Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Курсовые работы arrow Право arrow Правовые проблемы организации борьбы с национальным терроризмом

Правовые проблемы организации борьбы с национальным терроризмом

Курсовые работы - Право
Правовые проблемы организации борьбы с национальным терроризмом
Введение.
1. Проблемы организации борьбы с терроризмом.
2. Международная судебная практика по рассмотрению территориальной пробле-мы.
3. Принципы "право на самоопределение" и "территориальная целостность
в международных документах.
4. Меры юридической защиты от терроризма.
5. Источники угроз национальным интересам.
6. Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом.
Заключение.
Литература.
Введение
В настоящее время международным сообществом осуществляется про-цесс выработки всеобщей политической договоренности в формировании гло-бальной коалиции против терроризма, в создании общеприемлемой идеологии антитеррора в независимости от мотивов его осуществления. Многие страны и международные организации уже создали всемирную коалицию по борьбе с терроризмом, в том числе НАТО, Европейский союз, Организация американ-ских государств, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Организация афри-канского единства, Лига арабских государств, Организация Исламская конфе-ренция, Генеральная ассамблея и Совет Безопасности ООН. Совет Безопасно-сти ООН единодушно принял историческую резолюцию, обязывающую все 189 государств-членов ООН пресекать поездки террористов, их денежные потоки, планы и другую поддержку и сотрудничать в предании террористов правосу-дию. Совет Европейского Союза 29 декабря 2001 года принял также "Общую позицию", представляющую собой рамочное постановление по усилению ад-министративных возможностей ЕС в борьбе с терроризмом и их пособниками "во всех его видах и формах".
Таким образом, вырабатываются принципиальные международные пози-ции по борьбе с терроризмом, имеющие жизненно важное значение и для коа-лиции государств-участников СНГ, эффективность применения которых с уче-том их геополитического пространства во многом зависит от взаимодействия и взаимопомощи. В настоящее время также на Южном Кавказе осуществляется сотрудничество в борьбе с терроризмом на региональном уровне между Азер-байджаном, Грузией и Турцией. Анализ осуществляемых актов терроризма и прогнозы его развития свидетельствуют о постоянном качественном изменении совершаемых террористических преступлений, что говорит о его угрожающих масштабах. Заметно наметился рост разведывательной и подрывной деятельно-сти международных террористических организаций. Существенное расширение географии терроризма не только осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами, а порою и между государствами СНГ, свидетельством которого являются существенные противоречия и разногласия между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Россией. Возникают правовые проблемы взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов, а в ряде случаев и армейских подразделений этих государств, а также стран-участниц СНГ на этапе выявления, предупреждения и пресечения террористических пре-ступлений, осо бенно при проведении сложных и острых оперативно-розыскных мероприятий, требующих их продолжения на территории другого государства. В этом деле немаловажное значение имеют дальнейшая разработка и совер-шенствование межгосударственных соглашений и реальные действия госу-дарств Южного Кавказа, как на межрегиональном уровне, так и в рамках участ-ников СНГ в создании международной системы совместных мер по борьбе с терроризмом.
В настоящей работе нам хотелось бы остановиться на правовых пробле-мах организации борьбы с национальным терроризмом.
1. Проблемы организации борьбы с терроризмом
Развал Союза ССР, образование на территории постсоветского простран-ства независимых суверенных государств одновременно сопровождался воз-никновением в ряде из них межнациональных конфликтов. Применительно к проблематике борьбы с терроризмом в рамках СНГ она сводилась к следующе-му. Та или иная нация, компактно проживающая на территории суверенного государства, и, имеющая статус национально-территориального обустройства в качестве автономии (или иного национально-территориального образования в составе суверенного государства), ссылаясь на п.2 ст. I Устава ООН о самооп-ределении народов, провозгласила государственную независимость. Не добив-шись решения вопроса парламентским путем, организаторы подобных акций перешли на путь террористического насилия. В свою же очередь государства СНГ, исходя из принципа, также закрепленного в ст. I Устава ООН, о террито-риальной целостности и нерушимости границ суверенных государств и внутри-государственного законодательства, отказали последним в территориальном отторжении. Одновременно ими были предприняты меры для восстановления конституционного строя, в основном сопровождаемые применением силового воздействия.
Впервые рассматриваемые явления проявились в Азербайджане (Нагор-ный Карабах), в Грузии (Абхазия, Южная Осетия), в Молдове (Приднестровье). Широкое распространение терроризма в форме религиозного экстремизма по-лучило в государствах СНГ Центрально-азиатского региона (Киргизия, Узбеки-стан, Таджикистан).[1] Террористическое насилие национал-экстремистского толка проявляется в ряде регионов Российской Федерации.
Сегодня масштабы терроризма достигли столь высокого уровня, что под их контролем находятся целые области, районы. Нередко террористическое противостояние переходит в современные полномасштабные войны. По оцен-кам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в результате развала СССР свыше 60 млн. человек оказались за границей.[2] Наибольшее же их число - беженцы из мест, охваченных межнациональными конфликтами.
Так, только в результате трагических событий, происшедших в Грузии (Абхазия, Южная Осетия) количество беженцев составило 300 тыс. человек, в Абхазии погибло 1600 мирных граждан, 86 российских миротворцев, сожжено 6 тыс. домов. Сегодня Абхазия - главный камень преткновения в политических взаимоотношениях между Грузией и Россией.[3]
Более удручающая картина в Азербайджане, где в результате нагорно-карабахского конфликта количество беженцев и вынужденных переселенцев составило около 1 млн. граждан. Количество же погибших составило 18 тыс. человек и более 50 тыс. инвалидов. Экономический же ущерб исчисляется де-сятками миллиардов долларов.[4]
Анализ причинно-следственных связей террористических акций, совер-шенных по всему миру за последние 40 лет, свидетельствует о том, что подав-ляющее большинство этих преступлений было осуществлено лицами и группи-ровками, исповедующими сепаратизм. По оценкам специалистов, в настоящее время на Земле существует около 30 конфликтов, обусловленных сепаратист-скими притязаниями. Около 70% всех террористических акций, совершенных в мире, напрямую или опосредованно связаны с этими конфликтами, деятельно-стью сепаратистов.[5]I Примеров более чем достаточно: Баскская организация "Отечество и Свобода" (ЭТА) создана в 1959 г. с целью образования независи-мой территории в населенном басками районе Испании; Рабочая партия Курди-стана (РПК), созданная в 1974 г. из числа турецких курдов. Цель - создание не-зависимого марксистского государства на юго-востоке Турции; Временная Ир-ландская Республиканская Армия "Провос" сформировалась в 1969 г. Имеет марксистскую ориентацию. Основная цель состоит в изгнании британских сил из Северной Ирландии и воссоединении с Ирландией; Ассоциация корсикан-ских революционеров, возникшая в 1967 году, ведет борьбу не за отделение от Франции, а за предоставление корсиканцам прав автономии[6]; действующая также во Франции Фронт освобождения Бретани - "Бретонская Национальная Армия", возникшая в результате объединения националистических группиро-вок и проведшая в 1966 г. свою первую совместную акцию. Преследуемая ею цель - "освобождение от французского гнета и создание независимой Брета-ни".[7]
Аналогичные организации экстремистского толка созданы и успешно функционируют в государствах СНГ, где проявляется националистический тер-роризм. Ими созданы сепаратистские самообразования Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, руководители "внешнеполитиче-ских ведомств" этих образований систематически проводят совещания и кон-сультации.[8]
Естественно, что данная проблема не могла оставить в стороне глав госу-дарства содружества независимых государств. Проблемы сотрудничества госу-дарств СНГ в борьбе с терроризмом сегодня являются наиболее злободневны-ми, так как, не имея цельной программы, единых скоординированных действий по пресечению терроризма, ни одно государство не сможет добиться каких-либо результатов в этом направлении.
Однако сегодня невозможно вести речь об организации борьбы с терро-ризмом (не говоря уже об ее эффективности), не решив ряд фундаментальных вопросов этой проблемы.
I. Первая проблема, с которой столкнулись лидеры СНГ - это определе-ние понятия терроризма. Этот вопрос до последнего времени не получил своего однозначного решения со стороны международного сообщества и, в частности, ООН.[9]
Как было отмечено выше, все существующие организации и им подобные без всяких на то оснований пытаются обосновать законность своей террористи-ческой деятельности, ссылаясь на Устав ООН и другие международные доку-менты, признающие за всеми нациями и народами их право на самоопределе-ние. В связи с этим возникает вопрос о совместимости применения террористи-ческого насилия с правом на самоопределение. В то время, когда одни полити-ческие лидеры называют насильственные акции террористов международным терроризмом, другие квалифицируют их как освободительные войны.
Суть ее применительно к исследуемой проблематике сводится к тому, что политический характер акций внутригосударственного и международного тер-роризма до последнего времени неоднозначно расценивался как международ-ное преступление. Так, Устав Интерпола (ст. 3) предусматривает, что преступ-ления, осуществляемые по политическим, национальным, региональным и во-енным мотивам, не подпадают под его юрисдикцию.
Некоторые международные акты до 1994 г. не запрещают международ-ный терроризм, если он направлен против деятельности, не совместимой с Ус-тавом ООН.[10] Эти обстоятельства нередко берут в расчет и организаторы террористических акций, осуществляемых по мотивам политического характе-ра.
Как справедливо отмечает Ващенко Ю.В., в настоящее время нельзя вы-соко оценить эффективность сотрудничества государств по борьбе с террориз-мом, ибо даже по главным направлениям этого сотрудничества, как на практи-ке, так и в теории не достигнуто единства взглядов. В названных соглашениях имеется целый ряд пробелов и труднопреодолимых в настоящее время недос-татков, что ставит под сомнение адекватность данных соглашений потребно-стям нашего времени.[11] Полагаем, что здесь главной проблемой является от-сутствие единой правовой оценки многих факторов преступного насилия. Так следует ли признать терроризмом насилие (убийства, захват заложников) в от-ношении мирного населения в процессе "национально-освободительных дви-жений"? Ведь в Уставе ООН закреплено два принципа, один из которых про-возглашает право наций на самоопределение, другой - нерушимость границ и территориальной целостности государства. Непонятно, какой же принцип явля-ется главенствующим.
Отсутствие определения международного терроризма во многом препят-ствует международному сообществу в принятии действенных мер против этого явления. Прав Ващенко Ю.В., указывая, что "заинтересованность большинства государств в предотвращении и пресечении террористических актов находится в противоречии с их нежеланием и даже неспособностью осуществлять между-народное сотрудничество на универсальной основе, выработать общее опреде-ление этих актов и создать единый международный механизм и необходимые гарантии борьбы с ним. Во многих международных конвенциях, соглашениях и проектах дается определение актов терроризма путем перечисления конкрет-ных видов преступлений. Одни и те же акты насилия квалифицируются различ-ными государствами как террористические или как борьба за свободу, а лица, их осуществляющие, рассматриваются как террористы - одними государствами и как борцы за свободу - другими".[12]
По мнению английских ученых У. Гуттеридж[13], Г. Уордлоу[14], отсут-ствие четкого определения соотношения понятий самоопределения и террориз-ма не дали никаких результатов международных мероприятий по борьбе с тер-роризмом.
Применительно к ситуации, складывающейся в СНГ, необходимо точно уяснить международно-правовые подходы относительно квалификаций рас-сматриваемых явлений.
Так, мы часто встречаемся с такими понятиями как движение националь-ных меньшинств за освобождение; национально-освободительная борьба; на-ционально-освободительное движение; национально-освободительная война и сепаратизм. Ввиду отсутствия кодификации по этой гипотезе, полагаю необхо-димо уточнить эти понятия, так как указанное имеет существенное значение в решении вопроса, являются ли эти конфликты международными или нет. Если эти конфликты квалифицируются как международные, то к ним применяется вся совокупность права международных вооруженных конфликтов. К немеж-дународным же вооруженным конфликтам применимы лишь некоторые его нормы.
По нашему мнению, такие понятия, как движение национально-освободительных меньшинств за освобождение, национально-освободительная война, национально-освободительное движение, национально-освободительная борьба - единые понятия. Указанные акты следует отличать от сепаратистского движения, тогда как в первом противоборствуют колониальное, расистское или иностранное правительство и народ, чьей территорией оно управляет, и чье право на самоопределение было признано Организацией Объединенных Наций, в войне за отделение противостоят друг другу правительство того или иного го-сударства, с одной стороны, и с другой - население части территории этого го-сударства, которое желает от него отделиться. Отличие от народа, который ве-дет национально-освободительную войну, состоит в том, что ООН не признает за населением, желающим отделиться, право на подобное отделение.[15]
Но даже народ, за которым ООН признал право на национально-освободительное движение, не в праве прибегать к террористическому наси-лию. Здесь нельзя не согласиться с мнением Л.М. Моджарян, который отмеча-ет, что методы терроризма, используемые в процессе национально-освободительной борьбы, недопустимы. Если цель национально-освободительной борьбы вполне законна, то такой метод ее ведения, как со-вершение террористических актов, является тягчайшим преступлением против человечества. Если в международных пактах о правах человека предусмотрено неотъемлемое право народов на самоопределение (ст. 1 обоих пактов), то в ст. 5 этих же пактов подчеркивается: ничто в них "не может толковаться как озна-чающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать ка-кие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав и сво-бод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте". При этом, в качестве основных в Пактах приводятся право на жизнь, неприкосновенность и свободу личности, грубо попранные террористами[16] (насилие).
Не менее важная ясность дается вo "Всеобщей декларации прав народов", принятой в Алжире 4 июля 1976 года, в частности, в разделе VI "Права мень-шинств" ст. 21 предусматривает, что осуществление вышеизложенных прав должно производиться при должном уважении законных интересов всего обще-ства и не приводить к покушению на территориальную целостность и полити-ческое единство государства.
Существует множество международных политических и правовых актов, декларирующих нерушимость сложившихся после II-ой Мировой войны границ в Европе (например, Хельсинкский Заключительный Акт 1975 г., Парижская Хартия для Новой Европы, Европейская Конвенция о защите прав мень-шинств). Все вышеперечисленные документы закрепляют принцип нерушимо-сти границ и территориальной целостности государств как превалирующий над принципом самоопределения народов. То есть, самоопределение народов мо-жет иметь место с условием нерушимости границ и территориальной целостно-сти государства. По своей сути, вышеупомянутые документы закрепляли раз-дел границ в Европе, основа которой была поставлена на Потсдамской конфе-ренции.
Рассматривая данную проблему применительно к государствам СНГ, следует отметить, что распад Советского Союза не является результатом на-ционально-освободительного движения. Распад СССР произошел в силу сло-жившихся политических обстоятельств. В соответствии с принципом междуна-родного обычного права - uti possidetis juris - линии границы федеративного государства после его распада становятся официальными границами образо-вавшегося государства.
Уже сегодня можно отметить, что ряд государств (в т.ч. делегация Рос-сийской Федерации) в рамках сессии Рабочей группы Шестого комитета, про-ходившей с 25 сентября по 6 октября 2000 г., учрежденной резолюцией ООН 51/210 от 17 декабря 1996 г. с целью разработки международно-правовых до-кументов в области борьбы с международным терроризмом поднят вопрос о со-зыве под эгидой ООН конференции высокого уровня для разработки совмест-ных организованных действий международного сообщества по борьбе с меж-дународным терроризмом во всех его формах и проявлениях. Именно на этой конференции предложено рассмотреть необходимость четкого разграничения между терроризмом и законной борьбой народов в порядке осуществления пра-ва на самоопределение и права на самооборону против агрессии и оккупации
2. Международная судебная практика по рассмотрению
территориальной проблемы
Не менее интересной представляется международная судебная практика по рассмотрению исследуемой проблемы.
Так, при рассмотрении Международным судом ООН спора о границе ме-жду Буркина-Фасо и Мали определилось соотношение принципов "права на самоопределение" и "территориальной целостности".[17] В основу разрешения конфликта был поставлен не принцип самоопределения, а ставший традицион-ным в международном праве принцип uti possidetis, т.е. принцип недопустимо-сти изменения территориального статус-кво. Было установлено, что на самом деле "сохранение статус-кво в Африке часто считается лучшим образом дейст-вий". Аналогично высказалась в 1992 году Арбитражная комиссия ЕС по Юго-славии, заявив, что "не взирая на какие бы то ни было обстоятельства, право на самоопределение не может включать в себя изменение существующих границ во время независимости (uti possidetis juris)". Хотя не имеет прецедентного ха-рактера для стран Европы, но представляет интерес решение Африканской ко-миссии по правам человека и народов по делу Katangese Peoples Congres v Zaire (1996), в котором констатировалось, что осуществление самоопределения должно быть совместно с суверенитетом и территориальной целостностью го-сударств и не может санкционировать сецессию. Достаточен опыт внутригосу-дарственного обеспечения верховенства права в правовых государствах Кон-ституционными судами. Конституционный суд Южной Африки, рассматривая вопрос "масштаба" коллективного права на самоопределение, постановил, что самоопределение, в соответствии с Конституцией не содержит понятия "поли-тическая независимость" или "отделение". Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года установлено, что Конститу-ция РСФСР, с изменениями и дополнениями на день рассмотрения, не преду-сматривает права республик на выход из федерации. Не предусмотрено оно и Конституцией Республики Татарстан.[18] Одностороннее установление Рес-публикой Татарстан подобного права означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства и национального единства населяющих его наро-дов. Любые действия, имеющие целью нарушение этого единства, наносящие вред конституционному строю Российской Федерации, несовместимы с между-народными нормами о правах человека и правах народов. Данная формула на-ходит свое отражение в Конституции Российской Федерации 1993 года.
В Постановлении от 31 июля 1995 года Конституционного суда Россий-ской Федерации отмечено, что "конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение".[19] Ст.1 Устава ООН прямо ука-зывает в качестве основополагающего принципа нерушимость границ госу-дарств, ее территориальной целостности.
3. Принципы "право на самоопределение" и "территориальная
целостность в международных документах
Попытаемся рассмотреть нормативные документы ООН о соотношении принципов "право на самоопределение" и "территориальная целостность". В соответствии с пунктом 2 работи 1 Устава ООН одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения прин-ципа равноправия и самоопределения народов. А работя 55 этого акта рассмат-ривает данный принцип в качестве основы для международного экономическо-го и социального сотрудничества. При этом следует отметить, что изначально под
принципом равноправия и самоопределения народов в Уставе ООН понималось право на самоуправление, а не право на отделение.
Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая 14 декабря 1960 года (См.: резолюция 1514 (XV) Генераль-ной Ассамблеи ООН), развила и дала более расширительное толкование прин-ципа самоопределения народов. Международное сообщество в работе 2 данной Декларации установило, что "все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое и культурное развитие". А работя 6 данного документа устанавливает ограничительные пределы реализации этого права: "всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разру-шить национальное единство и территориальную целостность страны, не со-вместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных На-ций".[20]
Данные положения получили свое дальнейшее подтверждение в более поздних международных документах: Международном пакте об экономиче-ских, социальных и культурных правах (1966 г.); Международном пакте о гра-жданских и политических правах (1966 г.); Декларации о принципах междуна-родного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества меж-ду государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (резолюция Генеральной Ассамблеи 2625 (XXV), 1970 г.); Декларации и Про-грамме действий, принятых в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека в Вене. Но что особенно важно - часть 3 работи 2 Венской Декларации устанавливает, что право на самоопределение не должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных или независимых государств.
4. Меры юидической защиты от терроризма
Мировое сообщество последовательно продолжало предпринимать серь-езные меры юридической защиты от терроризма вне зависимости от форм его проявления - как в национальных законодательствах, так и в рамках междуна-родно-правовых отношений. Во всех этих документах терроризм и агрессивный сепаратизм рассматриваются как явление одного порядка, звенья одной цепи, которая угрожает суверенитету, конституционному строю, территориальной целостности государств.
Такой подход находит отражение в основополагающих документах ООН. Так, в соответствии с "Декларацией о принципах международного права, ка-сающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 ок-тября 1970 года, понятие "территориальной целостности" и "территориальной неприкосновенности" возведены в ранг важнейшего принципа международного права, регулирующего всю систему международных отношений.
Этот принцип зафиксирован и в "Декларации о мерах по ликвидации ме-ждународного терроризма", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года в качестве базового международно-правового акта для всех последующих документов, регулирующих сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом.
В этой декларации впервые говорится о терроризме, в основе которого лежит нетерпимость или экстремизм. В декларации, дополняющей Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, утвержденной резолюцией 51/20 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года в п.п. I пря-мо указывается на опасность терроризма экстремистского толка для территори-альной целостности и безопасности государств. В этом контексте в рассматри-ваемой Конвенции государствам рекомендуется при заключении или примене-нии соглашений о выдаче не рассматривать в качестве политических преступ-лений преступления, связанные с терроризмом, которые являются источником опасности или физической угрозы для безопасности и защиты лиц, какими бы ни были мотивы, которые могут приводиться в их оправдание.
Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 г., а также Ме-ждународная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая ре-золюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г. уже в пер-вых абзацах преамбул констатируют факт того, что "государства-члены ООН торжественно подтверждают, что они безоговорочно осуждают как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дру-жественные отношения между государствами и народами, и угрожают террито-риальной целостности и безопасности государств".
В резолюции 1269 Совета Безопасности ООН, принятой 19 октября 1999 г. после специальных дебатов о международном терроризме, организованных Российской Федерацией, уже в более жесткой форме, недвусмысленно утвер-ждается необходимость сотрудничества всех стран, лишение и подавление на своих территориях всеми законными средствами подготовку и финансирование терроризма, не предоставление убежища лицам, виновным в террористическом насилии независимо от мотивов, во всех их формах ипроявлениях, где и кто бы их не совершал.[21]
Анализ дальнейшей практики деятельности ООН по борьбе с террориз-мом свидетельствует об ужесточении рассматриваемой позиции после трагиче-ских событий, произошедших в США 11 сентября 2001 года, которые расцене-ны ООН как вызов всем государствам и всему человечеству. Так в своих резо-люциях (1368 от 12 сентября 2001 года; 1373 от 28 сентября 2001 года; 1377 от 12 ноября 2001 года; 1438, принятая Советом Безопасности ООН на его 4624-м заседании 14 октября 2002 года; 1440, принятая Советом Безопасности ООН на его 4632-м заседании 24 октября 2002 года; 1450, принятая Советом Безопасно-сти ООН на его 4667-м заседании 13 декабря 2002 года; 1456, принятая Сове-том Безопасности ООН на его 4688-м заседании 20 января 2003 года; 1465, принятая Советом Безопасности ООН на его 4706-м заседании 13 февраля 2003 года) ООН заявляет и подтверждает своё недвусмысленное осуждение всех ак-тов, методов и практики терроризма как преступных и не подлежащих оправ-данию, независимо от их мотивов, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. Впервые Совет Безопасности ООН, до принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом, продемонстрировал своё принципиальное осуждение политического терроризма.
Примечательно, что в этих многосторонних международно-правовых до-кументах, регламентирующих борьбу с терроризмом, ясно и недвусмысленно указывается на связь этого явления с угрозами территориальной целостности, к каковым наряду с прямой агрессией относится и сепаратизм. Практически это означает конвенциальное, то есть признанное международным правом на уни-версальном уровне, подтверждение взаимозависимости террористической и се-паратистской деятельности.
5. Источник угроз национальным интересам
Как отмечалось ранее, к источникам угроз национальным интересам мно-гих государств-участников СНГ, а в некоторых ситуациях и безопасности Рос-сии, можно отнести кризисные ситуации и вооруженные конфликты на терри-тории стран ближнего зарубежья и государств сопредельных регионов. К ним же следует относить попытки вмешательства различных сил из стран ближнего и дальнего зарубежья или с их территории во внутренние дела государств СНГ путем поощрения и поддержки, действующих на их территории сил агрессив-ного сепаратизма и национализма, а также явно террористических группировок через механизмы политического и экономического лоббирования чужих инте-ресов, искусственной инициации национальных проблем и др. Но все же следу-ет остановиться на других внешних угрозах, возникших вследствие распада бывшего СССР. Сегодня некоторые из этих угроз, которые классифицируются как региональные, уже реализуются в форме региональных вооруженных кон-фликтов и разномасштабных террористических акций на постсоветском про-странстве. Безусловно, что внешние угрозы национальным интересам и безо-пасности государств СНГ, произрастающие на региональной геополитической почве, вызваны теми новыми процессами, событиями и явлениями, которые возникли и развивались на постсоветском пространстве после распада бывшего СССР, в ходе формирования новых независимых государств и их последующе-го развития в 1992-2000 годах. Непринятие решительных мер в рамках госу-дарств-участников СНГ по пресечению конфликтов, по подавлению любых террористических выпадов, будь это на уровне внутригосударственного терро-ризма, международного терроризма или политики государственного террориз-ма, будет поощрять процессы продолжающегося отхода правящих элит ряда стран ближнего зарубежья от участия в системе СНГ и усиления их переориен-тации на развитие связей и стратегического сотрудничества с другими государ-ствами. На этой почве, как показывает жизнь, нередко возникают острые кон-фликтные ситуации. Поэтому борьба с терроризмом в своей реалии является первостепенной задачей, стоящей перед государствами-участниками СНГ. Свое отношение к проблеме борьбы с терроризмом национального толка, в основе которой лежит агрессивный сепаратизм, неоднократно выражало и высшее ру-ководство стран СНГ, в том числе и посредством принятия соответствующих документов в рамках многостороннего сотрудничества. Так, соответственно 15 апреля 1994 г. в Москве и 10 февраля 1995 г. вАлма-Аты главами государств-участников Содружества были подписаны, за исключением Республики Арме-ния, "Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств-участников Содружества независимых госу-дарств" и "Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве независимых государств". По этим документам государства Содружества взяли на себя обязательства по "обеспечению выполнения в своих взаимоотношениях принципов суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ", "отказу от противоправных территориальных приобретений и от лю-бых действий, направленных на расчленение чужой территории", "пресечению в соответствии со своим национальным законодательством создания и деятель-ности на своих территориях организаций, групп или отдельных лиц, направ-ленных против независимости, территориальной целостности и неприкосно-венности границ, ... любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма".
Лидеры стран СНГ заявили, что руководимые ими государства обязуются "не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы, если таковые возникнут, не уста-навливать с ними политических, экономических и других связей; не допускать использования ими территорий и коммуникаций государств-участников Со-дружества; не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой по-мощи".
6. Программа государств-участников Содружества Независимых Госу-дарств
по борьбе с международным терроризмом
Одним из самых серьезных актов по взаимодействию в антитеррористи-ческой деятельности явилось принятие программы государств-участников Со-дружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. В связи с истече-нием рассматриваемого срока представляется необходимым проанализировать основные положения и высказать ряд предложений, направленных на совер-шенствование сотрудничества в борьбе с терроризмом. Это имеет прямое от-ношение и к государствам Южного Кавказа, так как они все являются участни-ками государств СНГ. Программа разработана во исполнение Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года "О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульско-го саммита ОБСЕ" в целях осуществления сотрудничества в вопросах преду-преждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
Программа имеет целью координировать усилия государств-участников СНГ, направленные на противодействие терроризму и иным проявлениям экс-тремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной программы совме-стных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года, утвержден-ной Советом глав государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года.
Программа предусматривает проведение согласованных мероприятий, направленных на выполнение международных конвенций по борьбе с терро-ризмом и экстремизмом. Так, весьма существенным аспектом с учетом про-зрачности границ государств СНГ является: организация и проведение межго-сударственного розыска и задержания скрывающихся лиц, причастных к терро-ристической и иной экстремистской деятельности; пресечение деятельности террористических групп и организаций, а также перекрытие каналов поступле-ния им финансовой, военно-технической и иной помощи; выявление баз, тре-нировочных лагерей, мест лечения и отдыха террористов; перекрытие маршру-тов передвижения на территории государств-участников СНГ террористиче-ских групп и причастных к ним лиц; пресечение на своей территории подготов-ки к совершению террористических актов на территориях других государств-участников СНГ.
Мировая практика борьбы с терроризмом свидетельствует, что террори-сты с целью того, чтобы добиться выполнения правительствами своих стран политических требований, посягают на самые уязвимые объекты, способные вызвать катастрофу в межгосударственном масштабе.
В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию защиты объектов, представляющих по-вышенную техногенную или экологическую опасность.
Террористические нападения с применением взрывных или иных смерто-носных устройств приобретают все более широкие масштабы, что вызывает серьезную озабоченность всего международного сообщества. Программа пре-дусматривает разработку, создание и модернизацию технических средств обна-ружения взрывчатых веществ (в том числе маркированных) и оружия.
Успешная борьба с терроризмом невозможна без информационно-аналитического обеспечения. Анализ терроризма в странах СНГ показывает, что, как правило, в них присутствует иностранный элемент. В связи с этим спе-цифика их проявления требует обязательного создания банка данных о между-народных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах и лицах, причастных к ним, о состояниях, динамике и тенденциях распростра-нения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма в госу-дарствах-участниках СНГ и других государствах, о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. С этой целью программа предусматривает интенсификацию обмена оперативной информацией, в том числе с использованием базы данных Антитеррористиче-ского центра государств-участников СНГ, касающихся фактов, способов и ме-тодов совершения террористических актов; лиц и групп, причастных к деятель-ности террористических, экстремистских организаций и незаконных вооружен-ных формирований, а также осуществляющих вербовку, использование, финан-сирование и обучение наемников; незаконного перемещения сильнодействую-щих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых устройств, огне-стрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, ко-торые могут быть использованы при его создании.
Программой предусмотрено осуществить совместные научные исследо-вания актуальных проблем борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма и обеспечить обмен основными результатами науч-но-исследовательских работ в этой области, в том числе: провести научно-практическую конференцию по проблемам борьбы с международным терро-ризмом и иными проявлениями экстремизма; подготовить к изданию словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; рассмотреть вопрос об издании информа-ционного бюллетеня по проблемам борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Программой рекомендуется подготовка методических пособий для со-трудников правоохранительных органов и спецслужб государств-участников СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера. Как нам представляется, ученые стран СНГ должны сконцентрировать свое внимание на конкретных формах и видах тер-рористического проявления, и с учетом этого провести вышеуказанные иссле-дования. Существенной проблемой, подлежащей разработке, должна работ вы-работка рекомендаций по ведению переговоров на предмет освобождения за-ложников, методов оперативного упреждения терроризма, в организации взаи-модействия различных служб, в том числе армейских подразделений и следст-венных органов при проведении антитеррористических операций и т.д.
Программой рекомендовано: изучать и осваивать мировой опыт борьбы с терроризмом; обобщать материалы о террористических актах и диверсиях в го-сударствах-участниках СНГ, проводимых в них антитеррористических опера-циях, разрабатывать рекомендации правоохранительным органам и спецслуж-бам государств-участников СНГ; организовать обучение специалистов и инст-рукторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом; осуществлять обмен учебно-методическими материалами по подготовке и повышению ква-лификации кадров подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом.
С этой целью, как нам представляется, явилось бы целесообразным в од-ном из государств СНГ организовать Научный центр по подготовке специали-стов в борьбе с терроризмом. Центр наряду с обучением мог бы проводить ра-боты по проведению повышения квалификации кадров. В Центре могли бы принять участие ученые, специализирующиеся по различным аспектам борьбы с терроризмом. Немаловажное значение в программе уделено вниманию разра-ботке комплекса мероприятий: по активизации участия общественности и средств массовой информации в предотвращении пропаганды терроризма и иных проявлений экстремизма, широкому освещению мер противодействия террористической и иной экстремистской деятельности компетентных органов в данной сфере; по обеспечению скоординированного противодействия и изго-товлению и распространению материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости в средствах массовой информации на рынке кино - и видеопродук-ции и информационной сети Интернет и т.д.
Крупным достижением лидеров государств СНГ стали межведомствен-ные соглашения (Министерства внутренних дел, соответствующих органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ) в борьбе про-тив террористической, сепаратистской и иной экстремистской деятельности. В этих соглашениях, в отличие от государств дальнего зарубежья, недвусмыслен-но впервые даны разъяснения терминам не только "террористической деятель-ности".
Заключение
Объективно терроризм представляет собой сложное, многомерное явле-ние, посягающее на различные охраняемые законом блага, общественные уста-новления, различными способами, что, естественно, вызывает трудности в вы-работке его общего понятия и отличительных признаков, причин и условий, способствующих совершению этого преступления. При проведении исследова-ний терроризма неизбежно возникают трудности следующего характера. Во-первых, терроризм как явление исследовался в различных аспектах - философ-ском, политическом, историческом, психологическом, правовом, публицисти-ческом и т.д., и все исследователи (историки, политологи, психологи, журнали-сты и т.д.) рассматривали это явление со своей точки зрения, давая понятию "терроризм" собственную интерпретацию; но поскольку этим явлением зани-мались не только и не столько юристы, то в литературе стало господствовать не правовое, а обыденное понимание этого явления.[22]
Первое направление связано с исследованием терроризма как междуна-родно-правовой категории политического характера. В силу известных причин оно было господствующим в нашей правовой литературе вплоть до начала 90-х годов. Наиболее заметные разработки в этом направлении были сделаны в на-учных трудах Н.С. Бегловой, И.П. Блищенко, В.И. Блищенко, Т.С. Бояр-Созонович, Л.Н. Галенской, Н.В. Жданова, И.И. Карпеца, Е.Г. Ляхова, Л.А. Моджорян, Ю.А. Решетова и других ученых.
В то же время последние годы отмечены появлением научных исследова-ний другого направления, которые рассматривают проблему терроризма сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций, что, безусловно, непо-средственно связано с принятием соответствующих статей в уголовных кодек-сах различных государств и специальных законов, регулирующих антитеррори-стическую деятельность. Наиболее обстоятельные разработки в этом направле-нии осуществлены в научных работах Ю.М. Антоняна, Т.А. Боголюбовой, С.С. Босхолова, М.П. Киреева, В.С. Комиссарова, В.А. Липкана, Н.Д. Литвинова, В.В. Лунеева, В.В. Мальцева, Г.А. Миньковского, С.М. Мохончука, А.В. Нау-мова, В.Е. Петрищева, В.П. Ревина, К.Н. Салимова, О.Ф. Шишова и многих других исследователей. Опубликовано не только много научных статей, но и ряд монографий, а также осуществлены защиты кандидатских и докторских диссертаций.[23]
Между тем, как было отмечено ранее, эти исследования явно недостаточ-ны для охвата столь обширной проблемы, ее научного осмысления и выработки конкретных рекомендаций по различным направлениям борьбы с терроризмом.
Так, терроризм - это совершение взрывов, поджогов и иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имуществен-ного ущерба, либо наступление иных тяжких последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения насе-ления, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти в со-ответствии с требованиями виновного, а также угрозы совершения указанных действий.
"Сепаратистская деятельность" определяется как противоправные дейст-вия, направленные на отделение той или иной части государства и создание но-вого государственного образования или на предоставление части страны опре-деленного рода автономии по национальному, языковому или религиозному принципу.
"Экстремистская деятельность" - преступная деятельность различных ор-ганизаций, групп, осуществляемая под религиозным, этническим и политиче-ским прикрытием и направленная на: насильственное изменение конституци-онного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности госу-дарства; насильственный захват власти; разжигание расовой, национальной или религиозной вражды; иное применение насилия для достижения политических целей.
Тем самым, была дана терминологическая ясность и четкость в правовом определении сепаратизма и экстремизма как элементов терроризма, что способ-ствовало принятию эффективных мер по пресечению и предупреждению лю-бых форм терроризма, которые затрагивают всех государств-участников СНГ в целом (кроме Республики Армения, не подписавшейся в рассматриваемых до-кументах по борьбе с терроризмом и по их искоренению).
Перечень юридических документов, свидетельствующих о международ-но-правовой обоснованности использования терминов "терроризм" и "сепара-тизм" во взаимозависимом контексте может быть продолжен. Но самым важ-ным аргументом является ухудшение ситуации в тех регионах СНГ, где сепара-тистская деятельность составляет мотивационную основу террора. Изменились формы осуществления "террористической эрозии" государства: этнический се-паратизм дополнился религиозным экстремизмом. Так, например, согласно данным ФБР, столица Азербайджана находится в "зоне интересов" Усамы бен Ладена. Так, например, именно из Баку во время подготовки взрывов посольств США в Африке звонили соратникам бен Ладена в Афганистан и Кению, от-правляли факс с предупреждением о взрыве в Лондон и т.д. Сообщает газета The East African со ссылкой на материалы суда, последние 10 лет организация бен Ладена конспиративно действовала на территории США. Но, как отмечает-ся, главное "оперативное присутствие" "Аль-Кайда" осуществляла в Чечне и Азербайджане. Цель "Аль-Кайда" - создание мирового исламского государства. Она работает с союзническими исламскими экстремистскими группами по свержению режимов, которые считает "неисламскими" и удалению западных граждан из мусульманских стран.[24]
Военной коллегией Верховного Суда Азербайджанской Республики было завершено разбирательство уголовного дела в отношении представителей экс-тремистской религиозной группировки "Джейшуллах" ("Армия Бога"). Всего 11 осужденных активных участников группировки, обвиняемых в целом букете злодеяний - бандитизме, терроризме, убийствах, разбоях, незаконном хранении огнестрельного оружия, попытке угона воздушного судна. Религиозная органи-зация "Джейшуллах" незаконно действовала на территории Азербайджана с 1996 года. Судом было установлено, что члены группы пытались организовать теракт в бакинском представительстве "Международного общества сознания Кришны" в ночь с 8 на 9 мая 1997 года.Ими было совершено вооруженное на-падение на бакинское представительство Европейского банка реконструкции и развития 8 декабря 1998 года и зверское убийство экстрасенса Этибара Эркина и членов его семьи 14 января 1999 года. Члены "Джейшуллах" вынашивали планы осуществления теракта на территории посольства США в Баку. Все уча-стники "Джейшуллах" проходили боевую подготовку в лагерях международ-ных террористических организаций дальнего зарубежья.[25]
Серьезную угрозу государственности Азербайджана и России представ-ляет распространение ваххабизма, которое пропагандирует возврат к истокам ислама. Для достижения своих целей члены этого течения используют насиль-ственные методы террористической направленности. Именно как форму право-вой самозащиты мусульман Дагестана от ваххабизма необходимо рассматри-вать вступивший в силу в конце сентября 1999 г. Закон Республики Дагестан "О запрещении ваххабистской и иной экстремистской деятельности на терри-тории Республики Дагестан".[26]
Судебно-следственная практика Азербайджана последних лет свидетель-ствует, что нередко разжигание межнациональной розни осуществляется уже вкупе с инициированием конфликтов на религиозной основе. Изменились и ме-тоды этой деятельности - от локальных этнических конфликтов и отдельных террористических акций до тотальной борьбы на территории ряда стран, пер-манентной террористической активности.
Практика показывает, что террористические, сепаратистские и экстреми-стские организации хорошо взаимодействуют друг с другом. Причем не только по направлениям "основной деятельности", но и через такие виды организован-ной преступности, как контрабанда оружия и наркотических веществ, создание незаконных вооруженных формирований, легализация доходов от преступной деятельности и другие.
Терроризм является не единственным проявлением сепаратизма, который может быть выражен и прямой военной агрессией, и этническими чистками, и политикой "выжженной земли". Но именно терроризм является самой одиозной формой реализации агрессивных замыслов сепаратистов: он направлен против мирного населения, проживающего за сотни километров от линии фронта.
Так, например, взрыв электропоезда на одной из станций метро 19 марта 1994 года, в результате которого погибло 14 и ранено 42 человека, был испол-нен членами террористической сепаратистской организации "Садвал". Боевики этой организации прошли специальную подготовку на базах спецслужб в дру-гом государстве, которые профинансировали и обеспечили террористический акт необходимыми взрывчатыми материалами и техническими средствами. Министерством национальной безопасности Азербайджана установлено 43 ор-ганизатора и исполнителя этого преступления, из них 30 были привлечены к уголовной ответственности, в отношении лиц, скрывающихся за пределами страны, розыскные меры продолжаются.[27]
Безусловно, как было отмечено выше, реализация столь масштабной Про-граммы государств-участников Содружества Независимых Государств по борь-бе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на-правлена на активизацию взаимодействия спецслужб государств СНГ и должна основываться на прочном правовом фундаменте международного сотрудниче-ства спецслужб, как на базе двустороннего, так и многостороннего.
Однако изучение и обобщение международной практики борьбы с терро-ризмом, в том числе ряда стран Содружества Независимых Государств показы-вает, что кроме программы должна быть еще выработана и определенная пози-ция в борьбе с терроризмом. Как нам представляется, она должна быть основа-на на следующих принципах сотрудничества: во-первых, это отказ от политики "двойных стандартов" в отношении к терроризму, экстремизму и сепаратизму применительно к интересам своей страны и иностранных государств. Нельзя эффективно бороться с этими явлениями на собственной территории, не реаги-руя (а иногда и поддерживая) на аналогичные процессы в соседних государст-вах; во-вторых, это применение принципа "всюду и всегда", что означает при-нятие каждой стороной обязательств по розыску, обнаружению и наказанию (выдаче) преступников независимо от их времени и места нахождения; в-третьих, осуществление согласованных санкций в отношении тех спецслужб, которые в той или иной форме поддерживают террористическую, экстремист-скую и сепаратистскую деятельность; в-четвертых, принятие всех исчерпы-вающих мер по предупреждению и пресечению возможностей использования третьими силами территории одного государства для террористической дея-тельности в отношении другого; и, наконец, в-пятых, это отказ от использова-ния информации, полученной в результате сотрудничества спецслужб в данном направлении, в качестве компонента так называемых "грязных" политических технологий. С этой целью, как нам представляется, необходимо:
1. Разработать и утвердить концепцию национальной безопасности госу-дарств-участников СНГ. В этой концепции должна найти свое отражение про-блема обеспечения национальной безопасности каждого суверенного государ-ства СНГ в контексте межнациональной безопасности всего содружества неза-висимых государств, где борьба с терроризмом должна работ одним из приори-тетных направлений деятельности государств СНГ.
2. Разработать проект соглашения "О неконтролируемых территориях в составе границ независимых суверенных государств", где изложить предпри-нимаемые санкции в отношение "самообразований", т.к. не секрет, что все эти самообразования имеют незаконные вооруженные формирования, широкий доступ к приобретению оружия, где не исключены и ядерные компоненты, и биологическое вооружение и т.д. Одновременно от имени государств-участников СНГ представить на рассмотрение и утверждение в ООН указанный проект в качестве "Конвенции о неконтролируемых территориях в составе гра-ниц суверенных государств".
3. Незамедлительно приступить к разработке проекта статуса автономии или другого национального образования в составе суверенного государства, где были бы изложены с учетом мировой практики основные положения правового статуса национальных образований с предоставлением им самого высокого правового статуса. Этот проект можно было бы использовать для выработки применяемых соглашений в урегулировании конфликтов.
4. Разработать проект программы по экономическому возрождению на-циональных образований в составе суверенных государств (имевших воору-женные конфликты), предусмотрев особый перечень льгот, направленных на быстрейшее возрождение экономики этих территорий. Лоббировать через меж-дународные финансовые структуры, донорские организации разработку специ-альной методики кредитования и т.п.
5. Разработать проект международной конвенции "О статусе междуна-родных миротворческих сил и ее организаций" в целях поддержания стабиль-ности в конфликтных регионах.
6. Самое главное - заключить всеобъемлющий договор о межгосударст-венном взаимопризнании в случае наличия террористического движения (тер-рористическая организация, район действия, цель, дислокация и т.д.). Этот до-говор должен распространяться не только в рамках границ государств-участников СНГ, но и на территории государств, подверженных терроризму се-паратистского или экстремистского толка.
7. Разработать проект международной Конвенции о недопустимости ис-пользования международным сообществом трагического прошлого народов - воин, межнациональных столкновений, иных конфликтов - в формировании межгосударственных взаимоотношений.
Безусловно, перечень предложений можно было бы продолжить. Однако ясно одно: мировая практика борьбы с терроризмом в своей основе должна строиться не только на подавлении террористического насилия, но и противо-поставлении идеям ее лидеров о всеобщем рае реальной возможности увидеть этот рай и ощутить на себе. Нами представлены на Ваше рассмотрение общие направления борьбы с терроризмом.
Мы уверены, что только приверженность государств Южного Кавказа, как и других государств СНГ, точному и беспрекословному соблюдению ука-занных принципов, реально будет способствовать достижению главной цели - ликвидации терроризма.[28]
[1]См.: Бурнашев Р. "Конфликтная стратегия" России в Центральной Азии. Журнал "Центральная Азия: политика и экономика", №2(4), февраль 2001, сс. 18-21.
[2]См.: Силасте Г.Г. Русские в ближнем зарубежье.// Социологические исследования. 1992, №12, сс. 111-112; Оников Л. "Русский вопрос" как эхо на-циональной политики.// Российская газета. 25 августа 1995 года.
[3] Бурджанидзе Н. Абхазия - главный камень преткновения в грузино-российских отношениях. Независимая газета. 4 декабря 2001 г., с. 2.
[4] Данные статистики представлены из официально представленного от-чета Государственной комиссии Азербайджанской Республики по пленным и заложникам
[5] Терроризм - проявление агрессивного сепаратизма". Зеркало, №99, 30 мая 2001 года, с.5.
[6]См.: Op. Cit. S. 169.
[7]См.: Dobson Ch. and Payne R. The Weapoon of Terror. London, 1979, p. 176.
[8]См.: Алиев Н. Сепаратисты делают еще один шаг. Газета "Эхо", 7 ию-ля 2001 г., сс. 1-2.
[9]Салимов К.Н. "Современные проблемы терроризма". М., 2000 г., сс. 8-16.
[10]См.: Wardlaw G. Op. cit., p. 1.
[11]См.: Ващенко Ю.В. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом. // В сб. "Преступность и законодательство". М., 1997, с. 377.
[12]См.: Ващенко Ю.В. Указ соч., с. 378.
[13]См.: Dobson Ch. and Payne R. Op. cit., p. 185.
[14]См.: The New Terrorism./ Ed. By W. Gutteridg, London, 1986.
[15]См.: Эрик Давид. Принципы права вооруженных конфликтов. Курс лекций юридического факультета открытого Брюссельского Университета. М., 2000, с. 142.
[16]См.: Моджарян Л.А. Терроризм и национально-освободительное дви-жение. Государство и право, 1998, №3, с.82.
[17] International Court ofJustise Report of 1986, p.554.
[18] Конституционный Суд РФ. Постановления и определения, 1992-1996 - М.- Юрид.лит, 1997,сс.530-532.
[19]Конституционный Суд РФ. Постановления и определения, 1992-1996 - М.- Юрид.лит, 1997, сс.612-613.
[20] См.: Сборник международных договоров по правам человека.\ Уни-версальные договоры. Том 1 (часть первая). ООН, 1994, cc. 63-64.
[21]См.: ERF 402 10/22/1999.
[22]Емельянов В.П. Уголовная ответственность за терроризм и преступ-ления с признаками терроризирования. Автор. диссерт. на соиск. ученой степе-ни доктора юридических наук. М., 2000 г., сс. 2-5.
[23]Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. Автор диссерт. на соиск. ученой степени доктора юридических наук. М., 2000 г.
[24]См.: Бен Ладен бежал из Афганистана. Газ. "Эхо", 25 августа 2001 г., с.2.
[25]См.: М. Багиров. Начался суд над активистами "Джейшуллах". Газ. "Зеркало", 2 сентября 2000 г., с. 2.
[26]См.: Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе. Общественно-политический журнал "Центральная Азия и Кавказ". Изд-во ИАЦ "Central Asia and Caucasus" (Швеция) №2(8) 2000 г., с. 126; Халледдин Р., Оруджев Р. Вахха-бизм на севере Азербайджана. Газ. "Эхо" 7 августа 2001 г., с. 1.
[27]См.: Газ. "Зеркало", 30 мая 2001 года, с. 5.
[28] См.: Газ. "Зеркало", 30 мая 2001 года, с. 5
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Проверить тИЦ и PR