Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок русского языка "Разбор заданий ЕГЭ"

Урок русского языка "Разбор заданий ЕГЭ"

ЕГЭ - Преподавание

Тема урока: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис).

Цели урока:

Образовательные:   1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях

3) закрепление навыков правописания;

Развивающие:          1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) формирование орфоэпического навыка;

Воспитательные:   воспитание ответственности за качество своих знаний;

Задачи учащихся:         1) научиться выделять словосочетания из предложения;

2) научиться определять способ связи слов в словосочетании;

Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;

Ожидаемый результат: высокий процент выполнения данного задания из части В (В3 по материалам  ЕГЭ 2008 года).

ХОД УРОКА

I Оргмомент, актуализация.

Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемых на уроке.

Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задание из части В, связанное с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня -  словосочетание.

II Работа по теме урока.  Повторение и обобщение материала.

Давайте вспомним, что же такое словосочетание. (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).

Посмотрите на доску. Какие бывают  виды словосочетаний по значению?

Виды словосочетаний.

сочинительные 
слова равноправные
(однородные   члены)
дождь и снег

подчинительные
одно слово подчинено другому
главное сл.+ зависимое

осенний дождь

Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в с/соч. (схема на доске).

Способы связи слов в словосочетании.

Согласование

Управление 

Примыкание

                                                                            

      Х     +   завис. сл.                                      Х     +   зав.сл.                           Х    +     зав.сл.

  Сущ         прил                                             Гл.        сущ                                              неизм.ч/р:

                   прич                                           Сущ.       прил                                           н.ф.гл.

                   числ                                                                                                               нар.

                   мест                                                                                                               деепрч.

                                                                                                                                           степени сравн.

       ПРОВЕРКА                                             ПРОВЕРКА

Изменяются ОБА слова                       Изменяется ТОЛЬКО

                                                                       ГЛАВНОЕ слово

ЗАПОМНИ !

1 ГРАМ. ОСНОВА   ≠    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 2 СЛОВО С ПРОИЗВ.ПРЕДЛОГОМ   ≠   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ( возле стола; сравни:

Стоять возле )

 III Закрепление полученных знаний.

    1 Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

   Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).

·        Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечётся в примитив.                           Сл.раб: примитив – нечто простое

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания: мой мозг

                                                    прояснили мозг

                                                     влечётся в примитив

                                                     росные туманы                                Коллективная проверка

                                                     вижу туманы

                                                     слышу мотив

                                                     липовый мотив

·                                                Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.  (М.Цветаева)

Выписываем словосочетания: мне нравится                                   не уплывёт под ногами

                                                    больны не мной                                 под нашими ногами

                                                    тяжёлый шар

                                                     шар земной

                                                     не уплывёт никогда                

2 Практикум по определению способов связи слов в с/соч.

У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.

1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом,  два часа, светит ярче.

2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.

                       Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Способ проверки – взаимопроверка.

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).

3 Отработка задания ЕГЭ.

А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах 2008 года звучит, например,  так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?(Записываем их в тетрадь).

1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч.

2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем,  что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».

 1 Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

4  Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

 5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто  холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».

1 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

  Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2 Из предложений 10-13  выпишите с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3 Из предложения выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4 Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

5 Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6 Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

8  Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

9 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков  и тонкостей нашего обращения.

10 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

Способ проверки – взаимопроверка.

Каков процент выполнения данного задания?

IV Подведение итогов урока.

 Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу.  (Листочки потом сдаются учителю).

Оценивание работы учеников.

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR