Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Сущность и критерии гуманистического восприятия мира

Сущность и критерии гуманистического восприятия мира

Сущность и критерии гуманистического восприятия мира
Как известно, гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании евро-пейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно су-дить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление (учение), претендующее на роль духовного и практического ли-дера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма [45: 21].
Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испыта-ние временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Вместе с тем само понятие гуманизма не имеет четких очерченных границ: это приводит к широкому, и порой противоречивому, толкованию этого феномена - от человеколюбия (Петрарка, Данте, Эразм Роттердамский, Ф. Раб-ле, Монтень) до индивидуализма и его крайности - эгоизма (Штирнер, Ницше). А римские писатели и мыслители Цицерон и Варрон употребляли существительное «humanitas» и прилагательное «humanus» для обозначения высокой образованности и учености. В период поздней античности под гуманизмом понималось, прежде всего, духовно-интеллектуальное направление развития общества [38], которое, кстати, наиболее созвучно современным исканиям, в которых гуманизм воспринимается как миро¬воззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счас¬тье, развитие и проявление своих по¬ло-жительных способностей, на сво¬бодное и ответственное участие в жиз¬ни мира и общества.
Социальный характер гума¬низма позволяет его исследователям дать ему еще одно оп¬ределение: гуманизм - это общественное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой циви-лизации, разви¬вавшаяся в последующие века и сохра¬нившаяся в современ-ной культуре как ее общечеловеческая основа [85].
Практически все исследователи гуманизма отмечают, что, как миро-воззренческий принцип, гуманизм был реализован уже на ранних этапах итальянского Возрождения, хотя и ограничивался критикой средневековой схолас¬тики и религиозного догматизма в истолковании текстов филологи-ческих и истори¬ческих памятников, выявлением в источнике внутренних противоречий.
В большинстве современных исследований проблемы гуманизма рассматриваются как направление развития общественного соз¬нания, как тип и форма духовно-нравственной ценности.
В связи с этим в гуманистической традиции выделяют два аспекта: общностный и личностный. В результате единая проблема гуманизма рас-падается на два модуса, которые, при их абсолютизации и противопостав-лении приводят к целому ряду проблем и проблемных последствий. Однако чаще всего в исследованиях про¬блемы гуманизма подразумеваются и тот, и другой аспекты, что создает известные методологические трудности. В определенной мере следствием этого является отождествление теорети-ческого гуманиз¬ма, сформулированного в различных гуманистических теориях и учениях с практическим их использованием [29].
В. Кувакин полагает, что гуманизм является следствием естественно присущей человеку человечности...«доброжелательность, сочувствие, со-страдание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.» [85: 102].
А. Круглов, Л. Балашов, Е. Сметанин А. Суворов и многие другие ав-торы считают, что гуманизм есть человечность, т.е. "готовность строить совместную жизнь на минимуме самых простых, непосредственно ощущаемых каждым, универсальных ценностей (очевидном взаимном праве каждого на жизнь, достоинство, собственность), предоставив взгляды на все иное свободе совести" [54; 85].
В. Энгельгардт замечает, что «гуманистическое восприятие мира, в котором мы живем, с полным основанием можно считать проявление того, какое место в нашем сознании занимают заботы о судьбах, нуждах и предначертаниях человечества - и как биологического рода в его разных формах сообщества и как индивидуума, личности [100; 84].
Л. Никитич отмечает, что гуманизм есть антизло, а ещё из древних книг известно, что это - отвращение от лжи, отвращение к убийству, отвра-щение к тирании. И до тех пор, пока будет существовать человек и человечество, общечеловеческими ценностями будут ценности гуманистические [90; 80].
В современном понимании гуманизм исходит из того, что достижение этих целей возможно лишь в условиях демократии и свободы, представляющих собой огромную ценность, вне которой невозможен прогресс человечества. Он тесно связан также со стремлением к всеобщему миру и международному сотрудничеству, способностью к диалогу в актуальном и историческом аспектах.
Современный гуманизм утверждается, исходя из определенного осмысления будущего человека и человечества, и провозглашает поэтому справедливость и альтруизм, бережливость и щедрость, сострадание и ответственность, стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому человека и человечества.
То сложившееся понимание гуманизма, которое бытует в современной литературе, в смысле мировоззренческом, является, как отмечает, Р.Б. Урусова [61], определено узким, что в применении к современным социальным процессам приводит к концептуальным противоречиям. Действительно, отказ от гуманизма вообще и от «традиционного», в частности, свидетельствует, в большей степени, о недостаточном понимании реальных гуманистических отношений, процессов и способов их отражения в общественном сознании. В определении понятия гуманизма нельзя ограничиваться только миро-воззрением. Это понятие должно использоваться в более широком смысле. Реальная жизнь и потребности современного социального познания обусловливают необходимость в обобщении самого понятия гуманизма, чтобы оно по своему объему и содержанию могло охватить всю систему многообразных гуманистических процессов и явлений, все формы реального проявления гуманизма, выразить то общее, что им присуще.
Понятие «гуманизм» является сложным, состоящим из нескольких компонентов, которые также сложны по своей логической структуре.
Как считают И.К. Мелекаева и В.П. Свечников [39], данное понятие является трехкомпонентным; каждый из компонентов фиксирует определен-ную систему явлений и соответствует определенному уровню абстракции. Первый компонент фиксирует систему взглядов, выражающих сущность гу-манистического мировоззрения; второй компонент фиксирует степень гу-манности мотиваций поведения и деятельности людей, а также средств к осуществлению деятельности; третий компонент фиксирует степень гуман-ности осуществляемых действий и деятельности.
Первый компонент мировоззренческий. Уровень абстрагирования здесь зависит от степени понимания гуманности, то есть оттого, что означает «человечный», «человеколюбие» на уровне обыденного или теоретического мировоззрения. Теоретическое мировоззрение соответствует абстракциям 3-го и более высокого порядка.
В мировоззренческом плане идеи гуманизма непосредственно связаны с представлением о человеке, его интересов и ценностных ориентации. Можно с уверенностью сказать, что в мировоззренческом плане «гуманизм» представляет собой сложное понятие, фиксирующее совокупность взглядов на человека как высшую ценность. Человеколюбие в таком случае выражается в уважении достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их гармоничном развитии, в создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Это можно считать сравнительно точным выражением понятия гуманности в мировоззренческом плане, если в условия общественной жизни включается природная и социальная среда.
Но гуманность - понятие направленное, можно сказать «векторное». В данном случае оно направлено к личности, к ней проявляется человеколюбие. Другое же направление гуманности - от личности, проявление гуманизма самой личностью. И здесь уже включаются другие факторы, оказывающие соответствующее влияние на проявление гуманности со стороны личности. Прежде всего, они связаны с мотивами, побудительными силами к действиям, что и фиксируется во втором компоненте понятия «гуманизма».
Второй компонент также является сложным понятием, по уровню аб-страгирования его можно отнести к абстракции 2-го порядка. Он фиксирует не просто гуманность, но степень гуманности целей, мотивов, побудитель-ных сил к деятельности, поскольку они могут быть гуманными или антигу-манными. Степень гуманности можно представлять как результат, итог сум-марного действия гуманных и антигуманных проявлений. Если преобладают гуманные проявления над антигуманными, то степень гуманности положи-тельная; если же преобладают антитуманные проявления, степень гуманно-сти отрицательная. Степень гуманности можно охарактеризовать по сте-пени полезности, что в той или иной степени способствует жизнеутвержде-нию человека. И в этом смысле гуманность может быть представлена так: гуманно то, что 1) направлено на укрепление физического здоровья и интел-лектуального развития в целом; 2) способствует самосохранению составных частей и общества в целом; 3) обеспечивает нормальное функционирование, как отдельных составных частей, так и общества в целом; 4) способствует прогрессу.
Степень гуманности мотивов и побудительных сил может быть раз-личной, но бывает так, что цели, мотивы и побудительные силы имеют гу-манную направленность, но выбранные средства осуществления целей ока-зываются антигуманными и антигуманный эффект становится преобладаю-щим. Благородные цели и благородные побуждения оборачиваются антигуманными действиями. В этом случае степень гуманности зависит от избираемых средств к осуществлению действий и характера самой деятельности. В сущности, здесь включаются новые факторы, характеризующие степень гуманности, что фиксируется в третьем компоненте гуманизма.
Третий компонент гуманизма является сложным понятием, фикси-рующим степень гуманности осуществляемых действий и деятельности. Он соответствует уровням абстракции 1-го и 2-го порядков. Каждое действие и, тем более деятельность несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты и стороны; созидается одно - разрушается другое; полезно для одного субъекта - ущербно для другого то, что приятно одному - неприятно другому и т.д. Степень гуманности здесь проявляется как усредненный эффект, соотнесенный с чем-либо третьим. Таким третьим, по-видимому, является более высокий уровень организации общества. Фактически, в этом случае проблема гуманизма выступает как проблема соотношения личного и общественного, то есть соотношения личных интересов и действий с интересами и действиями коллектива, организаций, общностей, общества в целом. Большое значение здесь играет мера разумных решений и действий. Разумеется, гуманными могут быть только те действия, такая деятельность и такие средства осуществления деятельности, результирующий эффект которых дает жизнеутверждающий характер. В целом, с учетом выделенных компонентов, можно сказать, что понятие гуманизм выражает: 1) такое мировоззрение, в котором фиксируется уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, забота о благе людей, их всестороннем развитии, создание бла-гоприятных для человека условий общественной жизни; 2) такие мотивы, побудительные силы деятельности, в которых выражена направленность на укрепление физического здоровья и интеллектуального развития индивидов, нации, общества в целом; на обеспечение нормального функционирования и самосохранения, как отдельных составных частей, так и общества в целом, на обеспечение общественного прогресса; 3) такие действия и средства их осуществления, результирующий эффект которых поддерживает равновесное состояние биосферы и нормальную жизнедеятельность общества.
Тем не менее, исходя из предмета данного исследования, мы будем рассматривать гуманизм (человечность) как аксиологическое понятие, соот-несенное с человеком и фиксирующим значимость отношений, процессов, действий и явлений по отношению к человеку (Поскольку само слово «ак-сиология» (от греческого axia- ценность, logos - учение, слово) означает учение о ценностях, то чаще всего аксиологию связывают именно с исследованием природы ценностей, с ценностной ориентацией личности или социальной группы, социальной общности). Его значимость выражается через базисные аксиологические понятия, такие как потребность, интерес, ценность, добро, зло, благо. С данной точки зрения оценочный характер понятия гуманизма ярко выражен в следующем определении гуманизма: «Гуманизм... - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни» [62: 103].
Учитывая приведенные выше представления о гуманизме, гуманизм, прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих от-ношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие «гуманизм» оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую формулировку понятия «гуманизм»: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в трактовке гуманизма акцент мы делаем на целостности, универсальности человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, страты, партии, государства), что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития народа, его религиозных традиций, типа цивилизации.
Во-вторых, общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности.
Гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспита-ние гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей стра-ны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую при-оритет частных ценностей и противостоящую общечеловеческому началу.
И еще одна важная установка, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Гуманизм предполагает признание личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально понима-лось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.
Мы полагаем, что, исходя из приведенного определения гуманизма, общим его критерием является соотнесенность деятельности с человеком. Гуманны или негуманны те или иные действия, поведение, деятельность, идеи - определяется по отношению к человеку, по степени их значимости для человека. Поэтому в определенных жизненных условиях мы имеем дело с конкретным проявлением гуманизма, которое оказывается различным в различных отношениях и зависит от влияния многих объективных и субъек-тивных факторов.
Вместе с тем, сколько бы ни была высока ценность объективного знания и поведения, она во всех случаях должна быть соизмерима с не менее, а часто более существенными социальными ценностями, которые могут быть представлены как принципы гуманизма в виде следующих двух групп: утверждающей и отвергающей.
Утверждающая: любовь к Родине, патриотизм, гражданская ответ-ственности, уважение законов и обычаев; готовность строить жизнь в соот-ветствии с универсальными ценностями (доброжелательность, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность, справедливость, альтруизм, бережливость и щедрость, сострадание, стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому человека и человечества и др.).
Отвергающая: насилие, национализм, эгоизм, несправедливость, экс-плуатация, ложь и пр.
В литературе во многих случаях ряд перечисленных понятий употреб-ляются в разнообразии синонимичных терминов. Это объясняется тем, что не только отсутствуют тонкие критерии отличий, но и сами понятия не получают сколько-нибудь удовлетворительных объяснений к толкованию. Надо, на наш взгляд, подчеркнуть, что пренебрежение или невнимание к глубокому семантическому и специально научному анализу в сложившейся к настоящему времени ситуации в деле формирования системы научных представлений о гуманизме является основанием того, что ряд авторов, отождествляют понятия "гуманизм" и "человечность", а часть из них использует достаточно широкий спектр дефиниций.
Поэтому, исходя из приведенных ценностей, в качестве основных суждений по оценкам гуманистической деятельности мы понимаем следующие наиболее важные, по нашему мнению, критерии:
1. Патриотизм - как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа.
2. Гражданская ответственность - как выполнение принятых (возло-женных) обязанностей перед обществом.
3. Уважительное отношение к людям - как почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей.
4. Альтруизм - как готовность бескорыстно действовать на пользу других.
5. Справедливость - как беспристрастное действие в соответствии с истиной.
6. Сострадание - как сочувствие, вызванное несчастьем, горем, про-блемами и пр.
7. Стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому - как настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта.
8. Отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр. - как отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.
Литература
1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творче-ства. - М., 1994. - 322 с.
2. Ардасенов Х. Иван Джанаев (Нигер): жизнь и творчество//Произведения. - Т. 1. Дзауджикау, 1949 (Ардасенты Х. Дзанайты Иваны (Нигеры) цард æмæ сфæлдыстад. - Чиныджы: «Уацмыстæ». Т. 1. Дзæуджыхъæу, 1949).
3. Ардасенов Х. Поэт с большим талантом//Жизнь и поэзия. - Орджоникидзе, 1962 (Ардасенты X. Курдиатджын стыр поэт. Чиныджы: Цард æмæ поэзи. - Орджоникидзе, 1962).
4. Афа¬насьев В. Г. Человек в управлении обществом. - М, 1977.
5. Бобнева М.И. Соци¬альные нормы и регуляция поведе-ния//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
6. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1961.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. шк., 1989. - 406 с.
8. Водзинская В.В. Социально-психологический портрет инженера. - М., 1977.
9. Вопросы осетинского театрального искусства. Под ред. Х.С. Черджиева и др. - Орджоникидзе, 1981. - Т. 38.
10. Гаглоев Ф., Джусоев Н. Писатели советской Осетии//Библиографические справки. - Сталинир, 1957.
11. Газдарова А., Джикаев Ш. Нигер: портреты, иллюстрации/В помощь учителям осетинской литературы. - Дзауджикау, 1996 (Гуæздæрты А., Джыккайты Ш. Нигер: портреттæ, иллюстрацитæ. Ирон литературæйы ахуыргæнджытæн æххуысы чиныг - Дзæуджыхъæу: Ир, 1996. - 120 ф.).
12. Глезерман Г.Е., Бестужев-Лада И.В. и др. Социалистический образ жизни и идеологическая борьба. - М., 1976.
13. Глотова Г.А. Психология творчества и семиотика. - Екатеринбург, 1992.
14. Дедегкаев С.Т. Культурное строительство в Северной Осетии. - Орджо-никидзе, 1964.
15. Декреты СНК Терской республики//ЦГА СО АССР, ф. 121, оп. 1, д. 3.
16. Декреты ЦК ВКП(б) и постановления Советского правительства о на-родном образовании за 1917-1947 гг. - М., 1947.
17. Джикаев Ш. Благодать слова. - Дзауджикау, 1996 (Джыккайты Ш. Ныхасы фарн: Зонадон уацтæ æмæ эссе. - Дзæуджыхъæу: Ир, 1996. - 284 ф.).
18. Джикаев Ш.Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия, 1917-1941 гг. - Орджоникидзе, 1972.
19. Джусоев Н. Нигер: творческий очерк. - Орджоникидзе: Ир, 1990. (Джусойты Н. Нигер: Сфæлдыстадон очерк - Орджоникидзе: Ир, 1990. - 279 ф.).
20. Журнал «Фидиуаг»//Архив СОНИИ, ф. 28, ед. хр. 13-14.
21. Журналистика и развитие общественной мысли ХХ в. История. Теория. Практика//Сб. научных трудов. Под ред. А.А. Магометова. - Владикавказ, 1994.
22. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР, 1990. - Т. 2.
23. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа. - М., 1967. - 237 с.
24. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Под ред. Тотоева М.С. - Орджоникидзе, 1968.
25. Казиева Ф.Б. Гиго Дзасохов - публицист и просветитель: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Ростов/н-Дону, 2003. - 18 с.
26. Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А. Писатели Северной Осетии - Орджоникидзе, 1973. - 233 с.
27. Каражаева М.Б. Становление системы журналистики Северной Осетии. Путь к автономии (1917-1924 гг.): Автореф. дисс... канд. филол. Наук. - СПб., 2003. - 18 с.
28. Кариаева Т.Х., Литвененко М.А. Северо-Осетинский драматический те-атр. - Орджоникидзе, 1960.
29. Касаева А.Б. Гуманитаризация высшего образования: Автореф. дисс... канд. философ. наук. - Пятигорск, 2004. - 18 с.
30. Квачахия В., Надирашвили Ш. Ценность и установка. Проблема социаль-ных установок//Социологические исследования. - Тбилиси. 1971.
31. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле¬нумов ЦК. 8-е изд. Т. 2. - М., 1970.
32. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М., 1985.
33. Кулов Б.С. К высотам культуры. - Орджоникидзе, 1979.
34. Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941). Под ред. А.Г. Тотрова. Т. 1.- Орджоникидзе, 1974.
35. Ляликов И.Л. Воспоминания об Ардонской семинарии//Архив СОНИИ, фонд 10, оп. 1, ед. хр. 92-б.
36. Марзоев С.Т. Проблема положительного героя в поэзии Нигера. - Ор-джоникидзе, 1956. - 154 с.
37. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1966.
38. Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ. - 57 с.
39. Мелекаева И.К., Свечников В.П. Гуманизм как ценностный идеал и ори-ентир жизнедеятельности. - Ставрополь: СевКав ГТУ, 2003.
40. Молодежь и демократизация со¬ветского общества. Под ред. С.А. Шавеля. - Минск, 1990.
41. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности//Социология в СССР, т. 1. - М, 1965. - с 529.
42. Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. - М., 1995.
43. Очерк истории осетинской советской литературы. Под ред. Марзоева С.Т. - Орджоникидзе, 1967. - 420 с.
44. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. - М., 1972.
45. Пролеев С.В. Мировоззренческий смысл идеи гуманизма//Проблемы со-циально-гуманитарного знания. - Л., 1989.
46. Психология: словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
47. Роговин В.3. Нравственные основы социалистического образа жизни. - М., 1976.
48. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.
49. Словарь иностранных слов. Под ред. Пчелкина В.В. - М., 1987.
50. Социальная психология. Под ред. Андреевой М.Г. - М., 1975.
51. Социально-культурный облик совет¬ских наций. Отв. ред. Ю. В. Арутю-нян, Ю. В. Бромлей.- М, 1986.
52. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.
53. Струков Э. В. Социалистический образ жизни. - М., 1977.
54. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности: Автореф. дисс... докт. психол. наук. - М., - 1996.
55. Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (конец 19- начало 20 в.в.): Автореф. дисс... докт. филол. наук. - Л., 1998. - 35 с.
56. Таказов В.Д. Зарождение и развитие осетинской национальной журнали-стики. 1906-1912 гг. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Л., 1987. - 20 с.
57. Тасев В. Социальные ценности и формирование личности. - София, 1974.
58. Толстых В.И. Образ жизни. - М., 1977.
59. Толстых В.И. Образование и воспитание в системе социалистического образа жизни. - Л., 1977.
60. Тибилов А. Избранные произведения. - Цхинвал, 1964 (Тибилов А. Равзаргæ уацмыстæ. Цхинвал, 1964. - С. 264-265).
61. Урусова Р.Б. Гуманизм: современные идеи и реальные проявления: Авто-реф. дисс... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2000.
62. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1991.
63. Хоруев Ю.В. Печать Терека и царская цензура. - Орджоникидзе, 1971.
64. Цуциев Б.А. Экономика и культура Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1967.
65. Яковлев Б.Д. Методологические проблемы исследования истории социа-листической духовной культуры. - Л., 1978.
66. Filipcová В., Filipec J. Rǔžnоbĕžkу zivota. Zápas o socialisticky životni spusob. Praga, 1976, Р. 425.
67. Inglehfirt R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton University Press, New Jersey. 1990. - P. 429.
68. Sufin Z. Jakose i sposob zicia spoteczenstwa socialisticznego. In: W kregy ide-ologicznych dychusij. Warszawa, 1975, Р. 69-93.
II. Статьи
69. Адырхаев Б. Справка об ученическом журнале Ардонской семи¬нарии «Фидиуаг»//Архив СОНИИ, ф. 41, д. 11.
70. Андреенкова А.В. Материалистические и постматериалистические ценно-сти в России//Социологические исследования. - 1994.- № 11. - С. 73-81.
71. Ардасенов X. Вперед, только вперед! Лите¬ратурный портрет Нигера//Со-ветская Осетия. 1967. - № 30.
72. Ардасенов X. Нигер//Очерк истории осетинской совет¬ской литературы. - Орджоникидзе, 1967.
73. Ардасенов X. Только вперед (Ардасенты X. Æрмæстдæр размæ//Мах дуг, 1967. - № 4).
74. Бесаты Т., Загиев В. Поэт Нигер//Литературный критик, 1936. - № 6.
75. Бобнева М.И. Соци¬альные нормы как объект психологического исследо-вания//Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
76. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении?//Социо¬логические исследования. - 1993. - № 4. - С. 46-55.
77. Васильев И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности//Психологический журнал. - 1998. - № 4. - С. 49-60.
78. Джанаева 3.И. У истоков творчества (Ардонский период жизни И.В. Джанаева - Нигера 1913-1917 гг.)//Вопросы осетинской советской литературы. Т. 37. - Орджоникидзе, 1981. - 200 с.
79. Джикаев Ш. Лирика Нигера//Осетинская филология: современность и традиции. - Владикавказ, 1992 (Джыккайты Ш. Нигеры лирикæ//Осетинская филология: современность и традиции. - Владикавказ, 1992. - 26 ф.).
80. Дзесов К. Мои воспоминания о Нигере//Мах Дуг, 1976. - № 11.
81. Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценно¬стей//Проблемы ценности в философии. М.-Л., 1966.
82. Иванченко Г.В. Психология искусства и творчества: интеграция есте-ственно-научного и гуманитарного подходов//Психологический журнал. - 1998. - № 2. - С. 175-178.
83. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творче-ской деятельностью//Вопросы психологии труда. - Ярославль, 1966.
84. Карпинский В.В., Комарова Т.К. Некоторые философско-психологичес-кие аспекты формирования творческой личности//Новое мышление и проблемы преподавания социально-гуманитарных наук. - Минск, 1992. - С.273-275.
85. Кувакин В.А. Современный гуманизм//Высшее образование в России. - 2002. - № 4.
86. Мамсуров Д. Творчество Нигера //Мах дуг, 1932. - № 1 (Мамсыраты Дæбе. Нигеры сфæлдыстад//Мах дуг, 1932. - № 1).
87. Марзоев С. Мулдар//Литературная Осетия. 1975. - № 39. - С. 58.
88. Нарский И.С. Социалистический образ жизни и система ценностей развитого социалистического общества как норма поведения и деятельности его членов//Научный коммунизм, 1976. - № 5. - С. 73.
89. Нигер (Иван Джанаев) (1896-1947) и современный осетинский литератур-ный процесс//Материалы регион. науч.-практ. конф. Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова. Под ред. Кокаева Ф.А. - 2003. - 78 с.
90. Никитич Л. Ценности гуманизма универсальны//Общественные науки и современность, 1991. - № 6. - С. 80.
91. Попова И. М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управ-ления//О ценностно-нормативном регулировании. - Киев, 1976.
92. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы//О ценностно-нормативном регулировании. - Киев, 1976.
93. Тедеты Р.К. Аульская действительность 20-х годов и ее поэтическая летопись (Нигер)//Осетинская советская поэзия. - Цхинвали: Иристон, 1975. - 245 с.
94. Тотров А.Г. Культурное строительство в Северной Осетии 1917-1941 гг. //Сборник документов и материалов. Т.2. - Орджоникидзе, 1974.
95. Файнбург 3.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества//Лич¬ность и ее ценностные ориентации Информационный бюллетень ССА № 40. - М., 1969.
96. Хабибуллин К.H. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни//Ценностные ориентации социалистического образа жизни. - Л., 1979.
97. Ценности и символы национального сознания в условиях изменяющегося обще¬ства//Материалы опроса специалистов Института этнологии и антропологии РАН - М., 1994.
98. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское пра-во//Общественные науки и современность. - 2001. - № 2. - С. 63.
99. Шеуджен Э.А. Проблемы культурного строительства народов Се¬верного Кавказа в советской исторической литературе 20-х годов//Из истории и методологии исторической науки. - Ростов н/Д, 1974.
100. Энгельгардт В.А. Наука, техника, гуманизм//Вопросы философии. 1980. - № 7. - С. 84-93.
101. Ядов В.А. Личность как субъект социальной активно¬сти//Активность личности в социалистическом обществе. - Москва-Варшава, 1974.
III. Художественные тексты
102. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 томах. - М., 1953. - Т. I, IV.
103. Герцен. А.И. Собр. соч. в 30 томах. - М., 1956. - Т. III.
104. Горький М. История русской литературы. - М., 1935.
105. Дорога Нигера //Фидиуæг, 1931. - № 10-11 (Нигеры фæндаг//Фидиуæг, 1931. - № 10-11).
106. Нигер. Думы Осетии: Стихи и поэмы. - М.: Советская Россия, 1981. - 192 с.
107. Нигер. Думы Осе¬тии. Избранные стихи и поэмы. - М.: «Советский писа-тель», 1951.
108. Нигер. Избранные произведения. - Ор¬джоникидзе, 1960 (Нигеры. Æвзæрст уацмыстæ (Избранные произведения). Æмдзæвгæтæ æмæ кад-джытæ. - Ор¬джоникидзе, 1960).
109. Нигер. Осетинские нартские сказания. Ис¬следование. - Орджоникидзе, 1940.
110. Нигер. Пол¬ное собрание сочинений. в 3-х т. - Т. 1. Стихотворения. - Орджоникидзе, 1966 (Нигеры. Уацмысты æххæст æмбырдгонд æртæ томæй. (Пол¬ное собрание сочинений. в 3-х т. - Т. 1). Æмдзæвгæтæ. - Орджоникидзе, 1966).
111. Нигер. Пол¬ное собрание сочинений. в 3-х т. - Т. 2. Сказания, драматиче-ские произведения, переводы. - Орджоникидзе, 1966 (Нигеры. Кадджытæ, драмон уацмыстæ, тæлмацгонд уацмыстæ. - Орджоникидзе, 1968).
112. Нигер. Пол¬ное собрание сочинений. в 3-х т. - Т. 3. Критика, проза с иллюстрациями, - Орджоникидзе, 1966. (Полное собрание сочи¬нений в 3-х т.). Литературон-критикон статьятæ, нывæфтыд прозæ. - Орджоникидзе, 1968.
113. Нигер. Произведения (Стихотворения, поэмы, переводы. - Дзауджикау, 1949. (Нигеры. Уацмыстæ (Произведения). Æмдзæвгæтæ, поэмæтæ, тæл-мац уацмыстæ. - Дзæуджыхъæу, 1949).
114. Нигер. Стихотворения - Орджоникидзе, 1936. (Нигеры. Æмдзæвгæтæ (Сти¬хотворения). - Орджоникидзе, 1936.
115. Пришвин М.М. Собр. соч. в 8-ми томах. - М.: Худ. л-ра, 1983. - Т. 3.
116. Рецензия Нигера на сборник стихов Ц. Хутинаева «Призыв»//Литератур-но-общественный альманах «Абон» («Сегодня»), на осетинском языке, 1932. - С. 128-133.
117. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. - М.: Издат. центр "Классика", 2002 - Т. 1. Стихотворения, 1813-1849.
118. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - Т. 9. - М., 1957.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR