Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Рабочая программа по литературе в вечерней школе 9 класс

Рабочая программа по литературе в вечерней школе 9 класс

ЕГЭ - Преподавание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008 )  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение,  2008). 

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления). Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о пи­сателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драма­тургии (развитие понятия) Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла­гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX  века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа­теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление по­нятия). Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворе ния о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и то­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита­рой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литератураТеория  литературы. Трагедия как драматиче-\ екий жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских

'ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

* Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире

i как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на

i небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматиче-ская поэма.

Основные виды устных и письменных работ (5—9 классы)

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с мак­симальным использованием художественных особен­ностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур­ном герое, характеристика героя или героев (в том чис­ле групповая, сравнительная Отзыв на самостоятельно прочитанное произведе­ние, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подго­товка сообщений, доклада, эссе, интервью на литера­турную тему; диалога литературных героев (воображае­мых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогиче­ской речью в объеме изучаемых в этих классах произве­дений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до­кладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфо­эпических, литературных, энциклопедических, мифоло­гических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге­роев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (про­стого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, сти­хотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 клас­сах.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса

Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

Тексты художественных произведений.

  Сюжет, особенности композиции.

 Типическое значение характеров главных героев произведений.

 Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

 Изобразительно-выразительные средства языка.

 Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

 Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

 Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

 Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

 Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

 Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

 Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

 Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

 Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

 Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

 Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

 Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

 Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Учебно-методическое  обеспечение  для  учителя

Золотарева И. В. ,Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе». - М.: ВАКО,  2008.

Литература  9 класс. Учебник   для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители:  В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев;  под.  ред.  В. Я. Коровиной. -  15-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2008.

Рабочие  программы  по  литературе  5-11  классы  (Базовый уровень), 10-11 классы  (Профильный уровень) / Под. ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Введение.

 

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

 

 

Тема 2. Из древнерусской литературы.

 

Литература Древней Руси Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, образов

 

 

Тема 3. Из литературы XVIII века.

3-4

Классицизм в русском и мировом искус­стве. Общая характеристика русской ли­тературы XVIII века

М. В. Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северно­го сияния» М. В. Ломоносов. «Ода на день восшест­вия на Всероссийский престолея Вели­чества государыни Императрицы Елиса-веты Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки

 

 

5

Тема поэта и поэзии в лирике Держави­на. «Памятник», «Вла­стителям и судиям»

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» (гла­вы).

Особенности повествования в «Путеше­ствии...». Жанр путешествия

 

 

6

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

«Бедная Лиза» как произведение сенти- * ментализма. Новые черты русской лите­ратуры

Урок разви­тия речи Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

 

 

Тема 4. Из литературы XIX века.

7

Общая характеристика русской и миро­вой литературы XIX века. Понятие 0 романтизме и реализме.

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое».

Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особен­ности жанра баллады.

 

 

8

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

 

 

9

Урок разви­тия речи. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода

Урок разви­тия речи. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

 

 

10-11

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

Лирика петербургского периода. «К Чаа­даеву». Проблема свободы, служения Ро­дине.

Любовь как гармония душ в интимной ли­рике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии»

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина. «Пророк», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...».

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

 

 

12-14

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

тест

15-17

М.Ю.Лермантов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Молитва», «И скучно и грустно».

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк».

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова и послания к ним.

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лер­монтова. «Дума», «Предсказание».

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни» — первый психологический роман в русской литературе

 

 

18-19

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

«Журнал Печорина» как средство самора­скрытия его характера.

«Тамань», «Княж­на Мери», «Фаталист»

Печорин в системе мужских образов ро­мана.

Дружба в жизни Печорина

Печорин в системе женских образов ро­мана. Любовь в жизни Печорина

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

 

 

20

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творче­ства. Первые творческие успехи

 

 

21-22

«Мир­город» Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания.  Смысл названия поэмы

Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода

Образ города в поэме «Мертвые души»

Чичиков как новый герой эпохи и как ан­тигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

«Мертвые души» — поэма о величии Рос­сии. Мертвые и живые души

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»

Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»

 

 

23

А. Н.Островский. Слово о писателе. * «Бедность не порок». Особенности сюже­та.

Любовь в патриархальном мире и ее вли­яние на героев пьесы «Бедность не по­рок».

Ф. М.Достоевский. Слово о писате­ле. Тип «петербургского мечтателя» в по­вести «Белые ночи»

Черты внутрен­него мира героя повести «Белые ночи»

 

 

24

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленько­го человека» в русской литературе XIX ве­ка

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

 

тест

Тема 5. Из литературы XX века.

25

Русская литература XX века: многообра­зие жанров и направлений

И. А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Нико­лая Алексеевича.

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

 

 

26

М. А. Б у л га к о в. Слово о писателе. «Со­бачье сердце» как социально-философ­ская сатира на современное общество

Поэтика повести  М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.

 

 

27

М.А Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

 

 

28

А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

 

 

29

Русская поэзия «Серебряного века»

А.А. Блок «Ветер принёс издалека». Образы и ритмы поэта.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Ро­дины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж ве­чер...»

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина.

 

 

30

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люб­лю» (отрывок).

Новаторство поэзии Мая­ковского. Своеобразие стиха, ритма, ин­тонаций.

 

 

31

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве».

 

 

32

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Те­ма гармонии с природой, любви и смер­ти. «Можжевеловый куст»

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Траги­ческие интонации в любовной лирике

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

 

 

33

Б. Л. Пастернак. Веч­ность и современность в стихах о приро­де и о любви.

 

 

34

А. Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы стихов о войне

 

 

Тема 6. Из зарубежной литературы

35

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

У. Шекспир. «Гамлет». Гума­низм эпохи Возрождения.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Фило­софский характер трагедии

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Об­зор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения.

 

 

36

Выявление уровня литературного разви­тия учащихся.

 

тест

 Тесты

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».                                     

 1.К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

 1. просветительский реализм              2. романтизм

3. критический реализм                       4. классицизм

5. сентиментализм

 2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

 

            1. Скалозуб         2. Молчалин         3. Чацкий        4. Софья

 3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

1. «Ну бал!.. Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать»,  «Подписано, так с плеч долой», «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый», «Во вторник зван я на форели»

     2. «Трёх сажен удалец», «…Чтобы чины давать -  есть многие каналы», «Я князь – Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам…»,  «Он слова умного не выговорил сроду»

     3. «А наши старички?? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и … разойдутся»

      4. «А? хм? И – хм?»

      5. «Что мне молва?», «Вы знаете, что я собой не дорожу»

      6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед», «Отрезвился…  сполна»

 

            1. Чацкий           2. Репетилов                        3. Скалозуб

            4. Софья             5. князь Тугоуховский       6. Фамусов

 

4. Афоризм – это:

      1. Художественное обоснование поступков персонажей.

      2. Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

      3. Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

 5. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами:

       1. «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «А судьи кто?»

    2. «Я вам советовать не смею», «Я вас перепугал, простите, ради Бога»

    3. «Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Не человек, змея», «Герой не моего романа»

   

            1. Чацкий            2. Софья            3. Молчалин

 

6. Определите, какие слова и словечки соответствуют персонажам комедии:

 

     1. «Раболепство», «предрассудки», «к свободной жизни», «чай», «колит», «дым отечества»

     2. «Треснулся», «опрометью», «обморочить», «дал маху», «федьфебель», «ушибена».

     3. «Два-с», «по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».

     4. «Минула», «покудова», «кличут», «започивала», «доложусь», «мне-с».

     5. «Тащиться», «час битый», «за уши дирала», «пора перебеситься».

 

     1. Скалозуб      2. Чацкий         3. Лиза          4. Хлестова        5. Молчалин

 

7. Композиция – это:

 

      1. Эпизод литературного произведения.

      2. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

      3. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

      4. Столкновение, противоборство персонажей.

 

8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова  выражено в орпеделении жанра:

 

      1. Комедия         2. Трагедия           3. Трагикомедия

 

9. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

 

                    1. Д.И.Писарев                        2. В.Г.Белинский      

                    3. И.А.Гончаров                      4. Н.А.Добролюбов

 

 

А.С.Грибоедов «Горе от ума».     Ключ.

 

3

3.

1 – Фамусов, 2 – Скалозуб, 3 – Репетилов, 4 – Князь Тугоуховский,        5 – Софья, 6 – Чацкий.

2.

1 – Чацкий, 2 – Молчалин, 3 – Софья.

1 – Чацкий, 2 – Скалозуб, 3 – Молчалин, 4 – Лиза, 5 – Хлёстова.

2.

3.

3.

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».        Ключ.

 1

2

1

1 – Онегин, 2 – Т.Ларина, 3 – Ольга, 4 – Ленский, 5 – Д.Ларин.

1 – Герцен, 2 – Белинский, 3 – Пушкин.

1 – Ленский, 2 – Онегин, 3 – мать Ольги и Татьяны, 4 – Д.Ларин,            5 – Татьяна.

3

3

1 – Онегин, 2 – Татьяна, 3 – Ленский.

Весны моей златые дни.

Строки 1, 6 – 8.

М.Ю.Лермонтов. Лирика.                   Ключ.

1. 1

2. 1 – любовная л., 2 – мотив богоборчества, 3 – тема поэта и поэзии, 4 – вольнолюбивая л., 5 – тема родины, 6 – философская л., 7 – тема природы.

3. 1

4. 2

5. 1 – романтический, 2 – реалистический.

6. 1 – метафора, 2 – сравнение.

7. 3

8. нет

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

    Ключ.

 2

3

1

1

2

1 – Максим Маскимыч, 2 – Грушницкий, 3 – Вернер, 4 – Бэла, 5 – княжна Мери.

2

4 – «Тамань», 6 - «Княжна Мери», 7 - «Фаталист», 1 - «Бэла», 2 - «Максим Максимыч», 3, 5 - журнал Печорина.

3

1

3

2

 

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».                                 

1. Определите стихотворный размер приведённого отрывка:

        Быть можно дельным человеком

        И думать о красе ногтей.

        К чему бесплодно спорить с веком?

        Обычай деспот меж людей.

                                       1. Ямб       2. Хорей       3. Дактиль     4. Амфибрахий    5. Анапест

2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: 1. Ямб       2. Хорей       3. Дактиль     4. Амфибрахий    5. Анапест

3. Укажите временные границы действия, происходящего в «Евгении Онегине»:

      1. 1812 – 1824         2. 1819 – 1825          3. 1825 – 1835         4. 1837 – 1840

4. Определите, кому из героев соответствуют эти характеристики:

      1. «Молодой повеса», «он умён и очень мил», «мог он лицемерить», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «как женщин, он оставил книги», «русская хандра им овладела понемногу».

      2. «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она по-русски плохо знала».

      3. «Кругла, красна лицом она», «кокетка, ветреный ребёнок».

      4. «Его перо любовью дышит», «поклонник славы и свободы», «он был любим… так думал он».

      5. «Он был простой и добрый барин».

           1. Татьяна        2.   Д.Ларин         3. Онегин        4. Ленский       5. Ольга

5. Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики героев романа:

       1. «Онегин – это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из неё».

       2. «Страдающий эгоист», «эгоист поневоле».

       3. «Всегда… рад заметить разность между Онегиным и мной».

1. А.С.Пушкин                 2. В.Г.Белинский                3. А.И.Герцен

4. Н.А.Добролюбов         5. В.И.Ленин                       6. Н.Г.Чернышевский

6. Определите героев романа по кругу их чтения:

       1. «При свечке Шиллера открыл», «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

         2. «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»

3. «Она любила Ричардсона.

Не потому, чтобы прочла,

 Не потому, чтоб Грандисона

Она Лолвласу предпочла…»

         4. «В книгах не видал вреда;

               Он, не читая никогда,

               Их почитал пустой игрушкой…»

                           5. «Теперь… кумир или задумчивый Вампир,

                        Или Мельмонт, или Корсар, или таинственный Сбогар».

                1. Онегин      2. Д.Ларин        3. Ленский      4. Мать Ольги и Татьяны

7. О ком идёт речь в стихотворении М.Лермонтова «Смерть поэта»: «Певец таинственный и милый»?

       1. А.Пушкин        2. Е.Онегин          3. В.Ленский        4. Т.Ларина

8. О ком сказал А.С.Пушкин:

«Любой роман возьмите и найдёте, верно, её портрет»?

       1. Жена Д.Ларина      2. Татьяна        3. Ольга      4. Няня Филипьевна

9. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев соответствуют описания природы:

       1. «Деревня, где скучал …, была прелестный уголок».

       2. «Но вот уж лунного луча// Сиянье гаснет…»

       3. «Дохнула буря, цвет прекрасный/ Увял на утренней заре,/ Потух огонь на алтаре!»

                 1. Ленский            2. Татьяна            3. Онегин

10. Укажите эпитеты:

      «Куда, куда вы удалились/ Весны моей златые дни?»

11. Укажите метафоры:

      Мгновенным холодом облит,

     Онегин к юноше спешит,

     Глядит, зовёт его… напрасно:

     Его уж нет. Младой певец

     Нашёл безвременный конец!

     Дохнула буря, цвет прекрасный

    Увял на утренней заре,

    Потух огонь на алтаре!» 

12. Что такое «онегинская строфа»?

       1. Строфа из 14 строк 4-стопного ямба, 3 четверостишья и завершающие 2 строки с перекрёстной рифмой.

       2. Строфа их 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.

       3. Гекзаметр.

13. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является:

      1. Дуэль Онегина и Ленского.

      2. Объяснение Татьяны в любви к Онегину.

      3. Бал в доме Лариных.

      4. Объяснение Онегина и Татьяны На Балу В доме князя.

14. Кульминация – это:

      1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

      2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.

      3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

15. Лирическое отступление – это:

      1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.

      2. Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.

   3. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы.

  М.Ю.Лермонтов. Лирика.

1. М.Ю.Лермонтов жил:

     1. 1824 – 1841        2. 1824 – 1849        3. 1812 – 1837

2. Определите мотивы (темы) лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:

     1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».

     2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».

     3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

     4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия…», «Кинжал».

     5. «Родина», «Бородино", «Прощай, немытая Россия…».

     6. «И скучно, и грустно…», «Утёс», «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».

     7. «Я к вам пишу…», «Кавказ».

 3. Определите размер стихосложения:

    «И гордый Демон не отстанет,

    Пока живу я, от меня,

    И ум мой озарять он станет

    Лучом чудесного огня.

    Покажет образ совершенства

    И вдруг отнимет навсегда.

    И, дав предчувствие блаженства,

    Не даст мне счастье никогда».

1. ямб    2. хорей     3. дактиль     4. амфибрахий     5. анапест.

 4. Укажите количество стоп в стихе:

    «Сижу за решёткой в темнице сырой…»

    1. 2 стопы             2. 3 стопы

  5. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:

     1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить»

     2. «Молитва», «Памяти А.И.Одоевского», «Завещание».

                   1. романтический

                   2. реалистический

6. Найдите метафоры и сравнения в приведённых строках:

     1. «В пространстве брошенных светил».

     2. «Под ним Казбек, как грань алмаза»

1. метафора                2. сравнение       

7. Гипербола – это:

    1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.

     2. Изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

     3. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

8. Укажите гиперболы в тексте:

     «Я тот, чей взор надежду губит,

     Я тот, кого никто не любит,

     Я бич рабов моих земных.

     Я царь познанья и свободы.

     Я враг небес. Я зло природы.

     И, видишь, - я у ног твоих!

     Тебе принёс я в умиленьи

     Молитву тихую любви,

     Земное первое мученье

     И слёзы первые мои».

М.Ю.Лермонтов.  Роман «Герой нашего времени».      9 кл.

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

        1. романтизм                          2. критический реализм

        3. сентиментализм                 4. просветительский реализм      5. классицизм

2. Тема художественного произведения – это:

     1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.

     2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.

     3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.

3. Определите идею романа «герой нашего времени»:

    1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

    2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.

4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».

    1. Печорин       2. Онегин    3. Доктор Вернер       4. Грушницкий

5. В чём трагедия Печорина?

    1. В конфликте его с окружающими.

    2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).

    3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

    4. В эгоистичности.

6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:

    1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

    2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.

   3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

   4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.

    5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

1. Грушницкий      2. Княжна Мери      3. Максим Максимыч    4. Доктор Вернер  5. Бэла

7. О ком из героев романа идёт рассказ:

    «Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый  день  на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»

 1. Грушницкий       2. Печор       3. Максим Максимыч          4. Доктор Вернер

8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

  1. «Бэла»          2. «Максим Максимыч»      3. предисловие к журналу Печорина

  4. «Тамань»     5. окончание журнала Печорина     6. «Княжна Мери»      7. «Фаталист»

9. Определите принадлежность портрета героя:

    «…Был человек  замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».

1 Грушницкий       2. Печорин     3. Вернер     4. Максим Максимыч 

10.  Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?

        «…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

1. дуэль Печорина и Грушницкого           2.  похищение Карагёза  

3.гибель Бэлы                                              4. выстрел Вулича

 11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:

 1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии. 

2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.

 12. Печорина звали:

    1. Максим Максимыч                              2. Григорий Александрович

    3. Сергей Александрович                        4. Александр Григорьевич

 Н.В.Гоголь «Мёртвые души».                9 класс.

 1. Какое из приведённых литературных произведений не принадлежит Н.В.Гоголю:

       1. «Шинель»      2. «Нос»      3. «Записки сумасшедшего»         4. Пересолил»

 2. В чём состоит конфликт поэмы «Мёртвые душ»?

    1. В противоречии современной гоголю действительности, духовных сил народа и его закабалённости.

     2. В изображении состояния помещичьего хозяйства.

     3. В изображении морального облика поместного и чиновничьего дворянства.

3. Кого из героев поэмы автор не относит к Мёртвым» душам?

    !. Чичиков       2. Плюшкин        3. умершие крестьяне       4. Селифан

4.Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

1. Плюшкин         2. Манилов         3. Собакевич     4. Коробочка               5. Ноздрев

5. Кому из героев поэмы соответствуют приведённые характеристики:

 1. «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

2. «Помещик… ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар».

3. «…Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…»

4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

 6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак…

«Ой, баба!» - подумал он про себя».

1. Ноздрев   2. Собакевич    3. Манилов   4. Плюшкин     5. Коробочка             6. Чичиков

6. По описанию жилища героев определите, кому оно принадлежит:

1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления».

2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей… и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

4. «Он шагнул в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приделал паутину»1. Собакевич         2. Манилов        3. Плюшкин        4. Коробочка

7. Лирическое отступление – это:

1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.

2. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.

3. Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.

8. Какую роль играет мотив дороги, проходящий через всё произведение Н.В.Гоголя?

1. Способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы.

 2. Показывает необъятные просторы Родины и красоту русской природы.

3. Является связующим звеном между помещиками во время путешествия.

9. Кого из героев характеризуют:

1. Мечтательность, прожектёрство, бесхарактерность, сентиментальность.

 2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.

 4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.

 5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.

6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм.

1. Ноздрёв                2. Манилов                3. Чичиков

4. Коробочка            5. Плюшкин              6. Собакевич

 10.Кому из героев принадлежат характерные для них слова и словечки:

1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души».

2. «Острил зубы на мордаша», «чёрта лысого получишь», «Субтильный супрфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал».

3. «Это всё мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

 4. «Наслышался об экономии и редком управлении имениями… «, «почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение…», «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу тройку».

 1. Чичиков         2. Манилов          3. Собакевич         4. Ноздрёв

 11. «Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.В.Гоголь?

1. Чичиков           2. Плюшкин              3. Манилов

4. Коробочка       5. Собакевич

 12. К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

 1. роман          2. притча            3. новелла           4. поэма 

Н.В.Гоголь «Мёртвые души».         

Ключ.

4

1

3

1 – Манилов, 2 – Коробочка, 3 – Ноздрев, 4 – Собакевич, 5 – Плюшкин.

1 – Чичиков, 2 – Манилов, 3 – Коробочка, 4 – Ноздрев, 5 – Собакевич,   6 – Плюшкин.

1 – Манилов, 2 – Коробочка, 3 – Собакевич, 4 – Плюшкин.

2

1

1 -  Манилов, 2 – Коробочка, 3 – Собакевич, 4 – Плюшкин, 5 – Ноздрев,  6 – Чичиков.

1 – Манилов, 2 – Ноздрев, 3 – Собакевич, 4 – Чичиков.

2

4

 Итоговый

1. В повести «Тамань» («Герой нашего времени» Лермонтова) действующим лицом является:   

 а) девушка-ундина        б) Вера       в) княжна Мери        г) Бэла

 2. Кто из названных ниже персонажей не является героем поэмы «Мертвые души»? 

 а) Чичиков      б) Манилов        в) Степан пробка         г) Гибнер

 3.  Героем какого произведения является Самсон Вырин?   

 а) «Бедная Лиза» Карамзина                       

 б) «Герой нашего времени» Лермонтова    

в) «Станционный смотритель» Пушкина    

 г) «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева

4. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

 а) хорей         б) дактиль        в) ямб            г) анапест

5. Определите жанр «Мертвых душ» Гоголя.   

а) повесть      б) роман      в) поэма      г) песнь

6. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?    

 а) Ярославна, жена Игоря         б) Святослав, князь Киевский       

в) Всеволод, брат Игоря            г) сам князь Игорь

7. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…») Пушкина посвящено:     

а) М.Н. Раевской      б) Е.Н. Карамзиной        в) А.П. Керн      г) Е.П. Бакуниной

8. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

 Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

 а) Плюшкин        б) Собакевич        в) Манилов            г) Коробочка

9. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:  

а) Стародуму из «Недоросля»                        б) Чацкому из «горя от ума»    

в) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»       г) молодому солдату из «Бородина»

 10. Кто из названных авторов написал поэму «Медный всадник»? 

 а) Лермонтов      б) Пушкин      в) Радищев        г) Фонвизин

11. Кому из русских поэтов принадлежат следующие строки?

 На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

 Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

 а) Жуковский            б) Батюшков            в) Пушкин            г) Лермонтов

12. Укажите, кому из героев комедии Грибоедова «Горе от ума» принадлежат следующие  слова.

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведен через мое содейство,

 И будь не я, коптел бы ты в Твери.

 а) Чацкий       б) Репетилов Молчалин     в) Молчалин         г) Фамусов

 13. К какому жанру лирики относятся стихотворения Пушкина: «К Чаадаеву», «Пущину»,

 «Во глубине сибирских руд…»?  

а) ода       б) послание     в) элегия         г) эпиграмма

 14. Назовите адресата стихотворения Пушкина «Мадонна».    

  а) А.П. Керн         б) Н.Н. Гончарова     в) Е.К. Воронцова         г) М.В. Раевская

15.  Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

 а) «Недоросль» Фонвизина                   б) «Женитьба» Гоголя        

в) «Ревизор» Гоголя                               г) «Горе от ума» Грибоедова

 16. Какой художественный прием использован автором в следующем отрывке?

Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

а) метафора       б) гипербола       в) инверсия           г) олицетворение

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR