Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow История arrow История полиции России

История полиции России

История полиции России
Введение 3
1. Создание и деятельность нижних земских судов в последней четверти XVIII - первой половине XIX вв. 4
2. Совершенствование структуры уездной полиции во второй половине XIX - начале ХХ вв. 7
Заключение 20
Список использованной литературы 2
Введение
Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.
В начале XX в. полицейская система Российской империи постепенно совершенствовалась, развивались положительные тенденции, сложившиеся еще в XIX в. Некоторые ее службы не уступали уровню организации полицейских организаций западных государств. Однако требовалось коренное реформирование структуры, функций, методов деятельности, правовой регламентации. Подобное реформирование оказалось невозможным в сложных социально-политических условиях. Первая мировая война еще больше усилила напряженность в обществе.
Целью настоящей работы является рассмотрение организации охраны правопорядка в сельской местности в Российской империи.
1. Создание и деятельность нижних земских судов в последней четверти XVIII - первой половине XIX вв.
В 1775 году в России проводится реформа местных органов управления: страна делится на губернии и уезды, применительно к которым и строится сеть полицейских учреждений.
Основным нормативным документом, определявшим организацию, функции и компетенцию полиции, стало "Учреждение для управления губерний". Согласно этому нормативному акту в каждом уезде создается сельская полиция в лице нижнего земского суда. Уездная полиция состояла из начальника - земского исправника или капитан-исправника - и 2-3 заседателей. Начальник сельской полиции выбирался местным дворянством и утверждался губернатором. В непосредственном подчинении нижнего земского суда находились сотские и десятские - полицейские служители, избираемые из крестьян. За плохое исполнение своих обязанностей руководство полицией могло подвергнуть их штрафу.
Обязанности нижнего земского суда были многочисленными и разнообразными: следить за порядком и "благочинием" в уезде, исполнять решения вышестоящих властей, проводить предварительное следствие по уголовным делам. Кроме того, капитан-исправник нес ответственность за состояние дорог и мостов, противопожарную безопасность, ведение борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, выполнял решения судебных органов, и дворянской опеки.
Некоторые изменения претерпела и городская полиция. В городе полицейское управление поручалось городничему, который назначался Сенатом по представлению губернского совета. Подчинялся городничий губернскому правлению возглавлявшимся губернатором. В городах, в которых дислоцировался военный гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом.
Реформа 1775 года основ ное внимание уделила созданию административно-полицейского аппарата в уезде, и практически никак не коснулась городской полиции. Именно для решения этой проблемы в 1782 году издается "Устав благочиния или полицейский", по которому в городах создавался новый полицейский орган - Управа благочиния. Во главе Управы в уездных городах стоял городничий, в губернских - полицмейстер. Начальнику полиции подчинялись два пристава: один - по уголовным, другой - по гражданским делам; и два ратмана (помощника), которые избирались на три года от горожан. Подчинялась Управа благочиния непосредственно губернскому правлению. По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части (200-700 дворов) по главе с частным приставом. В его распоряжении находились два полицейских сержанта или полицейская команда. В свою очередь части подразделялись на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, руководившим всеми сторожами квартала, а также избираемыми на три года из местных жителей квартальными поручиками.
На Управу благочиния возлагались и административно-хозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций.
Во времена Екатерины II по полицейской части особенно отличился генерал Николай Петрович Архаров. Императрица лично привлекала его к раскрытию некоторых преступлений. Н.П. Архаров начинал службу рядовым в Преображенском полку, в 1761 году получил первый офицерский чин, участвовал в следствии по делу Пугачева. С 1775 года московский обер-полицмейстер. В 1797 году уволен Павлом I со всех постов и выслан в свое имение. По имени Архарова долгое время московские полицейские в народе именовались "архаровцами".
МВД приняло меры и по совершенствованию деятельности земской полиции. В 1804 г. министерство получило право назначать членов нижнего земского суда и капитан-исправников в случае необходимости без проведения дворянских уездных собраний. Был усилен контроль за капитан-исправниками: они должны были вести специальный журнал, в котором фиксировались все происшествия, отражалась деятельность полиции, и который представлялся в губернское правление. Нижнему земскому суду было предоставлено право взаимодействия с другими полицейскими учреждениями, минуя губернское правление, что способствовало повышению оперативности их деятельности.
Кроме городской и земской полиции в начале ХIХ в. существовали ведомственные полицейские органы. "Горная полиция" действовала в горнодобывающих районах и на государственных предприятиях и подчинялась там непосредственно управляющему рудником, а на частных предприятиях - представителю государства - берг-инспектору. На ряде крупных военных заводов (Тульские оружейные) создавалась своя полиция под управлением полицмейстера.
В 1809 г. был создан орган центрального управления путями сообщений - Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций. Вся территория страны разделялась на 10 округов, в каждом из которых был свой директор. Полицейские команды дирекции действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции .
Наиболее слабым звеном в системе полицейских органов в первой половине XIX в. была земская (сельская) полиция. Крестьяне неохотно выполняли полицейскую повинность (даже объявляли себя староверами, лишь бы не служить в полиции), а дворяне неохотно шли на должность капитан-исправника нижнего земского суда. Николай I в 1832 г. обратился к дворянству, призвав их направлять в полицию "людей, истинно достойных звания блюстителей общественного порядка". Это обращение он подкрепил повышением оклада за счет увеличения налога на крестьян. Министр внутренних дел Д.Н. Блудов подготовил новое "Положение о земской полиции", которое Николай I утвердил 1 июля 1837 г. В уезде создавались участки-станы, что привело к увеличению числа полицейских. В каждый стан назначался становой пристав. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.
2. Совершенствование структуры уездной полиции во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Вторая половина XIX в. стала для России эпохой ликвидации исторически отжившего крепостного строя, вовлечения огромной и в тоже время весьма отсталой страны в орбиту капиталистического развития. В 1860-70-е гг. в России были проведены крупнейшие реформы, коснувшиеся практически всех сторон государственной жизни. Было уничтожено крепостное право, и изменены поземельные отношения, введено местное самоуправление, создана новая судебная система, коренным образом реформирована армия. Предпринятые в 60-80-е гг. XIX в. реформы, прежде всего крестьянская реформа, повлекли изменения в организации и содержании деятельности полиции. Потеря помещиками права собственности над личностью крестьянина одновременно означала утрату ими полицейских прав и ликвидацию вотчинной полиции, что требовало создания новых полицейских структур на уровне уезда, тем более, что правящие круги и руководство полиции не без основания полагали, что после отмены крепостного права следует ожидать крестьянских волнений. Именно эти причины и обусловили проведение полицейской реформы вслед за крестьянской, а начинать ее было решено снизу - в уезде . Первые предложения о реформе полиции обсуждались в конце 1850-х гг. в Главном комитете по крестьянскому делу и рассматривались сквозь призму крестьянской реформы. Была создана особая комиссия для разработки проектов преобразования губернских и уездных учреждений, в том числе и полиции, по словам И.Т. Тарасова в нее вошли "лучшие представители бюрократии того времени" .
Соответствующие предложения, получившие название "Основные начала реформы полиции" были утверждены Александром II 25 марта 1859 г. Суть намеченных преобразований заключалась: в объединении городской и земской полиции под властью уездного исправника, назначаемого от правительства; в исключении из обязанностей полиции следственной и хозяйственно-распорядительной части (для которых предполагалось создать особые органы управления); в более точном определении круга действий, прав и обязанностей полиции по отношению к губернаторам и другим властным структурам, как в обычное время, так в чрезвычайных случаях .
Реформа полиции началась с отделения от полиции следственной части, что соответствовало самым передовым в то время взглядам на природу уголовного процесса. Одной из первоочередных задач реформирования полиции многие представители либеральной бюрократии считали разделение полиции с учетом западно-европейского опыта на полицию исполнительную, охраняющую общественный порядок, и судебную, расследующую преступления. До 1860 г. расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, зем¬ский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, со¬стоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследова¬лись частными или следственными приставами. Расследование заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного, и разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления. В ходе формального следствия (допрос обвиняемого и свидетелей, очная ставка, сбор письменных доказательств, повальный обыск) выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию. Предварительное расследование имело огромное значение для всего уголовного судопроизводства: именно на этой стадии закладывался фундамент дела. Поэтому "полиция в понимании общества стояла как-то выше суда"
Указом императора Александра II от 8 июня 1860 г. были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. В дополнение к Указу был издан "Наказ судебным следователям", который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношения следователя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности судебных следователей. "Наказом полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам" регламентировалась деятельность, осуществлявшаяся полицией. Контроль за следственными действиями возлагался на судей. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения. Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Подчинялись судебные следователи Министерству юстиции, а назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором. Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях - до 200 дел. Обслуживаемые участки достигали 16 тыс. квадратных верст.
Дальнейшее совершенствование статуса следователей осуществлялось в соответствии с "Основными положениями об устройстве судебных мест" в России, утвержденными 29 сентября 1862 г. Следователи стали членами окружных судов, была введена их несменяемость. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. В 1870 г. были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 г. - следователей по особо важным делам окружных судов. Следователь мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, был вправе поручить полиции производство дознания и сбор иной информации.
В результате судебной реформы 1864 г. произошло окончательное закрепление отделения следственной части от полиции и организационное разъединение следствия и дознания, хотя должной законодательной регламентации в тот период организационная связь предварительного расследования и дознания не получила. Деятельность полиции как органа дознания осуществлялась под процессуальным руководством судебного следователя и надзором прокуратуры. Процессуальная деятельность полиции ограничивалась производством неотложных следственных действий в случае отсутствия на месте происшествия судебного следователя, а также задержанием подозреваемого. На практике ввиду обширной территории страны, недостаточности участков судебных следователей, примитивных средств передвижения, присутствие судебного следователя на месте происшествия могло быть обеспечено не всегда, поэтому производство следственных действий полицией в пореформенной России не являлось редкостью. Остальные полномочия полиции в виде "розысков, словесных опросов и негласных наблюдений" по современной терминологии относятся не к следственным действиям, а к оперативно-розыскным мероприятиям .
25 декабря 1862 г. император утвердил "Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний". Основу нового законодательного акта составили положения "Учреждения для управления губерний" (1775), "Устава благочиния или полицейского" (1782), "Положения о земской полиции" (1837), в которые были внесены определенные изменения. Правила объявлялись временными, призванными "поправить строй уездной полиции до совершения полной реформы полицейского управления". В соответствии с ними изменялась структура полиции, порядок назначения должностных лиц и принятия управленческих решений. Ранее организационно обособленные земская и городская полиция объединялись в единую общую уездную полицию, ведению которой отныне подлежал не только уезд, но все уездные, безуездные города, посады, местечки и селения, располагавшиеся на его территории. Объединение осуществлялось путем упразднения городничих правлений, должностей городничих и полицмейстеров и вхождения их аппаратов в состав земских судов, которые стали называться уездными полицейскими управлениями. Земские исправники переименовывались в уездных исправников. Исключение из общего правила составили губернские и некоторые крупные города, посады и местечки, перечисленные в специальном приложении, где организовывалась своя городская полиция, не попадавшая под юрисдикцию уездной. В отличие от земских исправников, которые избирались местным дворянством, уездные исправники, полицмейстеры и их помощники определялись и увольнялись губернатором или генерал-губернатором.
Уездное полицейское управление составляли: уездный исправник, помощник исправника, общее присутствие уездного полицейского управления. Это присутствие, в которое, кроме уездного исправника и его помощника, входили и заседатели от дворян и сельских обывателей, заменило собой нижний земский суд. На уездного исправника возлагалось и множество административных функций, так как он рассматривался как представитель губернатора в уезде. В городах, на которые распространялось действие "Временных правил" 1862 г., полицией руководил градоначальник. Кроме организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, он, как и другие полицейские чиновники, обладал обширными полномочиями по управлению городом. Например - руководство почтой, технический надзор за частными и общественными зданиями.
Городское полицейское управление составляли: полицмейстер, помощник полицмейстера, общее присутствие городского полицейского управления. В состав общего присутствия входили еще два депутата от городского общества.
Подведомственными полицейскому управлению исполнительными чиновниками полиции были: в уездах - становые приставы, а в городах, посадах и местечках - городские приставы, их помощники и полицейские надзиратели. Нижними чинами полиции являлись: сотские, в заведовании которых находились определенные участки стана, называемые сотнями, десятские - в селениях, полицейские служители городских полицейских команд. Сверх того, при полицейских управлениях состояли рассыльные и в некоторых губерниях - конная стража. Жалование уездного исправника составляло 1500 руб., его помощника - 1000 руб., городского пристава - 600 руб., полицейского надзирателя - 400 руб., станового пристава - 600 руб. в год. Основной полицейской силой в сельской местности были становые приставы, введенные еще в 1837 г. Территории полицейских станов были чрезвычайно велики, становой пристав не имел ни штатной канцелярии, ни рассыльных в достаточном числе. В таких условиях большая тяжесть полицейских обязанностей ложилась на сотских и десятских.
Штаты исполнительных чиновников городских полиций зависели от разряда, к которому был отнесен город, а численность служителей полицейских команд определялась отдельно в зависимости от финансовых возможностей городов, так как их содержание осуществлялось из городских средств. Закон от 25 декабря 1862 г. не изменил порядок формирования городских полицейских команд, они по-прежнему формировались из нижних чинов военного ведомства. В связи с неудовлетворительной кадровой политикой большая часть нижних чинов оказалась малоспособной к полицейской службе. В полицейские команды, судя по отзывам полицейских начальников и губернаторов, назначались люди нездоровые, с физическими недостатками, препятствовавшими отправлению службы. Положение дел изменил циркуляр Министерства внутренних дел от 14 марта 1868 г., который определил формировать полицейские команды исключительно вольнонаемными людьми из отставных, а привлечение нижних полицейских чинов из войск рассматривал как исключение . Желающие поступить по вольному найму на службу в полицию, обычно это были отставные военные чины, подавали докладную записку на имя частного пристава: "Желаю поступить по вольному найму полицейским служителем во вверенной Вам части. А потому представляю при сем о личности своей копию с указа об отставке за №.... , покорнейше прошу Ваше Благородие, не оставить своим ходатайством о принятии меня и зачислением помощником околоточного, о последующем ожидаю приказа Вашего". После освидетельствования городского врача и заключения о здоровье вопрос решался на общем присутствии полицейского правления. В 1873 г. в связи с предстоящей военной реформой, военное ведомство было окончательно освобождено от обязательного направления нестроевых нижних чинов в полицию. С этих пор полиция получила возможность более свободного и целесообразного подбора своих кадров .
Дальнейшая реформа уездной (сельской) общей полиции заключалась в введении в 1864 г. положения о земских учреждениях, в силу которого от уездной полиции отошли хозяйственно-распорядительные обязанности. Впоследствии в связи с городской реформой 1870 г. произошло сокращение компетенции у городской полиции.
Увеличение штатов общей полиции, последовавшее после отмены крепостного права, было весьма незначительным и не учитывало в должной мере ни численности населения в станах и уездах, ни размеров их территории. Такое положение сохранялось около 20 лет, и только под действием политических событий конца 1870-х годов царское правительство приняло решение о расширении низовой структуры общей полиции. С целью улучшения сельской полиции "Временным положением о полицейских урядниках" от 9 июня 1878 г. в сельской местности 46 губерний было введено 5000 конных урядников "для усиления средств уездной полиции и в помощь становым приставам, для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских на местах и для их руководства" . Полицейский урядник был промежуточным звеном между становым приставом, назначавшимся, как правило, из дворян, имевших опыт службы и определенный уровень образования, и сотскими - крестьянами, избиравшимися для несения полицейской повинности в своем селе или деревне. Урядники должны были определяться в должность уездным исправником из лиц, оказавшихся годными к полицейской службе. Урядники получали жалование - 200 руб. и на обмундирование 50 руб. в год. Их вооружение состояло из шашки драгунского образца, кроме этого казенного холодного оружия им разрешалось иметь и собственное огнестрельное. На содержание лошади урядникам полагалось 100 руб. и на ремонт шашек 55 коп. в год. В среднем на уезд приходилось около 11 уряднических участков, а на стан 4 участка. С учреждением конно-полицейских урядников было положено противодействие конокрадству, этому бичу сельской местности. Непосредственная близость к населению и значительный объем полицейских функций по предотвращению, пресечению преступлений, проведения дознаний по уголовным делам, возложенный на полицейского урядника, обуславливал достаточно высокие требования к уровню его общей, профессиональной подготовки и моральным качествам, однако, найти соответствующих кандидатов было практически невозможно. Руководство МВД было озабочено проблемой и уже в 1879 г. подготовило специальную справочную книгу, которая вручалась каждому полицейскому уряднику. В ней содержались примеры законных решений ситуаций, с которыми мог встретиться урядник в своей деятельности, образцы документов и другие сведения разного характера, а также рекомендации морально-этического свойства, как следует добиваться "исполнения закона или полицейского распоряжения твердо и настоятельно, но отнюдь не грубым или обидным образом". На местах стали создаваться разнообразные школы для полицейских урядников, первая была открыта в Перми в 1880 г. со сроком обучения 3 месяца, там изучали "законоведение", уставы, направления по производству дознаний и организации расследования преступлений, русский язык. В это же время в крупных губернских городах для подготовки полицейских формировались сверхштатные полицейские команды (резерв), в которые принимали кандидатов на службу. В этом подразделении они проходили первоначальную подготовку, постепенно привлекаясь под руководством старослужащих к несению службы в городе. Первый полицейский резерв был образован в 1860-е гг. в Санкт-Петербурге и послужил образцом для организации подготовки полицейских в других городах .
Уже вскоре после принятия "Временных правил" стала очевидной необходимость продолжения реформы уездной полиции, об этом свидетельствовали недостаточная численность полицейских чинов в уезде, сохранение большого круга возложенных на полицию обязанностей, низкая заинтересованность в службе сотских и десятских, участившиеся жалобы помещиков на крестьян. Однако поступившие предложения предполагали столь значительное возрастание затрат на содержание полиции, что реализована была только их часть в конце XIX - начале XX вв. Так, учтя пожелания помещиков и требования полицейских руководителей об увеличении штатной численности нижних полицейских служащих в сельской местности, правительство создает корпус сельской стражи (1903 г.), основной задачей которого стала охрана земельных владений от погромов .
В целом, реформы 1860-х-1870-х гг. способствовали серьезному преобразованию полицейской системы: были объединены городская и уездная полиция; сужены функции полиции: проведение следствия передавалось судебным следователям, хозяйственные функции и благоустройство городов - земским и городским органам самоуправления; расширен низовой аппарат полиции, учреждены должности полицейских урядников и полицейский резерв, в городах увеличена численность околоточных надзирателей; значительно увеличены жалованье, пенсии и иные льготы служащим полиции; изменены принципы комплектования полиции . Территориальное объединение полиции в уездах, сужение ее функций, профессионализация, увеличение численности, улучшение материального положения, выведение из-под прямого воздействия сословных органов дворянства сочетались с сохранением полицейской повинности в сельской местности, развитием ведомственной и частной полиции. В то же время несовершенство реформ, проведенных в области полицейского устройства, слабая законодательная база, резкое изменение социально-политической обстановки в стране, значительный рост преступности и развитие терроризма неизбежно привели в скором времени к необходимости ее дальнейшего совершенствования.
Член комиссии И.И. Шамшин, проведя ревизию III отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положение дел в революционных организациях. К тому же после проведения судебной реформы 1864 г. стали все более осложняться отношения между III-е Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать произволу политической полиции. М.Т. Лорис-Меликов сумел убедить императора в том, что "вся полицейская часть в империи должна нераздельно ведаться одним центральным учреждением...", а именно МВД, поскольку "при розыскных полицейских действиях, особенно по делам политического свойства, требующим быстрых и верных мероприятий, весь успех нередко зависит от своевременного сообщения местным полицейским властям сведений о происходящем в других местностях, а также о лицах разыскиваемых и о всем касающемся этих лиц; но этого можно достигнуть только при содействии такого центрального установления" . В результате было образовано новое учреждение - Департамент Государственной полиции, ставший высшим органом политической полиции. Практически весь состав сотрудников III Отделения остался за бортом. Лорис-Меликов стремился к тому, чтобы новое учреждение состояло из "законников", то есть лиц гражданских и с юридической подготовкой. Указом от 15 ноября 1880 года на Департамент государственной полиции были возложено руководство органами как политической, так и общей полицией. Дальнейшим планам Лорис-Меликова по централизации в управлении полицейской системой помешали последствия трагического события 1 марта 1881 г.
Департаменту государственной полиции подчинялся и Отдельный Корпус жандармов, который с 1871 г. был органом дознания по политическим преступлениям. Министр внутренних дел становится одновременно и шефом жандармов. Еще 9 сентября 1867 г. было принято новое положение об Отдельном корпусе жандармов. Основным звеном структуры Отдельного Корпуса жандармов были губернские управления. По Положению 1867 г. существовали жандармские управления Московской губернии, губернии первой и губернии второй категории, различия основывались на размерах губерний, этнографических и экономических условиях. Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние на функции жандармерии, так как судебные уставы вообще не упоминали о корпусе, то он оказался на некоторое время в правовом вакууме. В 1871 г. были приняты "Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений", которые вводили жандармерию в число участников уголовного процесса, предоставляя ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям. Жандармы имели право совершать следственные действия - осмотры, освидетельствования, обыски, выемки.
На жандармский корпус была возложена обязанность борьбы с преступностью на железных дорогах. Жандармское полицейское управление железной дорогой создавалось на 2000 верст, на 200 - отделение. Бурное железнодорожное строительство привело к тому, что он превратилось в самое многочисленное подразделение полицейского корпуса.
После реорганизации 1880 года МВД заняло исключительное место в государственном механизме, а его руководитель фактически стал первым министром империи, в его ведении сосредоточилась борьба с преступностью (и государственной, и уголовной), значительная часть внутренних функций государства. Значение министра внутренних дел еще более возросло, когда 14 августа 1881 г. было принято положение "О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия". В соответствии со ст. 5 этого правового акта в случае введения исключительного положения на определенной территории расширялся круг полномочий существующих административных структур, отвечающих за охрану государственного порядка и общественной безопасности, либо предоставлялись чрезвычайные права специально учреждаемым временным правительственным органам; ужесточалась ответственность как частных лиц, так и органов власти за неисполнение обязанностей, которые на них будут возложены при исключительном положении. Территории исключительного положения в зависимости от вида охраны делились на два вида: территория усиленной охраны и территория чрезвычайной охраны. Усиленная охрана вводилась на год, чрезвычайная - на 6 месяцев. На любой территории министр внутренних дел через Комитет министров с разрешения императора мог продлить срок охраны и фактически сохранять его годами. С этого времени правительство все чаще прибегало к "исключительному положению" для отдельных местностей, дававшему чрезвычайные полномочия полиции. К началу века 1/3 часть территории Российской империи жила по правилам "исключительного положения". При МВД был создан орган внесудебной расправы - Особое совещание, состоявшее из двух чиновников министерства внутренних дел и двух - министерства юстиции.
Заключение
Целью реформы местных органов управления 1775 г. (губернская реформа) являлось отделение суда от администрации, активное правовое регулирование отношений в обществе и государстве, развитие экономики страны, точное определение компетенции каждого присутственного места, правил деятельности и средств исполнения распоряжений. Россия была разделена на 50 губерний и уезды. Петровские провинции упразднялись. 2-3 губернии объединялись в наместничества. Наместник был главой местной администрации и полиции, ему подчинялись войска. Исполнительным органом наместника было наместническое правление из 2-3 советников. Структура губернского правления - магистрат, казенная палата, судебные палаты, приказы общественного призрения, прокуратура и др. Губернское правление, по замыслу законодателя, должно было отстаивать интересы центра, в основном он являлся апелляционной и надзорной инстанцией. Вся управленческая деятельность, связанная с непосредственными жизненными потребностями людей, сосредотачивалось в уездах. Не случайно именно с уездом связано и дальнейшее развитие полицейской системы. На базе уезда проходило становление, развитие, законодательное оформление земской или уездной (сельской) полиции. Был создан на основе опыта выборной земс кой полиции важнейший судебно-административный орган уезда - нижний земский суд, состоявший из избранных местными помещиками заседателей. В его деятельности преобладали административные функции: он был исполнительным органом всех высших учреждений губернского правления. Как судебное учреждение нижний земский суд мог применять штрафные санкции за грубое нарушение правил торговли, за укрывательство беглых крестьян, за невыполнение повелений губернского правления. Его возглавлял земский исправник или капитан, избираемый дворянами уезда. На нижний земский суд возлагалась основная полицейская функция в уезде - обеспечивать "благочиние, добронравие и порядок". Хотя исправник наследовал только часть компетенции воеводы, там, где были воеводские канцелярии, новые органы создавались быстрее. Исправник назначался и увольнялся губернатором и был его ближайшим и непосредственным помощником в уезде. Он был обязан: иметь неослабный надзор за сохранением общественной безопасности; немедленно доносить губернатору о любых начавшихся беспорядках; в крайних случаях, не терпевших отлагательства, принимать на месте все надлежащие меры. Обязанности исправника заключались как в непосредственном исполнении законов, так и в наблюдении за их точным и быстрым исполнением. Все обязанности сводились к четырем видам: 1) наблюдение за исполнением законов, охрана безопасности и дела общественного благоустройства; 2) дела казенного управления и общественного хозяйства; 3) дела судебного ведомства; 4) дела военного ведомства. Три последних вида обязанностей сводились к содействию указанным ведомствам. Охрана тишины и спокойствия в уездном городе возлагалась на городничего, выполнявшего на территории города функции земского исправника.
В целом, реформы 1860-х-1870-х гг. способствовали серьезному преобразованию полицейской системы: были объединены городская и уездная полиция; сужены функции полиции: проведение следствия передавалось судебным следователям, хозяйственные функции и благоустройство городов - земским и городским органам самоуправления; расширен низовой аппарат полиции, учреждены должности полицейских урядников и полицейский резерв, в городах увеличена численность околоточных надзирателей; значительно увеличены жалованье, пенсии и иные льготы служащим полиции; изменены принципы комплектования полиции. Территориальное объединение полиции в уездах, сужение ее функций, профессионализация, увеличение численности, улучшение материального положения, выведение из-под прямого воздействия сословных органов дворянства сочетались с сохранением полицейской повинности в сельской местности, развитием ведомственной и частной полиции. В то же время несовершенство реформ, проведенных в области полицейского устройства, слабая законодательная база, резкое изменение социально-политической обстановки в стране, значительный рост преступности и развитие терроризма неизбежно привели в скором времени к необходимости ее дальнейшего совершенствования.
Список использованной литературы
1. Борисов А.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. - М., 1994. - С. 47-48.
2. Из всеподданнейшей записки начальника Верховной Распорядительной Комиссии М.Т. Лорис-Меликова о преобразовании полиции 1 августа 1880 г. // ГАРФ. - Ф. 569. - Оп. 1. - Д. 65. - ЛЛ. 5-20.
3. История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. - М.: МВШМ, 1981. - С. 50.
4. Коротких М.Г., Сорокина Ю.В. Реформа следственного аппарата России в 1860-1864 гг. // Советское государство и право. - 1991. - № 10. - С. 122.
5. Кручинин В.И. Вопросы реформы полиции в курсе отечественного государства и права // Проблемы преподавания и изучения истории государства и права, органов внутренних дел России. - М.: Академия управления МВД России, 2000. - С. 38.
6. Масалимов А.С. Реформы суда и полиции России 60-90-х годов XIX века (на материалах Уфимской губернии): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000.
7. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. - Т. 1. - С. 152-153.
8. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России. (171801917 гг.). Вып.2. - М.: А.П.О., 1992. - С. 13-14.
9. Статкус В. Ф., Жидких А. А. Органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы / Под ред. В. А. Алферова. - М.: Спарк, 2000. - С. 14-16;
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
10 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR