Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе по теме "Старуха Изергиль"

Открытый урок по литературе по теме "Старуха Изергиль"

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по литературе по теме "Старуха Изергиль" (М. Горький)

Разработка открытого урока по русской литературе по творчеству М. Горького, в котором раскрывается понятие "романтического героя".

М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

Цель: знакомство учеников с легендой о Данко и такими понятиями как «романтизм», «романтический герой»

Задачи:

развить навыки анализа текста

развить художественное мышление

развить художественный вкус

развивать логически связанную речь

формировать читательскую позицию

Тип урока: изучение новой темы

Форма урока: чтение и анализ текста

План урока:

1.      Знакомство с биографией М. Горького

2.      Выразительное чтение легенды о Данко

3.      Работа по вопросам

4.      Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент

2. Проверка Д/З

3. Изучение нового материала

4. Итог урока

Метод: слово учителя

Прем: приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Образец оформления доски:

(дата)

М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

Давайте сформулируем цель вашего урока.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. Что вам нужно было

сделать дома?

Метод: Слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты.

Романтизм - особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Романтический характер ранних рассказов Горького - выражение стремления молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты..прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого... чтобы не было похоже на жизнь, а было ваше ее, лучше, красивее»; романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного»

Метод: слово учителя

Прием: установочное слово учителя

- Познакомимся с одним из ярчайших романтических образов Горького - с героем легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». А для этого мы с вами откроем учебники на странице 340 и прочитаем эту легенду.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа по вопросам

- Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?

- Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

- Какую роль в рассказе играет портрет?

- В чем особенность пейзажа в легенде? Какова его роль?

- Каковы отношения Данко и остальных людей?

- Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

- Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

- Какова позиция автора и как она выражена?

Что вы можете сказать об образе повествователя?

- Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья».

- Какой поступок вы назовете подвигом?

- Кто и во имя чего в легенде совершает подвиг?

- Действительно ли в легенде утверждается идея подвига во имя общего счастья?

В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах».

- Разумен или неразумен поступок Данко?

- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно».

- Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?

- В чем заключен смысл легенды о Данко - в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

А.Н. Семенов пишет: «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей».

- Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?

- Для чего написана легенда о Данко

Метод: слово учителя

Прием: установочное слово учителя

- Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос:

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово учителя

На уроке вы хорошо поработали, отметки получили следующие учащиеся (называет имена детей и комментирует их отметки)

Метод: слушание

Прием: глобальное, некритическое, неоценочное слушание

Записывают в тетрадях:

Дата

М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

- На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться с творчесвтом М. Горького, а также изучить его произведение «Старуха Изергиль», а в частности поговорить о легенде о Данко

Метод: слушание

Прем: критическое слушание

- Дома мы должны были подготовить сообщение о М. Горьком

(три ученика рассказывают сообщения о Горьком)

Метод: слушание

Прием: глобальное слушание

Метод: слушание

Метод: критическое слушание

Метод: чтение легенды.

Прием: комментированное чтение легенды о Данко

Ученики дают свои ответы

Учащиеся характеризуют героя

Учащиеся говорят о важности портрета героя в раскрытии его характера, подтверждают это текстом.

Говорят о важной роли пейзажа в изображении внутреннего мира людей и в описании событий легенды.

- Данко вступает в противостояние с миром людей. Этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, и нельзя было ждать ему пощады от них».

- Он испугался того, что кто-нибудь увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет. Этого героя можно сопоставить с героем А.П. Чехова «Человек в футляре» (Беликовым).

Варианты ответов учащихся

Варианты ответов учащихся

Варианты учащихся.

- Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой- рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка - восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.

Пример ответа:

- На мой взгляд, подвиг - это самоотверженный поступок человека ради спасения других людей из любви к ним. Поступок Данко я считаю примером настоящего подвига.

- Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени.

- Он разумен, потому что огромная любовь - это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь вполне разумна.

Варианты ответов

- Наверное, нет. Скорее он нас учит уважать подвиг героев, таких как Данко.

Варианты ответов учащихся

- Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе. Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Варианты ответов учащихся

Метод: слушание

Прием: критическое слушание

Письменно отвечают на вопрос

Метод: слушание

Прием: оценочное слушание

На доске записана дата, тема, цель урока

Оценки за сообщение выставляют все вместе после общего обсуждения

Читает хорошо подготовленный ученик

5. Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению.

Метод: слушание

Прием: критическое слушание

Запись домашнего задания в дневник

Домашнее задание записано на доске

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR