Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Курсовые работы arrow Философия, Политология, Социология arrow Социальная работа в системе профессий социальной сферы

Социальная работа в системе профессий социальной сферы

Социальная работа в системе профессий социальной сферы
Содержание
Введение 3
1. Понятие социальной работы и ее содержание 6
1.1. Социальная работа как общественное явление 6
1.2. История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России 8
1.3. Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии 11
2. Социальная работа как профессиональная деятельность 19
2.1. Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы 19
2.2. Специфические черты социальной работы как профессии 23
2.3. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы 27
Заключение 29
Список литературы 30
ВведениеАктуальность темы курсовой работы обусловлена следующими соображениями. С 1990-х гг. XX в. по настоящее время макросоциальные институциональные изменения в российском обществе потребовали адекватной теоретико-методологической основы их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации, циклическая концепция, активистско-деятельностная парадигма, теория самоорганизации. Независимо от теоретической трактовки институциональных изменений, они, сами по себе, создали принципиально новые поля для исследователей. Одним из таковых, несомненно актуальным для современного российского общества, является проблема профессионализации социальной работы.
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. И это особенно актуально в ситуации, когда практически в любой профессиональной области быстро происходит смена труда без перемены места, а специалисты должны овладевать родственными или смежными профессиями. Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве. В связи с этим компетентность в разных областях - главное, что характеризует способность социального работника помогать людям в современном обществе.
Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, цель курсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
- определить место и роль социаль ной работы в современном мире
- рассмотреть историю становления социальной работы как профессии
- выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.
Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию проблем социальной работы в системе профессий социальной сферы заложены в фундаментальных классических и современных ра¬ботах М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Р. Мертона др. а также отечественных ученых: В. Иванова, Л. Ионина, В. Радаева, А. Филиппова, В. Ярской. Вопросы истории российской социальной работы активно разрабатывают М. Фирсов, В. Лыткин, П. Нещеретный. Проблемами теории социальной работы занимаются Е. Холостова, Л. Гуслякова, А. Панов, П. Павленок, И. Зайнышев, Е. Студенова и др.
Объектом исследования выступает социальная работа как вид профессиональной деятельности. Предмет исследования - особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Научная новизна исследования раскрывается в следующих положениях:
- социальная работа рассматривается как подсистема в рамках системы профессий социальной сферы;
- определены факторы, влияющие на становление социальной работы как профессии;
- выявлены и систематизированы основные подходы к пониманию специфики социальной работы как профессии социальной сферы.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.

1. Понятие социальной работы и ее содержание1.1. Социальная работа как общественное явлениеВ обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа - это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам - целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, - они существенно различаются.
Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью - освобождение его от нужды в социальных работниках.
Социальная работа - это профессия для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы.
Социальные работники традиционно работали в двух уровнях помощи людям:
микроуровень непосредственной работы с людьми и макроуровень, который включает гражданскую активность, программирование общественной деятельности и развитие социальной политики. Социальные работники зачастую стараются оказывать воздействие на политику правительства путем непосредственной работы в правительстве или путем общественных выступлений с тем, чтобы улучшить экономические и социальные условия жизни маргинальных слоев общества. Эти группы могут включать пожилых людей, детей, малообеспеченные семьи, расовые и этнические меньшинства, а также инвалидов. Социальная работа как профессия служит «открытого общества» посредством борьбы за социальную и экономическую справедливость, чтобы с помощью этих усилий направить людей на борьбу за создание более справедливого и гуманного общества.
Социальные работники часто работают с клиентами, страдающими от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной беременности и др. Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами.1.2. История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в РоссииСоциальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).
Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл.
Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.
Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).
В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).
Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.
На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня - помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
Институт современной социальной работы в России возник как результат деятельности определенных социальных групп, элементы которых представляют собой достаточно активных субъектов, обладающих социальным мышлением и ответственностью . Несомненно, данный институт имеет свою социальную базу, основу возникновения которой заложили естественное и социальное неравенство, социальная дифференциация общества в целом.
Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).
Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.
Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.
Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.
Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).
Третий этап: реформы 1861 г. - 1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, «открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.
Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.
1.3. Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессииВ XIX в. социальная работа как область научного познания в своей еще допарадигмальной стадии начинает осмысливаться в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстесберга, Г. Спенсера, Г. Шмоллера, А. Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости . Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на основе дедуктивных и индуктивных рассуждений.
Дальнейшая ревизия устоявшихся традиционных подходов была проведена в связи с пониманием процессов зависимости уровней бедности от уровня развития экономических основ общества . В связи с этим социальная работа обращается к социологии: в практике общественной поддержки впервые начинают использоваться методы социологического исследования с целью получения адекватной картины пауперизма. Количество эмпирических данных нуждалось в определенной систематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы .
В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывалась с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. На этом этапе происходит интенсивное сближение практической социальной работы с эмпирическими психологией (бихевиоризмом и психоанализом) и социологией (исследование в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой и психиатрией. Именно на этом этапе возникает потребность теоретического осмысления социальной работы, пополнение ее знаниями из разных областей гуманитарных наук.
Среди многочисленных теорий обоснования социальной работы (социологических, политологических, экономических, культурологических, психиатрических и др.) психологические знания стали занимать довольно видное место. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические теории личности и др.
Психологические концепции помогают объяснить модели отклоняющегося поведения субъектов, что связано с основной проблематикой социальной работы, направленной на социальную патологию. Интерпретации девиантного поведения личности представлены в моделях предрасположенности, внутренней мотивации и психосоциальной модели Линга. Каждая модель по-своему описывает и интерпретирует рискованное поведение субъекта, приводящее его к асоциальному поведению .
Интенсивное развитие социальной работы в России создало для представителей научного социума принципиально новое поле исследований. По сути потребовалось изучение всех основ и аспектов функционирования данного общественного явления. Особую актуальность приобрела проблема методологии социальной работы как особого вида технологии реализации социальной политики.
Полиморфизм термина «социальная работа», незавершенность процесса определения его сути, а также относительная инновационность социальной работы для России (как теории, так и практики) усложняет решение поставленной проблемы . Сегодня под социальной работой понимают и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебную дисциплину, и науку, и формирующийся социокультурный институт.
Наука - это определенная исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний. Эта деятельность осуществляется при наличии: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; учреждений с соответствующей материальной базой; методов, отражающих специфику изучаемого объекта.
Конечно, процесс становления социальной работы как науки еще далек от завершения. На сегодняшний день методологические и теоретические основы (базовые закономерности) социальной работы находятся в стадии разработки, многие методы носят междисциплинарный характер, а то и просто заимствованы из других наук (социологии, психологии, педагогики). Тем не менее каждая наука в соответствии со своей спецификой явно или неявно стоит либо на материалистических, либо на идеалистических позициях и использует диалектический или метафизический метод познания действительности. Эти моменты определяются конкретными философскими учениями и концепциями, выполняющими методологическую функцию для данной науки и подчас полярно отличающимися друг от друга своей сутью, взглядами на процессы развития общества и роль человека в нем.
В настоящее время для теории социальной работы как полифункциональной междисциплинарной науки характерен, с одной стороны, чрезвычайно большой разброс различных теорий, а с другой полное отсутствие собственных фундаментальных теорий и лишь разработка «небольших» концепций. Например, идеи когнитивизма смыкаются с ролево-коммуникативным подходом, сочетающем в себе и психологическую, и социологическую направленность.
В этой связи тем более важно ознакомиться с теми теоретическими подходами, которые и содержат элементы комплексности, и отражают современный уровень теоретических осмыслений социальной работы, и показательны для социальной реальности в целом, и, главное, могут наметить те пути к поиску новых теорий или их комбинаций, которые наиболее полно охватывали бы и интерпретировали все феномены социальной работы.
Так, в когнитивном (познавательном) подходе фактором, непосредственно сказывающимся на поведении и действиях индивида, становится мир познания, т.е. мир, преломленный через призму внутренних механизмов и структур сознания, так называемая ментальная репрезентация объективного мира . Социальный работник, ориентирующийся в своей работе с клиентом на идеи когнитивизма должен отчетливо представлять их: человек может быть лучше всего понят, когда он ищет определенную цель или стремится к ней, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни; человек создает свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что узнал и понял; человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой он изменяет эту реальность, изменяясь сам. Однако концептуальные рамки когнитивизма создают круг неразрешимых эпистемологических проблем, таких, как сведение социальных фактов к когнитивным конструктам, чреватое исчезновением из социального поля зрения и социального работника, и клиента; отсутствие объяснительных моделей, раскрывающих механизм построения когнитивных структур у клиента в процессе социального опыта; дефицит теоретических интерпретаций индивидуальных действий клиента как детерминированных или опосредованных когнитивными структурами; неспособность преодолеть классический дуализм субъект-объектных отношений.
К когнитивной концепции осмысления социальной работы тесно примыкает и ролево-коммуникативный подход , который, являясь по своему содержанию теорией психолого-социологической ориентации, занимает в теории и практике социальной работы важное место. Согласно этому подходу, человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием, т.е. формирует свои представления о собственной роли в жизни, использует свои средства коммуникации в различных схемах общения и социального поведения. Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать установки и практику всех стилей общения, особенности коммуникации людей в соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни; методы освоения известных образцов поведения людей, известных моделей их общения в процессе исполнения ими различных или идентичных ролей; причины возникновения экстра- и интроролевых конфликтов и способы их разрешения. Главное для социального работника, использующего этот подход для разрешения конкретной проблемы в конкретной ситуации клиента, является тщательный анализ хода следования клиента определенным ролям и отклонениям от него в различных и сходных социально-психологических ситуациях, выявление коммуникативного потенциала личности и выяснение условий реализации коммуникации, на основе которого и осуществляется разработка оптимальной для данного клиента технологии помощи.
Тем не менее только ролево-коммуникативная модель в ее когнитивной интерпретации не разрешит проблем клиента. Следует обратить внимание на социально-конструкционистскую теорию, где, во-первых, философская дихотомия субъекта объекта трансформируется в триаду: индивидуальный субъект социальный субъект, опосредующий отношения индивида к третьему элементу аналитической ситуации природному или социальному объекту; конституируются устойчивые образцы «социальной связанности» индивидов, вступающих в коммуникативные связи посредством в основном, естественного языка как инструмента социальной практики; знание о мире у человека является совокупностью конвенциональных дискурсивных артефактов или продуктов исторически локализированных взаимных отношений между членами социума; постулируется ключевая роль конвенциональных форм интерпретации опыта.
Социальный работник, учитывая изменчивость коммуникативных, конвенциональных, конфликтных процессов, в ходе лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместных действий с ним создает в его представлениях устойчивые социальные конструкции позитивного плана, укрепляя их позиции как истинные, конституирует образцы социальных действий клиента, поощряя развитие одних и препятствуя распространению других. Такая взаимосвязь представлений, понятий и действий, возникшая в ходе интеракции между социальным работником и клиентом, оказывается более полезной для реализации задач локальной социальной координации клиента в социуме.
Дискуссия в начале 90-х гг. в России о соотношении социальной работы и социальной педагогики, их сходстве и различиях воплотилась в так называемый социально-педагогический подход , главным содержанием которого являются: социализация и ресоциализация личности; педагогизация окружающей среды, необходимость компенсации ее негативного влияния путем создания альтернативных институтов; оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья человека.
В аспекте педагогизации социальной работы небезынтересен также эвохомологический подход , или, иными словами, рационализированная теория оздоровления жизнедеятельности личности, подразумевающая комплекс инструментов или средств и приемов организации личности для творческой, здоровой, научно обоснованной жизнедеятельности. Речь идет о воспитании человека, а точнее его самовоспитании, опирающемся на самоответственность, самоконтроль, самоуправление, предполагающее его саморазвитие и самосовершенствование без внешнего воздействия или принуждения. Социальный работник, имеющий в своем арсенале знания и умения, положения, постулаты, приемы вышеназванной социальной педагогико-эвохомологиче¬ской модели, естественно, способен оказать клиенту эффективную помощь, быть более действенным как на уровне личности, так и на уровне социума в осуществлении социального порядка.
Новым научным направлением стала витально-ориентированная теория , имеющая в своей истории давнюю традицию сосуществования различных школ витализма (их борьбу, достижения и неудачи), узловыми понятиями которой являются «концепция жизненных сил», «индивидуальная субъектность», «социальная субъектность» и «генетический подход к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа». В этой модели можно выделить ряд положений. Прежде всего констатируется важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.), при этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение биофизиологические основы жизни человека.
2. Социальная работа как профессиональная деятельность

2.1. Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.
Социальная работа ориентирована на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.
Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть :
- социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ССУЗов, ВУЗов и др.);
- социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);
- социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих и общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;
- социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной защиты на дому и другие органы опеки);
- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);
- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому).
23 апреля 2001 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.
Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе?
В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.
В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы .
Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте .
Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

2.2. Специфические черты социальной работы как профессииСоциальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).
Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума.
Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к атомизации фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем» . Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире.
Попытки социальных работников найти объективные и научные способы решения человеческих проблем часто вызывают недоверие, ибо данная сфера рассматривается как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу личной жизни, предлагая свой «профессионализм» как частичную замену неформальных межличностных контактов вроде родственной поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение.
Обыденное сознание сопротивляется внедрению «научного подхода» в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь.
Другой способ описания специфики социальной работы по отношению к другим видам деятельности в социальной сфере (в частности, благотворительности), - состоит в описании, определении деятельности социальных работников как деятельности «профессиональной». Именно слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно указывают на некий круг проблем и на набор приёмов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на собственных критериях успешного разрешения специфических для данной профессии проблем .
Помимо этого, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента.
Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
Однако главная причина неоднозначности и противоречивости социальной работы как профессии кроется в ее глубокой зависимости от современного государства, в ее своеобразных симбиотических отношениях с ним . Многие социальные работники служат в различных государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с ценностями профессии. Именно со стороны социальных работников порой исходит наиболее острая критика в адрес государственной политики.
Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей. Позиция социальных работников как специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав наименее защищенных слоев населения.
2.3. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы Социальная работа как вид деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто ее осуществляет), мотива (почему он это делает), цели (к чему он стремится), способов (при помощи каких прин¬ципов и приемов она реализуется) и методов (при помощи каких техник достигается ее цель или результаты), а также объекты (на что направлена данная деятельность). При этом в качестве объектов выступают конкретные индивиды, социальные группы и общество в целом.
Выделение различных уровней осуществления социальной работы как вида профессиональной деятельности, обозначение ее субъектов и объектов позволяет утверждать, что наиболее трудоемким является ее осуществление на микроуровне. Данное обстоятельство задает определенный набор требований к личности социального работника, заставляет формировать определенные ценностные ориентации и установки. Суть социальной работы как профессии, относящейся к типу «человек - человек» состоит в оказании помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и объективно поддается социально-психологическому анализу. Можно утверждать, что в отечественной психологии формируется новое направление - психология социальной работы, которая концептуально включает в себя изучение психологии деятельности социального работника, психологии его личности и психологии объектов (клиентов) социальной работы. Например, изучение психологии клиентов социальной работы показывает, что при всем их разнообразии и непрерывном процессе появления новых сохраняются общие черты и специфика их психологии: дезадаптированность, девиантность, наличие личностных проблем и т.д.
Изучение личности социального работника включает исследование специальных способностей, необходимых для эффективного осуществления деятельности по оказанию помощи. Именно их наличие определяет профессиональную пригодность тех или иных претендентов на социальную работу и уже практикующих специалистов.
К числу наиболее значимых специальных способностей можно отнести эмпатию, терпение, настойчивость, высокий уровень интеллекта, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, коммуникативность, способность помогать людям в трудных ситуациях и т.д. Конечно, набор специальных способностей «идеального социального работника» априори задается спецификой объектов, характером их проблем, выбором методов и технологий их решения, а также особенностями социально-экономических условий, в которых осуществляет свою деятельность социальный работник. Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что до настоящего времени вопрос о модели профессиональной пригодности социального работника до конца не решен. По сути, данная модель должна отвечать на следующие вопросы: какие из социально-психологических способностей необходимы для тех или иных практических достижений; какая из способностей выступает в качестве доминирующей, какой набор способностей является оптимальным и т.д.
К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся : образованность, воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание), гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, деликатность и тактичность, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственность, умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, стремление к постоянному повышению профессиональных знаний.

ЗаключениеИтак, социальная работа - это профессиональный вид деятельности, направленный на гармонизацию человеческих отношений в широком смысле и на помощь нуждающимся в узком смысле.
На протяжении последних лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа.
Авторы «Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе», изданного в г. Барнауле определяют социальную работу как «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .
Н. С. Данакин определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем» .
Итак, социальная работа определяется как деятельность, следовательно, в социальной работе как виде деятельности существует объект и субъект этой деятельности.
Основное отличие социальной работы от других профессий социальной сферы - это ее комплексный характер.
Другое важное отличие социальной работы - это то, что социальные работники никогда не являются послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих «клиентов». Социальные работники действительно выполняют функцию «мягкого» контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают и как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий и маргинализации, неравенства и угнетения, отчаяния и социальной депривации.
1. Список литературы
Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.
2. Буторина А.А. Статусное определение социальных работников как проблема современного российского общества // «Социальные проблемы. ХХI век.»: Материалы Международного круглого стола. - Ярославль, 2006.
3. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе - Барнаул, 2001
4. Основы социальной работы: Учебник/ под ред. П. Д. Павленка, М.: Инфра - М, 2001, 395 с.,
5. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск 2007
6. Российская энциклопедия социальной работы- М.,2006,ИСР,под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой
7. Теория и методика /технология/ социальной работы:Учебная программа - Москва,2002
8. Теория и методика социальной работы - М.,2004, под ред. В. И. Жукова, Аспект - Пресс
9. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.
10. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М.,»Союз»,2005.
11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М., 2003
12. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С. 72 74.
13. Григорьев С.И. Социальная работа в России: содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения. -Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 2002. Ч. 1, 2.
14. Вало А. Эвохомология как научная система рационализации жизни человека // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула. 2003. Т. 2. С. 57 62.
Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С. 72 74.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
Проверить тИЦ и PR