поэтому она в меньшей степени зависит от влияния внешних сил.
Важным вопросом, касающимся анализа политических партий, является вопрос о функциях современных политических партий. Обычно выделяют следующие функции:
1. Представительство - выражение и представление социально-политических интересов определенных общественных групп. Партии, имеющие своих депутатов в центральных и местных представительных органах, обладают возможность артикулировать требования своих сторонников и приемлемом виде доносить их до внимания властных структур. Кроме того, они используют в этих целях партийные печатные органы и СМИ местного или общенационального масштаба;
2. Социальная интеграция - объединение своих сторонников. Партии посредством организаторской деятельности консолидируют сторонников определенных духовно-идеологических ценностей, придают их политической деятельности организованный и целенаправленный характер. Таким образом, деятельность значительных масс людей приобретает интегрированный вид и устойчивую, определенную форму, что позволяет строить политические связи и отношения в обществе на устойчивой и понятной основе.
3. Политическая социализация представляет собой деятельность, направленную на формирование и развитие определенной политической культуры, передачу политических ценностей и традиций новым поколениям людей, придерживающимся позиций определенных партий и являющимся ее приверженцами;
4. Идеологическая функция политических партий связана, прежде всего, с выработкой политической программы на основе определенного мировоззрения, выражающей в теоретической форме интересы значительных социальных и классовых сил общества. Кроме того, она означает проведение пропагандистской и агитационной работы, направленной на распространение своих идеалов и ценностей, а также привлечение к партийной деятельности новых сторонников;
5. Собственно политическая функция состоит, во-первых, в реализации политической стратегии, направленной на овладение властью с целью реализации интересов конкретных общественно-политических преобразований. Стратегическая линия партии обычно связана с определением основного направления политического действия, выбором союзников, поэтапным решением крупных политических проблем. Во-вторых, эта функция раскрывается через деятельность по выработке и реализации тактических действий партий, которые заключаются в конкретных способах и методах решения текущих вопросов политики.
Условно все эти функции можно разделить на две основные группы:
1. Внешние, которые выражаются в деятельности, направленной на социальное окружение, многообразные элементы политической системы.
2. Внутренние, связанные с развитием партии как особого политического организма.
В политической системе общества политические партии выступают как «посредники» между отдельными гражданами, социальными слоями, общественными группами и органами государственной власти. Они играют роль своеобразного демпфера между народом и властью, придавая стихийным требованиям и процессам теоретическое и организационное выражение. В западной политической науке классический подход к определению функций политических партий выражен в тезисе о том, что в демократическом обществе партии способствуют формированию и выражению политической воли. Следует, что при определенных условиях борьбы политических партий за власть может приводить к деформациям политического процесса. Дестабилизирующую роль они могут играть тогда, когда в политической жизни особое влияние приобретают партии крайне радикального толка, призывающие к резкой смене общественного строя, к коренной ломке сложившейся системы обеспечения обороны и безопасности страны. Неблагоприятное воздействие на политическую жизнь общества партии могут оказывать и в тех случаях, когда они выступают с антинациональных позиций, выражая, прежде всего интересы внешних сил, враждебных подменным интересам общества и государства. Серьезную опасность для стабильного и демократического развития представляют политические партии, применяющие незаконные методы ведения политической борьбы, склонные к нелегальным и террористическим способам деятельности, что ведет к нарушению конституционного порядка и прав граждан. Наконец, немалый ущерб нормальному политическому развитию могут нанести политические партии, зараженные коррупцией, имеющие тесные связи с преступными группировками, которые пытаются получить контроль над властными структурами через деятельность связанных с ними партий.
2. Сущность политической власти ее источники
и особенности проявления
Правильное понимание сущности власти и власти вообще и политической власти в особенности, способов и форм ее реализации дает возможность более глубоко проникнуть в сущность мира политики, т. к. власть и властные отношения представляют собой ядро, действительный стержень политики. До выражения известного американского социолога Т. Парсона, власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике.
Всеобщее признание особого значения и огромной роли политической власти в жизни общества не означает простоты и «прозрачности» в понимании сущности власти. Существует большой разброс в толковании того общественного явления и в определении соответствующего ему научного понятия. В одних определениях власть рассматривается, как возможность осуществлять свою волю; в других - как функциональное отношение, связь между субъектами по поводу управления; в-третьих - как некое созидательное начало, знание, способствующее своевременному изменению существующего порядка; в четвертых - как организованное классовое население и т. д.
Власть в общем смысле понимается как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность поведение людей с помощью какого-либо средства.
В основе такой трактовки лежит веберовское начало (идея, высказанная М. Вебером) в понимании власти и властеотношений согласно которому постоянным для власти является волевое преобразование социальных отношений или способность влиять вопреки сопротивлению. Исходным пунктом в характеристике власти является присущее обществу волевое отношение между людьми, доминирование властной воли. Такого рода волевые отношения возникают там, где есть потребность в согласовании и порядке. Власть возникает из естественноисторической необходимости в определенной организации, позволяющей обеспечить реализацию интересов общества в целом или отдельных социальных общностей. Именно эта потребность в определенной организации служит побудительной силой властной деятельности.
Система властеотношений включает в себя четыре основных компонента:
1. Наличие не менее двух индивидуальных или коллективных партнеров власти;
2. Выражение властной воли (приказ, требование), предполагающее возможность определенных санкций в случае неповиновения;
3. Подчинение того, над кем осуществляется власть;
4. Наличие общепризнанных общественных норм, устанавливающих право отдачи приказа и обязанность ему подчиняться.
Реальным проявлением власти является совершение действия, в результате чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Область властью - значит иметь право действовать по своему усмотрению, опираясь на установившийся порядок и организованное действие.
Поскольку властные отношения в обществе носят многообразный характер (экономическая власть, власть в семье, церковная власть), то необходимо определить специфику политической власти. Очевидно, что политическая власть начинается тем, где способность влиять становится не интимной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество в целом. Она предполагает, во-первых, общественное разделение между группами, осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе. Таким образом, публичная принудительная сила - явление политическое, характеризующее политическую власть; индивидуальная власть - явление неполитическое. Помимо организованного принуждения в системе властеотношений большую роль играют нормы права и авторитет политических лидеров или органов власти.
Следовательно, политическая власть - это волевые отношения между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении, праве и авторитете необходимо иметь в виду, что политическая власть не тождественна государственной власти, т. к. не всякая политическая власть является государственной.
Выяснение сущности власти необходимо связать с проблемой ресурсов власти или ее источников. Этому вопросу всегда уделялось значительное внимание в истории политической мысли.
Так, Н. Макиавелли считал весьма важным для успешного осуществления власти учитывать человеческое стремление к материальным выгодам и самосохранению. Современный американский политолог Р, Даль в основу систематизации ресурсов власти закладывает такие естественные человеческие качества, как страх, убеждение, интерес. Согласно классификации Р. Даля, источниками власти являются: социальное положение, экономические возможности, закон и культура законности, популярность, контроль за рабочим местом, обладание информацией, источниками власти могут также являться: вооруженная сила, организация, образование и опыт.
При анализе вопроса о сущности политической власти и властных отношений необходимо обратить особое внимание на проблему насилия в осуществлении власти. Насилие может проявляться не только в нанесении кому-либо материального или физического ущерба или в угрозе нанесения такового, но и в духовном насилии. Последнее может быть выражено во внушении данного поведения подвластному без учета его волеизъявления посредством информационно-психологического воздействия. В данном случае насилие проявляется в манипулировании массовым сознанием граждан, которое может ими и не осознаваться.
Очень часто с такой формой насилия приходится сталкиваться в периоды предвыборных компаний, когда на избирателей обрушивается мощный информационный поток с целью заставить их сделать правильный политический выбор. Реальная власть с необходимостью связана с принудительной силой, вне и помимо ни она не существует, и существовать не может.
Принуждение (насилие) направлено на достижение субъектом власти своей цели вопреки сопротивлению объекта, властного воздействия путем использования силы или угрозы силой, лишения его возможности выбора между подчинением и неподчинением. Однако насилие не может являться единственным средством реализации властной воли.
Насилие как средство осуществления власти возможно в условиях, когда оно проводится в отношении меньшинства и реализуется исключительно в рамках закона. Само по себе оно является выражением силы власти, а не сильной власти, поскольку сильная власть опирается, прежде всего, на поддержку большинства общества, на силу закона и своего авторитета и выражается в эффективности проводимой ею политики.
3. Типы партийных систем
Большее значение для выяснения роли партий в политической жизни общества имеет характеристика партийных систем, в частности, путем их сравнительного анализа.
Партийная система понимается как совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей партий с государственными институтами.
Партийные системы в различных странах мира обладают значительной спецификой и большим многообразием. Исторически складывание типа партийной системы определяется глубинными политическими традициями, характером борьбы политических сил на различных этапах развития общества, особенностями функционирования власти. Особую роль в процессе складывания и развития партийных систем играет действующее в данном обществе законодательство, регулирующее правовые основы и порядок формирования и деятельности партийно-политических сил.
В соответствии с наиболее распространенной методикой все партийные системы рассматриваются как конкурентные и неконкурентные (однопартийные).
Конкурентные партийные системы в свою очередь делятся на многопартийные, двух партийные и многопартийные с доминирующей партией. Степень конкурентности при этом убывает по мере перечисления видов представленных партийных систем.
Многопартийная система (интегральная многопартийность) характеризуется значительным количеством политических партий, имеющих общенациональное значение и играющих самостоятельную роль в политической жизни (например, о Франции, Италии). Как правило, в условиях многопартийности ни одна из представленных в парламенте партий не в состоянии самостоятельно создать правительство, а поэтому исполнительная власть формируется на коалиционной, межпартийной основе. Многопартийность означает, что в обществе посредством многочисленных политических партий представлены интересы самых различных слоев населения, однако она не в состоянии эффективно агрегировать эти интересы и разрозненные требования, а также гармонизировать их.
Многопартийная система содержит в себе предпосылки возможной нестабильности органов государственной власти, частой сменой правительств в результате острой конкурентной борьбы политических партий.
Даже относительно небольшая партия, представленная в парламенте или в правительстве, может дестабилизировать политическую ситуацию и привести коалиционное правительство к отставке.
Двухпартийная система складывается на основе взаимодействия 2-х крупных и наиболее влиятельных в стране политических партий. Двухпартийность не означает отсутствия других партий, в том числе на общенациональном уровне, однако все они практически не вмешиваются в противоборство ведущих политических сил. Такая система показывает свою достаточно высокую функциональность и результативность; она относительно проста с точки зрения выражения интересов и обеспечивает реальную стабильность власти. Система 2-х партий складывается на базе существования мощных средних слоев населения, когда интересы большинства граждан фиксируются в центре политического спектра, а партии радикального толка не имеют массовой базы и сколько-нибудь серьезного влияния.
В условиях двухпартийности каждая из ведущих политических партий обладает возможностью и способна по результатам выборов самостоятельно сформировать правительство.
Основной недостаток этой системы заключается в том, что борьба за власть двух мощных политических партий ведет к отвлечению от созидательной деятельности в периоды длительных избирательных компаний, значительных финансовых и политических ресурсов, а также в том, что в центре внимания конкурирующих сил в большинстве случаев стоят не позитивные цели, а негативные социально-политические факты. Помимо этого фактически исключается серьезная альтернатива со стороны третьей силы, что снижает представительские возможности двухпартийной системы в целом.
Двухпартийность в боле или мене чистом виде встречается преимущественно в англосаксонских странах (США, Великобритания, Новой Зеландии и др.), в то время как многопартийность в ее классическом виде находит свое наиболее яркое проявление у романских народы (Франция, Италия, Испания, государства Латинской Америки и др.).
Разновидностью двухпартийной системы выступает так называемая «несовершенная» двухпартийность или система «двух с половиной партий». Такая несовершенная «двухпартийность» находит, например, свое воплощение в практике политической жизни ФРГ на протяжении всего послевоенного периода.
Однопартийная система, выступающая как система неконкурентного типа, характеризуется полным отсутствием политического плюрализма и, строго говоря, не представляет собой систему партий. Условия ее формирования могут быть различны: она складывается в результате недостаточно развитой социальной дифференциации, господства патриархальных традиций (развиваются страны), а также под воздействием конкретно исторических факторов (результат гражданской войны в СССР).
Однопартийная система способна демонстрировать высокую социальную эффективность, особенно в экстремальных условиях развития страны, кроме того, она обладает особыми мобилизационными способностями. Ее «враждебными» недостатками являются:
1. Неизбежность срастания правящей партии с государством, в результате чего возникает их своеобразный симбиоз, а сама партия начинает утрачивать сущностные качества партийного объединения.
2. Порождает тенденцию к административным методам решения политических проблем.
3. В этих условиях складываются возможности для серьезных злоупотреблений властью, которая находится вне демократического контроля.
4. Отсутствие конкуренции политической партии со временем приводит к определенному политическому застою, росту оппозиционных настроений и в перспективе к серьезным социально-политическим конфликтам.
4. Типы Власти. Разделение власти.
Анализ проявлений политической власти требует рассмотрения способов ее осуществления того, что выступает социальной «технологией» власти.
Классическим в современной политологии является определение типов господства, предложенное М. Вебером. Исходя из его классификации, в основу которой положена мера рациональности действия, выделяют следующие типы осуществления власти: легальный, традиционный и харизматический.
Легальный тип господства связан с рациональным и целенаправленным действием сторон сложившихся властеотношений, он характеризуется подчинением не личности, а установленным законам, опирается на принципы формально-правового начала, связан с бюрократическим уровнем, отличающимся компетентностью и специальной профессиональной подготовкой.
Традиционный тип господства имеет в своей основе традиционное действие субъектов политики. Такой тип осуществления власти сориентирован на веру в традиционно существующие порядок и власть. Этот тип господства относят к обществам, имеющим преимущественно патриархальные структуры управления, а нередко и сословные порядки.
Харизматический тип господства опирается на так называемое аффективное действие и характерен для обществ, развивающихся в необычных условиях, в экстраординарной обстановке. Он авторитарен по своей сущности, основан на авторитете яркой, харизматической личности, силе ее дара. Такой тип осуществления власти чаще всего встречается в переходные или переломные периоды общественного развития, эпохи революционных преобразований, глубоких и сложных социально-политических реформ, национальных войн и др.
В политической литературе предлагаются и иные варианты классификации типов политического господства: демократический и авторитарный (тоталитарный); господство соответствующих классово в антагонистическом обществе (рабовладельческое, феодальное господство, господство буржуазии, пролетариата).
Авторитаризм - политический режим, при котором политическая власть находится в руках одной личности или группы лиц, это антидемократическая форма властвования, основанная на широком применении силы.
Характерные для авторитарных режимов концентрация власти и склонность к силовому разрешению политических конфликтов наиболее рельефно и законченно воплощается в тоталитарной системе властвования.
Тоталитарный - политический режим, осуществляющий полный государственный контроль над всеми сферами жизни общества.
Демократический политический режим связан с признанием народа в качестве источника власти и должен обеспечивать широкое участие граждан в политической жизни общества и процессе формирований властных структур посредством практической реализации их политических прав и свобод. Таким образом, демократический политический режим предполагает народовластие, т.е. предоставление народу всей полноты власти, реальной возможности управления обществом и государством через контролируемые им политические институты.
Важнейшей теоретической и практической проблемой властвования является проблема распределения власти, ее делегирования. Распределение власти, составляющее ее структуру, связано с так называемым разделением властей (деление «по горизонтали») и прав на использование власти между центром и местами (деление «по вертикали»).
Разделение властей - это принцип организации власти в государстве, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная функции власти должны осуществляться разными людьми и разными государственными органами. При этом ни одна из ветвей власти не может вмешиваться в решение вопросов, отнесенных конституцией к компетенции другой, тем более - не может устранить другую ветвь власти. В то же время все они решают задачу взаимного контроля и сдерживания, что создает своеобразную систему сдержек и противовесов.
Концепция разделения властей в ее классическом виде была сформирована в XVII-XVIII вв. (Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Мэдисон). Смысл ее состоит в том, чтобы ограничить возможность произвола государственной власти по отношению к гражданам, не допустить ее узурпации или чрезмерной концентрации в одних руках или одним государственным институтом.
По мысли авторов или сторонников этой концепции, разделение властей позволяет более эффективно осуществлять управление государством.
Разделение власти на три ветви не должно пониматься как отсутствие единой системы власти.
В то же время не следует считать, что, если не осуществляется в «чистом» виде принцип разделения властей, то не существует никакой дифференциации в системе властеотношений. В любом случае власть должна быть единой, а «специализация» ее ветвей не должна являться помехой.
Литература:
1. Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. Социальные основы политических систем. - М., 1999.
2. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1998.
3. Болл Т. Власть. //Полис, 1993, № 5.
4. Борисов В.К. Теория политической системы. - М., 2001.
5. Вебер М. Избранные произведения. Под ред. Ю.Н. Давыдова - М., 1990.
6. Вебер М. Политика как призвание и профессия. - М., 1990.
7. Власть и общество. Методическое пособие. НГТУ, 1993.
8. Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1986.
9. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. - М., 1999, № 3.
10. Краснов Б. И. Политическая система. //Социально-политический журнал. 1999 год. № 5.
11. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений.//Социально- политический журнал, 1994, № 6.
12. Макиавелли Н. Избранные сочинения - М., 1982.
13. Политология. Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998.
14. Силин А. Философия и психология власти. - М., 1995.
15. Фарукшин М.Л. Политическая система общества. - М., 1991.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR