Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Педагогика arrow Воспитание детей в игре

Воспитание детей в игре

Курсовые работы - Педагогика
Воспитание детей в игре
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
1.1. Значение игры в воспитании ребенка
1.2. Педагогические принципы игры
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГА-
НИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
2.1. Понятие игровых технологий
2. 2. Концептуальные основы игровых технологий
2.3. Игровые технологии в младшем школьном возрасте
2.4.Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВА-
ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и науч¬ными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в начальных классах, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным, на мой взгляд, является метод игры. Через игру дети, даже самый неинте¬ресный и скучный материал, воспринимают с большим интересом и увлечением, этот материал прочно откладывается в сознании уча¬щихся. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то мне кажется, он за¬служивает большого внимания и требует более детального изучения, чем раньше, потому как в настоящее время уделяется большое вни¬мание системе использования наглядных методов, а также обогащение передового опыта учителей, проработавших в начальных классах длительное вре¬мя и применявших элементы игры в своей работе.
Но не нужно думать, что игра в обучении и воспитании носит характер самоцели: игры - это лишь метод, помогающий учителю интересней преподнести материал, изучаемый на уроке, разнообра¬зить виды работ, привить интерес к учебе.
И потому, я считаю, что вопрос об игре, как метод работы с учащимися, и, в частности организации познавательной деятельности детей через игру является достаточно интересным и актуальным на сегод¬няшний день. Поэтому я решила посвятить этому вопросу свою кур¬совую работу.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГР
1.1. Значение игры в воспитании ребенка
Игра в детское возрасте - незаменимая деятельность, игра для ребенка - ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него - выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.
Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию.
В игре, в своем "маленьком царстве", где все происходит по законам д етства, он хозяин своего пожелания,
Игра, если она педагогически направляется и верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психо¬логическим способностям ребенка.
Н.К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каж¬дого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качест¬ве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.
В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соот¬ветствующей его внутреннему состоянию.
Игра - это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игро¬вая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы. Через игру можно воздейст¬вовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, на¬казание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращает¬ся до минимума расстояние между педагогом и детьми. Именно в иг¬рающем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В иг¬ре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплочен¬нее.
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле. Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и воз¬вышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с деть¬ми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности.
В творчестве А.С.Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А.С.Макаренко стремился посредством игре обес¬печить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Мака¬ренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека мо¬жет быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу".
Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры.
1.2. Педагогические принципы игры
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра в детском возрасте является стимулом в различных трудо¬вых делах. В игре ребенку легче преодолеть трудности, в игре он может выдержать большие физические нагрузки, не замечая усталости.
В то же время, действуя на ребят логически, игра может незаметно привести ребенка в состояние сильного возбуждения. Помня об этом, следует дифференцировать нагрузки в игре в зависимости от возраста детей. Педагог, зная психологические особенности детей каждого возраста, может предусмотреть в специальных игровых момен¬тах различного вида нагрузки. В педагогическом руководстве игрой главным принципом считается сочетание руководства взрослых с твор¬чеством и самодеятельностью самих детей. Развивая игровые особен¬ности детей, мы можем воздействовать на них в различных направле¬ниях, избавлять от некоторых недостатков, укреплять веру в своя си¬лы, утверждать в них нравственное начало.
Иногда учитель затрачивает долгие часы на изучение и познание того или иного школьника, беседует с ним, расспрашивает родителей и все-таки недостаточно узнает ребенка. Но стоит один раз органи¬зовать даже простейшую игру во дворе школы или в лесу, дать ребен¬ку какую-то роль и понаблюдать за ним в игровой ситуации, как проявятся невидимые доселе черты его характера. Так стоит ли пренебрегать такими педагогическими средствами, как игра.
Помня о неразрывной связи между процессами обучения и вос¬питания, умелый педагог, пользуясь этими средствами, сумеет так организовать внеклассную работу, что игра будет положительно от¬ражаться и на учебном процессе. И наоборот, применяя приемы игры в учебном процессе, можно повлиять и на воспитательный процесс. Следовательно, через игру можно не только воспитывать, обучать, но и развивать ребенка.
Игра, как известно, является одним из наглядных методов обу¬чения. Это «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком", как сказал Ушинский.
Игра обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдатель¬ность и мышление.
Опираясь на то, что "дитя мыслит формами, звуками, красками и ощущениями вообще", как считает великий русский педагог К.Д.Ушинский, мы стараемся через конкретные образы, возникающие в игре, преподнести довольно сухие, абстрактные мысли в новом сказочном виде, что очень важно для детского ума, привыкшего пока что только к конкретным образам, возникшим у детей при непосредственном ощу¬щении. Кроме того, игра является средством сближения учителя с классом, что очень важно, особенно на первых этапах начального обучения детей.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является и школой воспитания чувств учащихся. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из рассказов и фильмах, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие навыки каждого ребенка, его активность и познавательные способности.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствует принятие «на вооружение» игровых технологий.
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГА-
НИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
2.1. Понятие игровых технологий
Игру как метод обучения, передачи опыта старших по¬колений младшим люди использовали с древности. Широ¬кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика¬цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освое¬ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» вклю¬чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра облада¬ет существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре¬зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помо¬щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб¬ной деятельности,
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле¬ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче¬стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго¬гических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду де¬ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль¬ные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб¬щающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя¬емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими¬тационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значи¬тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
2. 2. Концептуальные основы игровых технологий
Психологически механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само¬регуляции, самореализации. Игра является формой психогенного поведения, т.е. внут¬ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
Игра - это пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Вы¬готский).
Игра способствует проявлению свободы личности в воображения, является «иллюзор¬ной реализацией нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрас¬том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо¬бенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в кото¬рых основным содержанием является предметная дея¬тельность, к играм, отражающим отношения между людь¬ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) осо¬бая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей де¬ятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.
Важной концептуальной основой игровых технологий является их развивающая функция. В качестве одного из направлений развития ребенка отечественная педагогика выделяет познавательную деятельность, которая, в частности, определяется посредством многих педагогических факторов при организации детских игр.
2.3. Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яр¬кость и непосредственность восприятия, легкость вхожде¬ния в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятель¬ность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушка¬ми, появляются не имитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблем¬ной ситуации происходит через введение игровой ситуа¬ции: проблемная ситуация проживается, участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг¬ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис¬ходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со¬участника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая фун¬кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной моде¬ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж¬дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре¬зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, спо¬собствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие чис¬ловых представлений, обучение счету, и игры, развивающие па¬мять, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-пер¬вых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обыч¬ными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, фор¬мирующие умение выделять основные, характерные призна¬ки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивает¬ся умение отличать реальные явления от нереальных; груп¬пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту ре¬акции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со¬держанию обучения, помогает активизировать учебный про¬цесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игро¬вых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изум¬рудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встро¬енных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В. Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому му¬зыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
2.4. Игровые технологии в среднем и старшем
школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение по¬требности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости; бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обще¬ством, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В таких играх формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством подростков. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета подростки нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития школьников связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в школьном педагогическом процессе.
Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики школьного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают подростки, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие подростков, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому школьнику.
III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНА-
ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать. Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и... сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель - волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вок¬руг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх. И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения - кругом живет сказка, царит дух со¬ревнований: "Ну кто же все-таки выиграет?"
Видя то, какую заинтересованность получают дети во время иг¬ры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов.
Да, это действительно очень серьезный вопрос. Ведь игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру. Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают "по-старинке", боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь "модному" новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить воп¬рос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвле¬кают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы.
Интерес к уроку стимулирует доступность и эмоциональность изложения материала, использование ярких и убедительных фактов, умелая постановка проблемных вопросов, правильное использование необходимых средств, наглядность.
Игра требует соблюдения ряда установленных для нее правил, условий. Большое воспитательное значение имеет дух соревнования, творческое воображение, свойственное настоящей игровом деятельности. Именно эти особенности делают игру одним из важных факторов раз¬вития познавательных интересов младших школьников. Но ничего это¬го во многих дидактических играх не бывает.
Все сказанное не отрицает целесообразности использования игр на уроках, а показывает необходимость отбора их с учетом ряда потребностей.
Полезен на уроке такой вид деятельности, как отгадывание головоломок познавательного характера.
Итак, урок должен быть интересен, но интерес и развлекательность - разные вещи. Игру на практике можно использовать и для закрепления материала и для изучения нового материала.
Основной путь воспитания и развития познавательной деятельности в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр школьников разнообразно: в них отражается быт семьи, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.
Игра в семью существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать.
Обучение в школе дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших классах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Задача педагога - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. В высказываниях великих педагогов - К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача педагога - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.
Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.
Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.
При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра и игровые педагогические технологии являются важнейшим средством развития познавательной сферы ребенка. В узком смысле - это знакомство с новыми предметами, явлениями и понятиями. В широком смысле - это способ «вхождения» ребенка в жизнь, в общество, познание законов и принципов взаимоотношений между людьми, получение и развитие знаний об окружающей действительности.
Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор. Но этими качествами обладают не все преподаватели.
Непростительными качествами для педагога являются лень, высокомерие, грубость, выделение любимчиков, несправедливость.
Какие же недостатки дети склонны простить педагогу?
Отсутствие чувства юмора, замкнутость, несдержанность, неумение «поставить себя». Хотя я считаю, что у педагога не должно быть недостатков. Видимо, это характерно для тех случаев, когда общение учителя и учеников ограничивается лишь рамками предмета. Тогда учитель не становится для учеников понятнее как личность, как человек, которому ничто человеческое, в том числе и слабости, не чуждо.
По моему мнению, идеальный учитель должен в совершенстве знать свой предмет, излагать его хорошим языком, использовать учебные пособия, иметь чувства юмора, способность легко устанавливать контакт с детьми как старшего, так и младшего возраста, быть честным, справедливым, культурным человеком.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
4. Воспитание детей в игре. Под ред. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
6. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск, - 1979.
7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.
9. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989.
10. Каникулы: игра, воспитание//Под ред. Газмана О.С. - М.: Просвещение, 1988.
11. Кон И.С. Ребенок и общество. -М., 1988.
12. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
13. Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.
14. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. - М.: Просвещение, 1966.
16. Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1968.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1974.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR