Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Государство в политической системе

Государство в политической системе

Государство в политической системе
1. Государство как социально-политическая организация общества 4
2. Формы государственного устройства и правления 6
3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы 11
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Стержнем любой политической системы выступает политическая власть. Формой же организации политической власти и управления социальными процессами в обществе является государство.
Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, что обеспечивает его способность управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.
Вопросы, связанные с государством, изучаются в рамках целого ряда общественных наук - правоведения, политической истории, философии, экономической теории. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического правления в современном мире.
Цель работы - изучить сущность понятия «государство» как политического института и его место в политической системе общества.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и функции государства как политического института общества.
2. Раскрыть особенности различных форм правления и государственного устройства.
3. Проанализировать критерии и признаки правового и социального государства.
1. Государство как социально-политическая организация общества
Государство является наиболее важным институтом политической системы. Длительное время термин «государство» практически был направлено ко всему обществу. Исходное латинское слово «status» (состояние) благодаря, прежде всего, трудам Н. Макиавелли стало применяться для обозначения особой отличной от общества структуры власти [7, 41].
Сначала «государство» применялось к обладателю власти, затем стало обозначать само обладание властью. И начиная с XVII в., понятие «Государство» стало обозначать и государственное учреждение (аппарат бюрократов) господство и общность, государственный народ. К XVIII в. термин «государство» вытеснил все существующие для государственного образования понятия: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «правление» и т.д.
Существуют несколько концепций происхождения государства. В некоторой степени отдельные из них пересекаются с концепциями о происхождении власти. Эти концепции появлялись на различных этапах развития общества. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного проис хождения государства. Аристотель излагал, что человек как социальное по своей природе существо, стремится к совершенству и постоянно взаимодействуют друг с другом, неизменно образует общество и его формальную организацию - государство. Это естественный процесс.
В средние века распространение получила теократическая концепция, которая рассматривал возникновение государства как одно из многих творений Бога.
В XVII-XVIII вв. формируется теория общественного договора (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). Государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности согласились создать государство. К середине XIX в. появляется марксистская (социально-экономическая концепция), которая выводит происхождение государства из раскола общества на классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения всех неимущих.
В конце XIX в. появляются теории завоевания (насилия) (Е. Дюринг, Л. Гумилович, К. Каутский. Ее сторонники считали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора - завоевания воинственных кочевников или викингов земледельческих обществ и эксплуатации их победителями.
В научной литература отличаются не только названные выше, но и некоторые другие: психологическая концепция, органическая. Называются различные факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, количество населения, климатические условия.
Необходимыми признаками государства служат три элемента:
 государственная территория;
 государственный народ;
 государственная власть [10, 29].
От всех других политических институтов государство отличается следующими параметрами:
 наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением населением и охраной его экономических и социальных прав;
 монополией на принудительную власть;
 правом от имени народа проводить внутреннюю и внешнюю политику;
 издание законов и правил, обязательных для исполнения на всей территории;
 монопольным правом на взимание различных сборов и налогов с жителей для формирования государственного бюджета;
 правом формирования власти по территориальному признаку.
Любое государство имеет весьма сложную структуру, которую можно определить по разделению власти, по выполняемым функциям, по разделению полномочий в территориальных образованиях.
По разделению власти в структуру государства входят система законодательных учреждений, исполнительные и судебные органы. По выполняемым функциям - органы социально-экономического регулирования: правительство со всеми своими структурами. Учреждения образования, культуры, органы информации и т.д. Функции охраны правопорядка, безопасности - полиция, суд, прокуратура. Органы, осуществляющие внешнюю функцию: вооруженные силы, разведка, органы межгосударственны отношений.
По разделению полномочий в территориальных образованиях - иногда исполнительные и законодательные (представительные) власти территорий входят в структуру органов государственной власти, а органы местного самоуправления существуют автономно. Любое государство представляет особую форму правления и форму государственного устройства. Под формой правления понимается система организации верховной государственной власти, ее органов, степень участия всего населения в их формировании.
Таким образом, понятие «государство» в современных условиях употребляется в двух значениях. В широком смысле - это общность людей, проживающая на определенной территории и имеющая свою властную систему управления. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В узком смысле, государство - это учреждение, организация, обладающая верховной властью на конкретной территории.
2. Формы государственного устройства и правления
Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства являются: унитарное государство (Финляндия, Франция, Япония), федерация (Россия, США, Канада), конфедерация (ее черты прослеживаются в Европейском Союзе).
Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит различие между двумя основными формами правления - монархией и республикой [6, 91].
Существуют две основные формы правления - это монархия и республика.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В разновидностях она сохраняется и сегодня, почти в трети стран мира. Монархия (в переводе с греческого - единовластие) представляет собой форму государственного устройства, где источником власти является одно лицо, которое получает свой пост по наследству, независимо от других органов власти и населения.
Монархии имеют две разновидности: абсолютные и конституционные. В первом случае - высшие законодательные и исполнительные функции принадлежат главе государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). Конституционные монархии ограничивают полномочия главы государства и делятся на дуалистические, где правитель наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко) и парламентские.
Парламентские монархии - монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, а также имеет право вето на решения парламента, которым никогда не пользуется. Исполнительная власть в лице правительства формируется здесь парламентским большинством и подотчетна только парламенту (Великобритания, Дания, Испания и т.д.). В подавляющем большинстве современных монархий. Монархи скорее олицетворяют собой национальные традиции, уважение населения страны к власти и играют роль определенного национального символа.
Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением, либо формируются общенациональным представительным учреждением. По тому, как формируются государственные органы и каковы принципы взаимоотношений между ними различают президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские) республики.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента, он одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост руководителя правительства отсутствует, а само оно формируется президентом либо внепарламентским путем, либо с согласия парламента, который при этом не вправе выражать правительству вотум недоверия.
Президент избирается либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков, что позволяет ему работать без согласования своих действий с парламентом. При этом существует очень жесткое разделение властей, которые самостоятельны по отношению друг к другу. Парламент не вправе выразить недоверие президенту, но и тот, не вправе досрочно распускать парламент. Отношения между ними основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. У президента есть право отложенного вето на законодательные акты парламента, а у законодательного (представительного) органа власти государства есть право на импичмент - право привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента.
Пример президентской республики - США, где впервые и появилась данная форма правления. Данная форма правления существует во многих странах Латинской Америки - Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругвае и т.д.
Парламентская республика: ее самая принципиальная черта - формирование исполнительной власти (правительства) на парламентской основе и ответственности перед парламентом. Парламент наряду с изданием законов и утверждением бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства (президент), но не по своему усмотрению, а из числа представителей партий, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Сам президент избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо всеобщими выборами. Полномочия президента в большей степени носят представительский характер. Типичные парламентские республики: Германия, Италия, Швейцария, Турция и т.д.
Среди форм правления есть и такие, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской [7, 48].
Смешанная (президентско-парламентская) республика сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее принципиальная черта - двойная ответственность правительства - перед парламентом и президентом. Президент избирается на прямых всеобщих выборах, и он наделен широкими властными полномочиями. Одновременно с ним исполнительные функции власти выполняет и правительство, руководитель которого назначается президентом, вместе с ним они формируют кабинет министров.
С точки зрения М. Дюверже это система, в которой - в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство действующего президента или нет, - чередуются президентские и парламентские фазы. На президентской фазе президент играет ключевую роль в системе государства. На парламентской фазе он должен делить властные полномочия с руководителем кабинета министров. Именно такое правление существует в так называемой «Пятой французской республики», возникшей в результате принятия конституции 1958 г.
Рассмотрим формы государственного устройства. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Унитарная - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Великобритания, Швеция, Финляндия, Япония, Дания и др.) Данная система имеет следующие характеристики:
 единые, общие для всей страны, высшие законодательные и исполнительные, судебные органы власти, которые осуществляют верховное руководство существующими местными органами; наличие конкретной «вершины» власти;
 действует одна конституция, единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство;
 составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции и т.д.), государственным суверенитетом не обладают, не имеют своих законодательных органов, самостоятельных военных формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности;
 может допускаться национальная автономия, проживающим компактно другим национальностям.
Федеративные - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (США, Индия, Канада, Бразилия и др.).
Отличительные признаки федерации:
 ее территория состоит из территорий ее отдельных субъектов: шта¬тов, земель, республик, кантонов;
 компетенция между федерацией и ее субъектами разграничена кон¬ституцией (федеральной);
 субъекты федерации обладают правом принятия собственной кон¬ституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
 субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, регулирующими являются общефедеральные конституции и законы;
 федерации исторически создавались, как правило, не на добровольной основе, и поэтому за ними не признается право выхода [9, 58].
В прошлом существовала и такая близкая федеративной форма государственного устройства, как конфедерация, по сути дела - то федерация независимых государств. Конфедерациями были Швейцария с 1291 по 1848 гг., США с 1776 по 1797 гг., Германский союз с 1825 по 1867 гг. Сегодня фактически их нет, хотя и упоминается это слово в Канадской и Швейцарской Конституции. В тоже время, некоторые черты конфедеративного устройства приобретает Европейский союз.
В Конституции Российской Федерации в статье 1 говорится: «Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [3]. Главой государства является президент, который избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд. Он назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, также назначает и освобождает от должности его заместителей, министров. Президент руководит деятельностью Правительства.
Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть в стране принадлежит Правительству РФ, которое обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, проводит социальную политику, обеспечивает национальную безопасность.
3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
В центре вопросов, решением которых занимается правовое государства, является идея прав человека. Высокая практическая ценность правового государства состоит в том, что для него характерна неотделимость прав человека от провозглашаемых принципов, что в свою очередь позволяет осуществить оптимальный режим отношений между личностью и государством, обеспечив реальные права и свободы человека, выступающие противовесом всесилию государственной власти.
Реализация принципов правого государства, особенно в части социально-экономических прав и свобод, зависит от возможностей государства и предполагает его высокий экономический потенциал. В современных развитых странах правовое государство, осуществляющее сильную социальную политику, получило название социальное государство.
Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение комфортным жильем, здравоохранение, доступ к информации, образованию и культурным ценностям. В англоязычной традиции оно именуется «государство всеобщего благоденствия» [1, 37].
Выделяют три разновидности государства всеобщего благоденствия. Первая разновидность - «позитивное государство» социальной защиты, основанное на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов и не гарантирующее высокий уровень защиты всем слоям населения (США).
Вторая разновидность именуется «государство социальной безопасности», оно обеспечивает полную занятость населения с доходами не ниже прожиточного минимума и гарантирует не материальное равенство, а равенство социальных возможностей (Великобритания).
Третья разновидность получила название «социальное государство всеобщего благоденствия», в котором реализуются принципы равенства, солидаризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные органы и общественные организации с целью выравнивания различия в доходах населения (Швеция).
Социальное государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанных на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия и сотрудничества.
К принципам правового государства следует отнести: верховенство права и закона, реальный конституционализм, правовая организация государственной власти, невмешательство государства в дела гражданского общества, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности, равенство всех перед законом, независимость и автономность суда.
Верховенство права и закона предполагает, с одной стороны, их господство во всех сферах общества, с другой стороны, соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона - Конституции.
Реальный конституционализм провозглашает и гарантирует соблюдение прав и свобод человека, признает их неотчуждаемость.
Правовая организация государственной власти предполагает ее функционирование в рамках норм права.
Невмешательство государства в дела гражданского общества основывается на постулатах: государство - это область общественных интересов; гражданское общество - область частных интересов; интересы личности выше интересов государства.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конституционных полномочий.
Взаимная ответственность государства и личности осуществляется по формуле: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».
Равенство всех перед законом предполагает неукоснительное следование нормам права со стороны государства, общества, индивида.
Независимость, автономность и возвышение суда является гарантом правовой государственности и прав человека, действенной системой контроля за осуществлением законов. Любое должностное лицо и гражданин в равной степени подконтрольны суду.
К признакам социальной государства можно отнести [7, 52]:
1) правовое государство;
2) социальные выплаты и социальное распределение;
3) обеспечение государством стабильного социально-экономического положения граждан;
4) возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;
5) индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир.
В качестве общих целей и задач, которые выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:
1. Защита каждого человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного существования.
2. Обеспечение большего равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.
3. Обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков).
4. Обеспечение роста и расширения благосостояния людей.
Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые обозначены в зарубежной специальной литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства (три типа) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия - достойный уровень качества жизни людей.
Заключение
Правовое государство характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.
Критериями различения формы правового и неправового государства служит верховенство закона, соответствие закона праву, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, взаимная ответственность личности и государства, реальность и гарантированность прав и свобод.
Социальный тип государства (социальное государство) представляет собой наиболее оптимальный тип организации общественного устройства, который достигнут человечеством на рубеже третьего тысячелетия. К такому уровню развития смогли приблизиться в настоящее время лишь около двух десятков стран мира. Этот тип государственного устройства позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них достойную человека благоприятную социально-культурную среду обитания на протяжении всей жизни.
Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в следующих сферах: обеспечение жилищем, условия быта, уровень доходов, условия труда, здравоохранение, доступ к информации, образованию, культуре и социальной помощи. Существующие на практике различные национальные, региональные и идеологические модификации социального государства (три разновидности - либеральная, консервативная и социал-демократическая модели) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия - современный уровень качества жизни людей.
Список литературы
1. Баранов Н.А. Современная демократия: эволюционный подход / Н.А.Баранов. - СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2007. - 208 с.
2. Грачев М.Н. Демократия: методология исследования, анализ перспектив / М.Н.Грачев, А.С.Мадатов. - М., 2004. - 128 с.
3. Конституция Российской Федерации // М.: Известия, 1993.
4. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.
5. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П.Поляков, А.И.Соловьев.- М.: Аспект Пресс, 2007. - 477 с.
6. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии / Л.В.Сморгунов. - СПб., 2007. - 450 с.
7. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества / А.И. Соловьев // Логос. - 1996. - №6.
8. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С.Хантингтон. - М., 2007.
9. Хейвуд Э. Политология / Э.Хейвуд; под ред. Г.Г.Водолазова, В.Ю.Бельского. - М., 2008.
10. Чиркин В.Е. Государствоведение / В.Е.Чиркин. - М.: 2000.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
14 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR