Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Творчество И.А. Крылова»

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Творчество И.А. Крылова»

ЕГЭ - Преподавание

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Творчество И.А. Крылова»

Цели:
- обобщение знаний детей о творчестве И.А. Крылова;
- развитие интереса к творчеству баснописца;
- привитие моральных принципов поведения.
Наглядный материал:
- выставка книг басен И.А. Крылова;
- видеозапись мульфильма «Стрекоза и Муравей»;
- компьютер, мультимедийный проектор;
- магнитофон;
- портрет И.А. Крылова;
- фотография памятника в Петербурге;
- плакат с кроссвордом;
- детские рисунки;
- чёрный ящик;
- маски зверей для инсценировки;
- карточки с моралью из басен;
- иллюстрации русских художников к басням И.А. Крылова;
- деревянные ложки, погремушки, бубны
Предварительная подготовка:
Детям даётся задание:
1. Прочитать произведения и выписать мораль каждой басни:
Стрекоза и Муравей
Мартышка и очки
Зеркало и Обезьяна
Волк на псарне
Волк и Ягнёнок
Слон и Моська
Ворона и Лисица
Лебедь, Щука и Рак
Квартет
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне
3. Инсценировать басню И.А. Крылова
Форма работы: групповая.
Выступление группы детей.
(песня с деревянными ложками, погремушками, бубнами)
Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
Выходила молода
За новые ворота.
Выходили молода
За новые ворота,
Выходила, выходила,
Приговаривала:
Ведущая:
- Ой вы, гости-господа!  
Заходите вы сюда!
Мы ребята непростые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать – 
Ведь хотим мы лучше стать!
Но вы сильно не кричите,
Лучше слушать нас спешите.
Помогите нам в успехе
И в здоровом, бодром смехе!
На доске – эпиграфы:
1. Люблю, где случай есть,
  Пороки пощипать
  И.А. Крылов
2. Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и 
  выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём  
  воедино.
  Н.В. Гоголь
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово Учителя:
Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, 
Пороки пощипать».
И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.
- Дети! Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.
- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).
2. Сообщение о биографии автора.
(выступают подготовленные дети).
1) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.
2) В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Учитель:
- Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне. А что такое басня, знаете?
(Ответы детей).
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о 
жизни. 
Итак, повторим ещё раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.
БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного – два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т.е. формулирует мораль.
Басня – это литературный жанр, который берёт своё начало в далёком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.
Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.
Басня может быть написана и прозой, также её героями могут быть и люди.
И.А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей он представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливаем жизненный опыт. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. 
1. «Да работала ль ты в лето,
  Так пойди же попляши».
2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
  Тебе бы видно было».
3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».
4. «А Васька слушает да ест».
5. «А ларчик просто открывался».
6. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

3. Литературное состязание.
Учитель:
-А теперь узнаем, на сколько вы хорошо знаете басни.
Вопросы к литературному состязанию:
1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).
3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
4. Чёрный ящик. Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).
5. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).
6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
7. Чёрный ящик. Внимание! В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).
8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
9. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
10. Чёрный ящик. Внимание! В нём находится предмет, при помощи которого героиня называет себя кривлякой. (Зеркало).
4.Решение творческих заданий.

Учитель:
- А теперь отгадайте кроссворд:
Отгадайте кроссворд «Басни И.А. Крылова».
1. Кто так говорил: «До того ль, голубчик было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так что голову вскружило».
2. Кто смеётся «вперёд чужой беде»?
3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале?
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
5. Кто «без драки» хотел попасть в большие забияки?
6. Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись.
7. Кого по улицам водили, как будто на показ?
Кроссворд:
1. Стрекоза. 2. Голубь. 3. Обезьяна. 4. Ворона. 5. Моська. 6. Рак. 7. Слон.
Задание "Кто быстрее закончит фразу":
Продолжите фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…
-А Васька…/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…
-У сильного…/ всегда бессильный виноват.
-Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье.
-Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может.
-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.
-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…
5. Работа с портретом И.А. Крылова.
Учитель:
- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей).
Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.

Чтение басни «Кукушка и петух». (Маша).
6. Конкретизация знаний.
Вопросы и задания гостям:
6.1. 1.Какую басню вы впервые услышали в своей жизни? Кто её автор?
2. В школе вы уже познакомились с текстами басен И.А. Крылова. Расскажите с какими.
3. Чем басни помогают нам? (Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней)
4. А в чём разница между юмором и сатирой? (Юмор – доброе подшучивание, а сатира – злостное высмеивание недостатков).
- В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что это такое? (ответы детей)
(Раздать листочки с отрывками из басен)
6.2. Таблица:
Учитель:
Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки. Сейчас мы проверим, как вы умеете соотносить басню и мораль, которую она содержит.
На доске – таблица, а перед вами, на столе – листок со строками басен, в которых заключена мораль. Вы должны выбрать название басни, а потом прочитать строки, в которых заключена мораль. 
Таким образом мы заполним таблицу на доске.
Квартет Лебедь, Щука и Рак Ворона и Лисица
Зеркало и Обезьяна Кукушка и Петух Стрекоза и Муравей
Волк и Ягнёнок Мартышка и очки Слон и Моська
7. Воплощение басен Крылова в искусстве.
Учитель:
- Басни не только читают, они нашли своё отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен Крылова в исполнении ребят.
Инсценировка 2-х басен.
«Свинья под Дубом», 
Анализ басни:
1. Интересна ли басня?
2. Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой?
3. Кто такой невежда? (неучёный, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвящённый).
4. Объясните аллегорию басни (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещенья (жёлуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
5. Можно ли сказать, что автор осуждает свинью?
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (отчаяние, беспомощность, укор)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
«Ворона и Лисица».
Анализ басни:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил»)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом…и говорит так сладко, чуть дыша…»).
4. В чём заключается глупость вороны? (у неё преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло».
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? (Лисица преследует цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что всё сказанное Лисицей – правда).
6. В чём смысл басни? (нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности).
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Вывод: И.А. Крылов даёт возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Обращение к гостям:
После просмотра выступлений проводится обсуждение:
- Ребята, какая инсценировка вам больше всего понравилась?
- Удалось ли артистам передать характер героев?
- Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?
8.3. Просмотр видео записи мультфильма по мотивам басни «Стрекоза и Муравей».
Учитель:
- Мы увидели басни на сцене, а сейчас предлагаем вам посмотреть басню И.А. Крылова на экране. Вашему вниманию предлагается мультфильм, снятый по мотивам басни «Стрекоза и муравей».
(Просмотр мультфильма).
Обсуждение.
8. Басни Крылова в изобразительном искусстве.
Учитель:
-Басни Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве.
Многие художники писали иллюстрации к его басням. (Е. Рачев – учебник).
Ребята в своих рисунках тоже отразили сюжеты из басен Крылова. Давайте их рассмотрим.
(просмотр рисунков)
- Какой из рисунков больше всего понравился?
- Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?
9. Подведение итогов.
Учитель:
- Ребята, заинтересовали ли вас творчество И.А. Крылова?
Посмотрите выставку книг Крылова. Мы сегодня поговорили только о малой доле его творчества. Если у вас возникло желание, вы можете взять любую книгу и прочитать её.
(- Вы сегодня активно участвовали в нашем празднике, а в качестве награждения мы всех участников угощаем шоколадом «Басни Крылова»).
Вывод:
Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.
В.Г. Белинский: «Всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».
Хочется закончить наше выступление стихотворением:
Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А. Крылову:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
 Кн. П. Вяземский.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR