Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Право arrow Льготы по уплате таможенных платежей и преференций

Льготы по уплате таможенных платежей и преференций

Льготы по уплате таможенных платежей и преференций
ПЛАН
1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей
2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и преференций
Выводы
Литература
1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей
В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов.
В отличие от большинства правовых льгот, имеющих целью устранение неравенства отдельных категорий субъектов, что может быть обусловлено их материальным благосостоянием, дееспособностью, наличием иждивенцев и другими факторами, преимущества в таможенной сфере имеют определенную специфику. Представляется возможным отнести их к категории правовых стимулов, под которыми понимается «комплекс юридических средств, побуждающих субъекта к социально активному поведению для удовлетворения позитивного общественно значимого интереса». С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других - поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих - стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, и т.д.
Причина введения льгот - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета». Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией».
Таможенные льготы являются одним из институтов таможенного права. Законодательное определение данного понятия отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин , С.В. Халипов , М.В. Миляков , Е.В. Романова , Т.Н. Трошкина , И.В. Тимошенко ) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленных таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) , к таможенным платежам относя тся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины (далее - НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.
Именно поэтому не следует отождествлять таможенные льготы исключительно с тарифными льготами. Первые могут быть связаны с различными институтами отрасли таможенного законодательства. Так, в соответствии со ст. 386 Таможенного кодекса РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с российским законодательством, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей. В свою очередь, тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей.
Необходимо отметить, что Таможенный кодекс РФ, основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот, осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования. Отсутствие ясных законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования.
Например, в Таможенном кодексе употребляются такие формулировки, как «льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» (п. 2 ст. 151 ТК РФ), «льготы по уплате таможенных платежей» (п. 2 ст. 131 ТК РФ), «тарифная преференция» (п. 2 ст. 29 ТК РФ), «полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов», «тарифные льготы» (подп. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ), «освобождение от уплаты таможенных сборов» (ст. 357.9 ТК РФ), «освобождение от определенных форм таможенного контроля» (ст. 386 ТК РФ) и другие, по своему смысловому содержанию относимые к понятию «таможенная льгота».
Закон РФ «О таможенном тарифе» лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия «тарифная льгота» и «тарифная преференция», а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия «льгота» раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий «тарифная льгота» и «тарифная преференция». В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу. Например, согласно п. 2 ст. 29 ТК РФ «правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики», что подтверждает обусловленность тарифных преференций страной происхождения товара.
В существующих доктринальных определениях понятие «таможенная льгота» связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер. Рассмотрим некоторые точки зрения более подробно.
Традиционно в литературе льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции. Так, С.В. Халипов понимает под ними «определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров» и при этом ставит предоставление льготы в зависимость от «гражданства» товара. А.Н. Козырин подразумевает под преференцией «льготное налогообложение в связи со взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе». При этом оба автора отмечают предоставление преимущества исключительно в области уплаты таможенной пошлины, а не других таможенных платежей. Однако льготы могут касаться и уплаты участниками экспортно-импортных операций косвенных налогов (НДС и акцизов). Учитывая, что такие освобождения также являются специальными преимуществами для субъектов внешней торговли, они носят название налоговых льгот, тогда как льготы по обложению таможенной пошлиной именуются тарифными преференциями.
А.Д. Ершов отмечает, что финансовый смысл таможенных преференций состоит «в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли». Тарифная льгота, иными словами, представляет собой льготу по ставкам таможенного тарифа.
Таким образом, большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.
При этом авторы оперируют понятиями «таможенные тарифно-налоговые преференции», «таможенные преференции», «тарифные льготы», «таможенные привилегии» и т.п., наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение.
Действительно, не все из этих терминов можно использовать как тождественные, в частности необходимо проводить различие между понятиями «льгота» и «привилегия». По мнению А.В. Малько, если льгота представляет собой правомерное облегчение, то привилегия является отрицательным отклонением, облегчением, не установленным в законе, зачастую неправомерным, призванным улучшить положение каких-либо субъектов с одновременным ухудшением положения других. М.Н. Козюк, напротив, рассматривает привилегию как разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, не применяя к ней критерий «противозаконности». В.В. Хрешкова аналогичным образом соотносит понятия «таможенные льготы» и «таможенные привилегии», рассматривая последние в качестве специфических льгот, имеющих более узкую направленность.
В этой связи необходимо отметить, что понятие «привилегии» наиболее часто употребляется в международных правовых актах в сочетании с понятием «иммунитеты», которые в совокупности выступают важным элементом правового статуса отдельных категорий лиц (представителей международных организаций, сотрудников дипломатических представительств иностранных государств). При этом под иммунитетами понимается освобождение от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении тех действий, которые могут быть совершены этими лицами в связи с выполнением своих функций, неприкосновенность служебной корреспонденции и документов. К числу привилегий, как правило, относится освобождение от таможенных пошлин и сборов на предметы, предназначенные для личного и официального пользования, освобождение от досмотра багажа, освобождение от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, освобождение от личных повинностей. Очевидно, что в таком понимании привилегии и таможенные льготы соотносятся как целое и его часть.
Как уже было отмечено, в общетеоретическом аспекте таможенные льготы представляют собой разновидность правовых льгот, выступающих как средства правового поощрения. Правовые льготы, как правило, рассматриваются в качестве «юридических средств, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов». Как отмечает А.В. Малько, льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. Таким образом, понятие «льготы» связывается с определенными послаблениями, преимущественными правами, предпочтениями, оказанными одним субъектам перед другими, которые становятся полезными всему обществу в целом.
Среди признаков таможенных льгот можно выделить следующие присущие им особенности:
1) использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля;
2) таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу. Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства;
3) таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности. В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами. Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот. Кроме того, возникает вопрос о возможности рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое в рамках отдельных таможенных режимов. Каждый таможенный режим представляет собой определенную таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Условия таможенных режимов должны применяться равным образом всеми категориями субъектов, поэтому нельзя сказать, что в рамках условий таможенного режима выделяется положение особой группы участников таможенно-правовых отношений. Между тем уже сам факт выбора субъектом определенного таможенного режима позволяет распространить на него отдельные условия, имеющие очевидно стимулирующий, льготный характер. Например, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при экспорте товаров;
4) по общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер. Особенностью таможенных льгот является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», но в ряде случаев предоставляются по решению Правительства РФ (льготы по уплате таможенной пошлины), а иногда также по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела или замещающего его лица (согласно п. 6 ст. 386 ТК РФ, указанные должностные лица имеют право освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности РФ). В последнем случае таможенные льготы фактически предоставляются в «индивидуальном» порядке, а потому следует согласиться с мнением О.Ю. Бакаевой о необходимости исключения данной нормы из ст. 386 ТК РФ ;
5) в отдельных случаях таможенные льготы могут совпадать с налоговыми льготами, например, когда речь идет о таможенных льготах по уплате таможенных платежей. Освобождение от уплаты акцизов, НДС, предусматриваемое в качестве условия отдельных таможенных режимов, специальных таможенных процедур, выделяет из числа налоговых льгот тот факт, что подобные освобождения могут быть предоставлены исключительно в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таким образом, можно дать следующее определение понятию «таможенные льготы»: это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.
В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы, прежде всего, улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства.
Институт таможенных льгот имеет очевидное практическое значение и вызывает интерес, прежде всего, у граждан и организаций - субъектов таможенных правоотношений. На наш взгляд, нецелесообразно акцентировать внимание только на таможенных пошлинах - нужно учесть и льготы по другим видам платежей. Такую совокупность льгот предлагается назвать таможенными тарифно-налоговыми преференциями и понимать под ними преимущества в области уплаты таможенных платежей, предоставляемые субъектам внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Полагаем, что такие привилегии могут касаться не только размера таможенных платежей, но и способа их уплаты (например, предоставления отсрочки или рассрочки).
2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и преференций
К принципам предоставления таможенных льгот относятся следующие:
- предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона;
- запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций;
- предоставление льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке;
- обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.
Рассматривая вопросы предоставления льгот по уплате платежей участникам внешнеторговой деятельности, необходимо обратиться к вопросу о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» , государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ввозных и вывозных таможенных пошлин. Целью данного метода является регулирование внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин являются составной частью данного метода регулирования внешнеторговой деятельности.
По одной из классификаций (разработанной ЮНКТАД) нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий, в числе которых к паратарифным инструментам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние. Если не рассматривать подход российского законодателя, то группу льгот по уплате таможенных сборов, НДС и акцизов можно определить как составную часть нетарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Третий из указанных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности относится исключительно к сфере внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, где уплата рассматриваемых платежей не предусматривается. Четвертый метод, предусматривающий комплекс мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, также никак не связан с уплатой таможенных платежей.
Для более полного уяснения сущности правовых льгот в области таможенного дела требуется провести их классификацию по различным критериям. Думается, что в основе такого разграничения находятся основные институты отрасли таможенного законодательства, входящие в его систему.
В соответствии с институтами таможенного законодательства льготы в данной области могут предоставляться по трем направлениям:
- при осуществлении таможенного оформления;
- при уплате таможенных платежей;
- в процессе производства таможенного контроля. Естественно, что в первом и последнем случаях субъект заинтересован в первую очередь в сокращении временных затрат, тогда как послабления в таможенном обложении отражаются непосредственно на его финансовых ресурсах.
По субъектному составу льготы в области таможенного дела предоставляются:
- физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности);
- беженцам или вынужденным переселенцам;
- дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам;
- государствам.
В первом случае, как правило, льготы предоставляются физическим лицам, признаваемым туристами. Они традиционные для мировой практики. Такие лица полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (при соблюдении лимита беспошлинного провоза товаров) либо уплачивают совокупный таможенный платеж. Для них характерно неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательное подтверждение соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.
Для физических лиц, обладающих статусами беженцев или вынужденных переселенцев, предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, бывших в употреблении и ввозимых ими на таможенную территорию РФ.
Льготные правила в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, устанавливаются главой 25 ТК РФ.
По объектному составу льготы распространяются на отдельные категории товаров, устанавливаемые международными актами, федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ. Например, ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливается полное освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами. Кроме того, Правительством РФ установлены льготы в отношении товара, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями.
По времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. ст. 216, 218 ТК РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока.
По характеру нормативной регламентации льготы подразделяются на внутригосударственные и международно-правовые. Если преимущества установлены нормами национального законодательства, они являются внутригосударственными. Однако, учитывая трансграничный характер таможенного законодательства, ряд льгот регламентирован положениями международных договоров и соглашений. Следует отметить, что приоритет международно-правовых норм над положениями национального законодательства, гарантированный Конституцией РФ, установлен и Таможенным кодексом РФ в ст. 8.
Согласно требованиям таможенного режима, льготы могут касаться уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Рассмотрим более подробно каждый из видов таможенных льгот.
1. Таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении таможенного оформления и в процессе производства таможенного контроля.
Таможенное оформление и таможенный контроль являются основными процедурами в области таможенного дела.
В целях установления оптимального баланса между публичными и частными интересами законодатель ввел положение, устанавливающее возможность применения для отдельных лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В соответствии со ст. 68 ТК РФ, к таким лицам следует отнести субъектов, соответствующих следующим критериям:
- не имеющие на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающиеся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 КоАП РФ ;
- ведущие систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления.
Льготы по таможенному оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений.
Они могут выражаться в следующих аспектах:
- упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления;
- специальные упрощенные процедуры таможенного оформления;
- освобождение от таможенного оформления.
Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления предусмотрен ст. 67 ТК РФ и распространяется на товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ. Особенностями его применения выступают: вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; использование по желанию декларанта; непрепятствование осуществлению таможенного контроля; обязательность соблюдения декларантом установленных законодательством требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.
Первоочередной порядок таможенного оформления имеет место быть в зависимости:
- от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);
- от особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы , международные почтовые отправления);
- от целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).
В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного вида таможенного оформления, названный порядок предусматривает как уменьшение количества требуемых таможенными органами документов, так и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей. Например, ФТС России установлен срок принятия решения о помещении плодоовощной продукции, перевозимой автомобильным транспортом, под процедуру внутреннего таможенного транзита. Он составляет 25 минут.
Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 ТК РФ. Они выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.
К таким лицам следует отнести субъектов:
- не имеющих на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 КоАП РФ;
- ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Устанавливая такую норму, законодатель, видимо, хотел ограничить круг кандидатов, исключив фирмы-однодневки. Сами таможенники считают, что именно трехлетний срок добросовестной работы на российском рынке - достаточная гарантия для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур. При этом ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе грузовых таможенных деклараций, смотрит, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности.
Не умаляя такой перспективы, представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Кроме того, законодательным пробелом можно считать отсутствие указания при решении вопроса предоставления льготы на факт возможной реорганизации юридического лица. Пользуется ли правопреемник правом на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления - не ясно. Думается, что данный вопрос может быть разрешен в методических рекомендациях по поводу применения данной нормы.
Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме об их применении. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Кроме того, представляется обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации указанным способом, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к такой системе учета. Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации. Правом установления специальных упрощенных процедур обладает Федеральная таможенная служба РФ, а в случае планирования их применения в отдельно взятом регионе - региональное таможенное управление.
Освобождение от таможенного оформления производится в исключительных случаях. Во-первых, согласно ст. 297 ТК РФ, таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится. Во-вторых, не подлежит таможенному оформлению продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода перевозящего ее судна в российские порты (на рейды).
Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.
Не подлежат таможенному досмотру иностранные военные корабли, боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. В случае освобождения от каких-либо форм таможенного контроля условиями международных договоров Российской Федерации, такая льгота применяется после их ратификации.
Интересна законодательная формулировка: руководитель ФТС России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности России.
Указанное положение противоречит ряду основополагающих начал института льгот:
- льготы не должны быть индивидуализированными. Они предоставляются не отдельным лицам, а определенным категориям лиц. Анализируемая законодательная норма казуальна, поскольку может распространить свое действие на конкретных субъектов;
- льготы, как правило, вводятся законодательными актами, а не ведомственными нормативными приказами. Из смысла же названного положения вытекает, что руководитель ФТС России может издать правовой акт управления, позволяющий тому или иному лицу воспользоваться льготами при прохождении таможенного контроля;
- в законодательстве должны быть сформулированы четкие условия (основания) предоставления льгот. В данной же норме содержится весьма абстрактная, расплывчатая формулировка: «случаи, когда это связано с обеспечением безопасности России».
В связи с изложенным предлагается исключить названную норму из ст. 386 ТК РФ.
Законодательными нормами предусмотрены также основания освобождения физических лиц от такой формы таможенного контроля, как личный досмотр. В соответствии со ст. 373 ТК РФ он является исключительной формой таможенного контроля, поскольку связан с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность). Личный досмотр проводится при наличии достаточных оснований полагать, что гражданин скрывает при себе и не выдает предметы, являющиеся объектами совершения правонарушения и преступления.
Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства.
Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:
- Президент Российской Федерации (в соответствии со ст. 91 Конституции РФ ), в том числе прекративший свои полномочия (пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» );
- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы (часть 1 ст. 98 Конституции РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ), а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации (часть 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ), за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (часть 2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» );
- судьи Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (часть 5 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» ), а также присяжные заседатели (часть 1 ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» );
- сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя данных органов или решения суда (часть 4 ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» );
- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда (часть 1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» );
- уполномоченные по правам человека, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (пункт 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» );
- лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;
- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
Освобождение данных лиц от личного досмотра вытекает из их правового статуса или служебного положения. К сожалению, в ТК РФ не установлен перечень лиц, пользующихся льготами в данной области. Категории таких субъектов "разбросаны" по отдельным, самостоятельным законам. Представляется целесообразным объединить их путем указания в положении ТК РФ.
2. Льготы, осуществляемые при уплате таможенных платежей;
Особый интерес для субъектов внешней торговли представляют финансово-правовые льготы в области таможенного дела, которые отражают, в частности, регулирующую функцию таможенных платежей, направленную на стимулирование предпринимательской активности, расширение объема внешнеторговых сделок, привлечение к сфере мировой торговли большего числа участников. Они выражаются в следующих формах:
- возврат таможенных платежей;
- освобождение от уплаты таможенных платежей;
- снижение ставок таможенных платежей;
- установление тарифных квот по ввозу (вывозу) товаров;
- изменение срока уплаты таможенных платежей.
В качестве юридического основания предоставления финансово-правовых льгот в области таможенного дела могут выступать:
- международные договоры и соглашения;
- Таможенный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Закон РФ «О таможенном тарифе»;
- решения Правительства РФ.
Фактическим основанием предоставления льгот в части таможенного обложения являются:
- перемещение определенного вида товара, который не подлежит таможенному обложению;
- установление страны происхождения товара для получения соответствующих льгот;
- выбор таможенного режима, предусматривающего льготное обложение таможенными платежами;
- наличие у лица соответствующего правового статуса, наступление события либо совершение в отношении его действий (бездействия), позволяющих воспользоваться льготами при уплате таможенных платежей;
- нахождение товара на территориях особых экономических зон.
При этом следует отметить, что при любых обстоятельствах финансово-правовые льготы будут предоставляться в отношении перемещаемого товара, поскольку именно он является объектом таможенно-правового регулирования. В отличие от налогового законодательства, акцентирующего внимание на категории субъекта, претендующего на получение льгот, в таможенном праве главенствующее положение занимает категория товара (предмета таможенного правоотношения), перемещаемого через границу.
В качестве процессуального основания предоставления льгот по уплате таможенных платежей выступает документ, доказывающий такое право. Это может быть сертификат о происхождении товара, грузовая таможенная декларация, свидетельствующая о выборе таможенного режима, аккредитация главы дипломатического представительства и т.д.
Тарифные преференции не могут носить индивидуальный характер и должны предоставляться во всех случаях, кроме совершения деяний, носящих противоправный характер. На данное обстоятельство уже обращал внимание Высший Арбитражный Суд РФ, подчеркнувший невозможность лишения тарифных льгот при отсутствии доказательств нелегитимного поведения.
Возврат уплаченной таможенной пошлины, освобождение от обложения ею, а также снижение ставки допускаются при временном ввозе или временном вывозе товаров; вывозе в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в рамках межправительственных соглашений; вывозе в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд; ввозе в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 N 626 (в ред. от 07.08.2004) регламентирован перечень товаров и оборудования, освобождаемых от обложения таможенной пошлиной. Таким образом, нормами таможенного законодательства устанавливаются льготы по обложению таможенной пошлиной в отношении иностранных инвесторов. Представляется верной позиция В.Е. Кузнеченковой о целесообразности предоставления налоговых льгот такой категории субъектов, причем не только иностранных, но и российских, - с тем чтобы «реально защитить инвесторов от неблагоприятных изменений в законодательстве». Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию России в рамках соответствующих инвестиционных соглашений. Создание благоприятного инвестиционного климата - одна из важных задач государства в сфере реализации направлений налоговой и таможенной политики.
Законодателем в ст. 319 Таможенного кодекса РФ установлены случаи, когда таможенные пошлины и налоги не взимаются. Это относится к товарам:
- которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами (так, на территорию России беспошлинно ввозятся некоторые лекарственные средства, печатные издания, хлопковое волокно);
- по которым предоставлены льготы в виде условного полного освобождения от их уплаты (оно может быть предусмотрено либо избранным таможенным режимом, либо предназначением товара);
- стоимость которых не превышает минимальной облагаемой пошлинами и налогами (данное правило введено с учетом требования Киотской конвенции). На территории России такая льгота возможна, если в течение одной недели от одного отправителя одному получателю поступает товар, общая таможенная стоимость которого не превышает 5000 руб.;
- обращенным в федеральную собственность. Данное обстоятельство возможно при применении субъектами таможенного режима отказа в пользу государства, а также в случае конфискации товара или обращения взыскания на товар, представляемый в качестве залога;
- которые до выпуска в свободное обращение и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны субъекта оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными в силу действия обстоятельств непреодолимой силы либо в силу естественного износа или убыли.
Снижение ставки таможенной пошлины тесно связано с определением страны происхождения товаров. Согласно п. 2 ст. 29 Таможенного кодекса РФ страна происхождения товаров определяется в целях применения тарифных преференций. Льготные условия выражаются в создании режима наибольшего благоприятствования, значение которого в области международной торговли «настолько велико, что без его установления и соблюдения практически невозможны нормальные торговые отношения между соответствующими странами». Многие десятилетия такой режим выступает важнейшим юридическим инструментом эффективного взаимодействия государств. Применение данного режима в международных экономических отношениях стало практически универсальным. Благодаря ему устанавливается равенство самых широких прав и возможностей партнеров по сотрудничеству и создаются наиболее справедливые условия для международной торговли.
Режим наибольшего благоприятствования подразумевает выполнение развитыми странами обязательств по предоставлению развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций, которая была принята в 1968 году на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Ее фундаментом выступают принципы односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации.
Основным фактором концепции Общей системы преференций являются правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяется он только на товары, определяемые национальным законодательством страны. Получателями (бенефициарами) преференций является большинство развивающихся стран, в том числе и Россия.
Снижение уровня ставок таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран (пользователей преференцией) и выражается в установлении ставок в размере 75% от базовой таможенной пошлины. К таким государствам, в частности, относятся Болгария, Индия, Китай, Монголия, Турция (всего более 100 стран мира). Если же товар происходит из наименее развитых стран (48 государств), ставки ввозных таможенных пошлин не применяются вообще.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара является одной из форм таможенных тарифно-налоговых льгот. Это количественное или стоимостное ограничение на перемещение отдельного вида товара. Все, что перемещается в пределах квоты, разрешается и даже поощряется. Ввоз или вывоз сверх установленного ограничения либо запрещается, либо облагается повышенной таможенной пошлиной. В отличие от обычного квотирования содержанием тарифных квот является введение ставки таможенной пошлины на перемещение товара в пределах установленного лимита. Например, в 2000 году Правительством РФ была введена льгота в виде беспошлинного ввоза на территорию России сахара, произведенного в Белоруссии. Стоимостная квота при этом составила 175 тыс. т.
Таможенные тарифно-налоговые льготы распространяются и на физических лиц: сумма беспошлинного ввоза товаров не должна превышать 65 тыс. руб., а вес - 50 кг (ст. 282 ТК РФ). Если ввозимый товар имеет большую стоимость (но не превышающую 650 тыс. руб.) и вес более 50 кг (но менее 200 кг), превышение норматива будет облагаться платежом в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. (п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 ). Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется и в отношении ввозимых физическими лицами культурных ценностей при условии их письменного декларирования и специальной регистрации. Следует отметить, что такие льготы в международной практике традиционно предоставляются туристам.
Отдельными преимуществами в области таможенного дела пользуются и индивидуальные субъекты, обладающие особой правосубъектностью. Так, беженцы и вынужденные переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию страны, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара. Иностранные физические лица полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию России и предназначенных исключительно для личного пользования в этот период.
Институт тарифных преференций характерен для отрасли таможенного законодательства и других государств. Так, в Китае при установлении таможенных пошлин применяются два вида ставок: общие и льготные. Если товар ввозится из стран или районов, не имеющих с данным государством соглашений о взаимном благоприятствовании, таможенное обложение происходит в общем порядке. В противном случае применяются льготные ставки.
В Великобритании помимо некоторых категорий товаров не подлежит таможенному обложению и ряд услуг. В их числе - услуги, предоставляемые определенными лицами, организующими международные проекты по защите (обороне). В Европейском сообществе требование льготной пошлины должно сопровождаться доказательством, в качестве которого выступает сертификат или другой коммерческий документ из страны-экспортера. С целью предотвращения злоупотреблений в данной сфере предпринимаются соответствующие меры контроля. В случае выявления нарушений субъектом уплачивается дополнительная пошлина, а в особо серьезных случаях может последовать более суровое наказание. Нужно отметить, что Евросоюз предоставляет льготы по таможенному обложению в отношении большого числа видов ввозимых товаров.
Льготная политика в области таможенного дела не может быть реализована без участия таможенных органов в процессе льготирования.
Такое участие может выражаться в следующих действиях:
- устное согласие таможенного органа с получением льгот лицами (например, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);
- предоставление льгот по заявлению лица или иному документу, им представляемому (например, в рамках тарифных преференций);
- издание таможенным органом индивидуального акта управления, предоставляющего право воспользоваться льготами (например, при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления).
Эти действия совершаются в рамках правоприменения, которое представляет собой «деятельность таможенных органов и их должностных лиц, осуществляемую в установленной законодательством форме и направленную на образование благоприятных условий по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, обеспечение режима законности такого перемещения и оказание воздействия на таможенные правоотношения...».
В первом случае таможенный орган не предпринимает особых действий, направленных на разрешение участнику таможенных правоотношений воспользоваться льготой. Так, при соблюдении физическим лицом установленных ограничений на ввоз товаров, предназначенных для личного пользования, субъект освобождается от уплаты таможенных платежей автоматически. Для этого не требуется ни заявления лица, ни письменного разрешения таможенного органа.
Во втором случае субъект может подать в таможенный орган заявление, в котором указываются имеющиеся у него основания получения той или иной таможенно-правовой льготы. Так, если физическое лицо при ввозе на территорию России транспортных средств претендует на получение таможенных льгот, то одновременно с таможенной декларацией необходимо представить в таможенный орган заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие которых является основанием для получения таможенных льгот. Такое заявление составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении (пункт 4.3.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации).
Вместо заявления лицом для вступления в льготный режим могут быть представлены и иные документы. При этом в них должны быть отражены сведения, свидетельствующие о возможности предоставления тех или иных преимуществ. Так, для получения участником внешнеэкономической деятельности льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока.
Особого внимания заслуживает последний вариант получения субъектами соответствующих льгот. В ряде случаев льготы предоставляются по специальному акту таможенных органов, представляющему собой основную правовую форму управленческой деятельности. Такие акты не должны противоречить положениям закона, в соответствии с которым они принимаются; должны быть приняты в рамках компетенции того или иного органа исполнительной власти; должны соответствовать необходимым требованиям и форме; быть юридически обоснованными.
Примером принятия акта такого рода выступает распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России), позволяющее субъекту пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления.
В распоряжении указываются:
- сведения о заявителе, для которого установлены специальные упрощенные процедуры;
- специальные упрощенные процедуры, установленные для субъекта, и срок их применения;
- места совершения таможенных операций при применении специальных упрощенных процедур;
- таможенные органы, в которых может производиться таможенное оформление товаров с использованием специальных упрощенных процедур;
- документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), которые должны представляться заявителем в таможенный орган для выпуска товаров;
- порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, связанных с хранением товаров, находящихся под таможенным контролем (при необходимости) (пункт 12 Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц).
Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС России.
Итак, участие таможенных органов в процессе льготирования вариативно, однако во всех случаях оно предполагает производство ими контрольных мер, направленных на подтверждение оснований и условий предоставления субъектам конкретных видов льгот.
Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений. Подобные меры подлежат применению на основании закона и призваны обеспечить безопасность и целесообразность перемещения грузов через границу государства. Запреты и ограничения в области внешней торговли товарами получили называние нетарифных барьеров, причисляются к мерам нетарифного регулирования и в совокупности с мерами, стимулирующими развитие внешнеторговой деятельности, образуют метод нетарифного регулирования внешней торговли товарами.
В ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса РФ указано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, нетарифные запреты и ограничения рассматриваются в качестве составной части механизма таможенного регулирования.
Меры нетарифного регулирования применяются государством в целях обеспечения национальной и общественной безопасности, пополнения бюджета государства, охраны окружающей природной среды и для решения других задач. Особое внимание нетарифным мерам уделяется в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать глобальное влияние на международную торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного регулирования.
По вопросам нетарифного регулирования существует ряд интересных научных исследований , основанных на анализе существующих положений международных норм, сформировавшихся теоретических воззрений по данной проблематике.
Обратимся к понятию нетарифных запретов и ограничений.
Законодатель применяет категории «запрет», «ограничения» в качестве парных.
Представляется, что запреты предполагают санкционированный государством отказ субъекта внешнеторговой деятельности, иных участников правоотношений в таможенной сфере от перемещения определенных товаров через таможенную границу. Запреты, равно как и ограничения, могут устанавливаться на определенный срок либо иметь постоянный характер.
Примечательно, что запрет на перемещение отдельных видов товаров (оружие, наркотики, психотропные вещества и т.д.) распространяется как на физических, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В некоторых случаях государство предоставляет отдельным участникам внешнеторговой деятельности исключительное право перемещать товары, изъятые из оборота, при условии их обязательного декларирования. В данном случае право подтверждается лицензией.
В развитие положений международного права в таможенной сфере для отдельных категорий физических лиц (дипломатов, консулов и др.) предусмотрены изъятия из общего порядка таможенного оформления, обложения и контроля. Такую разновидность изъятий из установленных запретов в науке принято называть привилегиями.
Посредством установления ограничений государство осуществляет «...правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц». Экономические ограничения нетарифного характера позволяют оградить внутренний рынок от переизбытка или недостатка сельскохозяйственной и продукции рыбного промысла или применяются в целях предотвращения бесконтрольного вывоза невосполнимых природных ресурсов за пределы государства (например, квотирование) (ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ). Примечательно, что в законодательстве заложен дифференцированный подход в применении мер тарифного регулирования (ставки таможенной пошлины), запретов и ограничений нетарифной разновидности, а также возможность их гибкого сочетания.
Наука предлагает множество критериев деления мер нетарифного регулирования на виды.
Одни меры нетарифного характера направлены на соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу. Например, лицензирование, предоставление исключительного права.
Другие нетарифные барьеры служат целям пополнения бюджета и являют собой специфическую разновидность мер восстановительного характера (антидемпинговые, компенсационные пошлины).
Третьи играют роль ответных мер на дискриминацию иностранного государства (эмбарго, таможенная блокада, специальные защитные меры и пошлины).
Четвертая группа нетарифных мер обеспечивает режим законности перемещения и безопасности перемещаемого товара (сертификация, экспортный контроль, ветеринарный, карантинный контроль), соблюдение международных обязательств (лицензирование перемещения оружия) и т.д.
Несмотря на предлагаемые экспертами ВТО и научной общественностью классификации мер нетарифного регулирования, российское законодательство не приводит критерия деления указанных мер на виды. Нечеткость формулировок законодательства повлекла за собой проблемы правоприменения. Так, например, после вступления в силу закона сотрудники таможенных органов не могли ответить на вопрос: нужен ли сертификат на товар, помещаемый на таможенный склад, под режим международного таможенного транзита, требуется ли в таких случаях предъявлять лицензию? Более того, изменения коснулись и главы 16 КоАП РФ, в которой появился состав нарушения таможенных правил в новой редакции - ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации». Субъекты процессуальной деятельности (таможенные органы и суды) столкнулись с проблемой квалификации подобных нарушений.
Первыми отреагировали на несовершенство законодательства таможенные органы , а впоследствии и органы высшей судебной власти - Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ .
По разъяснению Федеральной таможенной службы, взятому впоследствии на вооружение Верховным Судом РФ, следует разграничивать две разновидности нетарифных барьеров:
1) запреты и (или) ограничения экономического характера;
2) запреты и (или) ограничения, не имеющие экономического характера.
В правоприменительной деятельности справедливо рекомендуется исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения. Меры нетарифного регулирования обеих разновидностей применяются только при выборе таких таможенных режимов, как: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления (ст. ст. 163, 166, 173, 187 ТК РФ).
Таким образом, на практике обеспечивается режим законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, реализация таких принципов регулирования внешнеторговой деятельности, как обеспечение обороны страны и безопасности государства (в случае ввоза иностранного товара), и обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации (в случае ввоза и вывоза определенных категорий товаров, например, при осуществлении экспортного контроля за товарами двойного назначения).
По разъяснениям Верховного Суда РФ к «...ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. ст. 21, 32, 24, 26 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина) (ст. 27 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ и Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» ).
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона N 164-ФЗ, независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензирование в случаях, предусмотренных п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.).
Запреты и ограничения, не имеющие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера, согласно ст. 158 ТК РФ, применяются независимо от заявленного таможенного режима и устанавливаются исходя из национальных интересов. На основании изложенного можно утверждать, что запреты постоянного характера являются разновидностью мер нетарифного регулирования неэкономической разновидности.
Применение запретов и ограничений нетарифного характера должно осуществляться только на основании опубликованных нормативных актов. Это правило распространяется и на вопросы, связанные с назначением мер юридической ответственности за несоблюдение нетарифных мер. Так, Конституционный Суд РФ разъяснил, что нормы ст. 16.3 КоАП РФ не допускают привлечение к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения (п. 3.4 Определения Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 537-О ).
Выводы
Итак, льготные таможенные режимы освобождают декларанта от необходимости соблюдать временные ограничения или запреты экспорта, ограничения импорта товаров сельскохозяйственного назначения или продукции рыбного промысла, требования квотирования, лицензирования экспорта или импорта товаров (за исключением случаев, прямо установленных в ст. 32 Закона), а также соблюдения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
Следует заметить, что классификация нетарифных барьеров, приведенная в актах толкования, является условной. Полагаем, что критерии деления мер нетарифного регулирования на виды должны быть нормативно закреплены, на что неоднократно указывали ученые.
В целом запреты и ограничения нетарифного характера обладают рядом общих признаков:
- виды и порядок реализации указанных мер установлены нормативно;
- применяются дифференцированно в зависимости от категории перемещаемого товара, в сочетании с таможенным тарифом и/или с иными мерами нетарифного регулирования;
- необходимость их соблюдения зависит от избираемого декларантом таможенного режима;
- соблюдение нетарифных мер обеспечивается принудительной силой государства.
Изъятия из общего порядка применения нетарифных запретов и ограничений экономического характера, предусмотренные правилами конкретного таможенного режима, являются разновидностью режимных льгот.
Литература
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR