Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Экономика arrow Взаимодействие малого бизнеса и государства

Взаимодействие малого бизнеса и государства

Рефераты - Экономика
 Введение 3
Глава 1. Бизнес и власть: взаимодействие в рамках правового регулирования 4
1.1. Сущность малого бизнеса 4
1.2. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности 8
Глава 2. Пути совершенствования взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике 11
2.1. Этапы и формы консолидации российских предпринимателей 11
2.2. Участие бизнеса в выработке позиции переговоров в рамках «Большой восьмерки» 17
2.3. Рекомендации по вовлечению российского бизнеса в деятельность «Большой восьмерки» 27
Заключение 32
Список литературы: 34
ВВЕДЕНИЕ
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Подтверждают актуальность темы исследования и статистические данные, свидетельствующие о том, что малое предпринимательство (далее МП) стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек.
Целью данной работы является исследование проблем взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике.
ГЛАВА 1. БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Сущность малого бизнеса
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.
Мы сможем лучше понять сущность предпринимательства, если рассмотрим поведение предпринимателя с разных сторон - с экономической, управленческой и личностной. Исследователи XX в. особое внимание уделяли личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло свое отражение в следующих суждениях:
«Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать» .
«Предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства».
Каждое из этих определений рассматривает предпринимателя под разным углом зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать. И все же каждое из этих определений ограничивает сферу предпринимательства, хотя на самом деле предпринимателей можно найти во всех областях - в образовании, медицине, науке, юриспруденции, архитектуре, в сфере производства, социальной сфере, сфере распределения. Поэтому здесь можно дать следующее определение, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда. При этом вероятность потерпеть неудачу очень велика - не будет спроса, слишком сильной окажется конкуренция или просто не удастся заручиться необходимой финансовой поддержкой.
Итак, предпринимательство - это осуществление смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство - это готовность добровольно брать на себя весь риск, связанный с реализацией новых идей. Это попытки придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее.
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны
По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
По современным оценкам, в структуре занятого населения доля работающих по найму составляет 91,4 %, а доля работающих не по найму  8,6 %. К предпринимателям в этой структуре относится социальная группа занятого населения, выполняющая работу на собственном предприятии самостоятельно или с партнерами и нанимающая работников. Эта социальная группа, именуемая работодателями, на социологическом языке называется предпринимателями . В 2005 г. эта общественная группа насчитывала 894 тыс. человек, что составляло 1,3 % всего занятого населения (при этом статистически учитывались только статусы на основной работе) и показывала положительную динамику роста примерно на 0,05 % в год.
1.2. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование отличается от прямого вмешательства в экономику тем, что оно направлено не на субъектов рынка, а на среду их функционирования, оставляя при этом за предпринимателями право на самостоятельное принятие решений по выбору сферы своей деятельности.
Основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию
Государственное регулирование экономики реализуется с помощью мер макроэкономического регулирования, а процесс государственного воздействия на предпринимательство - преимущественно мерами, направленными на деятельность субъектов микроэкономики. Следовательно, понятие государственного регулирования экономики является более широким, чем понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.
Государственное регулирование реализуется посредством применения как административно-законодательных, так и экономических методов. В целях совершенствования процесса регулирования предпринимательской деятельности, государство должно опираться главным образом на экономические, косвенные методы, и только в исключительных случаях применять методы прямого административного воздействия.
Недостатки государственного регулирования превратили процесс получения лицензий в один из бюрократических барьеров, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности.
К таким недостаткам относятся:
• проблемы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
• частые изменения перечня лицензируемых видов деятельности;
• проблемы, связанные с неправомерным выделением состава работ и услуг внутри лицензируемых видов деятельности;
• проблемы, связанные с контрольно - надзорными функциями лицензирующих органов, в настоящее время на федеральном уровне лицензированием занимаются более 20 государственных структур .
Определение видов деятельности, подлежащих исключению из перечня лицензируемых должно опираться на следующие критерии избыточности:
• отсутствие очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, безопасности государства;
• наличие необходимости получения хозяйствующим субъектом нескольких лицензий при осуществлении одного вида деятельности;
• отсутствие специфических для лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий;
• наличие рыночных механизмов саморегулирования, обеспечивающих безопасность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Следует отметить, что в случае отмены лицензирования отдельных видов деятельности потребность в регулировании в этой области не исчезает, она лишь меняет свои формы. Либерализация должна идти в сочетании с жестким правовым контролем.
При устранении избыточности государственного регулирования предпринимательской деятельности важно не допустить снижение уровня обеспечения безопасности граждан и государства.
Обеспечение условий развития предпринимательства предполагает сокращение количества действий, необходимых для выполнения требований государства, создание условий, направленных на снижение затрат времени для исполнения этих требований и минимизацию частоты их выполнения.
Снижение уровня административного регулирования представляет не столько уменьшение числа материально-правовых требований к осуществлению предпринимательской деятельности, сколько создание системы прозрачных взаимоотношений предпринимателя и административного органа власти.
Сложившаяся практика государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации требует от субъектов малого и среднего предпринимательства необоснованно завышенных материальных и временных затрат на регистрацию, получение различных разрешений, согласований, лицензий, сертификатов, аккредитаций, прохождение проверо
ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Этапы и формы консолидации российских предпринимателей
Процесс объединения людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, как свободное самоорганизованное движение, сменяется более зрелым процессом селекции, когда общественная структура и организация предпринимательского сообщества начинает вовлекать и объединять подходящих субъектов в соответствии с выводом П. Бергера: «Всякая социальная структура подбирает себе тех людей, в которых она нуждается для своего функционирования, и исключает тех, кто ей не подходит. Если под рукой нет подходящих людей, их непременно произведут в соответствии с требуемыми спецификациями» .
Формирование предпринимательского слоя столкнулось со специфической проблемой тройственного конфликта интересов широкого круга лиц, являвшихся «держателями» собственности производственного назначения в советской системе, лидеров криминально-коррумпированного теневого сегмента социалистической экономики и рекрутированных в предпринимательство инициативных, авантюрных, деятельных социальных маргиналов. При этом все участники конфликта, связанного с дележом сфер влияния, а затем  реальной приватизацией разнообразных объектов народнохозяйственного комплекса, опирались на неформальные социальные связи и нелегитимное использование ресурсов легальных структур в достижении своих целей.
Первые свидетельства консолидации предпринимателей связаны, по понятным причинам, с активностью первой из названных сторон конфликта  директорами крупных промышленных предприятий. Именно они образовали в 1992 г. легальную группу интересов и обозначили свое желание организованно участвовать в процессах постсоветского перераспределения собственности. Есть убедительные свидетельства того, что директора стали договариваться и объединяться еще в период существования СССР; в частности, в мае 1990 года двадцать один член Съезда Народных Депутатов СССР под руководством А. Вольского сформировали в своем составе Научно-Промышленный Союз (НПС). Главной заявляемой целью формирования этого Союза было поддержание производственных связей между предприятиями в условиях свертывания координирующей деятельности государственных министерств .
Показательно, что институциональная деконструкция общества и разрушительные процессы системного характера, набиравшие силу после распада государства в 1991-м году, не только не затронули, а, наоборот, стимулировали процессы консолидации предпринимателей, запущенные фактически «сверху». Это было определенным образом связано и с позицией лидеров движения интеграции представителей нового общественного слоя. Так, после обретения Россией государственной самостоятельности, НПС реорганизовался в Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП) во главе с тем же А. Вольским. Руководители объединения, представлявшие интересы членов Союза, профессионально разбирались в вопросах политики и весьма грамотно позиционировались в системе новых институтов общественного управления, лоббируя групповые интересы и кооптируя туда собственных представителей. В частности, эффективной была активность VI российского Съезда Народных Депутатов 1992 г., в результате которой произошел «промышленный переворот» в составе Правительства, куда вошли три видных хозяйственных руководителя (В. Шумейко, Г. Хижу и В. Черномырдин). Тогда же, в мае 1992 г., группа А. Вольского создала свою политическую фракцию, названную «Обновление», и заключила союз с Народной Партией Свободной России и Демократической партией России, чтобы увеличить собственный политический вес.
Развитие Российского союза промышленников и предпринимателей в последующее пятнадцатилетие привело к тому, что эта общественная организация существенно приумножила свой ресурс социальной поддержки, выполняя прежнюю консолидирующую роль. Она стала объединять многие тысячи членов, включая региональные организации, отраслевые союзы и разнообразные ассоциации, лиги, Торгово-промышленные палаты разных уровней и множество иных, в том числе ассоциированных, участников. В 19992000 гг. РСПП и многие региональные союзы, построенные по такому же принципу, успешно прошли процедуры перерегистрации в Министерстве Юстиции, т.е. уверенно подтвердили свою востребованность, наличие перспектив развития и свой легальный статус.
Также характерным является то, что темпы самоорганизации предпринимателей, не имевших в большинстве своем институционального статуса и опыта социально-политического позиционирования в дорыночный период , были заметно медленнее, да и само организационное строительство несло отпечаток разновекторных движений и менее строгих, менее разветвленных организационных связей. Так, Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса был создан только весной 1996 г. и ведет большей частью просветительскую, информационно-коммуникативную и поддерживающую деятельность, реалистично не заявляя более амбициозных целей.
Одним из ведущих и наиболее долго работающих объединений является Российский союз промышленников и предпринимателей, ведущий свою историю с 1990 г. Это общероссийская общественная организация, в которой более пяти тысяч членов, представлены все регионы России и около 100 отраслевых союзов и корпоративных ассоциаций , среди которых Ассоциация российских банков, Лига содействия оборонным предприятиям, Союз инвесторов и др. Он объединяет руководителей крупных хозяйственных и финансово-коммерческих структур, авторитетных профессионалов, государственных и общественных деятелей. Интернационализация интеграционных процессов в предпринимательской среде проявляется в том, что членами РСПП являются руководители около 100 иностранных компаний, а сам Союз явился соучредителем Международного Конгресса промышленников и предпринимателей, в составе которого ныне национальные объединения промышленников и предпринимателей 24 государств.
Один из ассоциированных членов РСПП  Торгово-промышленная палата РФ  также объединяет весь спектр отечественного предпринимательства, от представителей малого бизнеса до крупных концернов, промышленных и финансовых групп. Территориальные ТПП (173) и объединения предпринимателей (183) в составе ТПП РФ, включающие 32 тысячи предприятий и общественных организаций, считают своей миссией обеспечение благоприятного климата для предпринимательства в России и ставят задачу способствовать всесторонней реализации экономических интересов десятков тысяч участников хозяйственной деятельности по всей территории России . Система Палаты включает разветвленную организационную инфраструктуру сопровождения и поддержки предпринимательства на региональном уровне, а также два десятка зарубежных представительств и смешанных палат, образованных в союзе с аналогичными организациями в других странах.
Тяготение предпринимательства к участию во власти обусловлено специфическими обстоятельствами развития современного российского общества, в котором преимущественно этакратический тип стратификации обусловливает стремление субъектов предпринимательства к достижению максимальной власти, как решающему условию максимизации прибыли . С другой стороны, эта специфика выражается в том, что экономическая функция предпринимательства «опосредуется и сопровождается социальным действием, направленным на изменение социальных отношений»  а это нагружает деятельность предпринимательства социальными аспектами. Отсюда вытекает повышенная важность взаимодействия предпринимательства с властными структурами и актуальность проблем социальной ответственности бизнеса.
Стратегическое значение эффективного взаимодействия предпринимательства с властными структурами обусловлено не только желанием обеспечить себе режим экономического благоприятствования, но и рядом других обстоятельств. В частности, предпринимательству необходим определенный институциональный режим, который создается только посредством проведения соответствующей политики; бизнес нуждается в защите и обеспечении безопасности, и ищет их у государства; негативизм в обществе по отношению к предпринимательству также побуждает обращаться за поддержкой к власти.
Социально-политическое позиционировние предпринимательства, как становится очевидным при изучении этого вопроса, находится в тесной зависимости от характера и этапов развития его самоорганизации. Так, начальный, неконсолидированный период развития, характеризовался тем, что предприниматели сами стремились попасть в структуры представительной и исполнительной власти; затем был период (который до конца не завершен) инвестирования в легальное политическое лобби предпринимательских интересов ; и, наконец, с развитием крупного и организованного предпринимательства реализация социальных и экономических потребностей стала осуществляться при поддержке и представительстве крупных объединительных структур: предпринимательских союзов и ассоциаций. Смягчение в ситуации вмешательства бизнеса в политику отмечает и динамика массового сознания, зафиксированная в результатах опросов (рис.). Дистанцирование бизнеса от власти, безусловно является признаком цивилизованности и институциональной оптимизации, но некоторые исследователи выражают и определенные опасения, связанные с российской спецификой: «бизнес-структуры утрачивают возможность лоббировать свои интересы в коридорах власти, что можно было бы приветствовать, не будь эта "удаленность бизнеса от власти" селективной» .
Рисунок 1. Оценка влияния бизнеса на политику страны
В первом столбце отражены данные опроса, проведенного 1213 июля 2003 г.; во втором  1718 июля 2004 г.; в третьем  89 апреля 2006 г.
Наличие признаков «номенклатурного капитализма» свидетельствует, что нынешняя институциональная среда не способствует формированию «цивилизованного» предпринимателя, системно ограничивая экономические и социальные возможности в первую очередь представителей мелкого и среднего бизнеса . В.В. Радаев также проводит границу между крупным бизнесом, интересы которого невозможно эффективно обеспечивать без тесной связи с властными структурами, и мелким и средним бизнесом . Он показывает, что интенсивность взаимодействия бизнеса с властными структурами возрастает пропорционально масштабу предпринимательской деятельности, принимая новое качество для крупного бизнеса.
2.2. Участие бизнеса в выработке позиции переговоров в рамках «Большой восьмерки»
В 2006 г. Россия впервые стала председателем в элитном неформальном клубе мировых демократий, «Группе восьми». С одной стороны, это чрезвычайно престижная миссия, свидетельствующая о растущем признании важной и конструктивной роли нашей страны на мировой арене, но, с другой стороны, председательство в «восьмерке» ставит перед Москвой ряд серьезных проблем и вызовов. Специфика состоит в том, что хотя РФ и стала председателем в «Группе восьми», тем не менее, в представлениях части политического класса промышленно развитых стран Россия все еще не рассматривается в качестве действительно полноправного члена. Ведь недаром, даже когда действия любой другой страны «клуба» вызывают серьезное недовольство у остальных партнеров, никому и в голову не приходит предложить «исключить» эту страну из «Большой восьмерки». В отношении же России подобные заявления звучат пока регулярно.
Консультации с бизнесом являются важнейшей частью решения глобальных проблем, которые обсуждаются на саммитах «Большой Восьмерки», а также бизнес - источник знаний. Важным является процесс консультаций с людьми, которые знают специфику области, для лучшего понимания специфики проблем.
Учитывая масштаб рассматриваемых на «Большой восьмерке» вопросов, наибольшее влияние на развитие процессов будет иметь именно крупный бизнес, для которого характерен высокий уровень вовлеченности в глобальную экономику и который действует или планируют расширение своей деятельности за пределы страны создания.
Направленность интересов компаний, в наибольшей степени проявляющих стремление к совместной с государством деятельности по выработке и реализации крупных политических установок, в значительной мере зависит от участия государства в мировом разделении труда. Структура экспортных потоков России определяет тот факт, что в рамках отечественной внешнеэкономической деятельности стратегические приоритеты принадлежат компаниям топливно-энергетического комплекса, сектору горно-добывающей промышленности, а также производителям вооружений и ряда высоких технологий, в первую очередь в сфере космических разработок. Именно их позиции, по логике, должны будут учитываться в первую очередь. В рамках экспертного совета по разработке приоритетов повестки дня российского председательства в обсуждении участвуют Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл, Роснефть и т.д., а производственные частные компании реального влияния на повестку не имеют.
С тем, чтобы повысить эффективность процессов в рамках деятельности «Большой восьмерки», необходимо вовлекать в выработку политики в РФ более широкий спектр участников. В остальных странах-членах «Группы восьми» такой процесс консультаций правительства с представителями деловых кругов в той или иной мере развит, но вот в России ему еще предстоит пройти этапы своего становления.
В частности в Великобритании после того, как были определены приоритетные темы английского председательства в «восьмерке», премьер-министр Тони Блэр начал консультации в конце января 2005 г. с бизнесом в Давосе по ключевым темам, избранным председателем «Большой восьмерки» - изменению климата и Африке. Причем такие консультации происходили не только с отечественными деловыми кругами, а с представителями всех стран «Большой восьмерки», в том числе и России. После круглого стола в Давосе состоялась закрытая встреча 24 глав энергетических компаний. Также в течение британского председательства были проведены три встречи между премьер-министром и бизнесменами по проблеме изменения климата. Еще ранее, за полгода до начала председательства Великобритании в «восьмерке» была создана специальная рабочая группа с участием в том числе и крупнейших компаний.
По африканской проблематике: в качестве одной из частей работы Комиссии по Африке была создана контактная группа бизнеса, представленная 30 компаниями, работающими в Африке. В этом направлении работали все официальные лица: представители министерства иностранных дел, международного развития, охраны окружающей среды, торговли и промышленности, офиса премьер-министра.
К 9 июня 2005 г. премьер-министру была представлена уже консолидированная позиция бизнеса.
Другая возможная форма взаимодействия предполагает работу непосредственно с помощниками лидеров «Большой восьмерки» - шерпами, ответственными за процесс выработки итоговых документов саммитов. Так, в рамках британского председательства была проведена еще одна специальная встреча премьер-министра с топ-менеджерами целого ряда крупнейших компаний. По ее итогам представители бизнеса подготовили заявление, которое было передано шерпам для обсуждения.
В результате таких консультаций в итоговом документе саммита в Глениглсе, посвященном Африке, была отмечена особая роль частного сектора в преодолении проблем африканского континента.
С целью оценки результатов подобного взаимодействия в конце британского председательства была также проведена конференция в Четтем Хаусе (исследовательский центр), координировавшем этот процесс в 2005 г.
Для успеха в ходе российского председательства в «Большой восьмерке» необходимо выработать действенный механизм взаимодействия Администрации Президента РФ, министерства иностранных дел, финансов и иных заинтересованных и участвующих в процессе министерств и ведомств с деловым сообществом страны.
В первую очередь власти необходимо признать важность консультаций с отечественным бизнес-сообществом. Также необходимо уже на ранней стадии при подготовке тех или иных инициатив проводить подобные обсуждения, с тем, чтобы осуществлять проверку на реалистичность того, что обсуждается на уровне политики.
Хотя, как уже было сказано выше, в рамках разработки вопросов повестки дня в РФ и проводились консультации, был создан ряд рабочих групп в ЦСР, работающих непосредственно с российским шерпой И.И.Шуваловым, но их недостаток состоит в том, что данные группы построены по принципу сверху-вниз, а не наоборот. Прорабатываются вопросы по предварительно сформулированному заказу. Из бизнес - сообщества в работе групп принимают участие лишь РАО ЕЭС и нефтяной сектор.
Более того, проводимая работа осуществляется в закрытом режиме. Это вполне оправдано уже на стадии согласования конкретных инициатив и формулировок шерпами, но, как представляется, в ходе выработки предложений по вероятным темам обсуждения на саммите, необходимо более широко и открыто вовлекать различные сектора общества, особенно с учетом того, что принимаемые решения будут влиять на всех актеров.
Неплохо работает механизм широкого оповещения общественности о том, что ведется работа по подготовке саммита «Большой восьмерки», но совместных с представителями разных слоев общества содержательных мероприятий по разработке инициатив и предложений реально не проводится.
Вместе с тем стоит также заметить, что этот процесс должен быть двусторонним. Не только государство должно думать о привлечении бизнеса к выработке инициатив, но и наоборот, деловое сообщество должно занять более активную позицию в отстаивании своих интересов. Пока же существующие механизмы, скажем РСПП, нельзя назвать эффективными.
Хотя «наверху» существует также мнение, что бизнеса не должно быть в процессе выработки политики. И что российский бизнес на данном этапе будет в большей степени волновать полноценность членства РФ в «восьмерочном» механизме, что впоследствии и может привести к возможностям большего учета мнения и российского государства, и самого отечественного бизнеса на международной арене.
Тем не менее, одним из важнейших условий создания эффективного механизма взаимодействия бизнеса и государства является повышение степени взаимного доверия и установления внутренних «правил игры». Для создания атмосферы доверия немаловажно до конца расставить точки над i в сфере приватизации.
Тем более, что «площадки» для диалога бизнеса и власти имеются, просто с обеих сторон пока нет должной степени готовности к откровенному и результативному разговору. Здесь, конечно, речь идет в основном о внутренних механизмах. На внутригосударственном уровне такие функции выполняют и уже существующие деловые объединения, и создаваемые группы взаимодействия ad hoc, и конкретные мероприятия по той или иной проблеме.
Из существующих или возможных форм взаимодействия в рамках председательствования в «Большой восьмерке» наиболее популярными для отечественных деловых кругов является идея о более активном подключении к участию уже существующих деловых объединений в качестве посредников между бизнесом и властью. Такие организации как Ассоциация менеджеров России (в том числе в рамках Комитета по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом), Российский союз промышленников и предпринимателей, ОПОРА, Деловая Россия обладают значительным экспертным потенциалом, способны наиболее активно и профессионально отстаивать консолидированные интересы делового сообщества без лоббирования узконаправленных интересов конкретной крупной компании или группы компаний. Также это позволяет участвовать в процессе выработки решений мелкому и среднему бизнесу и любым другим относительно некрупным предприятиям. В противном случае, подобная сфера будет монополизирована крупнейшими корпорациями в ущерб интересам бизнеса в целом.
Тем не менее, здесь существует ряд объективных препятствий к эффективному выполнению такими деловыми объединениями функций посредника между бизнесом и государством по выработке политики в рамках «Большой восьмерки». Относительная новизна этой тематики для России обусловила отсутствие достаточного количества экспертов-«восьмерочников», а также их разрозненность, что не позволяет и государству, и частному сектору в должной мере использовать этот ресурс.
Ряд представителей считает, что существует необходимость в создании специализированных площадок для переговоров между бизнесом и государством по проблемам «Большой восьмерки». С одной стороны, такой результат говорит о том, что в России пока еще не сложились рабочие отношения и механизмы взаимодействия между этими двумя игроками по вопросам «Большой восьмерки». Но, с другой стороны, это является свидетельством и того, что уже существующие общественные объединения и организации бизнеса не всеми их участниками рассматриваются как выразители их мнения.
В плане создания таких площадок наибольшую популярность имеет идея регулярных консультаций представителей государства с деловыми кругами по совместному формированию повестки дня «Большой восьмерки». Это определяется потребностью постоянного взаимодействия по внешнеэкономическим вопросам в рамках как непосредственного участия представителей отдельных компаний, так и отраслевых и межотраслевых деловых объединений в таких консультациях.
У партнеров России наиболее распространенной формой привлечения внимания лидеров «Группы восьми» к позиции делового сообщества являются параллельные официальным встречи деловых бизнес-кругов по рассматриваемым вопросам. Теперь, проведение бизнес-форумов для учета мнения деловых кругов по основным инициативам, планируется и в России. Одна из таких встреч должна пройти в ноябре с.г. в форме совместной встречи с участием представителей деловых кругов, под названием «Бизнес и террор», посвященной проблемам содействия предпринимательских кругов государству в рамках борьбы против терроризма. В связи с этим полным ходом идет подготовка концепции взаимодействия частного сектора и государства в сфере борьбы с терроризмом.
Другая возможность подобного участия - работа бизнес кругов в министерских встречах, проводимых в ходе подготовительных мероприятий к саммитам «Большой восьмерки», возможно даже в форме Советов при правительстве, комиссий РСПП (который как раз сейчас стремится объединить на одной площадке бизнес, экспертное сообщество и власть) и т.п. Так, в июне прошлого года в МИД РФ прошла встреча с руководителями отечественных энергетических компаний. В ее ходе в общем плане были сформулированы интересы энергетического бизнес-сообщества России, но все согласились с тем, что тема энергобезопасности является актуальной.
Обе эти формы взаимодействия получили достаточно высокий процент одобрения как наиболее эффективные механизмы взаимодействия. Гораздо меньшую поддержку имеют неофициальные встречи представителей деловых кругов и государства. Это можно объяснить как тем, что на уровне «Большой восьмерки» представители бизнеса предпочитают использование цивилизованных форм лоббирования своих интересов, так и тем, что официальные встречи имеют более обязывающий характер и в этом случает институционализация формального партнерства между этими двумя игроками ведет к большей вероятности учета мнения бизнес-сообщества государством.
Рис. 2. Форматы, в рамках которых возможен диалог власти и бизнеса по совместному формированию повестки саммита
Ист.Ассоциация менеджеров, 2005 г.
Вариант формирования коалиций с зарубежными деловыми объединениями для привлечения внимания к ключевым проблемам развития бизнеса также рассматривается отечественным бизнес-сообществом довольно-таки скептически. Российские предприниматели не слишком верят в возможность реальной консолидации и тем более в устойчивость подобного рода коалиций. На мировом рынке компании из разных стран выступают как конкуренты и найти объединяющие их интересы достаточно сложно. Другим осложняющим фактором является отсутствие в России опыта подобной работы.
Еще менее привлекательными с точки зрения эффективности и нужности бизнесом видится проведение выступлений представителей деловых кругов в поддержку той или иной проблемы, подготовка и проведения параллельного экономического саммита, а также создание альтернативных официальным источников информации о «Большой восьмерке» и воздействие через них на официальные структуры. Ну и совсем нереалистичным и неинтересным для предпринимателей представляются партнерства представителей государства, делового сообщества и неправительственных организаций.
С точки зрения эффективности общения государства и бизнеса важным является необходимость определения государством собственных приоритетов в экономике на перспективу, в том числе и в части деятельности российского капитала в глобальном масштабе.
Кроме того, важным условием сотрудничества является повышение степени прозрачности процесса принятия решений на государственном уровне. Это касается не только конкретных вопросов, но и общих взаимоотношений по линии бизнес-государства и создания благоприятных условий для частного сектора. Конкретно речь идет о предсказуемости политики правительства в отношении гарантий стабильности контрактов, аренды, а также влияния, оказываемое компаниями на окружающую среду и социальную сферу. Ее недостаточность повышает риск и делает стоимость капитала более высокой.
В качестве препятствия к эффективному взаимодействию многие видят недостаточную готовность органов власти вести диалог с бизнес-сообществом по проблемам деятельности «Большой восьмерки». Это обусловлено не только спецификой российского государства и продолжением этапа становления демократических институтов, культура уже устоявшихся в западных странах, но и в определенной степени спецификой функционирования самой «восьмерки»

Рис. 3. Факторы вовлечения российского бизнеса в выработку политики «Большой восьмерки»
Ист.Ассоциация менеджеров, 2005 г.
Помимо умеренного энтузиазма со стороны властей, не проявляют серьезной заинтересованности в общении и отечественные компании. Ряд представителей выразили мнение, что повышению такого интереса может способствовать инициативное предоставление предварительной информации со стороны ведомств, ответственных за подготовку встреч «Большой восьмерки», о повестке переговоров и планах проведения встреч (34,7%), а некоторые полагают достаточным более широкое информационное освещение результатов мероприятий, связанных с «Группой восьми» (33,6%). В принципе из этого опроса можно сделать вывод, что общей информации о деятельности «восьмерки» в стране скорее достаточно, но при этом вся информация о повестке дня становится известной лишь после окончательного согласования между партнерами во всех восьми государствах и на этом этапе серьезное влияние на принятые решения уже оказать нельзя. При этом нельзя забывать о том, что дипломатический этикет не позволяет действовать иным образом. Утечка информации на этапе согласования может привести к срыву переговоров. Наилучшим путем может быть проведение предварительных консультаций с бизнес-сообществом в год председательствования для определения тем взаимной заинтересованности всех участников в обществе
2.3. Рекмендации по вовлечению российского бизнеса в деятельность «Большой восьмерки»
Итак, диалог по политическим вопросам - процесс достаточно долгий, и, может быть, весьма абстрактный. В первую очередь самому бизнесу предстоит осознать свои интересы в этой сфере. Вполне естественно, что предпринимателей в первую очередь интересует получение и, по возможности увеличение прибыли. Поэтому менее конкретные вопросы, традиционно относимые к сфере политики, могут не осознаваться бизнесом как непосредственно затрагивающие его интересы. Для достижения стратегических целей развития деловое сообщество, вероятно, должно стремиться к укреплению позиций деловых объединений, нацеленных не на лоббирование по конкретным вопросам отдельных секторов экономики (таким как режим налогообложения или таможенный режим, субсидирование или льготные условия деятельности той или иной отрасли и т.п.), а на отстаивание общих для бизнеса положений и выстраивания общей культуры регулярного диалога с властью.
• Экспертно-аналитическое обеспечение
Наиболее логичным представляется усиление экспертной составляющей деловых объединений с целью повышения их способности профессионально и своевременно прорабатывать выгодные для бизнеса подходы в его диалоге с властью. Причем подготовка и «выращивание» экспертов должно основываться на выявлении наиболее важных и полезных для продвижения интересов бизнеса направлений. В данном случае речь идет в первую очередь о выработке политики делового сообщества в отношении деятельности «Большой восьмерки». В этом случае не будет необходимости в создании альтернативных площадок, на которых бизнес-представители должны будут доносить свое мнение до правительства как с точки зрения определения приоритетных направлений и тем, так и по возможностям участия бизнеса в реализации существующих и грядущих «восьмерочных» проектов. Консолидированная позиция позволит максимально повлиять на принимаемые на государственном уровне решения и позволит выявить наиболее важные для бизнеса проблемы.
При этом встает вопрос обязательной поддержки выработанной позиции всеми участниками процесса, в первую очередь, конечно же, крупнейшими компаниями, но с необходимостью учета мнения и малого и среднего бизнеса. Также важна четкая артикуляция со стороны руководства задействованных компаний в безусловной поддержке высказываемой позиции.
Это касается как бизнес-сообщества, так и представителей некоммерческого сектора. Самым большим препятствием на пути эффективного сотрудничества с властями, естественно, при наличии воли со стороны последних, является чрезвычайная сложность, если не невозможность достижения консенсуса между самими представителями гражданского общества. Наглядный пример - практически несовместимые подходы неправительственных организаций к аспекту обеспечения энергетической безопасности, в частности к проблеме использования мирного атома. Объективные различия по роду деятельности в интересах компаний, принадлежащих к разным секторам экономики, также могут привести к разногласиям внутри самого делового сообщества.
• Информационное обеспечение
Но для выработки общей позиции российские бизнес-круги также должны понимать, зачем им вообще тратить время на согласование общих подходов в контексте «Большой восьмерке». С этой целью важным представляется, чтобы самым деловые общественные объединения взяли на себя инициативу проводить ознакомительные семинары, объясняющие механизм и структуру деятельности «Большой восьмерки», ее роль на мировой арене, ее важность для деятельности российского бизнеса и формы взаимодействия с властями в данной области.
С этой точки зрения важным представляется организация и проведение Ассоциацией менеджеров России двух семинаров, посвященных как раз этой проблеме. Вероятно, на этом не стоит останавливаться и превратить подобные семинары и дискуссии в традиции, с обязательным привлечением региональных деловых кругов. В следующем году с переходом председательства к Германии, Российская Федерация уже не будет иметь приоритетное право формирования повестки дня обсуждения «Большой восьмерки». Тем не менее российское деловое сообщество может наладить такой процесс взаимодействия с представителями германских деловых кругов и германского правительства.
Хорошим примером может служить инициированный российской стороной в этом году процесс «Гражданской восьмерки», в рамках которого изначально была поставлена цель привлечения к участию представителей некоммерческого сектора всех стран «Большой восьмерки», но и достигнута договоренность с представителями гражданского общества следующего председателя о продолжении процесса и максимальной преемственности , т.е. озвучиваемые в этом году проблемы рассматриваются и как наказ на будущее.
• Взаимодействие со всеми секторами общества: треугольник сотрудничества государство-бизнес-некоммерческий сектор
Возможно, больший эффект имело бы объединение усилий двух последних коллективных акторов. Хотя деловые объединения и участвуют в работе «Гражданской восьмерки», тем не менее, как уже было сказано выше, крупнейшие российские компании отдельно работают с правительством.
Не слишком большая часть представителей деловых кругов поддержала идею проведения параллельных бизнес-форумов, как источника влияния на деятельность «Большой восьмерки», тем не менее, это может стать интересной возможностью для бизнеса для публичной артикуляции своей позиции. Существуют бизнес-форумы по взаимодействию России и ЕС, в рамках «Большой восьмерки» проводятся бизнес-конференции и форумы по конкретной проблеме, но, интересной идеей могло бы стать установление традиции проведения бизнес-форумов в стране-председателе в преддверии саммита «восьмерки» с целью обсуждения насущных проблем делового сообщества всего мира с последующей передачей соответствующих рекомендаций лидерам восьми государств. Сейчас такой документ председателю передает только Международная торговая палата, и, хотя она и включает в себя многие крупнейшие компании мира общая позиция всего делового сообщества, имела бы больший вес и силу.
• Материальные и технические возможности самого бизнеса
Что же касается возможностей участия российского бизнеса в реализации принимаемых на саммитах «Большой восьмерки» решений, то многое будет зависеть от активности их собственных усилий, повышения стандартов производимой продукции и конкурентоспособности на международном рынке. При отсутствии этого российские власти не смогут эффективно отстаивать интересы отечественного производителя и настаивать на большем включении последнего в существующие проекты, в том числе и потому, что «восьмерка», представляет собой собрание ведущих государств, основанных на принципах свободной рыночной экономики и демократии.
Поэтому российскому бизнесу можно было бы порекомендовать сосредоточить свои усилия на следующих аспектах взаимодействия с правительством по «восьмерочным» инициативам:
• Участие в выработке взаимоприемлемых валютно-финансовых и экономических решений на международном уровне правил торговли (в т.ч. экспортного субсидирования), мер по защите прав собственности, обеспечению транспарентности коммерческой деятельности, банковских трансакций и т.п.
• Более широкое вовлечение во взаимодействие с растущими рыночными странами (в том числе и сохранение и укрепление позиций в странах ближнего зарубежья), расширение диапазона торговых и производственных партнеров в рамках содействия развитию
• Совместное финансирование социально значимых программ, выработка общих систем медицинского страхования, унификации образовательных стандартов
• Совместный вклад в развитие человеческого капитала (участие в выработке стандартов труда и привлечения мигрантов к трудовой деятельности на законных и транспарентных основаниях); согласование подходов по демографическим аспектам в рамках «восьмерки»
• Обмен информацией по обеспечению безопасности и нормального функционирования объектов ввиду противодействия террористической угрозе (производители спецтехники, интернет-провайдеры и т.п.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое значение эффективного взаимодействия предпринимательства с властными структурами обусловлено желанием обеспечить себе режим экономического благоприятствования, иметь устойчивый институциональный порядок, получить защиту и обеспечение безопасности, преодолеть негативизм в обществе по отношению к предпринимательству.
Интенсивность взаимодействия бизнеса с властными структурами возрастает пропорционально масштабу предпринимательской деятельности, принимая новое качество для крупного бизнеса; социально-политический статус малого предпринимательства из-за слабой самоорганизации нередко определяется как «бессубъектный» и фактически не влияющий на социально-политическое проектирование.
Можно выделить три группы отрицательных факторов в макроэкономическом окружении российского малого предпринимательства.
Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие:
1. Отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним;
2. Недостаточная степень конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;
3. Усложненность процедуры доступа к ресурсам, обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств.
Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Отношение к нему государства характеризуется, во-первых, отсутствием должного протекционизма. Во-вторых, госорганы различных уровней возводят соответствующие административные барьеры, проявляющиеся в сложности и высокой стоимости регистрации малых предприятий, несовершенстве системы лицензирования и в «удушающем» контроле со стороны многочисленных и дублирующих друг друга органов.
Следующая, третья, группа негативов сопряжена с состоянием правовых, социокультурных и политических отношений. Деструктивное влияние на малый бизнес сложившейся правовой среды проявляется: в нестабильности законодательства, в существенных законодательных пробелах, в отсутствии четкой регламентации того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями правовых актов.
Какова эффективность сложившейся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса?
Во-первых, эта система практически не защищает малый бизнес от деструктивного воздействия негативных факторов, о чем свидетельствует вышеизложенное.
Во-вторых, она (система) не смогла задействовать в интересах рассматриваемого сектора народного хозяйства два важнейших процесса, а именно: приватизацию и конверсию. Не секрет, что ставший результатом приватизации «передел собственности» обогатил главным образом крупные хозяйственные образования. В секторе же малых предприятий в выигрыше оказались лишь те из них, что были рождены на основе государственных и муниципальных структур. Вновь же созданные малые частные предприятия могут рассчитывать только на собственные производственные ресурсы. Как правило, они располагают устаревшим оборудованием с высокой степенью износа, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его уровень, не говоря уж о закупках необходимой техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: «Контракт», 2006.
2. Барсукова С.Ю. Власть и бизнес: новые правила игры // Полис. 2006. № 6.
3. Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. Механизм «политического инвестирования», или как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Полис. 2006. № 2.
4. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.
5. Вьюжанина Н.Е. Малый и средний бизнес в Татарстане // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 124.
6. Гимпельсон В.Е. Новое предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6.
7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Некоторые аспекты современной жизни российского предпринимателя // Мониторинг общественного мнения. 2006. № 3 (79).
8. Гражданское и предпринимательское право. Общая часть. Сборник документов. Составитель Бочагаева Т.В. - М.: Манускрипт, 2006.
9. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Социологические исследования. 1996. № 6.
10. Кашанина Т.В. Предпринимательство (правовые основы). -М. Юрид. лит., 2005.
11. Кожахметов А. Богатство России - в хорошие руки. // Финансовая Россия, 2005, № 27.
12. Кумок С.И. Предприниматель и право. - М., 2002.
13. Малый бизнес в России. Серия "Бизнес-Тезаурус"/М.,КОНСЭКО, 2005.
14. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М., 2005.
15. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2006.
16. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, 2005, № 2.
17. Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательства как основной фактор его развития. Тезисы доклада //Материалы 12-ого Всероссийского студенческого семинара «Проблемы управления», Выпуск 2. - М.: ГУУ, 2004.
18. http://rspp.ru/
19. http://www.tpprf.ru/ru/main/filials/

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
11 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR