Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Русский язык и литература arrow Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Рефераты - Русский язык и литература

Роман  А.Н.Толстого  “Петр  Первый”

Роман  А.Н.Толстого " Петр Первый "А.М.Горький  назвал " первым  в  нашей  литературе настоящим  историческим  романом ", " книгой -  надолго ".  Отразивший  одну  из интереснейших  эпох  в развитии  России -  эпоху  коренной  ломки патриархальной  России  и борьбы  русского

 народа  за  свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"  всегда  будет  привлекать читателей  своим патриотизмом, необыкновенной  свежестью  и высоким  художественным  мастерством.  Этот  роман  знакомит читателя  с  жизнью России  конца  XVII - начала  XVII века, рисует  борьбу  новой  молодой  России, стремящейся  к  прогрессу, с  Россией старой, патриархальной, цепляющейся  за  старину, утверждает  неодолимость  нового. " Петр Первый "- это огромное  историческое  полотно, широчайшая  картина нравов, но прежде  всего - это, по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о русском характере.

Личность  Петра  и его  эпоха  волновали воображение  писателей,  художников, композиторов многих  поколений. От  Ломоносова до наших  дней  тема Петра  не  сходит со  страниц  художественной литературы. К ней обращались  Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше  двадцати  лет волновала  тема  Петра и Алексея Толстого:  рассказ  " День  Петра "  был  написан  в1917 году, последние главы  его  исторического  романа  " Петр  Первый " - в  1945. Не сразу  сумел  А.Н.Толстой  глубоко, правдиво  и  всесторонне нарисовать Петровскую  эпох, показать  характер петровских  преобразований.  " На  Петра  я нацеливался  давно, еще  сначала  февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я  видел все  пятнана  его  камзоле,- но  все  же Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане ". Об  этом  свидетельствуют  и  его  рассказ " День  Петра ", и  трагедия  " На  дыбе " (1928).   Характерно, что  к  Петровской эпохе  А.Н.Толстой  обратился в 1917  году; в  далеком прошлом  пытался  он найти  ответы  намучившие  его  вопросы о  судьбах  родины и  народа. Почему  именно к  этой  эпохе обратился  писатель? Петровская  эпоха - время  преобразовательных  реформ, коренной  ломки  патриархальной  Руси- воспринималась  им  как нечто  напоминавшее  1917год.

В  рассказе  " День Петра "  Толстой  стремился показать  Петра  Первого  своевольным  помещиком, который  хочет изменить  жизнь родной  страны. " Да, полно,- пишет  он , хотел  ли добра  России царь Петр? Что  была  Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и  ревностью: как  это его  двор  и скот, батраки  и  все хозяйство  хуже, глупее  соседского? " Отрицательное  отношение к Петру и  его  преобразовательской  деятельности  связано  было, как  полагают  исследователи, с  неприятием и  непониманием  А.Н.Толстым в 1917  году  Октябрьской революции.  В  пьесе  " Надыбе "  дана  более широкая  характеристика  времени  Петра  и его  окружения. Эпоха  дается по-прежнему  в  мрачных  тонах. Через  ряд эпизодов  проходит  мотив трагического одиночества  Петра. Он  одинок в  своей  огромной стране, ради  которой  " живота  не жалел "; народ  против  преобразователя. Одинок Петр  и  в среде своих  " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все  лгуны  и воры. Одинок  Петр  ив  своей  семье - ему изменяет  Екатерина. Несмотря на  то, что  в трагедии" На  дыбе " (на  дыбу  поднята  Петром вся  Русь) Петр  нарисован уже  большим  государственным деятелем,  он  по-прежнему оставался  для  Толстого загадкой - отсюда  и  утверждение писателем  бесперспективности его

 преобразовательской деятельности  и  изображение краха  всех  его многолетних  трудов. Стихия  побеждает  Петра, а не  наоборот , как у  Пушкина  в поэме  " Медный  всадник ". Одним  из  лучших произведений  советской литературы  на  историческую  тему  стал"превосходный",  по  словам А.М.Горького,  роман А.Н.Толстого"Петр  Первый".

Начало  работы  над этим  романом  совпадает с  событиями,  важными  в  жизни нашей  страны. 1929  год – год исторического  перелома. Именно  в  это время  Толстой  снова обращается  к  изображению Петровской  эпохи.  Он ощущает  перекличку  далекого Петровского, "когда  трещит  и рушится  старый  мир",с  нашим  временем, чувствует  определенное  созвучие между  этими  двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА  "ПЕТРПЕРВЫЙ"

1. Прежде  всего  писателю нужно  было  определить, что  будет для  него  основным в  романе,  и с  этих  позиций  отбирать  соответствующий  материал  в трудах  историков,  исторических  документах, мемуарах.  Этим  основным для  Толстого,  по его  словам,  явилось "становление личности  в  эпохе".  Об  этом  он говорил  и  в беседе с  коллективом  редакции журнала  "Смена":  "Становление   личности в  исторической  эпохе - вещь  очень  сложная. Это  одна из  задач моего  романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход  повествования,  вся система  художественных  образов должны  были  подчеркнуть  прогрессивное  значение  преобразовательских  мероприятий,  их  историческую  закономерность  и  необходимость.

3. Одной  из  важнейших задач  было  для Толстого  "выявление  двигающих  сил  эпохи" - разрешение  проблемы народа,  его  исторической  роли  во всех  преобразованиях  страны, наконец,  изображение сложных взаимоотношений  Петра  и народа. Таковы  основные  задачи, к  разрешению  которых Толстой  смог подойти  лишь  в конце  20-х  годов. Идейный  замысел  романа нашел соответствующее выражение  в  композиции произведения,  во  всех ее  компонентах.

КОМПОЗИЦИЯИ  СЮЖЕТ  РОМАНА

"Исторический роман  не  может писаться  в  виде хроники,  в  виде истории...  Нужна  прежде всего,  как  и во  всяком  художественном полотне, - композиция, архитектоника  произведения.  Что это  такое - композиция?  Это  прежде всего  установление  центра, центра  зрения художника...  В  моем романе  центром  является фигура  Петра I." Итак,  в  центре повествования  Толстого - Петр,  формирование  его личности.  Однако  роман не  стал  пусть и  мастерски  написанной биографией  Петра.  Почему? Толстому  важно  было показать  не  только Петра  как  большого исторического  деятеля,  но и  эпоху,  которая способствовала формированию  этого  деятеля.   Становление личности  Петра  и изображение  эпохи  в ее  историческом  движении  определило композиционные  особенности  романа. Толстой  не  ограничивается  изображением  жизни  и деятельности своего  героя,  он создает  многоплановую  композицию, что  дает  ему возможность  показать  жизнь самых  различных  слоев населения России, жизнь  народных  масс. Все  классы  и группы  русского  общества представлены  в  романе: крестьяне,  солдаты,  стрельцы, ремесленники, дворяне,  бояре.  Россия показана  в  бурном потоке  исторических событий,  в  столкновении  общественных  сил.   Поражает  широкий  охват событий  Петровской эпохи,  разнообразие созданных  персонажей.

Действие переносится  из  бедной крестьянской  избы  Ивашки Бровкина  на  шумные площади  старой  Москвы; из  светлицы  властной, хищной  царевны  Софьи – на Красное  крыльцо  в Кремле,  где  маленький  Петр  становится очевидцем  жестокой  расправы стрельцов с Матвеевым;  из  покоев Натальи  Кириловны  в Преображенском  дворце - в  Немецкую  слободу, оттуда  в  выжженные южным  солнцем  степи, по  которым  медленно двигается  войско  Голицина; из Троицко-Сергиевской  лавры,  куда ночью  из  Преображенского  дворца  бежал Петр, - в Архангельск,  под  Азов, за  границу. Первые  главы  романа рисуют  ожесточенную  борьбу за  власть  между двумя  боярскими  группами - Милославскими  и Нарышкиными,  представляющими  старую,  боярскую, допетровскую  Русь.  Ниту,  ни  другую группу  не  интересовали  ни  интересы  государства,  ни  судьба народа. Толстой  подчеркивает  это почти  однотипными  замечаниями,  оценивающими правление  одних  и других. " И  все  пошло по старому. Ничего  не  случилось. Над Москвой,  над  городами, над  сотнями  уездов ...

 кислые  столетние  сумерки - нищета , холопство,  безделье" ( после победы  Милославских ); но  вот победили  Нарышкины - "...стали думать  и  править по прежнему  обычаю. Перемен  особенных не случилось"  Это понимает  и  сам народ: "Что  Василий  Голицын ,что  Борис - одна  от  них радость".  Толстой  показывает, что  народ  играет решающую  роль  ив  тех событиях,  которые  разыгрываются  в  Кремле. Только  при поддержке народа  Нарышкиным  удается сломить  Милославских  ит.  д. Недовольство народа  своим положением  проявляется  в ряде  массовых  сцен.  Примерно  с  четвертой главы  первой  книги Толстой  показывает, как  все  более обостряются  отношения  между  возмужавшим Петром и  Софьей,  что приводит  в  дальнейшем к  падению  былой правительницы. Петр  станоновится  самодержавным  правителем и  со  свойственной  ему решительностью, преодолевая  сопротивление боярства,  начинает борьбу с  византийской  Русью. "Упиралась  вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и  жестокость  но вовводимого не  только  боярство,  но  и поместное дворянство,  и  духовенство, и  стрельцы: "Стал  не мир, а  кабак, все  ломают,  всех тревожат... Не  живут - торопятся... В  бездну  катимся..."  Сопротивлялся  и  народ - "мало было  прежней  тяготы - волокли  на  новую  непонятную работу - на судостроительные верфи  в  Воронеже". Бегство  в леса  дремучие, на  Дон - ответ  народа на все  тяготы  жизни в  период  правления Петра.

Первая  книга  кончается жестоким  подавлением  Петром стрелецкого мятежа. Ее  финал  лучше прочесть  вслух: "Всю  зиму были  пытки  и казни... Ужасом  была  охвачена вся  страна.  Старое забилось по темным  углам.  Кончалась византийская  Русь.  В мартовском  ветре чудились  за  балтийскими побережьями  призраки  торговых кораблей". Вторая  книга,  по словам  самого  Толстого "более  монументальна, более психологична",  она  рассказывает о  том  как  сдвинулась с места Русь – начинается с  изображения "неохотно"  пробуждающейся Москвы,  кончается  картиной строящегося  Петербурга. Монументальность романа  проявляется  не  в  изображении больших событий  крупным  планом, а  в  изображении строительства  новой России. Борьба старого  и  нового становится  определяющей  в развитии  действия  романа. Толстой  показывает  в каких  сложных условиях  возникает  молодая Россия,  какие  трудности пришлось  преодолевать  Петру  на пути  преобразования  Руси.  Во  второй  книге по  сравнению  с первой  изображено  меньше исторических  событий,  действие концентрируется  вокруг  подготовки к  Северной  войне, ее  начал  "нарвская  конфузия", лихорадочная деятельность  по  укреплению обороны,  строительство  заводов, первые успехи  в  войне со  шведами  - взятие Нотебурга,  выход  к устью Невы  и  основание города-крепости,  которую  решено было  назвать Питербурх.  Большое  место  от ведено в  этой  книге психологическим  характеристикам.  Каждый  из эпизодов  частной  и общественной  жизни  помогает ярче  представить  ту или иную  сторону  эпохи Петра,  его  преобразований  (  например, описание  жизни  семей Буйносовых  и  Бровкиных и  др.) Толстой  показывает как  новое  врывается в  быт, рушит  старые устои. Прогрессивный характер петровских  преобразований  подчеркивается  Толстым  в  изображении общего оживления  страны,  в появлении вокруг  Петра  новых людей  идущих в  ногу  со  временем  и понимающих нужды  Росии.  Среди них  и выходцы  из народной среды: Меньшиков, семья  Бровкиных,  Федосей Скляев,  Воробьев.  "Птенцы  гнезда  Петрова",  люди  энергичные,  воспитанные Петром, противопоставлены старому  московскому  боярству - Буйносову,  Лыкову  и  другим,  изображенным  Толстым  с  иронией. Боярство  внешне  смирилось, но продолжал он ненавидеть  Петра  и его  нововведения.  Во  второй  книге с  еще  большей  силой  звучит мотив социального протеста  народа. Раздражение  звучит  и  в  разговоре мужиков в  кабаке на  Варварке,  ив  поведении  мужиков, в  их  недобрых  взглядах, в  выкриках,  в открытой  ненависти  крестьян к  помещикам  и боярам. Толстой  показывает  глухо бурлящий  в народе  протест, который  должен был  вылиться  в восстание  на  Дону под  предводительством  Булавина.  Чтоб  жить " по  воле, а  не  по  указу  государеву", люди  бегут в леса.  Движение  раскольников,  хотя  и реакционное  по своей  сути, является  одной  из форм  протеста  против усилившегося гнета  в  период  правления  Петра.  В устье  Невы  заложен город-крепость.  Желанное  море теперь  отсюда - подать  рукой,  началось преобразование  армии  для решительной  победы  над  шведами  и возвращения  исконно  русских земель - Юрьева  и  Нарвы.  Третья  книга  романа посвящена  борьбе  за Юрьев  и  Нарву. " Третья  книга - писал  сам  Толстой,- самая  главная  часть романа  о Петре, она  относится  к наиболее  интересному  периоду жизни  Петра.  В  ней  будет показана  законодательная  деятельность  Петра, его  новаторство  в  области изменений  уклада  русской жизни, поездки  царя  за границу, его  окружение, общество  времени. В  третьей части  будут  даны  картины  не  только русской  жизни, но и  Запада того  времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные  задачи, которые  я ставил, приступая к роману, будут осуществлены  в  этой части."  Третья  книга, как  и вторая, начинается  с  описания Москвы. Прошло не так  много  времени, но перед  нами  другая, обновленная Москва. Во второй книге  показана  неторопливая, во  многом  косная  жизнь в  столице, и, хотя  обитатели  ее чувствуют, что  назревают  большие события, что  жить становится  все  тревожнее, тем  не  менее  жизнь города  течет  пока по прежнему. В  третьей  книге Москва  предстает  иной: крутые  перемены  произошли  в  ее жизни. Новое  ворвалось  в жизнь, изменило  привычное  ее течение. Нет  больше  челяди у  боярских  дворов, " ворота  закрыты наглухо, на  широком  дворе - тихо, людишки  взяты на  войну, боярские  сыновья  или  зятья  в полках  унтер-офицерами  либо усланы  за  море, недоросли  отданы  в  школы." Чувствуется, что  жизнь уходит  в  новую столицу - Петербург.  Третья  книга - это  книга о  блестяще  одержанных победах  русскими  над  войсками  Карла XII. В  ней поставлена  проблема  культурного развития России, проблема формирования  новой  интеллигенции. Особенно  ярко показан образ  молодой  России, победившей  в  нелегкой  борьбе. Однако  и  в этой  книге  не ослабевает, а, наоборот, звучит с  новой  силой  социальный  конфликт - рост  противоречий  между  Петром и  народом. Книга  осталась, к  сожалению, незавершенной." Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно  как исторический  отрезок  времени -  можно понять  только  диалектически - в  движении, в борьбе, в противоречии".

 Так  он  изображает Петровскую  эпоху - в  движении, в борьбе  нового  со старым.  В  тексте  нет указаний  на  определенные  даты, нет  ссылок  на числа, месяцы, и  все-таки  движение времени  ощущается  во всем: в  том, как  растет  и  мужает  Петр, как изменяется  жизнь  страны в  целом  и Москвы  в  частности, как  новое, с  трудом воспринимавшееся  ранее, прочно  входит  в  быт  людей. Изменяется внешность  людей, их  характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бровкиных и  князь  Буйносов). Стремительный  бег времени  проявляется  в общем оживлении  жизни  страны, в том, как " представители одних  слоев  поднимаются  быстро  вверх, другие  не  в  силах поспеть  за  бурным темпом  событий и  оказываются  отброшенными  резко  назад".  В  романе  Толстого, в каждой  строчке  его чувствуется  биение  пульса большой  страны, движение  народа, который  с  честью  выходил из  всех  суровых испытаний: и  в созидательном  труде  и  в борьбе  добывал  славу своей  родине. А.С.Макаренко восхищался  бодрым  звучанием романа  Толстого: " Самое  главное и  самое прекрасное, что есть  в  книге, - это  живое  движение  живых людей...-это  здоровое  и всегда  жизнерадостное  движение русского  народа".

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR