Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Эконономика arrow Анализ современного состояния страхования жизни в РФ

Анализ современного состояния страхования жизни в РФ

Курсовые работы - Эконономика
Анализ современного состояния страхования жизни в РФ
Оглавление
Введение 3
1. Роль и значение страхования жизни в социально-экономическим развитии общества в современных экономических условиях 5
2. Развитие регионального рынка страхования жизни 14
3. Проблемы страхования жизни в России в условиях рыночной экономики 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение
Актуальность. Страхование жизни - особая тема. Этот сектор рынка на протяжении многих лет находился в России в состоянии застоя. Население, не доверяя страховщикам, не торопилось пользоваться такой услугой. В свою очередь страховщики придумали этому виду деятельности свое применение - долгое время они использовали его для различных финансовых схем.
Но со временем ситуация начала меняться. Рынок был очищен от мнимых страховщиков, страховая культура населения начала расти. Кроме того, на российский рынок стали выходить крупные иностранные игроки, желающие занять свою нишу на российском, по их утверждению, перспективном рынке страхования жизни. «Ситуация на рынке страхования жизни, на мой взгляд, напоминает легкоатлета, находящегося на низком старте перед забегом. Все крупные игроки на рынке готовят ресурсы к тому, чтобы завоевать свою часть рынка с учетом ожидаемого роста.
В настоящее время страхованием жизни с большей охотой занимаются западные компании. В России этот вид страховой деятельности пока не очень прибылен для страховщиков и не слишком популярен у клиентов. Инвестиционный доход, гарантируемый страховщиками по этому вида страхования, по договорам страхования на срок свыше пяти лет достигает максимум 3-4% годовых, что ниже текущего уровня инфляции. Поэтому очевидно, что на таких условиях инвестиционная составляющая данного вида страхования невелика.
Тем не менее, некоторый прогресс, безусловно, наблюдается. Сдвиги к лучшему есть. Выражаются они в первую очередь в темпах роста данного вида страхования по отношению к предыдущим годам и другим видам страхования. Во вторую - в постепенном изменении ментальности наших соотечественников в сторону более европейского подхода к взгляду на жизнь, в том числе и на ее страхование.
Цель данной курсовой работы - провести анализ современного состояния страхования жизни РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Роль и значение страхования жизни в социально-экономическим развитии общества в современных экономических условиях,
• Развитие регионального рынка страхования жизни,
• Проблемы страхования жизни в России в условиях рыночной экономики.
1. Роль и значение страхования жизни в социально-экономическим развитии общества в современных экономических условиях
Страхование как самостоятельная часть финансово-кредитной системы развивается в нашей стране сравнительно недолго и находится в стадии становления. Будучи молодой, быстро растущей отраслью, оно имеет свои проблемы и большие перспективы. В связи с этим особый интерес вызывает то, как сложится взаимодействие между страховым рынком и государством.
Со временное рыночное хозяйство не может нормально развиваться без рационального государственного регулирования. В то же время границы государственного вмешательства в экономику должны быть строго определены, чтобы государство не мешало действию рыночных механизмов саморегуляции.
Деятельность государства в рыночной экономике осуществляется по следующим направлениям:
• Разработка хозяйственного законодательства и обеспечение его соблюдения экономическими субъектами;
• Прямое государственное управление наиболее важными, стратегическими отраслями, а также решение проблем экологии и создание условий для развития научно-технического прогресса;
• Государственный бюджет: доходная часть (система налогообложения) и система государственных расходов;
• Организация денежного обращения, поддержание в стабильном состоянии кредитной системы и рынка ценных бумаг, а также борьба с инфляцией;
• Антимонополистическая деятельность;
• Реализация социальной политики, а также регулирование занятости населения;
• Региональное перераспределение ресурсов.
Рыночная экономика подвержена циклическим колебаниям, в ней периодически возникают экономические кризисы, и государство, решая вышеназванные проблемы, старается достигнуть главной цели: не подавляя, а используя рыночные механизмы избежать негативных последствий такой цикличности, сгладить экономические кризисы и обеспечить устойчивый экономический рост. Осуществить это государство может путем разумной корректировки воспроизводственных пропорций в соответствии с общественными потребностями. Наряду с обеспечением нормального хода воспроизводственного процесса государство должно также гарантировать населению определенный уровень благосостояния и социальную защиту. Эти цели решает система государственного регулирования социально-экономических процессов.
Те же цели решает в рыночной экономике и страхование: оно нормализует пропорции общественного воспроизводства и позволяет поддержать достигнутый уровень благосостояния граждан. Кроме того, по своей способности влиять на развитие экономики страхование не уступает другим элементам финансово-кредитной системы. Таким образом, страхование занимает достаточно специфическое место в экономике и тесно связано с системой государственного регулирования.
Участие страхования в системе государственного регулирования социально-экономических процессов имеет двойственный характер. Специфика страхования заключается в том, что оно одновременно является и объектом, и субъектом государственного регулирования. Это означает, что, с одной стороны, страхование регулируется государством, функционирует в рамках как общих, так и специфических, относящихся только к страховой индустрии правил. С другой стороны, страхование является элементом государственного регулирования социально-экономических процессов и обеспечения устойчивости производства и потребления.
Эти явления - две стороны одного процесса, тесно взаимосвязанные между собой: государственное регулирование страховой деятельности направляет развитие страхования таким образом, который представляется государству наиболее целесообразным с точки зрения его влияния на другие макроэкономические и социальные явления. И напротив, для эффективного использования страхования в регулировании социально-экономических процессов необходим хорошо отлаженный механизм воздействия на само страхование. Любое решение, принимаемое государством в области страхования, должно оцениваться как с позиции страхового рынка (то есть в соответствии с его непосредственным результатом в области регулирования страховой деятельности), так и с учетом его дальнейшего влияния на экономику в целом, а также его социального эффекта.
Итак, страхование наряду с другими составляющими финансово-кредитной системы входит в число косвенных экономических регуляторов. Их использование не исключает действия механизмов свободного рынка, а напротив, дополняет, корректирует и направляет их, а также может усилить положительные стороны, компенсировать недостатки и ликвидировать негативные эффекты рынка.
Как антициклический (антикризисный) регулятор страхование важно потому, что во-первых, оно само по себе является естественным, чисто рыночным стабилизатором экономики. Оно обеспечивает непрерывность производства и потребления и стабильность функционирования финансово-кредитной системы. Кроме того, страховые компании дают относительно постоянный приток в экономику инвестиционных ресурсов, что благоприятно для экономического роста.
Еще один важный аспект государственного регулирования - региональное перераспределение ресурсов. Это соответствует одному из сущностных признаков страхования - территориальной раскладке ущерба, то есть страхование само, без участия государства частично осуществляет перераспределение ресурсов благополучных регионов в пользу неблагополучных, пострадавших от различных бедствий и катастроф.
Не менее важной является роль страхования в регулировании социальной сферы. В условиях рыночной экономики основной принцип регулирования социальных гарантий с использованием страхования состоит в следующем: минимум обеспечивается обязательными видами страхования (основу составляет медицинское), а добровольное страхование обеспечивает гражданину дополнительную страховую защиту (основу составляет добровольное страхование жизни).
Регулирование социальных гарантий через страхование имеет ряд преимуществ над бюджетным: достигается строго целевое использование средств страхового фонда, нет углубления бюджетного дефицита, а следовательно ускорения инфляционных процессов, от которых в первую очередь страдают наименее защищенные категории граждан. Кроме того, страхование гарантирует индивидуальную, адресную социальную поддержку каждому гражданину, и по его желанию в соответствии с материальными возможностями обязательное страхование может быть дополнено добровольным.
Использование страхования при реализации государственных социальных программ имеет не только социальное, но и макроэкономическое значение. Регулируя посредством страхования благосостояние граждан, государство обеспечивает сохранение определенного уровня потребительского спроса. А как известно, платежеспособный спрос населения является одним из основных факторов развития рыночной экономики.
В наибольшей степени это относится к медицинскому страхованию, так как среди других видов страхования ему в наибольшей мере присуща социальная роль, на его основе в развитых странах строится вся система здравоохранения. Не менее важно страхование рент, пенсий, пособий и других выплат социально незащищенным категориям граждан. В развитых странах страховой защите подлежат также объекты культуры (исторические и культурные памятники, предметы искусства и т. д.), это имеет большое значение в сфере гуманитарных отношений.
Страховая отрасль может использоваться государством в регулировании занятости населения и борьбы с безработицей. Здесь речь идет не только о том, что возмещая ущерб от страховых случаев, страховые компании предотвращают длительные перерывы в производстве и массовые увольнения, но и о страховых компаниях как работодателях. В развитых странах деятельность страховых компаний способствует поддержанию занятости как через постоянное создание новых рабочих мест штатных специалистов, так и через развитие института страхового посредничества.
Важное место в регулировании макроэкономических процессов занимает инвестиционная деятельность страховщиков. Направления инвестирования средств страховщиков во всех странах подлежат строгой государственной регламентации. В странах, где страховой рынок является крупнейшим источником инвестиций, эти нормы имеют значение для регулирования спроса на рынке финансовых активов.
Например, требование размещать средства страховых резервов в государственные ценные бумаги имеет двоякий смысл. С одной стороны, цель такой нормы - поддержание платежеспособности страховщика: вкладывая средства в высоконадежные ценные бумаги государства, страховщик обеспечивает возвратность и доходность своих инвестиций. То есть в конечном итоге, этой нормой государство способствует тому, что страховщик своевременно и полностью выполнит свои обязательства перед страхователями, а значит, обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса на микро- и макроуровне. С другой стороны, этой нормой государство оказывает воздействие на рынок финансовых активов. Обязуя страховщиков, вкладывать средства в государственные ценные бумаги, государство обеспечивает на них устойчивый спрос, облегчает себе их размещение. Таким образом, от состояния страхового рынка, объема формируемых страховых резервов частично зависит движение государственного долга, а, следовательно, и связанные с ним другие макроэкономические процессы.
Простейший способ использования страхования в государственном регулировании социально-экономических процессов - это использование обязательной формы страхования. Обязательное страхование обычно вводится государством для возмещения убытков, которые считаются общественно-необходимыми, однако его проведение часто возлагается на негосударственных страховщиков.
Здесь возникают две проблемы: первая заключается в том, чтобы определить долю обязательного страхования в общем объеме страховых операций, а вторая - выбор конкретных видов страхования, которые требуют обязательной формы проведения. От этого будет зависеть характер использования обязательного страхования как инструмента государственного регулирования в той или иной экономической ситуации.
Наиболее характерный пример использования государством обязательного страхования - обязательное медицинское страхование. Финансирование необходимого минимума медицинского обслуживания граждан может осуществляться либо за счет бюджетных средств, либо за счет обязательного медицинского страхования, но всегда является важнейшим элементом государственной политики в области охраны здоровья граждан. Обязательному медицинскому страхованию по сравнению с другими видами страхования в наибольшей степени присуща социальная функция, с его помощью осуществляется медицинское обслуживание наиболее нуждающихся в нем и социально уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов и т.д. Многие страны перешли от бюджетного финансирования здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования. Это обеспечивает строго целевое использование обязательных взносов и позволяет реализовывать социальные гарантии населению по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи. Таким образом, при помощи обязательного медицинского страхования регулируется не только уровень бюджетных расходов на здравоохранение, но и социальные аспекты.
Особую регулирующую нагрузку несет добровольное долгосрочное страхование жизни. Будучи из всех видов страхования наиболее приближенным к категории кредита, этот вид используется государством для косвенного регулирования денежной массы и борьбы с инфляцией наряду с другими кредитно-денежными регуляторами.
В западной практике этот вид страхования проводится в рамках государственных программ развития долгосрочного накопительного страхования, которые специально разрабатываются государством в целях привлечения средств населения для последующего их вложения в развитие экономики. Государство предоставляет страхователям ряд налоговых льгот, которые стимулируют заключение договоров. Та часть средств, которая недополучается государством из-за налоговых льгот на первом этапе, в дальнейшем возмещается государству в виде дохода от использования средств населения в инвестиционной деятельности. К тому же отвлечение излишней денежной массы на долгосрочное страхование (а через него - на инвестиции) снижает текущий платежеспособный спрос, а значит, сдерживает инфляцию.
В России на сегодняшний день накопительное страхование жизни практически не проводится. Рынок личного страхования формировался в крайне сложных макроэкономических условиях (экономический кризис, инфляция, падение уровня жизни населения), что на начальном этапе лишило государство этого важного регулирующего инструмента.
Важное регулирующее значение могут иметь и такие виды страхования, как страхование депозитов, страхование сельскохозяйственных предприятий и другие. Вообще регулирующее влияние на экономику оказывают абсолютно все направления деятельности страховщиков и все виды страхования.
Использование страхования для регулирования социально-экономических процессов требует высокого уровня развития страхового дела в стране. Обязательными условиями являются сформированность и стабильность страхового рынка, отлаженность и эффективность страхового надзора, высокий уровень страховой культуры потребителей страховых услуг. Кроме того, следует учитывать, что страховой рынок чувствительно реагирует на все негативные макроэкономические явления (инфляция, низкий уровень платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения и т.д.), а это тоже затрудняет его использование для целей государственного регулирования.
Таким образом, наличие эффективной системы государственного регулирования страхового дела является необходимым условием использования страхования как экономического регулятора. Кроме того, необходимость государственного регулирования страхования связана с тем, что страхование является общественно-необходимым элементом общественного хозяйства, а интересы общества в целом всегда представляет государство. Оно же должно следить за тем, чтобы коммерческая сторона страховой деятельности, имеющая своей целью получение прибыли страховой компанией, не мешало осуществлению собственно страховой защиты. Таким образом, государство представляет интересы страхователей (соблюдая при этом и права страховщиков, обеспечивая им нормальные условия работы на страховом рынке), создает правовые основы для заключения договоров страхования, регулирует инвестиционную деятельность страховщиков с целью обеспечения их финансовой устойчивости, производит контроль результатов страховой деятельности, участия в перестраховании, проводит регистрацию и лицензирование страховых организаций и т.д.
Как и регулирование экономики в целом, государственное регулирование сферы страхования делится на прямое и косвенное. К прямому (административному) регулированию страхования относят страховое законодательство и деятельность органов страхового надзора. Косвенное регулирование включает ряд экономических рычагов: налоговых, денежно-кредитных и т. д.
Развитые страны обладают сложившимся механизмом государственного регулирования страхования, который функционирует уже много лет и максимально адаптирован к особенностям национального страхового рынка. Это облегчает воздействие на страхование, а через него и на экономику в целом. Поэтому развитые страны имеют больше возможностей использования страхования в качестве социально-экономического регулятора.
В России уровень развития страхового дела хотя и значительно повысился за последнее время, все же остается значительно ниже, чем в развитых странах. Развитие страхового рынка в России - процесс сложный и противоречивый, и для его нормализации необходимо активное участие государства.
Страховая деятельность в России всегда была объектом пристального внимания государства. Впервые государственное регулирование страховой деятельности было введено еще в 1894 году. Затем после установления государственной страховой монополии эта деятельность была прекращена, так как не было необходимости регулировать рынок, состоящий из двух государственных страховых организаций. Место регулирования заняло прямое управление страхованием .
В области использования страхования для воздействия на экономику часто принимались экономически необоснованные или противоречащие сущности страхования решения. К ним относится и финансирование убытков по одним видам страхования за счет других видов в рамках единого страхового фонда, и использование для борьбы с избыточной денежной массой не накопительных, а рисковых видов страхования (например, так использовалось обязательное страхование пассажиров, проводившееся по тарифам, не только значительно превышавшим общественно-необходимые затраты, но и позволявшим поддерживать уровень выплат порядка 1 %).
В период демонополизации страхования государство в известной мере потеряло контроль над страховой отраслью, что не только сделало невозможным использование страхования для реализации государственной макроэкономической политики, но и значительно осложнило развитие страхования вообще. Поэтому понадобилось время, чтобы создать систему государственного регулирования страхования, подобную аналогичным системам в развитых странах.
Эта система включает три составляющие: законодательство, регулирующее страхование, выполняющий регулирующие функции орган страхового надзора (Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью) и косвенные экономические регуляторы. К настоящему времени эту систему уже можно считать сформировавшейся. Однако в условиях экономической нестабильности, когда конъюнктура страхового рынка постоянно меняется, эта система нуждается в непрерывном обновлении и адаптации к изменяющейся обстановке.
Особая роль принадлежит здесь Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью в силу того, что этот государственный орган занимает центральное место в системе государственного регулирования страхования, и через него государство реализует свои регулирующие действия на страховом рынке, он обеспечивает возможность использования страхования для регулирования экономики и реализации социальных программ.
Роли страхования как экономического регулятора в России пока уделяется меньше внимания, чем, например, финансовым или кредитным регуляторам. Это объясняется многими причинами, основной из которой является недостаточное развитие страхования в нашей стране. Подчиненное, второстепенное положение страховой отрасли в народнохозяйственной системе ограничивает возможности использования ее государством для решения своих задач. Отсутствие эффективных стимулов для развития страхования не позволяет не только достичь уровня мировых стандартов в страховании, но и полноценно использовать страхование как экономический регулятор.
2. Развитие регионального рынка страхования жизни
Региональный рынок страхования жизни сегодня становится все более привлекательным для крупных игроков, в регионы устремились серьезные деньги. Соответственно, наша задача не только сформировать конкурентоспособную региональную сеть, но и обеспечить лучший сервис для клиентов и партнеров. Собственные независимые филиальные подразделения позволят нам добиться поставленных целей.
Региональное развитие страхового рынка в России тормозится высокой концентрацией собственности в Центре. Эта диспропорция отражается на результатах поступлений страховых сборов по регионам России.
Собранная в 2003 г. страховая премия (кроме ОМС) по федеральным округам
Отношение собранной страховой премии к объему валового регионального продукта в 2002 г .
Статистика сборов существенно искажена тем фактом, что большинство крупнейших компаний общефедерального уровня, которые как раз и являются главными клиентами страховых компаний, имеют центральные офисы в столице. Таким образом, операции по страхованию регистрируются в Центральном регионе, хотя бизнес и риски страхователей распределены по территории всей страны. Тем не менее у страховщиков оказывается огромный потенциал по внедрению услуг страхования для частных лиц и мелкого и среднего бизнеса. Для этого сегмента клиентов региональный рынок в настоящий момент практически отсутствует, но представляет ту перспективу, куда неизбежно будет направлено развитие рынка в будущем.
В 2003 г. продолжилась тенденция дальнейшего укрупнения страхового рынка и роста региональных сетей крупнейших страховщиков.
Так, страховая компания "Ингосстрах" планирует до конца первого полугодия 2004 года завершить консолидацию активов в своих дочерних российских компаниях. Сейчас "Ингосстрах" владеет контрольными пакетами акций в 11 российских "дочках" и в течение весны планирует закончить переговоры о приобретении 100%-ной доли участия практически во всех дочерних компаниях. Например, совсем недавно было объявлено об увеличении с 51% до 100% доли участия в уставном капитале Восточно-Сибирского российского страхового акционерного общества.
В 2003 г. завершил первый этап реструктуризации своей филиальной сети "Росгосстрах". Почти все региональные компании прекратили свое существование и присоединены к 10 межрегиональным центрам "Росгосстраха" на правах филиалов. Таким образом, теперь у "Росгосстраха" 10 дочерних компаний с 76 филиалами и 2200 агентств, отделов и других структурных подразделений. Реорганизация позволит снизить управленческие издержки "Росгосстраха" и более оперативно контролировать филиальную сеть.
Весной 2003 года была образована финансовая группа "ИФД КапиталЪ", которая объединила страховые компании "ЛУКОЙЛа" - "КапиталЪ Страхование" (бывшая СК "ЛУКОЙЛ"), "КапиталЪ Перестрахование" ("Индустриальная перестраховочная компания") и "КапиталЪ Медицинское страхование" ("Медведь ЛК").
Страховая группа "УралСиб" консолидировала ЗАО "НИКойл-Страхование" (старое название - "Промышленно-страховая компания"), "Страховую Компанию Правоохранительных Органов" (СКПО) и "СКПО-Мед".
В Санкт-Петербурге произошло объединение компаний "НАСТА-Балт" и "НАСТА-Центр".
Также в 2003 г. продолжилась международная экспансия российских страховщиков - пока лишь на рынок СНГ. На Украине "ГУТА-страхование" купила компанию "Реестра", а "ИФД КапиталЪ" приобрел страховую компанию "Надра". "Ингосстрах" в начале 2004 г. купил более 60% акций компании "Остра-Киев". "РЕСО-Гарантия" увеличила свою долю в капитале белорусской страховой компании "Бролли".
Концентрация рынка во многом обусловлена предстоящим ужесточением требований к страховщикам в части размера уставного капитала. К 1 июля 2007 г. он должен составлять не менее 30 млн руб. При этом уже к 1 июля 2004 г. он должен составлять треть, а к 1 июля 2006 г. - две трети требуемого размера. Капитал компаний, занимающихся страхованием жизни, установлен на уровне 60 млн, перестраховщиков - 120 млн руб. Как ожидается, общее количество страховых компаний сократится вдвое.
3. Проблемы страхования жизни в России в условиях рыночной экономики
Основными факторами, сдерживающими резкий рост рынка, являются неготовность массового потребителя к данному продукту, нехватка достаточного количества профессионалов на рынке страхования жизни.
По мнению экспертов, по модели своего развития Россия похожа больше на Восточную Европу, а основное отличие от западного рынка - это этапы развития. Если в Европе 80% населения имеют договоры страхования жизни, то в России не более 5% граждан имеет договоры добровольного личного страхования, причем большинство из них - договоры добровольного медицинского страхования, и лишь небольшая часть - договоры страхования жизни и здоровья. «Наш рынок страхования жизни еще очень молод и только начинает набирать обороты. Сейчас основную долю портфеля страховщиков по жизни составляет рисковое страхование заемщиков кредитов, - поясняет начальник управления корпоративного страхования компании «МРГ Лайф» Марина Быстрицкая. - Но есть тенденция к развитию классических видов страхования жизни (долгосрочное накопительное страхование)».
Явный прогресс
Последние два-три года ознаменовались несколькими значимыми реформами на рынке страхования жизни. Главным достижением можно считать оздоровление рынка. В связи с изменением налогового законодательства использование серых схем экономически нецелесообразно, тогда как использование классического страхования жизни дает налоговые льготы как работодателю, так и частным лицам. «Следующим моментом стало выделение специализированных компаний, которые занимаются только страхованием жизни. Кроме того, в связи с бумом банковского кредитования в стране стало динамично развиваться страхование жизни заемщиков кредитов», - подчеркивает Марина Быстрицкая.
На сегодня рынок страхования жизни ничтожно мал по сравнению с его возможным потенциалом. Хотя стоит учитывать, что свое активное развитие рынок страхования жизни начал всего несколько лет назад. «Через пять лет, на мой взгляд, ситуация может измениться, но при соблюдении ряда условий, - полагает Антон Легчилин. - Во-первых, программы по страхованию жизни работают 10-15 лет, и если сейчас начать усиленно заниматься продвижением этого страхового продукта, то уже через пять лет можно будет увидеть какие-то результаты». Говоря об оценке рынка реального страхования жизни, Арташес Сивков считает, что, по скромным оценкам, через пять лет вполне можно будет говорить о 10-15% от общего объема рынка страхования. Если на рынке не произойдет резких негативных изменений хотя бы в ближайшее десятилетие, то можно будет утверждать, что рынок страхования жизни развивается. Но пока в России люди боятся загадывать надолго. «В отличие от Запада, где люди уверены в завтрашнем дне, в России сложно сказать, что день грядущий нам готовит, не говоря уже о том, что будет в ближайшие пять-семь или 10 лет», - размышляет Антон Легчилин. Страховщики, со своей стороны, тоже не могут быть уверены в том, что смогут обеспечить доходность клиенту на протяжении всех лет его страховки также по причине нестабильности рынка. «О серьезных переменах мы сможем говорить тогда, когда будем уверены и мы, и наши клиенты в том, что очередной вышедший закон или поправка к нему не лишит нас возможности оказания услуги в должном качестве», - подчеркивает главный андеррайтер компании «Энергогарант». А замглавы «АльфаСтрахования» уверен, что с учетом темпов роста современной российской экономики в ближайший год-два начнется бурное развитие этого вида страхования. Россия находится в самом начале пути, в том числе и в страховом бизнесе. И ей, безусловно, с учетом национальных особенностей предстоит пройти те этапы, которые уже пройдены западными странами .
Основной тенденцией на страховом рынке России с учетом ОМС - Обязательного Медицинского Страхования являлось неуклонное увеличение объемов премий со среднегодовым темпом прироста 13,5%. Однако с началом экономическим кризисом, отрицательный эффект от которого проявился именно в 1 квартале 2009 года, наметилось значительное сокращение темпов роста рынка. За пять лет сборы премии по страхованию жизни упали в шесть раз, что вызвано очищением страхования жизни от налогосберегающих схем. Опираясь на результаты маркетинговых исследований и мнения экспертов страхового рынка, агентство ТОП-ЭКСПЕРТ сообщает следующее: По итогам 1 квартала 2009 года страхование жизни оказалось наименее затронуто кризисом и показало наибольший прирост среди всех видов страхования (остальные виды, кроме добровольного страхования ответственности и ОМС, продемонстрировали отрицательную динамику). При этом снижается доля кэптивных страховщиков за счет сокращения сотрудников организаций-страхователей, а также краткосрочного страхования жизни заемщиков за счет сжатия кредитования. Долгосрочное страхование жизни пока демонстрирует рост сборов премии. Положительную динамику имели и объемы страховых выплат во всех видах страхования. За прошедшие пять лет сохранилась тенденция по сокращению числа участников страхового рынка России. Государственный реестр на 01.04.09 содержит сведения о 769 страховых компаниях, за первый квартал отозвано 17 лицензий, из них четыре страховщика занимались ОСАГО, - их премии в данном виде составили 1,5 млрд. рублей. Ввиду высокой убыточности сегмента ОСАГО можно ожидать ухода компаний, ориентированных на развитие данного вида, особенно со значительной долей бизнеса в регионах. Также с рынка будут уходить региональные страховщики, имеющие проблемы с ликвидностью активов, высокой убыточностью и особенно, уровня расходов. Также возможен уход ряда компаний из первой сотни страховщиков, поскольку активно собирая страховые премии, страховщики дабы подержать платежеспособность компании, зачастую предлагают ставки, существенно ниже рыночных и ставок прошлого 2008 года, что вероятно является демпингом. В результате в кризисный период количество игроков неизбежно существенно сократится, - так предполагают эксперты компании Ингосстрах . Согласно данным ФССН (Федеральной службы страхового надзора), российские страховщики за первый квартал 2009 года увеличили сбор премий, включая ОМС, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,0% до 243,2 млрд. рублей, выплаты выросли на 28,8% до 163,9 млрд. рублей, - Диаграмма 1 :
На основании информации ФССН агентство ТОП-ЭКСПЕРТ представляет диаграмму соотношения сбора страховых премий и выплат по наиболее востребованным в России страховым продуктам во втором квартале 2009 (оценивается совокупный страховой российский рынок) - Диаграмма 2:
Самые большие выплаты пригодятся на сегмент страхования транспортных средств, здесь выплаты составили примерно 85%, по ОСАГО выплаты составили почти 60%, наиболее доходными сегментами для страховщиков являются сегменты: страхование имущества юридических лиц без учета транспортных средств - процент выплат 16,5 и страхование от несчастных случаев и болезней - выплаты 17,8% от страховых премий.
2. Тенденции страхового рынка
Для развития страхового рынка в первой половине текущего года характерны следующие основные тенденции: Темпы роста страховой премии составили 6,0%, при этом страховой рынок без ОМС снизился на 7,6%. Динамика страхового рынка за период с 2005 по 2008 г. - Диаграмма 3:
Причины следующие: 1) Резкий экономический спад в стране, - ВВП по итогам 1 квартала упал еще сильнее, чем страховой рынок, в номинальном выражении - на 9,5%, выраженный в замедлении темпов строительства, сокращении промышленного производства, росте просроченной кредиторской задолженности, снижении продаж иностранных автомобилей на 39% к уровню первого квартала прошлого года; 2) Быстрый рост безработицы, - он составил 7,7 млн. человек к концу апреля, следовательно, произошло снижение платежеспособного спроса на страховые услуги со стороны физических лиц и сокращение расходов на страхование со стороны предприятий крупного и среднего бизнеса; 3) Заметно уменьшение на рынке количества операторов - страховщиков; 4) С особой силой проявившаяся тенденция демпинга страховых тарифов в корпоративных видах страхования, а также в КАСКО; 5) Проявляется тенедция опережающего роста выплат над страховыми премиями. Как и годом ранее, выплаты росли более высоким темпом, чем премии, что является свидетельством корректного отношения страховщиков к клиентам, выполнения ими взятых на себя обязательств. Снижение доли регионов (кроме Москвы и области, и Санкт-Петербурга) в суммарных объемах страховой премии (без ОМС) с 44,3% до 42,3% в результате ухода ряда местных страховщиков с рынка, замораживания развития региональных сетей федеральными страховщиками под влиянием финансового кризиса.
2.1 Анализ влияющих на страховой рынок факторов и условий
Основные факторы, влияющие на состояние страхового рынка: Растущая убыточность добровольного медицинского страхования в связи с резким ростом числа обращений застрахованных, а также на фоне снижения тарифов; Реализация крупными страховщиками программ создания собственных лечебных учреждений и клиник; Сжатие кредитного сегмента страхования от НС из-за резкого сокращения объемов кредитования; Сокращение объемов государственной поддержки в страховании сельскохозяйственных рисков; Резкое, в ряде случаев необоснованное снижение ставок на рынке корпоративного страхования; Сокращение продаж автомобилей, общее снижение проникновения страхования на фоне низкого платежеспособного спроса отразились на падении рынка автокаско в 1 квартале; Сохранение низких темпов прироста премии из-за кризиса; Отсутствие налогового стимулирования; Неясность в отношении замены лицензирования вмененным страхованием ответственности.
3. Исследования конкурентов на рынке страховых услуг по итогам первого полугодия 2009
Непосредственными конкурентами на страховом рынке являются универсальные рыночные страховщики, соответственно, без кэптивных и схемных страховщиков. В ряде субъектов России компании конкурируют как с филиалами крупнейших страховщиков, так и с сильными региональными страховыми организациями.
3.1 Сегмент рынка добровольного страхования
На приоритетном для большинства страховщиков сегменте рынка - добровольное страхование иное, чем страхование жизни и ОСАГО, конкурентами являются страховые компании: СОГАЗ, Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Альфастрахование. Сегментация на Диаграмме 4:
3.2 Сегмент рынка добровольного личного страхования
В сегменте добровольного личного страхования, включая страхование от несчастных случаев и болезней и страхование медицинских расходов, конкурентами являются компании СОГАЗ, РОСНО, ЖАСО, Альфастрахование. Сегментация рынка на Диаграмме 5:
К онкурентным преимуществам страховых компаний относится наличие соглашений о сотрудничестве с ведущими клиниками Российской Федерации, наличие собственной сети клиник, присутствие постоянных представительств в странах массового посещения российскими туристами, круглосуточных диспетчерских служб, укомплектованных медицинскими специалистами со знанием иностранных языков.
3.3 Сегментация игроков страхового рынка в сегменте добровольного имущественного страхования
В сегменте страхования имущества субъектов хозяйствования и физических лиц, включая транспорт, конкурентами являются Росгосстрах, СОГАЗ, РЕСО-Гарантия, Альфастрахование - Диаграмма 6:
Конурентными преимуществами страховых компаний в этом виде страхования являются: опыт работы с крупными предприятиями, широкая сеть филиалов и представительств, в том числе и за пределами России, прочная система перестраховочной защиты, в том числе и на зарубежных перестраховочных рынках, наличие агентской сети на всей территории РФ, качественный сервис в области урегулирования убытков, в том числе полнотой и своевременностью выплат, что в кризисных условиях позволяет привлекать большое количество клиентов, ищущих надежную страховую защиту.
3.4 Добровольное страхование ответственности
В сегменте добровольного страхования ответственности первое место в рейтинге по объемам полученных премий принадлежит Ингосстраху. Диаграмма 7:
3.5 Сегментация страховщиков в сегменте рынка ОСАГО
ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Основными конкурентами на данном рынке выступают Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, РОСНО и Спасские ворота. См. Диаграмму 8:
3.6 География Ингосстрах
На примере компании Ингосстрах приведем регионы, в которых компании удалось собрать наибольшие премиальные по страхованию в сегменте рынка ОМС за 1 квартал 2009 года (млрд. рублей): Москва - 5,841; Московская область - 1,101; Санкт-Петербург - 0,559; Нижегородская область - 0,203; Красноярский край - 0,196; Свердловская область - 0,194; Тюменская область -0,167. Выплаты Ингосстрах в тот же период составили 6,1 млрд. рублей. В том числе по добровольному личному страхованию - 1,1 млрд., по имущественному страхованию - 3,9 млрд., по страхованию ответственности - 0,3 млрд. Выплаты по ОСАГО составили 0,8 млрд. Обзор подготовлен на основании маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ и информации компании Ингосстрах. Общая оценка результатов деятельности эмитента. ОСАО Ингосстрах является универсальным страховщиком, оказывая услуги юридическим и физическим лицам, при этом обслуживание физических лиц растет опережающим темпом. Основными источниками роста в розничном страховании являются добровольное автострахование и личное страхование, в первую очередь, страхование медицинских расходов, в том числе, страхование туристов. Согласно отчетности ФССН, по итогам 1 квартала 2009 года Ингосстрах занимает третье место по объему прямой страховой премии (кроме жизни и ОМС) после СГ «Росгосстрах» и ОАО СОГАЗ, увеличив долю рынка на 1,7 процента - с 6,3% до 8,0%. В добровольном личном страховании Компания впервые в истории поднялась на третью позицию и уступает только СОГАЗу и РОСНО. В страховании имущества и добровольном страховании ответственности Ингосстрах занимает первую позицию. Лидерство Ингосстраха в указанных сегментах обусловлено прочными позициями в корпоративном страховании (причем растет доля компании в обслуживании малых и средних предприятий), страховании специальных рисков, автостраховании и ДМС. Особенно сильны были и остаются позиции Компании в страховании сложных видов риска, где Ингосстрах традиционно в числе лидеров - это страхование ответственности судовладельцев, каско судов, страхование авиа- космических рисков. Безусловно, достичь подобных результатов Компании помогает устоявшаяся репутация в сфере страхования крупных коммерческих рисков.
4. Рейтинг страховых компаний по итогу первого полугодия 2009
Составление рейтинга базируется на данных маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, включая критерий - объем страховых премий за исследуемый период (январь-июнь 2009). В тройку лидеров входят: Ингосстрах с объемом премии 23 млрд. рублей; СОГАЗ - 22,5; РЕСО - 15,2 млрд. По большей части на первых местах стоят компании, которые активно работают в сегменте рынка розничных страховых продуктов, основными клиентами которых являются физические лица. Но исключение составляет группа СОГАЗ, специализирующаяся исключительно на страховании крупных клиентов нефтегазовой и энергетической отраслей. Справка о деятельности компании с 2005 по 2008:
2005. СОГАЗ завершил выплату страхового возмещения ООО «Оренбурггазпром» и ООО «Уралтрансгаз» в размере 750 млн. рублей в связи с пожаром на гелиевом заводе в августе 2004. Советом директоров ОАО «СОГАЗ» принята Стратегия развития Страховой Группы до 2007 года. В число клиентов ОАО «СОГАЗ» вошли Российские железные дороги, РАО «ЕЭС России», Росатом, Роснефть, транспортная компания «Россия». Страховая Группа «СОГАЗ» приобрела долю в уставном капитале ООО «СК «Нефтеполис» в размере 85%. Открылся офис VIP-продаж Страховой Группы «СОГАЗ» в деревне Жуковка на Рублево-Успенском шоссе.
2006 год. СОГАЗ стал официальным партнером футбольного клуба "Зенит". Страховая Группа «СОГАЗ» приступила к реализации Национальной программы поддержки и восстановления памятников культурного наследия России. Группа стала участником Российского сельскохозяйственного страхового пула (РССП). СОГАЗ приступил к реализации новой Программы страхования малого и среднего бизнеса - «СОГАЗ-Предприятие».
2007. Выигран тендер на право заключения договоров страхования ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на период 2007-2011. АБ «Газпромбанк» и Страховая Группа «СОГАЗ» начали специальную совместную программу для держателей банковских карт Газпромбанка. Уставный капитал Страховой Группы «СОГАЗ» увеличен с 935 116 500 рублей до 3 085 884 450 рублей. Совет директоров СОГАЗа утвердил стратегию развития Группы до 2012 года.
2008. Выигран конкурс на право заключения договоров страхования имущественных интересов ОАО «Мосэнерго» и его работников на период
2008-2011. Fitch Ratings присвоил ключевому участнику Страховой Группы «СОГАЗ» - ОАО «СОГАЗ» международный рейтинг финансовой устойчивости («РФУ») «BB» и национальный РФУ «AА-(минус)(rus)», прогноз по рейтингам - «Стабильный». Выигран конкурс на право страхования имущества 17 предприятий Группы «СИБУР» на общую сумму 322,7 млрд. рублей. Председатель Правления Страховой Группы «СОГАЗ» Вадим Янов избран председателем Наблюдательного Совета Российского ядерного страхового пула (РЯСП). Заключен договор по перестрахованию оффшорных энергетических проектов, позволяющий СОГАЗ принимать на страхование риски на сумму до 1 млрд. долларов США. Страховая Группа «СОГАЗ» стала Генеральным страховщиком Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в сезоне 2008-2009. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило ключевому участнику Страховой Группы «СОГАЗ» - ОАО «СОГАЗ» - кредитные рейтинги «ВВ/ ruAA»; прогноз - «Стабильный». Страховая Группа «СОГАЗ» отметила свое 15-летие. Праздничные мероприятии социальной направленности прошли по всей стране.
Представляем Рейтинг ТОП-10 страховых компаний, работающих на федеральном страховом рынке - Диаграмма 8 :
Заключение
Отечественный страховой рынок динамично развивается, а с его развитием повышается и регулирующий потенциал страхования. Поэтому Россия имеет большие перспективы в области использования страхования в качестве социально-экономического регулятора при условии общеэкономической стабилизации.
Страховому рынку России сегодня необходимо не только государственное регулирование, но и государственная поддержка. Она должна представлять собой систему решений, принимаемых на высшем уровне законодательной и исполнительной власти, и направленных на создание благоприятных условий для работы отечественных страховых компаний и развитие системы государственного страхового надзора. Кроме того, необходима разработка государственных целевых программ развития отдельных видов страхования, имеющих наибольшее экономическое и социальное значение.
Анализ российской ситуации приводит нас к констатации того, что в России рано пока говорить о развитии реального страхования жизни, а, следовательно, о привлечении дополнительных <длинных> денег в реальный сектор экономики, несмотря на впечатляющие темпы роста данного вида страхования. Так, по итогам 2003 года объем взносов по страхованию жизни вырос по сравнению с предыдущим годом на 43,8% и составил 149,4 млрд. рублей . Объективно же до 80% операций по данному страхованию относится на реализацию различных схем по оптимизации налогообложения. Причем если 2 года назад большинство крупных страховых организаций открыто объявили об отказе от использования псевдостраховых схем в своем бизнесе в пользу развития классического страхования, что привело в 2002 году к значительному снижению взносов по данного виду страхования, то 2003 год ознаменовался появлением новых ранее неизвестных участников, занявшихся деятельностью, от которой отказались крупные страховщики, что и привело к росту доли страхования жизни в общем объеме собранных страховых взносов.
Следует признать, что помимо объективных причин, связанных с низкой платежеспособностью нашего населения и неурегулированностью российского страхового законодательства, выполнению этой важной социально-экономической функции страхования в обществе мешает отсутствие реальных инструментов по доходному и, что еще более важно в данном случае, надежному вложению средств. Несмотря на многочисленные обещания, правительство так и не решило проблему выпуска специальных ценных бумаг для инвестирования средств страховых компаний, что препятствует созданию благоприятного режима для развития долгосрочного страхования жизни. На сегодня неразвитость фондового рынка, отсутствие достаточного числа государственных и частных ликвидных бумаг препятствует развитию долгосрочных программ по размещению страховых денег.
Опыт развитых западных стран показывает, что страхование выступает фактором повышения стабильности общества, так как создаваемые с его помощью страховые резервы и фонды являются основным источником средств для компенсации убытков как всего общества от крупных стихийных или общественных бедствий и катастроф, так и отдельных его членов при наступлении различных неблагоприятных событий в их жизни. Компенсация подобных убытков позволяет обеспечить необходимую стабильность и динамизм социально-экономичеих процессов, непрерывность воспроизводственного цикла.
Список использованной литературы:
1. Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ; Ингосстрах, ФССН и других экспертных оценок.
2. Быстрых Н. Страхи страхования №36 (388) 29 сентября 2008 года
3. Жилкина М.С. Страховой консалтинг 1996 г.
4. Короткова Ю.Е., Жирова Г.В. Краткий курс по страхованию. Учебное пособие, 2010 г.
5. Ломоносовские чтения. Сборник статей молодых ученых "Россия и социальные изменения в современном мире". 2004 г.
6. Маркетинговые исследования страхового рынка за первое/второе полугодие 2009
7. Минфин РФ
8. РБК, Госкомстат РФ, Минфин РФ
9. Шишкина А. Перспективная жизнь. Страхование жизни в России все еще остается бизнесом будущего «Газета» 28 ноября 2007
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR