Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Право arrow Эволюция законодательства об аукционе, как способе приватизации

Эволюция законодательства об аукционе, как способе приватизации

Эволюция законодательства об аукционе, как способе приватизации
1. Понятие приватизации
2. История развития законодательства об аукционе, как способе приватизации
Выводы
Литература
1. Понятие приватизации
Приступая к рассмотрению аукциона, как способа приватизации, необходимо, по нашему мнению, разобраться в методологии понятия «приватизация».
В системе понятий, отражающих специфику объекта и содержания предметной области любой науки, заключена одна из основных форм систематизации научных знаний, их доказательного, всесторонне обоснованного, систематического изложения.
Во многих случаях ряд понятий употребляются как синонимы, когда не только отсутствуют тонкие критерии отличий, но и сами понятия не получают сколько-нибудь удовлетворительных объяснений и дефиниций. Надо, на наш взгляд, подчеркнуть, что пренебрежение или невнимание к глубокому семантическому и специально научному анализу в сложившейся к настоящему времени ситуации в деле формирования системы научных представлений о приватизации является основанием того, что ряд авторов, отождествляют понятия «приватизация и «разгосударствление», а часть из них использует дефиниции «денационализация» и др. Правомерность подобных сравнений можно определить, выявив сущность данных терминов.
Исследование правовой, экономической, социологической и иной научной литературы, посвященной феномену «приватизация» показало, что среди многочисленных исследователей нет единых мнений и оценок данной проблемы, как в теории, так и в практическом аспекте, что, собственно, подтверждает опыт проведения приватизации в России.
Например, в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» указывается на то, что приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов,
союзов и других объединений предприятий.
В более «современном» Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация имеет толкование как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ и ее субъектов, а также в собственности физических или юридических лиц.
Л. Ло зовский, Б. Райзберг и Е. Стародубцева и ряд других авторов понимают приватизацию, как процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Сторонники данной точки зрения считают, что приватизация осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В. Иохин определяет приватизацию как одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц .
М. Синельников и другие авторы считают, что по содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления.
В. Коноплицкий и А. Филина понимают приватизацию как смену формы собственности на государственные объекты путем их акционирования или продажи физическому лицу.
Таким образом, приватизация, понимается как: (1) процесс разгосударствления собственности, (2) одно из направлений разгосударствления собственности, (3) близкое понятие к более широкому процессу разгосударствления.
В изученной нами литературе по исследуемой проблеме понятие «разгосударствление» также имеет ряд смысловых интерпретаций.
Например, М. Молдованова считает, что разгосударствление - это процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной.
Г. Фельдман под разгосударствлением понимает переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Иными словами - это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного административного управления.
В ходе разгосударствления, отмечает автор, изменяется экономическая роль и функции государства. Во-первых, государство перестает быть непосредственным субъектом хозяйствования. Оно лишь создает правила экономической игры и механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил. Вместе с тем сами правила одинаковы как для частных, так и для государственных предприятий.
Во-вторых, по мнению Г. Фельдмана, государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно не через директивы, а через изменение экономических условий функционирования агентов экономической жизни.
Приватизация здесь выступает в качестве процесса, направленного на сокращение доли государственного сектора в экономике. Однако этого недостаточно для создания рыночной среды.
В. Иохин понимает разгосударствление как совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике . Кроме того, как указывает автор, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Процесс разгосударствления, считает В.Я. Иохин, не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Денационализация является лишь одним из способов разгосударствления.
Е. Чацкис указывает на то, что денационализация является одной из форм приватизации, наряду с арендой имущества, распродажи посредством аукциона распродажи генеральной доли акций и др.
Обобщая сущностные характеристики рассматриваемых терминов указанными выше авторами, можно сказать, что основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков понимается нами как открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов, а также о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.
Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства - сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
И еще один способ разгосударствления - это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
Следует также отметить, что в отношении приватизации нам более всего импонирует точка зрения Б.А. Райзберга, который указывает на возможность нескольких подходов к рассмотрению понятия «приватизация» сквозь призму оценки характера собственности .
Автором в соответствии с традиционным подходом общественная и частная собственность рассматривается как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход - «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно автором называется «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится Б.А. Райзбергом к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Таким образом, обобщив все точки зрения на понятия «приватизация», «разгосударствление», «денационализация», можно сделать следующие выводы.
1. Политико-экономические преобразования в нашем обществе за последнее десятилетие обусловили такие неординарные явления, как разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности в частную.
2. Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
3. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
1) сокращение задолженности государственного сектора;
2) развитие рынка;
3) стимулирование предпринимательства;
4) формирование слоя мелких и средних собственников;
5) расширение индивидуальных свобод;
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:
1) бесплатной передачи собственности;
2) выкупа предприятий на льготных условиях;
3) продажи акций;
4) сдачи предприятий в аренду;
5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
2. История развития законодательства об аукционе, как способе приватизации
Аукцион - это продажа с публичных торгов, при которой продаваемые товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. Таким образом, аукцион позволяет стать владельцем государственной собственности (предприятия, земли и т.д.) физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую плату. С помощью аукциона государственные предприятия и иные объекты госсобственности приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства.
Познание основ организации проведения аукционов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их в нашей стране - точно определить невозможно. Но, во всяком случае, можно смело утверждать - несколько тысяч. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.
Примечательно также и то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем «соседствуют» и взаимодействуют положения Конституции, Федеральных законов РФ с положениями Конституций и законов субъектов Российской Федерации; указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. И, тем не менее, для определения правовой базы проведения продаж с публичных торгов важно, на наш взгляд, проанализировать историю развития законодательства об аукционе.
Рассматривая аукцион, как способ приватизации, нельзя не сказать об эволюции правовых основ самой приватизации, начало которой было положено в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон «О приватизации и денационализации государственной собственности». Но, как известно, его эффективность была незначительна: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий.
Следующая попытка организовать приватизацию госсобственности была предпринята в Постановлении Верховного Совета СССР от 1 июля 1991 № 1279-1, вводящим в действие Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
В дальнейшем были приняты Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 1531-1 от 3 июля 1991 года и Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 2930-1 от 5 июня 1992 г.
В данных законах указывалось, что с аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Новым этапом в построении грамотного, согласованного, отвечающего требованиям сегодняшнего дня правового пространства для нормального протекания процессов приватизации стало принятие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Его появление обусловлено изменениями, которые произошли в государстве в 1992-19996 гг., нашедшими отражение в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Законах «Об акционерных обществах», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др.
В Федеральном Законе «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» указывается, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении объектов приватизации. Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такой объект.
Но основным, как представляется, правовым актом приватизации является Программа приватизации. Последняя принятая Программа в нашей стране была Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.93 № 2284. В нее были внесены изменения Указом Президента РФ от 22.07.94 № 1535 «Об основных положениях Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Эта программа действует и поныне. Кроме нее существует огромное количество нормативных актов (только за период 1993 с 2003 гг. их было издано более 10000) .
Среди них достаточно много относится к приватизации на аукционе, которые определяют, что:
- решение о приватизации государственной собственности на аукционе принимается соответствующими комитетами по управлению имуществом, а продавцами выступают соответствующие фонды имущества;
- объектами приватизации на аукционе могут быть: предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия, оборудования, здания, сооружения, активы ликвидированных предприятий; объекты незавершенного строительства; доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий.
Окончательное, на первый взгляд, «объединение» всех нормативных актов произошло в Федеральном Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г., в котором говорится, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Анализ «основных» законов о приватизации показывает, что в них речь, относительно аукционных торгов в основном идет о продажах имущества. Однако, наиболее существенной проблемой в приватизации государственной собственности является приватизация земли, на котором расположено то или иное госимущество. А в указанных выше нормативных актах земля не является объектом «рассмотрения».
До 1992 г. рынок земли был ограничен участками под индивидуальным жильем и садовыми участками, приватизацию которых регулировал Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992).
Указом Президента Российской Федерации № 1767 (1993) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" установлено право распоряжения земельными участками, введено понятие "земельной доли (пая) без выдела в натуре". Выделение участков в натуре в большинстве регионов оказалось затруднено из-за противодействия руководителей сельскохозяйственных предприятий и местной администрации. Лишь несколько процентов собственников земельных долей смогло стать собственниками реальных земельных участков.
Своеобразным прорывом в сфере приватизации земли стали Указы Президента Российской Федерации № 631 (1992) и № 1535 (1994), которые дали возможность выкупа участков под приватизированными предприятиями.
В дальнейшем в развитие Указа Президента Российской Федерации № 1263 (1997) вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 2 (1998), регламентирующее порядок проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков на территориях городских и сельских поселений или права их аренды. Постановление установило обязательность проведения торгов при передаче земельных участков под застройку. Указ Президента № 632 (1999) подтвердил право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизации земельных участков. Это положило основу активной нормотворческой деятельности регионов в этой области для конкретизации федеральных нормативных правовых актов. Постановлением Правительства № 1024 (1999) утверждена "Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", где хоть и вскользь, но упоминается необходимость приватизации предприятий вместе с участком.
Казалось, что после начала реформ и до 1998 г. в России была создана базовая правовая основа, необходимая для начального развития рынка недвижимости: Гражданский кодекс, законодательство о приватизации предприятий, правовая база для выкупа участков под предприятиями. Однако, формирование рынка коммерческой и промышленной недвижимости шло медленно. Главной причиной была и остается трудность выкупа участков под предприятиями и строениями.
На начало 1998 г. участки удалось приобрести в собственность лишь 2-3% приватизированных предприятий. Впоследствии из-за возросшей стоимости выкупа их число увеличилось незначительно. Неполноценность имеющихся у владельцев прав на объекты недвижимости - без прав собственности на земельный участок - не позволяло финансировать строительство посредством ипотечного кредитования, создавало препятствия для инвесторов.
Вторичный оборот недвижимости сдерживался высокими издержками при совершении сделок (в частности, длительные и дорогостоящие процедуры подготовки и оформления документов, регистрации прав на недвижимость).
Оценка недвижимости для налогообложения и иных государственных целей не была основана на рыночных ценах. Информация о сделках, в том числе об их ценах, была недоступна для участников рынка. Высокая государственная пошлина нотариальных сборов вынуждала участников рынка занижать реальные цены сделок. Налог на недвижимость, который способен создать необходимые экономические регуляторы для эффективного управления недвижимостью, не вводился из-за несовершенства законодательства.
Постановление Правительства Российской Федерации № 2 (1998), регламентировавшее порядок земельных торгов, оказало положительное влияние на процесс подготовки участков для продажи, хотя и не могло решить ряд важных вопросов (остался нерешенным вопрос о разграничении земель между уровнями власти; с формальной точки зрения осталась неясность - в чьей собственности находится участок, подлежащий выкупу). Однако указанное постановление применялось на практике лишь в небольшой части регионов. Преобладала конкурсная передача участков на праве аренды.
За период с 1998 по 2000 г. был принят ряд новых законов, касающихся рынка недвижимости. Важнейшими новациями стали принятие Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нормы Градостроительного кодекса, позволяющие развивать правовое территориальное зонирование. Тем не менее, базовые проблемы законодательства, проявившиеся в предыдущий период, сохранились.
В практическом же плане темпы создания рынка недвижимости затормозились из-за непоследовательности политики властей. После снижения цены выкупа участков под приватизированными предприятиями с 200-кратной величины земельного налога до 10-кратной последовал Указ Президента № 485 (1997), в котором была введена формулировка "не менее 5", отменившая верхний предел такой цены. Начиная с 1998 г. во многих регионах за этим последовало увеличение выкупной цены, которое практически остановило выкуп участков.
26 июня 2000 г. Правительством Российской Федерации издано Распоряжение № 1072-р, которым утвержден «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.». План содержал специальный раздел о государственной политике в сфере земли и иной недвижимости.
Однако Гражданский кодекс Российской Федерации трактует участок и строение как отдельные виды недвижимости, причем в качестве главной вещи рассматривает строение. Нормы о добросовестном приобретателе абсолютно не гарантируют последнему сохранения прав на имущество (только на возмещение ущерба). Оборот участков блокируется приоритетом земельного законодательства над гражданским. Пункт 3 ст. 129 Гражданского кодекса ("Оборотоспособность объектов гражданских прав") гласит: "Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах".
В дальнейшем в сфере регистрации прав на недвижимость и необходимых для нее предшествующих процедур произошли, на наш взгляд серьезные изменения: усовершенствован Закон "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 № 20-ФЗ, от 12.04.2001 № 36-ФЗ, от 11.04.2002 № 36-ФЗ; принят Закон "О Земельном кадастре" (2 января 2000 г. № 28-ФЗ); принят Закон «О землеустройстве (18 июня 2001 г. № 78-ФЗ) и др.
История развития законодательства об аукционе, как способе приватизации, детерминирована и этапами проведения приватизации в нашей стране. Если период 1985-1989 гг. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, то 1990-1991 гг. - время более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой.
Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований. В то время сравнительно широкое распространение получили чековые аукционы (например, в декабре 1992 г. - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Годы 1995-1996 - явились периодом второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях. В первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума, однако, законодательство об аукционе уже набирало свою силу и 80% выпученных от приватизации средств было получено, когда на практике использовался метод залоговых аукционов.
Конечный этап приватизации начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Он является самым длительным, ведь его итогом должно стать появление абсолютно устойчивой системы прав собственности, а, следовательно, можно ожидать увеличения объемов аукционных торгов. Тем не менее, происходят самые долгие изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. И еще рано говорить о завершении истории приватизации в России.
Таким образом, история развития законодательства об аукционе была до сих пор историей эволюцией нормативно-правовых актов о приватизации государственного имущества и земельных участков, на которых оно расположено, а также историей трансформаций общественных отношений, регулируемых исследуемую проблему.
Правовую основу законодательства об аукционе, как способе приватизации составляет объемный массив нормативных актов Российской Федерации.
В то же время «непосредственными» руководящими документами являются: статьи 13, 18 и 19 Федерального Закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. и Земельный кодекс РФ. Вместе с тем отсутствие согласованности многих нормативно-правовых актов, отсутствие общего регламентирующего документа по проблеме государственного имущества, расположенного на государственной земле, определяющего принципы и нормы проведения аукционов по их продаже в «одном пакете», обуславливает необходимость внести соответствующие предложения, направленные на совершенствование законодательной базы, учитывающие «специализацию» рассматриваемого способа приватизации.
Выводы:
1. В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
2. Разгосударствление экономики - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.
Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы - право управления ими.
Приватизация - системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны - постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно - конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности. Причем последний процесс является второстепенным и происходит вслед за самоустранением государства, интенсивность которого определяется самим государством, посредством наращивания правовой базы приватизации.
3. Эволюция законодательства о приватизации государственной собственности в нашей стране привело к расширению сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений, возникших в результате приватизации предприятий и другого госимущества, права на которое реализуются в рамках гражданско-правовых отношений. Объекты, ко¬торые перешли в собственность граждан, или юридических лиц стали объектом гражданско-правовых сделок, а, значит, предметом гражданского права, но между предметом гражданского права существует жесткая связь с методом правового регулирования, который предопределяется особенностями этого предмета.
Правильное применение норм гражданского законодательства возможно только с учетом общих принципов гражданского права, которые нашли свое отражение непосредственно в ст. 1 ГК РФ. Они могут и должны применяться при регулировании отношений, возникающих как при приватизации объектов государственной собственности, так и при реализации прав граждан по распоряжению приватизированными объектами. В случаях, где встречаются пробелы в законодательстве, возникает необходимость применить аналогию закона или реже аналогию права. Это значит, что для регулирования общественных или гражданско-правовых отношений, не урегулированных конкретной нормой права, применяются ос¬новные начала гражданского законодательства, т.е. принципы гражданского права. Данный вывод является методологической основой для регулирования проблем коммерческого права, поскольку его эффективность определяется необходимостью интеграции с гражданским правом, в частности для приватизации объектов государственной собственности посредством аукциона.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. - М., 2003.
2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». - М., 2003.
3. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». - М., 1991.
4. Закон РФ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В ред. Федеральных законов от 05.03.2001 № 20-ФЗ, от 12.04.2001 № 36-ФЗ, от 11.04.2002 № 36-ФЗ. - М., 2002.
5. Закон РФ «О Земельном кадастре РФ». - М., 2000.
6. Закон РФ «О землеустройстве в РФ». - М., 2001.
7. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». - М., 1992.
8. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». - М., 1993.
9. Закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» - м., 1997.
10. Закон СССР «О приватизации и денационализации государственной собственности». - М., 1989.
11. Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий». - М., 1991.
12. Сборник нормативных актов по приватизации//Электронная база данных "Консультант +".
13. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. - М., 1999.
14. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. - М., 1997.
15. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. - М.: Изд-во МГТУ, 1993.
16. Коноплицкий В., Филина А. Это - бизнес: Толковый слов. эконом. терминов. - Киев, 1996.
17. Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". - М.: Изд-во: Правовая культура, 1998.
18. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. - М., 1995.
19. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2003.
20. Реформа системы управления городской экономикой в России в 1998- 2000 годах. Под ред. Косаревой Н.Б., Страйка., Р. Дж. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
21. Словарь иностранных слов. Под ред. А.Г. Спиркина. - М., 1997.
22. Толковый словарь финансово-бухгалтерских терминов и понятий. Сост. Е.Д. Чацкис. - Донецк, 1996.
23. Фельдман Г.И. Начальный курс рыночной экономики. - М.: Изд-во Транспорт, 1992.
24. Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика. Под ред. М.И. Молдованова. - Киев, 1993.
25. Энциклопедия предпринимателя. Под ред. С.М. Синельников и др. - СПб., 1994.
О приватизации государственного и муниципального имущества//СЗ РФ. 2001. № 50. Ст.4649.
Закон РФ «О приватизации государственного имущества о об основах приватизации муниципального имущества в Российской федерации» от 21 июля 1997г.// СЗРФ1997г.№30 ст.3595.
Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2.
Закон РФ «О приватизации государственного имущества о об основах приватизации муниципального имущества в Российской федерации» от 21 июля 1997г. //СЗРФ 1997г. № 30 ст.3595.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR