Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...

Телевизионная журналистика

Телевизионная журналистика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................
Глава I. Исторические основы современной телевизионной
журналистики..................................................................
1.1. Становление телепублицистики......................................
1.2. Развитие «разговорных» жанров на телевидении................
1.3. Телевидение периода «перестройки»...............................
1.4. Тележурналистика в конце ХХ века................................
Глава II. Основные тенденции развития телевизионной журналистики.....
2.1. Телевидение сегодня и завтра........................................
2.2. Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики.....
2.3. Будущее каналов, программ и передач.............................
2.4. Журналистские профессии на телевидении.......................
Глава 3. Пути повышения эффективности подачи телеинформации.........
3.1. Телевидение и информационные потребности аудитории......
3.2. Формы и средства повышения эффективности
тележурналистики.......................................................
Заключение................................................................................
Литература.................................................................................
В В Е Д Е Н И Е
Многие современники уже и не помнят, когда появилось телевидение - так давно это было...
Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и крити-ков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство» .
Телевидение как особое, специфическое средство информации, пропа-ганды и развлечения требует осмысления. Также требует исследований и такая область телевидения как журналистика. Предлагая пищу для размышлений, творческая практика телевидения и его журналистика не могут еще «предложить необходимый материал для определения жестких норм и эта-лонов» . Оказывая большое воздействие в силу присущих телевидению "влияющих и формирующих" свойств на характер развития общества и его членов, на их политические, моральные и эстетические критерии, телевизи-онная журналистика становится существенным фактором социального управления. Необходимость анализа ее сильных и слабых сторон, осуществ-ленных и неосуществленных возможностей, диктуется ее ролью в современ-ном обществе.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что телевидение - одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между стра-нами и народами.
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан проти-воборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие социальных отношений сопровождаются углуб-лением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с наpодом, общества с обществом, то есть развитием процессов соци-альной коммуникации. Hаучно-техническая революция, возникновение и расширение влияния общедемократических движений, интенсификация международного сотрудничества и другие важные факторы повышают зна-чение телевизионных передач.
Характер подачи телеинформации, когда телевидение вплетено в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения, имеет большую проблематику как в философском, социальном, творческом и прочем значении, поскольку продолжающееся эволюционное преобразование теле-видения оказывает возрастающее воздействие как на материально-пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую и другие области жизни всего человечества и каждого от-дельного человека.
В связи с этим целью данной работы является выделение и исследование творческого опыта телевизионной журналистики и тенденций ее развития, чтобы иметь представление о современных возможностях и перспективах представления телеинформации для выявления неиспользованных резервов и роста профессионального мастерства телевизионных журналистов.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1. Становление телепублицистикиПервые попытки веления публицисти-ческого телерепортажа были предприняты в 1952-1953 гг. Передачи из Цен-трального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развер-нутых тогда в Центральном парке культуры и отдыха г. Москвы, можно считать началом освоения телевидением достижений репортажного радио-вещания и кинематографа. «Репортаж на киноэкране был тогда уже жанром вполне определившимся; в частности, было ясно, что дикторский текст-комментарий должен составлять единое целое с изображением - не дубли-ровать его, а дополнять и обогащать. Исходя из этого, литературные работ-ники телевидения стали готовить текст комментария, который во время пе-редачи читал за кадром диктор. Конечно, тот факт, что читался текст, напи-санный заранее, не мог не отразиться на телерепортаже. Если для киноэкрана с его тщательно отобранным отмонтированным изображением отход от раз-говорности, «устности» в комментарии - вовсе не порок то для телеэкрана показывающего событие в момент его совершения, необходима живая речь, необходимо слово, творимое импровизационно» .
Жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания: ауди-тория телевидения стремительно росла, становясь, все более массовой.
22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.
В 1954 г. на Центральном телевидении были образованы редакция ли-тературно- драматического вещания, редакция музыкального вещания, ре-дакция детского вещания и общественно-политическая редакция.
В новые редакции пришли работать впервые в практике телевидения- журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовешания. Ре-шить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.
«Процесс становления тележурналистики выразился в попытках создать специфическими телевизионными средствами информационно-публицистические и художественные произведения в жанрах прессы и ра-диовещания (прежде всего репортажа и интервью, а затем и комментария, корреспонденции, очерка) в апробированных прессой и радиовещанием формах (журнала, обозрения, выпуска новостей и т.п.)» .
До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю. Не предпринима-лось даже попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам, любая из них неопределенно называлась "тематическая передача".
Общие с радиовещанием организационные рамки позволили распро-странить на телевидении, хотя по началу и ограниченно, информационные задачи, уже давно решаемые радиожурналистикой.
«В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк из-вестного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен вы-ступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием» . Так впервые в телевизионный кадр вошел автор - журналист.
В начале 1957 г. накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и сту-дентов были созданы новые редакции: Главная редакция программ для мо-лодежи ЦТ и редакция "Последних известий" (ныне - Информационное те-левизионное агентство - ИТА); а также кинопроизводство.
«История журналистики - это в большей мере история становления и совершенствования жанра репортажа. В конце 50-х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем не только как жанром, но и как методом отражения действительности, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком». Однако репортажи, в большинстве случаев, велись в виде кинохроники» .
Впоследствии стало ясно, что, не прибегая к форме устных сообщений, невозможно дать телезрителю достаточно полную и вместе с тем необходи-мую информацию о важнейших событиях.
В 60-е годы дальнейшее совершенствование получила материально-техническая база телеинформации: редакции были оборудованы телетайпами, выросла сеть собственных корреспондентов, кинопроизводство получило новую технику. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с кинохроникой. Стала использоваться словесная форма сообщений, когда событие не удавалось зафиксировать на пленке. Однако в дальнейшем, по мере развития телевидения с все большей очевидностью обнаруживались слабые стороны такой формы передачи информации. Кроме того, «процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков телевизионных ново-стей, и в нестабильности форм сообщений. Телевизионной информации не доставало качества ансамбля, который создается отчетливой целенаправлен-ностью содержания и гармоничностью сочетания жанров и стилей, какой свойствен хорошо поставленной газете или журналу» . Программа «Время» (стала выходить с января 1968 г.) в некоторой степени устранила эти недо-статки, завоевала зрителя, благодаря как регулярности, так и содержатель-ного углубления и увеличения познавательной ценности телематериала.
Многие последующие телепрограммы стали учиться у программы «Время» и подражать ей. 1.2. Развитие «разговорных» жанров на телевиденииПоявление и развитие разговорных жанров телепублицистики потребовало введение в кадр автора, особенно в публицистических програм-мах, вызвав к жизни их особую форму - персональную (авторскую) про-грамму. Ее отличие от других состояло в том, что автор- исполнитель высту-пал перед зрителями как центр и основа программы (С. Смирнов, И. Андро-ников, В. Зорин и др.).
«Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизиро-ванных форм персонифицированного сообщения сполна раскрылись к сере-дине 60-х годов.(«КВН», «А ну-ка девушки», «Алло, мы ищем таланты» и др.) ...Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в им-провизированные действия, были использованы и в других программах» .
Среди принципиально новых в 60-х годах форм вещания можно отме-тить и художественно-публицистическую программу «Голубой огонек». Од-нако так как телевидение находится в прямой зависимости от политики, после событий в Чехословакии в 1968 г. эти и другие важные программы надолго прекратили свое существование. В 70-х годах разговорные жанры свое дальнейшее "развитие" получили в форме использования видеозаписей после тщательного монтажа.
Возможность прорыва на экран "незапланированной" правды привела к господству на телевидении в 70-х - начале 80-х гг. видеозаписи и ужесто-чению "внутрителевизионных порядков". Вместе с тем этот период принес с собой новое творческое использование техники видеозаписи и видеомонтажа, в результате чего появился видеофильм. Однако телепублицистика пред-ставляла из себя "застывшую музыку". Разговорный жанр сводился к разго-ворам о мнимых победах социализма. 1.3. Телевидение периода «перестройки»«Гласность, закон о печати, отмена цезуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили те-левизионных журналистов, в том числе и авторов информационных про-грамм. ...Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистиче-ского строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов («12-й этаж», «Взгляд», «Общественное мнение» и др.)» . Однако, принцип персонификации ведущих публицистиче-ских передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Многие прогрессивные передачи были закрыты.
Телевидение в передачах о предвыборной борьбе и со съездов народ-ных депутатов играло лишь роль посредника. Работа режиссеров и операто-ров по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью.
Некоторые журналисты вместо нейтральности и объективности демон-стрировали явную предвзятость, подыгрывали тем или иным лидерам, про-должали отстаивать принцип партийности в эфире. Кто нарушал его, отстра-няли от передач. Однако некоторых опальных журналистов народ выбирал в депутаты. Депутатская неприкосновенность для них стала гарантией свободы слова, защитой от всевозможных преследований.
«Отечественное телевидение - плод тоталитарного режима и инструмент его самосохранения. Центральное номенклатурное управление, госбюджетная экономика, вещательно-производственная монополия, установка на среднего зрителя и практически полная изоляция от остального мира - вот совокупность факторов, существовавших до августа 1991 года.
Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной это же переломного 1991 года. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения» .Тележурналистика в конце ХХ векаВ последние годы тележурналистика прошла нелегкий путь пре-образований: вырвалась из-под диктата идеологических доктрин, существенно ограничила себя от политической цензуры, перестала быть под давлением государственной собственности.
«Произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми - дистрибьютеры); в результате возник рынок программ - конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка
зрительских интересов» .
Дифференциация и профилирование российских телевизионных каналов по различным признакам (тематическому, аудиторному, учредительскому, национальному и др.) обуславливает соответствующее многообразие и телепублицистики.
Так, в частности, канал ОРТ выпускает собственные новости, аналити-ческие программы и различные игровые, развлекательные передачи. Часть программ приобретается у продюсерских компаний АТВ, ВиД и других мел-ких производителей. Традиционно сохраняются публицистические програм-мы «Тема», «Чтобы помнили», «Взгляд» и т.п.
«Основу программы второго канала - РТР - составляют информацион-ные, общественно-политические, музыкально-развлекательные программы, но по причине крайне скудного государственного финансирования РТР вы-нуждено также встать на путь коммерции, что приводит к «вымыванию» се-рьезных программ из вещательной сетки» .
Между различными другими сетями идет конкурентная борьба за вли-яние в регионах. Различные политические, финансовые и творческие силы отстаивают прав вещать, а, следовательно - влиять на общественное мнение, на умонастроение и эмоции людей.
«Для повышения качества телепрограмм в 1994 году создан Российский фонд развития телевидения, при нем Академия ТВ, учредившая ежегодные премии «Тэфи» по 12 номинациям... в номинациях, связанных с журналистикой, ежегодно представляется свыше 300 местных телепрограмм достаточно высокого уровня» .
Сегодня телевидение и его журналистика - это живой, постоянно ме-няющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества те-лепередач и о возрастающей возможности их выбора.
Таким образом, история развитие отечественного телевидения и его журналистики неразрывно связаны с историей нашей страны. Растущий объем и дифференциация информации на каждом отдельном ее этапе способствовали созданию программ для каждой категории телезрителей и для всего общества в целом. С каждым годом аудитория уделяла телевидению все большее внимание. В последнее время, наряду с освоением ТВ трансляций глобальных мегасобытий, происходит разделение программ по особым интересам. Тенденция к трансграничному вещанию с помощью спутников и поиску тем, одинаково интересных в любом регионе, сопровождается локализацией и гиперлокализацией информации на кабельном телевидении. То же можно сказать и о содержании информации. «Растет объем серьезной оперативной информации и интерес к ней со стороны зрителей - и одновременно экран заполняется дешевыми в производстве псевдоинформационными пе-редачами...Огромные усилия затрачиваются на создание чего-то оригиналь-ного, непохожего - и вместе с тем происходит беззастенчивое копирование наиболее удачных форм, ведущее к нивелированию программы» .
Принцип сбалансированного программирования для массовой аудито-рии сохраняется в общенациональных телекомпаниях, его придерживаются и некоторые развлекательные кабельные каналы. Но с каждым годом жанровый диапазон таких программ становится все более ограниченным. И то, что некогда составляло часть их репертуара, обнаруживается теперь на темати-ческих, узко специализированных спутнико-кабельных каналах.
Последующие годы станут этапом нового прорыва в телевизионных технологиях. Но «на телевидении главное значение имеет вовсе не степень совершенства техники. Главное - был бы тот человеческий, интеллектуаль-ный, нравственный импульс, который стоит передавать, который заставит откликнуться других людей. Главное - куда и для чего направлены объективы. Главное - слово и чувство, мысль и образ, ради которых существует и совершенствуется техника» . ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

2.1. Телевидение сегодня и завтра В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации - печать, радио, телевидение - «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компь-ютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегака-нального» телевидения, основанные на современных способах распростра-нения и хранения информации» .
Кабельное телевидение. Работников кабельного телевидения интересует не только творческая самостоятельность, но и возможность сделать свой бизнес. Однако, на демонстрации только фильмов с видеокассет создать полноценную программу невозможно. Поэтому в штаты "кабельщиков" набирают репортеров для подготовки выпусков региональных новостей, ин-тервью с представителями местных органов власти и организации других тематических программ. Ввиду относительно слабой финансовой и техниче-ской базы перспективным направлением для российских кабельных сетей является международное сотрудничество в области спутникового вещания, а также взаимодействие с крупнейшими российскими эфирными станциями.
Сотовое телевидение. Работающее в микроволновом диапазоне сотовое телевидение позволяет применять малогабаритные технические средства. К ним можно подключать компьютер, телефон, пользоваться Интернетом. Это предоставляет журналистам дополнительные возможности: телефонное ин-тервью, компьютерно-телевизионный опрос и другие.
Интерактивное телевидение. Технические возможности интерактивности позволяют не только многократно увеличить количество каналов вещания, но и обеспечивают журналистам "удобный спектр" формирования ин-формационных выпусков, использования электронной энциклопедии (базы данных), применения различных жанров телевизионной публицистики.
Спутниковое телевидение. Содержательный стержень спутникового вещания - это прямые трансляции и передача новостей. Неограниченные возможности для журналистов предоставляют круглосуточные специализи-рованные информационные, спортивные и музыкальные каналы, основанные создателями крупных спутниковых телекомпаний. 2.2. Судьба некоторых жанров телевизионной публицистикиВ объеме одной курсовой работу невозможно в полном объеме дать характеристику современных тенденций развития всех жанров телевизионной публицистики. Поэтому мы ограничимся кратким изложением перспектив всех основных жанров и более подробно остановимся на телерепортаже.
Видиосюжет. Сегодня автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых творческих и организационных проблем. Это происходит потому, что у нас не утверди-лась еще такая профессия, как продюсер. На него в будущем ляжет ответ-ственность за выбор темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана и даже участие в съемке и монтаже написанного текста.
Отчет. Жанровые особенности отчета полностью совпадают с неком-ментированным репортажем. Тематическая основа отчета - событие опреде-ленного социального значения. И написание текста, которым сопровождается показ отснятого материала, в будущем не будет требовать, как сейчас, присутствие журналиста на съемках. Отчеты с текстом и без него, в полном или сокращенном виде записи будут составляться непосредственно в теле-студии.
Интервью. Уже сейчас беседы журналиста с политическими, обще-ственными или иными деятелями по актуальным вопросам зачастую проис-ходят "на расстоянии". В зависимости от задачи, поставленной журналистом, будут использоваться традиционные и сейчас виды интервью. Но до-минирующими способами общения, на наш взгляд, станут диалоги, прово-димые за пределами студии и через спутниковые средства связи.
Обозрение. Один из наиболее традиционных, устойчивых жанров со-временной аналитической публицистики, как представляется, будет транс-формироваться от монологическо-диалогического характера к дискуссион-ному с большим количеством участников в сопровождении тематических клипов и рекламы. Изобразительные средства, с помощью которых на экране представляется обозрение, общественных событий, будут более разнообраз-ны. Оперативный материал информации и архивный видеоматериал будут отбираться и компоноваться ЭВМ в соответствии с логикой авторской мысли.
Пресс-конференция будет, как нам кажется, больше походить на ток-шоу. В самих же ток-шоу будут расширены возможности подключения к разговору телезрителей по телефону, в сети Интернет и «громкой связи» в студии. Непременно расширится обсуждение видеосюжетов и видеорепор-тажей. Не будет забыт и «телемост», его применение от политических тем расширится до познавательных и развлекательных передач.
Очерк. Наиболее богатый изобразительными средствами и вырази-тельными возможностями важнейший жанр художественной публицистики - очерк - будет распространяться и на другие жанры. Органичное сочетание исследований документального материала и рассказа приведет к созданию более образных характеристик и значительной степени типизации во всех жанрах публицистики. Очерк аккумулирует и очевидную фактичность, и проблемность, и аналитичность как проявление авторской позиции.
Вернутся на экраны телевизоров и относительно забытые сегодня са-тирические жанры: фельетон и памфлет. Возможно, свое рождение найдут и другие. Шире будут использоваться жанр философской, эстетической лите-ратурно-критической публицистики - эссе, и жанр, в котором образность преобладает над информационностью - зарисовка.
Репортаж. Наиболее распространенный, действенный и ведущий жанр тележурналистики - репортаж.
Репортаж телевизионный - это, используя известное выражение уже не в переносном, а в прямом смысле слова - «жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состоя¬ние сопричастности, психологического и эмоционального соучастия аудитории. Это состояние называют «эффектом присутствия», и его также следует считать одним из ос-новных признаков жанра.
Обладая рядом общих признаков с жанром в газете, на радио, в кинематографе и вместе с тем отчетливо об¬наруживая свои, специфические качества, репортаж те¬левизионный как жанр далеко не однозначен. Следова-тельно, возникает вопрос: какие существуют разновид¬ности телерепортажа? Ведь в их познании - ключ к творческому овладению жанром, к решению различных пропагандистских задач. Таким образом, перед нами опять встает вопрос о классификации репортажа.
Любая классификация определяется тем основным, генеральным признаком, который заложен в ее основу или, пользуясь терминологией, принятой в логике, зави¬сит от основания деления.
Среди множества оснований деления можно принять признак, наиболее близкий журналистской деятельности: классифицировать телерепортаж в зави-симости от объекта и по принципу участия репортера в струк¬туре репортажа.
События, которые показывает телевидение, подчинены лишь своей логике, в реаль¬ном времени и пространстве, они происходят перед объектива-ми и микрофонами телевизионной техники. Но «за кад¬ром», по ту сторону экрана, идет напряженная работа, не зависящая от того, идут ли кадры в прямой эфир непосредственно, или фиксируются на магнитную пленку: операторы, стоящие у камер, ме¬няют объективы и точки съемки, убирая лишнее, вы¬деляя детали и т.п. И все нити от «глаз» и «ушей» тех¬ники сходятся к режиссерскому пульту, где осуществля¬ется монтаж. А зритель, в конечном счете, видит своеоб¬разную зрелищно-звуковую интерпретацию события.
Журналистская работа - это отбор социально значи¬мого объекта, т.е. реального факта, события, явления. С этого, по существу, и начинается оценка, выражающая идейно-политическую позицию автора. Ведь и оператор, и режиссер не могут не выражать своего отношения к событию.
Человек, оперирующий камерами, всегда имеет свою точку зрения (и как художник, и как политик), и с этой точки зрения он вглядывается в происхо-дящее. В перво¬начальном отборе материала и заложены начала жур-налистского видения жизни тех, кто «творит реальность» зрительными образами.
Однако в подобной форме передач митинга, сессии, торжественного це-ремониала и т.п.) всегда следует помнить о двух определяющих факторах: во-первых, о неприкосновенности самого жизненного явления, невоз¬можности его обработки, перестройки; и, во-вторых, о том, что на экране предстает не описание события, а само событие - в реальных, физически зримых обра¬зах.
Первая, начальная форма использования прямого телевидения может быть названа не комментированным показом или трансляцией события, это и есть простейший вид телерепортажа.
Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только со¬ответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в ре¬зультате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.
Иные события, явления действительности хотя и не допускают прямого вмешательства творческой мысли ре¬жиссера и сценариста, но решаемые лишь визуальными средствами (без словесного комментария), они утрачи¬вают на экране значительную часть своего содержания: для телезрителя многое может остаться непонятным, или неверно понятым, или просто незамеченным.
Именно объективный характер материала определяет другой вид телеви-зионного репортажа: комменти¬рованный репортаж. Здесь уже активно дейст-вующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране мони¬тора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторо¬ну экрана.
Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, об¬разным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к явлениям и фактам дей¬ствительности он помогает понять суть, смысл происхо¬дящего на экране.
Какой же материал должен служить объектом комментированного теле-визионного репортажа? Очертить его строгими рамками, сгруппировать по каким-либо признакам не¬возможно. Все зависит от того, в каких условиях, с ка¬кой целью, по какой причине происходит то или иное со¬бытие, насколько велик его политический смысл или по¬знавательное значение, общественный к нему интерес, будь то официальные события: церемонии торжествен¬ных встреч государственных деятелей, или открытие вы¬ставок, пуск промышленных объектов, наконец - спор¬тивные соревнования.
Всем этим жизненным явлениям присуща общая, осо¬бенно важная для телевидения закономерность: в их ос¬нове лежит действие, развивающееся во времени и в пространстве, т.е. непременно наличествует «репортажный стер-жень» как основа передачи.
И главная творческая проблема в подготовке и про¬ведении таких репор-тажей - проблема сочетания изоб¬ражения и слова.
В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера находящегося по другую сторону экрана не организует, не ведет действие, а наоборот следует за ним.
Каким же должно быть это слово - живое слово журналиста ведущего репортаж?
Работа репортера, ведущего закадровый коммента¬рий, сложна и ответ-ственна. Он не может подобно га¬зетчику размышлять над каждым словом каждой фра¬зой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь не¬редко в том же положении, что и зритель, так же изум¬ляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но по воз¬можности самых полных сведений о предстоящем собы¬тии. А задача - та же, что и у радиожурналиста или газетчика искать и находить одно-единственное словосо¬четание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой и остроумную фразу.
Как некомментированный репортаж (трансляция), так и репортаж с за-кадровым комментарием хотя и в разной степени, но обладают следующими общими и обя¬зательными чертами: во-первых, композиционным строем пере-дач как бы «владеет» само жизненное явление - событие; изменить его развитие невозможно, допустима лишь интерпретация происходящего либо в характере показа, либо в словесном закадровом комментарии; во-вторых налицо стабильный «эффект присутствия» - совпадение во времени действия и его восприятия зрителем. В-третьих, динамика отражения объекта, развитие в про¬странстве и времени, зримо раскрывающее логика собы¬тия. В-четвертых, экранная природа обусловливает то, что перед зрителем предстают сами факты, а не описание их (при этом комментирующее слово в данном случае играет роль, подчиненную зрительному образу) .
Основным предметом рассмотренных видов репорта¬жа остается факт, событие, однако в комментарии репор¬тер может уйти от констатации фактов к их объяснению и толкованию происходящего, т.е. к анализу. Здесь-то и намечается переход к иным жанрам - аналитическим.
Основным для экрана является зримое движение, действие. Но за событием, за фактом журналист должен разглядеть нечто большее - увидеть связь с другими фактами, выяснить их причинную зависимость. В таком слу-чае конкретное явление действительности становится как бы отправным пунктом в работе журналиста, а факт - поводом к обобщениям. Но при этом факт может вырасти в проблему. Нужно лишь несколько изменить точку зрения аудитории - приучить зрителя видеть значительное и волнующее в казалось бы обыденном и каждодневном, в том, что ос¬тается порой незамеченным, А это уже проблема жур¬налистского мастерства.
И, наконец, еще один вид репортажа - с журнали¬стом в кадре. Меняется строй жанра - событие становится лишь поводом, перестает быть «непри¬касаемыми объектом. Репортер, работающий в этом виде жанра, должен быть вездесущим, подходить к явлениям и фактам действительности с определенным кри¬терием, вдумываясь в смысл событий, заглядывая в их будущее, показывая их логические связи. Объектом жанра становится вся жизнь, в ее разнообразных и типических проявлениях.
Тематический (проблемный) репортаж чаще всего связан с показом ин-тересного для зрителя происходящего события. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов - различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы "рабочего кабинета". Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем инте-ресные для всех подробности.
Проблемный репортаж возможен лишь при тщатель¬ной, всесторонней подготовке. С технической стороны это проведение осмотра объ¬екта с целью выяснить возможность ведения передачи; затем - проверка всех узлов техни-ки. Процесс подготовки изобразительного реше¬ния репортажа складывается из ряда задач, решаемых в творческом взаимодействии режиссера, оператора, зву¬ковиков, осветителей. Важнейшим в построении изобра¬зительного материала, объединяющим все творческо-технические приемы и средства, является монтажная логи¬ка репортажа в целом.
Всему перечисленному предшествует авторский замысел, так как мысль журналиста - первооснова процесса подготовки и проведения репорта¬жа. После выбора темы и обстоятельного, всестороннего ознакомления с объектом журналист приступает к разра¬ботке подробной композиции репортажа - к написанию сценарного плана.
Сценарный план выполняет ряд функций, отвечая как творческим, так и техническим требованиям телевизион¬ного производства. Основная задача, ко-торую должен решить репортер, - это раскрыть идею, содержание во взаимосвязи зрительных образов и звучащего слова. Тщательно отбирая и организуя актуальный материал, репортер строит предполагаемое действие, параллельно обдумывая словесную сторону репортажа - текст-ком¬ментарий.
Такое построение несомненно фабульно, близ¬ко к сюжетному: в про-блемном репортаже находят ме¬сто элементы драматургии: завязка - отыска-ние пер¬вого кадра, первого эпизода, который сразу же привлек бы внимание зрителя; может иметь место кульминация действия, например, неожиданный для зрителя эпизод, повернувший развитие репортажа; наконец, развязка - обобщение конкретного, частного материала, итог ре¬портажа, ради которого он и создавался.
Сценарный план, а значит, и экранное действие, стро¬ится поэпизодно с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использо¬вания технических средств, а также примерным хроно-метражем каждого эпизода. Таким образом, помимо ос¬новной (смысловой) задачи план решает еще и ряд вспо¬могательных, производственно-творческих задач.
Природа репортажа обусловливает «эскизность» сце¬нарного плана: при более или менее точном, последова¬тельном описании изображения - весьма приблизитель¬ный, тезисный характер текстовой его части.
Написание подробного текста и следование ему в процессе показа неиз-бежно «снимет» про¬стоту, естественность, непринужденность общения репор¬тера с участниками передачи; чаще всего предварительное написание полного текста попросту невозможно, так как нельзя предвидеть все повороты, сюжетные детали при отражении «живой жизни».
Нужно стремиться, чтобы основой репортажа (в том числе проблемного, где событие - не основа, а лишь повод) стало зримое действие. Требование это - пра¬вило построения репортажа как жанра.
Проблемный репортаж - явление отнюдь не одно¬значное, не одноплановое, которое можно было бы за¬ключить в четко очерченные рамки формулы-определе¬ния. Да в этом и нет необходимости. Ведь стоит теоре-тическому анализу сойти с пути обогащения практики, как он неизбежно влечет к установлению канонов, кото¬рые есть не что иное, как кодификация ограничений.
Заключая разговор о репортаже как жанре, можно отметить, что развитие техники телевидения позволило, веди наблюдение и одновременно - фиксацию «живой жиз¬ни», создавать условное (экранное) время, а при необхо¬димости - и пространство.
Благодаря этому репортаж на телевидении, развиваясь от прямой передачи в реальном времени и прост¬ранстве к репортажу, предварительно зафиксированно¬му, как бы совершает восхождение по спирали к прямо¬му телевидению, но организуемому по принципам кино.
Сегодня телевидение и его журналистика - это живой, постоянно меня-ющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества теле-передач и о возрастающей возможности их выбора.
В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации - пе-чать, радио, телевидение - «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информа-ции» .
И, тем не менее, репортаж остается основным «способом» передачи информации во всех средствах коммуникации. Он является наиболее распространенным, действенным и ведущим жанром тележурналистики. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов - различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. В будущем технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы "рабочего кабинета". Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности. 2.3. Будущее каналов, программ и передачВсе из рассмотренных нами телевизионных жанров встречаются крайне редко в так называемом чистом виде. В будущем они будут еще теснее переплетаться. Сейчас все жанры объединяют более сложные телевизионные "конструкции": передачи, программы и видеоканалы. Представляется, что в дальнейшем процесс интеграции телевидения пойдет по пути создания телепрограммных концернов и конгломератов.
Структурные и технические изменения на телевидении повлекут за со-бой и принципиально новые подходы к конструированию телепрограмм. Так, например, верстка новостной программы сейчас является высшим про-явлением журналистского мастерства, требующим большого опыта, полити-ческой и гражданской зрелости, подлинного профессионализма. Но пройдет один-два десятка лет, и компоновку новостей будет осуществлять технический оператор, режиссируя банк данных новостей, который будет создаваться информационными спутниками-роботами.
На современном этапе, реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа сочетания подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, ав-тономных и даже самобытных материалов - журнала («Клуб путешествен-ников», «В мире животных», «Дог-Шоу» и др.). Журнальная форма действи-тельно открывает путь для многопланового освещения определенной тематики (экономика, спорт, наука, искусство и пр.) В недалеком будущем эта форма будет меняться по пути обретения новых черт и качеств. Углублению тематической дифференциации и появлению новых разделов послужат новые научные открытия. А в более отдаленном будущем работа журналиста примет характер компоновки программы-журнал через интерсетевой компьютер, в который, например, любой путешественник сможет отправить свои "видеовпечатления".
Более продолжительные программы журнального типа сейчас называют видеоканалами. Это не только технический термин. Весьма протяженная по времени, объединяющая различные темы программа, одновременно включающая самостоятельные передачи, имеет общего ведущего, характерную тематическую направленность и, как правило, территориальное единство. Представляется, что в перспективе телеканалы станут круглосуточными, строго тематическими (спортивный, художественный, экономический и т.д.),
"разбавленными" рекламой, новостями и музыкой.
Безусловно, в работе журналиста на подобном канале будут предъяв-ляться особые требования к творческим, техническим и физическим воз-можностям.
Произойдут изменения и в таком многочисленном классе передач, как шоу. Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и развле-кательные передачи. По мере развития технических возможностей, открытия новых видов искусства, спорта и внедрения пока неизвестных форм телеви-зионной публицистики шоу станут принимать более глобальный, разнопла-новый и виртуальный характер. Возрастет и количество телевизионных игр, состязаний и викторин. Они будут более интеллектуальными, творческими и интересными.
Понятно, сколь велика роль автора в создании таких пространственно-временных и творчески сложных составных передач. «Здесь он будет втор-гаться в сферу деятельности и редактора, и режиссера, и других участников творческого процесса. От его знаний в во всех областях, эрудиции, такта, обаяния, находчивости, чувства юмора, способности публично мыслить вслух, умение «разговорить» гостя студии перед камерой и множество других необходимых качеств обеспечивают в конечном счете успех тележурналу, видеоканалу, шоу, викторине» .
Программа, как форма существования телевидения, останется. Но она, в зависимости от вида передачи, будет менять свою сущность и со-держание. Относительно неизменным по сравнению с другими жанрами останется жанр теледокументалистики. Эволюция социального характера в проблемном телекино будет происходить параллельно возникающим и вол-нующим вопросам и особенностям общественного развития. Думается, что перспективы документального кино ближайшего будущего связаны с гума-нитаризацией и правовым обеспечением социальных процессов. 2.4. Журналистские профессии на телевиденииСреди современные амплуа, в которых журналист предстает перед зрителем, наиболее выделяются следу-ющие основные специализации: обозреватель, репортер, комментатор, ин-тервьюер, редактор и ведущий программы (передачи, ток-шоу, новостей).
Практика отечественного телевидения не всегда дает возможность увидеть ту или иную специальность в "чистом виде". Сама форма телепере-дачи «требует от журналиста переключения на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского канала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала» .
Вместе с тем страдает качество телепередач, когда, например, один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на меж-дународные темы вдруг берется вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседникам на поле или на стадионе репортер, часто не выдерживает студийного монолога. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком. А отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора- аналитика или неловок в ток-шоу.
Это происходит по многим причинам. Среди них: и недостатки про-фессиональной подготовки журналистов, и неразвитость необходимых лич-ностных свойств, и отсутствие всесторонней практики работы, и инертность мышления, и то, что «пока журналисты по привычке думают в первую оче-редь не об интеллектуальном импульсе, а о том, что доступно показу, исходя из возможностей техники» .
В то же время логика технического развития телевидения и требований к специалистам уже сегодня подсказывают, что тележурналист должен уметь многое, владеть сразу несколькими специальностями.
Корреспондент телевидения завтрашнего дня, как представляется, будет сочетать в себе качества и комментатора, и обозревателя, и интервьера, и ведущего телепрограммы. Несомненно на отечественное телевидение придут и продюсеры, и модераторы, и универсальные редакторы, и шоу-аналитики. В недалеком будущем практика работы в глобальных информационных сетях и острая конкуренция "заставят" тележурналиста стать универсальным работником, способным, не выходя из студии, подготовить и провести лю-бую телепередачу.
Особый акцент будет сделан на обеспечение интеграции высокого тех-нического уровня и художественности материала, выходимого в эфир, ком-пьютерной грамотности, компетентности и редакторской подготовке теле-журналиста. ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДАЧИ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ3.1. Телевидение и информационные потребности аудиторииЭффективность деятельности телевидения может быть изучена и оценена, по нашему мнению, только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед средствами массовой информации. Осу-ществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потреб-ностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание работников телевидения к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло.
Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия .
Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения - первоочередная задача.
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных си-туаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с соци-альной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целена-правленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития ин-формационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социаль-ной активностью человека . Как показывают данные социологических ис-следований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные по-требности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности телевидения его роль в удовлетворении информационных по-требностей населения.
При этом необходимо различать понятия информационные потребно-сти и тематические интересы аудитории. Потребности в информации со-циальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности .
Тематические же интересы являются субъективным отражением и вы-ражением информационных потребностей. Они зависят от содержания пред-лагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и комму-никационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нере-ализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности ис-точников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Неко-торые сведения об информационных потребностях аудитории можно полу-чить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятель-ности представителей различных групп населения в труде, сфере обществен-ной и духовной жизни, быту и семье .
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные яв-ляются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются полу-чаемой телевизионной информацией, то аудитория либо ищет нужную ин-формацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода ин-формации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому, на наш взгляд, важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «забот-ливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить лич-ность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях - от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба .
Анализируя содержание информационных потребностей и их удовле-творение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует также учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить законо-мерности формирования аудитории телевидения, а также причины неодина-ковой эффективности использования отдельных каналов информации опре-деленными группами населения. Материалы проведенных социологических исследований показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворе-нии информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбани-зированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим ко-личеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и об-щественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая дея-тельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных по-требностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов .
Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор це-лей деятельности телевидения и критериев его эффективности. Функции, ко-торые выполняет телевидения, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.
Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбани-зированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потреб-ностей, и обращение все большей части населения к различным каналам те-левидения. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эф-фективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений .
Рассмотрение проблемы эффективности телевидения с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала мас-совой информации в едином информационном пространстве, выявить резер-вы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности такой информационной системы как телевидение. 3.2. Формы и средства повышения эффективности тележурналистикиТелевидение - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения ин-формации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. По мере расширения технических возможностей роль телевидения возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей оно остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем орга-низации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы телеви-дения, его включающих.
Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эф-фективности телеинформации, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления на теле-видении несомненно более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.
Одним из наиболее важных, на наш взгляд, путей повышения дей-ственности телевидения является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства - это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости телевизионной про-дукции, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышле-ния, изложения материала.
В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы теле-видения. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и не-навязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.
Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к ши-рокому участию в телевизионных выступлениях представителей ауди-тории - надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности телевизионной информации. ЗАКЛЮЧЕНИЕОдно из направлений повышения эффективности телевизи-онного вещания состоит в творческом осмыслении и использовании истори-ческого опыта, оценки достоинств и негативных сторон в работе российских тележурналистов.
Всестороннее восприятие исторического опыта отечественной теле-журналистики может помочь журналисту точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль. Журналист должен постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой - цели, поставленные руководством вещательной компании. В отечественной тележурналистике традиционно считается, что и то и другое, в общем совпа-дает как в прошлом тоталитарном обществе, так и при современной ориен-тации телевидения на реальные интересы зрителя. Но это слишком поверх-ностный взгляд. Анализ прошлого, настоящего и перспектив тележурнали-стики позволяет лучше представить себе, что может телевидение, и какую роль играет журналист в реализации этих возможностей.
Как же можно использовать исторический опыт тележурналистики в перспективе? Если в качестве концептуального положения использовать принцип: все новое - это забытое старое, то можно попытаться предложить наполнить старые формы работы ТВ-журналиста новым содержанием через современные жанры телевизионной публицистики.
Почему бы, например, не воссоздать такие передачи как "Кинопанора-ма", "Музыкальный киоск", "Алло, мы ищем таланты", "Международная па-норама", различные телемосты и вести их в жанре ток-шоу или дискуссии. Аналогично можно дать второе рождение (может быть, под другим названи-ем) телепередачам "Мастер - золотые руки", "А ну-ка парни!", "Семь раз отмерь", "Артлото" и сделать из них грандиозные шоу.
Если говорить о других функциях телевидения - воспитательной, обра-зовательной и просвятительской, то неплохо было бы вспомнить такие пере-дачи как телеальманах "Подвиг"; программы "Шпаргалка", "От всей души", "Лица друзей" и внести в них «свежую струю».
Характерной особенностью развития российской экономики на совре-менном этапе является тот, что происходит все более тесное переплетение рынка и коммуникаций. Именно поэтому телевидению следует приступить к разработке новой категории журналистики и освоить новую тематику для домашнего экрана в более крупных масштабах, чем это делается сейчас - те-лешопинг.
Нужно сформировать три уровня деловой информации: для крупных промышленно-финансовых деятелей, для представителей "среднего класса" и для миллионов рядовых зрителей, желающих знать, что происходит в области, от которой зависит благосостояние всех и каждого в отдельности. Следует искать адекватные каждому адресату формы подачи материалов, обеспечивая телевидению заинтересованную аудиторию.
Это возможно при многих условиях, но главными из них, на наш взгляд, являются профессиональная и этическая основа журналистской деятельности. А они тесно взаимосвязаны между собой, в каком бы жанре или передаче ни работал тележурналист.
«Наблюдение за событием, диалог в кадре, "спровоцированная ситуа-ция", монолог журналиста - все это мы находим в экранных произведениях различных жанров. Выбор метода тесно связан с общим идейно-творческим замыслом, с позицией журналиста» .
Эта позиция - не в словестных оценках, а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоя-тельно делать выводы.
Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория телевидения раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы телевидения. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях с телевидением выражается рядом ка-чественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребле-ния массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия телеинформации на сознание аудитории.
1. Современные массово-коммуникационные отношения предполагают вза-имодействие двух субъектов - телевидения и аудитории, в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Телевидению же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
Андроников И. Слово написанное и сказанное//Соч. в 2 т. М., 1975. Т.2.
2. Багиров Э., Кацев И. Телевидение - ХХ век. - М., 1968.
3. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987.
4. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988.
5. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной рос-сийской журналистики: В 2 т. - М., 1998.
6. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и за-рубежного телевидения. - М., 1996.
7. Егоров В.В. Телевидение России между прошлым и будущим. - М., 1995.
8. Ермилов А. Видеть и слышать//Телевидение и радиовещание. - 1988. - № 7.
9. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.
10. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. - М., 1980.
11. Николов Е. Искусство видеть мир. - М., 1971.
12. Олешко В.Ф. Заложники гласности. - Екатеринбург, 1992.
13. Олешко В.Ф. Социожурналистика. - Екатеринбург, 1996.
14. Саппак В. Телевидение и мы. - М., 1988.
15. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радио речи. - М., 1996.
16. СМИ и общество//Журналист. - 2000. - № 9.
17. Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова и др. - М., 1998.
18. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. - М., 1990.
19. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. - М., 1993.
20. Шаболовка-53: страницы истории телевидения. Под ред. Ю.А. Розова.- М., 1988.
21. Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. - Львов, 1985.
22. Юровский А. Телевидение - поиски и решения. - М., 1983.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR