Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе ОБРАЗЫ БУРЛАКОВ

Открытый урок по литературе ОБРАЗЫ БУРЛАКОВ

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по литературе ОБРАЗЫ БУРЛАКОВ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. НЕКРАСОВА «НА ВОЛГЕ» И В КАРТИНАХ И. РЕПИНА

ЦЕЛЬ УРОКА:

познакомить учащихся со стихотворением Некрасова «На Волге» и с картинами И. Репина; показать художественное мастерство поэта и художника в изображении образов бурлаков; сходство и различие их произведений, посвященных одной теме; продолжить работу над композицией стиха, его художественных образов и добиться эмоционального воздействия на учащихся, продолжить работу по гуманистическому воспитанию детей.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Портреты  Н.А. Некрасова, И. Репина; картины «Бурлаки на Волге», «Бурлаки, идущие вброд».

ХОД УРОКА

Учитель

Мы, ребята, на предыдущих уроках не раз говорили, что у разных видов искусства – живописи, музыки, литературы – одна цель: эмоциональное воздействие на зрителя, слушателя, читателя. Постараться обратить внимание людей на те проблемы, которые волнуют автора. Своим произведением  затронуть душу человека, заставить его сердце учащенно биться, вызвать какое-то чувство, какой-то отклик. Сегодня на уроке мы обратимся к произведениям живописи и литературы. Послушайте стихотворение Некрасова «На Волге». ( несколько учеников наизусть читают это стихотворение )

 Работа по тексту стихотворения

- На сколько частей можно разделить это произведение?

- На четыре.

- Озаглавьте их и определите, какой тип речи доминирует в каждой части?

1 часть. Воспоминание (описание).

2 часть. Рассказ бурлаков (повествование).

3 часть. Состояние лирического героя (повествование).

4 часть. Размышление о судьбе народа (рассуждение).

- Какова система образов стихотворения?

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

прием

ОБРАЗЫ БУРЛАКОВ

Интонация: радостная, много восклицательных предложений.

   

 

 

Лексика эмоционально-окрашенная: в светлых тонах (белые, синий, цвет зари, алый блеск, розовые мечты, светла и др.)

 

 

 

Судьба героя.(беззаботная, радостная, «Любил ли кто тебя, как я?»)

 

Движения, действия  (глаголы): легкость, непринужденность (скользит, убегал, катаюсь, бегу, скачусь, пою).

После встречи с бурлаками меняется все. (с трудом ступает, песок глубок)

 

Художественные образы I части:

родная река, уходит солнце отдохнуть, розовые мечты, колыбель, блеск, песня громкая, музыка волн, удаль ранняя)

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

( АНТИ- ТЕЗА )

Интонация: сначала удивления, потом ужас увиденного и услышанного, непонимания слов бурлака.

 

Лексика эмоционально-окрашенная: грустные, темные (похоронный, с болезненным лицом, угрюмый, больной, жалкой нищеты, изнеможенные черты, унылый, сумрачный и др.)

 

Судьба бурлаков. («А кабы к утру умереть…»)

 

 

Движения, действия (глаголы): тяжесть, медлительность (пригнувшись, ползли, устали, принесли, повели неторопливый разговор, навзничь лег).

 

 

 

Художественные образы II части: ноги, обитые бечевой, зной, лапти, крик, стон, вой, зажило плечо, лямка, лохмотья, безнадежный взор).

 

 

 Сравнительный анализ стихотворения и картины Репина

 - Сравните пейзаж I части стихотворения с пейзажем картины Репина «Бурлаки на Волге».

(Опять мы видим противопоставление гармонии, красоты природы дикости, рабству, насилия человека над человеком. Человек в мир вносит дисгармонию, делает мир зловещим и диким.)

- Помогает ли картина Репина почувствовать и усталость бурлаков, и тяжесть их труда, и ощутить, насколько сурова среда обитания этих людей?

Да. Сверху палит беспощадное солнце, а снизу (ведь многие бурлаки босые) невыносимо жжет ноги  песок («…он так глубок»).

- Но не менее тяжел переход реки вброд, когда бурлакам приходилось идти по колено в воде, а «говор милых волн» был далеко не мил. Давайте обратим внимание на 2 картину художника. Тема одна и та же – Бурлаки, но чем отличаются эти картины?

Тем, что палитра разная: если в первой много ярких красок – преобладание ярко-желтых, что позволяет художнику на этом фоне показать четче, резко выделяя, «лохмотья жалкой нищеты»;то вторая картина написана в темных тонах.

- Почему?

Темные краски картины создают тяжелое, гнетущее настроение у зрителя, заставляя задуматься о том, что жизнь этих людей беспросветная и безрадостная, тоскливая и печальная.

- Какова система образов второй картины?

Она почти такая же, как и в первой. Впереди идет самый сильный. Недалеко баржа, на которой стоит хозяин или управляющий и что-то кричит бурлакам. Справа видна другая группа людей, они идут вдоль берега, таща такую же баржу, груженную купеческим добром. Берег  уже не пустынен: на нем изображена кое-какая растительность. Верхушки деревьев наклоняются в сторону реки. Они, как бурлаки, подвластны чужой воле: деревья подчиняются силе ветра,  люди  -своей судьбе.

- А могут люди изменить свою судьбу?

Могут.

- А что им надо для этого сделать?

Захотеть изменить свою судьбу.

- А кто – поэт или художник – укоряет бурлаков за терпение и безропотное подчинение судьбе?

Поэт. Так как стихи Некрасова – это стихи-упрек в бездействии («Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.»)

- А Репин?

Он просто показывает трагедию обреченных на невыносимые страдания людей. («А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще…»)

- В чем выражается обреченность бурлаков?

В их лицах, в выражениях глаз («спокойно-безнадежный взор»), в том, сто они тянут одну лямку, связаны одной судьбой («…шагаешь под ярмом не краше узника в цепях…»)

- А почему Некрасов бечеву называет ярмом? И что такое ярмо?

Ярмо – это старое слово, обозначает деревянный хомут для рабочего скота, а в переносном значении – бремя, тяжесть, иго. И поэтому Некрасов хочет напомнить им, бурлакам, что они не рабочие скоты, а люди и не должны впрягаться вместо рабочих волов или лошадей.

- Ребята, описывая картину, вы постоянно цитируете стихотворение. Почему?

Эти два произведения очень схожи.

- А как вы думаете: Репин создал сначала свои полотна, посвященные бурлакам, или Николай Алексеевич  написал стихотворение, а Репин, прочитав стихи Некрасова, постарался изобразить бурлаков так, чтобы вызвать жалость и сочувствие у зрителя?

(Ответы детей)

-  А теперь послушайте историю создания этих картин.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о  работе Репина)

Однажды на берегу Невы среди праздничной толпы гуляющих Репин увидел людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Но ведь были они люди, и такие же русские люди, как и те! Вот что прежде всего поразило Репина в зрелище впервые встретившихся ему бурлаков. Художник едет на Волгу, чтобы там познакомиться с тем бытом, с типами настоящих волжских бурлаков, перетаскивающих огромные баржи с хлебом по великой русской реке для кого-то матушкой, а для кого-то «рекою рабств и тоски».

- Да, ребята, оказывается жизнь бурлаков была настолько ужасной, что тот, кто соприкасается с этими людьми, уже не может быть равнодушным к их судьбе.

- А чем все-таки отличаются эти произведения живописи и литературы?

Образ лирического героя присутствует в стихотворении более ясно, мы даже слышим его голос, что проявляется в частом употреблении местоимения «я» и его падежных формах, а боль художника мы можем почувствовать через его мастерство, которое помогло ему так изобразить образы людей, что, глядя на картину, понимаешь: человек, если чужая боль его не затронула, не нарисует такой горькой реалистичной картины.

Работа по третьей и четвертой части стихотворения

- Прочитайте выразительно третью и четвертую часть стихотворения.

- Каким предстает перед нами автор?

Из первой и второй части мы знаем, что увиденное настолько его потрясло, что он даже изменил свое отношение к реке. ( выборочное чтение до и после встречи с бурлаками) «О, горько, горько я рыдал…»

Но, вернувшись после долгих лет, лирический герой говорит: «Уж я не тот, но ты светла». И какое же его негодование мы слышим в словах:  Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Всю ту же песню ты поешь,

Все ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лица все та ж покорность без конца…

- В стихотворении автор сам размышляет и своими размышления о судьбе бурлаков заставляет задуматься и читателя. А в картине идет воздействие на зрителя через образы, созданные художником. Но  присутствие автора тоже ощущается. Как?

Бурлаки написаны с таким чувством, выражают такую жалость к этим людям за их вековечное терпение, что каждый, глядя на «Бурлаков…», вспоминает и Репина как человека, неспособного пройти безразлично мимо чужих страданий и изобразить их так, чтобы эти страдания заставили зрителя задать риторический вопрос: «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»

- Итак, какой вывод мы можем сделать после сравнительного анализа двух произведений?

Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картины Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков, как бы подчиняясь творческой воле художника.

Значит, картины и иллюстрации художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.

 Д/з : чтение отрывка стихотворения.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Проверить тИЦ и PR