Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе:" Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино"

Открытый урок по литературе:" Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино"

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по литературе:" Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино"

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". 

  Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино";

                      развивать умения анализировать текст, делать

                      выводы и аргументировать свою точку зрения;

                      воспитывать в растущем человеке такие духовные

                      понятия как любовь к Родине, к народу.

  Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, аудиозапись классического исполнения баллады "Бородино".

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания.  

     Актуализация знаний.

Цель: вспомнить литературоведческие термины.

            Тема.

            Идея.

            Сюжет.

            Жанр.

            Баллада.

            Метафора.

            Эпитет.

            Строфа.  

III. Объяснение нового материала.

 Слово учителя: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году,к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине,самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.

Перед вами портрет поэта (слайд №1). Вы видите лицо совсем молодого поколения. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли (слова диктора).

"Недаром помнит вся Россия

  Про день Бородина!"

- Что же произошло тогда в далёком 1812 году?

   Сообщение ученицы Сокирко О. (слайд №2).

 - А теперь посмотрите, как художники изобразили Бородинское сражение (слайды №3-8).

  Учитель. История героического сражения под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова. 

  Словарная работа с военными терминами и словами, вышедшими из употребления (слайды № 9-14).

  Аудиозапись классического исполнения стихотворения "Бородино".

 Вопросы для беседы:

1. Определите жанр стихотворения.

2. Как построено стихотворение? В чём особенность

    композиции баллады?

3. От чьего имени ведётся повествование о Бородинском

    сражении? Как звучит его роль?

4. Сколько всего строф в балладе?

5. Какие строфы повторяются дважды? С какой целью это было

    сделано автором?

6. Определите тему, идею баллады.

7. Проследите логику развития сюжета баллады.

    - Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

    - Завязка: "И вот нашли большое поле…"

    - Кульминация: "Ну ж был денёк!"

    - Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

8. Кто герои баллады?

9. Чем объясняется героизм русских солдат?

10. Как ведут себя солдаты перед боем?

11. Как изображено Бородинское сражение? В этом описании всё точно и образно. Поле битвы видишь как нарисованную картину и слышишь все звуки боя.

 12. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

 Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, метафорами,фразеологическими оборотами.

 Образные сравнения: "французы двинулись как тучи…"

Фразеологические обороты: "ушки на макушке", "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять".

13. Как можно объяснить выражения: "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять"?

      Как они помогают понять чувства участников боя?

 14. Почему же Россия помнит про день Бородина?

       -В самый ответственный момент нашей истории люди

        проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество,

        сумели не только остановить врага, но и прогнать его

        прочь со своей земли.

  Подведём итог.

  Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении?

   - Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками.

   - Отразил беспредельную любовь простых людей к своей

      родной земле.

 IV. Домашнее задание.

  Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR