Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Сочинения arrow Сочинение на тему arrow «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание»

Известный русский писатель Федор Достоевский писал в первую очередь о человеке, он стремился раскрыть его характер, разоблачить внутренний мир, настрой и идеи человека. Также писатель обращал особе внимание читателя на нравственное развитие и рост общества и личности в отдельности.

Стоит отметить, что наиболее известный и интересный как для читателей, так и для критиков произведений Достоевского – это роман «Преступление и наказание». Ни для кого не секрет, что здесь автор дал волю своему мироощущению и раскрыл для нас множество проблем, которые не теряют своей актуальности и по сей день. Автор заставляет задуматься своего читателя о цене человеческой жизни, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько - от Бога.

Одним из самых интересных моментов в этом романе можно назвать уже само его название. Но для того, чтобы ответить на вопрос: «В чем его смысл?» нужно рассмотреть само произведение.

Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома". Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “... он был в раздражительном и напряженном состоянии... углубился в себя и уединился от всех...” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.

Но на данный момент наш герой мечется в отчаянии по грязным улицам Петербурга. Раскольников уже задумал совершить свое преступление, которое навсегда изменит его жизнь. Мысль о совершении такого поступка зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.

Мы видим, что герой случайно услышал разговор одного офицера со студентом, который шел о "глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением: - "Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!" Эти слова врезаются в память Родиона.

А уже чуть позже Раскольника терпеливо выслушивает пьяную исповедь Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради "бесценного Роди". Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: "Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!".

Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “пра ва” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников.

Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит "взять кровь на себя". Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”.

Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от "твари дрожащей". Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.

Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства". Не старуху, а самого себя губит Родион.

Итак, мы видим, что идея главного героя - зло во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.

Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
12 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR