Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"

Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"

ЕГЭ - Преподавание
Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"
Тема урока: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
Цели урока:
познакомить ребят с личностью и творчеством Марины Цветаевой.
выработать у учащихся способность погружаться в художественный мир поэта.
воспитывать у ребят нетерпимость ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности.
Оборудование: портреты Цветаевой разных лет, выставка книг Цветаевой и о Цветаевой, запись колокольного звона, романса «Мне нравится, что вы больны не мной…»,, карточки с названием группы: биографы, критики, декламаторы, карта заданий, карта самооценки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок открытых мыслей.
Продолжительность: 45 минут.
План урока:
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
2. Операционально-исполнительский этап.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
ХОД УРОКА
1. Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)
Учитель: Сегодня наш урок посвящен Марине Цветаевой. (Запись колокольного звона)
Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому теперь навеки укрепилась, а когда-то была запрещена, преследовалась, не понималась. Сегодня мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И.Цветаевой. Мы рассмотрим ее жизнь с разных позиций. И помогут в этом нам группы экспертов. Сегодня на уроке у нас присутствуют: биографы, критики, декламаторы. Каждый расскажет со своей точки зрения о жизни великого человека. Биографы представят самые яркие, запоминающиеся страницы жизни М.Цветаевой, декламаторы расскажут нам стихотворения поэтессы, а критики дадут оценку произведениям Цветаевой. Также вам будут даваться задания на рассуждение, поэтому слушаем внимательно выступления своих товарищей.
2. Операционально-исполнительский этап (35 мин.)
Задание 1. Каким был мир детства М.Цветаевой?
Биографы: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Отец Марины Цветаевой» Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, вос­хищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – при­роду, одарила их многими радостями детства, дала им в руки луч­шие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искус­ству, к музыке.
Из воспоминаний М. Цветаевой:
«Когда вместо желанного, предрешенного, поч ти приказанно­го сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмыс­ленным словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала» – и тут же принялась учить меня музыке... Могу ска­зать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». Нарекла свою дочь – Мариной, что означает «морская»»
Декламатор: «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Биографы: Ее не было и года, когда она не осознанно произнесла слово "гамма". Мария Александровна обрадовалась и вскоре начала учить Мусю (так ласково она называла дочь) музыкальной грамоте: "До, Муся, ре, до " ре, Мусенька". Позже Марина скажет: "Я родилась не в жизнь, а в музыку". Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино. "Марина будет пианисткой, а Ася художницей", – говорила мать о дочерях. "Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен. Под их звуки мы уходили в сон," – пишет сестра Марины. Не дождалась мать того времени, когда слово отвлечет ее первенца от музыки и унесет в мир поэзии. А сама когда-то в дневнике записала: "4-летняя моя Маруся ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы". М.А. Мейн свободно владела 4 языками (английским, немецким, французским, итальянским), вела переписку мужа. Она "хотела возле итальянского, как гитару возле рояля, еще и испанский – для дочерей".
Критик: Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем – дневники и письма.
Биографы: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.
Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так на немецком и французском.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвер­гаться влияниям «быть самой собой» – такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Мир детства – это мир музыки, поэзии, радости, добра.
Задание 2. Какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини в стихотворении «Книги в красном переплете»?
Декламатор: «Книги в красном переплете»
Вывод: Мир лирической героини романтический, фантастический, нереальный.
Биографы: В один из осенних московских дней 1910г. из Трехпрудного переулка, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500 экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом".
Критики: На книгу последовали одобрительные отклики Гумилева, Брюсова, Волошина... Так начинались стихи, которыми поэт и критик М. Волошин приветствовал выход в свет первого поэтического сборника 18-летней Марины Цветаевой:
Ваша книга – это весть оттуда.
Утренняя благостная весть!
Я давно уж не приемлю чуда.
Но как сладко слышать: Чудо есть!
Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910 г.) понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Моск­ве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.
Декламатор: «Пусть я лишь стих в твоем альбоме…»
Биограф: Первое выступление Марины состоялось 3 ноября 1911 года в литературно-художественном кружке на Малой Дмитровке в обществе "Свободная эстетика". Марина читала свои стихи не одна, а с сестрой Асей, потому что была стеснительная, читая стихи, они держались за руки. И вот триумф. Аплодисменты.
Биограф: Сестра Марины вспоминает: "Был один миг тишины после нашего последнего слова, и аплодисменты рухнули в залу – как весенний гром в сад! Запрещенные в этом доме аплодисменты. Это был первый вечер начинавшейся известности. Триумф.
Критик: Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.
Критик: В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей: Ты все мне поведал – так рано!
Декламатор: «Я все разглядела – так поздно!»
Критик: В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.
Задание 3. Каковы основные мотивы в этом стихотворении?
Декламатор: «Молитва».
Вывод: Нет, она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они – лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! ") . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.
Критик: В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве – разнообразные дороги цветаевского творчества.
Биографы: Вскоре произошло событие в жизни М.Цветаевой, которое в дальнейшем определит всю ее судьбу – это встреча с Сергеем Эфроном.
Встретились два одиночества. Сергей болен туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый образ. Казалось нелепостью, что они жили врозь до сих пор.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Задание 4. Какие чувства показаны в стихотворении?
Декламатор: «Я с вызовом ношу его кольцо!»
Биографы: Вспоминает Анастасия Цветаева: "Она не сводила с него глаз. Каждый миг с ним было познание и любование. В его взгляде, на нее устремленном, было все ее будущее".
Биографы: Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: "Я никогда за всю жизнь не видела такой метаморфозы в наружности человека, какая происходила в Марине: она становилась красавицей. Кудри вскоре легли кольцами. Глаза стали широкими. Марина была красавицей лет с 19 до 26. До разлуки, разрухи, голода".
Критик: Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стре­мительно.
За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника сти­хов: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.), изданные при содействии Сергея Эфрона.
Задание 5. Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать сущность своего творчества?
Декламатор: «Моим стихам, написанным так рано…»
По словам Марины, вся ее жизнь ее это "роман с собственной душой".
(Песня «Мне нравится, что вы больны не мной»)
Декламатор: «Мне нравится, что вы больны не мной…» (чтение стихотворения на марийском языке)
Биографы: М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней.
Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. И посвящала им стихи. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок.
Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы­вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
Задание 6. Как вы думаете, почему Цветаева пишет про Блока – 5 букв, ведь в его фамилии – 4?
Декламатор: «Имя твое – птица в руке…»
Вывод: Раньше писалось на конце всех слов «ер».
Биографы: Революция – событие, которое отложило отпечаток на творчество многих поэтов. М.Цветаева не осталась в стороне от событий в стране.
1913—1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, лю­бимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе иену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем».
Биографы: Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Три года прожив в Москве, потеряв ребёнка, ничего не зная о муже, она находила мужества писать, ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку. Революция разбросала многих по свету. Потеряли друг друга и Марина с Сергеем.
Декламатор: «Рябину рубили зорькою…» (на марийском языке)
Критики: Стихи Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали, что она умерла, другие – эмигрировала за границу. Цветаева не приняла революцию и в 1922 году, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции (учился в университете в Праге).
Биографы: Эмиграция – один из тяжелых моментов в жизни поэта.
В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но за­тем все изменилось.
Критик: Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...» {Из воспоминаний М. Цветаевой}.
Декламатор: «Расстояние: версты, мили?»
Биографы: Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего, для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных "фракций" и "партий", сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора.
Задание 7. Послушайте стихотворения “Лучина”,1931 г. и “Родина”, 1932г. Какими едиными чувствами наполнены они? Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них?
Вывод: искренность, патриотизм, национальная гордость… Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта?
Учитель: Давайте послушаем о том, как Цветаева возвратилась в Россию.
Биографы: 1939 год, возвращение в Советскую Россию с сыном Георгием. Муж с дочерью вернулись в Россию раньше. Трудно перелистывать трагические страницы жизненной поэмы великой поэтессы: каторжно-суровый быт времен гражданской войны, заграничные мытарства и возвращение в кощеево царство сталинщины, арест мужа и дочери, разлад с сыном. В Советской России ее стихи не печатали. Жить она могла только переводами. Она не понимала, как можно переводить с языков, которых не знаешь (грузинский, татарский и др.)
Критик: Жаловалась Борису Пастернаку, что делает только 20 строк в день, а потом их еще четыре дня переделывает. Книгу стихов Марины, которую готовили к печати в Советской России, запретили в последний момент. Своей знакомой она однажды сказала: "Человек, признавший эти стихи как формализм, просто бессовестный. Я это говорю вам из будущего".
А Борис Пастернак писал когда-то: "... утренняя дымящаяся моя душа Марина. Какие удивительные стихи вы пишите! Вообще – вы возмутительно большой поэт".
Биограф: В Елабуге Цветаева оказалась в полной духовной изоляции. В Чистополь, в который были эвакуированы писательские семьи, приехать ей не разрешили. Тренев и Асеев испугались, что их обвинят в контакте с эмигранткой, в помощи ей.
Критик: Еще в феврале этого года она писала: "Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит, – удивляюсь, не любит – удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен".
Задание 8. Почему поэтесса говорит про голос из-под земли?
Декламатор: «Идешь на меня похожий…»
Вывод: М.Цветаеву долго не признавали, не признавали ее творчество, но она была убеждена, что, что настанут лучшие времена. Ведь она обращается с любовью.
Биографы: Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года. "В одном рассказе М. Цветаевой есть строки: "Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище. А если это несбыточно, если и кладбища того нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с тарусской каменоломни камень: "Здесь хотела бы лежать М. Цветаева".
Исполнить завещанное удалось лишь 4 года назад. И с тех пор каждую осень отметить день ее рождения приезжает множество людей со всей России. Приезжают, собираются вокруг цветаевского костра – символа любви к "маленькой милой Таруссе", всю жизнь озарявшей душу поэта.
4. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)
Викторина:
Что в переводе означает имя Марина?
Где и когда родилась М.Цветаева?
Как звали родителей Цветаевой?
Какая атмосфера царила в доме Цветаевых?
Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева цикл стихов?
Как назывался первый альбом поэта?
Кто дал высокую оценку первому сборнику стихов Цветаевой?
В каком году Цветаева издает второй сборник стихов?
Где и когда произошла встреча Цветаевой с С.Эфроном?
Как звали детей М.Цветаевой?

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Проверить тИЦ и PR