Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Конспект урока по русскому языку. День науки

Конспект урока по русскому языку. День науки

ЕГЭ - Преподавание

< strong>Конспект урока по русскому языку. День науки

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях
развитие умения графически обозначать орфограмму на письме;
познакомить с устаревшими словами, фразеологизмами и значениями некоторых из них.
Оборудование: проектор, выставка словарей (устаревших слов, толковый, фразеологический, словообразовательный), рабочие тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
I. Орг.нач.урока.
II. Языковая разминка.
- Прочитайте предложение (на доске).
- Спишите предложение, исправляя ошибки.
Катюша кивнула и принялась писать Давайте не будим ссориться! Лучше помиремся!
- Какие ошибки допустила Катюша?
- Почему в словах не будем и помиримся Катя допустила ошибки? Как называется эта орфограмма?
- Определите спряжение. Как нужно действовать?
III. Формулировка темы урока.
- Сформулируйте тему урока.
IV. Сообщение темы, цели урока.
V. Закрепление. Знакомство фразеологизмами.
- В русском языке есть слова и выражения, которые мы редко произносим, но они встречаются в нашей речи. Это фразеологизмы и устаревшие слова. С некоторыми мы познакомимся на уроке.
А) - Прочитайте фразу (на проекторе):
«Воды не замутит»
- Как вы понимаете эту фразу? Что значит «воды не замутит»? Кто-нибудь знает как она (фраза) называется? (Предположения детей).
- Ребята, это фразеологизм. Сравните ваши предположения. (Показ на проекторе значения данного фразеологизма)
«Воды не замутит» - очень смирный, кроткий, покорный. Сравните: мухи не обидит.
Далее на проекторе даны два примера с данным фразеологизмом:
1. Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, воду не замут_т!
(Некрасов «Зелёный шум»)
2. Это моя-то Тасенька – преступница? Она и воды не замут_т, такая тихая, покорная.
• Задание: спиши одно предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение.
Б) - Прочитайте следующий фразеологизм.
«НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ»
(Успешно справиться с чем-либо, не оплошать)
- Как вы понимаете? Сравните. (Показ на проекторе).
Далее на проекторе дан пример с данным фразеологизмом и предложение.
Пример:
Похвалил его отец:
«Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать, примерно
Сослужил мне службу верно,
То есть будучи при всём,
Не ударил в грязь лицом». (Ершов «Конёк-горбунок»).
Предложение: Про него говорят: «Не удар_т в грязь лицом».
• Задание: спиши предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение.
В) - Прочитайте третий фразеологизм. Что значит «ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА»?
«ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА» Устар. Подкупить кого-либо, давать взятку
кому-либо.
Прочитайте пример:
«Похлопочи, чтоб скорей…Денег не жалей; где придётся колёса подмазать - подмажь, только поскорей ворочайся.»
(Мельников - Печерский «В лесах»).
Далее слайд с заданием:
Сравните пословицу:
Не подмаж_шь - не поед_шь.
• Задание: спиши пословицу, обозначь орфограмму, определи спряжение.
VI. Физминутка
VII. Закрепление. Знакомство с устаревшими словами.
- Сейчас мы познакомимся с некоторыми устаревшими словами. (слайды)
А) Прочитайте пример:
«Там холёную доченьку
Обве_т ветры буйные,
Обгра_т чёрны вороны,
Обла_т псы косматые
И люди засме_т…»
(Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
- Все ли слова вам понятны? Значения каких слов у вас вызывают затруднения?
Обграять – встретить граем, то есть криком ворон.
Обграять граять грай (словообразование)
Холёная (доченька) – изнеженная лаской и теплом.
Пример с заданием:
«Там холёную доченьку
Обве_т ветры буйные,
Обгра_т чёрны вороны,
Обла_т псы косматые
И люди засме_т…»
• Выпиши глаголы, вставь пропущенную букву, обозначь орфограмму, определи спряжение.
Б) Прочитайте следующий пример:
«Иных времен, иных картин провиж_ я начало…»
- Значение какого слова у вас вызывает затруднения? (провижу)
Провидеть – предвидеть, представлять себе что-либо в будущем; разгадывать тайное.
провидение
Провидеть провидец провидица (словообразование)
• Как вы понимаете выделенное слово?
• Спиши предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение.
VIII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось?
- Назовите фразеологизмы. Как вы их понимаете?
«ВОДЫ НЕ ЗАМУТИТ»
«НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ»
«ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА»
- Назовите устаревшие слова. Каковы их понятия?
ПОДМАЗЫВАТЬ ХОЛЁНАЯ ОБГРАЯТЬ ПРОВИДЕТЬ
Оценивание
Домашнее задание. Упр. 290, с. 92
Литература
1. Русский язык/ Здравствуй Дядюшка Глагол/ Т.Г.Рик.
2. Школьный словарь устаревших слов русского языка/ Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская.
3. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ А.Н.Тихонов.
4. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.
5. Школьный фразеологический словарь русского языка/ В.П.Жуков, А.В.Жуков.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR