Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Курсовые работы arrow Педагогика arrow Воспитания воли и характера военнослужащих

Воспитания воли и характера военнослужащих

Воспитания воли и характера военнослужащих
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Боевая подготовка как «форма» воспитания воли
и характера военнослужащих.
Глава 2. Основы психологической подготовки военнослужащих.
2.1. Морально-психологическая подготовка военнослужащих.
2.2. Особенности социально-психологической работы.
Глава 3. Деятельность офицеров по организации воспитания воли и характера военнослужащих.
Глава 4. Физическая подготовка как средство воспитания воли и характера военнослужащих.
4.1. Организация и руководство физическим воспитанием.
4.2. Формы физического воспитания военнослужащих.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание - это процесс си-стематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.
Следует сразу отделить два различных понятия - воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо вос-питан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по мнению автора, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс - педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть.
Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влил ась бы в общество.
Воспитание воли и характера военнослужащих является для Воору-женных сил детерминантой выполнения ими своей социальной функции. Поэтому актуальность темы данной работы обусловлена самим выбором нашей будущей профессии - стать офицером.
ГЛАВА 1. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК «ФОРМА» ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Для воспитания воли и характера военнослужащих большое значение имеет боевая подготовка. Подготовка даже малой группы бойцов должна соответствовать конкретным условиям работы, однако есть «классические» разделы боевой подготовки присутствующие, с некоторыми изменениями, в большинстве воинских подразделений.
В содержание составляющих боевой подготовки, а значит, воспитание воли и характера военнослужащих входят (вариант):
• Специальная подготовка
1) Теория специальной подготовки.
В этот раздел специальной подготовки входит получение знаний, отвечающих специфике работы подразделения.
2) Специальная физиология и медицина.
3) Учебно-тренировочные и боевые упражнения.
• Огневая подготовка
1) Материальная часть стрелкового оружия.
2) Основы стрельбы. Способы стрельбы.
3) Практические стрельбы из стрелкового оружия.
4) Материальная часть спец. оружия и его назначение.
5) Основы стрельбы из спец. оружия. Способы стрельбы из спец. оружия.
6) Практические стрельбы из спец. оружия.
• Минно-подрывная подготовка
1) Теория минно-подрывного дела.
2) Сведения о ВВ и СВ.
3) Практика минно-подрывной работы.
• Радиотехническая подготовка
1) Материальная часть радиосредств.
2) Правила и способы ведения связи.
3) Кодирование и расшифровка передач по специальным таблицам.
• Разведывательная подготовка
1) Сведения о противнике его вооружении, тактике и способы действий, местах базирования.
2) Ориентирование на местности, топография и маскировка.
• Общая подготовка
1) ОФП.
2) Рукопашный бой.
3) Особые виды борьбы с использованием различного колющего и режущего оружия.
4) Выживание в различных условиях.
Перечисленные составляющие боевой подготовки являются, на наш взгляд, комплексом условий форм и методов воспитании воли и характера военнослужащих. ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ2.1. Морально-психологическая подготовка военнослужащихПри воспитании воли и характера военнослужащих важно учитывать особенности прово¬димой работы, которые проявляются следующим образом:
формирование функциональной надежности психи¬ки воинов, ее адапта-ция и достижение устойчивости к воз¬действию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале. При этом эмоционально-психологичес¬кая устойчивость, способность действовать в условиях опас¬ности, преодолевать страх и панику достигается в резуль¬тате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессо¬вых состояний.
Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, моти-вационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельностном, эмо-ционально-чувственном, - которая обеспечивает формирование готовности и спо¬собности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных ха¬рактером подготовки и ведения боевых действий. Данные аспекты во многом определяются степенью закалки воли и характера военнослужащих.
Осуществление при заблаговременной и непосред¬ственной подготовке к ведению боевых действий професси¬онального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функцио-нальных обязанностей в напряженных условиях и приведе¬ние их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов - настройка на бо¬евой режим ратного труда.
Общая направленность воспитания воли и характера военнослужащих предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их во-енно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий.
Воспитание воли и характера военнослужащих предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напря¬жения и преодоления негативных психологических послед¬ствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных спе¬циальностей, соответствие которым достигается специаль¬ными тренировками и закалкой психофизиологических фун¬кций воинов.
Главной задачей здесь выступает формирование функ¬циональной надеж-ности психики военнослужащих, дости¬жение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя.
Ярко выраженные особенности имеет воспитание воли и характера у офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при под¬готовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психо¬моторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и обра¬зования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива - формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, ус¬тановки на достижение победы и социально ценностные традиции.
Для воспитания воли и характера военнослужащих важно предусматри-вать:
оказание оперативной психологической помощи, осуществ¬ление психиче-ской реабилитации военнослужащих, полу¬чивших психические травмы, воз-вращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по сни¬жению боевых, психических потерь;
поддержание высокой психической активности вои¬нов, устранение отри-цательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восста-нов¬ления психического равновесия, устойчивости и ресурса лич¬ного состава;
оперативную ликвидацию излишней психической на¬пряженности и пере-утомления военнослужащих, создание условий для рационального использова-ния кратковремен¬ного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгруз-ки, проведения антистрессовых мероприятий;
адаптацию военнослужащих к боевой обстановке (фи¬зическая, психиче-ская, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать ре-альные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстановке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение па-мяти/внимания, мышления и т.д.
Успешные действия в боевой обстановке зави¬сят от точности, быстроты реакций, координации, устой¬чивости движений и действий военнослужащих; от сохране¬ния ими способности правильно оценивать расстояние, вре¬мя, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концент¬рировать его на основной деятельности; от продуктив¬ности их мышления, памяти и других психических состоя¬ний, свойств и качеств военнослужащего.
Все это должно быть не только сохранено в боевой об¬становке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасно¬сти воображение рисует, как правило, преувеличенно страш¬ные картины. На его психику действует не столько реаль¬ная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чув¬ство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.
Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мни¬мой опасностью вполне может привести к реальному пора¬жению. Это психологическое состоя-ние - основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформи¬ровав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, вхо¬дящих в социально-психоло-гическую составляющую МПО.
Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстре¬мальной ситуации, связана с опасностью для жизни, воз¬можностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психиче¬ских процессов, состояний, свойств и качеств личности.
В целом боевая обстановка может определить два ос¬новных психических состояния человека. Первое - актив¬ное стеническое психическое состояние воинов, сопровож¬дающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе - отрицательное состоя¬ние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апа¬тии и пр. Все это ведет к психической напряженности, пе-реутомлению, страху и панике, потере способности действо¬вать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых дей¬ствий должно осуществляться воспитание воли и характера военнослужащих.
Таким образом, воспитание воли и характера военнослужащих является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий.
Особое место в структуре воспитания воли и характера военнослужащих занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный ком-плекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.
Значительные морально-психологические нагрузки вы¬падают на долю во-инов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях вы-полняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго¬товлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытыва¬ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным усло-виям.
Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей¬ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це¬ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих.
Задачи воспитания воли и характера военнослужащих возлагаются на ко-мандный состав всех степеней, штабы и структуры иде¬ологического воспитания и морально-психологической под¬готовки.
Морально-психологическое состояние как основной ре¬зультат МПО обу-словлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп¬повых факторов, которое выступает относительно устойчи¬вой для определенных условий характеристикой мобилизо¬ванности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто¬роннюю готовность и способность военнослужащих и воин-ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни¬ем военно-политических, социально-психологических, мате¬риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель¬ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо¬го противоборства с противником.
При рассмотрении проблем воспитания воли и характера военнослужащих нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы. 2.2. Особенности социально-психологической работыГлавная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы разви¬вать и укреплять у них психологическую готовность к вы¬полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага.
Основой социально-психологической работы является созна¬тельное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и спосо¬бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно-сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси¬хологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение ис¬пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий.
Социально-психологическая работа представляет собой комп¬лекс специ-альных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по¬средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальны-ми психологическими требовани¬ями современной войны и боя.
Основные группы задач социально-психологической работы:
1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре-менной войны в целом.
Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси¬хологического облика. Важным является вооружение лич¬ного состава необходимым минимумом военно-психологиче¬ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за¬калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, ко-торые со¬ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости.
2. Выра¬ботка высокой боевой активности и психологической устой-чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомле¬ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак¬торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста¬новке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть це¬ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.
3. Формирова¬ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи - подготовки к кон-кретному бою, заступлению на боевое де¬журство, к несению караульной служ-бы. Это достигается путем повышения функциональной активности психики, улучше¬ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оп-тимистического настроения.
Задачи социально-психологической работы решаются с помо¬щью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения об¬становки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов-ных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое со¬стояние, которое по тем или иным параметрам не отлича¬лось бы от боевого состояния.
Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже¬ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по¬следствиями напряженных боевых действий. Однако про¬стым копированием внешней картины боя основ-ные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.
Прежде всего эта напряженность достигается внедрени¬ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, метание боевых гранат, преодоление минных заграждений, форсирование водных преград и т.п. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряже¬ние и имитация огня противника, но при условии, что лич¬ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар¬тину издалека.
Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при не¬достатке времени. Ограничение временных рамок достига¬ется как прямыми требованиями начальника, установлен¬ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ог¬раничивает запасы времени, которыми располагает коман¬дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре¬шение их, повышение самостоятельности - все это спосо¬бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.
Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно¬гих соединениях и частях действуют специальные городки, поло-сы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, пре- одолевают страх во¬ды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападе-ния
«противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.
Полосы психологической подготовки оборудуются на ос¬нове полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты). Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза¬пись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей¬ствия.
Для достижения большей систематичности и целостно¬сти в психологиче-ской закалке полосы, участки и поля объ¬единяются в городки психологической закалки. Такой горо¬док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои¬нов в составе подразделений, участок психологической за¬калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи¬ков, связистов и др.). На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.
Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам.
ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХДля нас, курсантов - будущих офицеров, важно не просто представлять, как осуществляется воспитание воли и характера военнослужащих, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в войсках по рассматриваемой проблеме.
Организационно воспитание воли и характера военнослужащих для под-готовки и ведения боевых действий про¬водится по следующим основным направлениям:
выработка общей концепции и системы воспитания воли и характера во-еннослужащих в соответствии с научными рекомендациями, норма¬тивными требованиями и реальными условиями;
определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организа-торов воспитания воли и характера военнослужащих и создание усло¬вий для его эффективного проведения;
подготовка субъектов к организации воспитания воли и характера военнослужащих и вовле¬чение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продук¬тивных технологий;
непосредственное морально-психологическое обеспе¬чение решения задач по подготовке и ведению боевых дей¬ствий;
Модель деятельности должностных лиц по органи¬зации воспитания воли и характера военнослужащих может быть представлена следующими мероприя-тиям:
1. Уяснение замысла старшего начальника на органи¬зацию воспитания воли и характера военнослужащих.
2. Своевременное, качественное планирование и конт¬роль за всей систе-мой мероприятий воспитания воли и характера военнослужащих - информацион¬ной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой.
3. Постановка задач подчиненным.
4. Организация взаимодействия в интересах воспитания воли и характера военнослужащих; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя:
определение направлений скоординированной дея¬тельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие;
сосредоточение усилий на наиболее важных участках;
расстановка сил и средств, подбор, инструктирова¬ние исполнителей, определение зон ответственности;
выбор форм и методов совместной работы;
контроль, периодический анализ, корректировка де¬ятельности.
5. Обеспечение техническими средствами системы ин¬формации и воспи-тания.
6. Целесообразная расстановка офицеров воспитатель¬ных структур по пунктам управления, определяющим на¬правления подготовки и ведения боевых действий.
7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по воспитанию воли и характера военнослужащих, оценка состояния дел. Своевременное информи-рование о проводимой работе по воспитанию воли и характера военнослужа-щих, проблемным вопро¬сам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности воспитания воли и характера военнослужащих в воинских коллективах должна осуществляться должност¬ными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей.ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 4.1. Организация и руководство физическим воспитаниемФизическая подготовка в Вооруженных Силах является важным средством воспитания воли и характера военнослужащих.
В процессе службы по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
 воспитание у военнослужащих высоких моральных, волевых и физиче-ских качеств, готовности к ратному труду;
 сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, содействие правиль-ному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода службы;
 всесторонняя физическая подготовка военнослужащих;
 профессионально - прикладная физическая подготовка военнослужащих с учётом особенностей их деятельности;
 приобретение военнослужащими-офицерами необходимых знаний по ос-новам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
 воспитание у военнослужащих убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
На за¬нятиях по физической подготовке воин учится выполнять упражне-ния на снарядах, тренируется в беге, прыжках, в преодолении раз¬личных пре-пятствий, что, безусловно развивает волевые качества.
Физическая подготовка имеет свою методику, учи¬тывающую особенности этого вида боевой подготовки. Большую роль на занятиях играет рассказ и показ того, что и как надо де¬лать. Но главное внимание уделяется тому, чтобы обучающийся сам по команде произвел те или иные движения и действия. В ре¬зультате у воина в общей сложности создаются нужные двигатель¬ные образы, которые в дальнейшем уже прямо воздействуют на выполнение определенной команды.
Физическая подготовка оказывает на воинов моральное воздействие. Обычно в результате хорошо проведенного занятия воины чувствуют удовле-творение, бодрость, и у них появляется хорошее настроение.
Важно, что в процессе физической подготовки воины узнают в каждый данный момент о своей физической выносливости и ловкости, о физической силе, о том, какую нагрузку они способны выдержать, учатся оценивать себя в настоящем и видеть перспективу дальнейшего развития. При этом большую роль играет то, что на занятиях по физической подготовке каждый воин имеет возможность сравнить себя со своими товарищами, помериться с ними своей силой, выносливостью, четкостью действий и т.д.
Физическая подготовка тесно связана с процессом овладения боевой тех-никой и оружием. Известно, что для умелого использования сложной современной техники и оружия необходимо обладать физической силой, выносливостью, ловкостью.
В армии общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди военнослужащих, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на офицера, а конкретное их проведение осуществляется командирами подразделений. 4.2. Формы физического воспитания военнослужащихФизическое воспитание в Вооруженных силах проводится на протяжении всего периода службы военнослужащих и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания военнослужащих.
Учебные занятия планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается командирами подразделений.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного ма-териала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнения-ми, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из пу-тей внедрения физической культуры и спорта в повседневную деятельность во-еннослужащих.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные само-стоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффектив-ность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться в свободное время по заданию офицеров или в секциях.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоро-вья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха военнослужащих, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
На занятиях по физической подготовке воин практически выполняет дей-ствия, требующие быстроты, напряжения мышц и подвижности, благодаря чему у него развивается физическая сила и ловкость, выносливость, способность выдерживать длительную физическую нагрузку. Одновременно у воина воспитываются решительность, смелость, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе физической подготовки у воинов вырабатываются отдельные произвольные (преднамеренные) движения, создается такое качество, как способность управлять своими сложными действиями.
К предметам деятельности в процессе физической подготовки воинов от-носятся спортивные снаряды: параллельные брусья, перекладина, «конь» и т.д. Это снаряды характеризуются тем, что все они подчинены единой цели - по-мочь выработать определенные физические качества, связанные с овладением воином своими действиями.
Следует отметить, что личные качества, вырабатываемый при помощи спортивных колец, «коня», перекладины и других гимнастических снарядов, в сравнении с требованиями, которые предъявляются воину в условиях современного боя, весьма ограничены. Спортивные снаряды стандартны и требуют по отношению к себе стандартных действий в весьма сходных или тождественных условиях. Это, естественно, ограничивает арсенал действий воина, приспосабливающегося к тому или иному снаряду. Поэтому наряду с физической подготовкой воинов в соответствии с требованиями учебной программы необходимо прививать им интерес и любовь к различным видам спорта, которые имеют военно-прикладное значение. Преимущество многих из таких видов спорта заключается в том, что действия человека не связаны с неподвижными предметами и снарядами и в силу своего многообразия, кроме физической силы, ловкости, выносливости, сообразительности, находчивости, требуют от него планирования своих действий, понимания замыслов своих партнеров и противника, настойчивости, решительности, умения преодолевать внутрен-нюю растерянность, усталость, а иногда боль и даже телесные повреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ¬ной государственно-идеологической поддержкой, материаль¬ными факторами система идеологического и морально-пси¬хологического воздействия способствует превращению современных ар¬мий в надежный инструмент политики своих госу¬дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за-дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид¬ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.
Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-психологические эле¬менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес-тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке.
Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.
Рассмотренные в данной работе аспекты воспитания воли и характера во-еннослужащих, которые включают эмоционально-психологичес¬кую устойчи-вость, способность действовать в условиях опас¬ности, преодолевать страх и панику, готовность и спо¬собность военнослужащего преодолевать трудности и т.п. является важной предпосылкой эффективности боевых действий.
Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств, является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным ком-плексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему воспитания воли и характера военнослужащих, готовности и способности солдата добыть победу в бою.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Военная психология и педагогика. Под ред. Барабанщикова А.В. - М., 1986.
2. Военная психология и педагогика. Под ред. Кулакова В.Ф. - М., 1998.
3. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М., 1983.
4. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М., 1986.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
6. Психология и педагогика управленческой деятельно¬сти командира. - М., 1995.
7. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В. - М., 1991.
8. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. - М., 1991.
9. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и по-иски. - М., 1989.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
Проверить тИЦ и PR