Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Тема урока. Лексикология и фразеология. Словарное богатство русского языка

Тема урока. Лексикология и фразеология. Словарное богатство русского языка

ЕГЭ - Преподавание
Тема урока. Лексикология и фразеология. Словарное богатство русского языка
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова Цели: повторить ранее полученные сведения по лексикологии; дать понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; прививать интерес к работе со словарями. оборудование: выставка словарей (толковые, фразеологические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, молодежного сленга).
Ход урока
I. Опрос по домашнему заданию
Упражнения проверить выборочно, алгоритм (схему) записать на доску, зачитывается 1—2 плана.
II. Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний
Задание
Прослушайте стихотворение, вспомните языковые понятия (стихотворение может быть разыграно тремя заранее подготовленными учениками).
Антонимы, Синонимы
Как думаете, кто они? антонимы — воители, Синонимы — строители. антоним — вечно спорит. Синоним — ряд построит. Синоним сообщает, Что алый, тот же красный, антоним возражает:
— Цвет черный тоже страстный! ему скажешь:
— Холодный!
— горячий бесподобно! Предложишь:
— Помолчим.
— нет. Лучше покричим! И в спорах постоянно Твердит свое упрямо. Синоним же покладист, Свои слова приладит.
— Зеленый?
— Изумрудный!
— Вопрос тяжелый.
— Трудный!
Не правда ли, чудесно?
— еще бы! Все прелестно!
Антонимы, синонимы…
Теперь понятно, кто они?
IV. Закрепление материала по повторению Игра — словарный диктант «Кто быстрей вспомнит?»
К доске идет от ряда тот, кто вспомнил слово (словосочетание), которым можно продолжить фразу, записывает его на доске, учащиеся списывают в тетради.
Побеждает ряд, который даст больше правильных ответов.
(Работающие по учебнику Быковой — с. 26 учебника; для работающих по другим учебникам материал приводится ниже.)
Все слова языка образуют его словарный состав, или… (лексику).
Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка… (лексикология).
То, что обозначает слово, — это его… (лексическое значение).
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… (однозначными).
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… (многозначными).
Слова, кроме прямого значения, могут иметь… (переносное).
Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются&hel lip; (антонимами).
Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… (омонимами).
Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию, называются… (синонимами).
V. Объяснение нового материала 1. Слово учителя
— мы повторили термины, которые нам понадобятся при изучении новой темы «Лексикология». Будьте внимательны к словам, пишите их грамотно!
Обратите Внимание на схему: весь язык как будто делится пополам на литературный язык, который используют все, и вкрапления в язык, которые используют определенные группы людей. между ними прослойка — просторечие: это уже не правильный литературный язык, а несколько искаженный.
Литературный язык
2. Богатство языка. Выставка словарей
Уч и т е л ь. Обратите Внимание на словари, которые помогают нам найти точное слово, выражение, украсить свой язык. Каждый словарь существует для определенных целей: открыв один, мы сможем узнать лексические значения нужных слов, выражений; открыв другой, — историю слова (учитель демонстрирует словари, приводит примеры).
Мы уже говорили о том, что может сделать Слово, узнали мнение о нем выдающихся русских писателей П. я. Чаадаева и П. а. Вяземского.
Казалось бы, такое простое, оно имеет много значений. Давайте же узнаем, каковы его лексические значения в различных словарях (учащиеся помогают найти значения по словарям, которые учитель раздает детям).
С. И. Ожегов
Слово — 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. 2. Самая речь, способность говорить (дар слова). 3. Устное публичное выступление (слово докладчика). 4. Речь на какую-нибудь тему повествование, рассказ («Слово о полку Игореве»). 5. Право, позволение говорить публично (дать кому-либо слово). 6. Мнение, вывод (сказать свое веское слово, по последнему слову науки). 7. То же, что обещание (дать слово).
В. И. Даль
Слово — 1. Исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства; дар говорить; словесная речь (Человеку слово дано, скоту — немота). 2. Сочетание звуков, составляющих одно целое. 3. Разговор, беседа, речь, проповедь, сказание. 4. Слово Божье. 5. Истина, премудрость, сила (Вначале было Слово). 6. Обет, обещание. 7. Заговор, чара, заклинание (он такое слово (словцо) знает). 8. Название буквы (в церковно-славянской азбуке).
Словарь синонимов (З. Е. Александрова)
Слово — речь, обещание.
Словесность — художественная литература.
Словесник — филолог.
Словесный — устный.
Словарь этимологический
(Г. П. Цыганенко)
Слово — единица языка, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Имеет соответствие в других языках. Современное значение имеет свое происхождение от сужения значения «сказание», «повесть».
(Наиболее интересные моменты, с точки зрения учителя, фиксируются в тетрадях).
3. «Давайте познакомимся…»
В. И. Даль
Рассказ учителя о выдающемся авторе толкового словаря В. И. Дале (или чтение статьи учебника, с. 28).
1. «наш друг — учебник»
Задание
Найдите словари в вашем учебнике, назовите их, объясните, для чего они служат, приведите примеры из словарей.
2. работа в тетрадях
Задание
Выпишите из параграфа учебника значения слов: общеупотребительные слова, необщеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова.
VII. Итог урока
Беседа
— Что нового вы узнали о словарях?
— Какие значения понятия слово вам не были известны до
Сих пор?
— Что вам запомнилось больше всего из полученной информации?
VIII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Составьте словарик профессиональных слов из речи ваших родителей, оформите в виде книжечки.
Достаточный уровень
Напишите рецепт трех блюд: драников, дрочёны, дерунов. Объясните, почему они попали в Домашнее задание.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR