Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта сайта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок русского языка в 5 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

ЕГЭ - Преподавание
загрузка...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип урока: урок повторения изученного.

Цели урока:

•1.      Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы.

•2.      Формировать умение применять изученное на практике.

•3.      Прививать интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову, к своей малой родине.

Эпиграф к уроку:

Орфография слова есть биография слова.

                                                            В.П.Шереметевский.

Ход урока:

•1.      Слово учителя.

- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Орфография. Ребята, а как зовут жителей этой страны?

(На доске укрепляется изображение сказочных башен).

Конечно, в течение урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы навестим только те, которые изучали в разделе «Морфемика. Орфография». Назовите их.

 •2.      Обращение к эпиграфу.

- Прочитайте слова В.П.Шереметевского. Как вы их понимаете?

- Запишите эпиграф нашего урока, оформив его как предложение с прямой речью.

- Постройте схему получившегося предложения.

 •3.      Совместная работа.

- Итак, мы уже у ворот, которые ведут в страну Орфографию. Но как нам туда войти? Ведь вход охраняют часовые – Пятерки. Вместе с нами к воротам подошел Петя Ошибкин.

Войти никак нельзя туда.

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнувшись тесно-тесно в ряд.

И говорят все вместе Пете:

«Зачем пришел к воротам этим?»

Им Петя вежливо сказал,

Что познакомится желал:

Чередованья А и О

В корнях замучили его.

- Ребята, давайте поможем Пете: расскажем о правописании корней –гар- - -гор-, -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-, -кас- - -кос-.

- Теорию вы усвоили хорошо. Вход в Орфографическое государство открыт.

Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждет много интересных встреч. И вот первая встреча.

Вы помните знаменитого сыщика Калле Блюмквиста? Дело в том, что он родом из Швеции, поэтому не знает правил русского языка. Давайте поможем ему узнать, о каких словах идет речь.

Задание:

Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.

•1.      Выцвести, потерять окраску.

•2.      Слегка дотронуться до чего-нибудь.

•3.      Приобрести загар.

•4.      В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.

•5.      Смуглый от загара.

•6.      Сгореть до конца, погаснуть.

•7.      Масло, добываемое из растений.

•8.      Догадка, предварительная мысль.

•9.      Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.

- Итак, работа завершена. Калле Блюмквист доволен. У него прекрасное настроение.

Ребята, а как мы напишем слово «прекрасное»?

Дело в том, что в стране Орфография живут 2 сестрицы – приставки при- и пре-. НО к сожалению, они постоянно ссорятся из-за того, что не могут договориться, в каких случаях писать при-, а когда пре-.

Я думаю, что мы сможем помочь приставкам.

Ученик читает стихотворение И.Мелкозеровой:

При- пиши, когда приделал,

Прибежал или приплыл,

Словом, что-то и к чему-то

Ты прибывал или приблизил,

Приколол, приколотил.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил всего,

При- пиши без разговоров,

При- и больше ничего.

Прекрасно знаешь – нелегко

Преодолеть преграды, трудность.

Преуспеть в каком деле,

Конечно, тоже тяжело.

- Ребята, а как звучит орфографическое правило о правописании приставок пре- и при-?

Всегда ли мы можем определить значение приставки?

Пока приставки пре- и при- спорили, в гости к ним пришли слова. Наша задача – определить, к какой же из приставок пришли слова.

•4.      Распределительный диктант.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

 -Приставки пре- и при- благодарят вас за помощь. Но что это? Только что легкий ветерок играл с листочками деревьев, и вдруг…. Разыгрался сильный ветер. Что же произошло?

- Сформулируйте правило.

Ученица читает стихотворение:

Есть тут правило простое,

Ты его запомни:

Если слово без приставки

Начиналось с буквы И,

То после приставки на согласный

Букву Ы пиши.

Ну а СВЕРХ – усвоить надо:

И всегда при ней:

Сверхизвестный, сверхискусный…

Но безызвестный, безыскусный

Ты пиши скорей.

•5.      Задание:

Составьте 3 предложения на тему «Футбольный матч», используя словосочетания: сверх…нтересная игра, великолепно раз…граться, под…тожить результаты.

 - Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно. Я думаю, все вы любите фокусы. В орфографической стране тоже есть свои фокусники. Они могут из 2 (иногда из 3) корней составить одно слово. Но попасть к фокусникам нелегко. Они живут на вершине горы. И нам предстоит пройти сложный путь.

 •6.      Игра «На вершине горы».

- Заполните таблицу словами.

  

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•1.      Путешественник по морям.

•2.      Запас бензина.

•3.      Помещение для совместного проживания людей.

•4.      Человек, занимающийся пчелами.

•5.      Аппарат, передвигающийся по луне.

- Вот мы и добрались до вершины горы. Как называются эти слова-«фокусники»?

- Как называются гласные, соединяющие части сложного слова?

- В каких случаях пишется соединительная Е? А когда О?

 

7.У нас уже прошел Новый год. А у жителей страны этот праздник только начинается. И они также, как и мы, наряжают елку. Елка эта не совсем обычная – орфографическая.

(На доске укрепляется изображение елки; у каждого учащегося на парте – свое изображение. На веточках елки написаны названия орфограмм: а-о в корнях с чередованием, буквы ы-и после приставок, соединительные о и е в сложных словах, гласные в приставках пре- и при-).

 Задание:

Учитель читает слова, а учащиеся прикрепляют цветные шары к веточкам елки. Один ученик работает на доске, остальные – на месте рисуют шарики карандашом на веточках своих елок.

Слова для «украшения» елки:

Приостановить, свежемороженый, сыграли, касаться, подгореть, прехорошенький, пылесос, сверхизобретательный, самолет, приуральский, прехорошенький.

(После окончания работы учащиеся сверяют количество шаров на веточках).

- Молодцы, ребята! Орфограммы нам сегодня преподнесли немало приятных сюрпризов. Но и мы прибыли к ним не с пустыми руками. Мы подарим им небольшой рассказ о нашем селе.

 8.Задание:

Запишите текст, обозначьте орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания..

Гильчин   пр…красное село. Село со сверх..нтересной историей. В селе живут добрые и веселые люди – зем…дельцы, животн…воды. Труд..любивые пахари работают на полях и ласковые лучи солнца к..саются их заг..релых лиц.

 9.Домашнее задание: сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.

 10.Подведение итогов.

- Посмотрите, как приветливо улыбаются нам часовые – наши Пятерки. Это говорит о том, что пора подвести итог урока – выставить оценки.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
Проверить тИЦ и PR