Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Работа по пунктуации в связи с развитием связной речи учащихся 5-9 классах

Работа по пунктуации в связи с развитием связной речи учащихся 5-9 классах

ЕГЭ - Преподавание

Работа по пунктуации в связи с развитием связной речи учащихся 5-9 классах

Формирование пунктуационных умений органически связывается с той стороной работы по развитию связной речи учащихся, которая имеет дело с отбором и использованием в создаваемом тексте нужных языковых средств. Особое внимание при этом следует обратить на текстообразующие языковые средства и на их пунктуационное оформление.

Работа по пунктуации связана со всеми этапами подготовки детей к написанию изложений и сочинений: с рассредоточенной подготовкой (за несколько дней до урока развития связной речи) и с работой на самом уроке развития связной речи.

Пунктуационная подготовка учащихся до написания изложений и сочинений

У данного этапа подготовки учащихся к изложениям и сочинениям имеются две цели: обогащение учащихся необходимыми значениями и средствами их выражения и предупреждение возможных пунктуационных ошибок. Содержанием рассредоточенной пунктуационной подготовки является, во-первых, предложение определенной структуры, во-вторых, смысловые отрезки с определенным значением.

Пунктуационная подготовка к изложениям. Ее содержание устанавливается в результате синтактико-пунктуационного анализа исходного текста, из которого выбираются типичные для автора конструкции со знакомой детям пунктуацией. Результаты анализа учитель записывает в виде отдельных предложений и в виде отрывков (они обычно соответствуют абзацам). Отобранный синтактико-пунктуационный материал используется как на этапе рассредоточенной подготовки (до знакомства с текстом), так и на этапе знакомства с текстом на уроке развития речи.

Во время рассредоточенной подготовки (в течение трех-четырех уроков) отобранные предложения включаются в обучающие упражнения, из них создаются самостоятельные упражнения; учащиеся составляют аналогичные по структуре предложения. Отрывки используются для свободного диктанта или изложений-миниатюр. В процессе работы проводится синтаксический анализ предложений, обосновывается выбор знаков препинания, выделяются смысловые отрезки, обозначенные теми или иными знаками препинания.

На уроке развития речи в процессе анализа исходного текста пунктуационная подготовка состоит в нахождении и анализе смысловых отрезков с точки зрения их связи с темой и основной мыслью текста. Полезно при этом напомнить учащимся, что над подобными смысловыми отрезками они работали ранее на уроках русского языка. В конечном итоге школьникам рекомендуется при пересказе исходного текста использовать проанализированные смысловые отрезки.

Пунктуационная подготовка к сочинениям. Содержание этой работы определяется учителем в зависимости, во-первых, от того, с какими пунктуационными нормами уже знакомы учащиеся, во-вторых, от темы, стиля и жанра создаваемого текста. Учитель на основе указанных факторов и прежнего опыта составляет перечень видов предложений, включающих те или иные смысловые отрезки, из которых создает программу предварительной пунктуационной подготовки.

На этапе рассредоточенной подготовки учитель включает в план урока в качестве материала для упражнений схемы предложений определенной структуры из составленной программы. Учащиеся выполняют следующие задания: создают предложения заданной структуры, включают их в мини-тексты, обосновывают выбор знаков препинания.

На уроке развития речи при составлении рабочих материалов учащиеся включают в них смысловые отрезки, необходимые для выражения тех или иных значений, или готовые предложения с отобранными смысловыми отрезками в зависимости от темы, цели, стиля и адресата высказывания. В процессе создания текста учащимся рекомендуется использовать синтаксические структуры, над которыми работали, и заботиться о правильном выделении в них смысловых отрезков соответствующими знаками препинания.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Проверить тИЦ и PR