Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Общение как фактор жизнедеятельности

Общение как фактор жизнедеятельности

Общение как фактор жизнедеятельности
Введение
1. Общение как объект научного исследования
2. Общение: основные понятия и структура
3. Проявление индивидуально-психологических черт личности в общении
4. Типология межличностных отношений
5. Этика делового общения
Литература
Введение
Мы живём в обществе и связаны с ним тысячами нитей. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские - это, в конечном счёте, отношения конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.
Казалось бы, если общение так универсально в человеческой жизни, то, что может быть проще общения? Однако простое с виду нередко оказывается на самом деле самым сложным по существу. Это утверждение можно в полной мере отнести к феномену общения. Ведь именно в общении, как в фокусе, как в капле воды отражены основные характеристики человеческого бытия.
Вот почему к данному феномену на протяжении многих веков обращают своё пристальное внимание представители различных наук - философы, социологи, культурологи и, не в последнюю очередь, психологи.
1. Общение как объект научного исследования
Ключ к научному пониманию данного феномена следует искать в истории культуры. В архаическом обществе проблема межличностного общения ещё не возникла как таковая. Люди ещё не отличались друг от друга как самостоятельные личности, «Я» растворялось в «Мы». В то время внимание человека было обращено к природе, и главным героем первобытного искусства был не человек, а зверь.
История формирования понятия «общение» начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Так, в античной этике проблемы общения были тесно вплетены в общефилософские системы взглядов мыслителей того времени. Демокрит представлял философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Сократ и Платон рассматривали философию как равноправный диалог, взаимный разговор, беседу в интересах познания себя и других, познания истины. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.
Новый принципиальный шаг в этом направлении был сделан христианством. Взаимоотношения Иисуса Христа с людьми есть развёрнутый художественный анализ нравственного содержания человеческого общения. Однако человеческое общение оказывалось не целью, а всего лишь средством, обеспечивавшим человеку возможность общения с Богом.
Эпоха Возрождения - своеобразный переломный период в представлениях человеческого бытия. Новое понимание общения между людьми вырастало из гуманистическ ой основы ренессансного миросозерцания и нашло разностороннее художественное воплощение (Боккаччо, Петрарка, Шекспир, Леонардо да Винчи и др.), но и здесь отношения человека к природе сохранилось в центре общественного сознания. Не был преодолён переход к концепции общения человека с человеком.
В эпоху Просвещения в общественном сознании происходит поворот в сторону понимания человеческих взаимоотношений как таковых. Центр тяжести перемещается с природы на человека, с онтологии и гносеологии на антропологию и педагогику. В применении к человеку - на те психические механизмы, которые управляют взаимоотношениями с ему подобными, а не с богом и не с природой (Э. Бёрк, Д. Юм, А. Смит и другие).
Немецкая классическая философия является целостным этапом истории теоретического самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. Разработан категориальный аппарат. Разработаны идеи взаимоотношений субъекта с другими субъектами, связи «Я» и «Ты».
Марксизм общение связывает со всей человеческой деятельностью, со всеми её формами. Общение представлено как сверхприродная (общественная) потребность, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей. Здесь один член производственного коллектива оказывается необходимым другому.
В условиях либерализации общественной жизни, провозглашения индивидуализма вместо коллективизма теория человеческого общения нашла своё выражение в следующих аспектах. Во-первых, «индивидуалистическая редукция», т.е. сведение общения к отношениям индивидов «Я» и «Ты» (поскольку субъект понимается здесь только как личностное «Я»). Во-вторых, «психологическая редукция», т.е. сведение общения к чисто духовной связи «Я» и «Ты». В-третьих, «этическая редукция», т.е. сведение общения к чисто нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям между «Я» и «Ты», между «Я» и «другими».
Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Возникла и новая специализированная наука - соционика, объектом которой является мир общения людей во всей его сложности и многообразии. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность. В качестве некоторого интегрального определения можно предложить следующее: «Общение - это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».
2. Общение: основные понятия и структура
Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans - человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: "Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе". И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Следует сразу же определиться с соотношениями понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация - один из видов всеобщей связи - так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.
Общение же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей. Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нём себе подобного и себе равного и рассчитывает на активную обратную связь. Таким образом, общение, прежде всего, это субъектно-субъектное отношение.
Однако следует отметить, что во многих случаях в научной и популярной литературе авторы используют понятие «общение» и «коммуникация» как синонимы.
Общение, как процесс следует рассматривать как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью.
В качестве основополагающего стимула взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.
Основой общения, его «пусковым моментом», исходной внутренней причиной является потребность в другом человеке, в общении с ним. Причём, другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике - слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой некоммутативной деятельности. «Опредмечивание» данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать её, и установление с ним контакта - важный момент в развитии общения.
Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» - потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.).
Общение предполагает взаимный интерес обоих партнёров. Если таковой имеется, то общение может быть продуктивным. В противном случае связи могут легко разрываться. Но может быть и такой вариант: нет общего интереса в общении у партнёров, но невозможен разрыв (совместная работа, служба при взаимной антипатии). В этом случае отношения, как правило, деструктивные. Наконец в процессе общения может присутствовать момент стихийности и неосознанности. Результат может быть двояким: либо распад («мы с тобой случайно как-то встретились, от того так скоро разошлись»), либо в процессе спонтанного общения возникает интерес к его дальнейшему продолжению.
Если общение устойчиво, то у партнёров возникают определённые целевые установки: передача различной информации; обмен опытом, знаниями; достижение взаимопонимания, общности переживаний; достижение общности действий. Отсюда ясно просматривается три взаимных стороны структуры общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Рассмотрим их несколько подробнее.
Коммуникативная (от лат.: делаю общим, связываю, обобщаю) сторона общения. В ходе совместной жизнедеятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. В условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. При этом каждый участник коммутативного процесса предполагает активность также и в своём партнёре. Другой участник предстаёт также как субъект. Поэтому, направляя ему информацию, должны учитываться его интересы, цели, желания.
Однако следует иметь в виду возможные затруднения (коммуникативные барьеры) в общении. Они могут обусловливаться социальными или психологическими различиями между партнёрами. Социальные (принадлежность к различным социальным группам); политические; религиозные; профессиональные; психологические (чрезмерная стеснительность, замкнутость, боязливость).
Интерактивная (англ.: взаимодействие) сторона общения. В ходе взаимодействия между людьми чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», планировать общую деятельность. Важным условием активизации познавательных процессов в условиях общения является возникновение проблемных ситуаций в результате столкновения полярных мнений, взглядов, подходов к взаимодействию. Возникает рассогласование, требующее привлечения дополнительной информации. Это приводит к увеличению интенсивности взаимодействия участников совместной деятельности, активизации процессов обучения, что в свою очередь, обеспечивает углубление уровня понимания и способствует принятию верного решения.
Перцептивная (лат.: восприятие) сторона общения. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, желаний партнёра по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания и взаимодействия между людьми, осуществляется с помощью различных средств.
Принято различать вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).
Вербальная коммуникация - это естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством общения. Она одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Речевая коммуникация это своего рода искусство, которому терпеливо и настойчиво нужно учиться. Речь связана, прежде всего, с мыслительной деятельностью человека. Уместно будет привести слова Еврипида: "Разум человека проявляется в ясности его речи".
К невербальным средствам коммуникации относят следующие знаковые системы: оптико-кинетическая (это жесты, мимика, пантомимика); паралингвистическая (это качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (это паузы, покашливание, плач, смех, темп речи), представляющие собой такие "добавки" коммуникации; проксемика (это пространственная и временная организация общения, т.е. размещение партнёров); визуальное общение ("это контакт глаз"); язык запахов.
Невербальные средства коммуникации играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в общении. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.
Для установления доверительного контакта необходимо знать и научиться владеть техникой общения. Это набор различных приёмов и действий для достижения поставленных целей. Универсальные приёмы общения: приветливость, тактичность, чувство юмора. Специфические приёмы общения: преподаватель - студент; юрист - его "подопечный".
Но в любом случае для нормального контакта необходимо проявлять доброжелательность, снять психологическую напряжённость, находиться в зоне комфорта, втягивать в диалог, добиваться положительных ответов, относиться критично к своему поведению, умело распоряжаться инициативой.
Как и всякая социальная деятельность, общение имеет свой специфический результат (конечный продукт). Результатом общения как деятельности является единение или размежевание субъектов на основе взаимопроникновения в мир мыслей и чувств. Результаты общения выражаются в двух формах: субъективной и объективной. В субъективной форме они выражаются в различных чувствах, мыслях, желаниях, стремлениях, интересах, убеждениях, установках субъектов и проявляются как сочувствие, согласие, солидарность, доверие и недоверие, разногласие, конфликт. В объективной форме результаты общения выражаются в поведении субъектов: их действиях, поступках.
Все эти показатели могут быть сгруппированы в зависимости от основных сфер их проявления: а) индивидуально-личностной; б) социально-психологической; в) предметно-практической. В процессе реального взаимодействия данные показатели связаны друг с другом, выступают в единстве.
3. Проявление индивидуально-психологических черт личности в общении
Люди в общении воспринимаются по-разному: одни - как бы "открыты" для восприятия, о них легко составить первое впечатление; другие - как бы "закрыты" для восприятия, о них трудно сказать что-либо определённое.
Лет пятнадцать назад в одном из НИИ была синтезирована новая наука - соционика, балансирующая между психологией и социологией. Базируется данная наука об общении на учении известного швейцарского психиатра, психолога, основателя аналитической психологии Карла Г. Юнга (1875-1961).
Осуществив фундаментальные исследования в области психологии личности, К.Г. Юнг в своей книге «Психологические типы» дал подробное описание дифференциации людей на два основных типа личностей - экстравертов и интровертов.
Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться над влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого разбора, ощущать огромную важность быть рядом с кем-то избранным, а, следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно, жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высоко коллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения.
В том случае, если экстраверт не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом общества.
Интроверсия поддаётся наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая в связь с ними, и проявляет отчётливо негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. Свои лучшие качества он приберегает для себя. Для него характерны завистливость, обидчивость и раздражительность. Интроверт в размышлениях и раздумьях о самом себе находит сущее удовольствие. Его взаимоотношения с другими людьми делаются теплее только в условиях гарантированной безопасности. У него ограниченное число друзей и знакомых.
Несмотря на все эти особенности, интроверт ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение даёт ему возможность сделать свой вклад в жизнь общества.
Как видим, оба типа до такой степени различны, и их противоположность настолько бросается в глаза, что это очевидно даже для профана в психологических вопросах. Однако эта противоположность отнюдь не сводима к единичным индивидуальным случаям, а дело идёт о типических установках, гораздо более общих, чем кажется не первый взгляд.
Поэтому К. Юнг делает следующий шаг в исследовании различий между индивидами. На основании опыта, индивидов он распределяет не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по преобладанию у индивида одной из основных функций, которой главным образом и пользуется тот или иной индивид. Таких функций он выделил четыре: мышление, чувство, ощущение и интуиция.
На базе учения К. Юнга его последователи Кейрси, Майерс, Бриггс и другие разработали более детальную характеристику психологических типов личности.
В различном сочетании психологических типов и выполняемых функций были выведены четыре пары предпочтений.
1. E - Экстраверсия (общительность, социализированность, общение, взаимодействие, широта взглядов и интересов, излучение энергии, интерес к внешним событиям).
I - Интроверсия (замкнутость, чувство своей территории, концентрация, собранность, глубина, основательность, сохранение энергии, интерес по поводу внутренних реакций).
2. T - Мышление (целесообразность, благоразумие, законы, твёрдость, справедливость, анализ).
F - Чувство (социальные ценности, оценки общества, оправдывающие обстоятельства, умение убедить или переубедить, гуманность, симпатия).
3. S - Ощущение (опыт, прошлое, реалист, практичность, здравый смысл).
N - Интуиция (предчувствия, будущее, умозрительный, изобретательность, просчёт вариантов возможных событий).
4. J - Рассудительность (принять решение, фиксированность решений, планирование наперёд, всё в срок, намечать промежуточные цели в пути).
P - Импульсивность (собрать больше данных, мобильность, подвижность, изменчивость, приспособление к течению событий, к чему ограничивать себя сроками? поживём - увидим).
Учёные пошли дальше. Они выделили четыре типа темперамента и шестнадцать психологических портретов.
1. SP - Дионисий.
Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным импульсам. К данному типу темперамента относят следующие психологические портреты:
ESFP - Тамада (оптимизм и теплота, избегают одиночества, идут по жизни смеясь, жизнь - сплошные приключения, избегают всё мрачное, щедрые, поддаются соблазнам, старший друг для своего ребёнка, умеют работать с людьми, богатство языка, для них близки бизнес и торговля, наука не для них).
ISFP - Художник (свойства проявляются в искусстве, эпикурейский образ жизни, острота ощущений текущей минуты, высокая чувствительность к оттенкам и полутонам, не интересуют тонкости письменной и устной речи, их области: музыка, танцы, рисование, склонны к свободе, оптимистичность, непокорность, уход от всяких ограничений).
ESTP - Антрепренер (энергия, игра, неистощимый, искушённый в общении с людьми, остроумие, прагматизм, работа в условиях риска и на грани катастрофы, поиск острых ощущений, выгода во взаимоотношениях, погоня за Госпожой Удачей).
ISTP - Мастер (не признаёт субординаций, бесстрашие, жажда действий, умение обращаться с инструментами, боевик, ниндзя, братские взаимоотношения, часто бросают школу, не стремятся в ВУЗ).
2. SJ - Эпиметей
Чувство долга, стремление занять достойное место в определённой социальной структуре.
К данному типу темперамента относятся следующие психологические портреты:
ESFJ - Торговец (открытый, практичный, житейская мудрость, компанейский, гостеприимный, общительный, интересы момента превыше всего, ответственный).
ISFJ - Хранитель традиций (спокойный, ответственный, интересы организации, традиции, связь времён, всё по плану, заботливый, лучше выполнять поручения, чем руководить, хозяин в своём доме)
ESFJ - Администратор (лидер, ответственный, долг, иерархия, порядок, практичный, открытый, всё по плану, без глупостей и выдумок, бесхитростный, исполнительный, цельная натура).
ISTJ - Опекун (долг, человек слова, ответственный, спокойный, твёрдый, надёжный, логичный, малоэмоциональный, семьянин, основательность и детальность).
3. NF - Аполлон
Стремление к тому, чтобы быть самим собою, иметь ценность в собственных глазах.
К данному темпераменту относятся следующие психологические портреты.
ENFJ - Педагог (лидер, общительный, внимательный к другим, образцовый родитель, нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности, умение распределять роли в группе).
INFJ -Предсказатель (радость друзей - радость и для него, проницательность и прозорливость, успешное самообразование, ранимость, не любит споров и конфликтов, богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам, это - врач, писатель, гармония человеческих взаимоотношений. психолог).
ENFP - Журналист (умение влиять на окружающих, видит людей насквозь, отрыв от реальности в поисках гармонии, подмечает всё необычное, чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия, политик, драматург, практический психолог, экстравагантность, щедрость иногда до безрассудства).
INFP - Романтик (спокойный, идеалист, чувство собственного достоинства, борьба со злом за идеалы добра и справедливости, лирический символизм, писатель, психолог, архитектор, но не бизнесмен, способный к изучению языков, «мой дом - моя крепость», крайне уживчивый и покладистый супруг).
4. NT - Прометей
Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы. К данному темпераменту относятся следующие психологические портреты:
ENTJ - Фельдмаршал (руководитель, ориентация на цель, логичный, эффективность в работе превыше всего, хранитель домашнего очага, интеллигент, требовательный руководитель, неутомимый, карьера иногда важнее, чем семейное благополучие).
INTJ - Исследователь (самоуверенный, интересы в будущем, авторитеты не имеют значения, теоретик, «мозговой штурм», жизнь - игра на гигантской шахматной доске, логика, высокие руководящие должности, отсутствие эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция, возможны трудности в мире эмоций и чувств).
ENTP - Изобретатель (применяет интуицию на практике, энтузиаст, новатор, очаровательный собеседник, инициативный в общении, нетерпение к банальным и рутинным операциям, хороший педагог, юмор, девиз - «Понимать людей!»).
INTP - Архитектор (ценитель мыслей и речи, мгновенная оценка ситуации, логичность, познание законов природы, интеллектуал, несколько высокомерный, философ, математик, неистощимый фонтан новых идей, чуткий и умный родитель, сложный внутренний мир, полный ассоциаций).
Следует отметить, что психологи допускают 256 вариаций психологических портретов.
4. Типология межличностных отношений
Межличностные отношения это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения могут быть представлены как система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения предполагают необходимость совместимости партнёров данного общения. Межличностную совместимость можно определить как взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве и взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, потребностей, мотивов, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.
Критерием межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворённость партнёров процессом и результатом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого, и не потребовалось специальных усилий на установление взаимопонимания. Межличностная совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимных симпатий, уважения, уверенности в благополучности последующих контактов.
Существует определённая типология межличностных отношений. Взаимоотношения принято классифицировать таким образом: знакомство (числовая квота - 150-500 чел.), приятельские (70-150 чел.), товарищеские (5-30 чел.), дружеские (2-3 чел.), любовные (пара), супружеские (пара в обычном смысле), родственные (для города - 5-10 чел.), деструктивные. Конечно, партнёры могут по-разному оценивать эти отношения
Знакомство - это отношения между людьми, знающими друг друга. Его характеристика: знаешь в лицо, узнаёшь, приветствуешь, обмениваешься случайными фразами. Условия знакомства: профессиональная деятельность, экскурсии, «тусовки», транспорт и т.д. «Ограничителями» для знакомства могут быть: стеснительность, разность в возрасте, чужая страна, язык и др. Для приобретения знакомства требуется активность, надо что-то уметь, много знать, тогда будешь интересен и полезен для других.
Приятельские отношения возникают на основе знакомства. Приятель - это близкий знакомый. В приятельские отношения включаются оценки и эмоциональные переживания. Здесь обнаруживается сходство мнений по тем или иным вопросам личной, профессиональной или общественной жизни. Отношения более избирательны. Они зависят от общительности человека, от его потребности в контактах с другими. «Приятель» - это тот, с кем приятно и интересно поговорить, посоветоваться, который вызывает симпатию.
Товарищеские отношения строятся на общности взглядов, деятельности, образа жизни. Эти отношения более избирательные и предполагают взаимопомощь и взаимовыручку. Иногда их субъективно оценивают как наличие дружбы между партнёрами.
Отношения дружбы возникают из отношений знакомства и приятельских отношений. Возникновение дружбы начинается с возникновения симпатии, восхищения, уважения между партнёрами (хотя возможны ссоры и даже зависть). С течением времени усиливается привязанность, углубляются отношения, партнёры лучше узнают друг друга, растёт доверие между ними. Затем дружба проходит испытание в преодолении сложностей, затруднении в работе и личной жизни. Настоящая дружба проверяется в экстремальных ситуациях. Замечательной иллюстрацией этого является песня В. Высоцкого о друге: «...Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шёл он с тобой как в бой, На вершине стоял хмельной, - значит, как на себя самого положись на него».
Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и эмоционально-исповедные. Инструментальная дружба основана на взаимопомощи в различных ситуациях (близки к товарищеским). Эмоционально-исповедные дружеские отношения характеризуются высокой доверительностью, снятием «маски» обычного поведения («возможность быть самим собой»), понижением самоконтроля, раскованностью, преобладание положительного отношения к партнёру (отсутствие осуждения, насмешек, неприятия).
Дружеские отношения существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности дружба достигает в юности и ранней взрослости, когда наблюдается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объём вместе проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубокими эмоциональными контактами. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Тем не менее они остаются одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.
Любовные отношения. Обычно считают, что любить просто. Но так ли это? Любовь как феномен привлекает внимание вот уже не одно тысячелетие философов, психологов, поэтов... Соответственно существуют различные подходы и оценки этого явления.
Мы ограничимся общей его характеристикой. Любовь - это высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющая его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т.д.).
Любовь это и интенсивное, напряжённое и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и стремлением побуждать у партнёра потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряжённости, устойчивости. Любовь имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, переживаемыми в зависимости от психологических особенностей личности.
Семейно-брачные отношения. Если они основаны на любви, то они в высшей степени эмоционально-положительные, выбор партнёра исключительно избирательный, происходит тотальная вовлечённость в отношения, здесь психологическое и физическое совпадение, бескорыстная забота друг о друге, ответственность, жертвенность, преданность.
Однако, говоря о любви и браке, следует заметить, что иногда семью создают на основе совершенно инфантильных представлений, во главу угла ставится вопрос: «Любит - не любит». Они не понимают, что вступление в брак - разумный поступок, что помимо чувств есть ещё и мысли. Следует иметь в виду такие жизненно важные вопросы: Как ты будешь жить с этим человеком? Можешь ли ты на него рассчитывать? Что этот человек из себя представляет? Каким он будет отцом?
Приходится признать, что любовь редко сохраняется между супругами на протяжении всей жизни. Французы говорят: вначале брачных отношений - 80% иллюзий (основанных на любви) и 20% терпения, впоследствии наоборот - 80% терпения и 20% иллюзий.
Существуют так же брачные отношения, создаваемые на основе меркантильных интересов.
Родственные отношения. Родство - это отношения между людьми, создаваемые наличием общих ближайших предков, они основаны также на близости проживания и культурных традициях. Обширность родственных связей зависит от места проживания: город - деревня, Европа - Азия. В общем плане наблюдается тенденция к сокращению родственных связей.
Деструктивные формы общения. Нередко случается так, что в межличностных отношениях возникают негативные эмоциональные установки по отношению к партнёру (ненависть, неприятие, антипатия). Порой они приобретают крайние формы: в армии - «дедовщина», в общежитии - драки, в школе - бойкот кому-нибудь, в автобусе - отталкивание и т.д. Это, как правило, происходит тогда, когда кто-то утверждает своё «Я». При этом существует объективная необходимость находиться враждующим партнёрам в одном коллективе.
5. Этика делового общения
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных результатов этих отношений выступают эти нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В социально-философском плане этика делового общения рассматривалась ещё со времени Конфуция и древнегреческих философов и на протяжении всей истории.
В современном понимании этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведения и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Деловые отношения принято рассматривать по отдельным его видам: "сверху - вниз" (руководитель - подчинённый), "снизу - вверх" (подчинённый - руководитель), "по горизонтали" (сотрудник - сотрудник). Мы ограничимся указанием общих этических правил каждого из них.
В первом случае: "Относитесь к своему подчинённому так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель". Во втором случае: "Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчинённые". В третьем варианте: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам".
Существуют различные средства и способы повышения уровня этики делового общения. Среди них: разработка этических нормативов на предприятии, создание комиссий и комитетов по этике, проведение социально-этических ревизий, обучение этическому поведению.
В условиях различных отношений важную роль играют переговоры, т.е. взаимное деловое общение с целью достижения совместного решения. Переговоры, как правило, сложный процесс, и достижение успешных результатов для обеих сторон зависит от активного использования многочисленных психологических приёмов.
В качестве основных из них можно выделить следующие.
Внимательно слушайте и показывайте, что вы слушали, что было сказано. Убедите партнёра в том, что вы поняли его точку зрения. При этом понять - не значит согласиться. Но до тех пор, пока вы не убедите других, что поняли их точку зрения, вы не сможете объяснить им свой подход.
Говорите так, чтобы вас поняли. Постарайтесь объяснить проблему так, как она видится вам. Не следует втягиваться в обвинение другой стороны в возникновении проблем, в навешивании ярлыков или повышать голос. Это может спровоцировать защитную реакцию, которая помешает воспринять ваше сообщение.
Установите рабочие отношения. Если вы знаете участников переговоров лично, это действительно может помочь решению дела. Есть разница в том, с кем вы имеете дело - с одноклассником, коллегой, другом или незнакомцем. Чем быстрее незнакомый человек станет вам знаком, тем вероятнее облегчение переговоров.
Будьте готовы разобраться с проблемой, а не с людьми. Более эффективный путь состоит в том, чтобы стороны рассматривали друг друга в качестве партнёров в практических и совместных поисках справедливого соглашения, выгодного для всех. Следует отделить существо дела от взаимоотношений партнёров, чтобы избежать субъективных влияний на решение проблемы.
Осознайте и обнаружьте свои эмоции и чувства другой стороны. Переговорите с представителями другой стороны о своих ощущениях от переговорного процесса. Никакого вреда не будет, если вы скажете: "Знаете, наша сторона считает, что соглашение не будет соблюдаться, даже если и будет достигнуто. Правильно или нет, но таковы наши опасения. А как ваша сторона, чувствует ли то же самое?" Разговор на эту тему освободит от бремени невыраженных чувств и переговорщики, скорее всего, увеличат свои усилия по решению проблемы.
Используйте объективные критерии. Будьте открыты для разумных доводов, но закрыты для угроз. Люди, применяющие разумные критерии, склонны использовать время более эффективно.
* * *
Таким образом, понимание общения как стороны человеческой жизнедеятельности предполагает твердое убеждение в том, что, хотя человек не может, разумеется, не жить для себя, для удовлетворения своих личных потребностей, для самореализации, самовыражения, самоутверждения, он не может вместе с тем не жить и для других, и только во взаимосвязи с другими, в единстве с другими, в обществе других он способен быть подлинным Человеком.
Литература
1. Введение в культурологию. М., 1995.
2. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
3. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.
4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.
5. Аристотель. Никомахова этика. - Соч. в 4-х тт., т.4. М., 1983.
6. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1989.
7. Все об этикете. Ростов-на-Дону. 1995.
8. Кант И. Критика практического разума. - Соч., т. 4, ч.1. М., 1965.
9. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
10. Маркс К. Немецкая идеология. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 3. М., 1955.
11. Паломарь А.Д. Мудрость общения. М., 1990.
12. Психология и этика делового общения. М., 1997.
13. Правила этикета. М., 1992.
14. Рашкин С.Е. Психология общения. М., 1993.
15. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М., 1997.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

загрузка...
Проверить тИЦ и PR