Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Педагогика arrow Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии
Прогресс в отдельных направлениях работы лицея на современном этапе может, на наш взгляд, осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей и технологий. В последние годы этой проблеме были посвящены разработки Ю.К. Бабанского, М.А. Балабана, В.П. Беспалько, И.П. Волкова, И.Ф. Гончарова, В.В. Давыдова, А.А. Католикова, Л.Н. Погодина, Г.К. Селевко, и многих других ученых и педагогов. Большинство из них занималось проектированием развития школы с учетом применения собственных технологий (инноваций).
Описание их технологий, которое предполагает раскрытие всех основ-ных характеристик (идентификация, название, концептуальная часть, особен-ности содержания образования, процессуальные характеристики и программно-методическое обеспечение), по понятным причинам не представляется возможным. Поэтому мы ограничимся представлением только целевых ориентаций и основных концептуальных положений.
Наиболее прогрессивными, эффективными и интересными из них, на наш взгляд, являются следующие.
1. Технология проблемного обучения Т.А. Ильиной, которая предполагает такую организацию учебных занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации, и активизируется самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению. В результате этого происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Концептуальными положениями данной технологии являются следую-щие:
учащийся в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
обучаемый осваивает материал, не просто слушая или воспринимая ор-ганами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
2. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова имеет следующие гипотезы:
- детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем начинают действовать с их частными эмпирическими проявлениями;
- возможности учащегося к обучению и развитию огромны, но не ис-пользуются школой;
- возможности интенсифицировать умственное развитие лежат в со-держании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения слу-жит его содержание, от которого производны методы организации обучения;
- повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей учащихся.
3. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко содержит следующие концептуальные положения:
- ученик - субъект, а не объект процесса обучения;
- обучение приоритетно по отношению к развитию;
- обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной обла-стью - формированием самоуправляющих механизмов личности.
- ведущая роль теоретических, методологических знаний.
4. В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской особое значение придается такому фактору развития как субъективному опыту жизнедеятельности, приобретенному в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей. Субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Основными гипотезами данной школы являются следующие:
- учащийся не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъективного опыта;
- учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, ин-дивидуальный, личностно значимый. А потому очень действенный источник развития;
- «вектор развития» строится от учащегося к определению индивиду-альных педагогических воздействий, способствующих его развитию;
- ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
5. Известные технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности имеют различные акценты целей. У Волкова И.П. - это выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. У Альтшуллера Г.С. - это обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать изобретательские задачи. У Иванова И.П. - это воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Теория решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера построена на следующих основах:
- теория - катализатор творческого решения проблем;
- знания - инструмент, основа творческой интуиции;
- творческими способностями наделен каждый;
- творчеству, как любой деятельности можно учиться.
По И.П. Иванову, коллективное творческое воспитание предполага-ет:
- диалог всех возникающих точек зрения;
- уважение самости учащегося, его уникальной позиции в мире;
- социальная направленность деятельности;
- коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле;
- использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;
- создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий являются рекомендации И.П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.
Школа творчества И.П. Волкова аккумулирует в себе:
- компьютерный подход к обучению;
- обучение по двум равноценным направлениям: единая базовая про-грамма и творческая деятельность;
- блочно-параллельная структура учебного материала;
- выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способно-стей;
- начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы;
- включение для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знако-вых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова имеет следующие целевые ориентации:
- формирование знаний, умений и навыков;
- обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными;
- ускоренное обучение.
Основными принципами данной технологии являются:
- многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высо-кий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы дейст-вий;
- личностно-ориентированный подход;
- гуманизм (все дети талантливы);
- ученье без принуждения;
- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, от-крытие перспективы для исправления, роста, успеха;
- соединение учения и воспитания.
7. А.А. Католиков воплотил в условиях типовой интернатской школы модель трудового воспитания по А.С. Макаренко. В качестве целевых ориен-таций своей агрошколы А.Католиков определил следующие аспекты:
- формирование качеств действенно-практической сферы личности;
- воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему;
- развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) способностей;
- формирование профессионализма в сочетании с широким политехни-ческим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства;
- включение учащихся в трудовые (производственные) отношения;
- создание оптимальных условий для овладения учащимися современ-ными знаниями в экономике;
- формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности и предприимчивости;
- профессиональная ориентация;
- воспитание христианской веры;
Концептуальной основой данной технологии является:
- понимание того, что труд - это основа формирования личности;
- интерес и внимание к каждому учащемуся;
- соединение обучения с производительным трудом, чередование ум-ственного и физического труда;
- технологическое образование как неотъемлемая часть общего;
- сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воз-действия;
- разновозрастная организация учебного и трудового процессов;
- школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного дей-ствия;
- детское самоуправление и контроль;
- возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить че-ловека).
8. Технология авторской школы самоопределения А.Н. Тубельского предусматривает сочетание обучения и воспитания с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования. Ее целевые ориентации:
- обретение учащимся своего «Я», самоопределение;
- обеспечение пробы сил молодым человеком в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организатор-ской и физкультурной деятельности;
- усвоение круга обязательных в данной школе предметов;
- умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности;
- умение владеть своим телом;
- трудовая подготовка.
Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском представлении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска. Узнавания, формирования образа «Я».
9. Целевой ориентацией школы-парка М.А.Балабана является развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу. Среди концептуальных положений парковой технологии можно выделить сле-дующие:
- образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида;
- интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого зна-ния, а как естественная модернизация своего собственного опыта;
- школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа;
- учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки уча-щихся по способностям становятся полезными справочниками;
- пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями;
- отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения по избирательной системе.
10. Школа адаптирующей педагогики - это школа, где должно быть место каждому учащемуся вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения все обучаемые. В зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределяются по группам на слабых, средних и сильных. Основной гипотезой данной технологии является концепция превращения массовой школы в адаптационную систему к каждо-му учащемуся.
11. Технология вероятностного образования имеет следующие целевые ориентации:
- сформировать авторскую позицию учащегося в культуре;
- помочь учащемуся обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой;
- развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры.
Концептуальными положениями данной технологии являются:
- во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ;
- учащийся ценен своим индивидуальным своеобразием;
- образование - это мир, стоящий между личностью ученика и учителя; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.
12. Система эффективных уроков А.А. Окунева имеет целеполаганием усвоение стандартных знаний, умений и навыков; математических способов умственных действий, а также развитие способных детей.
Концептуальными положениями данной технологии являются следую-щие аспекты:
- движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые стоят перед учащимися и их знаниями, умениями;
- в каждый урок должен быть положен принцип интереса;
- хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и от-крытий.
13. Теория поэтапного формирования умственных действий М.Б. Волович имеет своей целью эффективное усвоение программных знаний, умений и навыков. Основными ее концепциями являются следующие положе-ния:
- ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению знания;
- мышление - результат интериоризации практических действий и свойственной им логики;
- понятие ориентировки переносится во внутренние психические про-цессы, мышление рассматривается как «свернутый в языке процесс внешней предметной деятельности.
14. Коллективный способ обучения А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко предусматривает такую организацию учебного процессе, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Целевой ориентацией этого способа является усвоение знаний, навыков и умений; развитие коммуникативных качеств личности; создание интернациональной трудовой школы. Основными принципами данного способа являются:
- завершенность, или ориентация на высшие конечные результаты;
- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
- сотрудничество и взаимопомощь между учащимися;
- разнообразие тем и заданий (разделение труда);
- разноуровневость (разновозрастность) участников педаго-гического процесса;
- обучение по способностям индивида;
- педагогизация деятельности каждого участника.
15. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных ре-зультатов В.В.Фирсова предполагает введение двух стандартов: а) для обуче-ния (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способ-ному и трудолюбивому ученику); б) стандарта обязательной общеобразова-тельной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).
Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить учащемуся пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимальном уровне (200).
16. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация Н.П. Гузика, которую он назвал «Комбинированной системой обучения», предусматривает три типа дифференцированных программ, разной степени сложности. Между ними существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обяза-тельный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изло-жения и создать обязательно цельную картину основных представлений.
17. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении имеет сле-дующие целевые ориентации:
- усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты;
- успешное обучение всех.
Концептуальными положениями данной технологии являются:
- личностный подход педагогики сотрудничества;
- успех - главное условие развития детей в обучении;
- комфортность в классе: доброжелательность и взаимопомощь;
- предупреждение ошибок, а не работа над ними;
- последовательность, системность содержания учебного материала;
- дифференциация, доступность заданий для каждого;
- к полной самостоятельности - постепенно;
- через знающего ученика учить незнающего.
18. Игровые технологии - используются для решения комплексных за-дач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способно-стей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся по-нять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и со-циодрам а. Среди целевых ориентаций игровых технологий выделяют: дидак-тические, воспитывающие, развивающие, и социализирующие. Концептуаль-ными основами игровых технологий являются:
психологические механизмы игровой деятельности опираются на фун-даментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
- игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, им-манентного личности;
- игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок;
- игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация не-реализуемых интересов»;
- в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельно-сти, имеющей для каждого возраста свое содержание.
19. Технологии проектирования - основываются, в основном, на теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского. Он предлагает следующие критерии оптимального выбора методов обучения: - соответствие методов основным целям обучения на данном этапе;
- соответствие методов особенностям содержания обучения;
- учет психологических возможностей детей;
- учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности де-тей;
- учет особенностей групп и коллективов детей и педагогов;
- учет конкретных внешних условий;
- учет возможностей педагогов по использованию различных методов.
20. В.М. Монахов, развивая идея Ю.Бабанского, выдвигает следующие концептуальные положения своей технологии:
- проектируемая технология должна удовлетворять требованиям си-стемности, структуированности, воспроизводимости, планируемой эффектив-ности, оптимальности затрат;
- любая образовательная технология получает практическую реализа-цию на конкретной теме, на конкретном уроке, дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса;
- каждый учитель в педагогической деятельности создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.
Анализ перечисленных и других технологий показывает, что каждая из них в большей степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому можно сделать вывод о том, что каждая педагогическая технология имеет определенную структуру. В нее входят:
1. концептуальная основа;
2. содержательная часть обучения (цели обучения, содержание учебного материала);
3. процессуальная часть (технологический процесс):
а/ организация учебного процесса,
б/ методы и формы учебной деятельности обучаемых,
в/ формы и методы работы преподавателя,
г/ деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения ма-териала,
д/ диагностика учебного процесса.
Понятие педагогической технологии частной и дифференцированной области применения, компенсирующего и неординарного обучения часто под-меняется понятием методик обучения. Смешение технологий и методик приводит к тому, что методики входят в состав технологий. Большинство из перечисленных инновационных технологий объединяют несколько методик, изучение которых может способствовать более глубокому пониманию содержания и структуры инновационной деятельности учителя.
Таким образом, при детальном анализе педагогических технологий ста-новится очевидным, что большинство из них не выходят за рамки определенного содержания и структуры инновационной педагогической деятельности. Поэтому, чтобы лучше понимать сущность той или иной технологии, нужно иметь представление о структурных компонентах, содержании и связанными с ними особенностями инновационной дея-тельности.
 
« Пред.
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR