Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Классный час по сказке Евгения Шварца "Голый король" "Обыкновенное чудо"

Классный час по сказке Евгения Шварца "Голый король" "Обыкновенное чудо"

ЕГЭ - Преподавание
Классный час по сказке Евгения Шварца "Голый король" "Обыкновенное чудо"
Цель урока. Обратившись к творчеству Е.Шварца, убедиться в новаторском характере его произведений, созданных по мотивам сказок Андерсена. Выяснить, какими художественными средствами достигается остросовременное звучание его пьесы. Как тема "Традиции и новаторство" раскрывается после знакомства с героями книги Шварца. Используя новые технологии, способствовать корректировке неблагоприятных факторов творческого развития ученика через расширение круга общения со сверстниками, увлекающимися работой в Интернете, через индивидуализацию обучения. Возможности дистанционного обучения реализуют право эффективной личности на креативное мышление. Работая с информационными ресурсами, повысить эрудированность и интеллектуальный уровень ученика.
Домашнее задание.
К уроку: Прочитать пьесу-сказку Шварца "Голый король". Перечитать сказки Андерсена "Новый наряд короля", "Свинопас", "Принцесса на горошине", сделать вывод о развитии мотивов этих произведений Шварцем.
Составить таблицу, отражающую традиционность идей, образов, предметов, использованных Шварцем, и новаторское содержание, которым они наполнены.
Обратившись в систему Интернет, найти материалы по биографии Евгения Шварца.
Обратитесь к словарю и выясните значение понятий "парадокс", "каламбур"
После урока: Задание выполняется по выбору.
Продолжить знакомство с произведениями "чудодея" Шварца, прочитав сказки "Дракон", "Обыкновенное чудо". Составить главу "Король", "Принцесса", "Свинопас", "Голый король" , "Принц", "Министр" для Энциклопедии литературных героев. Пополнить словарь крылатых выражений по сказкам Шварца, например "Я не волшебник, я только учусь", "Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники".
Страница "Литература", раздел "Стихи ru".Пароль "Обыкновенное чудо".)
Сочинить продолжение сказки "Голый король" или придумать другое окончание, чтобы чудо не разрушалось.
Написать сценарий литературного вечера по прочитанным сказкам. Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил да правил Билл Клинтон,
С ранних лет был гордым он.
И соседям то и дело наносил удары сменло.
У него в подчине было
НАТО - бесовская сила,
Принимали членство в нем
Крупны страны тех времен.
Стоило кому-нибудь
Уйти из-под контроля,
Все чдены НАТО тут как тут
Бросались на него всем строем.
Как-то раз Билл захотел
Отдохнуто от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали ратного царя,
Страшный вред ему творя.
То кого-то украдут,
То чего-нибудь взорвут.
Не справляются солдаты,
Хитро действуют пираты.
Он решил издать Указ:
"Государству на заказ
Сделать роботов-солдат
Преогромнейший отряд,
Оборонную систему изготовить непременно,
Да такую, чтоб комар
Мимо не пролетал".
Долго ль, коротко аль нет,
Получил все ж Билл ответ:
"Мы согласны на работу,
Робовоинов уж роты
Изготовили мы две,
И систему по борьбе
От бандитов и врагов
Изготовим, дайте срок."
Билл партнеров приглашает
И обедом угощает.
Осмотрел он чертежи,
Воплотившиеся в жизнь,
Роботов и самолетов,
И антенн и пулеметов.
Все понравилось ему
И сказал он :"Все беру".
Расплатился он по счету,
Получил во всем отчеты.
Подключили всю систему,
Завертелася антенна,
Что стояла во дворе
На подстриженной траве.
Заработали все в раз,
Стали требовать приказ.
Как команду получили
И на службу заступили.
Мало кто теперь пытался
Нападать на ту страну,
Ну а если же решался,
В руки робота попался
И был предан им суду.
Как-то утром на рассвете
Получил Клинтон известье,
Что Россия этой ночью
Объявила им войну
И напала на страну,
Потому как Билл Клинтон
Им кредит не дал в казну.
Подумал Билл, что справится
С этой неурядицей.
НАТО он не стал сзывать
И велел отряд послать.
Вот проходит 8 дней,
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженья,
Нету Биллу донесенья.
Войско он теперь меньшое
Шлет на выручку большому.
Вот прошло неделей шесть,
К Клинтону приходит весть,
Что вся армия исчезла,
Будто бы земля разверзлась,
Поглотила их в себя
И сомкнулася опять.
Это русские ребята,
Время даром не теряя,
Роботов всех разобрали
И во "Вторцветмет" сдавали,
Свои деньги получали.
Русские Америку не захватили,
А людей там поселили,
Жить, работать научились,
Хорошо обогатились.
Сотворили тогда пир,
Прогремевший на весь мир.
Я там был,мед, пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало.
Примеры контрольных заданий для учащихся.
Тестирование (компьютерная программа)
Приемы создания комического"
Какие фразеологизмы разрушены или изменены писателем, что меняется в их содержании?
-Традиции трещат. Дым идет над государством.
-Я скажу вам такую чистую правду, какой свет не видывал.
-Мы работали год у турецкого султана, он был так доволен, что это не поддается описанию. Поэтому он нам ничего и не написал.
-Это белуга, господин камердинер. Мы поставим ее в-в оп-п-почивальню короля, белуга б-б-будет р-реветь б-б-б-елугой и р-разбудит г-г-государя.
-И вот король спит и во сне видит, как бы им отомстить.
-Подать ему платье прямо с золотой иголочки.
Как использует писатель многозначность слова?
-Один в околотке, один в наряде, двое в истерике.
-Вы так наивны, что можете сказать совершенно страшные вещи.
-Я стал видеть еще хуже Я не вижу моих часов,моего бумажника, моего кошелька.
-Белуга все-таки, извините,..вроде…красная рыба. А вы знаете, как король относится к этому. Уберите ее.
К чему приводит сочетание логически несочетаемых слов?
-В золотом, усеянном червленными сердцами щите три коронованные лазоревые куропатки, обремененные леопардом.
-Мне главное, чтобы принцесса была чистой крови. Это сейчас модно, а я франт.
-Ваша муза вечно отстает от событий. Вы с ней только и умеете что просить то дачу, то домик, то корову. Черт знает что! Зачем, например, поэту корова.
-У меня от волнения вчера два раза был разрыв сердца. А я так волновалась, что мой муж упал в обморок.
-У меня мать кузнец, отец прачка! Долой самодержавие!
-На животе бородавка, а налоги берет. Живот арбузом, а говорит-повинуйся!
-Слышите, как народ безмолствует.
-Надо создать Временный комитет безопасности придворных.
Каков эффект от использования приема умолчания в диалогах с принцессой?
-Вы позволяете обнимать себя за талию. Это неприлично.-Что же тут неприличного? Если бы он обнимал меня за…-Умоляю вас молчите!
-И вообще он ведет себя неприлично. Он держит вас за руку.-Что же тут неприличного? Если бы он держал меня за ногу…-Умоляю вас молчите!
-Он собирается целовать вас в губы. Это неприлично.-Что же тут неприличного? Ведь в губы, а не в…-Умоляю вас молчите!
Для чего использует сказочник собственные имена:
-Великий Могол лично благодарил.
-Я с помощью адъюнкта Брокгауза и приват-доцента Ефрона составил совершенно точно родословную нашей высокорожденной гостьи.
Как рождены эти каламбуры?
-Идет! Идет!-Вон он!-Красивый!-И одет красиво!-Вы раздавили мне часы!- Вы сели мне на шею!-Можете в собственных экипажах ездить, если вам тесно!-А еще в шлеме!-А еще в очках!
-Принцесса: Генрих, зачем ты завтра собираешься зарезать баронессу? Генрих: А она уже достаточно разъелась, она ужасно толстая.
-Генрих: Почему эта дама все время кувыркается? 1-ая придворная дама: Эта дама и есть та баронесса, которую вы хотите зарезать. Генрих: Ничего подобного, вот свинья, которую я назвал Баронессой и хочу зарезать.
Литература.
Е. Шварц.Голый король. Л. 1999г.
И.Березарк. Штрихи и встречи.Л.1982
Л.Рахманов. Люди - народ интересный.Л.1981
В.Каверин. Литератор. Дневники и письма.М.1988
М.Слонимский. Вместе и рядом. Книга воспоминаний. М.Л."Советский писатель"1966
А.Дымшиц. Добрый человек из Ленинграда. М.1983
Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий. Сборник научных трудов АПН СССР НИИ теории и истории педагогики. М.НИИИ ТШП.1991
Оценка.
Позитивными результатами урока можно считать возможность для учащихся работы в новом режиме с использованием современных информационных технологий. Интернет позволяет предложить продуктивные задания на выражение знаний. Практические задания, ориентированные "на ошибку", мотивируют деятельность, результатом которой явится стремление насытить Web-пространство литературоведческим материалом, работать в Интернете, получая новые знания по литературе и искусству.
Очень важен момент "удивления" от возможности сопрягать литературный материал с компьютерными технологиями, что позволяет создать проблемную ситуацию, которая расширяет границы урока. Невозможность на все вопросы найти ответ, обращаясь даже за помощью в Интернет, формирует мыслящую личность, сомневающуюся и стремящуюся к размышлению, которая не боится сомнений.
Дистанционное обучение решает важную задачу очного и заочного обучения: корректирует неблагоприятные факторы творческого развития ученика, который занимается не только поиском информации в сети, но находит круг общения единомышленников. Происходит стремительное развитие креативного мышления ученика, который реализуется благодаря выходу за рамки учебного класса.
Остро стоит проблема разрушения симбиоза учителя и ученика, который во многом определяет успех обучения, но в то же время сетевой педагог беспристрастен и объективен, а компьютер может сыграть роль третейского судьи в спорной ситуации.
Мониторинг обучения позволит отследить рефлексию, а вероятность обращения ученика к другому дистанционному учителю заставит создавать такие неординарные уроки, которые предоставят ученикам богатую пищу для размышлений. Безусловно, что книгу лучше перелистывать, чем читать в библиотеке Интернета, но , к сожалению, укомплектованность школьных библиотек настолько беднее запросов современного общества, что приходится обращаться к Web-ресурсам. Это заставляет досконально продумывать время, отведенное на выполнение заданий, чтобы учитывать здоровьесберегающие факторы. Есть опасность, что ребенок-подросток погрязнет во Всемирной паутине, поэтому и хочется его сопровождать в освоении Компьютерного Космоса.
Краткое описание процесса работы.
-Познакомьтесь со стихотворением Евгения Шварца, которое дает богатую пищу для размышлений о личности и направлениях творчества писателя. Какие строки можно взять эпиграфом к уроку?
Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели,
Он петь меня благословил в пути,
Чтоб путники мои повеселели.
Иду. Бреду, но не гляжу вокруг,
Чтоб не нарушить божье повеленье,
Чтоб не завыть по -волчьи вместо пенья,
Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.
Я человек. А даже соловей,
Зажмурившись поет в глуши своей.
-Как соотносится внутреннее состояние писателя с характером его произведений?
-Бесцельна ли дорога Шварца?
-Сказку "Голый король"критики называли "не лучшим произведением" сказочника, так как андерсеновские мотивы сведены почти механически. Оспорьте мнение критиков, обратившись к той таблице, которую вы составили дома.
Какие обычаи, нравы и законы в сказочной стране Шварца?
-Шварцевский мир - мир взрослых или взрослеющих. Здесь всего добиваются путем испытаний ( и необязательно сказочных, порою просто житейских) и приобретают качества, достойные человека, а не ребенка. Приведите примеры.
-"…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное…" Как эти библейские строки объясняют замысел писателя? Ваше мнение: автор оспаривает, переделывает или провозглашает в своем произведении этот религиозный тезис?
-Евгений Шварц записал один случай, поразивший его, назвав рассказ "Революционные вещи".
Вчера пришла старая женщина в шляпе и сказала: "Сейчас такой недостаток в подлинно революционных вещах для маленьких".
Рядом он помещает рассказ "Мой девиз".
Сегодня прихрамывающий, интеллигентный, неудержимо вежливый, красногубый, немолодой, безработный человек принес ; книжечки для детей… Одна называется "Мой девиз"… Стихи, например такие:
Я маленький пионер,
Но уже во мне живет мечта
Встать грудью за СЭСЭР,
Коль подойдет к нему беда.
Как "чудодей" противостоит этой идеологизации? Насколько действенны его средства?
-Добродей Евгений Шварц создал сказку, которой не знала вся предшествующая литература: кажется, она проще и наивнее своего времени, не пугает страхами, которыми в наше время и младенца-то не испугаешь. Но его сказка не проходит мимо обстоятельств страшных всерьез. Какие политические мотивы звучат в речи Короля, Гувернантки, Премьер-министра?
Почему так остро встал вопрос о происхождении Принцессы? С какой страной ассоциируется страна, созданная сказочником, если помнить о дате написания 1934 год?
-"Не всем нравятся сказки"- писал Шварц. Какие философские вопросы ставит автор?
-Вдруг через несколько лет придет Шварцу странное ощущение: "Прежде всего мне надоела моя сказочная манера писать. Все это искусство не слишком точное. Это мне особенно заметно, когда я читаю сказки моих коллег. И не все туда уложишь. В сказку-то". Почему?
-Почему герои "Голого короля" похожи на маски комедии дель-арте - и король, и честный и прямой старик первый министр, и гувернантка, и мэр города. В чем состоит современное звучание этой комедии масок?
-Как безошибочное чувство языка помогло писателю?. Найдите примеры, в которых слово звучит неожиданно, играет сразу многими значениями, бойко перескакивает из одного стиля речи в другой.
Сделайте вывод о том, как рождаются каламбуры. Любая острота в сказках Шварца-средство психологической характеристики героя, подтвердите это примерами.
-В какой момент цирковая клоунада, когда говорящие не понимают друг друга, переходит на более высокий уровень, гротескный?
-Не только короли оказываются в сказках Шварца голыми, но и слова. По каким законам создает автор свои парадоксы?
-Парадоксальна сама сказка, ее финал. Мальчишка по глупости закричал, что король голый, оказалось, что взрослые глупы, и рассыпались перегородки в прах, пропали неописуемые ткани наряда короля. Осталась голизна короля и вымороченное пространство, видное насквозь. И все одиноки как перст. Может быть, лучше гротеск, причудливость, чем голая повседневность, чем возврат в пустоту обыденности?
-Прав ли Шварц, считая сказку единственно возможной свободной художественной формой, противостоящей абсурду бытия, когда любая попытка построить сюжет казалась писателю ложью?
То, что объяснению не поддается - то и является обыкновенным чудом.
-Обратитесь к указанным адресам в Интернете и подтвердите актуальность творчества Шварца на примере рецензий по спектаклям писателя (1-ая группа). Биографический материал (2-ая группа), позволит сделать вывод, что повлияло на его творчество (
литературная среда, политическая обстановка).

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
Проверить тИЦ и PR