Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6-й класс

Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6-й класс

ЕГЭ - Преподавание
Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6-й класс
Цели:
 Обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения.
Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою.
Прививать интерес к литературе.
Оборудование:
Книга Марка Твена “Приключение Тома Сойера”.
Фотографии писателя, его героев из известных кинофильмов.
Выставка книг писателя, репродукции иллюстраций к произведениям.
Рисунки учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.
Как он выглядел мальчиком?
Какой у него был характер?
Был ли он послушным ребенком или озорником?
Добрым или жестоким?
Домоседом или искателем приключений?
Были ли у него друзья?
(Ребята представят себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)
Сообщение учащихся - биографов о писателе.
В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками. И описанный в книге городок Сент-Питерсберг очень похож на городок Ганнибал, в котором родился и вырос писатель.
Отправимся в родной город писателя. В нем нет ничего особенно примечательного, он только тем и знаменит, что в 1835 году там родился Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (настоящее имя Марка Твена), а теперь нас встречают на площади его герои – Гек Финн и Том Сойер, - изваянные в бронзе, да раз в год на празднике, посвященном Тому Сойеру, проводится уникальное состязание среди мальчишек по скоростной побелке забора. (Показ нескольких фотографий.) А во времена детства Марка Твена городок был скорее похож на поселок.
“В маленьком городке Ганнибале, в штате Миссури, где жил мальчиком, все были бедны…и никто не важничал слишком заметно…Это была маленькая демократия, где исповедовали свободу, равенство и Четвертое июля…” - писал М.Твен в “Автоби ографии”. Так же бедна была и семья Сэма. Не доучившись в школе, мальчик вынужден был начать зарабатывать на жизнь.
Одним из наиболее сильных детских впечатлений была река Северной Америки, несущая свои мощные воды мимо маленького городка. (Показ фотографий.) Именно она дала ему первую профессию – Сэм несколько лет работал лоцманом – и псевдоним (“Mark twain” - одна из лоцманских команд).
Твен много странствовал по Америке, жил на севере, и на юге, и на тихоокеанском побережье, и на атлантическом; он участвовал в войне Севера и Юга (1861-1865), был старателем в Неваде, наборщиком, репортером разных газет, писал фельетоны и смешные рассказы. В 1867 г. напечатал рассказ “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса”, принесшая ему первую литературную известность. В 1876 г. вышла его книга “Приключение Тома Сойера”.
Проверка домашнего задания.
Каждый учащийся получил задание: дома подготовить к пересказу эпизод, который больше всего запомнился. Какие места показались самыми смешными? Что именной вызвало смех? Предлагалось сделать рисунок к эпизоду.
После беглого пересказа основных моментов повести сосредоточим внимание на ее главном герое – Томе Сойере.
Сообщение биографов.
В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.
В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”
(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)
Аналитическая беседа.
1. Что же за мальчик Том Сойер? Какое отношение вызывает у вас герой? Какие черты его характера вас привлекают?
(Ребята с симпатией относятся к Тому. Им нравится его находчивость, любовь к приключениям, смелость, чувство справедливости. При этом Том Сойер – не выдуманный “идеальный мальчик”, а реальный подросток, приносящий взрослым немало огорчений.)
2. Вспомним, какие дурные и опрометчивые поступки, с одной стороны, и смелые и благородные – с другой, совершает Том.
(Том таскает варенье, прогуливает уроки, симулирует, чтобы не ходить в школу, дерется, отлынивает от работы, обманывает тетю. Но гораздо больше на его счету поступков хороших. Это и его благородство по отношению к Бекки, когда он берет на себя ее вину; и мужественное поведение в пещере; и – главное – спасение Мэфа Поттера от несправедливого обвинения в убийстве. Том все время берет клятвы с Гека, что тот никому не проговорится о том, что они видели на кладбище, однако в конце концов сам идет к судье и свидетельствует против индейца Джо: чувство справедливости перевешивает страх.)
3. Почему же Том вечно огорчает тетю?
(Во-первых, десятилетнему мальчику просто невозможно соответствовать требованиям, которые к нему предъявляют в школе и дома; во-вторых, его жажда приключений так сильна, что он часто не задумывается над тем, чем могут обернуться его поступки.)
4. Кого из братьев, по вашему мнению, больше любит тетя Поли – послушного Сида или шалопая Тома. Почему?
(“Послушный” Сид, всегда готовый наябедничать на брата, не может не отталкивать от себя своей неискренностью и равнодушием (он единственный не очень-то горюет, когда Тома считают погибшим.) Том же всегда искренен, и тетя Поли чувствует это. Поэтому и говорит, что “сердце у него…золотое”.)
5. А что заставляет Тома страдать?
(Оказывается, этот сорванец очень нуждается в любви, внимании, нежности. Он болезненно реагирует на любое незаслуженное обвинение, считая, что тетя Поли его не любит (хотя понятно, почему ее подозрения падают в первую очередь на него – она имеет некоторый опыт общения с Томом); а “в пираты” уходит, потому что поссорился с Бекки: Приложение)
6. Как автор относится к переживаниям героя?
(Обратим вниманием на то, как Марк Твен передает чувства и мысли Тома: это не прямая речь, а, как будто бы, текст “от автора”, но в нем мы ясно слышим слова и выражения, характерные для речи героя.)
Найдем в этом отрывке особенности языка, передающие внутреннюю речь Тома. Проведем стилистический эксперимент: попробуем пересказать этот отрывок так, чтобы присутствие Тома стало незаметным. В каком варианте текст вам больше понравился? Выглядит живее? Подумаем, каким образом при этом автор выражает свое отношение к герою. Кто такие “они”? Справедливы ли упреки Тома и утверждение, что “друзей у него нет, все его бросили, никто его не любит”? Какое отношение вызывают у вас слова: “Придется вести преступный образ жизни”?
Словарная работа
ИРОНИЯ (греч. eironeia  - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
(Ребята отметят иронию автора, но иронию добрую, соединенную с сочувствием к герою.)
Найдем еще отрывки в тексте, в которых можно почувствовать добрую улыбку автора, и проанализируем один из них. На чем основан комический эффект этой сцены? Где мы слышим голос Тома, а где – голос автора?
Вывод
В заключение урока сделаем вывод о том, как автор относится к своему герою. Почему интерес к повести, ее героям не иссяк и в наше время? Интересно ли было бы самим снять фильм по книге Марка Твена? Подходит ли книга для экранизации? Как вы себе представляете исполнителей главных ролей?
Домашнее задание
 Написать сочинение-миниатюру на темы:
“Дружба Тома Сойера и Гельберри Финна” (чем вызвана их дружба, какие приключения они переживают вместе),
“Том Сойер и Бекки Тетчер” (чувство Тома к Бекки, как раскрывается Том в отношениях с Бекки, испытание чувств и приключения героев) – по вариантам;
Составить план фильма: обозначить основные эпизоды (сцены) и выбрать тот эпизод, который учащимся больше всего хотелось бы экранизировать.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR