Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Психология arrow Личностно-центрированное консультирование

Личностно-центрированное консультирование

Личностно-центрированное консультирование
1. Личностно-центрированное консультирование 3
2. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия 7
3. Консультирование по вопросам брака и семьи 11
4. Этические проблемы в семейном консультировании 15
Литература 1
1. Личностно-центрированное консультирование
В основе подхода К. Роджерса лежит представление о субъективной системе взглядов, т.е. о том, что единственная реальность, которую могут по-знать люди, - это мир, который они воспринимают индивидуально, и опыт данного момента. Есть столько видов реальности, сколько суще¬ствует людей.
К. Роджерс полагал, что основным мотивационным внут¬ренним им-пульсом является тенденция актуализации. У каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей с целью поддержания, репродуцирования самого себя, а также рас¬ширения границ своего «Я». Все психологические трудности вызваны блокировкой стремления к актуализа-ции. Задача кон¬сультантов заключается в том, чтобы использовать этот при-сущий всем людям положительный мотивационный стимул. А. Маслоу ана-логично рас¬сматривает природу человека: у человека есть остатки инстинкта, и они являются полезными и заслуживающими сохранения. Защитные силы людей и тенденции к росту постоянно находятся в конфликте, и стремление к актуализации может включать в себя мотива¬цию как для поддержания со-стояния неполноценности, так и для роста [6, С. 211].
Для более адекватного представления об истинном и уникальном «Я» необходимо понять суть концепции организмического оценочного про¬цесса. Это скрупулезное непрерывное рассмотрение опы¬та и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответ¬ствии с их способ-ностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией акту¬ализации. Оценочные процессы и представления о ценностях, отраженные в различном опыте берут начало в младенческом возрасте. По мере того как люди растут, их оценочные процессы помогают им достичь такого уровня самоактуализа¬ции, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.
К. Роджерс использует термин «сенсорный и висцеральный опыт» ско-рее в психоло¬гическом, чем в физиологическом смысле. Человек постоянно под¬вергается воздействию событий и сталкивается с фактами, которые мож-но осознать с помощью сенсорных и висцеральных элементов, от рождения присущих организму. Люди могут не осознавать многое из переживаемого ими. Например, человек может не осознавать физиологические аспекты го-лода, по¬скольку слишком увлечен работой или игрой. Однако этот опыт по-тенциально досту¬пен для сознательного понимания. Весь диапазон опыта, имеющегося в любой кон¬кретный момент, называют «эмпирическим (осно-ванным на опыте)», «перцепционным» или «феноменальным» полем [6, С. 211]
Слово «переживание& raquo; означает, что организм получает любые виды сенсорного или висцерального опыта, имеющие место на данный момент. Переживание чувства подра¬зумевает получение индивидом как эмоциональ-ного содержания, так и личного смы¬сла или когнитивного содержания, кото-рые неразрывно связаны. Переживание чувства полностью означает, что пе-реживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны.
Слова «восприятие» и «осознание» фактически являются синонимами в личностно-центрированной теории. Если опыт воспринят, значит, он вошел в сознание, и, ка¬ким бы смутным ни было понимание этого опыта, его не тре-буется выражать с помо¬щью вербальных символов. Можно по-другому сформулировать это положение: «вос¬принимать» значит «отдавать себе отчет в наличии стимулов или переживаний». К. Род¬жерс считал, что восприятие и осознание являются трансактными по своей природе и представляют собой конструкции, в основе которых лежит полученный в прошлом опыт, а также своего рода гипотезы или предсказания будущего. Восприятие или осо¬знание может соотноситься с опытом или «реальностью», а может и не соотноситься с ними. Отражение опыта в сознании в виде точных символов означает, что гипотеза, существующая в сознании в скрытом виде, проявится, если оказать воздействие на процесс понимания. Многие виды переживаний не могут от-ражаться в сознании в виде точных символов из-за наличия защитных отри-цаний и искажений [6].
Работающие консультанты прежде всего стремятся выяснить не то, как клиенты стали такими, какими они являются на данный момент, а скорее то, что же в настоящее время заставляет клиентов придерживаться поведения, которое не позволяет удовле¬творять их реальные потребности [6, С. 211].
При личностно-центрированном консультировании цели клиентов и консультан¬тов совпадают. Роджерс считал целью консультирования «полно-ценно функционирующего человека» и «человека завтраш¬него дня», А. Мас-лоу - самоактуализирующегося человека, в их описаниях много общего.
Главными отличительными чертами полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей являются: открытость переживании ра-циональность, личная ответственность, самоуважение, способность к под-держание хороших личных отношений и этическая жизнь. Все эти свойства являются и целями, и средствами тенденции самоактуализации.
К. Роджерс предложил новый тип отношений в консультировании, ха-рактеризующиеся теплотой, принятием и откликаемостью терапевта, атмо-сферой, в которой можно открыто выражать свои чувства. В таких отноше-ниях клиент достигает понимания себя, которое делает возможным позитив-ные шаги в свете своей новой ориентации. Личностно-центрированное кон-сультирование не полагается на определенные методики и не подразумевает совершение каких-либо действий в интересах клиентов. В такого рода отно-шениях терапевт освобожден от необходимости постоянно обращаться к той теоретической системе, в которой он работает, чтобы определить "верную" диагностическую и интерпретативную категорию для клиента в данный мо-мент. К. Роджерс считал, что эффективность консультирования определяется, прежде всего, качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом. При личностно-центрированном консультировании большое зна-чение имеют мысли и чувства, как клиентов, так и консультантов [5].
Наиболее важными условиями отношений являются конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эмпатия. Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов.
При наличии благоприятного климата клиенты меньше нужда¬ются в оборонительной позиции и во внешнем уважении. Постепенно клиенты на-чина¬ют чаще рисковать, раскрывая себя перед консультантами, несмотря на возможную болезненность такого самораскрытия. Консультанты, которые принимают клиентов и высоко ценят их право быть действительно самими собой, позволяют им поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, «неправильной» или пугающей. Понимание и принятие скры¬той и неприемлемой части себя способствует исчезновению у клиентов от-чуждения и соединению их с человеческим родом. Неравнодушие консуль-танта к ис¬тинному «Я» своих клиентов и высокая оценка их позволяют кли-ентам думать: «Этот другой индивидуум доверяет мне, считает, что я заслу-живаю внимания». Отсутствие осуждения со стороны консультантов способ-ствует тому, что клиенты начинают менее резко судить себя [5].
Основная критика в адрес теории К. Роджерса заключается в том, что теория эта основывается на наивном типе методологии. Существуют много-численные свидетельства того, что поведение мотивируется факторами, не-доступными сознанию, и того, что высказывания человека о себе - это иска-жение, вызванное разного типа защитами и обманами. Самоотчетам заведомо не хватает надежности не только потому, что люди могут намеренно обма-нывать слушателей, но и потому, что они не знают о себе всей правды.
К. Роджерс подвергался критике за игнорирование бессознательного, потенциал которого в контроле над человеческим поведением засвидетельст-вован более чем восьмидесятилетними психоаналитическими исследования-ми. К. Роджерс полагает, что нет нужды расследовать, интерпретировать, вести экстенсивный и сложный анализ сновидений или срывать слой за сло-ем напластования психики - так как человек открывается в том, что говорит о себе [9, С. 221].
2. Психологическое консультирование, психологическая коррек-ция и психотерапия
Психологическое консультирование понимается как процесс, направ-ленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возни-кающих у него проблем и затруднений психологического характера.
Психотерапия - это вид психологического воздействия, который харак-теризуется определенными целями (лечение и профилактика) и соответст-вующим этим целям выбором средств воздействия [3, С. 249].
Психологическая коррекция - это направленное психологическое воз-действие для полноценного развития и функционирования индивида.
Психологическое консультирование тесно связано с психологической коррекцией и психотерапией. Эти сферы часто смешиваются психологами.
В отличие от психотерапии, психокоррекция, как направленное психо-логическое воздействие, реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике. Даже обычное чело-веческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целе-направленно используемую психологическую коррекцию [3, С. 251].
Психологическое консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических про-блем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Такая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано на помощь клиен-ту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов [1, С. 50].
Границы между психотерапией и консультированием весьма условны. Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникнове-нии собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно руга-емся" или "Жена ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к пси-хотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать се-бя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, рев-ную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана опре-деленная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что от-ветственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя - шаг, требующий определенного мужества, - гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию [1, С. 51].
Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложно-сти со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотноше-ний, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является изменение ус-тановок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодей-ствия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответст-вии с этим изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как тако-вые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах рабо-ты они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затра-гиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но так-же прошлое (события детства), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психо-терапии - особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обра-тившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах пере-носа и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании по-добные вопросы практически никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.
Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Психологическое консультирование чаще краткосрочно и редко превышает 5-6 встреч с клиентом, а процесс психотерапии ориентирован на десятки и сотни встреч в течение ряда лет [1, С. 52].
Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практиче-ски любого человека независимо от его психического статуса, занятости, ма-териальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррек-ционной работы, более ограничен. Идеальный клиент - это нормальный нев-ротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным этого коли-чеством времени и мотивацией [1, С. 52].
При столь существенных отличиях двух этих форм воздействия разли-чается и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психологу-консультанту - это диплом психолога и специальная подготовка в области психологического консультирования. Требования к образованию специалистов по психотерапии включают в себя, наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руково-дством опытного супервизора [1, С. 52].
Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиатрией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психологами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специаль-ную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не клиентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в про-блемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно ис-пользуя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.
Психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе [1, С. 52].
Перре и Бауманн, рассматривая соотношение психологического кон-сультирования и психотерапии, в качестве различий указывают следующее:
а) в психологическом консультировании среди средств воздействия на первом месте стоит информирование (информирование клиента);
б) психологическое консультирование в медицине выполняет в основ-ном функцию гигиены и профилактики;
в) в рамках консультирования анализируются варианты решений кон-кретной проблемы, но их осуществляет сам человек и не в рамках консульти-рования, а самостоятельно;
г) в практике консультирования изменения происходят по окончании самого консультирования без сопровождения специалистом, в психотерапии - сущностью является сам процесс изменений, сопровождаемый специали-стом [4, С. 436].
3. Консультирование по вопросам брака и сем
уществует множество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовской психоаналитической модели до позитивной се-мейной терапии Н. Пезешкиана. В последнее время практики отдают пред-почтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.
Основоположники системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Са-тир, К. Витакер и др.) рассматривают семью не просто как объединение ин-дивидов, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструк-тивное влияние на всех. Поскольку семья - это система, то не так важно, ка-кой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.
При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстанов-ка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способ-ствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополу-чия у одного или нескольких ее членов [8, С. 114].
Автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение при-водит к внутрисемейной дисфункциональности. По мнению Боуэна, меха-низм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дис-функции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференциро-ваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимо-действия в семье и осваивать более продуктивные. Совместный поиск реше-ний позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из про-блемных ситуаций, развивает у них чувство субъектности и уверенности в своих силах, что приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.
В основе структурной терапии семьи С. Минухина лежат три аксиомы:
• Оказывая психологическую помощь, нужно принимать в расчет всю семью. Каждого члена семьи нужно рассматривать как ее подсистему.
• Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению пове-дения каждого из членов семейной системы [8, С. 115].
• Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возни-кает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.
Семья - это дифференцированное целое, подсистемы которого - от-дельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (роди-тельская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявля-ет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсис-темы необходима определенная степень свободы и автономии. Поэтому важ-ное значение имеет проблема границ между подсистемами. С. Минухин вы-деляет два типа нарушения границ: I - спутанные, нечеткие, размытые; II - излишне закрытые, приводящие к разобщенности членов семьи.
Психологу в системе С. Минухина предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. Это вызывает в семье «ми-никризис» и это дает семье шанс изменить свою структуру.
Семья обращается в психологическую консультацию, когда ощущается напряжение, нарушаются взаимоотношения между ее членами, возникают конфликты. Эти проблемы - маркер неблагополучия во внутреннем мире че-ловека (искаженные представления о мужчине и женщине, их обязанностях и поведении, расхождение между желаемым и реальным отношением, негатив-ное отношение к себе и партнеру, чувства вины, обиды и др.).
К консультированию по проблемам отношений подходят через иссле-дование специфики субъективного образа мира человека и реконструкцию тех или иных его фрагментов. Именно реконструкция субъективного образа мира личности становится основной стратегией консультирования. Это предполагает оказание помощи на всех этапах формирования новой системы отношений семьи и каждого из ее членов к себе, другим, миру во времени своей жизни от момента обращения за психологической помощью до форми-рования позитивных отношений членов семьи к себе, другим, миру в целом. Консультант помогает одному или обоим супругам осознать не только внеш-ние, но и внутренние причины нарушения отношений; осознать свой образ мира или те его фрагменты, которые связаны с нарушением взаимодействия; обеспечивает психологическую поддержку; содействует самопознанию и по-знанию другого человека; развивает эмпатию и рефлексию. Клиент получает возможность увидеть и понять свои переживания, переживания другого че-ловека и освоить продуктивные модели взаимодействия и поведения.
Семейное консультирование - это не обязательно работа со всеми чле-нами семьи одновременно. На разных этапах процесса в различных пропор-циях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирова-ние одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с семьей в уз-ком смысле слова (отец-мать-дети), работа с расширенной семьей (она вклю-чает прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью.
При индивидуальной работе с одним из супругов развиваются отноше-ния «консультант-клиент», но незримо присутствует контекст семейных от-ношений. Семья существует «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента» [7, С. 134]. Если при ин-дивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жало-бы на непонимание домочадцев, то нужно подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель изменить жену или детей, но возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого можно использовать прием терапевтических притч [7, С. 134].
Индивидуальная консультация уместна, когда кому-то из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и он предпочитает индивидуальную беседу. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет открыться в присутствии других членов семьи. Но есть случаи, когда индивидуальное консультирование одного из членов суп-ружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет изменений в семейных отношениях, то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть чело-века к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.
Когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к пси-хологу, это свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохране-ние совместной жизни и надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения. Если муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает на-глядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных, непродук-тивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам об-рести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов. Однако вести прием, в котором участвуют двое конфлик-тующих между собой клиентов, гораздо труднее, чем консультировать одно-го. Хотя работа с двумя супругами и является более эффективной, ее резуль-таты не носят столь глубокого характера, какой возможен при индивидуаль-ном консультировании: здесь реже затрагиваются те глубинные проблемы, которые лежат в основе супружеских разногласий. Для того чтобы настроить супругов на совместную работу, организовать и направить конструктивный диалог, от консультанта требуются особые навыки и умения [8, С. 116].
4. Этические проблемы в семейном консультировании
С этическими и ценностными проблемами сталкиваются все профес-сиональные консультанты. Тем не менее, некоторые из них оказываются лучше осведомленными или более подготовленными к разрешению этих проблем. Профессиональное соответствие и эффективность консультантов связаны с их этическими знаниями и с практическим применением ими эти-ческих принципов.
Неэтичное поведение в консультировании может принимать разные формы. Искушения, общие для всех людей, существуют и для консультантов. К таким искушениям относятся физическая близость, распространение спле-тен или возможность карьерного роста (за взятку). Определенные формы не-этичного поведения являются очевидными и допускаются сознательно, тогда как другие - более скрыты и непреднамеренны. Но в любом случае пагуб-ность последствий одинакова [1, С. 65-67].
Вот несколько наиболее распространенных форм неэтичного поведения в консультировании: нарушение конфиденциальности; превышение уровня профессиональной компетенции; пренебрежение своими обязанностями; претензии на компетенцию, которой не обладаешь; навязывание собственных ценностей клиенту; попытка поставить клиента в зависимость; сексуальные действия с клиентом; определенные конфликты интересов, такие как двойст-венные отношения; спорные финансовые договоренности, в частности назна-чение чрезмерной платы; несоответствие рекламе [2, С. 77].
Область консультирования, в которой этические кризисы обычны, - это консультирование по вопросам брака и семьи. Причина состоит в том, что консультанты работают с несколькими людьми как с системой, и маловеро-ятно, что все элементы системы преследуют одни и те же цели.
Для преодоления потенциальных этических проблем Томас разработал динамическую процесс-ориентированную модель для использования ее кон-сультантами при работе с семьями. В этой модели рассматривается шесть ценностей, которые воздействуют на консультанта, клиентов и на процесс консультирования:
а) ответственность;
б) честность;
в) обязательства;
г) наличие свободы выбора;
д) полномочия;
е) право огорчать [2, С. 78].
Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому исследованию или под-вергнут психологическому воздействию без добровольного согласия.
Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию каждого члена семьи и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип лич-ной ответственности клиента (одного из членов семьи, нескольких членов семьи или всей семьи, т.е. тех, с кем проводится консультирование) означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения про-блемы [8, С. 119].
Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследо-вания психологических особенностей семьи с позиций всех ее членов, «гла-зами» всех участников семейного процесса. Образ семейных отношений и семейного взаимодействия у обоих супругов, родителей и детей выполняет ориентирующую функцию.
Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструкция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направленностью на установление причинно-следственных зависимостей [8, С. 120].
Принцип совместной выработки решений является логическим про-должением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Назовем причины необхо-димости отказа от готовых рекомендаций:
- консультант и клиент говорят на разных языках - языке «научной психологии» и языке психологии «житейской»;
- предложенные рекомендации могут быть не приняты клиентом в силу иного понимания и интерпретации событий и проблем семей-ной жизни.
- готовые рекомендации освобождают клиента от необходимости принятия решения и открывают возможность перекладывания бре-мени ответственности на консультанта.
- готовое решение и план и его реализации определенным образом позиционируют отношения консультанта и клиента как отношения «сверху», формируют зависимость от консультанта [8, С. 120].
Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не всегда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических проблем семейного контекста.
Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диаг-ностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, пред-ставляет собой вид психологического воздействия, обладающего определен-ным эффектом для личности и семьи.
Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. По-зиционирование консультанта и клиента осуществляется в начале установле-ния контакта и выполняет функцию организации совместной деятельности по анализу проблемы и поиску ее решения. Структурирование позиций опре-деляется мотивационной направленностью клиента, его личностными осо-бенностями и реализуемой консультантом теоретической моделью консуль-тирования, в частности мерой директивности консультанта. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «консультант сверху», и «клиент сверху» [8, С. 121].
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консульти-рование. - М., 2005.
2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник. - СПб.: Питер, 2007.
4. Клиническая психология / Под редакцией М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 1998. - 985 с.
5. Мидор Б., Роджерс К. Личностно-центрированная терапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, № 4.
6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. - М.: Смысл, 1993. - 332 с.
8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирова-ния / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 192 с.
9. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: Изд-во «Психотерапия», 2008. - 656 с.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR