Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Курсовые работы arrow Эконономика arrow Варианты развития российских предприятий в условиях глобализации экономики

Варианты развития российских предприятий в условиях глобализации экономики

Курсовые работы - Эконономика
Варианты развития российских предприятий в условиях глобализации экономики
Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Процесс глобализации и усиление взаимозависимости национальных экономик в современном мире 5
1.1. Теоретические аспекты исследования проблемы глобализации 5
1.2. Превращение мирового экономического сообщества в целостную экономическую систему 9
1.3. Особенности интегрирования России в мировую экономику 14
Глава 2. Варианты развития российских предприятий индустрии туризма в условиях глобализации 16
2.1. Место России на мировом рынке туристических услуг 16
2.2. Туризм как фактор развития экономики России и структура туристского рынка 22
Глава 3. Туристический потенциал как элемент инвестиционного потенциала страны 30
Заключение 37
Список литературы: 39
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине уходящего века и особенно в последние полтора-два десятилетия стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной жизни. Количественно это находит выражение в опережающих динамику производства темпах роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.
Стремительный рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающийся усилением экономической взаимозависимости стран мира суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.
Феномен глобализации начинает выходить за чисто экономические рамки и оказывать заметное влияние на все сферы в настоящее общественной деятельности политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировом развитии в XXI в, даст заметный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. Среднегодовые темпы роста числа прибытий туристов в мире в последние 20 лет составляли около 5%, валютных поступлений - 14% . Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), за первые восемь месяцев 2006 года число международных туристских прибытий составило 578 миллионов (+4.5 %), по сравнению с тем же периодом 2005 года, когда они насчитывали 553 миллионов, т.е. 2006 год стал свидетелем беспрецедентного числа людей, - 806 миллионов - путешествующих по всему миру .
Оборот мировой туриндустрии в 2005 году превысил 6 трлн. долл. Таковы результаты исследования, представленного на заседании Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), прошедшего в рамках выставки BTI в Берлине. Исследование было проведено компанией Oxford Economic Forecasting по заказу WTTC и компании Accenture. Согласно результатам исследования, мировая туриндустрия в 2005 году выросла на 5,7% по сравнению с 2004 годом. Кроме этого, компания Oxford Economic Forecasting подготовила прогноз для индустрии туризма на 2006-2007 гг. В ближайшие 10 лет ежегодный прирост индустрии будет составлять 4,2%. В 2006 году туриндустрия предоставит около 10 млн. новых рабочих мест по всему миру, общее число рабочих мест в туристическом секторе достигнет 243,3 млн., составив около 8,7% от общего числа рабочих мест . В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2003 гг. выросли более чем в 140 раз .
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее, и к 2007 г. эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что число международных путешествий к 2007 г. достигнет 900 млн. человек, а к 2010 г. - а 937 млн. человек .
Значение туризма в мировом хозяйстве постоянно растет, что связанно с возросшим влиянием этой сферы деятельности на экономику стран мира, где она выполняет ряд важных функций. Туристический бизнес способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие индустрию туризма. Международный туризм является источником валютных поступлений для государств и средством для обеспечения занятости населения. При этом с развитием экономики растут доходы населения, повышается уровень благосостояния наций, и соответственно обеспеченные слои населения могут пополнить в будущем ряды путешествующих.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений и факторов глобализации и их влияния на развитие предприятий индустрии туризма.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы глобализации;
• Исследовать особенности интегрирования России в мировую экономику;
• Рассмотреть варианты развития российских предприятий индустрии туризма в условиях глобализации;
• Исследовать туристический потенциал как элемент инвестиционного потенциала страны в условиях глобализации.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Теоретические аспекты исследования проблемы глобализации
Характерным для процесса регионализации является и то, что каждая страна может являться и участником ряда региональных объединений, включающих и других партнеров. При этом доминантным фактором принятия решения об участии является приоритет национальных целей и задач для государства - члена в сфере внешней политики, и в частности внешнеэкономической политики, как составной ее части. Процессу регионализации часто сопутствует такое понятие как «стратегическое партнерство», которое предполагает совместное достижение целей и решения поставленных задач взаимодействия, сохраняя при этом национальный суверенитет, независимость выбора путей национального экономического развития и возможных партнеров. Стратегические партнеры выбирают сферы и области политико-экономических отношений, представляющие взаимный интерес в долгосрочной перспективе, но безусловным принципом подобного взаимодействия выступает недопущение недобросовестного подхода или недобросовестной конкуренции между как государствами - стратегическими партнерами, так и их хозяйствующими субъектами. Стратегическое взаимодействие в рамках процесса регионализации позволяет участникам реализовать национальные интересы путем внешнеэкономического партнерства, успешно противодействуя трансграничным тенденциям унификации среды международного сотрудничества, а также в ряде случаев давлению супердержавы или традиционных центров мировой экономики, преследующим свои приоритеты и цели.
Обострение общих для всего человечества глобальных проблем (гонка вооружений, угроза термоядерной катастрофы, гибель окружающей среды, прогрессирующее ухудшение условий жизни на обширных пространствах планеты, страшные болезни и т. д.) усиливает рост сознания необходимости согласованных действий по их решению.
В современном мировом хозяйстве увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость общих и локальных, глобальных и национальных интересов. Сложность и острота экономических проблем мирового хозяйства порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером развития производительных сил.
Национальные экономические проблемы все чаще приобретают интернациональный характер. В современных условиях экономический спад, безработица, инфляция все отчетливее из национальных проблем перерастают в интернациональные, стимулируют развитие таких же процессов в других странах, оказывают глобальное влияние на мировую экономическую ситуацию. Протекционистская политика, проводимая одной страной, неизбежно сказывается на торговле других стран, на мировой торговле в целом. Изменения национальных процентных ставок, курсов валют предопределяют неизбежные финансовые изменения в других странах, на мировых финансовых рынках. Примером служит резкое «разбухание» фондового рынка КНР, рост которого абсолютно не связан, по оценкам экспертов, спровоцирован биржевыми спекулянтами. Падение котировок на фондовом рынке КНР неизбежно повлечет падение котировок на фондовых рынках стран АТЭС, кроме Японии, которая в силу политических причин, разделяемых практически всем бизнес-корпусом страны, не участвует в функционировании Китайской экономики.
Анализ процессов глобализации позволяет сделать вывод, что при усилении степени единства мировой хозяйственной системы, трансформируется в ней роль национальных экономик. Глобализация по своему значению и последствиям не ограничивается лишь экономической сферой, она воздействует и на другие стороны человеческого общества: культуру, мораль, жизненные ценности, искусство, политические и социальные представления и установки миллионов людей.
Рассматривая различные трактования экономических категорий «мировое хозяйство», «глобализация», «регионализация», а также взаимосвязи и особенности этих процессов в современных условиях, можно сказать, что возникающие взаимозависимости современного мира необходимо рассматривать в контексте двух объективных, дополняющих друг друга тенденций - глобализации и регионализации мира.
Регионализация, с одной стороны, стимулирует (в своих рамках) процессы экономического объединения разных стран, но, с другой стороны, противодействует ускорению процессов всемирной глобализации, усиливая обособленность отдельных экономических группировок, а вместе с тем создавая противоречия и конкуренцию между ними.
Особую роль в современном мире играют социально-культурные услуги, развитие которых связано не только с повышением жизненного уровня населения, расширением государственных программ, но и изменением роли самого человека в постиндустриальной экономике. В связи с этим устойчивые темпы роста - в среднем 3% -свойственны для образования, туризма и здравоохранения .
Под воздействием изменений в стиле и уровне жизни, формирующих общество потребления, для которого свойственно непрерывное обновление, расширение и совершенствование ассортимента, в результате которого более предпочтительным является приобретение современного товара, сокращается доля лишь таких традиционных услуг, как бытовое обслуживание.
Внутренний спрос на услуги постиндустриальных стран существенно дополнялся внешним. Использование передовых информационных технологий, а также политики либерализации рынков привело к тому, что большая часть сферы услуг вышла на качественно новый виток в техническом оснащении и позволила активно развивать не только внутреннюю, но и международную торговлю услугами, интегрируясь в глобальный рынок.
Международная торговля услугами первоначально считалась элементом товарооборота и отражалась частично лишь в общих его стоимостных показателях, но в результате процессов, происходящих в наиболее развитых странах в середине 90-х годов, мощным толчком к формированию и развитию международного рынка услуг стало использование сетевых систем передачи информации, явившееся результатом научно-технического прогресса.
Под воздействием интернационализации и глобализации хозяйственной жизни, а также в результате необходимости расширения платежеспособного спроса на услуги, углубления процессов интеграции с 90-х годов начался новый этап развития сферы услуг, когда она стала рассматриваться как самостоятельная сфера мировой экономики, обеспечивающая максимальную долю в создании мирового дохода (63%), оказывающая влияние практически на все формы международных экономических отношений: международную торговлю товарами, международное научно - техническое и производственное сотрудничество, международные валютно-кредитные и финансовые отношения и международную миграцию рабочей силы.
Если в 1980 году соотношение мирового экспорта услуг по отношению к товарам составляло 15,8%, то в 2000 году оно составило уже 19,5% .
Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития. Среди них:
• научно-технический прогресс, изменивший роль услуг в экономике на базе внедрения новейших информационных технологий,
• определяющих приток капитала в эту сферу и повышение уровня подготовки кадров;
• длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния;
• социальный прогресс;
• стремление к расширению рынков за счет привлечения иностранных потребителей;
• развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов и рабочей силы.
• развитие межгосударственных связей, ориентированное на либерализацию экономического пространства и создание более благоприятных условий для развития международной торговли услугами;
• формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций, стирающих экономические границы между государствами, стимулирующих приток капиталов в сферу услуг, увеличение спроса на них на мировых рынках.
Такие свойства услуг, как неосязаемость, отсутствие возможности хранения и совпадение места и времени производства и потребления услуг, способствуют сокращению их ассортимента на мировых рынках по отношению к внутренним и определяют основные формы международной торговли услугами, к которым в соответствии с рекомендациями ВТО относят:
• поставку услуг через границу, когда границу пересекают сами услуги, а не их поставщики или потребители (международный транспорт, радиостанции);
• перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм и прочие социально-культурные услуги);
• временное перемещение через границу физического лица - поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК, консультантов, инженеров);
• коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (страховые, рекламные и прочие услуги).
Новые технологии позволили часть услуг сделать более доступными для потребителя в результате устранения необходимости перемещения к месту оказания услуг и расширить их торговлю, хотя сохраняющаяся нетранспортабельность части услуг обусловливает инвестиционную активность, в первую очередь, со стороны крупных транснациональных корпораций, как альтернативную форму внешнеторговых операций. Удельный вес отраслей услуг в прямых зарубежных инвестициях США, Великобритании, Франции, существенно превышает 50%. Примерно на том же уровне находится доля услуг в фонде иностранных капиталовложений в этих странах.
При общей поступательной динамике услуг наблюдаются и четко выраженные структурные различия. Ведущими являются деловые услуги, доля которых в общем объеме услуг составила в 2002 году 47% при постоянном росте (см.табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Структура мирового экспорта услуг (в % к общему объему).
Деловые услуги Туристские услуги Транспортные услуги
1995 41,1 32,7 26,2
1996 42,2 33,8 24
1997 43,7 32,6 23,7
1998 44,4 32,6 23
1999 44,6 32,5 22,9
2000 44,9 32 23,1
2001 45,9 31,2 22,9
2002 47 31,6 21,4
Источник: WTO Statistics. 2001-2002.
Достаточно активно развивается туризм, занимающий второе место в структуре мирового экспорта услуг. Его доля составляет 31,6% и в стратегическом плане имеет восходящий тренд, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры и повышением роли туризма в физическом и духовном совершенствовании человека. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации ежегодный прирост объемов мирового туризма будет составлять 4,3 -4,4% и к 2020 году мировые доходы могут составить 2 трлн.долл. (т.е. увеличение в 4 раза по отношению к 1995 году, когда данный показатель составлял 399 млрд.долл.). Общее число туристских прибытий прогнозируется на уровне 1602 млн. человек по сравнению с 564 млн. в 1996 году
1.2. Превращение мирового экономического сообщества в целостную экономическую систему
Глобализация является качественно новой стадией процесса интернационализации хозяйственной жизни планеты. Это результат эволюции мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Она не могла бы возникнуть, если бы ей не предшествовали масштабные, долговременные и всеохватывающие процессы интернационализации, подготовившие для нее материальную, когнитивную, политическую основу.
Превращение мирового экономического сообщества в целостную экономическую систему. Говоря о глубинной, системообразующей части глобализации, т.е. о глобализации экономики, чаще всего имеют в виду рост экономической открытости стран, либерализацию национальных режимов торговли, международных перемещений капитала, формирование глобального финансового рынка и всемирной информационной сети и т.п. Все это действительно присуще глобализации. В то же время, как отмечает Ю.В. Шишков, "глобализация экономики - не просто очередной всплеск прежних тенденций, усиливающих взаимосцепление национальных хозяйств, и не просто достижение мировой экономикой глобальных масштабов, когда она охватила всю ойкумену. ...Мировая экономика переходит в качественно новое состояние". Этот процесс существенно ускорился благодаря информационной революции и бурному развитию коммуникационных технологий.
Мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, где национальные хозяйства и другие экономические субъекты (в первую очередь ТНК) объединены международным разделением труда, всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и всемирной информационной сетью. Хозяйственное взаимопроникновение преобразило мир до неузнаваемости.
Национальные по своей сути и всемирные экономические отношения начинают меняться ролями. Так, по мере формирования наднациональных финансовых и прочих рынков и производственно-сбытовых структур уже не национальные, а международные отношения обретают роль ведущих. Национальные хозяйственные механизмы вынуждены в новых условиях приспосабливаться к реалиям формирующейся глобальной экономики. При этом все заметнее снижается значимость регулирующих функций национальных государств, призванных защищать экономику от нежелательного внешнеэкономического и политического воздействия (в т.ч. с помощью импортных барьеров, экспортных субсидий, курса национальной валюты и др.). Ныне государствам все более приходится считаться с поведением новых субъектов международных экономических отношений, представленных транснациональными компаниями и транснациональными банками, международными организациями и фондами и др.
Межгосударственные отношения в условиях глобализации обнаруживают тенденцию к трансформации из международных во внутриглобальные. Одновременно действия новых субъектов мировой экономики, например, ТНК и ТНБ также постепенно оформляются как действия, осуществляемые внутри пространства единого глобального мира.
Таковы суть глобализации и ее отличие от всех предшествующих этапов интернационализации хозяйственной жизни планеты. Поиск новой модели регулирования глобализирующегося мира, новых механизмов регулирования глобальной экономики будет являться одной из важнейших задач мирового сообщества в XXI в. Выстраивается вертикаль управления от низшего (районного) звена, через промежуточные (внутристрановое, государственное) к международному (региональная интеграция) и, наконец, к глобальному.
Первые попытки уже предпринимаются, например, в рамках ООН и ее экономических организаций, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной Торговой Организации и др. В основе современного мирового интегрирующего развития лежит международное экономическое и культурное взаимодействие всех стран мира.
Глобализация - это процесс, связанный с прогрессом информационных технологий. Продолжаются споры относительно того, что глобализация означает. Что это? Образование некоего единого мира (единое общество и единая культура) или интеграция разных политических систем и культур. Поднимаются вопросы следующего содержания. На сколько сужение сферы действия государственного суверенитета означает угрозу международной системе государств? Все ли выигрывают от глобализации и, не является ли она каким-либо заговором богатых стран с целью нажиться за счет бедных? Часто речь идет даже о том, что сложившаяся система может рассматриваться как новый, отвечающий современному развитию мира, производительных сил и иных факторов, вид колониализма.
Но ведь индустриализация тоже первоначально внедряла общие для всех нормы первоначально в одном регионе, в отличающиеся друг от друга европейские государства. И лишь затем данный процесс распространился на весь мир. По мнению И.Валлерстайна (автора теории «мир-экономика»), современное мировое хозяйство и такой его этап как хозяйственная интеграция на региональном и глобальном уровнях - это результат и процесс развития промышленной революции в Европе. В самом начале Европа (Англия и другие страны), а затем США, Япония и другие модернизирующиеся страны (в разной степени) апробировали новые социальные, политические и экономические механизмы. В данном контексте США и другие высокоразвитые страны выступают лишь как продолжатели и проводники идей всех промышленных революций, при этом США являются как бы историческим лидером современной интеграции.
Перспективы развития России и всего региона СНГ зависят от рационального использования нашими странами преимуществ геополитического и геоэкономического положения на огромном массиве Евразии между двумя цивилизациями - атлантической (прежде всего европейской) и тихоокеанской, которые во многом и будут определять расстановку мировых сил в новом столетии. Либо эти две силы будут и дальше развиваться за счет находящегося в хаотическом состоянии евразийского пространства. Либо это пространство, сохраняя известную структурную целостность и самобытность, одновременно сможет стать «обустроенным мостом» между двумя цивилизациями, центром широкомасштабной трансконтинентальной кооперации. Для реализации второго варианта, по мнению автора, необходимо совершенствовать существующую и создавать новую инфраструктуру, эффективно вовлекая в нее природные, производственно-технические, трудовые, интеллектуальные и транспортные ресурсы СНГ, взаимодействуя с интеграционными объединениями Запада и Востока как с равноправными партнерами. Требуется рационально использовать преимущества как глобализации, так и регионализации, в том числе в постсоветском ареале. Последнее во многом связано с продвижением в этом ареале интеграционного процесса, с отладкой механизма его эффективного стимулирования, требующей творческой адаптации, как общемирового опыта, так и исторического опыта кооперационного взаимодействия в рамках СССР и СЭВ к реальностям открытой рыночной экономики .
Перспективность второго варианта очевидна. Несомненна и организующая роль, которую призвана сыграть Россия в соответствующем сценарном развитии евразийского пространства, заботясь и о своей судьбе, и о судьбах исторически связанных с ней стран СНГ, а также тех экс-партнеров по СЭВ, которые политически и экономически тяготеют к РФ. Без рационального использования имеющейся и создания недостающей инфраструктуры в ее организационно-правовой, производственной, транспортно-коммуникационной, социально-экономической, научно-технической, экологической и других составляющих немыслимы ни развитие евразийской интеграции как основы масштабной трансконтинентальной кооперации, ни превращение России в связующее звено данных процессов. Важность такой двуединой задачи возрастает с учетом огромного и во многом неоднородного по различным параметрам пространства, сочетания в этом гигантском ареале интеграционных и дезинтеграционных тенденций, незавершенности и разновекторности трансформационных процессов, противоречивого влияния на них внутренних и внешних сил.
На протяжении последнего десятилетия эволюция мирохозяйственных связей приводит к попеременному выдвижению на первый план процессов то глобализации, то регионализации. Вместе с тем эти колебания не выражаются в кардинальной смене экономических приоритетов государств, определяющих основное направление мирового развития. Скорее, можно говорить о корректировке политики, лежащей в русле долгосрочного стратегического курса. Это дает основания предположить, что глобализация и регионализация не исключают, а дополняют друг друга, находясь в противоречивой взаимозависимости.
Глобализация на ее современном этапе ведет к неравномерности развития государств и целых регионов. Все более отчетливым становится расслоение мировой экономики на «зоны роста» и «зоны застоя». Показателем этого служит, в частности, углубление финансового кризиса большого числа развивающихся стран Юга - от Аргентины до Индонезии. Этот фактор усиливает непредсказуемость развития международных финансовых рынков, тормозит экономическое развитие обширных регионов, отнесенных мировым деловым сообществом к «зонам рискованных инвестиций». Закономерным следствием такой модели глобализации является усугубление ее негативных социальных последствий для большей части человечества.
К 2020 г. глобальный геополитический ландшафт будет радикальным образом отличаться от нынешнего в связи с обретением Китаем и Индией статуса новых мировых держав. Таков один из основных выводов нового доклада под названием «Контуры будущего мира», подготовленного Национальным советом по разведке (НСР) США. По прогнозу авторов этого документа, существенное увеличение влияния КНР, Индии и некоторых других бурно развивающихся стран, на мировые дела, будет сопоставимо по своим последствиям с появлением в XIX в. единой Германии и в начале XX в. - мощных США.
При любом сценарии мирового развития новой экономической константой останутся ТНК. И также не изменится их роль как субъектов мировой политики. Влияние экономического фактора на пространственные изменения международных отношений проявляется в том, что государство постепенно начинает терять контроль в области экономики не только за пределами своих государственных границ, но и внутри страны. В этой ситуации требуется четко определить геополитическую стратегию, прежде всего, обращая внимание на негативные применительно к России, варианты расширения и углубления проникновения ТНК в страну: первый - искусственное сдерживание интеграции России в мировое хозяйство с тем, чтобы оставить ее на обочине мировой торговли; второй - страну допустят в мировое хозяйство, но на особых условиях (ограничения в доступе к высоким технологиям, торговле и пр.); третий - Россию втянут в длительную конкурентную борьбу на мировом рынке.
1.3. Особенности интегрирования России в мировую экономику
Масштабы и интенсивность участия России в международной торговле услугами остаются неоправданно низкими. Это связано, в первую очередь, с влиянием социально-экономического кризиса 90-х годов, а также с исторически установившейся второстепенной ролью сферы услуг по отношению к материальному производству. При этом совершенно очевидно, что без развитой транспортной системы, торговли, связи, финансово -кредитных и страховых услуг, здравоохранения, образования, рекреации, туризма Россия не может создать эффективное рыночное хозяйство, достичь запланированного экономического роста и постепенного перехода к постиндустриальной экономике. Крайне низкие объемы инвестиций в обновление материально-технической базы сферы услуг обусловили высокую степень старения и износа основных фондов, способствовали росту издержек и подрыву конкурентоспособности страны на мировой арене. Являясь производным от состояния национальной сферы услуг, участие России в международной торговле услугами также связано с целым рядом проблем. Баланс России по статье «Услуги» по сравнению с товарами имеет устойчивое отрицательное значение, что объясняется низким экспортным потенциалом в этой сфере при сохранении высоких потребностей в импорте.
Выявленные проблемы развития данного сектора российской экономики, актуализируют необходимость расширения инвестиций в него не как процесс отвлечения средств от материального производства, а как формирование базы, необходимой для развития как национального хозяйства, так и международной торговли.
В то же время сведение проблемы перехода к постиндустриальному обществу для развивающихся стран и стран с переходной экономикой к банальному росту сферы услуг и активному расширению их экспорта является узким пониманием стоящей задачи эффективного включения страны в геоэкономические процессы. Лидирующие позиции данной сферы в условиях постиндустриализации являются скорее следствием эволюционного развития, но одновременно выступают предпосылкой трансформации, связанной с их экономической значимостью и обеспечением формирования человека как основного ресурса постиндустриальной экономики.
Еще Д. Белл в своих работах обращал внимание на появление так называемой «экономики знаний», указывая на то, что место машинной техники как основного, наряду с трудом, производственного ресурса начинает занимать знание, интеллект, а целью производства становится не количество материальных благ, а их качество. Физический труд уступает место умственному, и, как следствие, экономическое развитие страны зависит от развития науки и роста творческого потенциала, в связи с чем приоритетными являются инвестиции в человеческий капитал.
Именно поэтому часть существующих концепций основана на изучении человеческих ресурсов как движущей силы следующего столетия. Условия постиндустриальной экономики предполагают развитие человеческих ресурсов, так как становится необходимым труд, движимый знанием, то есть работник должен уметь думать и непосредственно участвовать в решении производственных задач. Именно прогресс научного знания является общепризнанной отправной точкой перехода от индустриальной к постиндустриальной системе. Неуклонное повышение уровня квалификации рабочих стало перманентным процессом, развивающимся в течение 20 века и активизировавшимся начиная с 70-х годов, о чем свидетельствуют данные статистики. Так, в начале века в США только 10% руководителей промышленных компаний имели высшее образование, а в 2000 году более 60% управленческого персонала составляют обладатели докторских степеней. Подобный процесс происходит и в странах Западной Европы, более того, наблюдается определенная преемственность. Так, если в 1980 году только 30% детей, чьи родители получали более 67 тыс. долл. в год, заканчивали колледж, то сегодня этот показатель вырос до 80%.
Накопление человеческого капитала в постиндустриальном обществе складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов и самих граждан на образование, собственных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и коллективных затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат времени людей по освоению достижений культуры. Наконец, в интеллектуальной собственности воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своей "спортивной формы" - своего здоровья, работоспособности, не говоря уже о совокупных расходах на охрану и восстановление окружающей среды.
Таким образом, можно сказать, что с переходом к постиндустриальной экономике происходит гуманизация экономического роста, основой которой является совершенствование человека, его интеллектуальное, физическое, культурное и духовное развитие. В результате этого потребности в услугах носят не просто экономический характер, но и социальный, что отражается в конвергенции материальной и нематериальной сфер, культуры и экономики. Примером такого развития является туризм, как сфера, обеспечивающая, с одной стороны, экономический рост и социальную стабильность, с другой,-способствующая совершенствованию человека, его раскрепощенности и творческому росту.
ГЛАВА 2. ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Место России на мировом рынке туристических услуг
Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7,9% в его общем объеме.
За последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 8% при ежегодном среднем росте количества туристов на 4,5%. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информатизация и телекоммуникации, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
Поток туристов - это дополнительная клиентура для предприятий сферы обслуживания. Турист является одним из наиболее платежеспособных потребителей. Доходы от туризма получают не только предприятия туристской индустрии (турфирмы, гостиницы, музеи), но и предприятия в той или иной степени зависимые от туризма (сувенирная промышленность, легкая промышленность (товары для отдыха), предприятия производящие спорттовары, фототовары, косметические средства и т. д., страховые компании, культурно - просветительские учреждения (театры, кинотеатры).
Благодаря туристским расходам в экономику города поступают дополнительные денежные средства. Часть этих средств поступает в виде налогов в бюджет города.
Российская Федерация, несмотря на значительный туристский потенциал, занимает малую долю мирового рынка - около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек.
Общеизвестно, что в экономике многих стран туризм - основная доходообразующая статья. У нас же, как показывает практика, эта отрасль не очень прибыльна для государства. «Россия не использует свои колоссальные туристские ресурсы», - заявил президент России В.В. Путин на заседании президиума Госсовета. «Наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории - от Камчатки до Санкт- Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края - но этот богатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целях туризма, по мнению экспертов, только на 20 %», - сказал президент. Потенциал возможного развития туризма в России большой и она, по прикидкам ВТО, к 2020 г. войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 миллионов туристов в год, 2,9% - доля в мировом потоке туристов; 6,7% - среднегодовой рост доходов за период с 1995 по 2020 г.г.), так и по выезду туристов за границу государства (30,5 миллионов человек в год, 1,9% - доля в мировом потоке туристов). В России благоприятные природные территории с бальнеологическими ресурсами занимают 10 % ее площади. Для их сохранения вся территория Федерации распределена на зоны и районы развития рекреации, в которых действуют ограничения или запрещения по использованию ресурсов уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов. В таблице 1 представлен потенциал туристических зон федерального значения. Данные таблицы отражают неравномерность размещения предприятий туриндустрии, сложившуюся под воздействием характера использования бальнеологических ресурсов и особенностей исторического развития регионов. Существенен вклад в санаторно-курортное и туристско-оздоровительное обслуживание и Северо-Кавказской туристской зоны (13,7% всех обслуженных), в который вошли регион Кавказских Минеральных Вод, район Большой Сочи, Туапсинский район, Геленджик, Анапа, горно-спортивные центры Северного Кавказа: Приэльбрусье, Домбай, Архыз и т. д. Кабардино-Балкарская республика богата туристскими ресурсами, что создает предпосылки для формирования полноценной туриндустрии. В республике в 2005 г. действовало 38 санаторно-курортных организаций и организаций отдыха на 8276 мест, число санаториев и пансионатов с лечением составило 12 с количеством мест 2650, что позволило в том же году обслужить 68,1 тыс. человек. В сфере туризма в 2005 г. функционировало 7 туристических баз, 19 баз отдыха.
Таблица 2.1.
Рекреационный потенциал туристических зон федерального значения в России 2001г.
Территория Вместимость МТБ Обслужено
Туристическая зона человек
Тыс. км². % Тыс. мест % Млн чел. %
Западная 15,1 0,1 7,5 0,7 0,26 0,9
Северо-западная 514,6 2,5 78 6,8 2,2 9,4
Центральная 341,5 1,7 210,1 18,4 6,2 26,6
Южно-Русская 296,7 1,4 61,9 5,4 1,2 5,1
Поволжская 856,4 4,2 172,2 15,1 3,0 12,9
Уральская 743,8 3,6 141,9 12,4 2,3 10,0
Приазово-
Черноморская 176,8 0,9 214,2 18,8 2,4 10,3
Кавказская 178,3 0,9 61,5 5,4 0,8 3,4
Обско-Алтайская 2498,2 12,2 69,6 6 1,8 7,7
Енисейская 2572,1 12,5 18,9 1,6 0,4 1,7
Байкальская 1592,1 7,7 33,3 2,9 0,6 2,6
Дальневосточная 1441,3 7,0 34,7 3,0 1,0 4,3
Российский Север 9304,1 45,0 38,4 3,4 1,2 5,1
ВСЕГО 20531 100 1142,2 100 23,3 100
При этом по функциональной составляющей туристской деятельности, южный регион характеризуется множественностью её типов (лечебно-оздоровительной, спортивно-туристической и туристско-познавательной), а также относительно развитой материально-технической базой, что является отражением исторического прошлого и объективными особенностями туристского процесса сегодня.
Для его более полной реализации необходим инновационный подход не только в сфере производства турпродукта но и в сфере управления туристской организацией.
Инновационные процессы, обеспечивающие переход от одного качественного состояния объекта к другому (более высокому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени. Для эффективной реализации инновационных процессов и в целом инновационной деятельности субъектов туриндустрии необходимо наличие рынков капитала (инвестиций), новаций, инжиниринга и развитой инновационной сферы. Инновации в индустрии туризма больше не рассматриваются как просто желательные. Сейчас необходимо своевременное реагирование туристских компаний на новые технологические изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов деятельности сегодня является необходимым условием выживания компаний. На сегодня, уже построено и строятся новые объекты, которые предлагают туристам определённый выбор мест проживания - от дорогостоящих отелей до низкобюджетных гостиниц.
Проведённый анализ инновационных турпродуктов показал, что следует выделять два типа инноваций:
• улучшающие, при которых происходит обновление отдельных параметров туристского продукта, не меняя его по сути;
• прорывные - переход на новый, более высокий уровень разработки и производства туристского продукта в целом.
Постоянные нововведения - главный фактор успеха любого предприятия. В настоящее время быстро сокращается жизненный цикл услуги, резко обостряется конкуренция, повышаются требования потребителей к турпродукту. Чтобы выжить в такой обстановке, туристские фирмы вынуждены непрерывно улучшать и преобразовывать свои продукты, совершенствовать производственные и управленческие процессы. В настоящее время большинство туристских организаций заинтересовано в поисках внутренних и зарубежных партнеров, а не просто в мобилизации капиталов финансовых рынков. Дело в том, что помимо денежных инвестиций, большинству предприятий необходимо получить доступ к ноу-хау, технологии, системам сбыта и маркетинга, а также к опыту отечественных и зарубежных партнеров в области производства и сбыта турпродукта.
По данным статистики, доля российских курортов в мировой индустрии туризма составляет всего 1,5%. Цифра удручающе мала в сравнении с размерами нашей страны и бальнеологическим потенциалом мест массового отдыха .
Выездной туризм По итогам 9 месяцев 2006 года из России с целью туризма было совершено 5923,29 тыс. поездок в различные страны. Как показывает статистика (см. таблицу ниже), наших сограждан уже многие годы привлекает Турция, и хотя в 2006 году произошел спад посещаемости этой страны (-2,51%), она все равно лидирует в списке стран-дестинаций для российских туристов. Резко возрос интерес российских туристов к отдыху в Таиланде (+124,95%), в Сербии и Черногории (+88,19%), Финляндии (+62,63%), Эстонии (+52,06%), Греции (+44,46%). За последние три года стабильно растет посещаемость российскими туристами курортов Египта (+24,25%), Хорватии (+28,39%), Болгарии (+20,98%), Латвии (+20,03%), Италии (+19,10%), Испании (+14,72%); растет интерес к Китаю (+12,18%) .
Однако, по итогам 9 месяцев 2006 года отмечен значительный спад туристских потоков из России в такие страны как: Польша (-26,75%), Франция (-21,65%), Великобритания (-18,77%). Отрицательный прирост в туристских поездках за 9 месяцев 2006 года сложился по Германии (-1,98%), Объединенным Арабским Эмиратам (-0,16%), Литве (-2,91%) и Республике Корея (-2,29%) . Выездной туризм в России продолжает расти (+14,38%), так как регионы при минимальном вложении (не надо вкладывать средства в развитие инфраструктуры и т.д.) получают доходы (налоговые отчисления с турфирм-организаторов выездного туризма). А наши граждане предпочитают за свои деньги получить максимально комфортабельный отдых в странах с развитой туристической индустрией.
Таблица 2.2
Выезд граждан Российской Федерации в страны дальнего зарубежья с целью туризма (тыс.поездок)
Страны
9 месяцев
2004 года

9 месяцев
2005 года

9 месяцев
2006 года Отношение
9 месяцев
2006 г.
к
9 месяцам
2005 г.
(%)
Турция 1 285,585 1 368,187 1 333, 834 97,49
Китай 658,440 827,516 928 ,293 112,18
Египет 399,472 423,321 525, 967 124,25
Финляндия 297,429 277,321 451, 021 162,63
Испания 166,448 186,231 213, 653 114,72
Италия 128,816 165,065 196, 600 119,10
Германия 191,871 182,075 178, 471 98,02
Греция 83,079 123,521 178 ,449 144,46
Болгария 87,538 116,258 140, 657 120,98
ОАЭ 119,375 108,509 108,343 99,84
Франция 110,352 136,409 106, 877 78,35
Польша 257,620 135,748 99, 437 73,25
Чешская Республика 80,314 91,023 99, 152 108,93
Кипр 89,583 87,378 93, 818 107,37
Таиланд 54,605 37,538 84, 441 224,95
Тунис 77,657 76,898 79, 596 103,51
Хорватия 49,134 56,617 72, 688 128,39
Сербия и Черногория 15,279 29,733 55,957 188,19
Великобритания 53,630 55,525 45,104 81,23
Австрия 36,760 40,493 42,027 103,79
Литва 26,845 35,292 34,264 97,09
Швейцария 34,709 33,393 33,799 101,22
Латвия 14,673 21,980 26,383 120,03
Индия 17,883 22,284 23,930 107,39
Республика Корея 18,558 22,880 22,356 97,71
Эстония 13,270 14,456 21,982 152,06
Итого выездной поток из России 5314,66 5178,67 5923,29 114,38
*По данным Ростуризма
Въездной туризм. По данным Госкомстата за 9 месяцев 2006 года в Россию было совершено 17,402 млн. поездок иностранными гражданами, из них 2,058 млн. - с целью туризма. Это на 0,653 млн. поездок больше в общем итоге и на 0,13 млн. поездок больше в туризме, чем за аналогичный период 2005 года . Основными странами-поставщиками туристов в нашу страну в 2005 году (по результатам 9 месяцев) являлись: Германия (270,129 тыс.поездок), Китай (179,482 тыс. поездок), Финляндия (136,741 тыс. поездок), США (134,808 тыс. поездок), Италия (107,941 тыс. поездок).
Таблица 2.3
Въезд иностранных граждан в Россию со служебными целями
и целями отдыха (тыс. поездок)
Страны
9 месяцев
2005 года

9 месяцев
2006 года
Отношение
9 месяцев 2006 г.
к
9 месяцам 2005 г.
(%)
всего туризм всего туризм всего туризм
Австрия 47,87 25,9 43,0 19,992 89,8 77,19
Великобритания 174,47 101,213 189,62 107,595 108,7 106,3
Германия 452,13 270,129 437,59 268,021 96,8 99,2
Италия 161,63 107,941 153,44 99,187 94,9 91,89
Испания 65,48 53,466 60,411 47,899 92,3 89,59
Нидерланды 65,52 27,813 69,37 24,673 105,9 88,7
Польша 881,66 106,863 864,58 225,739 98,0 211,24
Франция 147,58 94,218 159,916 89,095 108,4 94,56
Швейцария 32,697 18,040 40,577 23,827 124,1 132,08
Финляндия 839,68 136,741 810,49 121,928 96,5 89,17
Швеция 66,62 36,701 51,121 25,258 76,7 68,82
Япония 70,431 42,422 80,64 51,523 114,5 121,45
США 230,06 134,808 282,99 186,414 123,0 138,28
Китай 631,25 179,482 596,107 129,523 94,4 72,16
Республика Корея
91,013
36,726
89,57
35,753
98,4
97,35
Канада 24,947 10,931 34,776 20,499 139,3 187,5
Въездной поток из всех стран мира 16 749,1 1 927,6 17 402,4 2 057,5 103,9 106,7
*По данным Ростуризма
В 2006 году пятерка стран-поставщиков туристов в Россию изменилась (по результатам 9 месяцев): Германия (268,021 тыс. поездок), Польша (225,739 тыс. поездок), США (186,414 тыс. поездок), Китай (129,523 тыс. поездок), Финляндия (121,928 тыс. поездок) . Всего прирост Российского въездного туризма составил 6,7% . Увеличились потоки туристов из Японии (+21,45%), Польши (+111,24%), Канады (+87,5%), США (+38,28%), Швейцарии (+32,08%), Великобритании (+6,3%). Сократились поездки в Россию из Китая (-27,84%), Швеции (-31,18%), Финляндии (-10,83%), Австрии (-22,81%), Нидерландов (-11,3%), Испании (-10,41%) .
Туризм с целью отдыха в России в 2005 году предпочло 2 384 626 иностранцев, из них 2251027 - туристы из дальнего зарубежья, а 133599 - из стран СНГ .
Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.
В 2005 году гостиницы России обслужили 16,6 млн. граждан страны, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха - 8,5 млн. чел. Основные тенденции спроса на этом рынке заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на Юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. В то же время заметно, как постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким, как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм
2.2. Туризм как фактор развития экономики России и структура туристского рынка
По мнению таких ученых, как В.Иноземцев, В. Красильщиков переход к постиндустриальному обществу становится все более реальным, но при этом возникает парадоксальная ситуация: по мере развития углубляется разрыв между так называемым постиндустриальным Центром или сообществом постиндустриальных обществ, к которому относят небольшую группу стран Северной Америки и Западной Европы, и Периферией, т.е. фактически всем остальным миром. Несмотря на активное развитие, структурную перестройку, развитие образования, большая часть Новых индустриальных стран, к которым относятся и Юго-Западная Азия, и Дальний Восток, и Латинская Америка, пока не в состоянии достичь уровня, необходимого для перехода к постиндустриальной экономике, хотя проведенная индустриализация, ориентированная на развитие в том числе и наукоемких отраслей, несомненно, способствует их эволюции.
В данном случае необходимо рассматривать и позиции России в контексте постиндустриализации. Предлагается достаточно большое количество моделей, основанных на так называемом «догоняющем развитии» и «скачке», который должен обеспечить России лидирующие позиции. Мы придерживаемся точки зрения, что постиндустриальное общество невозможно построить, оно может только эволюционно вырасти, при этом необходимо учитывать, что основой этого является как экономический рост, структурная перестройка экономики, реформирование предприятий, направленное на создание оптимальной по составу сети предприятий, эффективно функционирующих и развивающихся, развитие наукоемких отраслей и непроизводственной сферы, так и формирование «нового мышления», синтезирующего дух коллективизма и творческое самовыражение, развитие креативности персонала, позволяющее решать и индустриальные, и постиндустриальные задачи.
Влияние на скорость процесса трансформации можно рассматривать с точки зрения развития науки, высокотехнологичного производства и прочих факторов. Хотелось бы обратить внимание в данном контексте на значимость сферы туризма, способствующей:
• обеспечению экономического роста и социальной стабильности;
• развитию инфраструктуры;
• формированию интеллектуального, творческого, открытого, толерантного, креативного человека, как основы постиндустриальной экономики;
• здоровью нации;
• экологизации общества;
• расширению мирохозяйственных связей;
• росту международной торговли товарами и услугами;
• инвестиционной активности;
• повышению доли квалифицированных кадров, расширению использования современных технологий;
• развитию сопутствующих туризму, но являющихся лидирующими в постиндустриальной экономике деловых услуг.
При анализе национального туризма, включающего в себя выездной и внутренний потоки, необходимо учитывать, что мотив рекреации является основным и имеет важное социальное значение, так как из удовлетворения туристских потребностей отдельных граждан складывается благосостояние общества, его социальная стабильность.
В свою очередь, на формирование потребностей оказывают влияние следующие факторы:
• социально-демографические: увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска и возможность использовать время отдыха не только полностью, но и по две недели в году, старение населения, возрастание доли одиноких людей, повышение активности женщин, и увеличение числа поздних браков, сокращение рождаемости, развитие миграционных процессов;
• экономические: общая экономическая ситуация в стране, уровень доходов на душу населения - благосостояние населения, изменение валютных курсов, уровень деловой активности, развитие международной торговли;
• политические: внутриполитическая стабильность страны, включающая в себя возможность осуществления безопасного отдыха, что является наиболее значимым в условиях стремительного роста терроризма, межнациональных конфликтов, расовой дискриминации, для борьбы с которыми необходимо ведение комплекса таких мер, как пропаганда, гражданское воспитание и учетом полинациональности общества, активизация и совершенствование деятельности органов правопорядка, а также проведение работы по созданию положительного имиджа страны, с точки зрения безопасности и доброжелательности населения; культурно-психологические: приоритеты в системе духовных ценностей, уровень образования, с которым связано стремление к познанию нового, изучению культуры; становление глобального стиля жизни вследствие таких процессов, как интернационализация, способствующая еще и беспрепятственному доступу в другие страны, развитие процесса урбанизации, который приводит к концентрации населения и формированию стереотипа подвижного образа жизни, так как жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления физических и духовных сил, что подтверждают и данные статистики, отражающие лидирующие позиции Центрального, Северо-Западного и Уральского регионов с наиболее высоким процентом городского населения;
• научно-технические: развитие коммуникационных технологий, позволяющих устанавливать контакты между практически всеми районами мира, расширение общения и получения информации с использованием глобальной сети Интернет, дающее возможность потребителю тщательно изучать предлагаемые на рынке услуги и играть активную роль в принятии решения об отдыхе, ведущее к персонализации обслуживания .
Выездной поток туристов из России менялся не только количественно, но и качественно. Происходили сдвиги в структуре зарубежных путешествий. С начала перестройки до 1991 г. выезд за границу носил в основном частный характер (к родственникам и друзьям), что объяснялось снятием ограничений на зарубежные поездки по приглашениям, явившимся первым шагом на пути упрощения туристских формальностей, то есть услуги туристских агентств практически не использовались, но с 1995 года ситуация начала меняться, и в настоящее время число поездок с туристскими целями постоянно растет (табл.2.4.).
Отрицательно сказывается и отсутствие единой государственной политики в регулировании географии туристских потоков, координация которых способствует получению прибыли, в том числе и при развитии выездного туризма, но с ориентацией на государства - импортеры производственной продукции и реципиенты инвестиций, связанных с туризмом. Основными странами - экспортерами туристских услуг для России являются Турция, Польша, Финляндия, Испания, Египет, Германия.
Таблица 2.4
Выезд за границу российских граждан по целям поездок (тыс.чел)
Численность российских граждан, выехавших за рубеж (тыс. чел)
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Всего 12260 11182 10635 12631 18371 17939 20343 20905
В том числе по целям поездок:
Служебная 2059 1683 1811 1967 2163 2529 2595 2680
Туризм 3508 4143 3330 2809 4485 4191 5044 5404
Частная 5006 3947 4048 5865 10088 9490 10837 10891
Обслуживающий персонал 1687 1409 1446 1990 1635 1729 1867 1930
Источник: Туризм в России. Краткий статистический сборник Государственного комитета РФ по статистике. - М.: Финансы и статистика, 2004г.с.18-19
За этот же период количество прибывших с туристскими целями иностранных граждан было несопоставимо ниже (табл. 2.4), что связано с воздействием таких факторов, как:
• образ России как страны, непривлекательной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
• отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
• неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
• неразвитая инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса;
• отсутствие благоприятного режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, в том числе несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Таблица 2.5
Въезд в Россию иностранных граждан по целям поездок (тыс.чел)

Численность иност] эанных граждан, прибывших в Россию (тыс.чел)
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Всего 16208 17462 16188 18820 21169 21570 23296 24200
В том числе по целям поездок:
Служебная 4814 3375 3012 4009 3218 3028 3014 2890
Туризм 1890 2515 2885 3060 2598 2380 3106 3470
Частная 8060 9781 8218 9117 13382 14049 15159 15673
Транзит 334 278 382 324 415 489 524 597
Обслуживающий
персонал 1110 1513 1691 2310 1556 1624 1493 1570
Источник: Туризм в России. Краткий статистический сборник Государственного комитета РФ по статистике. - М.: Финансы и статистика, 2004г.с. 18-19.
Только начиная с 1998 года, в результате активизации рекламы, повышения покупательной способности иностранных валют, обеспечения свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, наблюдался постоянный рост числа иностранных граждан, прибывающих как с частными и служебными целями, так и с целью туризма.
Основными странами-импортерами туристских услуг являются Польша, Германия, Китай, Финляндия, США, Италия. А в связи с обострением политической ситуации на Ближнем Востоке, приводящим к переориентации туристских потоков, этот перечень в перспективе может быть пополнен за счет туристов из других стран, ориентированных на данный регион.
Следует отметить, что по итогам 1999 г. по числу туристских прибытий (18,865 млн. человек) и их доле в общем мировом объеме (2,5%) Россия по данным Всемирной туристской организации переместилась с 17 места на 12 место . Однако наметившаяся тенденция роста может получить дальнейшее развитие только в случае разработки эффективной государственной политики с учетом отраслевой специфики. Основой этого является совершенствование индустрии туризма, включающей туроператорские, турагентские предприятия, предприятия размещения, питания, экскурсионного обслуживания, транспорта и целый ряд родственных и поддерживающих отраслей, образующих «отраслевой кластер», под которым подразумевается неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ .
Таким образом, обобщение данных на основе SWOT -анализа позволяет сделать следующие выводы:
1. К сильным сторонам российского туристского сектора можно отнести:
• высокий ресурсный потенциал;
• наличие материальной базы туризма;
• высокую прибыльность и динамизм данного сектора экономики; активизацию рекламы и формирование положительного имиджа России как страны, развивающей туризм;
• обеспечение свободы перемещения.
2.Слабыми сторонами можно считать:
• отсутствие развитой инфраструктуры;
• низкий уровень качества обслуживания;
• отсутствие необходимого количества квалифицированного персонала;
• слабые каналы сбыта;
• политическую нестабильность, угрозу терроризма;
• низкий уровень благосостояния населения;
• несовершенство нормативно-правовой базы туризма.
3 .Возможности:
• развитие международного сотрудничества посредством выхода на новые рынки за счет формирования комплексного конкурентоспособного туристского продукта;
• расширение ассортимента услуг;
• внедрение современных технологий;
• формирование отраслевого кластера;
• обеспечение восстановления физических сил, здоровья нации, повышения интеллектуального потенциала;
• формирование открытости и толерантности.
4. К угрозам можно отнести:
• истощение туристских ресурсов при бесконтрольном использовании;
• углубление диспропорциональности туристских потоков;
• углубление межнациональных конфликтов;
• активизацию более сильных конкурентов, к числу которых можно отнести крупные зарубежные транснациональные корпорации (ТНК), связанную с дальнейшей либерализацией внешнеэкономической деятельности.
Таблица 2.6
Матрица SWOT-анализа экспортного потенциала индустрии туризма России.
Поля матрицы Возможности
1 .Развитие международного сотрудничества
2. Расширение ассортимента услуг
3.Внедрение современных технологий
4. Формирование отраслевого кластера
5.Обеспечение физического,
интеллектуального и духовного
развития нации
б.Формирование открытости и толерантности. Угрозы
1 .Истощение туристских ресурсов
2.Углубление диспропорциональности туристских потоков
3.Углубление межнациональных конфликтов
4.Активизация более сильных зарубежных конкурентов, монополизация рынка.
Сильные стороны Поле СИВ Поле СИУ
1 .Высокий ресурсный потенциал
2.Наличие материальной базы туризма
3.Высокая прибыльность и динамизм данного сектора экономики
4. Формирование положительного имиджа России
5.Обеспечение свободы доступа к туробъектам. 1 .Государственное регулирование
туристских потоков
2.Продвижение российского
туристского продукта
3.Рационализация выявления,
оценки и использования
туристских ресурсов
4.Создание благоприятных
Условий для инвестирования в
индустрию туризма
5.Выбор и развитие наиболее
перспективных видов туризма 1 .Обеспечение экологической безопасности
2.Совершенствование законодательной базы 3.Изучение и освоение новых рынков
4.Снижение туристских формальностей
5.Выполнение перспективных маркетинговых исследований
Слабые стороны Поле СЛВ Поле СЛУ
1.Отсутствие развитой инфраструктуры
2.Низкий уровень качества обслуживания
3.Недостаток квалифициров. кадров
4.Слабые каналы сбыта
5.Политическая нестабильн.,
угроза терроризма
б.Низкий уровень благосостояния населения
7.Несовершенство нормат.-правовой базы туризма. 1 .Развитие инфраструктуры туризма
2.Совершенствование системы подготовки туристских кадров 3.Расширение финансовых форм поддержки туристского бизнеса
4.Внедрение новых организационно-правовых форм регулирования сферы туризма
5.Совершенствование системы стандартизации и сертификации 1 .Протекционизм со стороны государства, направленный на поддержку российских турпредприятий
2.0беспечение политической и экономической стабильности 3.Реализации программ борьбы с бедность
Зарубежные исследователи к мерам государственного регулирования спроса и доходов в туризме относят: маркетинг и продвижение туристского продукта; информационная поддержка туристов; регулирование ценообразования; регулирование численности въезжающих туристов. К мерам государственного регулирования предложения и расходов в туризме относят: землеустройство и контроль землепользования; регулирование строительной деятельности; проведение маркетинговых исследований и планирование; налогообложение в туризме; регулирование отношений собственности; инвестиционные инициативы. В силу ряда факторов политического, экономического, а также национального характера и традиций, в мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования развитием туристской сферы. С определенной долей условности можно говорить о сформировавшихся трех основных моделях государственного регулирования развития туризма: на основе деятельности самостоятельного министерства (Кипр, Греция, Египет и др.) или наделения функциями управления туризмом одного из многоотраслевых министерств (Франция, Испания, Италия и др.), а также на основе принципов рыночной самоорганизации (США и др.).
Глава . Туристический потенциал как элемент инвестиционного потенциала страны
Приоритетной задачей современной экономики России является стимулирование экономического развития страны. В данном контексте необходимо проанализировать весь комплекс инвестиционных ресурсов страны, к которым кроме материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных, относится также природно-ресурсный потенциал (причем он включает не только запасы минеральных ресурсов - нефти, газа, руды и проч., но и природно-рекреационный потенциал). Для инвестирования в сферу туризма в России начинают складываться благоприятные условия.
Туристический потенциал как элемент инвестиционного потенциала страны. Следует отметить, что впервые в 2005 г. агентство «Эксперт-РА» включило в характеристику инвестиционного потенциала еще один компонент 9-й - а именно «туристический потенциал». Это объясняется растущей на территории России потребностью в развитии туристических услуг и острой необходимостью развития данного сектора экономики страны. В состав данного показателя туристического потенциала входят четыре параметра: природно-рекреационный и историко-культурный комплексы, развитость сети размещения туристов и мест развлечения. Если первые два параметра характеризуют повод для посещения туристами того или иного региона (объекта), то вторые - характеризуют условия для того, чтобы туристы задержались в данном месте, и потратили свои денежные средства. Причем лишь высокая концентрация, оптимальное сочетание и пропорциональное развитие всех составляющих туристического бизнеса и сделает тот или иной регион привлекательным для туристов.
Общий рейтинг туристического потенциала показал, что число регионов-лидеров вошли: Краснодарский край, Московская область, Москва,, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская и Пермская области. При этом Краснодарский и Ставропольский края концентрируют почти треть всего природно-рекреационного потенциала России. Но главными туристическими центрами все же являются Москва и Санкт-Петербург. А регионы-аутсайдеры- Эвенкийский и Таймырский, Агинский Бурятский и Ненецкий, Корякский и Усть-Ордынский автономные округа, т.е. слабозаселенные национальные окраины РФ.
Туристический потенциал как элемент инвестиционного потенциала страны (ее регионов), без сомнения, важен для рассмотрения, поскольку его развитие может зачастую стать отправной точкой («точкой роста») социально-экономического развития того или иного региона, способствующей росту конкурентоспособности отечественной экономики.
Причем необходимо отметить, что Россия с ее своеобразием и неповторимостью, обширностью территории обладает колоссальным туристическим потенциалом (и это не только рекреационные ресурсы Северного Кавказа или историко-культурная зона «золотого кольца»). Россия состоит из регионов, резко различающихся между собой по природным условиям, ресурсному потенциалу, уровню экономического развития, составу населения и историческим традициям. В Краснодарском крае сосредоточены основные морские курорты России (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе), где ежегодно поправляют здоровье около 4,5 млн человек. В Ростовской области, в Алтайском и Красноярском краях, в горных районах Кавказа и многих других регионах возможна охота на водоплавающую дичь, пушного зверя. Уникальны на территории РФ регионы горного туризма, альпинизма и зимних видов спорта. И это, не говоря о культурном наследии, о сокровищницах мировой архитектуры, о памятниках истории (Москва, Санкт-Петербург и его окрестности, города «золотого кольца» России и др.).
Именно в данном контексте следует вновь упомянуть о многих составляющих инвестиционного потенциала России. Например, развитие туристического бизнеса в нашей стране (учет туристского потенциала) имеет прямую корреляционную зависимость буквально со всеми составляющими инвестиционного потенциала, например, такими как: трудовой (в том числе и с позиции обеспеченности занятости населения в сфере услуг), производственный (понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе), инфраструктурный (с позиции уровня развития и инфраструктурной насыщенности регионов РФ), институциональный (понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики и правовой защиты туристов), потребительский (совокупная покупательная способность населения и потребность в отдыхе, растущая на территории России потребность в туристических услугах), финансовый (выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджет страны и ее регионов).
В настоящее время это одна из наиболее прибыльных отраслей российской экономики. Однако ситуация в отрасли по-прежнему является критической. На российском туристическом рынке по-прежнему работает много мелких фирм, предоставляющих услуги низкого качества и не имеющих представления о международных стандартах сервисной индустрии, принятых во всем мире. При этом далеко не все компании, формально зарегистрированные как турфирмы, реально занимаются именно этим бизнесом. Рынок туристических услуг как таковой не подлежит на данный момент четкой регуляции со стороны органов государственной власти.
Непосредственно с целью туризма нашу страну посетило лишь 2,25 млн. иностранных граждан из государств «дальнего зарубежья» и еще 3,5 млн. с частными визитами (оставшиеся - приезжали в служебные командировки, либо путешествовали транзитом через Россию). Но прирост посещений отмечается ежегодно. При этом по данным платежного баланса РФ, в 2005 г. удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг из России составил всего 2,6% (в 1995 г. - 4,6%, в 2000 г. - 3,0%); а соответствующий показатель в импорте туристских услуг - равнялся 12,0% (в 1995 г. - 14%). При этом доходы от экспорта, хотя и возросли с 1995 г. (с 4,3 до 5,2 млн. долл.), но их троекратно превышают размеры импорта туристских услуг (11,6 млн. долл. в 1995 г.; 15,7 млн. - в 2004 г.).
В последние годы в связи с природными катаклизмами, террористическими актами в разных странах мира происходит перераспределение международных туристских потоков, растет популярность внутреннего туризма, а также увеличивается объем посещений иностранными туристами России.
Задача изменения сальдо в туристском обмене в России (с отрицательного на положительное) потребует принятия целого ряда мер на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне необходимо отказаться от чисто фискального подхода к индустрии туризма. Иначе чем можно объяснить непомерные запретительные пошлины, например, на импортные комфортабельные туристские автобусы, а также налоги на доходы туристских средств размещения, на основные фонды, землю.
Главная же российская проблема - отставание в уровне развития необходимой инфраструктуры. Данные же о потребителях туристических услуг в России показывают, что 30% населения с наиболее высокими доходами пользуется 70% санаторно-оздоровительных услуг и 95% экскурсионных услуг (для лиц с наименьшими доходами эти показатели составляют 1,4% и 0,4% соответственно). Иными словами, класс обслуживания туристов должен быть очень высоким. Но в настоящее время в большинстве российских регионов качество инфраструктуры туризма не соответствует международному уровню (к которому уже успели привыкнуть россияне в своих зарубежных поездках). Необходимо диверсифицировать структуру туристического бизнеса (в т.ч. по стоимости), но в первую очередь повышая качество услуг на всех уровнях.
Туризм обладает высокой мультипликативной способностью. Поступления в бюджет от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая часть поступает туристским операторам и агентствам, большая - по множеству каналов поступает во все сопутствующие в обслуживании туристов отрасли хозяйства. Это - магистральный и городской транспорт, торговля, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевая и легкая промышленность. Иными словами один рубль вложений в туристический бизнес приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент отмечен и в занятости населения. Одно рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. Таким образом, изменение существующей политики в отечественном туристическом бизнесе просто необходимо.
Однако государство должно быть заинтересовано в создании особого инвестиционного климата для туристской индустрии не только из чисто финансовых соображений. 22 февраля 2006 г. в Совете Федерации России обсуждались проблемы госрегулирования туризма. В рамках форума "Туризм и развитие России" Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провел круглый стол "Государственная политика и стратегия развития туризма в России". Участники встречи обсудили важнейшие направления государственной политики в области развития туристской сферы. В первую очередь это -совершенствование нормативно-правового обеспечения туристской деятельности; повышение эффективности использования результатов научной деятельности в развитии рынка туристских услуг; механизмы правовой защиты российских туристов.
Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последнего десятилетия привело к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится всего около одного процента мирового туристического потока. В настоящее время одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка законодательной базы, отвечающей современным условиям и нормам международного права. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый еще в 1996 г. выполнил миссию по легализации туристической сферы. Но назрела необходимость принятия ряда дополнительных законодательных актов.
Одной из основных проблем государственного регулирования туризма в России является переход от системы лицензирования к альтернативным механизмам регулирования рынка. В частности, предусматривается введение единого реестра туристических организаций, обязательного для всех участников туристического рынка. Необходимым условием для этого, по мнению представителя Федерального агентства по туризму, должны быть банковские гарантии или страхование ответственности. Данные меры направлены на обеспечение финансовых гарантий потребителей туристических услуг. Целесообразно сохранить лицензирование туристской деятельности, совершенствуя его механизмы, либо сдвинуть сроки отмены лицензирования на один год.
Важным фактором развития туризма участники считают безопасность туристов. Россия слывет одной из стран, являющихся опасной для туристов, что создает проблемы - особенно для зарубежных гостей. В стране отсутствуют механизмы адекватного реагирования на чрезвычайные ситуации. Меры по обеспечению безопасности должны осуществляться, прежде всего, на федеральном уровне.
Огромный потенциал в РФ имеется и с точки зрения эколого-туристской деятельности, получающей все более широкое распространение в мире. Не случайно 2002 г. был провозглашен ООН годом экологического туризма и годом гор. Учитывая глобальный характер этих проблем, решить их на региональном или национальном уровне невозможно. Причем большие надежды возлагаются на экотуризм в реализации общей концепции устойчивого развития туризма и путешествий. В первую очередь это связано с тем, что рациональное использование природных и культурно-исторических ресурсов позволит избежать многих негативных последствий массового туризма, которые возрастают прямо пропорционально темпам роста туристских посещений.
Туристский ресурс в России есть всюду. Но успех или неуспех отрасли в большей мере зависит от менеджмента. Это обстоятельство по традиции затушевывается проблемами капиталовложений в основные фонды. Но здесь в первую очередь речь должна идти об инвестициях в человеческий фактор, в культуру и просвещение, в науку, в подготовку квалифицированных кадров. В туристской отрасли России сейчас недостает, например, около двух миллионов квалифицированных специалистов. Грамотные, эрудированные управленцы способны будут решать и вопросы по привлечению инвестиций в регионы, так как в данной отрасли (туристический бизнес) привлекательный ресурс при квалифицированном подходе способен «притягивать» инвестиции.
Следует отметить, что впервые в 2005 г. агентство «Эксперт-РА» включило в характеристику инвестиционного потенциала 9-й компонент - а именно «туристический потенциал». Это объясняется растущей на территории России потребностью в развитии туристических услуг и острой необходимостью развития данного сектора экономики страны. В состав данного показателя туристического потенциала входят четыре параметра: природно-рекреационный и историко-культурный комплексы, развитость сети размещения туристов и мест развлечения. Если первые два параметра характеризуют повод для посещения туристами того или иного региона (объекта), то вторые - характеризуют условия для того, чтобы туристы задержались в данном месте, и потратили свои денежные средства. Лишь высокая концентрация, оптимальное сочетание и пропорциональное развитие всех составляющих туристического бизнеса сделает тот или иной регион привлекательным для туристов.
Общий анализ рейтинга туристического потенциала показал, что число регионов-лидеров вошли: Краснодарский край, Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская и Пермская области (табл.). При этом только два региона: Краснодарский и Ставропольский края концентрируют почти треть всего природно-рекреационного потенциала России. Но главными туристическими центрами все же являются Москва и Санкт-Петербург, а регионами-аутсайдерами - Эвенкийский и Таймырский, Агинский Бурятский и Ненецкий, Корякский и Усть-Ордынский автономные округа, т.е. слабозаселенные национальные окраины РФ.
Таблица 3.5
Регионы-лидеры по туристскому потенциалу как составляющему инвестиционного потенциала российских регионов, 2005-2006 гг.
Регион Ранг региона по составляющим инвестиционного потенциала: Ранг региона по инвести-ционному потенциалу
(в целом)
туристи-ческий инфра-
структур-ный произ-водственный
Краснодарский край 1 6 14 6
г. Москва 2 2 1 1
г. Санкт-Петербург 3 1 5 2
Московская обл. 4 4 2 3
Ставропольский край 5 51 30 23
Республ. Татарстан 6 32 7 10
Республ. Башкирия 7 46 9 15
Свердловская обл. 8 49 4 5
Пермский край 9 59 13 7
Челябинская обл. 10 22 10 14
Составлено по: «Эксперт», № 44 (538) от 27 ноября-3 декабря 2006 г.
Туристический потенциал как элемент инвестиционного потенциала страны (ее регионов), без сомнения, важен для рассмотрения, поскольку его развитие может стать отправной точкой (или «точкой роста») социально-экономического развития того или иного региона, способствующей росту конкурентоспособности не только региона, но и отечественной экономики в целом.
Причем необходимо отметить, что Россия с ее своеобразием и неповторимостью, обширностью территории обладает колоссальным туристическим потенциалом. Наша страна состоит из регионов, резко различающихся между собой по природным условиям, ресурсному потенциалу, уровню экономического развития, составу населения и историческим традициям. Различаются и условия для развития туристической индустрии. В Краснодарском крае сосредоточены основные морские курорты России (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе), где ежегодно поправляют здоровье около 4,5 млн. человек. В Ростовской области, в Алтайском и Красноярском краях, в горных районах Кавказа, Алтая, Саян и многих других регионах возможна охота на водоплавающую дичь, пушного зверя. Уникальны на территории РФ регионы горного туризма, альпинизма и зимних видов спорта. И это, не говоря о культурном наследии, о сокровищницах мировой архитектуры, о памятниках истории (Москва, Санкт-Петербург и его окрестности, города «Золотого кольца» России и др.).
Региональная политика выступает для России как исторический императив. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства регионов России могут осуществляться только под воздействием консолидации политики государства и конструктивных сил общества в регионах. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии территориального социально-экономического развития, в первую очередь за счет инвестиционного обеспечения этого процесса, в том числе за счет развития современного комплекса туристических услуг.
Для России, в процессе интегрирования ее в мировую экономику, внимание к туристическому бизнесу может, без сомнения, стать одним из факторов, способствующих переходу ее к постиндустриальной стадии развития, укреплению ее позиций на международной арене, более активному привлечению страны к перераспределению мирового дохода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные трансформационные процессы в России происходят на фоне фундаментальных перемен в мировой экономике, к числу которых можно отнести переход к постиндустриальной фазе экономического развития, характеризующейся лидированием сферы услуг по отношению к материальному производству. Соответственно, политика реформирования, способствующая переходу не только к рыночной, но и к постиндустриальной экономике, должна основываться на современных тенденциях с учетом геоэкономического аспекта.
Проделанная работа, целью которой, прежде всего, было развитие теоретике- методических основ регулирования сферы туризма на макроуровне в условиях трансформации мировой и российской экономик на пути постиндустриализации, позволяет сделать ряд выводов, имеющих теоретический и прикладной характер.
1.Развитие современной цивилизации привело к формированию постиндустриализации как процесса, основными экономическими и социальными характеристиками которого являются:
• переход от доминирования производства товаров к сервисной экономике;
• активное использование достижений научно-технического прогресса;
• использование человеческого капитала, являющего основой формирования «экономики знаний»;
• становление новой мотивации человеческой деятельности, исходя из творческого и интеллектуального характера труда.
2.Изменения в структуре и динамике развития сферы услуг, основанные на структурно-технологической перестройке материального производства, процессе экстернализации и внедрении принципиально новых видов услуг в связи с развитием научно-технического прогресса, привели к необходимости осуществления их классификации. На основе изученных подходов к классификации услуг, а также с учетом структурно-функционального аспекта была предложена авторская классификация, выделяющая:
• производственные высокотехнологичные услуги: информационные, компьютерные, консультационные, телекоммуникационные, деловые, включающие бизнес, связанный с маркетингом, рекламой, с подбором кадров, обеспечением связей с общественностью, формированием оптимального социального климата на предприятии, кредитно- финансовые и страховые услуги, лизинговые операции, инженерно- строительные и архитектурные услуги, бухгалтерские и аудиторские операции;
• социально-культурные услуги: образование, здравоохранение, туризм и рекреационная деятельность, являющиеся высоко и среднетехнологичными;
• торгово - бытовое обслуживание населения и прочие традиционные услуги, являющиеся средне - и низкотехнологичными, которые в постиндустриальной экономике уходят на второй план.
3. При всем богатстве туристских ресурсов в настоящее время в России туризм не обеспечивает потенциально возможного развития, что проявляется в лидирующих позициях выездных потоков и обусловливается такими проблемами, как:
• несовершенство инфраструктуры, низкий уровень развития предприятий индустрии туризма и транспорта;
• несоответствие цены качеству обслуживания; наличие жестких туристских формальностей;
• отсутствие достаточного количества высококвалифицированных кадров;
• слабое развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма.
В связи с этим возникает необходимость выработки стратегии развития экспортоориентированных и импортозамещающих видов туризма с учетом сильных, слабых сторон, возможностей и угроз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный Закон от 15.08.1996 №114-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
3. Федеральный Закон от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах туристской деятельности в РФ».
4. Афонцев С.А. Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия. Экономическая политика в современном мире. М., 2000.
5. Борисова Е., Калашников И., Осипов Г., Шугаев М. Что впереди?//Турбизнес.-2003.-№18.-с.6-12.
6. Григорьев Е. Суперпрачечная времен глобализации .// Независимая Газета.-2006.-№ 205.
7. Губин Ю.А. Глобализация и регионализация экономики в политическом ракурсе: Монография. М.: Интердиалект+, 2006.
8. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 2005.
9. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие -М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Дворниченко В.В. История международного и национального туризма. Учебно-методическое пособие, М., 2001.
11. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003.
12. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства.- М.: Издательский центр «Академия». 2003. - 224 с.
13. Долженко Г.П. Туристские ресурсы России в свете развития международного туризма. / /Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.-2007 .-№ 1.
14. Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике.//Вопросы экономики, 2001-№5.
15. Кузнецов Ю.В., Маленков Ю.А. Социально-экономические проблемы системного влияния туризма на общество и окружающую среду .//Туристские фирмы.-2006.-№22.
16. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М., 2006.
17. Постиндустриальный мир и Россия / Под ред. В.Г.Хороса, В.А. Краселыцикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
18. Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма: Учеб. пособие: Пер. с англ. / Р. Прентис; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Унив. колледж королевы Маргарет. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
19. Фомишин С.В. Международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
20. Фомишин С.В. Международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
21. www.russiatourism.ru
22. www.travel.org
23. www.world-tourism.org

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
Проверить тИЦ и PR