Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Психология arrow Воспитание военнослужащих

Воспитание военнослужащих

Курсовые работы - Психология
Воспитание военнослужащих
Глава I. Формирование духовной культуры.
1.1. Понятие и проблемы формирования духовной культуры.
1.2. Анализ возможностей офицера в формировании духовной культуры
военнослужащих.
Глава II. Морально-психологическая подготовка.
2.1. Характеристика морально-психологического состояния.
2.2. Социально-психологическая работа.
Глава III. Воинское воспитание военнослужащих и воспитание
на боевых традициях.
3.1. Воинская составляющая духовно-нравственного воспитания.
3.2. Воспитание личного состава на боевых традициях Вооруженных Сил.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование нравственно-ценностной концепции по овла¬дению лучшими образцами и опытом человеческой культу¬ры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей. Достижение данной цели возможно при ак¬тивном взаимодействии трех видов технологий совершен¬ствования офицера: образовательных (традиционные - вос¬питание и ретроспективно-репродуктивное обучение, и ин¬новационное - обучающее сотворчество), самообразователь¬ных и информационных технологий.
Важное место в духовно-нравственном воспитании отводится моральному фактору. На его роль в войне неоднократно указывали великие полководцы А.В. Суворов, и М.И Кутузов, Г.К. Жуков. Этому вопросу отводили первостепенное значение М.В. Фрунзе, Н.Н. Головин, П.И. Изместьев и другие военные теоретики.
В современных условиях проблема морально-психоло¬гического обеспечения подготовки и ведения боевых дей¬ствий приобретает все более острый характер, и успешное ее решение в значительной степени зависит от уме¬ния командиров, штабов и воспитательных структур учи¬тывать рекомендации науки и опираться на отечественный и зарубежный опыт.
Актуальность данной работы состоит в том, что нам, как будущим офицерам, представляется возможным творчески осмыслить духовно-нравственные и психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и всей системы воспитательной работы в Вооруженных силах, составить представление о ее структуре, формах и видах нашей дальнейшей деятельности по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подчиненных.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие и проблемы формирования духовной культуры
Альтернативой расцвету технократии и дегуманизации человека является новая "гуманистическая парадигма". Проблема эта относится к обществу в целом; более того - она имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвано внести и современная педагогика. Гуманизация военно-педагогического процесса - это пока еще общее направле¬ние, связанное с поисками в войсках конкретных и многооб¬разных путей решения проблемы. Здесь мы имеем и бес¬спорные удачи, и разочаровавшие неудачи.
Формирование духовной культуры личности военнослужащих является, на наш взгляд, одним из важных направлений духовно-нравственного становления молодежи, подготовки их к самостоятельной жизни и важнейшей составляющей развития общества и государства.
В данной работе под формированием духовной культуры будет пониматься осо¬бая форма многогранного процесса развития че¬ловека: сознательное и систематическое культиви¬рование в нем нравственных общечеловеческих качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формиро¬вание способности жить согласно нормам и прин¬ципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
Ориентация на решение этих задач и на развитие военнослужащего как личности, как ин¬дивидуальности и как активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе построения соот¬ветствующей стратегии деятельности офицеров, создающих условия для самореализации творческих сил военнослужащих и системе их взаимодействия между собой.
В процессе формирования духовной культуры широкое распростране¬ние в современной армии получают назидательные, порицательные и поощрительные методы, а сами военнослужащие превращаются в пассивных потребителей нравствен¬ной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реа¬лизуемым в реальном поведении.
На практике подобные воспитательные уси¬лия нередко предстают как безрадостная и безус¬пешная борьба одних людей с другими или чело¬века с самим собой, оборачиваются результатами, про¬тивоположными целям обретения духовной культуры. Основным противоречием приобщения к духовной культуре является рассо¬гласование (разрыв) между двумя сторонами еди¬ного процесса формирования военнослужащего как личности: общественной практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на "приспособление" (адаптацию) военнослужащих к наличным условиям общества, жизни, сведению их личных интересов к обществу, к обеспечению дисциплины и порядка (воинского, учебного и т.п.), к формиро¬ванию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствова¬ние окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер проводимой воспитательной работы оказывается чрезмерным, то это чревато много¬образными опасностями как для самого военнослужащего, так и для армии. Прежде всего, происходит духов¬ное подавление военнослужащего, основной принцип его развития - нравственное самосовершенствова¬ние - не имеет для него практической ценности и значения.
Становление армии на демократических, гуманных началах, прежде всего, означает отказ от авторитарной, императивной педагогики с ее ориентацией ни некоего «среднего» воина и взглядом на него как ни пассивный объект обучения и воспитания. Вместо пе¬дагогики диктата и послушания в армейской жизни должны утверждаться принципы и идеи педагогики сотрудничества, в центре которой - внимание к личности военнослужащего и создание условий для максимальною развития его способностей и возможностей. Помочь офицеру дойти до каждого своего питомца призвана и духовная культура. Каким же образом она должна формироваться, чтобы армия реально могла выполнять одну из ответственейших задач готовить солдат к выполнению воинского долга.
1.2. Анализ возможностей офицера в формировании духовной
культуры военнослужащих
Традиционно считалось, что образовательные институты (к которым можно, на наш взгляд, отнести и вооруженные силы) явля¬ются центральным звеном всей системы об¬разования, фундаментальной культурной базой воспитания и развития молодежи. Практически во всех стратегиях обучения обновление процесса воспитания в обще¬образовательном учреждении связано с формированием качественно нового пред¬ставления о статусе воспитания с учетом оте¬чественных традиций, национально-регио¬нальных особенностей, достижений совре¬менного опыта; созданием раз¬нообразных воспитательных систем, стимули¬рованием разнообразия воспитательных стра¬тегий, методов, повышением эффективности действия его механизмов, установлением и поддержанием ба¬ланса государственного, семейного и общест¬венного воспитания.
Концепция воспитания армейской молоде¬жи ставит перед офицерами-педа¬гогами задачу воспитания военнослужащего как пред¬ставителя своей среды, своего народа с при¬сущими ему национальным самосознанием и миропониманием, вместе с тем готового к диалогу и восприятию других культур.
Однако для анализа возможностей армии в формировании духовной культуры личности военнослужащих необходимо выработать систему объективных педагогических ценностей и норм.
И.А. Ильин, например, считает, что следует ориентироваться на: уважение человека к самому себе, стержень человеческой личности; историческое сознание, применительно к молодежи - чувство времени, умение плыть по реке времени, ощущать прошлое и будущее; отношение к предмет¬ному миру и умение вычленить в нем наиболее интересные окументальные свидетель¬ства эпохи - предметы и памятники, беречь и ценить их.
Л.А. Аза указывает на необходимость воспитания разумных потреб¬ностей, культуры потребления, формирования общественно значи¬мых интересов.
Не забыта и известная мысль о том, что все дело вос¬питания, образования и обучения молодежи должно стать воспитанием в ней общечеловеческой морали, высокой гражданственной сознательности, готовности защищать свою отчизну.
Современные психологи считают центральной зада¬чей формирования личности процесс формирования ее сознания. Этот процесс предполагает овладение знанием (присвоение культуры), овладение способами получе¬ния нового знания (гносеологическими способностями, логикой), наконец овладение системой определенных ценностей общества (присвоение норм общества).
Хорошие традиции формирования духовной культуры личности военнослужащих в процессе воинской службы были заложены в советский период. Сегодня постсоветское общество переживает пере¬ходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-эконо¬мических устоев. Очевиден кризис систе¬мы воспитания. В этих условиях встает вопрос о возрождении опыта предшествующих лет и о разработке новых подходов к формированию духовной культуры личности военнослужащих.
Одним из важных компонентов возрождения России, культурного богатства страны является процесс его духовного возрождения, формирования патриотического сознания. Патриотизм выступает мерилом нравственного воспитания молодежи. Важная роль при формировании патриотизма отводится отечественной истории, литературе. Обращение к этим предметам способствует получению военнослужащими знаний о трудовой истории страны, значимости человеческого фактора в развитии общества. Накопленный опыт проведения бесед, лекций, диспутов, литературных и читательских конференций с приглашением на них представителей различных профессий, родителей в сочетании с методами индивидуальной работы, такими, как беседа, наблюдение, изучение результатов деятельности молодежи могут дать желаемый результат при формировании духовной культуры личности военнослужащих.
Особая роль в процессе службы, на наш взгляд, должна быть отведена изучению русского языка, особенно для воинов других национальностей.
Русский язык в условиях нашего государства имеет очень важные функции. Как любой язык, он является средством общения людей и управления ими, средством обучения и воспитания, взаимного обогащения людей опытом жизни и профессиональной деятельности. Кроме этого, в многонациональном государстве русский язык обеспечивает общение людей разных национальностей между собой, приобщение их к истории и культуре.
В основном на русском языке формируются представления молодежи об экономике, отраслях производства, предприятиях и воинских профессиях. В процессе проведения работы по обучению военному делу нельзя не учитывать направленность в развитии отраслей российской экономики, сложившиеся армейские традиции, наличие образовательных и профессиональных инструментов, обучение которым идет на русском языке.
Неоценимую помощь в процессе воспитания военнослужащих способна оказать музейная педагогика. Она может помочь воину стать творческой личностью. Музейная педагогика основывается на трех научных дисциплинах: педагогике, пси¬хологии и истории. Эти предметы граничат с историей материальной культуры, историчес¬кой психологией, философией. Музейная педа¬гогика тесно соприкасается и с искусствознанием. Она по¬могает формировать такую систему ценнос¬тей, при которой самым главным оказывают¬ся не деньги, а человеческое.
Духовно пробудить молодого человека - первостепен¬ная педагогическая задача. Поэтому, на наш взгляд, в деле формирования духовной культуры молодежи армия может шире использовать «сотрудничество» с церковью. Надо воспитывать такого человека, - указывается в Программе развития воспитания в системе образования России, - который умел бы внутренне уважать самого себя, утверждать свою духов¬ную личность, свое свободное достоинство, перед которым бессильны были бы современ¬ные соблазны и искушения.
Центральное место в этом стратегичес¬ком документе отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, т.е. решению именно тех задач духовного ста¬новления личности, на которых Православие неизменно концентрирует внимание челове¬ка, семьи и общества.
Теперь появились возможности в большей степени направлять обучение военнослужащих на их лучшую подготовку к жизни в обществе, в семье. А это без основательного нравственного, духовно¬го воспитания молодежи невыполнимо.
Очевидно, что использовать эту возможность можно и в интересах воинского воспитания, так как общество вновь поняло и приняло необходимость воспитания, обра¬щения к нетленным истинам христианства и других религий.
Среди многочисленных характеристик сущности духовной культуры особое значение приобретает акцентирование ее фундаментального свойства - быть средством восхитительности людей, что интегрирует остальные ее характеристики. Одной из важнейших сторон этой многозначной деятельности является коммуникативная функция культуры, выступающей как производство средств общества, предназначенных и способствующих передаче и усвоению не только ценностей духовной культуры прошлого, но созданию и умножению новых ценностей, возникающих в ходе развития общества и на современном уровне неотделимых от научно-технического прогресса. В многоаспектном процессе приобщения к ценностям культуры все большая роль отводится таким действенным факторам социального воздействия на личность, как средства массовой коммуникации (СМК). Они не только управ¬ляют общественным мнением, но влияют на формирова¬ние интересов и потребностей человека, подготавливай его к определенной социально заданной деятельности. Информируя о событиях в мире, развлекая, воспитывая и обучая, СМК изменяют тип мышления и культуру че¬ловека.
Учитывая эти обстоятельства в военно-педагогический процесс и особенно в работу по воинскому воспитанию целесообразно вводить технические средства: возможности использования компьютеров и Интернета, видео-, аудиотехнику и т.п., а также восстановить давно внедренный, но забытый прием - использование телепередач в процессе проведения общественных мероприятий.
На протяжении последних лет проведена серьезная разработка ряда документов по ключевым проблемам воспитания. Достаточ¬но вспомнить, что на сегодняшний день опубликовано более 30 авторских концепций воспитания.
Однако, с тех пор как в армии исчезли подпорки всех идеологических структур, как исчезли институт замполитов, система комсомольской работы, в частях образовался вакуум, который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня армия представляют своеобразный «рабочий комбинат», куда призывник приходит, чтобы не служить, а отбыть срок ... и уходит. Служба перестала, как прежде, быть воспитательным «учреждением». Поэтому необходимо внести в армию искусство - в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология педагогической работы должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом и экологическом воспитании и художественном развитии.
И задача офицеров - воспитать молодежь, чтобы после службы она была способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой.
Однако, формирование духовной культуры, воспитание проч¬ных установок на процесс познавательной деятельности, развитие профессиональных интересов и ценностных ориентации невозможно осуществить как чтение какого-либо спецкурса с последующей сдачей зачетов или экзаменов.
Это положение, на наш взгляд, больше всего относится к воспитанию у военнослужащих высоких нравственных начал. Распространенные ранее факультативы этики и эстетики, способствовали более глубокому изучению воинами истории культуры поведения человека в обществе и в быту, помогали узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.
Сегодня военнослужащим необходимо знать, что, придя после службы в трудовой коллектив, первое впечатление об их характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить военнослужащих организовывать своё общение, воспитывать полезные привычки, проводить тренировку поступков, достойного поведения, рассказывать о манерах поведения.
Таким образом, с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение солдат в такие виды деятельности, как общественная, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.
Эстетическое воспитание в армии может осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.
Задача эстетического развития в процессе воинской службы - выявлять и развивать творчески - эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками.
Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания может представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства, а целостный курс общего эстетического развития, после чего он трансформируется в разговор об отдельных художественных дисциплинах. Эта дифференциация исходно необходима, т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой военнослужащих, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.
Возросшая аналитичность подростков и их возрастные особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В возрасте призывников уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства. Однако им еще необходима помощь в решении собственных мировоззренческих проблем, таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности, что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.
Если в части предусматриваются возможности для желающих испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках по свободному выбору, то к концу службы выделяются группы солдат с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь, предоставление возможности углублять знания, развивать способности и умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок, станет своеобразным компасом в дальнейшей жизни.
В частях также необходим психолог. С одной стороны, армейский психолог - узкий специалист. С другой стороны, он специалист широкого профиля: социальный психолог, социолог, специалист по научной организации воинского труд. Ему должно быть предоставлена возможность обучения других офицеров.
Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровня офицеров - единственно прочная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение «воспитывает» другие.
Говоря об экологии, отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект.
Экологическая культура - ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.
Наблюдения показывают, что слабо ещё экологизирована, т.е. сопряжена с задачами охраны природы и рационального использования её ресурсов профессиональная деятельность военнослужащих.
Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу - придать системе воинского воспитания экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования, в том числе и экологического.
В ходе военно-педагогического процесса необходимо:
усиление эколого-мировоззренческой нагруженности воспитания, и, прежде всего, более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы;
сопряжение различных армейских занятий с вопросами экологии, формирование межпредметных связей, выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды;
разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в воспитательном процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических исследований;
включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды, которые связаны с видом вооруженных сил.
Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс образования, но и объединять все те знания, которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.
Важным компонентом формирования духовной культуры является также воспита¬ние у военнослужащих добросовестного отношения к труду. Именно в армии военнослужащие могут научиться понимать, что труд - это первая жизненная потреб¬ность человека. Для достижения этой цели офицер должен освещать такие вопросы, как роль труда на разных этапах социального развития нашего общества, решающая роль трудящихся масс в создании материальных и духовных благ, отечественные трудовые традиции. Очень важно в беседе с военнослужащими использовать конкретный материал, который, как пра¬вило, оказывает на них положительное влияние. На примерах из жизни офицер может глубоко знакомить военнослужащих с экономиче¬скими и научно-техническими основами производства, раскрывать перед ними общественную значимость профессий рабочего, хлебо¬роба и т.д.
На наш взгляд, подлинное трудолюбие, творческое отношение к труду формируются не только в процессе общественно полезного, производительного труда, но и на занятиях любимым, увлекательным делом.
Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей.
Объективные условия формирования культуры военнослужащих не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного, профессионального и индивидуально-типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного, системного характера формирования духовной культуры военнослужащих. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему, составной частью которой для молодежи является подготовка к самостоятельной жизни, добросовестное выполнение воинского долга.
ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Характеристика морально-психологического состояния
Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-психологические эле¬менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза¬ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.
В боевой обстановке особое значение имеют такие мо¬ральные категории, как непреклонная уверенность в раз¬громе врага, основанная на справедливом характере вой¬ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов¬ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза¬имовыручка в бою и др.
Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. При подготовке и ведении боевых действий, связанных с неимоверно сложными и опасными для жизни условиями и, как следствие, с огромным морально-психо¬логическим напряжением, которое испытывает личный со¬став на поле боя, отмеченные детерминанты играют ключе¬вую роль.
Значительные морально-психологические нагрузки вы¬падают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго¬товлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытыва¬ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям.
Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей¬ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це¬ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния - морально-политиче¬ские и психологические.
Задачи морально-психо¬логической подготовки военнослужащих (по своему сущностному содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде¬ологического воспитания и морально-психологической под¬готовки.
Морально-психологическое состояние как основной ре¬зультат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп¬повых факторов, которое выступает относительно устойчи¬вой для определенных условий характеристикой мобилизо¬ванности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто¬роннюю готовность и способность военнослужащих и воин¬ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни¬ем военно-политических, социально-психологических, мате¬риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель¬ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо¬го противоборства с противником.
2.2. Социально-психологическая работа
При рассмотрении психологических предпосылок эффективности боевых действий нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы.
Главная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы разви¬вать и укреплять у них психологическую готовность к вы¬полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага.
Основой социально-психологической работы является созна¬тельное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и спосо¬бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно¬сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси¬хологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение ис¬пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий.
Социально-психологическая работа представляет собой комп¬лекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по¬средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требовани¬ями современной войны и боя.
Основные группы задач социально-психологической работы:
1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре¬менной войны в целом.
Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси¬хологического облика. Важным является вооружение лич¬ного состава необходимым минимумом военно-психологиче¬ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за¬калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые со¬ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости.
2. Выра¬ботка высокой боевой активности и психологической устой¬чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомле¬ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак¬торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста¬новке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть це¬ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.
3. Формирова¬ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи - подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое де¬журство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения функциональной активности психики, улучше¬ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения.
Задачи социально-психологической работы решаются с помо¬щью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения об¬становки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов¬ных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое со¬стояние, которое по тем или иным параметрам не отлича¬лось бы от боевого состояния.
Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже¬ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по¬следствиями напряженных боевых действий. Однако про¬стым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.
Прежде всего эта напряженность достигается внедрени¬ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса: метание боевых гранат, преодоление минновзрывных заграждений по ограниченным проходам, форсирование водных преград, десантирование, наступление вслед за разрывами снарядов и мин. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряже¬ние и имитация огня противника, но при условии, что лич¬ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар¬тину издалека.
Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при не¬достатке времени. Ограничение временных рамок достига¬ется как прямыми требованиями начальника, установлен¬ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ог¬раничивает запасы времени, которыми располагает коман¬дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре¬шение их, повышение самостоятельности - все это спосо¬бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.
Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно¬гих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх во¬ды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.
Полосы психологической подготовки оборудуются на ос¬нове полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты). Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза¬пись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей¬ствия.
Для достижения большей систематичности и целостно¬сти в психологической закалке полосы, участки и поля объ¬единяются в городки психологической закалки. Такой горо¬док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои¬нов в составе подразделений, участок психологической за¬калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи¬ков, связистов и др.). На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.
Критерий оптимальности организации МПО как кон¬кретного вида деятельности предполагает оценивание мо¬рально-психологического состояния по конкретным показа¬телям:
диагностическая подготовленность - умение долж¬ностных лиц анализировать МПО, использовать диагнос¬тические методы, подготовленность изучать людей, обста¬новку, успешность решения выполняемых задач и т.д.;
прогностические способности - подготовленность вы¬рабатывать предварительные и обоснованные варианты решений, умение видеть последствия боевых и иных дей¬ствий в боевой обстановке;
проектировочно-кострукторская подготовленность - умение заблаговременно и оперативно планировать МПО, вырабатывать оптимальные варианты действий в зависи¬мости от особенностей решаемых задач и характера разви¬тия ситуации;
организаторско-коммуникативная компетентность - способность эффективно реализовывать решения, подбирать, готовить, расставлять кадры, руководить их действиями по осуществлению МПО в любых условиях обстановки;
аналитико-оценочная способность - умение объек¬тивно и всесторонне анализировать организацию, состоя¬ние и действенность МПО подготовки и ведения боевых дей¬ствий, используя систему критериев и показателей.
ГЛАВА III. ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ВОСПИТАНИЕ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ
3.1. Воинская составляющая духовно-нравственного воспитания
Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.
Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага.
Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.
Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:
- воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;
- формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;
- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
- формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою, -стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;
- воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.
Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на флоте, его последовательное осуществление в многогранной деятельности военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются, прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота.
В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.
В содержании воинского воспитания важное место занимает и пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.
Таким образом, воинское воспитание - целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач, как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.
3.2. Воспитание личного состава на боевых традициях Вооруженных Сил
Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.
Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции.
Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:
- беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;
- непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
- верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;
- любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;
- постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;
- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.
Пропаганда боевых традиций помогает молодежи обогащать свои общественные идеалы, как бы приобщаться к духовному облику тех, кто проявил легендарное мужество и отвагу, обессмертил себя подвигами во имя Родины.
Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец М.В. Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51 й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы «память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии.
Воспитательное воздействие боевых традиций заключается прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь из истории, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы в целом.
Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил флота. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков.
Изучение, пропаганда и внедрение в жизнь боевых традиций способствуют разоблачению клеветнических измышлений в адрес истории наших Вооруженных Сил.
Историю пишет народ. Ее можно трактовать по-разному, но нельзя все же изменить исторические вехи. Историю переделать нельзя. В связи с распадом Советского Союза Вооруженные Силы, которые приняты под юрисдикцию России, оказались в какой-то степени раздробленными, находясь в некоторых бывших республиках СССР и в дальнем зарубежье. Процесс распада СССР повлек за собой в некоторых регионах межнациональные конфликты. В этих условиях Вооруженные Силы России оказались в некотором смысле в роли заложника. Это явилось результатом некоторой непродуманной игры политиков. Данная ситуация выдвинула перед Вооруженными Силами ряд неординарных, несвойственных им задач. Это и вывод войск на территорию России, как из стран дальнего зарубежья так и с территории бывших союзных республик (особенно остро в этом плане решается вопрос с Грузией), это и выполнение миротворческой миссии в Молдавии и на Кавказе, это и выполнение боевых задач совместно с пограничными войсками по защите государственных границ на территории Таджикистана, это и выполнение миротворческой миссии в Югославии под эгидой ООН. В результате некоторых событий за последнее время армия попала под мощный огонь критики со стороны прессы, общественности, что, естественным образом, отрицательно сказалось на ее моральном состоянии. Однако не только критика повлияла на снижение некоторого морального потенциала армии, но также и социальные условия, в которых она оказалась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ¬ной государственно-идеологической поддержкой, материаль¬ными факторами система духовно-нравственного воспитания способствует превращению современных ар¬мий в надежный инструмент политики своих госу¬дарств.
Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-психологические эле¬менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза¬ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. Это первая и наиболее важная группа психологических предпосылок эффективности боевых действий.
В боевой обстановке особое значение имеют такие мо¬ральные категории, как непреклонная уверенность в раз¬громе врага, основанная на справедливом характере вой¬ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов¬ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза¬имовыручка в бою и др.
Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою.
Не менее важное место в духовно-нравственном воспитании отводится боевым традициям. Они - это мы сами, люди с ружьем, это наш труд, наша почетная служба. Просто помнить традиции - мало. Им нужно неотступно следовать, их нужно умножать и к старой славе прибавлять новую. А это значит идти от рубежа к рубежу, от успеха к успеху, брать новые высоты боевого мастерства.
Большая воспитательная значимость традиций побуждает руководителей коллективов, командиров постоянно влиять на динамику их возникновения и действия, кропотливо отбирать, поддерживать, создавать и пестовать положительные традиции, множить их. Для этого необходимо ежедневная, кропотливая работа, основная доля в которой должна принадлежать:
- пропаганде боевых традиций;
- поиску и утверждению вновь зарождающихся традиций;
- умелое оформление наглядной агитации;
- систематические встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил;
- возрождение положительных традиций дореволюционной армии;
- поднять на более высокий уровень традиции, зародившиеся в Афганской войне и в Чечне.
Традиции - это нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах. ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. Т. 2.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986.
3. Военная педагогика и психология. Под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1986.
4. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф. Кулакова. - М., 1998.
5. Вопросы воинского воспитания. Сборник статей. - М., 1985.
6. Игнатьев Л.Л. Пятьдесят лет в строю. - М., 1988.
7. История государства Российского. - М., 1992.
8. О долге и чести воинской в Российской Армии. Собрание материалов, документов и статей, - М., 1990.
9. Проблемы воинского воспитания. - М., 1979.
 
След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
11 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR