Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок по литературе в 10 классе. Композиционное своеобразие романа И.С.Тургенева Первое знакомство с

Урок по литературе в 10 классе. Композиционное своеобразие романа И.С.Тургенева Первое знакомство с

ЕГЭ - Преподавание
Урок по литературе в 10 классе. Композиционное своеобразие романа И.С.Тургенева Первое знакомство с Евгением Базаровым
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве  И.С.Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события. На экране с одной стороны даны даты, с другой – события. Вы должны соотнести определённую дату с тем событием, которой она соответствует.
1) 1818
2) 1833-1837
3) 1847
4) 1860-1861
5) весна 1859-зима 1860     
1) время действия в романе
2) в журнале «Современник» был напечатан очерк «Хорь и Калиныч»
3) годы учёбы в университете
4) рождение И.С.Тургенева
5) время написания романа «Отцы и дети»
- После выполнения задания (2минуты) ребята обмениваются карточками и начинается взаимопроверка: 1-4; 2-3; 3-2; 4-5; 5-1. Выставление оценок самими ребятами. Карточки сдают учителю (ответы на экране)
3. Вступительное слово учащихся.
- Последним вопросом в проверочной работе был вопрос, связанный со временем действия в романе. Давайте вернёмся к этой дате и выясним: почему Тургенев точно указал время действия в романе? Что же происходило в эти годы  в России?
(Сообщение учеников о событиях 1859-1860 годах; кто такие демократы-разночинцы и либералы-дворяне) (определения на экране)
4. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока указана на экране: «Композиционное своеобразие романа «Отцы и дети». Первое знакомство с Евгением Базаровым». Давайте выясним, как вы поняли то, чем мы будем заниматься сегодня.
- Ученики объясняют первую часть темы.
- Вы дома работали со следующими источниками (по группам):
1. Учебник «Русская литература 19 века» под
Ред. Качурина и Мотольской;
2. Учебник «Русская литература 19 века» под
Ред. Лебедева;
3. Критическая статья Пустовойта о романе «Отцы и дети»
- Давайте послушаем, что вы можете сообщить об особенностях композиции романа.
- Что общего о построении романа вы заметили, слушая сообщения? Запишем ваши выводы в тетрадь. На экране записаны особенности композиции романа.
1. Главное внимание уделено событиям, раскрывающим социальную проблематику; любовные и семейные темы сохранены, что придаёт конфликту особую глубину.
2. Точная датировка событий.
3. Кольцевая композиция.
4. Центральным образом романа является образ Е.Базарова, демократа-разночинца, человека дела. Он занимает главное место в романе: из 28 глав его нет только в 2-х.
5. Большую роль в романе играют диалоги и споры героев, которые раскрывают их характеры и взгляды.
6. Лаконизм и психологизм тургеневского повествования.
5. Анализ первых глав романа. Образ Базарова.
- Когда в романе появляется Базаров?
- Каким человеком вы себе его представляете? Понравился вам этот герой или нет? Почему?
- Посмотрите, каким его увидели художники. Смогли ли они передать то, что хотел показать автор романа? Почему так решили?
(На экране слайды с иллюстрациями, на которых изображён Базаров)
- А вот каким его увидел режиссёр, снявший фильм «Отцы и дети».
(Отрывок из фильма)
- Удался ли режиссёру образ Базарова? Почему?
- Вернёмся к тексту романа. Как знакомит нас Тургенев с Базаровым?
( Со слов Аркадия)
- Что же о нём говорит Аркадий?
( Работа с текстом, 2 и 3 главы)
- Почему так о нём говорит Аркадий?
( Уважает его, дорожит его дружбой, восхищается им и хочет быть на него похожим)
- Можем ли мы полно охарактеризовать героя, зная только то, что сказал Аркадий?
Что ещё нужно знать о человеке, чтобы сложилось объективное мнение о нём?
(Внешность, речь (как говорит и с кем), отношения с окружающими, образование, занятия, происхождение, взгляды, мировоззрение)
- Мы будем работать в группах по составлению таблицы. Тургенев – мастер детали. А доказать это нам поможет следующая работа.  
1-я группа – находит и выписывает всё, что касается внешности героя (портрет, глаза, рука, одежда, возраст);
2-я группа – выписывает из текста речь и голос героя, отношения с окружающими;
3-я группа – образование, занятия, происхождение героя;
4-я группа – взгляды и мировоззрение героя, вытекающие из диалогов.
(Работа в группах – 5 минут)
- Выступления представителей групп, заполнение таблицы.
- Каково же ваше первое впечатление о герое? Почему?
- Есть ли в романе герой, описывая которого, Тургенев использует некоторые детали,  которые уже встречались нам при описании Базарова? Какие это детали и для чего они понадобились автору?
(Рука, глаза, одежда, речь. Показать, что герои непохожи друг на друга)
- Если герои отличаются внешне очень сильно, можно ли сказать, что и мысли у них будут различны?
6. Домашнее задание.
Доказать, что Павел Петрович Кирсанов – полная противоположность Базарова, заполнить таблицу. Отметить, в чём разногласия во взглядах этих героев.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR