Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Культура как социальная реальность

Культура как социальная реальность

Культура как социальная реальность
Содержание
Введение 3
1. Роль культуры в социально-экономическом развитии общества 5
2. Культура в социальной реальности 6
3. Культура в воспитании личности 13
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
Отечественная культура развивается в сложных условиях, когда многие идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки еще только формируются. Формирование гражданского общества обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение новых театров, музеев, творческих коллективов и объединений, что обеспечило оптимальные условия для развития отечественной культуры. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. Проанализировав современную ситуацию в сфере культуры, вместе с тем в современных условиях становления рыночных отношений и демократизации общества сфера культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)".
Сохранение культурного наследия народов Российской Федерации остается актуальной задачей культурной политики государства, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на нужды культуры в предыдущие годы. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Данное положение определило тему нашей работы: «Культура как социальная реальность».
Цель работы: проанализировать особенности формирования рынка досуговых услуг в современном мире.
Методами исследования стали: анализ литературы, обобщение и систематизация данных.
1. Роль культуры в социально-экономическом развитии обществ
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. По своему содержанию культура понима ется в двух смыслах: широком и узком. В понятии кульутры в широком смысле относятся формирование и развитие культуры государственности. Это возведение культуры определенного строгого классового общества, то есть до образования единой политической общности, когда народ приобретает возможность избрать своего руководителя, создать аппараты управления и контролировать их, определить свою территориальную целостность и свое господство над своей территорией, обеспечить свою безопасность от нападения других народов, а также извлекать выгоду, подчинив своему влиянию другие народы и племена. Те народы, которые раньше достигли государственного сознания, считаются достигшими высокой культуры раньше, чем другие народы [5].
Вопрос о роли государства важен не только концептуально. Именно государство помогает сформировать механизмы реализации культурной политики. Их освоение имеет особое значение для России, где культура признается национальным богатством, однако это признание не сопровождается разработкой соответствующего инструментария и остается на уровне деклараций.
Два момента нужно отметить особо. Во-первых метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура относящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура.
Тогда же, в конце XVIII - начале XIX сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинского Civis - гражданин и Civilis, принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях [4].
Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.
Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству [2].
2. Культура в социальной реальности
Россия давно обрела свой идендитет, т.е. собственное цивилизационное наследие, самобытный характер, культурные "архетипы", сохраняющие свою жизненную ценность и функциональную значимость. Есть еще одно преимущество - социокультурное, которое кто-то остроумно назвал "привилегией отсталости", - оно при определенном повороте событий способно стать важным фактором развития. Это - традиции и навыки коммунальности, общинности, кустарности и ремесленничества, не затронутые (не погашенные) тейлоризмом, системой жестко регламентированных трудовых усилий, способствующих нормировке и стандартизации массового производства, но, вместе с тем, стесняющих инициативу и творчество. Традиции патерналистского, "семейного" способа выработки производствено-технологических решений, нацеленность на достижение общей цели следует отнести к важным ресурсам "прорыва". Серьезное отставание в технике и технологии телекоммуникационных услуг позволяет России не "цепляться" за уже достигнутый уровень, в то время как западному налогоплательщику и предпринимателю приходиться "раскошеливаться" на модернизацию уже внедренных технических средств и технологий.
Реализация и воплощение русской идеи - достижение и признание высших мировых достижений многонациональных русских в культуре, искусстве, науке и спорте, технике и технологиях в сложных природно-климатических, горно-геологических и географических условиях проживания - вызывает необходимость социально-культурного планирования и программно-целевого участия органов власти в общественном, социально-культурном развитии. В условиях формирования рыночных отношений в России требуется приоритет национально-общественному культурному развитию: поддержка высокого искусства как глобально-общего, привлекательность среды проживания и обитания, инфраструктуры, сохранение и возведение объектов общекультурного назначения в искусстве, художественной культуре, образовании, науке и спорте [1].
Формирование и развитие национальной духовной культуры в современных условиях распространения массовой культуры воздействия на потребительские интересы индивидуальностей определяет необходимость создания и поддержки целевой системы формирования общественного сознания в его теософской, философской, культурной, научной и социальной (в особенности, относящейся к условиям жизни и деятельности) формах или возвращения к государственной идеологии - идеологии свободного и всестороннего развития личности за счет национально-социального или общественного культурного развития.
Именно социально-культурная сфера как основа целевого программного развития человеческого потенциала способна создать интеграционные механизмы, которые могут предотвратить нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность государства и усилят потенциал его развития, оформить и предопределить новые цели и ценности общественной жизни и способствовать формированию нового "ценностного восприятия" происходящих перемен, а значит и отношения к власти Необходимо формирование новых материально-культурных ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен, обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут постепенно усиливаться тенденции социально-культурной и государственной дезинтеграции.
Можно сделать вывод, что создание и реализация государственной информационной политики в сфере культуры является необходимым условием для адекватной реализации культуроформирующих функций журналистики. Это необходимо и с точки зрения создания в правовом демократическом обществе единых принципов и правил (законов) поведения журналистов, это необходимо и сточки зрения разработки концептуальных положений, касающихся сути культуры, ее места и роли в обществе, это необходимо и с точки зрения разработки приоритетов развития тех или иных субкультурных течений культуры и даже с точки зрения разработки тех или иных методов и принципов повышения квалификации журналистов, публикующих информацию на темы культуры. [6].
Очевидно, что целью такой политики должно стать создание в государстве условий для полноценной реализации российской журналистикой культуроформирующих функций путем проведения государственными институтами совместно с институтами гражданского общества комплекса организационных и финансовых мероприятий, научных исследований и выдвижения законодательных инициатив в сфере взаимодействия СМИ, журналистики и культуры.
Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых присущих индивиду как представителю того общества, в которое он прибыл. Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.
По мнению Бока, существует пять способов разрешения этого конфликта: Первый можно назвать геттоизацией. Пример: практически в любом крупном городе более или менее изолированные или замкнутые районы, населённые представителями других культур. Это китайские кварталы и целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются люди из других стран содружеств и различных, как правило, одной национальности или веры [5].
Второй способ ассимиляция, по сути противоположное геттоизации. В случае ассимиляции индивид наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Но это не всегда удаётся. Причиной этого сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление, например, встречается, во Франции, Германии к выходцам из Росси и стран содружества. Даже при условии полного овладения чужим языком достижении приемлемого уровня, среда не принимает их как своих, они постоянно выталкиваются в ту среду, которую можно назвать невидимым гетто - в круги соплеменников, вынужденных после работы только общаться друг с другом.
Третий способ разрешения культурного конфликта - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми по прошествии значительного времени.
Четвёртый - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой то одной из сфер жизни: например на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей культуры.
И, наконец, пятый - колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают свои собственные ценности, нормы и модели поведения.
Вопрос, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находится в центре внимания социологии и социальной философии. Мы часто говорим и не без основания, что человек, общество - часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четно различаем и даже противопоставляем человека, общество природе. Нет ли здесь противоречия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема. В первом случае понятие природа употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности неорганического и органического мира, человека и общества. Тезис " общество - часть природы -"отражает тот непреложный факт, что человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек - существо и биологическое, имеющее мало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющиеся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё. Во втором случае понятие природа используется в более узком смысле, как внешняя среда по отношению к человеку, к обществу. Жизнь общества - это качественно своеобразная, социальная жизнь, которая не сводима к биологической жизни (включая жизнь высокоорганизованных животных) - человекоподобных обезьян, где действуют особи, лишённые социального сознания и не выделяющие себя из мира животных [5].
Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это общественное существо , которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия природа и общество , природное и социальное , ни разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, по которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществоведение.
При самом общем взгляде на общество бросается в глаза, что оно - совокупность, объединения людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения. Не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек и более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние этих людей. "Сложность общего определения понятия общество связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объёму и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многообразное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. С учётом сказанного, можно дать общее социологическое определение общества: общество - совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулироваемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей [3].
В узком смысле общество как большая социальная группа, и культура как способ регулирования поведения людей - это двуединые стороны, два неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Нет человеческого общества вне культуры, точно так же как не может сложиться, существовать и развиваться культура вне общественной жизни, вне общества как единого целого, ибо и то и другое - атрибуты социального взаимодействия людей. Благодаря культуре функционируется и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу, его обособленности и целостности культура формируется, защищается, уберегается от размывания под воздействием внешних факторов. Социум в указанном смысле слова и культура - это две теснейшим образом взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социальных взаимодействий людей и их коллективов, а другая содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий (значения, ценности, нормы, идеалы) .
Как и понятие общество, понятие культура многозначно . Очень часто, особенно в обыденном сознании, приходится встречаться, например, с достаточно узким пониманием культуры, как только искусства и литературы. Но даже если к этому добавить образование и воспитание, философию, науку, религию, мораль и другие формы общественного сознания, содержание понятие культура далеко не будет исчерпана, поскольку в него должна быть включена не только духовная, но и материальная культура [4].
3. Культура в воспитании личности
Все это крайне необходимо для создания в российском обществе условий долговременного устойчивого развития гуманистических отношений, способствующих воспитанию и творческому стимулированию личности.
В практической деятельности по реализации информационной политики в сфере культуры все заинтересованные стороны должны руководствоваться следующими основными принципами:
• Принцип приоритетности права, который заключается в том, что развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.
• Принцип открытости политики, согласно которому все основные мероприятия информационной политики в сфере культуры открыто обсуждаются обществом. При этом государство, отчетливо осознавая свои стратегические цели и задачи, должно в практической краткосрочной деятельности учитывать общественное мнение, а также с помощью независимых научных учреждений организовывать планомерный и систематический мониторинг эффективности проводимых информационных, организационных, финансовых и иных мероприятий.
• Принцип системности, в соответствии с которым при изменении состояния одного из объектов массово-информационного воздействия должны учитываться его последствия для других объектов общества и всех в совокупности. Реализация данного принципа приведет к тому, что все мероприятия в рамках информационной политики будут просчитываться комплексно, с учетом последствий на большую временную и социально-стратную перспективу.
• Принцип приоритетности отечественных интересов означает, что при прочих равных условиях приоритет в освещении российской культурной жизни отдается конкурентоспособным отечественным производителям информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
• Принцип социальной ориентации означает, что основные мероприятия информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России. Соблюдение этого принципа требует, в частности, мониторинга степени социального одобрения мероприятий, проводимых в рамках данной информационной политики.
• Принцип равенства интересов в массово-информационной деятельности заключается в том, что информационная политика государства в сфере культуры должна в равной степени учитывать интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности. Это означает, что при развертывании эффективной массово-информационной деятельности государство должно быть готовым к тому, что оно столкнется с необходимостью доказывать, что не превышает некого лимита (среднего уровня) использования средств массово-информационного воздействия.
• Принцип государственной поддержки означает, что мероприятия информационной политики в сфере культуры, направленные на информационное развитие социальной сферы, должны обеспечиваться преимущественно государственным финансированием [2].
При этом в первую очередь необходимо учитывать, что журналистика и государство как сложные функционирующие системы существуют в окружении многочисленных иных систем различной степени сложности и ранга. Поэтому при выработке информационной политики в сфере культуры необходимо учитывать всю многогранность их возможного воздействия как на государство и журналистику, так и, естественно, на информационную политику государства в сфере культуры. То есть интересующая нас политика должна иметь "на входе" некие фильтры, с помощью которых должны отсеиваться нефункциональные или дисфункциональные внешние управляющие импульсы. Сначала должны приниматься для исполнения выдвигаемые внешними системами благоприятные факторы, способствующие наиболее эффективному исполнению информационной политики в сфере культуры. Следом за этим должны определяться неблагоприятные факторы (деструктивные, амбивалентные и тому подобные), принятие которых без существенной рефлексии может помешать государству и журналистике реализовывать необходимые мероприятия в рамках интересующей нас политики. Фильтры должны также выяснять степень (ранг) значимости перечисленных факторов и определять возможные механизмы компенсации (преодоления) негативных и максимально эффективного использования благоприятных факторов.
Культура обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60,2 млн. единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивов, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха [1].
В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
За один год в театрах бывает более 30 млн. зрителей, или более 210 человек на 1000 жителей, музеи страны посещает около 80 млн. посетителей, или более 520 человек на 1000 жителей, годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 млн. экземпляров, годовой тираж журналов и периодических изданий составляет более 1 млрд. экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей, число посещений киносеансов достигло 50 млн. человек, в библиотеках зарегистрировано около 60 млн. пользователей.
Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, расширения единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей [5].
Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают необходимым для их решения использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия требует либо отдельных решений Правительства Российской Федерации, либо обособления их в рамках ведомственной программы. Это привело бы к целому ряду негативных последствий, таких как ослабление культурных связей между регионами Российской Федерации, возникновение дополнительных сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов, необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям [4].
Сохраняя преемственность с федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)", разрабатываемую Программу предполагается ориентировать на последовательное реформирование отрасли, что позволит обеспечить:
• создание условий для развития культуры (в первую очередь приоритетных направлений) и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также государственную поддержку профессионального творчества;
• активизацию в отрасли рыночных механизмов посредством структурной реорганизации государственного сектора в отдельных сферах культуры;
• повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;
• сохранение культурного наследия, обеспечение доступности художественных ценностей;
• концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития отрасли.
Перспективы развития в сфере культуры охватывают все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства: культурное наследие, музеи, библиотеки, театры, изобразительное искусство, кинематографию, радио, телевидение, печать, архивы, науку.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", основным направлением реформирования бюджетного процесса провозглашен переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов от управления расходами на управление результатами.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации [3].
При отсутствии реализации комплексного подхода к решению существующих в сфере культуры проблем повышается вероятность утраты объектов культурного наследия, замедляются темпы развития культуры как одного из ключевых институтов общественного сознания и системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство российского государства, мировое культурное наследие и духовный потенциал народов России.
В Концепции федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по приоритетным направлениям развития отрасли, обеспечивающих сохранение культурного наследия, внедрение новых организационно-экономических механизмов и реформирование отрасли в целом на протяжении всей реализации Программы.
Основными целями Программы являются:
сохранение культурного наследия России;
формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам;
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
интеграция в мировой культурный процесс;
создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования.
В рамках достижения цели по сохранению культурного наследия России ставится задача стабилизации ситуации, касающейся сохранности объектов культурного наследия, музейных, архивных, библиотечных фондов, фильмофондов, устранения угрозы их утраты, предполагающая в том числе:
проведение работ по реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов и т.д.;
содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и в итоге гарантирующей доступ к ним граждан.
Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам означает выравнивание возможностей такого доступа для различных групп населения. Речь идет о создании условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим различным социальным группам, на основе:
увеличения числа фестивалей, театральных гастролей, выставок и т.д.;
разработки, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
развития инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого культурного и информационного пространства.
В рамках создания условий для сохранения и развития культурного и духовного потенциала нации предполагается решение вопросов, направленных на:
выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;
поддержку перспективных творческих проектов;
преодоление существующих тенденций по оттоку талантов из России.
Для достижения указанной цели предполагается:
оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т.д.;
совершенствование финансовых механизмов поддержки перспективных проектов в сфере культуры и средств массовой информации;
использование потенциала средств массовой информации (телевидение, пресса) [2].
Интеграция в мировой культурный процесс предполагает продвижение достижений отечественной культуры за рубежом, сближение целей и задач российской и мировой культуры, заимствование опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой, создание благоприятного имиджа страны в мировых средствах массовой информации, включая популяризацию достижений отечественной культуры.
Решение этих задач предполагает широкий культурный обмен, проведение семинаров, конференций.
Для создания условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования необходимо сформировать механизмы, обеспечивающие реализацию права собственности граждан на культурные ценности, а также на доступ к культурным ценностям и направленные на:
усиление роли и функций государства по защите культурных ценностей;
формирование рынка культурных ценностей.
В результате должно сформироваться новое отношение граждан к объектам культурного наследия не только как потребителей информации в сфере культуры, но и как активных участников процесса.
Важной особенностью сферы культуры являются то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества. Последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям. Концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предполагается использовать систему индикаторов, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности, ее объемные показатели. При этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать показатели результативности их реализации. Оценка эффективности реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее разделу осуществляется государственными заказчиками и государственным заказчиком-координатором.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения государственной целостности России;
создания благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена;
увеличения доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры;
активизации экономических процессов развития культуры, роста негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития эстетического воспитания молодежи;
оптимизации расходования бюджетных средств.
Реализация комплекса мероприятий Программы позволит улучшить качество жизни россиян, повысить эффективность использования федеральной собственности в сфере культуры.
Главным результатом реализации Программы станут формирование благоприятной общественной атмосферы, поддержка и дальнейшее развитие национальных культур народов России и этнических групп, упрочение статуса России как великой культурной державы [5].
На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования.
В рамках Программы предлагается реализовать мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Адресная поддержка искусства и литературы, связанная с компенсацией негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения страны.
Государство создает условия для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции.
Также предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в области классического искусства и литературы [3].
Заключение
Ожидаемые результаты представлены показателями количества созданных произведений искусства, проведенных фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство.
В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, сохраняет актуальность задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий создания, распространения и потребления продуктов культуры.
В рамках Программы предусматриваются поддержка проявивших себя авторов новых идей и методов творчества (поддержка творческих дебютов в сфере искусства, кинематографии и литературы), расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства и литературы (поддержка новаторских проектов в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также создание условий для эффективной инновационной деятельности).
Ожидаемые результаты представлены показателями количества творческих дебютов, новаторских проектов, новых разработок, а также внедренных новых технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций.
В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения информатизации процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирования информационных сетей в сфере культуры.
Ожидаемые результаты будут представлены показателями роста уровня информатизации сферы культуры, обеспеченности компьютерной техникой организаций этой сферы и количеством специалистов в области информационных технологий в сфере культуры.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. - 346 с.
2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 192 - 195.
3. Словарь по социальной педагогике/Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - м.: «Академия», 2002. - 268 с.
4. Социальная педагогика (конспект лекций )/Авт.-сост. В.А. Титов. - М.: «Приор - издат», 2003 - 160 с.
5. Социальная педагогика: экспресс - учебное пособие/Под ред. Р.А. Литвак. - Челябинск, ЧГПУ, 1994. - 152 с.
6. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR