Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

Статистическое наблюдение

Рефераты - Философия, Политология, Социология
Статистическое наблюдение
Введение 3
1. Понятие статистического наблюдения 4
2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения 8
3. Организационные вопросы статистического наблюдения 16
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует прежде всего собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки).
Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития страны.
Формирование информационной базы статистического исследования социальных явлений и процессов - сложный, многоступенчатый процесс.
В этом процессе выделяются следующие обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа (стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).
Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют законченный вид всякого статистического исследования.
Целью настоящей работы является рассмотрение метода статистического наблюдения.
1. Понятие статистического наблюдения
Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования - планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Например, во время проведения переписи населения в отношении каждого жителя страны, подлежащего переписи, регистрируются такие признаки, как пол, возраст, национальность, семейное положение, образование, источник средств существования и т.д. А при регистрации преступления в соответствующих документах единого учета (форма № 1 - статистическая карточка на выявленное преступление) учитываются существенные уголовно-правовые признаки (квалификация преступления, категория преступления, объект и предмет преступного посягательства, способ его совершения и т.д.), уголовно-процессуальные (кем и когда возбуждено уголовное дело, чья подследственность и т.д.), криминологические (виктимологические) - число потерпевших, их пол, возраст, отношение к виновному в совершении преступления и другие значимые в научно-практическом отношении признаки.
Статистическое наблюдение как целенаправленный, научно организованный и методически контролируемый учет признаков и свойств массовых явлений, событий, факт ов - основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализаций государственных мер социального контроля над правонарушениями.
Сформированные в процессе наблюдения данные - исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которыми статистика характеризует изучаемые явления. Значимость этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на его последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.
Полученные в результате наблюдения «статистические данные» представляют собой, образно говоря, лишь «сырье». Информацией они становятся только в процессе научной обработки, анализа.
Результаты исследования ценны лишь в том случае, если базируются на фактическом материале. Именно поэтому изучение общественных явлений должно опираться на прочный фундамент из точных и бесспорных фактов. А для того чтобы это был действительно фундамент, при исследовании общественных явлений необходимо брать не отдельные факты или фактики (как это иногда бывает в средствах массовой информации), а всю совокупность относящихся к рассматриваемому процессу фактов и свойств, их выражающих.
С точки зрения обыденного сознания термин «факт» не требует никаких пояснений. В науке же существуют различные точки зрения относительно понимания гносеологической сущности факта.
Термин «факт» используется в следующих значениях: как явление действительности, как разновидность научного знания. Определений факта существует много, но все они, как правило, могут быть сведены к содержанию этих двух положений. В данном случае мы следуем точке зрения тех авторов, которые рассматривают факт как простейший элемент эмпирического знания, а фактическое обобщение как отражение массовидного характера социальных явлений.
В этой связи необходимо обратить внимание на определенную связь и отличие статистического наблюдения и непосредственного восприятия человеком явлений и фактов окружающей его действительности. Очевидно, не всякое собирание сведений может быть названо статистическим наблюдением. С одной стороны, статистическое наблюдение может базироваться на собственном наблюдении человеком интересующих его фактов, например, путем опроса населения или измерения конкретного параметра наблюдаемого объекта и т.д. Статистический характер такому наблюдению обеспечивает регистрация соответствующих признаков устанавливаемых фактов в определенном инструментарии - опросном листе, анкете, бланке и других учетных документах. С другой стороны, статистическое наблюдение - это и процесс сбора информации по уже зарегистрированным данным, например по отчетности. Если в первом случае информация получается как бы из первых рук, т.е. она первична, то во втором - она вторична. В этом как раз наиболее ярко выражены отличия статистического наблюдения от непосредственного восприятия человеком конкретных явлений и фактов общественной жизни.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, научно-исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.
Статистика изучает массовые процессы, поэтому статистическому наблюдению подлежит масса отдельных элементов интересующего нас явления. Теоретический анализ, основанный на закономерностях развития явлений и позволяющий углубить наше понимание существа массовых процессов, как правило, базируется на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т.е. связан с необходимостью сбора исходных данных. Статистические (количественные) методы в сочетании с индуктивным рассуждением (от частного к общему) всегда преследуют цель получения статистического заключения, представляющего собой не что иное, как индуктивный процесс, выступающий составной частью научного метода изучения массовых социальных явлений.
Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизированной обработке.
Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.
К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
К организационным - выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практические вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.
Непосредственный сбор массовых данных - это заполнение статистических формуляров - документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т.д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие наблюдение.
Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контроля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Определение целей и задач статистической работы является исходным пунктом при организации статистического наблюдения в любой отрасли статистики. Например, изучая преступность, можно поставить перед собой цель исследовать личность преступника, давая ей подробную характеристику по комплексу социальных, демографических, криминологических и уголовно-правовых признаков, или изучить причины и условия, способствующие совершению преступлений, виктимологические показатели и т.д. Очевидно, в зависимости от поставленной цели в одном случае необходимо подвергать регистрации одни признаки, в другом - другие.
Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто. Исходя из целей статистического наблюдения, ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе его проведения. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.
Главная задача (цель) статистического наблюдения для правоохранительных органов - регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.
После установления целей и определения задач статистического наблюдения при его подготовке необходимо точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.
Объект статистического наблюдения. Четкое формулирование целей и правильная постановка задач статистического наблюдения позволяют также определить объект наблюдения, под которым принято понимать совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Например, объектом наблюдения при переписи населения является совокупность жителей страны.
При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно взаимосвязаны и обладают многими признаками (свойствами). Это необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости данных.
Для четкого определения наблюдаемой совокупности следует указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Так, если объектом наблюдения является население, то обязательно указывается, какое это население - постоянное, т.е. постоянно проживающее в данном месте жительства, или наличное, т.е. находящееся в данном месте в момент переписи. При учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или иные правонарушения, как не относящиеся к данной совокупности.
Недостаточно четкое определение объекта наблюдения может повлечь за собой ошибки в данных и привести к неправильным выводам. Например, поставлена задача изучить эффективность борьбы органов внутренних дел с преступностью по линии уголовного розыска (убийства и покушения на убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования и покушения на изнасилование, грабежи, разбои, кражи, хулиганство и др.). Если при проведении соответствующего статистического наблюдения в общее число предотвращенных и выявленных преступлений будут включаться по тем или иным причинам преступления, борьба с которыми возложена на аппараты отделов борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП), то это приведет к искажению фактического положения дел: вызовет искусственное увеличение числа преступлений, зарегистрированных по линии уголовного розыска. Чтобы избежать подобного рода ошибок в определении границ наблюдаемого объекта, исследователь должен знать как теоретические положения юридических наук и законодательство, так и приказы, инструкции и наставления, изданные ведомствами, учреждениями соответствующих правоохранительных органов.
Учитывая собирательный характер термина «правовая статистика», необходимо вести речь об .объектах статистического наблюдения применительно к трем ее составным частям: уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистике.
Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики, как отмечалось, заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой - охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней. Но чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющей собой совокупность (сумму) отдельных преступлений, надо начинать именно с регистрации каждого отдельно взятого преступления (слагаемых).
Конечно, преступность - это не только арифметическая совокупность преступлений. В содержательном плане она обнаруживает себя как определенная грань функционирования социального организма - общества и государства. За совокупностью преступлений (и преступников) надо видеть, что мы имеем дело с отрицательным явлением, нарушающим нормальное функционирование данной социальной системы, свидетельствующим о существенном неблагополучии в ней. Так, на протяжении последних трех лет преступность в нашей стране как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния формируется в силу, реально угрожающую социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Рост преступности повышает социальную напряженность, вызывает возрастающее и обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.
Иными словами, как индикатор социального неблагополучия преступность есть определенное качество.
Как вид поведения преступность существует в отдельных преступлениях. Очевидно, в преступности довольно явственно проявляется единство количества и качества. Количественные и качественные характеристики преступности изменчивы и подвижны.
Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.
Единица наблюдения - неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения (иногда ее называют единицей совокупности) - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди - это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек - единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и отдельная семья. В правовой статистике такими единицами являются преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.
Отчетная единица - это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность - это данные как о фактах преступлений, так и о лицах, совершивших преступления.
Единицы измерения в уголовной статистике обусловливаются целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, например определение объема проделанной работы, то же уголовное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.
Очень важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак - это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.
Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного объекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные- это первейшие условия успешной статистики.
Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определенных показателях весь ход реализации государственных мер социального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.
Научная основа таких программ - теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социальному контролю над ней.
Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории Российской
Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.
Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики - характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника; 2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) деятельность других правоохранительных органов.
Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.
Поскольку программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов, поэтому мы рассмотрим подробно ее при ознакомлении с отчетностью в правоохранительных органах.
К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.
Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.
Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей. Это широко практикуется и при проведении криминологических исследований отдельных проблем преступности.
Вопросы программы наблюдения размещаются на специальном бланке - статистическом формуляре.
Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.
Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ.
Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие операции при формировании больших массивов баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.
Характеристика признаков объектов статистического наблюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения страны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистрации преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.
Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.
3. Организационные вопросы статистического наблюдения
Правильное и своевременное решение широкого спектра организационных вопросов наряду с тщательной методологической подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения.
Напомним, что к организационным вопросам статистического наблюдения относятся - выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.
Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статистическую отчетность; специально организованное наблюдение; регистры и мониторинг.
Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период.
Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.
Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность.
Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и представляется в органы государственной статистики.
Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России. Отчетность по формам, не утвержденным в установленном порядке, является незаконной («дикой») и подлежит отмене.
Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: а) номер формы и дату ее утверждения; б) название формы; в) отчетный период и дату представления отчетности; г) адреса, в которые должна представляться отчетность; д) наименование и адрес отчитывающейся организации, предприятия, учреждения; е) должности лиц, обязанных подписать отчет и ответственных за его составление.
Система отчетности и объем ее показателей определяются перечнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом России. Табель представляет собой список действующих форм оперативно-статистической отчетности.
В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подразделения) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России.
По способам представления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой, по содержанию - типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.
Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в области реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:
- отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными; при этом стремление к достижению полноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработку данных;
- данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообразны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам времени.
Специально организованное статистическое обследование (как вторая форма наблюдения) в правовой статистике используется реже. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показатели, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более детально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.
Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись - это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Перепись населения страны в целом - одно из наиболее крупных и сложных мероприятий такого рода.
Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.
В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. Поскольку в правовой статистике эти формы наблюдения не находят применения, мы не останавливаемся на них.
В современных условиях получает распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности - мониторинг. Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень.
Так, например, в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны необходим объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом направлении, на локализацию которых должна быть направлена Деятельность федеральных органов государственной власти и, следовательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение, в частности, являются:
увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; б) увеличения бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетельствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не имеющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновения в различные властные структуры; в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли и др.
Поэтому первоочередная задача Госкомстата России, его органов на местах и ведомственных систем статистики, в том числе и правоохранительных, - создание организационно-информационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией о них.
На практике мониторинг обычно выходит за рамки традиционного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом конкретном случае он может явиться важным источником статистических данных, информации3.
Виды статистического наблюдения. По времени регистрации фактов статистическое наблюдение подразделяется на текущее или непрерывное; периодическое или дискретное; единовременное или прерывное.
Текущее наблюдение проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения. Это систематическая регистрация фактов, например, при регистрации рождений, браков, смерти, преступлений и т.д. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления. Соответственно, отчетность по срокам -представления бывает ежедневной, недельной, месячной, квартальной и годовой. Причем отчетность с периодичностью до года называется текущей.
Если наблюдение проводится через определенные промежутки или периоды времени, то такое наблюдение является периодическим. К такого рода наблюдениям относятся переписи населения, которые, по рекомендациям международных статистических органов, должны проводиться не реже чем через 10 лет, в год, оканчивающийся на ноль, или смежный, т.е. оканчивающийся на единицу или девятку.
Единовременное наблюдение производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.
По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным.
Сплошное наблюдение - это полный учет всех единиц совокупности. Такой вид наблюдения дорогостоящий, поэтому в последнее время органы государственной статистики все чаще прибегают ко второму виду наблюдения. Кроме того, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечивает полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Это касается и регистрации преступлений, ставших известными органам уголовной юстиции. Конечно, преступления должны быть учтены полностью, без единого пропуска. Но хорошо известно, что это далеко не так.
Несплошное - это такое наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному. Поэтому несплошное наблюдение можно подразделить на способ основного массива, выборочное и монографическое.
Обследование основного массива заключается в том, что регистрации и изучению подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы наблюдения, имеющие доминирующий удельный вес во всей совокупности. Например, при изучении криминологической обстановки в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие ведущее место по основным показателям (территории, численности населения, совершенным преступлениям и т.п.). Полученные результаты с известной долей условности могут распространяться и на другие районы области. Именно этот вид используется для организации наблюдения за ценами на городских рынках.
Монографическое наблюдение (обследование) применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов, например воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Такие обследования характерны для популяризации передового опыта, при исследовании вопросов, ответ на которые нельзя получить из данных статистической отчетности.
Монографические обследования часто проводятся для составления («обкатки») программы нового массового наблюдения. Они дают возможность уточнить структуру исследуемой совокупности, связь между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление.
Наиболее распространенным способом несплошного наблюдения является выборочный. Необходимость прибегать к выборочным методам объясняется либо невозможностью, либо экономической невыгодностью исследований всей генеральной совокупности. Невозможно, например, определить среднюю долговечность электролампочек или качество консервов сплошным исследованием - для этого пришлось бы пережечь все электролампочки или вскрыть все консервные банки!
Сущность метода выборочного наблюдения состоит в том, что, поскольку изучить всю статистическую совокупность часто невозможно или затруднительно, исследуется доступная наблюдению либо специально отобранная ее часть (выборка) и на основе этого делаются выводы о всей совокупности в целом.
Способы статистического, наблюдения. Само получение статистической информации проводится различными способами, важнейшими из которых являются: а) непосредственное наблюдение; б) документальный учет фактов; в) опрос. В научной литературе используются и другие основания классификации.
Заключение
Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования - планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Сформированные в процессе наблюдения данные - исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которыми статистика характеризует изучаемые явления. Значимость этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на его последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.
Определение целей и задач статистической работы является исходным пунктом при организации статистического наблюдения в любой отрасли статистики. Например, изучая преступность, можно поставить перед собой цель исследовать личность преступника, давая ей подробную характеристику по комплексу социальных, демографических, криминологических и уголовно-правовых признаков, или изучить причины и условия, способствующие совершению преступлений, виктимологические показатели и т.д. Очевидно, в зависимости от поставленной цели в одном случае необходимо подвергать регистрации одни признаки, в другом - другие.
Список использованной литературы
1. "Инструкция по ведению судебной статистики" (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 169) // СПС Консультант плюс.
2. Казанцев С. Я., Лебедева С. Я. Правовая статистика М., 2011.
3. Лунеев В.В. Юридическая статистика. М., 2011.
4. Лялин В.С. Правовая статистика. М., 2011.
5. Общая теория статистики / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика. 2011. - 432 с.
6. Савюк Л.К. Правовая статистика. М.: Юрист, 2011.
7. Судебная статистика: Преступность и судимость. / Под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М.: РИЮД. 2011. - 456 с.
8. Фирсов А.В. Правовая статистика. М., 2011.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR