Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Диктанты, изложения, используемых при коррекции письменной речи

Диктанты, изложения, используемых при коррекции письменной речи

ЕГЭ - Преподавание
Диктанты, изложения, используемых при коррекции письменной речи
Работа над диктантами.
При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов с обучающей  целью.
1)  Зрительный предупредительный диктант.
Предлагаемый текст пишется на доске. «Ошибкоопасные» места выделяются цвет¬ным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а за¬тем стирается.
 Дети по памяти или под диктовку логопеда пи¬шут его в тетради.
2)   Слуховой предупредительный диктант.
 Текст слухового диктан¬та читается сначала целиком, а затем отдельными предложе¬ниями.
В каждом предложении учащиеся находят слова с опре¬деленной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3)   Объяснительный диктант.
Сущность объяснительного диктан¬та заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает во¬просы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4)  Выборочный диктант.
Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов опре¬деленной грамматической категории или слов с соответствую¬щей орфограммой.
Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть:
 а) предупредительным,
 б) объяснительным,
 в) контрольным.
5)   Творческие диктанты
представляют собой такой вид упражне¬ний, при котором ученики вставляют или заменяют определен¬ные слова в предложенном тексте другими, близкими по зна¬чению грамматическими категориями.
а) Предупредительный творческий диктант.
 Во время предупре¬дительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «ошибкоопасные» слова.
6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний.
 Твор¬ческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.
в)  Объяснительный творческий диктант.
 При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, встав¬ляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, пра¬вильно ли оно написано.
г) Творческий диктант по опорным словам.
Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматичес¬кой категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на са¬мостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, ли¬стья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связ¬ного текста на тему «Осень».
«Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».
д) Творческий диктант с использованием серии предметных кар¬тинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены от¬дельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети впи¬сывают их в предложения, используя предметные картинки.
е)  Творческий диктант с заменой.
Задача данного диктанта сво¬дится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосо¬четания или слова одной грамматической категории заменяются сло¬нами или словосочетаниями другой грамматической категории.
Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал пе¬чальным.
6)  Диктант «Проверяю себя».
Отличительной особенностью это¬го диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написани¬ем слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, что¬бы ответ на этот вопрос дал один из детей.
7)  Диктант-молчанка по картинкам.
Проводится следующим об¬разом: логопед молча показывает серию предметных карти¬нок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают сло¬ва, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
 8)   Выборочный диктант-молчанка по картинкам.
 Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выби¬рают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, со¬держащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.);
 записать в первый столбик слова, содержа¬щие сочетание жи, во второй — ши и т. д.
9)  Устный диктант по картинкам.
 Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограм¬мами. На каждую показанную логопедом картинку дети под¬нимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Напри¬мер, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.
10) Устный диктант.
Проводится с использованием индивидуаль¬ных карточек учащихся, на которых написаны разные орфог¬раммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каж¬дое продиктованное логопедом слово ученик поднимает кар¬точку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
11) Проверочный или контрольный диктант.
 Предлагается на диаг¬ностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предло¬жениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное.
 Работа с деформированным текстом
Работу с деформированным текстом можно проводить с опорой или без опоры на наглядность.
Вариант 1.
Составление рассказа из деформированных предложений.
Предложения в беспорядке выставлены на доске. Учащиеся смот¬рят на них, после чего логопед задает вопросы, которые помогут в составлении рассказа: «С какого предложения надо начать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поставить первым? Ка¬кое из двух предложений надо поставить раньше? Почему?»
Ученики, пользуясь вопросами логопеда, располагают предложе¬ния в нужном порядке. По окончании восстановления правильной последовательности лучшие ученики читают полученный рассказ.
 Вариант 2.
Работа с деформированным предложением.
Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где на¬писаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если предложение составлено удачно, то учащийся записывает его на дос¬ке, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради.
Анализ художественных произведений.
Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и пись¬менную речь, если он систематически не знакомится с произведени¬ями художественной литературы. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи.
В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений, пересказ прочитан¬ного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное  с помощью логопеда.
 Изложение
    Большая роль в системе работы, направленной на коррекцию и развитие письменной речи, принадлежит изложениям. Изложения способствуют формированию произвольного внимания, слухоречевой памяти и слухового восприятия. Постепенно у учащихся обо¬гащается словарный запас, появляются навыки связной речи.
   Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полными и краткими. Они строятся в виде вопро¬сительных, повествовательных и назывных предложений. На самых начальных этапах работы над изложением логопед предлагает уче¬никам готовый план. В дальнейшем учащиеся уже сами должны со¬ставлять план — с данным видом работы они уже познакомились на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Работа над пла¬ном может проводиться в следующем порядке:
1)  Деление текста на части: вначале под руководством логопеда, а затем самостоятельно. (Логопед может также предложить план, пункты которого не совпадают с последовательностью развития событий в тексте).
2)  Подбираются заголовки к каждой части. На каждый вопрос плана находится ответ.
3)  Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.
4)  К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков.
5)  Работа над заглавием текста.
К текстам, содержащим описание времени года, можно дать зада¬ние составить графический рисунок. Эти картинки, раскрашенные цветными карандашами, затем сравниваются друг с другом, что по¬зволяет упражнять детей в описаниях-сравнениях.
Особое внимание во время работы над изложением должно быть уделено словарной работе.
Работа с авторскими словами
 Школьникам, которые успешно справляются с заданиями и уп¬ражнениями, после работы над словообразованием, можно предложить работу с индивидуально-авторскими словами.
Знакомство с содержащими их художественными текстами обо¬гащает представления учащихся об эстетических функциях языко¬вых средств (в данном случае — словообразовательных). Выполне¬ние такого вида заданий способствует решению обучающих проблем, связанных с активизацией морфемного канала восприятия. Учены¬ми установлено, что этот канал включается в нестандартной речевой ситуации, в которой требуется понять незнакомое слово, опираясь на его морфемное строение. Поэтому в обучении необходимо уде¬лять повышенное внимание к структурно-семантическому анализу слова. Особенно это касается восприятия неологизмов, индивидуаль¬но-авторских слов, редко употребляющейся лексики и искусственно
созданных слов. При выполнении подобных заданий развиваются способности многоаспектного анализа слов на основе словообразо¬вательной модели.
При работе с текстами, содержащими индивидуально-авторские слова, логопед использует следующие вопросы и задания:
«Прочитай отрывок из произведения. Найди в нем новые слова, придуманные автором. Из каких слов они состоят? От каких слов они образованы? Объясни их значение. С какой целью, как тебе кажется, автор использовал именно эти, придуманные слова?» и т. п.
Подобный вид работы можно взять на вооружение и использо¬вать тексты, в которых заключены слова, придуманные современны¬ми авторами, в рамках других коррекционных тем. Такие задания де¬лают занятия нетрадиционными, веселыми. Они дают детям возможность поиграть и отвлечься от привычных стереотипов коррекционной работы.
 Работа с загадками, скороговорками, пословицами
Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать вместе с ним художествен¬ную литературу, которая воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам. Преследуя эти цели, специалисты и родители могут пред¬ложить школьникам заучивать наиболее понравившиеся стихотво¬рения, отгадывать загадки, произносить скороговорки. Можно пред¬ложить детям вместе поразмышлять над смыслом пословиц, понаблюдать за природными изменениями, которые описываются в народных приметах.
Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются деть¬ми только тогда, когда их содержание отражает близкие школьни¬кам явления, такие как: «Мороз невелик, да стоять не велит» или «Береги нос в большой мороз». Поэтому во время наблюдений на прогулках можно использовать народные приметы, в которых хо¬рошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, например: «Дым столбом — к морозу», «Ласточки летают низко — перед дождем».
Различные виды заданий можно включить в подвижные игры в помещении и на улице.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR