Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Физика, химия, механика arrow Управление системой сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов

Управление системой сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов

Управление системой сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Понятие и содержание сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов 7
2. Система нормативно - правового регулирования в Российской Федерации и за рубежом 19
ВВЕДЕНИЕ
Обязательным элементом жизнеобеспечения и одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов является их сани-тарная очистка от твердых бытовых отходов - ТБО (коммунальных отхо-дов). В настоящее время на территории РФ каждый городской житель еже-годно производит от 200 до 400 кг ТБО, представляющих серьезную сани-тарно-эпидемиологическую угрозу. За последние годы объем ТБО резко увеличился. Большое количество отходов создает экономические и технические проблемы их сбора, хранения, переработки, захоронения и транспортировки.
Система управления ТБО ранее сводилась к организации их сбора, транспортировки и захоронению. В последние годы в связи с интенсивным развитием упаковочной индустрии и ряда других факторов морфологический состав ТБО существенно изменился, что требует усовершенствования всей системы управления ТБО и выделения в ней новых элементов.
Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) является весьма акту-альной поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормально охраны окружающей жизнедеятельности населения, санитарной очистки городов, среды и ресурсосбережения. Проблема ТБО характерна для каждого города, но особенно острой она является для такого крупного мегаполиса как Московский регион, где ежегодно образуется около 5 млн. т ТБО (половина из них приходится на Москву).
Первоочередной задачей в решении проблемы ТБО является разработка оптимальных систем их сбора и удаления (транспортировки). Промедление удаления ТБО из мест образования недопустимо, так как может это способствует серьезному загрязнению городов. Удаляют ТБО либо на полигоны захоронения, либо на специальные заводы для переработки и обезвреживания. В Москве полигонном захоронению подвергают около 95% образующихся ТБО. Поскольку свалки все дальше удаляются от города, а бесконечно плечо вывоза ТБО увеличиваться не может, становится весьма актуальной промышленная переработка ТБО. Именно промышленная переработка, решающая в совокупности вопросы обезвреживания, ликвидации и утилизации ТБО, представляет собой кардинальный путь решения этой проблемы. Не случайно в европейских странах к 2010 г. запланирован отказ от полигонного захоронения ТБО.
Постепенный переход от полигонного захоронения к промышленной переработке является основной тенденцией решения проблемы ТБО в миро-вой практике.
Вместе с тем практическое решение проблемы промышленной перера-ботки ТБО связано с большими капиталовложениями, поэтому строительство объектов промышленной переработки ТБО невозможно осуществить быстрыми темпами.
Поскольку дорогостоящая промышленная переработка является конечной операцией в общей схеме управления ТБО и ее эффективность во мног ом зависит от организации работы на каждой предшествующей стадии - сбора и транспортировки (удаления) муниципальных отходов, первоочередной задачей в управлении ТБО на ближайшую перспективу является оптимизация их сбора и удаления (при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке).
Оптимальная санитарная очистка города во многом обеспечивается правильной технической и финансовой политикой при решении вопросов управления ТБО. Такая политика должна базироваться на объективном ана-лизе состояния и тенденций развития мировой практики, ориентироваться на лучшие мировые достижения, реализовываться с привлечением к решению этой сложной проблемы разных фирм на тендерной основе и изучением возможности использования различных источников. Капитальные вложения в решение проблемы ТБО должны быть ориентированы на создание наиболее прогрессивной модели управления от-ходами.
1. Понятие и содержание сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов
Отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образую-щиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не ис-пользуемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под опреде-ленной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе, - потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства
Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потре-бительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относят и твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
Твердые бытовые отходы, или «твердые муниципальные отходы» , как их называют на Западе, - отбросы, не утилизированные в быту. Образующиеся в результате амортизации предметов быта и самой жизни людей вещества. Исторически «муниципальные отходы» называли отходами, захоронением которых занимались городские власти. Однако, в настоящее время в развитых странах значительное количество бытовых отходов собирается и перерабатывается не городскими коммунальными службами, а частными предприятиями, которые имеют также дело с промышленными отходами .
Муниципальные отходы имеют различное происхождение и различные свойства : часть муниципальных отходов, например, относится к опасным, - однако их объединяет то, что ответственность за их утилизацию ложится на городские власти.
Источниками муниципальных отходов являются : жилые ( индивиду-альные и многоквартирные дома); хозяйственные (магазины, культурные заведения, предприятия общепита, гостиницы, бензоколонки); коммунальные службы ( снос и строительство зданий, уборка улиц, зеленое строительство, парки, пляжи, остаточные продукты мусоросжигания и мусоропереработки); учреждения (школы, больницы, тюрьмы); промышленность; сельское хозяйство .
К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.
К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.
В последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми от-ходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприя-тиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муници-пальных учреждениях.
Отходы производства и потребления делят на используемые и неис-пользуемые.
Используемые отходы: отходы, которые используют в народном хозяйстве в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива как на самом предприятии, где образуются используемые отходы, так и за его пределами. В состав используемых отходов входят обраты или возвратные отходы, которые используют повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции. Возвратные отходы не относят к вто-ричным материальным ресурсам.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Отходы здравоохранения по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности распределяются на пять классов опасности:
класс А - неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений,
класс Б - опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений,
класс В - чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений,
класс Г - отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным,
класс Д - радиоактивные отходы лечебно-профилактических учрежде-ний.
Биологические отходы - трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты и другие отходы, полученные при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Проблема управления потоками отходов (ТБО) особенно в крупных городах мегаполисах становится все более сложной, в связи с увеличением их количества и отсутствия радикальных методов их утилизации.
Для любого города и населенного пункта проблема удаления или обезвреживания твердых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой экологической. Весьма важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность города, нормальное функционирование городского хозяйства с точки зрения общественной санитарии и гигиены, а также условия жизни населения в целом.
Управление бытовыми отходами - сложный процесс со многими при-влеченными сторонами, которые включают в себя как технические вопросы, так и экономические, а также вопросы финансового управления, долгосрочного развития, психологические, социальные и другие вопросы. Если бы было так легко организовать сбор отходов и транспортировку их на свалку, то многие территории не были бы загрязнены вследствие несоответствующего управления отходами.
Управление отходами включает в себя не только непосредственные действия с отходами, но также обеспечение и организацию работы сотрудников, а также активную работу с общественными, государственными учреждениями, самоуправлениями и бизнес - организациями. В управление отходами вовлечены многие участники. При управлении отходами нужно решить всевозможные вопросы - как создать систему управления отходами; как её финансировать; какое оборудование использовать и т.д.
Социальные нормы часто влияют на то, каким образом будет проведено управление отходами. В привлечении населения в управление отходами большую роль играет психология. Таким образом, в образовании и руководстве системы управления отходами необходимы знания всевозможных дисциплин и опыт, а также глубокое знание местных условий.
Мировая практика утилизации отходов в основном сводится к двум извечным решениям проблемы: полигонное захоронение и сжигание. В Европе на полигоны вывозятся 50% образующихся ТБО, в США - около 70%, в России более 90%. При этом следует отметить, что в России оборудованных в соответствии с современными требованиями полигонов нет. Ни один из российских полигонов не отвечает требованиям Евростандарта и по существу представляет свалку. Естественно, такие полигоны-свалки не отвечают задачам охраны окружающей среды. Кроме того более половины действующих свалок переполнены и являются рассадником антисанитарии.
В Москве ТБО утилизируются путем сжигания 3% в год, (2 мусоро-сжигательных завода, производительность каждого 120 тыс. тонн в год). Следовательно общая степень утилизации ТБО в Москве всего - 7%, (3% подвергается сжиганию,4%-выделяют в качестве сырья).
На свалки Подмосковья как и 30 лет назад вывозят 93% от общего ко-личества образующихся ТБО.
В западных странах сжиганию подвергается до 25-30% отходов. Одна-ко в отличие от отечественной схемы, ТБО подвергаются сортировке с выделением токсичных и негорючих веществ, что коренным образом влияет на состав выбрасываемых в атмосферу дымовых газов. Естественно, что в определенных условиях схемы сжигания отходов и очистки отходящих газов, термически обработка ТБО возможна.
Главным недостатком мусоросжигательных заводов является труд-ность очистки выходящих в атмосферу газов от твердых примесей, особенна диоксинов и окиси азота.
Объем ТБО и приравненным к ним промышленным отходам может и должен быть резко уменьшен (более чем в 2 раза) если подвергать их сорти-ровке, в процессе которой извлекаются представляющие материальные цен-ности для повторного использования (железо, алюминий, стекло, пластмас-сы, текстиль, бумага, древесные отходы, резина и т.д.). Кроме того, известно, что себестоимость металла, стекла, пластика, бумаги и прочего получаемого из вторичного сырья, составляет 20-30% от себестоимости их получения из первичного сырья, руды и т.д., включая также затраты на их добычу, переработку и транспортировку, При этом мы не вырубаем лес, не копаем карьеров и шахт, а значит, помимо экономии ресурсов и средств, сохраняем нашу природную среду обитания.
В зарубежной и отечественной практике действует много различных по составу, производительности и степени извлечения полезных элементов сортировочных и перерабатывающих технологий. Так степень извлечения ценных компонентов может колебаться в основном от 30% до 80%.
Тот, кто собирает отходы, часто определяет их дальнейшую обработку. Если все отходы, не отсортировав, собирают вместе в одном контейнере, скорее всего, что их захоронят на полигоне или на свалке, или же сожгут. Если отходы сортируют по фракциям уже на месте их появления - в домашних хозяйствах, в учреждениях и на предприятиях - тогда, скорее всего, их будут перерабатывать, используя как вторичное сырье. Чем лучше отходы отсортируют на месте их появления, тем экономичнее и легче передать их на переработку. Общая схема управления бытовыми отходами (создание отходов, сбор, переработка или захоронение) показана на рисунке 1.1. На рисунке также показаны возможные продукты переработки отходов, которые можно использовать как вторичные материалы, энергию или почвенное удобрение.
Рис 1.1 Элементы системы управления отходами
У несортированных бытовых отходов ограниченные возможности переработки.
Традиционно их или отправляют на свалки или полигоны, или сжига-ют. Европейская Комиссия эти методы все больше ограничивает. Захоронение отходов часто вызывает недоброжелательное отношение окрестного населения, в то же время, качественное сжигание считается сравнительно дорогим методом.
Это значит, что долгосрочные альтернативные методы, такие как переработка материалов и биологические методы обработки, считаются лучшими. Они дают возможность получить доходы от переработки и уменьшают количество захороняемых отходов.
Чтобы внедрить эти методы в жизнь, необходим качественный сбор и сортировка отходов, которую могут частично выполнять в домашних хозяйствах, а также операторы обработки отходов.
Схемы сбора отходов делятся по собранному материалу - сбор несортированных отходов, сортированных или частично сортированных отходов, что определяет в источнике их появления (в домашних хозяйствах, на предприятиях и учреждениях и т.д.) использованный метод сбора. Между собой схемы сбора отличаются как применяемыми средствами накопления отбросов (контейнеры, мешки), так и сбором отходов, и транспортными средствами, использованными в дальнейшей транспортировке. Качество собранных отходов (сортированные или не-сортированные отходы) обуславливает также вид дальнейшего использования этих отходов.
Несортированные отходы в основном попадают на захоронение, а сортированные или частично сортированные - доставляют на предприятия переработки или в центры обработки.
Качественная сортировка отходов имеет большое значение при определении расходов при переработке отходов в однородных потоках материалов. Материалы, приспособленные к переработке, с большой экономической стоимостью, это: бумага, картон, алюминиевая тара, стекло, пластмассовая упаковка и биологически разлагающиеся отходы.
Минимизация количества отходов, направляемых на объекты их пере-работки и захоронения, решается в мировой практике на основе включения в схему управления операций сортировки ТБО и выделения ресурсов, пригодных для дальнейшего использования.
Одним из основных методов минимизации количества отходов, поступающих на объекты санитарной очистки, является предварительная сортировка отходов.
Принципиально возможны три взаимодополняющих друг друга направления сепарации ТБО:
- селективный покомпонентный сбор отходов у населения в местах образования с последующей доводкой продуктов на специальных сортировочных установках (преимущественно методами ручной сортировки; для извлечения металлов иногда применяется механизированная сепарация);
- селективный пофракционный сбор в местах образования так называемых коммерческих отходов, образующихся в нежилом секторе города (отходы рынков, магазинов, учреждений, школ и др.), с последующим извлечением из них ценных компонентов комбинированными методами ручной и механизированной сортировки (на специальных объектах);
- сортировка в заводских условиях комплексной переработки ТБО (преимущественно механизированная, поскольку ручная сортировка отходов жилого фонда на ленте тихоходного конвейера малоэффективна; в ряде случаев технологическая схема может включать элементы ручной сортировки крупнокусковой фракции ТБО).
В европейских странах, США и Японии широко практикуется раздель-ный сбор отходов в местах их образования, что во многом предотвращает попадание в ТБО как ценных (незагрязненная макулатура, стекло, пластмас-сы, металлы), так и опасных (отработанные люминесцентные лампы, акку-муляторы, батарейки) компонентов. По разным оценкам, выход селективно собранных отходов потребления составляет 15- 25% от общего количества образующихся ТБО.
Реализация в европейских городах селективного сбора компонентов ТБО в качестве сырья для вторичного использования основана на организа-ции разъяснительной и информационной работы среди населения (начиная со школьных программ обучения) и использовании специальных контейне-ров, устанавливаемых в местах образования отходов. Раздельный сбор отходов часто стимулируется снижением платы за удаление ТБО (оплачивается в основном вывоз неутилизируемой части ТБО).
Раздельный сбор мусора нужен для:
 улучшения экологической обстановки
 получения из отходов материалов для последующего использова-ния. В 2007 г. в Москве было собрано 2800 тыс.тонн ТБО жилищного сектора (Программа Прав-ва Москвы). Учитывая, что макулатура составляет ~30-35% массы ТБО, а минимальная цена тонны макулатуры - 500 руб., ежегодный доход мог бы составить более 400 млн. рублей
 уменьшения массы отходов жилищно-коммунального сектора
только макулатура составляет ~30-35% массы ТБО
 сокращения эмиссии парниковых газов (ПГ)
С 1990 г. по 2006 г. выбросы ПГ в секторе «Отходы» увеличились в Российской Федерации на 13%. Наибольший вклад в общий выброс сектора «Отходы» вносят выбросы из-за захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) на полигонах и свалках. С 1990 г. по 2006 г. в РФ увеличение выбросов ПГ из-за захоронения ТБО на полигонах и свалках составило 53.5%
Сортировка отходов может быть организована централизованно, сор-тируя отходы на станциях центральной сортировки, или это делают сами домашние хозяйства. У обеих систем есть как плюсы, так и минусы. Часто для получения чистого материала сортированные отходы от домашних хозяйств нужно еще раз пересортировать на линиях сортировки.
Отсортировка биологически разлагающихся органических отходов от остальных отходов уже в источнике их появления способствует более качественной сортировке и переработке остальных отходов. В данном случае они более чистые и содержат меньше влажности, поэтому их легче переработать.
Централизованная сортировка часто используется, чтобы повторно отсортировать собранные от потребителей отходы. В разных государствах разные подходы. Процесс сортировки в основном - работа рук, что очень трудоемко. Сортировку можно выполнять также на автоматизированных устройствах, которые предназначены для больших объемов. Устройства сортируют отходы, убирают примеси и меняют также физические свойства отходов. Потоки отходов после сортировки посылают на переработку, сжигание, биологическую переработку или захоронение.
Отсортированные, чистые материалы, часто только спрессованные или запакованные передают далее предприятиям переработки. Главное задание и цель сортировочных устройств - повысить количество и качество отсортированных материалов, чтобы и впоследствии как можно дороже продали на рынке. Однако рынок перерабатываемых отходов должен быть стабилен и устойчив, чтобы материалы можно было реализовать.
В приложении 1 приведена схема рационального управления бытовы-ми отходами.
Практический опыт переработки ТБО в различных странах показывает, что не существует какого-либо одного универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экологии, экономики, ресурсосбережения и рынка. Этим требованиям, тенденциям развития мировой практики, рекомендациям международных экологических конгрессов в наибольшей степени отвечает проектирование и строительство комбинированных мусороперерабатывающих заводов, обеспечивающих использование отходов как источника энергии и как вторичного сырья. Построение промышленной технологии именно по принципу комбинации различных методов переработки ТБО нивелирует недостатки каждого метода, взятого в отдельности. Именно комплексная переработка ТБО, как системная комбинация на новой основе сортировки, термообработки, ферментации и других процессов, обеспечивает в совокупности малую отходность производства, его максимальную экологичность и экономичность.
Объединяющим процессом в схеме комплексной переработки ТБО является сортировка (в том числе на основе селективного сбора), изменяющая качественный и количественный состав ТБО. При этом повышается не только доля рецикла ряда компонентов ТБО (в основном металлов), но и во многом решаются вопросы удаления опасных бытовых отходов и балластных компонентов, оптимальной подготовки тех или иных фракций компонентов ТБО к дальнейшей переработке.
Предварительная сортировка улучшает и ускоряет процесс фермента-ции органических веществ ТБО, облегчает очистку продукта ферментации от примесей, снижает потребную производительность весьма дорогостоящего биотермического и термического оборудования, улучшает состав продукта ферментации, шлака и отходящих газов, улучшает процесс сжигания, упрощает газоочистку, т.е. технология комплексной переработки ТБО повышает экологичность и экономичность традиционной термической и биотермической обработки ТБО.
Перераспределяя материальные потоки отходов, сортировка практически вдвое сокращает потребность в дорогостоящем термическом и биотермическом оборудовании. В то же время капитальные затраты на саму сортировку не превышают 15% от затрат на термо- и биообработку.
Иными словами, рациональная сортировка ТБО, покомпонентная и пофракционная, оптимизирует сопряженные производства. В этом ее главное назначение; извлечение тех или иных продуктов для вторичного использования - это важная, но частная задача сортировки
2. Система нормативно - правового регулирования
в Российской Федерации и за рубежом
Государственную политику Российской Федерации в области обращения с отходами определяют четыре Федеральных закона:
1. Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с из-менениями на 31.12.2005)
2. Федеральный закон Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ( с изменением на 26.06.2007)
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической экс-пертизе» №174 -ФЗ (с изменениями на 24.07.2008);
4. Федеральный закон РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и по-требления» ( с изменениями на 31.12.2008)
В соответствии с этими законами и тенденциями развития мировой практики стратегия управления отходами базируется на решении следующих основных задач:
- минимизация количества образующихся отходов;
- максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация как техногенного сырья;
- изыскание экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами;
- минимизация затрат на санитарную очистку города;
- постепенный переход от полигонного захоронения ТБО к их про-мышленной переработке.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
 охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благо-приятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологи-ческого разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
 использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
 комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
 использование методов экономического регулирования деятельно-сти в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
 доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
 участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет полномочия каждого уровня власти по регулированию обращения с отходами.
К полномочиям Российской Федерации отнесены :
 разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
 проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами
 осуществление надзора за исполнением законодательства Россий-ской Федерации в области обращения с отходами;
 организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
 определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами
 лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности
 установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;
 осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычай-ных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осу-ществлении обращения с отходами;
 организация государственного учета и отчетности в области обра-щения с отходами;
 обеспечение населения информацией в области обращения с отхо-дами;
 определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;
 обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
 осуществление международного сотрудничества Российской Феде-рации в области обращения с отходами;
 осуществление иных предусмотренных законодательством Россий-ской Федерации полномочий.
 определение федеральных органов исполнительной власти в обла-сти обращения с отходами, их функций и полномочий.
Вышеназванным законом субъекты Российской Федерации наделены следующими полномочиями в регулировании обращения с отходами:
 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрез-вычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
 разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
 участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
 принятие в соответствии с законодательством Российской Федера-ции законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;
 осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
 участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами.
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
• понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
• применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей сре-ды» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предель-ных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят организации, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду.
Рассмотрим зарубежный опыт государственного регулирования госу-дарственного управления твердыми бытовыми отходами.
Общие установки Европейского Союза по вопросам экологии и ресурсопотребления (к которым относится и обращение с отходами) изложены в учредительном договоре ЕС 1957 г. в разделе «Окружающая Среда». Согласно этому Договору, одной из ключевых задач, стоящих перед ЕС, является «содействие высокому уровню защиты и улучшение качества окружающей среды».
Со временем это положение Договора получило развитие в боль-шом количестве нормативно-правовых актов общеевропейского законодательства, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и потребления природных ресурсов.
Сформировался целый пласт документов, который сегодня выделен в отдельную область права - экологическое право, которое охватывает многие аспекты воздействия человека на окружающую среду. Это и добыча природных ресурсов, и технологии переработки сырья, и утилизация отходов, и допустимое количество вредных выбросов в атмосферу, воду и почву и т.д.
В рамках этой области права процессы образования, учета, переработки и утилизации отходов регулируются в ЕС целым рядом документов, которые можно разделить на две большие группы:
Программные (т.н. «Программы действий» - Action Programmes) - имеют рамочный характер, определяют основные цели в соответствую-щей области для стран - членов ЕС на среднесрочную и/или долгосрочную перспективу (как правило, от 3 до 5 лет, могут охватывать период и до 10 лет). Нормативные (договоры, директивы, правила, нормативы и т.п.) - как правило, обязательны для исполнения странами-членами ЕС. Они могут носить как рамочный характер (например, Рамочная директива по отходам), так и касаться решения конкретных задач (например, регулирование допустимых норм выбросов от мусоросжигающих заводов, технологии конечной утилизации отходов на полигонах и т.д.).
Кроме того, существуют еще различные коммюнике, решения тех или иных органов ЕС (например, Европейского Суда) и другие документы, которыми страны-члены Союза могут руководствоваться при разработке собственной политики по вопросам ресурсопотребления и обращения с отходами.
При составлении собственного законодательства в области окружающей среды и использования природных ресурсов, страны-члены ЕС используют соответствующие положения вышеуказанных документов.
Примером национальных программ могут служить: программа «Отходы 21» Датского правительства (План обращения с отходами Датского правительства на период 1998 - 2004 гг.), Национальный план Испании по муниципальным отходам на период 2000 - 2006 гг. и т.д. Большинство стран ЕС приняли или планируют принять нормативные акты, регулирующие порядок захоронения определенных видов отходов на полигонах.
Например, европейская Директива о захоронении отходов запрещает захоранивать на полигонах использованные шины; постановления, запрещающие или ограничивающие захоронение на полигонах биоразлагаемых/ органических отходов приняты в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Италии, Норвегии и ряде других стран.
Одним из важнейших направлений деятельности полигонов за ру-бежом является извлечение и утилизация образующихся здесь газов. При этом используют, например, такие способы, как: прямое сжигание для производства тепловой энергии; использование газов в качестве топлива для газовых двигателей с целью получения электроэнергии и тепла и некоторые другие. При этом необходимо учитывать, что мусоросжигание - основной источник загрязнения окружающей среды диоксинами в Европе, что повлекло отказ от этого подхода, например, во Франции и других странах.
Важным направлением использования ТБО является рециклинг (пере-работка, вторичное использование), тем более что в мире признано, что захоронение и сжигание отходов являются тупиковыми технологиями.
Закон о рециклинге принят более чем в 50 странах мира.
За последние годы стратегия управления использованием отходов претерпела существенные изменения, которые, в частности, заключаются в том, что основным направлением является уменьшение количества образующихся отходов, развитие методов их утилизации и снижение потока захораниваемых отходов.
Многие зарубежные страны, среди которых Германия, Дания, Финляндия. Голландия активно используют систему раздельного сбора бытовых отходов.
Варианты сбора вторичного сырья в разных странах различны. Это могут быть центры сбора мусора, устройства для раздельного сбора мусора возле жилых домов.
Кроме того, такие страны как Германия и Нидерланды, пошли по пути создания спецоборудования, устанавливаемого в пунктах переработки, которое размалывает или расплющивает емкости. Обычно такое оборудование устанавливают на больших рынках или ярмарках. Использованную тару вставляют в автомат, получая в замен монету или та-лон на приобретение со скидкой товаров или тех же напитков. Стоимость и содержание таких машин обходится приблизительно от 2 до 2,5 млн лир и гарантирует тарооборот на 1000 емкостей в сутки и более. В вышеназванных странах восстанавливают от 60 до 70% от общего объема тары из пластического материала.
Европейские страны в законодательном порядке вводят мероприятия по раздельному сбору отходов. Как пример можно привести Францию, где более 7 лет как введен запрет на сбор несортированных бытовых отходов, а в Нидерландах введен запрет на захоронение органических отходов.
Большое значение при государственном регулировании имеет стиму-лирование организаций и населения на нужные мероприятия. Так, я Японии, в связи с резким увеличением объемов отходов, в 1992 году был принят закон «О стимулировании использования вторичного сырья» и в 1997 году - «О стимулировании сортировки при сборе и повторном использовании тары и упаковочных материалов».
Переработка отходов является важной экономической задачей, так как анализ показывает, что металлы, извлеченные из твердых отходов, могут обеспечить в ощутимых объемах национальную потребность в таких метал-лах, как железо, алюминий, олово и др. Это обусловило принятие на госу-дарственном уровне в ряде стран задачи повышения количества переработки отходов.
В качестве примера эффективного использования вторичной перера-ботки можно привести опыт США. Около полумиллиона семей США при выбрасывании отходов разделяют их на бумажные, алюминиевые и стек-лянные отходы в раздельные контейнеры для мусора. В США 98% всего производимого стекла идет в переработку, а пластмассовые упаковки пищевых продуктов и напитков разделяются непосредственно на заводах по переработке мусора. В некоторых штатах приняты на местном уровне свои законы о запрете на некоторые виды упаковок из неразлагающихся компанентов.
В Швейцарии муниципальная служба Женевы расставила металличе-ские контейнеры для битых и нестандартных бутылок, а стекло сортируется по цвету, и на контейнерах имеются соответствующие надписи .
Технологии переработки мусора позволяют решать проблему занято-сти. Так, во Франции в переработке вторичного сырья занято до 50 тыс. ра-ботников.
Обращение с отходами четко регламентируется нормативно-правовыми актами и контролируется государственными органами, регулируется экономически - предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции.
Десять лет назад в Германии был принят Закон об отходах упаковки, которому уда¬лось остановить процесс мусорного коллап¬са в стране, где мощности свалок исчерпы¬вались к 2000 году. Закон обязывает тор¬говые организации и промышленные пред¬приятия принимать упаковку после ее ис¬пользования и перерабатывать. Третьим лицом при выполнении этих обязательств и выступила «Дуальная система Герма¬нии», а тысячи фирм приняли решение стать ее партнерами. Три года назад Закон об отходах упаковки был обновлен с учетом Европейской директивы по упаковке. Согласно новой редакции фирма DSD должна принимать и перерабатывать отходы от всех фирм, производящих и торгующих упаковочной продукцией, в том числе и не являющихся участниками Дуальной системы. DSD - некоммерческая организация, и знак «Зеленой точки» официально подтверждает, что за прием и утилизацию упаковки производитель или фасовщик платит Дуальной системе лицензионный взнос, за счет которого и финансируется сбор, сортировка и переработка упаковки. Он соответствует действительным затратам на утилизацию и рассчитывается с учетом вида отходов, их массы и количества. По закону сбор отходов упаковки должен организовываться в непосредственной близости от мест их возникновения и охватывать всю территорию. При этом требуется соблю¬дение квот утилизации: должно быть переработано от 60 до 70% отходов упаковки. Закон об упаковке помог сократить потребление упаковочных материалов в Германии на 14%, а также привёл к уста-новлению норм переработки большинства упаковочных материалов на 60-80%. Кроме того, специально для переработки пластиковых упаковок были созданы и внедрены новые технологии, которые являются образцом для сортировки и переработки отходов и в других сферах.
В разное время к «зелёной точке» примкнули и другие страны-участники Европейского союза: Франция (1993), Австрия (1993), Бельгия (1994), Люксембург (1995), Испания (1996), Португалия (1997), Ирландия (1998), Швеция (2001), Греция (2002), а также страны, не входящие в ЕС, - Латвия (2000), Норвегия (2000), Чехия (2000), Венгрия (2001), Великобрита-ния (2001), Канада (2001), Польша (2002), в 2003 г. присоединились Турция, Литва и Словения. В этих странах были созданы организации по образцу DSD, но многие части системы находятся ещё в организационной стадии. По всей Европе около 460 млрд единиц упаковки ежегодно маркируются «зелёной точкой», примерно 70 тыс. предприятий получили лицензию и оплачивают применение «зелёной точки» на своих товарах. При этом «зелёная точка» является наиболее используемой маркировкой на товарах в мире.
Большую проблемы представляет утилизация использованных автомобильных шин. Этому вопросу также уделяется отдельное внимание. В Германии разработана система рециклизации, переработки шинного утиля «Regulant-6000». В Швеции ведется база данных по всем вопросам, касаю-щимся автотранспортных средств. Организации, которые получают право проводить инспекционный осмотр автомобилей, обязаны сообщать об автотранспортных средствах, представляющихся к осмотру и выявленных при этом неисправностях.
В США государственное регулирование как на федеральном, так и на штатном уровнях играет все более заметную роль в стимулировании произ-водства вторичного сырья из отходов. В ряде штатов установлена плата за захоронение отходов, в результате чего увеличилось потребление вторичного сырья. В штате Нью-Джерси принят законопроект о 50%-ной налоговой скидке на производственное оборудование, на котором производится продукция, содержащая не менее 50% вторичных материалов.
Наиболее важным экономическим стимулом переработки отходов во вторичное сырье является то обстоятельство, что утилизация становится в американских городах самым дешевым способом борьбы с отходами. В США запрещена организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в три раза дороже, чем переработка этих отходов во вторичное сырье. Во многих штатах приняты законы, согласно которым каждый округ под угрозой прекращения финансирования обязан к определенному сроку ввести рециклизацию некоторой части отходов на своей территории. Повсеместно запрещено захоронение автомобильных аккумуляторов.
В США действует требование к администрациям штатов о закупке продукции вторичной переработки.
Больших успехов в этом плане добилась Япония, которая по большинству видов сырья и топлива сильно зависит от импорта. Уже к 1985 г. в японской промышленности утилизировалось до 60% отходов.
В странах ЕС восстанавливается около 15% использованных шин для легковых машин (что на 20% дешевле производства новых).Зарубежные ис-следования показали, что шины практически не загрязняют воду и их про-гнозируемая долговечность в спокойной воде достигает сотен лет, поэтому их применяют даже при создании искусственных нерестилищ для рыб, а во Франции для усиления грунта.
В экономически развитых странах разработана и действует система государственного регулирования политики по рециклингу, законодательная база, развита инфраструктура предприятий по переработке отходов авто-транспорта, проводятся многочисленные мероприятия и акции по просвещению и привлечению населения.
Вывод:
Управление бытовыми отходами - сложный процесс со многими при-влеченными сторонами, которые включают в себя как технические вопросы, так и экономические, а также вопросы финансового управления, долгосрочного развития, психологические, социальные и другие вопросы. Если бы было так легко организовать сбор отходов и транспортировку их на свалку, то многие территории не были бы загрязнены вследствие несоответствующего управления отходами.
Мировая практика утилизации отходов в основном сводится к двум извеч-ным решениям проблемы: полигонное захоронение и сжигание.
Схемы сбора отходов делятся по собранному материалу - сбор несортированных отходов, сортированных или частично сортированных отходов, что определяет в источнике их появления (в домашних хозяйствах, на предприятиях и учреждениях и т.д.) использованный метод сбора. Между собой схемы сбора отличаются как применяемыми средствами накопления отбросов (контейнеры, мешки), так и сбором отходов, и транспортными средствами, использованными в дальнейшей транспортировке. Качество собранных отходов (сортированные или не-сортированные отходы) обуславливает также вид дальнейшего использования этих отходов.
Одним из основных методов минимизации количества отходов, поступающих на объекты санитарной очистки, является предварительная сортировка отходов.
Реализация в европейских городах селективного сбора компонентов ТБО в качестве сырья для вторичного использования основана на организа-ции разъяснительной и информационной работы среди населения (начиная со школьных программ обучения) и использовании специальных контейне-ров, устанавливаемых в местах образования отходов. Раздельный сбор отходов часто стимулируется снижением платы за удаление ТБО.
Законодательство Российской Федерации в сфере обращения с отходами базируется на четырех основных законах Российской Федерации: Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изме-нениями на 31.12.2005); Федеральный закон Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ( с изменением на 26.06.2007); Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» №174 -ФЗ (с изменениями на 24.07.2008);Федеральный закон РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( с изменениями на 31.12.2008). На их основе разработаны многочисленные подзаконные акты и программы.
Общие установки Европейского Союза по вопросам экологии и ресурсопотребления (к которым относится и обращение с отходами) изложены в учредительном договоре ЕС 1957 г. в разделе «Окружающая Среда». Согласно этому Договору, одной из ключевых задач, стоящих перед ЕС, является «содействие высокому уровню защиты и улучшение качества окружающей среды».
Со временем это положение Договора получило развитие в боль-шом количестве нормативно-правовых актов общеевропейского законодательства, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и потребления природных ресурсов.
При составлении собственного законодательства в области окружающей среды и использования природных ресурсов, страны-члены ЕС используют соответствующие положения вышеуказанных документов.
Важным направлением использования ТБО в европейских странах яв-ляется рециклинг (переработка, вторичное использование), тем более что в мире признано, что захоронение и сжигание отходов являются тупиковыми технологиями. Закон о рециклинге принят более чем в 50 странах мира.
За последние годы стратегия управления использованием отходов претерпела существенные изменения, которые, в частности, заключаются в том, что основным направлением является уменьшение количества образующихся отходов, развитие методов их утилизации и снижение потока захораниваемых отходов.
Используемые источники
Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изме-нениями на 31.12.2005)
Федеральный закон Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ( с изменением на 26.06.2007)
Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» №174 -ФЗ (с изменениями на 24.07.2008);
Федеральный закон РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреб-ления» ( с изменениями на 31.12.2008)
ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов ле-чебно-профилактических учреждений»
Европейская практика обращения с отходами: проблемы. Решения. Перспективы. СПб:РЭП , 2005
Сираждинов Р.Ж. Управление в городском хозяйстве. М:КНОРУС, 2009
Систер В. Г. Твердые бытовые отходы (сбор, транспорт, обезвреживание) / В. Г. Систер, А.Н. Мирный, Л.С. Скворцов и др. // Справочник.- М. 2001.
Бабанин И.В. Оценка эффективности раздельного сбора отходов / И.В. Бабанин // Твердые бытовые отходы. 2006. № 10. С. 40-43.
А.А. Дрейер, А.Н. Сачков, К.С. Никольский, Ю.И. Маринин, А.В. Ми-ронов. Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка, 2004
Лобачева Г.К., Желтобрюхов В.Ф., Прокопов И.И., Фоменко А.П. Со-стояние вопроса об отходах и современных способах их переработки: Учеб-ное пособие. Волгоград: Вог-ГУ, 2005
Масленников А.Ю. Мусоросортировочные предприятия // Спра-вочник - М. 2005.
Разнощик В.В. Ошибки при проектировании полигонов // Твердые бытовые отходы. 2008. № 5. С. 32.
Договор (соглашение) о реализации проекта по организации финанси-рования, строительству и эксплуатации мусороперерабатывающего завода № 1 между правительством Москвы и ООО «Будагеп - будалюкс». - М. 2005.
Шубов Л.Я. Концепция управления твердыми бытовыми отходами / Л.Я. Шубов. - М.: НИЦПУРО. 2000.
http://www.bala.se
Бабанин И.В. Раздельный сбор в России: миссия выполнима // Твердые бытовые отходы. 2007. № 2.
Демчишин А.А. Переработка отходов: замкнутое производство / Твер-дые бытовые отходы. 2007. № 11. С.14.
Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из ис-точников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990-2006 гг., 2008 г.// www.climatechange.ru
Федоров Е.А. Передовые методы государственного регулирования ис-пользования твердых бытовых отходов: опыт зарубежных стран// Рециклинг отходов. № 3. 2008
Постановлением Правительства Москвы от 18.06.2002 № 460-ПП «О повышении эффективности системы санитарной очистки г.Москвы от твер-дых бытовых отходов» утверждены «Основные направления развития санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы».
Постановлением Правительства Москвы от 25.06.2002 г. № 469-ПП (ред от 28.01.2003 № 33-ПП) «О порядке обращения с отходами строитель-ства и сноса в г.Москве»
Постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 №34-ПП «О ме-рах по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье».
Распоряжение Правительства Москвы от 30.04.2002 №754-РП «О со-вершенствовании и развитии существующей системы сбора и переработки изношенных автопокрышек».
Распоряжение Правительства Москвы от 10.09.2002 № 1334-РП «О со-здании централизованной системы сбора полимерной тары».
Приложение 1
Схема рационального управления бытовыми отходами
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR