Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина"

Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина"

ЕГЭ - Преподавание

Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина"

Эпиграф к уроку:

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.
А.В.Луначарский

Цель урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность и в наши дни.

Оформление: Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, выставка изданий произведений писателя, на доске эпиграф.

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать сказки “Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.

2. Подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”, объяснить смысл названия сказки “Премудрый пискарь”.

3. Выделить в сказке “Дикий помещик” сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы и поговорки.

4. Выделить в сказке “Вяленая вобла” 1–2 приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы.

2. Давайте подумаем, что мы уже знаем о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)

3. На основе ответов составляем таблицу ЗХУ, которую заполняем на протяжении всего урока. (Первые две колонки заполняются сразу)

Что уже знаем

Что хотим знать

Что мы узнали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Вступительное слово учителя.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

5. Работа над литературными терминами.

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

6. Работа над сказками проводится по рядам.

Первый ряд работает над сказкой “Вяленая вобла” 1884 год. Раскрыть следующие вопросы:

– История создания

(Сказка была написана для февральского журнала “Отечественные записки”, 1884 г., но изъята по требованию цензуры. Писатель трижды пытался напечатать сказку в России, но безуспешно. И лишь в 1906 году удалось ее напечатать в смягченной редакции под заглавие “Мала рыбка, а лучше большого таракана”)

– Краткий пересказ.

– Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?

(Умна, что вовремя провялили, лишили чувств, мыслей, совести. “Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!)

– Какие пороки современности высмеивает сатирик в этой сказке? (Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.)

Второй ряд работает над сказкой “Дикий помещик” 1869 год. Раскрыть следующие вопросы:

– Краткий пересказ.

– Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками?

(Типичные сказочные зачины: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...”; характерные для народной речи обороты: “думал-думал”, “сказано-сделано”; постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”; троекратные повторения, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат; сказочные персонажи – Медведь Михаило Иванович)

– Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?

(Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.)

– Выписать из текста сказки примеры: иронии, гиперболы, гротеска.

Третий ряд работает над сказкой “Премудрый пискарь”, 1883 год.

Раскрыть следующие вопросы:

– История создания.

(Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).

– Краткий пересказ.

– Как вы понимаете смысл заглавия сказки “Премудрый пискарь”?

(Премудрый – синонимы умный, рассудительный. Смысл, который вкладывает писатель в слово “премудрый”, бесспорно, ироничный. Учитель знакомит ребят с понятием “анафриз” – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.)

– Какова жизненная позиция пескаря? Над какими пороками размышляет автор?

(Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека? Премудрый пескарь стал олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести)

7. Сообщения учащихся по данным вопросам.

8. Работа с таблицей.

– Узнали ли вы то, что хотели узнать? (Отвечая на этот вопрос, учащиеся комментируют записи таблицы.)

9. В заключение делаем вывод и записываем его в тетрадь.

Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

10. Заключительное слово учителя.

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Уже кажется ничего не может вывести из нашей жизни ни премудрого пескаря, ни вяленой воблы, ни медведя на воеводстве и т.д. Так кто же эти герои? Часть нашей русской судьбы или все-таки явление временное. Поразмышляйте об этом и напишите дома сочинение-эссе “О существовании героев Салтыкова-Щедрина в наше время” или сочинение на тему: “Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина”.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR