Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Контрольная arrow Грамматические задания - лексико

Грамматические задания - лексико

ЕГЭ - Контрольная

< span style="font-size: 10pt; font-family: Arial">ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

СЛОВАРЬ

1. Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога; хвост, морда.

2. Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

3. Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.

4. Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.

5. Антонимы: большой - маленький, крупный - мелкий, быстро - медленно.

6. Синонимы: будка - конура, осел - ишак.

7. Словообразование:

1) прилагательных от существительных (коза - козий);

2) приставочных глаголов (ускакать, прискакать);

3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака —собачка);

4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем— солнечный);

5) существительных от существительных (конь — конюшня, конюх, кот — котенок);

6) глаголов от звукоподражаний (мычать, хрюкать).

8. Подбор родственных слов: корова, теленок, конь, кот.

9. Многозначность: хвост, конь.

ГРАММАТИКА

*Образование уменьшительных форм существительного (корова — коровушка).

*Образование именительного и родительного падежей множественного числа существительных (корова — коро­вы — много коров).

*Составление:

простых предложений (Корова ходит. Кролик прыгает);

предложений по схемам: существительное в именитель­ном падеже + глагол Ч- существительное в винительномпадеже (Корова жует сено. — Коровы жуют сено.); су­ществительное в дательном падеже Ч- глагол 4- сущест­вительное в винительном падеже (Корове дают сено. Собаке дают кости);

предложений с существительным в творительном па­деже (Кошка защищается когтями);

предложений с предлогом «у» и с существительным в родительном падеже:

У кого рога?

Рога у коровы, рога у быка... и т. д.

У кого шерсть?

Шерсть у собаки... и т. д.

распространенных предложений (Овца дает шерсть);

предложений с существительным множественного числа предложного падежа с предлогом «на» (люди ездят на лошадях, на собаках, на верблюдах, на сло­нах, на ослах и т. д. Грузы возят на лошадях, на со­баках, на слонах и т. д.);

предложений с предлогом «в» (Корова живет в хле­ву);

*Согласование существительных и глаголов в числе, со­ставление предложений (Собака лает. — Собаки лают).

*Согласование существительных и прилагательных в роде, числе. У собаки (какие?) лапы? (какая?) шерсть?

*Образование притяжательных прилагательных (рога коровы — коровьи рога).

*Распространение предложений определениями.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

*Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Человек и живот­ные»

*Пересказ рассказа Н. Жуковой «Кролик» с изменени­ем существительных единственного числа на существи­тельные множественного числа.

*Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

Как называется?

Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши, рога, горбы, когти, глаза).

Чем покрыто тело (шерсть, щетина)?

 Чем питается (трава, рыба, мясо)?

Как ест (лакает, грызет)?

Где живет (конура, дом, хлев, конюшня)?

Как голос подает?

Как передвигается (ходит, топает, крадется)?

Какие у него детеныши.

Какую пользу приносит человеку?

*Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Найда» с допол­нениями

*Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Спор животных» по ролям

*Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Мурка» с допол­нениями *Пересказ деформированных текстов

*Составление рассказов по сериям картин: «Злой маль­чик», «Два козленка», «На льдине», «Собаки и волк», «Как спасали собаку со щенятами».

*Выборочный пересказ рассказа «Дружок и Пушок»

*Пересказ по цепочке.

*Самостоятельное составление рассказа по теме «Сере­жа вывел на прогулку щенка».

ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ   ГРУППЫ

1.Употребление существительных ед. и мн.ч. в пред­ложном падеже; образование относительных прилагательных.

1) Рассказать, где живут домашние животные.

Собака живет в ... (конуре) Корова живет в ... (коровнике) Свинья живет в ... (свинарнике) Лошадь живет в ... (конюшне) Овца живет в ... (хлеву) Коза живет в ... (хлеву)

Собаки живут в ... (конурах) Коровы живут в ... (коровниках) Свиньи живут в ... (свинарниках) Лошади живут в ... (конюшнях) Овцы живут в ... (хлевах) Козы живут в ... (хлевах)

2) Прослушать рассказ.

Наступила зима. Выпал снег. В лесу на снегу можно увидеть следы многих зверей: следы зайца, лисы, волка, кабана, белки, мыши.

Ответить на вопрос: какие следы можно увидеть зимой на снегу? (Чьи следы?)

(Зимой на снегу можно увидеть заячьи следы, лисьи следы, И т. д.)

2.Согласование существительных с собирательными и порядковыми числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных.

1) Прослушать рассказ.

В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять жи­вотных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми захо­дили во двор коровы, вторыми — козы, третьими — овцы.

Ответить на вопросы: Сколько в деревне пастухов? Кто из пастухов пас скотину? Кто помогал пастухам загонять скотину во двор? В каком порядке заходили животные во двор?

Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: «два», «оба», «пятеро», «первые», «вторые», «третьи».

2)Назвать детенышей домашних животных по образцу.

У коровы — теленок — теленочек — телятки

У козы — ... (козленок) — ... (козленочек) — ... (козлятки)

У лошади — ... (жеребенок) — ...— ...

У свиньи — ... (поросенок) — ... — ...

У собаки — ... (щенок) — ... — ...

У кошки — ... (котенок) — ... — ...

У кролика — ... (крольчонок) — ... — ...

У овцы — ... (ягненок) — ... — ... — ...

Примечание: сначала все детеныши называются в единст­венном числе, затем во множественном.

3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка — «мяу» (кошка мяукает). Собака — ...  Свинья — ... . Лошадь — ... . Овна — ....

4.Дидактическая игра «Один — много» (обра­зование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребе­нок — жеребята ... .

5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падеж­ное согласование существительных): у кошки - котенок (котята), у со-баки - щенок (щенята), у овцы - ..., у ко­зы - ... ; котенок - у кошки, щенок - у ..., теленок - у ..., жеребенок - ..., козленок - ...

6. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существитель­ных): кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., со­бака — ..., лошадь — ... .

7. Дидактическая игра «Кто как ест?»: корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ... .

8. Подобрать признаки к существительным: кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .

9. Дидактическая игра «Назови ласково» (упраж­нение в словообразовании с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собач­ка, свинья — свинка... .

10. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).

У кого рога?

У кого мягкие лапки?

У кого вымя?

У кого щетина?

У кого пятачок?

ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1. Дидактическая игра «Назови семью».

Он -  кот, она -  кошка, детеныш(и) -  котенок (котята).

Он конь, она лошадь, детеныш(и) жеребенок, (жеребята).

2. Дидактическая игра «Кто где живет».

Корова живет в коровнике, свинья в свинарнике, ло­шадь ... собака….

3. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?» (Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает?

Хрюкает, роет?       ... .

Ржет, бегает, скачет?       ... .

Мяукает, лакает, царапается?

Мычит, жует, ходит?       ... .

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

4.Упражнение в понимании функции суффик­сов в словообразовании«Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата -звали одного Ик, а другого - Ищ. Ик был маленький и лас­ковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище - котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвос­тик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)

5. Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

Кошка: лакает,  мяукает,  царапается,  мурлыкает,  лас­кается, облизывается ... ;

Собака:  сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .

6. Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прила­гательных).

Хвост (чей?)                             кошачий ... .

Туловище (чье?)          кошачье ... .

Голова (чья?)                           кошачья ... .

 

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR